Индивидуальная карта развития ребенка с зпр в детском саду образец
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
Индивидуальное сопровождение – это система, взаимосвязанных по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а так же направлено на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.
Осуществление индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ.
1. Собирается информация о ребенке, его родителях, условиях жизни и др.
Изучаются медицинские показания (проводят мед. работники). Берется на заметку:
Группа здоровья.
Изучают заключения специалистов о состоянии здоровья.
Выявляют, стоит ли ребенок на инвалидности.
На основании изучения документации выявляют детей «группы риска» и доводят до сведения администрации, воспитателей той группы, куда идет ребенок.
Выявление условий семейного воспитания проводят воспитатели группы, психолог:
*Условия проживания.
*Вредные привычки родителей.
*Тип воспитания. Неблагополучные семьи берутся на заметку.
2. Изучаются особенности ребенка в период адаптации к условиям детского сада. Это очень важный период, как для ребенка, так и для всех, кто с ним работает. Потому что, именно в это время важно выявить все проблемы, связанные с развитием ребенка. Обращается внимание на:
· Коммуникативное поведение.
· Эмоциональное поведение.
· Познавательную сферу.
· Игровую деятельность.
3. Анализ полученной информации и выбор индивидуального маршрута сопровождения. Составляется индивидуальный план развития.
4. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Работа воспитателей в группе, оздоровительные мероприятия, занятия с логопедом, психологом и другими специалистами в детском саду.
5. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками сопровождения (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Выбор дальнейшего пути.
Все эти шаги условны, т.к. у каждого ребенка своя проблема, в решении которой используются адекватные пути. У всех участников индивидуального сопровождения ребенка в ДОУ присутствует заинтересованность в судьбе ребенка, желание помочь. Активно привлекайте родителей в процесс сопровождения, т.к. именно родители в первую очередь должны быть осведомлены о проблеме ребенка. Формируйте у родителей мнение на проблему ребенка.
В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Сегодня по отношению к проблемным детям широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребёнка, под которыми понимаются особенности познавательной , мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
В эти условия входят:
определённые организационные формы обучения;
определённая система коррекционно-развивающего обучения (КРО);
содержание индивидуально-групповых коррекционных занятий;
индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
Индивидуальный подход воспитания и обучения к каждому ребёнку с разными образовательными возможностями и потребностями помогает создать условия для развития личности и основывается на знании индивидуальных особенностей дошкольника. Поэтому дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе.
Структура индивидуальной программы для конкретного ребёнка включает в себя:
диагностику;
индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;
характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.
Материализацией индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ЗПР является специальная индивидуальная карта сопровождения развития и обучения, в которой отражаются все этапы коррекционно-развивающего процесса применительно к конкретному ребёнку.
Построение индивидуального маршрута начинается с комплексной диагностики, которую проводят специалисты: учитель – дефектолог, учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель и педагог-психолог. Причём каждый специалист ставит свой собственный диагноз, иными словами, он ищет место приложения своего профессионального мастерства по отношению к каждому ребёнку. Одну из проблем специалист выделяет более чётко, другие в это время решаются в фоновом режиме, но постоянно их подразумевает, соизмеряя с ними свои действия и полученные результаты. Таким образом, постановка диагноза каждым специалистом – это видение индивидуальных характеристик каждого ребёнка, возможностей его развития и социальной интеграции в современное общество
Все этапы диагностики, отражаются в «индивидуальной карте развития ребёнка». Структура этой карты включает в себя следующее:
общие сведения о ребёнке.
анамнестические данные
психолого-педагогическое обследование, которое включает:
внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).
исследование движений и действий (состояние опорно-двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев , готовность руки к овладению письмом).
состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).
изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.
состояние игровой деятельности.
состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)
состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).
особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).
Изучение каждого процесса происходит с помощью различных диагностических методик
Затем педагогами разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).
В основе построения индивидуального образовательного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения и развития на протяжении определённого времени (весь период воспитания и обучения в группе).
