Игры на развитие взаимодействия ребенка и взрослого

Игры на развитие взаимодействия ребенка и взрослого thumbnail

 Игра не столько стихия ребёнка, сколько единственная область, где мы представляем ему более или менее широкую инициативу. Лишь в играх ребёнок чувствует себя до некоторой степени независимым… На игру… у ребёнка есть право»

 Я. Корчак

ИГРА- это ведущий вид деятельности дошкольников.

Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

 Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности.

Проблема общения и межличностного взаимодействия дошкольников очень актуальна в наши дни. Затрагивая ее, хотелось бы показать необходимость развития коммуникативных способностей, и возможности развития их в сюжетно – ролевых играх. В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.  Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу

 Взаимодействие педагога и детей в процессе сюжетно-ролевой игры очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организованного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам – проявления насилия и жестокости в детской ролевой игре недопустимы.

 Сюжетно – ролевая игра в детском саду – это не только игровой процесс, но и образовательный. Именно поэтому при подготовке к игре желательно педагогу подумать, что и какую информацию включить, какие задания подготовить для того, чтобы дети получили не только веселье, но и знания. Обучая дошкольника играть самостоятельно, воспитатель решает задачи социального становления личности, готовит детей к эффектному взаимодействию со сверстниками, формирует ценностные социальные качества.

 По мнению В.Т. Кудрявцева, сюжетно – ролевая игра – это своеобразный «агент» взрослого общества в мире детей. А это значит, что требуется руководство игрой со стороны взрослого, отбор её содержания. Игровое взаимодействие воспитателя с детьми должно носить характер свободной импровизации, в которой педагог гибко и спонтанно реагирует на предложения детей. Чтобы дети овладели игровыми умениями, педагог должен играть вместе с ними с позиции «играющего партнера».

В дошкольной педагогике сложилось несколько подходов к руководству игрой. Основанных на сочетании косвенных и непосредственных (прямых) методов:

— руководство содержанием сюжетно – ролевой игры (наиболее воспитательное воздействие);

— руководство коллективной деятельностью детей4

— сохранение непосредственности игры, детской самостоятельности и инициативы.

П. Г. Саморукова доказала, что косвенное руководство игрой должно обеспечить развитие положительного, эмоционально окрашенного отношения детей к жизненным явлениям. В то же время игра не исчерпывается моделированием отношений и деятельности взрослых. В ходе игры дети активно экспериментируют в игровой форме с образами социальных отношений взрослых.

.

 Задача взрослого – помочь ребенку организовать игру, сделать её увлекательной.

 Тактика игрового взаимодействия взрослого с ребенком изменяется по мере взросления детей.

 Организуя игру с детьми 1, 5-3 лет важно:

 — Развертывать игровые действия на виду у детей непринужденно, постепенно втягивая их в игру.

 — Всё время комментировать смысл своих действий и смысл действий детей

 («Буду купать зайчика, он грязный») .

 — Помогать ребенку осознать смысл его действий, перенесенные им в самостоятельную деятельность из игры, поддерживая комментариями.

 — Использовать сочетание реалистических игрушек с условными предметами, заместителями, чтобы было понятно ребёнку (Например, кубик на игрушечной тарелке – кусок торта)

 — Новые игрушки обыгрывать вместе с детьми.

 Неправильная тактика в работе с детьми 1.5-3 лет:

 — Проводить игры-инсценировки с куклами по типу занятия.

 — Играть с игрушками или предметами-заместителями молча, без комментариев.

 — Оставлять самостоятельные игровые действия детей без внимания.

 — Использовать только сюжетные реалистические игрушки или только предметы-заместители.

— Вносить новые игрушки, не давая образцов их игрового использования.

 Организуя игру с детьми 3-5 лет важно:

 — Обозначать вербально принимаемую роль и роль партнера («Я продавец, а ты давай будешь покупателем») .

 — Выделять специфику ролевых действий и ролевое взаимодействие через активное использование ролевого диалога.

 — Использовать парные  роли («Доктор- больной, продавец- покупатель и т. п. », постепенно увеличивая число ролей за счет развертывания сюжета.

 — Предоставлять возможность свободно включаться в игру, менять роль по ходу игры.

 — Перемещаться от одной подгруппы детей к другой, включаясь в их игру.

 Остальным детям предоставить возможность действовать самостоятельно, по желанию.

 — Использовать лаконичную ролевую атрибутику, для перехода к другой роли, необходимой по смыслу сюжетных событий (сумка или шапочка врача) .

 — Основой для игры активно использовать мотивы сказочных сюжетов.

