Индивидуальная работа с ребенком в познавательном развитии в детском саду

ТАТЬЯНА ПЕТРОВА
Индивидуальная работа с детьми старшей группы

Индивидуальная работа с детьми старшей группы№ 12

на 2018-2019 учебный год.

Месяц:сентябрь Воспитател: Петрова Т. Р

Образовательная область Социально – коммуникативное развитие

Содержание педагогической работы Формы работы Фамилия имя ребенка

• Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Социально-коммуникативное развитие

С свободное общение:

«Улица и ее особенности»,

«Что ты можешь рассказать свою улицу»Цель: Продолжать знакомить детей с понятиями «свет» и «тень», отметить, что солнечный день все предметы отбрасывают тень, контур которой повторяет силуэты объекта, развивать зрительное

Индивидуальная работа с Ромой Т

«Попади в цель».

Цель: развивать меткость, глазомер

• Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Совершенствовать умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Дид. упр. «Кто правильно и быстро сложит одежду».

Образовательная область «Познавательное развитие и развитие речи»

ФЭМП Занятие 1.Цель: Закреплять умение считать в пределах 5; знакомство с порядковым значением числа; развитие умения

правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?». Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте

предметы, обозначать соответствующие признаки словами длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий. Познакомить с

прямоугольником на основе сравнения его с квадратом. И. А. Помараева, В. А. Позина ФЭМП стр. 21

Д/и «Собери цепочку» Индивидуальная работа с Гошей и Ромой Т «Что там» — закреплять умения устанавливать отношения между пятью объектами по величине. (складывание матрешки)

• Развитие познавательно-исследовательской деятельности.Наблюдение: отражение солнца в лужах.Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, с такими явлением, как таяние снега. Учить отражать в речи результаты наблюдений, развивать познавательный интерес.

Подвижная игра

«Мышь и кот».

Цель: учить бегать друг за другом, не натыкаясь на предметы, уметь быстро действовать по сигналу воспитателя.

Индивидуально с Тимошей– закрепить название месяцев.

• Сенсорное развитие. Игра со строительным материалом на тему «Городок наш небольшой» -учить использовать в строительстве различные кубики Саша С

• Ознакомление с предметным окружением.

С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа— милиционер»-закреплять навыки правильного поведения на улице.

Д. И. «Островок безопасности» развивать внимание, закреплять правила безопасности

Гоша З

• Ознакомление с социальным миром.

С. Р. И. «Детский сад»Цель: Расширить знания детей о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника

Рома Т

• Ознакомление с миром природы.

Ознакомление с трудом взрослых:

помощь в поливании цветов

— продолжаем наблюдать за тем,как льется вода из лейки и впитывается в землю Цель: рассказать детям, что растения нуждаются в уходе и поливе

Тимоша М

• Развитие Речи

Звуковая культура речи: звуки з и зь.Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь.

В. В. Гербова Развитие речи в детском саду, с. 32 речи. Д. И.Речевого содержания: «Чудесный мешочек»Цель: закреплять названия предметов на ощупь.

• Приобщение к художественной литературе.Художественная литература чтение: стихотворения А. Плещеева «Туча небо кроет.»Цель: продолжать учить слушать стих-ние. Созинов С

Приобщение к искусству

Рисование

Тема: «Золотая осень»Цель: Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т. д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких, красивых рисунков. Приобщать к изобразительному искусству. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду стр. 31

Д. И. «Какая, какой, какое?»Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению

С. Р. И. «Магазин»Цель: Закрепить ролевое взаимодействие продавец – покупатель, взаимовежливость. Товар продается за деньги.

Зуев Г. Строганов Д

Изобразительная деятельность. Дидактическая игра» Миски трех медведей»Цель: Учить детей лепить мисочки разного размера, используя приём раскатывания пластилина кругообразными движениями. Учить спющивать края мисочки. Закреплять умение лепить аккуратно.

Зуев Г

Конструктивно-модельная деятельность. Конструирование «Самолет» Упражнять в конструировании самолетов по образцу, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек; различать и называть геометрические фигуры. Л. В. Куцакова. Тимоша М

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни..Тема: «Неожиданная встреча» Объяснять правила взаимодействия с незнакомыми детьми и подростками. Закрепить знания пользования телефоном 01, 02, 03 103

К-г навыки:Закреплять у детей навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать своим. Ашмарина М. Ибатуллина А

Источник

Индивидуальная работа
по познавательному развитию детей
старшего дошкольного возраста

Автор: Летова Галина Васильевна

Организация: МБДОУ № 207

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.