Мы определили принципы построения индивидуального образовательного маршрута. Это-
Диагностика.
Индивидуальный подбор педагогических технологий.
Систематический контроль и корректировка.
Наблюдение.
Пошаговая фиксация.
Наметили цели работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка:
-повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,
-индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,
-социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.
-коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
-направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.
Вся коррекционная работа в ДОУ осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальной деятельности не имеет формальный характер. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с программами: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (Е.А. Стребелева), « Подготовка к школе детей с ЗПР» (С.Г. Шевченко), в рамках каждой задачи педагоги определяют собственные направления коррекционной работы индивидуально для каждого ребёнка:
сенсорное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, эталонов звуков; накопление обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребёнка;
накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности;
формирование элементов учебной деятельности;
формирование адекватных эмоционально — волевых проявлений и способов общения и взаимодействия.
Динамику коррекционно – развивающего процесса отражаем в листе контроля (лист обследования) динамики. Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам: игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.
Характеристика динамики развития ребёнка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика. Динамика развития зависит от выраженности нарушения. Основными показателями умственного развития ребёнка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения – пользуется ли ребёнок практической ориентировкой; обучаемость в процессе диагностического обследования; интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.
Индивидуальная карта сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностико-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе.
Основными средствами реализации предназначения образовательного учреждения являются:
· Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
· Реализация специализированных (коррекционных) программ дошкольного образования: Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Стребелевой,программа «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко, программа «Здоровье» (В.Г. Алямовская), технология М. Монтессори (сенсомоторика), а так же используются коррекционные методики, которые не противоречат основным направлениям образовательной работы по вышеуказанным программам, совершенствуют содержание образования и обеспечивают его программно-методическими материалами. Процессы воспитания и обучения не противоречат друг другу, взаимодополняют и обогащают развитие ребенка. Реализуя каждый раздел программы, сохраняется общая тенденция преемственности в обучении и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития. Создается личностно-ориентированная образовательная среда, направленная на:
· Обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического образования, предусмотренного Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании»
· Освоение дошкольниками обязательного минимума содержания дошкольного образования.
· Использование современных развивающих технологий, обеспечивающих качество образовательного процесса: проблемно-диалогическое обучение, игровые технологии обучения.
· Предоставление воспитанникам возможности реализовать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, коммуникативной, организаторской, трудовой в специально-организованных формах обучения и свободной деятельности, создание личностно-ориентированной образовательной среды.
· Организация комплексного подхода к ребенку со стороны всех участников педагогического процесса.
· Построение воспитательно-образовательной работы на основе психолого-медико-педагогической диагностики.
· Обеспечение благоприятного психологического климата, развитие совершенствование предметно — развивающей среды.
Таким образом, в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР развивается мыслительная деятельность, что способствует эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.
