Индексы для оценки физического развития ребенка

Индексы физического развития — это показатели физического развития, представляющие собой соотношение различных антропометрических показателей выраженных в априорных математических формулах. При составлении индексов физического развития исходили из того, что размеры тела человека изменяются пропорционально, что не соответствует данным современной возрастной физиологии и морфологии. Поскольку результаты этого метода дают лишь приблизительное значение, его использование может носить очень ограниченный характер.

При использовании таблиц и формул вы часто сталкиваетесь с таким понятием как тип телосложения (астеник, нормостеник и гиперстеник). Наиболее простой метод определения того, какой тип телосложения лично у вас это взять сантиметровую ленту и обмерить запястье в самом узком месте. Если получилось менее 14 см — тип телосложения астенический, если запястье от 14 до 18 см — телосложение нормостеническое, при размерах запястья более 18 см — гиперстеническое телосложение

О с н а щ е н и е: ростомер, весы, кистевой и становой динамометр, спирометр, сантиметровая лента, калькулятор. Работа проводится на человеке.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы.

1. Показатель БРОКА или РОСТО — ВЕСОВОЙ показатель вычисляется по формуле:

Рост(см) – 100 = Масса (кг)

Однако вычитание цифры 100 применимо лишь для оценки росто – весового показателя взрослых людей низкого роста, если длина тела от 150 до 165 см, При росте от 166 до 175 см, вычитается цифра 105, а больше 175 см – вычитается цифра 110. При астеническом типе телосложения полученное значение уменьшаем на 10%, при гиперстеническом — увеличиваем на 10%. Полученная разность будет равна массе тела в кг соответствующей данному росту.

Среди формул идеального веса – эта наиболее известна, её предложил более 100 лет назад французский врач Поль Брок. Но он не единственная, более сложная взаимосвязь между ростом и весом была предложена Лоренцом:

2. Формула ЛОРЕНЦА

(рост в см. –150)

Идеальный вес = (рост в см. –100) – ——————————-

Таким образом, женщина ростом 1м 62см должна весить: (162-100)-(162-150)/2=62-6=56кг

Следует отметить, что проблема регулирования веса интересует сегодня многих людей в связи с наличием четкой математической зависимости между весом тела и подверженностью тем или иным заболеваниям. Особенно это касается избыточного веса. Тучность снижает физическую работоспособность, провоцирует возникновение таких заболеваний, как сахарный диабет, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, рак, способствует преждевременному изнашиванию суставов. Каждый килограмм лишнего веса дает нам в перспективе 1-2 мм.рт.ст. повышенного артериального давления и сокращает жизнь. Потому приведем еще несколько известных формул расчета должно веса.

3. Формула ВОРОБЬЕВА:

возраст – 21

м у ж ч и н ы: = 50 + (рост — 150) х 0,75 + ——————

возраст – 21

ж е н щ и н ы: = 50 + (рост — 150) х 0,32 + —————-

4. Должный вес с учетом КОНСТИТУЦИИ тела (телосложения)

Р=К1 х (L — К2 ,)

где, Р — вес (кг); К1 и К2 — коэффициенты конституции тела, L- рост (см);

Таблица 4. Поправочные коэффициенты расчета веса тела.

Коэффициенты Астеник Нормостеник Гиперстеник
К1 0,83 (0,72) 0,74 (0,73) 0,89 (0,69)
К2 80 (65) 60 (62) 75 (48)

В скобках указаны коэффициенты для женщин.

5. Формула КЬЮТЛА или индекс массы тела (ИМТ)

Этот способ расчета считается на сегодняшний день лучшим и признан во всем мире.

Вес (кг)

ИМТ = ————————

Рост2 (м).

Возрастные группы Приемлемый ИМТ Возрастные группы Приемлемый ИМТ
19 – 24 19 – 24 45 -54 22 – 27
25 – 34 20 – 25 55 – 64 23 – 28
35 – 44 21 – 26 Старше 65 24 — 29

Для студентки 2-3 курса превышение индекса выше 24 говорит об избыточном весе, а выше 29 – об ожирении.