Читайте также:  Центр развития ребенка алые парус

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах проблемах каждого ребенка.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы (далее – система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга». 

Мониторинг проводится 3 раза: в начале года, в середине (промежуточный) и в конце года.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемы сфера, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяющие задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

Так, если существенных проблем не выявлено, акцент в проекте делается на направлениях, характерных для данного возрастного этапа. Предусматриваются педагогические средства и способы для сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка. Если же в развитии ребенка наблюдаются проблемы, целесообразно концентрировать усилия на решении тех аспектов развития, где более сильно проявляются проблемы или эти проблемы существенно влияют на процесс развития ребенка.

Цели должны быть конкретными и реальными, то есть такими, которые можно достичь в течение нескольких недель. Для этого надо сформулировать ответы на следующие вопросы.

В чем заключается проблема данного ребенка? Что можно определить как достижение ребенка?

  1. Чего мы хотим достичь за несколько недель?  (Будьте конкретными и реалистичными в постановке задач.)
  2. Какая специальная работы может помочь решению проблем и поддержке достижений?   (Определяются содержание работы и формы ее реализации в педагогическом процессе детского сада, формулируются рекомендации семье.)

В последние несколько лет принцип индивидуального подхода является одним из профильных направлений воспитания в детских дошкольных учреждениях.

Использование индивидуальной работы с ребенком в детском саду — это неотъемлемая часть работы воспитателя с давних времен. Современное время требует от дошкольных педагогических работников  шагать в ногу со стандартами. Тем самым  создавая условия для реализации следующих принципов ФГОС:  учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка; оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют нам спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.

В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети «ослаблены» имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные и педагогически запущенные. Планируя индивидуальную работу, мы  учитываем психические и индивидуальные особенности ребёнка.

Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.

Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в знаниях, проводятся  преимущественно в форме игры. Партнёром по игре  бывает и  взрослый, и другой ребёнок.

В первую половину дня мы проводим большую индивидуальную работу с детьми по познавательному развитию: сенсорное развитие, ФЭМП, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Организуем специальные игры и упражнения с теми из них, которые нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в каких-либо движениях.

Мы  занимаемся с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками. Например, недостаточно любознательным детям поручаются интересные наблюдения (например, за синичками, которые прилетели на участок, полюбоваться красотой зимнего утра и т. п.).

Во второй половине дня мы проводим индивидуальную работу с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов речи.

Во время прогулок нами так же проводится индивидуальная работа с детьми: используем такие игры, как: «четвертый лишний», «беги к дереву, который назову», «посчитай птичек», «летает-не летает (с мячом) и т.п.

Планируется индивидуальная работа с детьми и  во время режимных моментов(воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности развитие речи, движений и т. д.) и ведётся педагогами  на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности.

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

Читайте также:  Физическое отставание в развитии грудного ребенка

эмоциональный комфорт (положительные эмоции);

демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);

достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);

большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда.

Четыре направления познавательной активности:

— знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы их непосредственного восприятия и опыта;

— установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, что приводит к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

— формирование избирательных интересов; как следствие – формирование положительного отношения к миру.

Основные задачи познавательного развития детей

1. Обогащать познавательную сферу информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передавать информацию через слово.

2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми.

3. Помогать упорядочивать сведения о мире, формировать представление о его целостности.

4. Формировать бережное и созидательное отношение к миру, закреплять свой положительный опыт.

5. Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию избирательных интересов, проявлению самостоятельной познавательной активности.

6. Создавать условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности и на разных содержаниях.

Процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно поэтому обучение и воспитание детей должно основываться на принципе индивидуального подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей. Эффективность воспитательного и педагогического воздействия определяется не только объективными, но и субъективными особенностями личности, поэтому оно должно соответствовать психологическим особенностям ребенка.

Планирование дидактических игр в индивидуальной работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

5-6 лет

д/и

1

Упражнять в счете в пределах 5; уметь сравнивать две группы предметов, или убирая из большей группы предмет, или добавляя к меньшей группе недостающий.

Уметь ориентировать в пространстве и обозначать словами направления

«Чего не стало?»

«Соберем в корзину»

«Что, где?»

«Пропущенное число»

«Отсчитай столько же»

«Найди цифру»

«По порядку стройся»

2

Уметь называть числа до 5 в прямом и обратном порядке.

Уметь раскладывать цифры по порядку до 5 и называть их.

Различать количественный и

порядковый счет, отвечать на вопросы:

сколько, который.

Уметь ориентироваться на листе бумаги,

отражать в речи направление

«Что изменилось?»