 Неправильная тактика в работе с детьми 3-5 лет:

 — Включаться в игру с детьми, не обозначив своей роли и не выяснив какую роль взял на себя ребенок.

 — Обращаться к партнерам во время игры по имени, не используя ролевого обращения (например, «Катя, полечи меня», а не «Доктор, полечи меня») .

 — Учить точному воспроизведению профессиональных операций (например, взвешивать, делать укол) .

 — Навязывать предварительной план игры и требовать соблюдения этого плана.

 — На протяжении всей игры требовать от детей соблюдения, взятой на себя роли.

 — Организовывать детей для игры по единому сюжету. Управлять и контролировать действия участников так, чтобы все оказались занятыми.

 — Использовать подробную ролевую атрибутику (например, полные костюмы) .

 — Ограничиваться в игре только семейной тематикой или профессиональными ролями.

 Организуя игру с детьми 5-7 лет важно:

 — Использовать новую форму игры (Игру-придумывание, игру-фантазирование, протекающую в чисто речевом плане, исключая предметно-игровые и ролевые действия.

 — Участвовать в предварительном периоде самостоятельной игры детей.

 — Предоставлять возможность самим распределять роли и играть по сюжету с «открытым концом».

 — Использовать мотивы сказочных сюжетов в игре-придумывании и подготовительном периоде к самостоятельной игре.

 — Давать образцы соединения сказочных и фантастических элементов (событий, персонажей) с реальными, давая толчок детскому творчеству.

 — Действовать как равноправный партнер, внося нормативные способы распределения ролей (жребий, считалка) при сложившихся между детьми неблагополучных отношений.

Неправильная тактика в работе с детьми 5-7 лет:

 — Использовать предметно-игровые действия в рамках привычных сюжетов.

 — Нацеливать детей на детализацию ролевых действий, а не на творческое развитие сюжета.

 — Заранее задавать сюжет игры с определённой последовательностью событий.

 — Требовать доводить сюжет «до конца», выполняя одну роль принятую в начале игры.

 — Стимулировать игру только по реалистическим сюжетам, подбирая для игры материалы и атрибуты, наводящие детей на воспроизведение профессиональных функций взрослых.

 — Вмешиваться в отношения между сверстниками, назначать детей на главную роль.

 Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует свой определённый этап. Развиваясь, она поднимает ребёнка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений.

 Таким образом можно выделить 3 этапа формирования сюжетно –ролевой игрой.

 На 1 этапе (1, 5- 3 лет) – педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.

 На 2 этапе (3-5 лет) – педагог формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой.

Читайте также:  Влияние гипоксии на развитие ребенка

 На 3 этапе (5-7 лет) – дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.

Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определённых ситуациях его будущей деятельности. Тактика игрового взаимодействия взрослого с детьми при руководстве сюжетно-ролевой игрой помочь ребенку организовать игру, обогатить её содержание, сделать её интересной и увлекательной. Организовать в игре общение и взаимодействие детей.

Источник

Между шестью неделями и тремя месяцами младенец начинает улыбаться, особенно после кормления, переодевания и в ответ на воркование взрослого. Когда оба, взрослый и младенец, улыбаются у ребенка складывается прочное чувство привязанности и безопасности в присутствии надежного, предсказуемого и внимательного взрослого.

Простые советы

Известно, что общение — это не просто обмен словами. Когда мы разговариваем, то вслушиваемся и всматриваемся в нашего собеседника, чтобы лучше понять его, встречаемся с ним глазами и делаем паузу, чтобы дать ему возможность высказаться. Все это важно учитывать и во взаимоотношениях с ребенком. В возрасте до трех месяцев малыш охотно общается с теми, кого привык постоянно видеть. Стоит маме заговорить с ним, как он сразу улыбнется в ответ, начнет гулить, двигать ручками и ножками. Малыш смеется в голос, когда его щекочут, подбрасывают, или взрослый, притворяясь, чихает либо кашляет.

Игры на развитие взаимодействия ребенка и взрослого

Вот почему время переодевания, кормления, купания и других повседневных занятий маме необходимо проводить в активном общении с ребенком: отвечать на его улыбки, ласково смотреть в глаза, рассказывать малышу обо всем, что происходит. Хотя родители не всегда знают, что все это называется социальными играми.

Между тем следует помнить, что физические и психологические потребности отчетливо проявляются именно в начальные два года жизни ребенка. В первые три-шесть месяцев, хотя и преобладают потребности тела, у младенца должны возникнуть чувство доверия, опыт принадлежности, который родители формируют и непрерывной заботой о физических нуждах ребенка, и тем, что они ласкают ребенка, улыбаются, разговаривают и играют с ним. Младенец развивает свои познавательные способности, стремление к самостоятельности, играя в колыбельке с погремушкой, а по мере развития двигательных навыков —  с простыми игрушками, которые обеспечивают разнообразие слуховых и тактильных ощущений.