Кроме оценки величины должного веса, известны индексы, позволяющие оценить степень развития и других физиологических показателей.

6. Весо – ростовой показатель или показатель УПИТАННОСТИ или показатель КЕТЛЕ.

ПУ=Р/L,

где Р – масса тела в граммах, L – длина тела в сантиметрах.

Этот показатель характеризует упитанность – сколько граммов массы приходится на 1 см длины тела. При крепком физическом развитии у юношей 350 – 400 г/см, у девушек – 325 – 380 г/см.

7. Зная длину тела в двух положениях, можно найти КОЭФФИЦИЕНТ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка могилев

ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ(КП), который измеряется в процентах.

L1 ― L2

КП = ————— х 100

L2

Где, L1 – длина тела в положении стоя; L2 – длина тела в положении сидя.

В норме КП = 87-92%. Коэффициент имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (гор нолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество перед лицами с низким КП в прыжках, беге. У женщин коэффициент пропорциональности ниже, чем у мужчин.

8. Показатель СИЛЫ КИСТИ:

ПСК= a/P x 100 %

где a — динамометрия сильной кисти, Р — масса тела в кг.

У девушек индекс в среднем 40 – 50 %, у юношей 60 — 70 % характеризует хорошее физическое развитие.

9. Показатель СТАНОВОЙ СИЛЫ:

П= S/Р x 100 %

где, S — становая сила в килограммах, Р — масса тела в килограммах.

Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой, 170 — 200% — ниже средней, 200 — 230% — средней, 230 — 250% — выше средней, выше 260 — высокой.

10. ЖИЗНЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ определяется делением ЖЕЛ на массу тела.

Частное от деления ниже 65-70 см3/кг у мужчин и 55-60 см3/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или об избыточном весе.

11. Показатель ЭРИСМАНА или Индекс пропорциональности развития грудной клетки.

ПЭ = Т — 0,5 L

где Т — окружность грудной клетки в покое, L — длина тела в см.

Нормальная разница должна составлять 5 — 8 см для мужчин и 3 — 4 см для женщин. Если разница равна или превышает названные цифры, то это указывает на хорошее развитие грудной клетки. Если она ниже указанных величин или имеет отрицательное значение, то это свидетельствует об узкогрудии и слабом физическом развитии.

12. Индекс ОБЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ или показатель ПИНЬЕ:

L — (Т+Р),

где Т — окружность грудной клетки в см, L — длина тела в см, Р — масса тела в кг.

Если остаток 10 — 15 ед.- физическое развитие крепкое, если 25 ед. — физическое развитие среднее, если больше 30 — слабое.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения, который зависит от развития грудной клетки и массы тела, может ввести в заблуждение, если большие значения массы тела и окружности грудной клетки отражают не развитие мускулатуры, а являются результатом наличия избыточного веса.

В качестве примера комплексного использования метода индексов попробуйте оценить женский «антропометрический идеал»:

обхват талии = рост х 0,35 Рост (см) х 3,5

обхват бедер = рост х 0,54 Вес = ( ———————— -108) х 0,453

обхват груди = рост х 0,5 2,54

Оформление протокола.

1. Путем наблюдения оцените соматоскопические признаки, сделайте вывод о типе телосложения.

2. Проведите антропометрические и физиометрические измерения, результаты измерений запишите в тетради.

3. Рассчитайте должные антропометрические показатели и индексы физического развития.

4. Сравните расчетные показатели, с реально измеренными.

5. На основании расчетов и сравнений сделайте вывод о соответствии показателей физического развития норме.

Источник

Цель: освоить методику оценки физического развития с помощью индексов.