«Какой цифры не стало?»

«Что спрятали?»

«Фигуры высшего пилотажа»»

«Правее и выше»

«Что? Где?»

«Слева — справа»

«Вверх-вниз»

«Говорящая стрелка»

«Прятки»

«Веселые числа»

«Назови скорее»

3

Упражнять в счете по осязанию в пределах 5.

Познакомить с нулем.

Упражнять в счете в пределах 5

«Игра с яблоками»

«Найди столько же»

«Назови соседей»

«Посчитай и ответь»

«Магазин игрушек»

«Кто быстрее»

«Исправь ошибку»

«Что изменилось?»

«Кто знает, пусть дальше считает»

4

Закрепить умение увеличивать и уменьшать число на один.

Знать, что число не зависит от величины

предмета и местоположения.

Закрепить название частей суток.

«Назови скорей»

«Собери букет»

«Неделька, стройся!»

«Назови по порядку»

«Утро, день, вечер»

«Сколько времени»

«Вчера, сегодня, завтра»

«Цветная неделя»

5

Закреплять названия геометрических фигур.

Познакомить с четырехугольником.

Классифицировать фигуры по величине и форме. Уметь ориентироваться в

пространстве, отражать в речи направление

«Назови предмет такой же формы»

«Где правая, где левая?»

«Кто больше назовет предметов

треугольной формы (прямоугольной)»

«Сделай узор»

«Сделай из одной геометрической

фигуры другую»

«Почта»

6

Познакомить с образованием числа 6 и

цифрой шесть. Правильно соотносить числительное с предметами.

Упражнять в счете на слух. Закреплять

представление о частях суток

«В какой руке сколько?»

«Чудесный мешочек»

«Неделька, стройся!»

«Сделай столько же»

«Назови число»

«Что спрятано»

7

Упражнять в счете в порядке шести.

Уметь составлять силуэт из четырех

равнобедренных фигур.

Развивать воображение

«Назови соседей»

«Считай меньше»

«Укрась елочку»

«Волшебники»

«Вопрос – ответ»

«Полезно – вредно»

«А я думаю так»

«Отгадай — ка»

8

Упражнять в измерении протяженности с помощью условной меры.

Познакомить с образованием числа 7 и

цифрой семь.

Закрепить названия геометрических фигур.

«В какой руке сколько?»

«Какой цифры не стало?»

«Найди фигуру»

«Орнамент»

«Да и нет»

«Кто больше принесет»

«Кто больше запомнил»

9

Учить делить предмет на 2 равные части. Уметь показать 1/2. На конкретном материале установить, что целое больше части. Упражнять в счете в пределах семи

«Считай по порядку»

«Я целое, а ты часть»

«Сделаем вместе из части целое»

«Кто в домике живет»

10

Упражнять в счете в пределах 10.

Закрепить представление о геометрических фигурах. Упражнять в

ориентировке в пространстве

«Назови такой же»

«Где левая, где правая?»

«Найди варианты»

«Волшебники»

«Орнамент»

«Кружок – самолет»

Опубликовано: 13.07.2016

Источник

Ксюша Никулина
Цикл индивидуальных занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальное занятие № 2

Приветственная беседа с ребенком.

Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта с ребенком.

Задание 1. «Волшебные узелки»

Цель: Развитие мелкой моторики

Задание 2. «Что ты услышал?»

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в доу по вераксе

Цели: обучение способности концентрации внимания на слуховых сигналах.

Содержание

Педагог стучит молотком, звонит в звонок и т. д. Ребенок должен угадать, каким предметом произведен звук.

Звуки на начальном этапе должны быть яркими контрастными, а затем могут быть похожими по звучанию.

Задание 3. «Четвертый лишний»

Цель: развитие мышления, внимания, зрительного восприятия, умения классифицировать предметы.

Задание 4. «Выкладывание из палочек геометрических фигур» (квадрат, треугольник, ромб, четырехугольник и т. д.)

Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

Задание 5. Физкультминутка «Зайчик»

Задание 6. «Учимся рассказывать по картинкам»

Цель: развитие речи, умение выражать свои мысли.

Внимательно рассмотри картинки и ответь на вопросы.

Кто нарисован на первой картинке, что они делают?

Расскажи, что произошло, когда бабушка ушла?

Что увидела бабушка, когда пришла в комнату?

Задание 7. «Раскрась картинку, на которой гриб выше цветка»

Цель: развитие зрительного восприятия

Рефлексия

Тебе понравилось играть сегодня? Какая игра понравилась больше всего?

Какой смайлик похож на твое настроение сегодня?