В результате работы у детей повышается уровень познавательной и мыслительной деятельности, улучшается память, внимание; активизировался пассивный и активный словарь. Дети становятся общительными и организованными, что свидетельствует о правильно организованной коррекционно – развивающей деятельности.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 15» ГОРОДА АЛЕЙСКА
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА 5 ЛЕТ С ОВЗ
________________________________________________
Г.АЛЕЙСК
ФИО ребенка_______________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Фамилия, имя, отчество законных представителей ребенка________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашний адрес, телефон____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата поступления в группу___________________________________________
Решение ТПМПК от ___________ Протокол № ___________ Принят на срок __________________________________________________________________
Заключение ТПМПК________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения карты ______________________________________________
Учитель — дефектолог _______________________________________________
Психолого-педагогическое обследование
Представления ребенка о себе и ближайшем окружении
Вопросы | Результат | |
НГ | КГ | |
Как тебя зовут, как твоя фамилия? | ||
Сколько тебе лет? (показывает; называет) | ||
С кем ты живешь? | ||
Как зовут маму, папу? (называет только имя; называет имя и отчество) | ||
Кем работает мама, папа? (не называет; называет действия; называет профессии) | ||
Кто ты: мальчик или девочка? | ||
Кем ты будешь когда вырастешь(папой или мамой; тётей или дядей)? | ||
Где ты живешь? (домашний адрес) | ||
Чем ты любишь заниматься? | ||
Во что ты любишь играть? | ||
Для чего нужны глаза, нос, уши? | ||
Какого человека можно назвать хорошим? | ||
Какого человека можно назвать плохим? |
Состояние интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия
- Восприятие предмета, картинки
(узнаёт и называет – узнаёт частично – не узнаёт и не называет)
Задания | Результат | |
НГ | КГ | |
«Покажи предмет» (где мячик, кукла ….) | ||
«Назови предмет» (узнавание зашумленного изображения) | ||
«Найди предмет» (узнавание наложенного друг на друга изображения) |
- Выделение в предмете существенных деталей, частей
(показывает – не показывает; называет – не называет)
Результат | Результат | ||||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
Ноги | Сиденье | ||||
Руки | Спинка | ||||
Голова | Ножки | ||||
Глаза | Полка | ||||
Уши | Рукав | ||||
Нос | Пуговица | ||||
Рот | Молния | ||||
Щеки | Петля | ||||
Пальцы | Колеса | ||||
Ногти | Руль | ||||
Живот | Кузов | ||||
Спина | Кабина |
- Восприятие величины
(выполняет самостоятельно, правильно – методом проб и ошибок – с помощью педагога – не выполняет)
Задания | Результат | |
НГ | КГ | |
«Разложи мячики по порядку» (большой – маленький) | ||
«Собери пирамидку, матрёшку» | ||
«Разложи карандаши по длине» (длинный — короткий) | ||
«Расставь домики по высоте» (высокий – низкий) | ||
«Разложи ленточки по ширине» (широкий – узкий) |
- Восприятие цвета
(соотносит – не соотносит; называет – не называет)
Цвет | Результат | |||
соотнесение | называние | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | |
Красный | ||||
Синий | ||||
Зеленый | ||||
Желтый | ||||
Белый | ||||
Черный | ||||
Оранжевый | ||||
Голубой | ||||
Розовый |
- Восприятие формы
(называет – выделяет по названию – не называет и не выделяет)
Формы | Результат | |
НГ | КГ | |
Круг | ||
Квадрат | ||
Треугольник | ||
Прямоугольник | ||
Узнавание, из каких геометрических фигур состоит предмет (узнаёт и называет все фигуры – узнаёт частично – не узнаёт) | ||
Дом | ||
Кораблик |
- Восприятие пространства
Ориентировка в собственном теле (различает — не различает) | |||||
Знания | Результат | ||||
НГ | КГ | ||||
Различение правой и левой стороны на себе | |||||
Различение правой и левой стороны на себе и на другом человеке | |||||
Ориентировка в пространстве (ориентируется – не ориентируется) | |||||
Верх – низ (вверху – внизу) | |||||
Вперед – назад (спереди – сзади) | |||||
Ориентировка на плоскости листа (ориентируется – ориентируется частично – не ориентируется) | |||||
Задания | Результат | ||||
По образцу | По словесной инструкции | ||||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
Раскладывание предметов вверху – внизу листа | |||||
Выкладывание «коврика» (верх – низ, право – лево, середина) | |||||
Понимание предлогов (понимает – не понимает, использует в речи – не использует) | |||||