Метод индексов позволяет оценить физическое развитие по отношению отдельных антропометрических признаков с помощью простейших математических выражений. Благодаря несложности определения и наглядности индексы используются достаточно часто, особенно при массовых исследованиях. Но у этого метода есть и недостатки: недостаточная достоверность оценки, отсутствие учета возраста, профессии, спортивной специализации и др.

1. Весо-ростовый индекс (индекс Кетле) можно получить при делении веса (в г) на рост (в см). Этот индекс должен быть в среднем равен для мужчин 370-400 г, для женщин – 325-375.

2. Индекс Брока (ИБ)для оценки массы тела

ИБ = Вес (кг)*100 .

Рост (см) – 100

Величина ИБ от 90 до 110 свидетельствует о нормальном весе, менее 90 – низкий вес, более 110 – повышенный вес.

3. Идеальную массу тела (М) можно рассчитать по формуле Лоренца:

М = Р — [100 — (Р — 150) / 4],

где Р — рост в см.

4. Индекс Бонгардадля определения должного веса

нормальный вес (кг)=рост (см)*ОГК (см)/240

5. Жизненный индекс определяется делением жизненной емкости легких (в мл) на вес (в кг). Средняя величина для мужчин – 60 мл, для женщин – 50 мл, для спортсменов – 68-70 мл, для спортсменок – 57-60 мл на 1 кг веса.

Читайте также:  Половое развитие ребенка в школе

6. Силовые индексы получаются от деления показателей силы на вес и выражаются в процентах. Средними величинами силы кисти у мужчин считаются 70-75% веса, у женщин – 50-60%.

Индекс пропорциональности между ОГК и ростом

ИП = ОГК*100

Рост стоя

Нормативы для женщин – 50-52%, для мужчин 52-54%. Показатель менее 50% характерен для узкогрудых, а свыше 55% — для широкогрудых.

8. Для определения конституциональных типов по Черноруцкому используют индекс Пинье:

Индекс Пинье=Р-(В+ОГК),

где Р – рост стоя(см);

В – масса тела (кг),

ОГК — окружность грудной клетки в (см) на выдохе

ИП>30 — астеник

30>ИП<10 — нормостеник

ИП<10 – гиперстеник

9. Трохантерный индексотражает темпы полового развития

ТИ = Рост

длина ноги (см)

Менее 1,94 – замедленное половое развитие, от 1,94 до 2,01- своевременное половое развитие, более 2,01 – ускоренное половое развитие.

Контрольные вопросы к главе I:

1. Определение понятия «физическое развитие».

2. Цель изучения физического развития.

3. Понятие конституции и телосложения. Типы телосложения.

4. Анамнез: значение, методика, составные части.

5. Понятие о соматоскопии.

6. Понятие о правильной осанке.

7. Дефекты осанки, причины, профилактика.

10. Сколиоз, причины, профилактика.

11. Плоскостопие, формы, степени, причины, профилактика, методика

определения.

12. Антропометрия.

13. Определение удельного веса и состава тела. Значение в спорте.

14. Метод стандартов в оценке физического развития.

15. Метод индексов в оценке физического развития.

Глава II. Изучение функционального состояния организма

Знания в области изучения функционального состояния организма при занятиях физкультурой и спортом имеют важное значение для специалистов в области физической культуры и спорта, так как позволяют решать вопросы профессиональной ориентации и отбора, допуска к оздоровительным и тренировочным занятиям, планировать режим двигательной нагрузки исходя из уровня физической подготовленности и состояния здоро­вья организма. Эти знания важны также для занимающихся физической куль­турой и спортом с целью проведения самоконтроля в динамике физического совершенствования.

Практическая работа №7. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Система кровообращения в значительной степени определяет адапта­цию организма к физическим нагрузкам, поэтому контроль за ее функцио­нальным состоянием очень важен в практике физического воспитания. С этой целью используются простые и сложные методы изучения, в том числе инструментальные. Предваряет исследование сбор анамнеза, в котором уточняет­ся наличие сердечно-сосудистой патологии, приобретенной и наследствен­ной.

