Индивидуальная работа с агрессивным ребенком 5 лет

Индивидуальная работа с агрессивным ребенком 5 лет thumbnail

Индивидуальная программа

коррекции агрессивного поведения

с использованием методов

арт-терапии

у дошкольников 5-6 лет

Разработчик программы:

педагог – психолог:

 Прокопьева Наталия Геннадьевна

Адрес: 429960, Чувашская Республика,

г. Новочебоксарск,

ул. Воинов-Интернационалистов, д. 19

Новочебоксарск – 2015

Пояснительная записка

Агрессивные дети — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Именно через творческую деятельность можно добиться развивающего и коррекционного эффекта в работе с детьми.

Цель  программы  — преодоление агрессивного поведения дошкольника.

Задачи: 

— Снижение уровня личностной тревожности;

— Обучение техникам и способам саморегуляции;

— Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии;

— Обучение конструктивным поведенческим реакциям.

В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с агрессивностью. Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 5- 6 лет.

Программа включает в себя 9 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня продолжительностью 20-40 минут, в зависимости от желания ребенка.

1-3 занятие – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снижение уровня личностной тревожности.

4-6 занятие — обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

6-8 занятие — формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии.

9 занятие — обучение конструктивным поведенческим реакциям.

Перед проведением программы и по ее завершению проводится диагностика агрессивности для выявления эффективности проведенной работы (Приложение 2).

В Программе предусмотрены рекомендации по общению с агрессивными детьми для родителей и воспитателей (Приложение 3).

Предполагаемые результаты реализации программы.

Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразиться:

1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.

2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

3. В повышении уровня межличностных взаимоотношений между детьми.

4. В снижении уровня агрессивного поведения.

5. В повышении культуры общения.

Тематический план индивидуальных занятий по коррекции агрессивности.

Этапы работы

Цель

Содержание коррекционной работы

Обучение способам           выражения гнева

1.Формирование осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

1. Рисование мыльными пузырями

2. Работа с эмоциями

3. Раскрась картинки с эмоциями

4. Работа с водяным пистолетом

5. Дыхательное упражнение

 

2.Обучение способам выражения негативного  эмоционального состояния социально приемлемыми способами.

1.Сказка «Львенок»

2.Упражнение «Упрямая подушка»

3.Упражнение «Ругаемся овощами»

4.Творческая работа «Подарок для друга»

 

3.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

1.Рисование шариком по краскам

2.Сортировка эмоций

3.Мешочек для криков

4.Изменение эмоций

Обучение приемам саморегуляции

4.Гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные  каналы, снятие напряжения.

1.Упражнение «Танец злости»

2. Рисование злости

3. Слушание музыки «Добрый жук»

4. Рисование радости

5. Упражнение «Ласковые лапки»

 

5.Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессии и позитивная трансформация негативных эмоций, снятие напряжения.

1.Упражнение «Хорошо-плохо»

2.Страна злости

3. Просмотр мультфильма «Лунтик», серия «Хорошие манеры»

 

6.Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, развитие креативности.

1.Упражнение «Кубик эмоций»

2.Упражнение «Танцующие ниточки»

3.Советы избавления от злости

4. Лепка «Змея»

Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии

7. Гармонизация эмоционального состояния,  снятие напряжения, развитие эмпатии.

1.Сказка «Как лисичка бычка обидела»

2.Упражнение «Мирись-мирись»

3.Упражнение «Проблемные ситуации»

4. Рисование подарка для друга

 

8.Осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения.

1.Раскрашивание мандалы

2. Чтение сказки «Неприятности»

3.Тренинг эмоций

4.Рисование «Добро-зло»

Обучение

конструктивным поведенческим реакциям.

9. Расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении.

1. Сказка «О девочке, которая не умела играть»

2. Упражнение «Найди выход»

3. Релаксация

4. «За что меня любит мама»

5. Изготовление талисмана

Источник

План индивидуальной

коррекционно-развивающей работы

с детьми, склонных к проявлению

агрессии в поведении

Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций.

Задачи:

1. Снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

2. Развитие эмоциональной сферы.

3. Развитие произвольного поведения и самоконтроля.

Форма проведения: индивидуальная. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.

— снижение психоэмоционального напряжения

— развитие произвольного внимания;

— развитие произвольного поведения и самоконтроля

1. Упражнение

«Вдох — выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

2. Упражнение

Беседа на тему «Мое настроение». Проговорить с ребенком о его настроении в данный момент, о его переживаниях, чувствах.

3. Упражнение

«Тише — громче»

Ребенку показывается красный и синий шарики и говорится, что если красный шарик можно топать ногами, если синий, то нужно стоять спокойно.

Читайте также:  Стеноз у ребенка 5 лет

Повторить несколько раз.

3. Упражнение

Снятие психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате, наблюдая за световыми эффектами.

2.

— снижение психоэмоционального и мышечного напряжения,

— развитие внимания и произвольного поведения.

1. Упражнение

В сенсорной комнате под музыку «Шум дождя» ребенку предлагается поиграть с маракасом, имитирующий шум дождя.