Простые: | Понимание | Использование | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | ||
В | |||||
НА | |||||
ЗА | |||||
ПЕРЕД | |||||
ПОД | |||||
НАД | |||||
МЕЖДУ | |||||
Сложные: | |||||
ИЗ-ЗА | |||||
ИЗ-ПОД |
- Ориентировка во времени
(знает – не знает; показывает – не показывает; называет – не называет)
Знание | Результат | |
НГ | КГ | |
Утро | ||
День | ||
Вечер | ||
Ночь | ||
Осень | ||
Зима | ||
Весна | ||
Лето | ||
Названия дней недели |
Особенности памяти
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Скорость запоминания, точность воспроизведения | ||
Запоминает и воспроизводит 8 -10 слов в любом порядке | ||
Через 50-60 минут – 3-4 слова | ||
Заучивание короткого стихотворения (воспроизводит отдельные слова; путает строчки; переставляет слова; не воспроизводит) | ||
«Уронили мишку на пол …..» А. Барто | ||
«Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты» А.Плещеев | ||
Зрительная память | ||
Запомнить 6 – 7 картинок |
Особенности мышления
- Невербальная классификация геометрических фигур
(раскладывание фигур без речевой инструкции по цвету, форме, размеру: Блоки Дьенеша)
Умение | Результат | |
НГ | КГ | |
По двум признакам |
- Способность к обобщению, классификация
(называет – не называет; обобщает – не обобщает)
Лексические темы (по слову, по картинке) | Результат | |||
Обобщающее слово | Называние предметов | |||
НГ | КГ | НГ | КГ | |
«Игрушки» | ||||
«Овощи» | ||||
«Фрукты» | ||||
«Деревья» | ||||
«Одежда» | ||||
«Обувь» | ||||
«Посуда» | ||||
«Домашние животные» | ||||
«Дикие животные» | ||||
«Мебель» | ||||
«Транспорт» |
- Способность к мыслительной деятельности
Задания | Результат | |
НГ | КГ | |
Исключение лишнего предмета: (исключает с объяснением; исключает с ошибками; исключает без объяснений; не исключает) | «4й лишний» | «4й лишний» |
«Найди 5 отличий» (находит все – находит частично – не находит) | ||
«Что перепутал художник (нелепицы)» (находит все – находит частично – не находит) | ||
Понимание картинок со скрытым смыслом (понимает, объясняет – не понимает) | ||
Понимание и отгадывание загадок (5 лет – с картинками, 6 лет – без картинки) (понимает, может объяснить – не понимает) | ||
Установление причинноследственных связей (устанавливает – не устанавливает) |
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков общей и мелкой моторики
1. Состояние общей моторики
(по итогам наблюдений инструктора по физическому воспитанию)
Состояние | Результат | |
НГ | КГ | |
Сила движений | ||
Темп движений | ||
Точность движений | ||
Координация движений | ||
Переключение от одного движения к другому |
2. Уровень развития мелкой моторики
Определение ведущей руки _____________________________________
Умения | Результат | |
НГ | КГ | |
Уровень развития предметного рисунка (каракули, чирканье, предпосылки к предметному рисованию, предметное рисование) | ||
Умение объяснить свой рисунок (объясняет – не объясняет); | ||
Использование цвета в рисунке | ||
Умение держать карандаш (правильно — неправильно) | ||
Большой и указательный палец в кольцо: на правой руке | ||
на левой руке | ||
одновременно | ||
Вытянуть указательный и средний палец: на правой руке | ||
на левой руке | ||
одновременно | ||
Вытянуть указательный палец и мизинец: на правой руке | ||
на левой руке | ||
одновременно |
- Слуховое внимание
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Дифференциация звучащих игрушек (металлофон, погремушка, колокольчик) | ||
Определение направления источника звука (определяет и называет – определяет и показывает – путает направление – не определяет) |
- Зрительное внимание
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Умение дорисовывать предмет (дорисовывает точно – дорисовывает частично – не дорисовывает) | ||
Умение срисовывать предмет (домик) (воспроизводит без ошибок – неправильное изображение элементов – не воспроизводит) | ||
Прослеживание линий в лабиринте (выполняет зрительно – выполняет с помощью пальца – не выполняет) |
Развитие элементарных математических представлений
Количественные представления
Задание | Результат | |
НГ | КГ | |
Пересчет предметов и называние итогового числа: 5 лет – до 7 (пересчитывает до… — пересчитывает с пропусками – не пересчитывает; называет – не называет) | ||
Соотнесение количества предметов с количеством пальцев (соотносит до … — не соотносит) | ||
Выделение заданного количества из множества: по слову, по образцу, по показу | ||
Сравнение множеств (больше, меньше, поровну) (сравн? |