Ход работы: студенты, объединившись в группы по 3 человека, выполняют нижеприведенные задания, полученные результаты сопоставляют с нормативными.

Необходимое оборудование: секундомер, тонометр, метроном, спирометр.

Задание № 1. Анамнез

1. Наличие сердечно-сосудистых заболеваний в семье (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь, варикозное расширение вен, пороки сердца, инсульт, инфаркт миокарда).

2. Перенесенные заболевания (ревматизм, ангина, частые простудные заболевания, ОРВИ) на протяжении жизни, их исход.

3. Употребление алкоголя.

4. Курение.

5. Характер нагрузки в предыдущие сутки.

6. Жалобы на момент исследования: на одышку, сердцебиение, ощущение «перебоев» сердца, боли или неприятные ощущения в области сердца или за грудиной (характер, время и условия возникновения), быструю утомляемость, отеки ног.

Задание № 2. Исследование частоты и характера пульса

Цель: овладеть методикой измерения ЧСС, определения ритмичности пульса и проанализировать полученные результаты.

Пульс определяется чаще на височной, сон­ной, лучевой, бедренной артериях и по сердечному толчку.

Для определения частоты пульса необходим секундомер. Подсчет пульса проводится за минуту, но допустимо определение за 10, 15, 20 или 30 секунд с последующим пересчетом на 1 минуту.

Нормальная частота пульса взрослого человека в покое составляет 60…89 ударов в минуту.

Пульс реже 60 уд/мин (брадикардия) может быть выявлен в покое у спортсменов, тренирующихся на выносливость как показатель экономизации функции кровообращения (при хорошем самочувствии).

Пульс с частотой более 89 ударов в минуту в покое (тахикардия) встречается у спортсменов в состоянии переутомления, перенапряжения, перетренированности. На частоту пульса в покое влияют пол, состояние здоровья, эмоциональный статус, время суток, прием алкоголя, кофе и других возбуждающих напитков, курение и другие факторы. Изменение ЧСС при нагрузке зависит от характера и интенсивности выполняемой работы, спортивной спе­циализации и уровня квалификации исследуемого, его здоровья.

Ритмичность пульса определяется следующим образом: необходимо подсчитать частоту пульса 3 раза по 10-секундным интервалам и за 1 минуту, занести показатели в таблицу 3 и сопоставить между собой.

Таблица 3

Показатели частоты сердечных сокращений и

Читайте также:  Современная периодизация развития личности ребенка

Артериального давления в покое

ЧСС за 10″
1 измерение
ЧСС за 10″
2 измерение
ЧСС за 10″
3 измерение
ЧСС за 1′ АД Пульсовое
давление
пр. лев. пр. лев.
           
        

Показатели могут различаться не более чем на 1 удар или полностью совпадать. В таком случае говорят о ритмичном пульсе, что соот­ветствует здоровому сердцу. При разнице более 1 удара пульс считается неритмичным.

Задание №3. Исследование артериального давления (АД)

Цель: освоить методику измерения АД методом Короткова, проанализировать полученные результаты.

Студенты измеряют АД на двух руках, высчитывают ПД и заносят показатели в таблицу 3.

АД измеряется на локтевой артерии. Манжета прибора накладывается на обнаженное плечо, с помощью груши накачивается воздух примерно до 150-160 мм. рт. ст. Медленно выпускают воздух, выслушивают тоны. Появ­ление звуков соответствует максимальному давлению, исчезновение — минимальному. Разница между ними называется пульсовым давлением.

В покое у взрослого человека величина максимального АД колеблется в пределах 100… 130 мм. рт. ст., минимального — 60…80 мм. рт. ст.

Задание №4. Рассчитать гемодинамические показатели

Рассчитать среднее АД, систолический (или ударный) объем кровообращения (СОК), минутный объ­ем кровообращения (МОК).