2. Упражнение

Предложить ребенку нарисовать свое настроение.

Предложить ребенку рассказать почему у него такое настроение? И.д.

3. Упражнение

«Считаем до 10». Беседа о том, что не всегда можно решить конфликт кулаками, нужно все обдумать, а для начала можно про себя сосчитать до 10

4. Упражнение

«Вдох — выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

3.

— снижение психоэмоционального напряжения;

— развитие внимательности, усидчивости;

— развитие эмоциональной сферы

1. Упражнение

Раскрашивание «Мандал»

2. Упражнение

Беседа о хорошем настроении.

— когда у меня хорошее настроение, то я…;

— когда у меня плохое настроение, то я …;

Подвести беседу к тому, что с хорошим настроением вся работа выполняется быстрее, очень много друзей появляется и т.д.

3 Упражнение

В сенсорной комнате наблюдение за звездным небом под спокойную музыку.

4. Упражнение

«Вдох — выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

4.

— снижение психоэмоционального напряжения;

— развитие эмоциональной сферы;

— развитие коммуникативных навыков;

1. Упражнение

Закрепление знаний о положительном поведении и настроении

Предложить ребенку нарисовать его настроение. Проговорить, какое настроение у него сейчас.

2. Упражнение

Расслабление под спокойную музыку и световые эффекты.

3. Упражнение

«Вдох — выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

5.

— снятие эмоционального напряжения,

— развитие наблюдательности, внимания, воображения

1. Упражнение

«Снежки». Ребенку проговаривается, что в моменты, когда тебе хочется позлиться, покричать, можно скомкать несколько листов бумаги и бросить их например в кузов машинки и мусорную корзинку, главное попасть в цель.

2. Упражнение

Беседа «Какой Я…» Проговорить с ребенком о его настроении, поведении, о друзьях, родителях

3. Расслабление в процессе наблюдения за световым эффектом «Водопад»

4. «Вдох — выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

6.

— развитие внимания

— развитие произвольного поведения и самоконтроля

— развитие мелкой моторики

— снижение психоэмоционального напряжения

1. Упражнение

«Рисуем 2 руками»

Предложить ребенку нарисовать дорожку на листе сначала правой, затем левой рукой.

2. Упражнение

«Зайчики». На звон бубенчика ребенок прыгает по ковру, на шум погремушки замирает. Повторить несколько раз

3. Упражнение

«На лесной полянке». В сенсорной комнате включены световые эффекты, предложить ребенку представит, что он лежит на лесной полянке, вокруг летают бабочки, недалеко шумит водопад и т.д.

4. «Вдох — выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

7.

— снижение психоэмоционального напряжения;

— развитие воображения,

— развитие произвольного поведения и самоконтроля

1 Упражнение

«Выжимаем апельсин»

Предложить ребенку представить, что у него в руках сочный апельсин, нужно как можно сильнее сжать руку и выжить весь сок.

2. Упражнение

«Волшебные линии». Ребенок рисует в произвольном порядке линии, а затем ищет в них знакомые предметы, животных.

3 Упражнение

Беседа «Что хорошо, а что плохо»

— Помогать маме хорошо или плохо?

Ухаживать за домашними животными хорошо или плохо?

Валяться на улице в грязи хорошо или плохо? И т.д.

4. «Вдох — выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

8.

— развитие внимания

— развитие коммуникативных навыков

— снятие психоэмоционального напряжения

1. Упражнение

«Кричалки- шепталки-молчалки»

Когда педагог поднимает красный шарик — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтый — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синий шарик —нужно замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками».

2. Упражнение

Беседа на тему «Какой я, когда…». Беседа о настроении, поведении, дружбе. Подвести итог беседы словами, что нужно быть добрым, нужно дружить с детьми и не обижать их и т.д.

3 Упражнение

Расслабление под музыку «Шум моря» и пузырьковую колонну в сенсорной комнате.

4. Упражнение

Настольно печатная игра «Рыбки»

5. «Вдох — выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

9.

— развитие воображения

— развитие внимания, наблюдательности, памяти

— снятие психоэмоционального напряжения

1 Упражнение

«Попади в цель»

Ребенку проговаривается, что в моменты, когда тебе хочется позлиться, покричать, можно скомкать несколько листов бумаги и бросить их например в кузов машинки и мусорную корзинку, главное попасть в цель.

2 Упражнение

Расслабление под спокойную музыку в сенсорной комнате.

3 Упражнение

Беседа на тему «Как вести себя, когда ты обиделся»

Проговорить, что в случаях, когда ты обиделся можно сосчитать до 10, мысленно выжать апельсин, глубоко вздохнуть и выдохнуть.

4. «Вдох — выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Читайте также:  Дозировка парацетамола при температуре у ребенка 5 лет

10.

— снижение психоэмоционального напряжения

— развитие внимания и памяти

— развитие произвольного поведения и самоконтроля

1 Упражнение

Рисунок «Моя семья», рассмотреть рисунок, спросить, кто нарисован на рисунке и т.д.