Индивидуальное занятие № 3

Приветственная беседа с ребенком.

Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта с ребенком.

Задание 1. «Волшебные узелки»

Задание 2. «Найди ошибки в рисунке художника»

Цель: развитие внимания, развитие зрительного восприятия и памяти.

Содержание

Внимательно рассмотри картинку и скажи, какие ошибки допустил художник.

Задание 3. «Найди дом для каждого животного»

Цель: развитие памяти, мышления, развитие умения применять жизненный опыт в игре.

Задание 4. «Коробочка форм»

Цель: развитие мышления, внимания, зрительного восприятия.

В нашем кабинете тоже есть очень интересный домик. В нем живут разные фигуры. У каждой фигуры есть свое окошко. Попробуй его найти. Ребенку предлагается коробочка форм и несколько фигур.

Задание 5. Физкультминутка «Краб. Сороконожки»

Задание 6. «Учимся рассказывать по картинкам» Сюжет сказки «Колобок»

Цель: развитие связной, последовательной речи.

Содержание

Вспомни сказку «Колобок» и начни ее рассказывать.

Задание 7. «Дорисуй лампы»

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, целостного восприятия

Рефлексия

Тебе понравилось играть сегодня? Какая игра понравилась больше всего?

Какой смайлик похож на твое настроение сегодня?

Индивидуальное занятие № 4

Приветственная беседа с ребенком.

Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта с ребенком.

Задание 1. Чудесные пуговицы «Сделай бусы»

Цель: развитие мелкой моторики

Содержание

Перед тобой лежат пуговицы и образец бус, которые ты попробуешь сделать.

Задание 2. «Учимся находить одинаковые фигуры»

Цель: развитие внимания, развитие зрительного восприятия, мышления, умения сравнивать предметы.

Содержание

В каждой строке есть две одинаковые фигуры. Одна из них находится слева. Найди вторую и обведи ее простым карандашом.

Раскрась одинаковые фигуры в верхней строке красным карандашом, в средней зеленым, а в нижней строке – синим.

Задание 3. Разрезная картинка «У лукоморья дуб зеленый»

Цель: развитие памяти, мышления, внимания.

Содержание

Посмотри на картинку. Кто на ней изображен? Как ты думаешь, из какой это сказки? Эта картинка разрезана на семь частей. Попробуй ее собрать.

Задание 4. «Сравнение предметов по величине».

Цель: развитие мышления, внимания, зрительного восприятия.

Содержание

Рассмотри картинку и скажи, что мы можем назвать широким, а что узким?

А в нашей комнате есть широкие и узкие предметы? Вспомни, что еще можно назвать широким и узким на улице или дома.

Задание 5. Физкультминутка «Краб. Сороконожки»

Задание 6. Учимся рассказывать по картинкам «На берегу озера»

Цель: развитие связной, последовательной речи.

Что ребята делали на берегу озера?

Кто играл вместе с ребятами?

Что случилось?

Кто и как достал мяч из воды?

Задание 7. «Дорисуй предметы»

Цель: развитие внимания, целостности восприятия, умения пользоваться карандашом.

Рефлексия

Тебе понравилось играть сегодня? Какая игра понравилась больше всего?

Какой смайлик похож на твое настроение сегодня?

Индивидуальное занятие № 5

Приветственная беседа с ребенком.

Цель: снятие эмоционального напряжения, установление контакта с ребенком.

Задание 1. Чудесные пуговицы «Сделай часы»

Задание 2. «Кто куда спрятался»

Цель: развитие внимания, развитие зрительного восприятия и памяти.

Содержание

Дети решили поиграть в прятки. Помоги мальчику найти друзей.

Задание 3. «Чего не хватает»

Цель: развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Содержание

Рассмотри карточку и скажи, какая фигура должна быть в пустой клеточке.

Задание 4. «Найди домик для фигуры»

Цель: развитие мышления, внимания, зрительного восприятия, развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.

Содержание

На листе изображены различные геометрические фигуры разного цвета. Это домики. Найди им жильцов.

Задание 5. Физкультминутка «Братья»

Задание 6. «Опиши предмет»

Цель:обучение способности: концентрировать внимание на ощущениях своего тела.

Содержание

Ребенку предлагается любой предмет, который он должен описать.

Вначале опиши предмет с закрытыми глазами, а потом с открытыми глазами.

Задание 7. «Дорисуй прожилки у листьев»

Цель: развитие внимания, целостности восприятия.

Рефлексия

Тебе понравилось играть сегодня? Какая игра понравилась больше всего?

Какой смайлик похож на твое настроение сегодня?

Источник