1. Одним из информативных показателей гемодинамики является среднее артериальное давление (САД):

САД = АД диастол. + ⅓АД пульс.

В норме у здоровых людей среднее давление составляет 80-100 мм. рт. ст.

2. Систолический (S) и минутный (М) объем кровообращения рассчитывают по формуле Лилиенистранда и Цандера:

S = (Pпульс./САД)x 100,

где Рпульс — пульсовое давление,

САД – среднее артериальное давление.

М = S х Р,

где S — систолический объем,

Р — ЧСС.

Задание №5. Определение индекса Скибинской для оценки адаптации к нагрузке кардиореспираторной системы

Измеряется ЖЕЛ в мл, задержка дыхания в с на вдохе и ЧСС за 1 минуту. Функциональное состояние кардиореспираторной системы оценивается по формуле:

ИС = ЖЕЛ /100 х задержку дыхания

ЧСС

Оценка результата: менее 5 — очень плохо, 5 — 10 — неудовлетворительно, 11-29 – удовлетворительно, 30 — 60 — хорошо, более 60 — очень хорошо. У спортсменов высокой квалификации индекс достигает 80.

Задание №6. Определение индекса Руффье

Применяется для опреде­ления адаптации к нагрузке. Широко используется при массовых обследова­ниях школьников.

Измеряется ЧСС сидя (Р1), затем выполняется 30 глубоких приседаний за 30 с. Считают ЧСС стоя (Р2)сразу после нагрузки, еще ЧСС через 1 мин отдыха (РЗ).

ИР=[(Р1+Р2 + РЗ)-200]/10.

Оценка результата: ИР менее 0 — отличный результат, 1 — 5 — хороший, 6 — 10 — удовлетворительный, 11 — 15 — слабый, свыше15 — неудовлетво­рительный.

Задание №7. Функциональная проба Кверга

Определяется степень адаптации организма к разнохарактерной нагрузке. Выполняются 30 приседаний за 30 с, максимальный бег на месте в течение 30 с, 3-минутный бег на месте с частотой 150 шагов в минуту и подскоки со скакалкой — 1 мин. Общее время нагрузки — 5 мин.

Сидя измеряется ЧСС (Р1) сразу после нагрузки за 30 с, повторно через 2 (Р2) и 4 мин (РЗ). Результат рассчитывается по формуле:

ИК = (Время работы в с х 100) / [2 х (Р1 + Р2 + РЗ)].

Оценка результата: при значении показателя более 105 адаптация к нагрузке считается очень хорошей, 99 — 104 — хорошей, 93 — 98 — удовлетворительной, менее 92 — слабой.

Задание №8. Трехмоментная комбинированная проба Летунова

Цель: определить характер адаптации организма на разнонаправленную нагрузку по особенностям восстановительного периода.

Проба состоит из трех нагрузок, выполняе­мых в определенном порядке:

1. 20 приседаний за 30 с. Нагрузка приравнивается к разминке.

2. 15-секундный бег на месте в максимальном темпе, имитируя скоростной бег.

3. 3-минутный (для женщин — 2-минутный) бег на месте в темпе 180 шагов в минуту.

Составляется протокол исследования, где фиксируются все полученные результаты (табл. 4).

В покое определяется ЧСС и АД. Затем обследуемый выполняет первую нагрузку, после чего в установленном порядке в течение трехминутного восстановительного периода вновь регистрируют пульс и АД поминутно. Затем выполняется вторая нагрузка. Восстановительный период — 4 мин (измерение ЧСС и АД) и далее третья нагрузка, после чего в течение 5 мин исследуется пульс и АД.

Оценка результатов пробы производится по типуответной реакции: (нормотонический, гипотонический, гипертонический, дистонический и реакция со ступенчатым подъемом максимального АД), а также по времени к характеру восстановления пульса и АД. Для этого необходимо заполнить таблицу 5.

Таблица 4



Источник