2 Упражнение

Расслабление под спокойную музыку в сенсорной комнате и световые эффекты.

3 Упражнение

«Говори»

— Я буду задавать вопросы, а ты должен будешь отвечать только после того как я скажи волшебное слово «говори»

— Какое сейчас время года?

— Назови летние месяцы….. и т.д

4. «Вдох — выдох»

Вдохнуть в себя, задержать дыхание и выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Источник

Наталья Планина
Основные приемы работы воспитателя с агрессивными детьми

«Основные приёмы работы воспитателя с агрессивными детьми»

Дети с нарушениями поведения — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что они вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Нередко встречаются ситуации, когда агрессивность ребёнка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Это часто встречается в семьях, где родители переусердствовали с запретами или же заставляют что-то делать, вызывая у него реакцию протеста.

Агрессивность, конфликтность, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемлённым самолюбием. Она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребёнок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.

Советы, касающиеся стиля поведения взрослых с конфликтными детьми:

-сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание себе под нос.

-не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего.

-после конфликта обговорите с ребёнком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребёнка. которые привели к конфликту.

-не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет провоцировать их.

-не всегда следует вмешиваться в ссоры детей, т. к. дети порой сами находят общий язык. Если же во время ссор один из детей всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать игру, чтобы предотвратить формирование робости у побеждённого.

Наибольшую трудность представляет собой работа с семьей, т. к. очень часто родители либо не видят проблемы, либо не хотят признавать ее наличие и что-то менять во взаимоотношениях с ребенком. Часто, начиная решать проблему поведенческих нарушений конкретного ребенка, приходится сталкиваться с трудноразрешимой проблемой нарушения психологического здоровья самих родителей, нарушения механизмов функционирования семьи, проблемой неполных семей, наличия конфликтов между родителями и т. п.

Советы родителям агрессивного (конфликтного) ребёнка

— помните, что запрет или повышение голоса- самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребёнка будет снята;

-дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;

-показывайте ребёнку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нём вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

-пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Основные приемы взаимодействия с детьми в случаях проявления физической агрессии.

1. В том случае, когда взрослый видит, что ребенка уже некогда отвлекать и нападение вот-вот состоится — наилучшей реакцией взрослого будет просто отвести руку ребенка или удержать его за плечи. При этом нужно резко сказать ребенку «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки не позволены.

2. Резкое слово агрессивному ребенку и благосклонное внимание пострадавшему могут явно показать ребенку, что он проигрывает от последствий своего поведения. (Конечно, очень важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием).

3. Не стоит принуждать ребенка к извинению — некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.

Читайте также:  Ребенок 5 лет спит с запрокинутой головой

4. У агрессивного ребенка необходимо стимулировать возникновение гуманных чувств по отношению к обиженному им ребенку («Саша, неужели тебе не жалко других детей?», «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»).

5. Ребенка, совершившего агрессивный поступок, необходимо подводить к осознанию и пониманию им причин своего поведения, а также его ближайших и отдаленных последствий («Ты стукнул Веру потому, что., а еще почему. ?»).

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения.

Основные приемы взаимодействия с детьми в случаях проявления вербальной агрессии

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

1. Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не намерены кого-то шокировать. В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать.

2. Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещено. Ребенок использует его для эффекта, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время — один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в ругательстве, если не будет видеть желаемого эффекта.

3. Бывает необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет. В этом случае резкое, неодобрительное «Довольно!» действует лучше длительной неодобрительной тирады. Также лучше воздержаться от привлечения внимания других взрослых к сквернословия.

4. Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно давать им альтернативу брани — слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности.

5. Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как меньше обращать на них внимание. Целесообразно игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если и другие дети тоже научатся не обращать на него внимания, когда он грубит, ребенок поймет, что продолжать не стоит.

В группе необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными.

Как играть с агрессивными детьми

На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает наш многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (и мы всегда предупреждаем родителей об этом, но через 4—8 занятий «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.

«Жужа»

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

Клеевой дождик (способствует сплоченности)

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула;

2. Проползти под столами;

3. Прятаться от диких животных.

Дети не должны отцепляться от своего партнера.

Спина к спине (развивает умение детей договариваться друг с другом)

Дети садятся спиной друг к другу. Задача – договориться о чем-нибудь. Лучше, если тему разговора придумают сами дети, но и взрослый может им помочь.

Газета (формирует чувство сплоченности)

Детям предлагается на развернутую газету вчетвером, потом газету сложить и опять всем встать на нее. Потом еще сложить и снова встать.

Липучка (формирует чувство сплоченности)

Дети бегают по группе,взявшись за руки и произносят: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать»

Да и нет

Дети делятся на пары.Договариваются: один говорит «да», другой «нет». Кто кого перекричит. По сигналу прекращают спор.Обратить внимание: «Как хорошо в группе, в тишине».

В заключение хочется отметить, что нам, взрослым,важно помнить следующее: агрессия — это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И наша основная задача — научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Источник