Игра «Ку-ку»

Вот, пожалуй, сама первая игра, в которую с удовольствием играют совсем маленькие дети. Уже трехмесячные младенцы с интересом смотрят и веселятся, когда взрослый закрывает ладонями глаза и говорит: «Ку-ку, нет меня, —  и тут же открывает лицо, с улыбкой глядя на малыша: — Вот он я!». Можно спрятаться за спинку кроватки и, произнеся «Ку-ку!», выглянуть со словами «Вот где я!». Ребенок будет отыскивать взрослого, спрятавшегося в разных местах, ориентироваться на звуки голоса и радостно вскрикивать при его появлении. В эту игру дети играют до конца первого года и позже с неубывающим удовольствием. Со временем ее можно видоизменить, пряча личико ребенка под косыночкой, он сам будет сдергивать ее со смехом.

Игра «Голышок — малышок»

Нежно и ласково прижмите малыша к себе, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Декламируя стихи, поглаживайте ножки и ручки ребенка, его животик, нежно тормошите его за грудку, улыбайтесь, смотрите в глаза, приближайте свое лицо к нему и удаляйте от него.

Голышу-малышу

Сшила понемножку,

Малышу-голышу

Новую одежку.

Алую рубашку,

Синие штаны.

Видишь по кармашку

С каждой стороны.

Сшила желтый кожушок…

Ай да щеголь малышок-

Голышок!

Е. Благинина

Игра «Как у нашей птички»

Сядьте на диван так, чтобы спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Читая стихи, целуйте его ручки, ножки, животик и шейку.

Как у нашей птички

Темные реснички.

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки.

Как у нашей лапки

Ноготки-царапки.

Е. Благинина

Эта игра будет стимулировать положительные эмоции малыша.

Игра «Носик к носику»

Возьмите малыша на руки. Одну руку положите под шею и голову, другой придерживайте его ягодицы. Эта положение называется «на весу». Приближайте свое лицо к его лицу, говоря: «Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да, да, да!» (Произносить протяжно). На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику ребенка. Можно последнее «да» пропеть чуть громче —  это сделает игру забавнее. Повторите игру несколько раз, изменяя тон своего голоса, делая его то высоким, то низким.

Положите малыша на пеленальный стол, повторите игру, произнося первое и второе «да» шепотом, а третье —  обычным голосом. Ребенок будет улыбаться, смотреть вам в глаза, ожидая продолжения игры.

Игра «Вот проснулись»

Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая — ягодицы (положение «на весу»). В этом положении ваши лица обращены друг к другу. Покачивая малыша, приближаясь к его лицу и удаляясь от него, улыбаясь, легко дуйте на шейку и читайте стихотворение.

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Г. Лагздынь

Повторите игру несколько раз. Во второй части игры положите малыша на пеленальный стол или манеж. Наклоняясь к ребенку, легко прикоснитесь к его грудке, улыбнитесь, позовите его по имени, прочитайте еще раз стихотворение, дополненное четырьмя строками.

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

После слов «Где игрушечки, погремушечки?» достаньте бубен с лентами (на четвертое-пятое повторение игры его можно заменить бубенцами с лентами, затем колокольчиком, погремушкой и т.д.). Предоставьте ребенку возможность сосредоточить на игрушке взгляд. Потряхивая ее, молча, медленно передвигайте ее вправо-влево, вверх-вниз. Приветливое и ласковое выражение вашего лица будет способствовать активизации положительных эмоций малыша.

Игра «Тушки-тутушки»

Положите малыша на спинку. Напевно произносите слова потешки. При словах «тушки-тутушки» прикасайтесь и нежно похлопывайте ребенка по разным частям его тела.

Тушки-тутушки,

С творогом ватрушки!

Тушки-тутушки,

Пшеничный пирожок!

На опарушке мешен,

Высоконько взошел!

Вскоре малыш при каждом прикосновении будет улыбаться и с нетерпением ожидать нового прикосновения в другом месте.

Тушки-тутушки,

На столе преснушки!

Тушки-тутушки,

А в печи ватрушки!

Тушки-тутушки,

Пекла баба преснушки.

Всем по преснушке,

А две — …(имя ребенка)!

В какой-то момент прекратите игру, отстранитесь от малыша, приглашая его к эмоциональному общению с вами.

Игра «По улице мостовой»

Положите малыша на спину и распеленайте. Обхватив его руки в запястье, осторожно сгибайте и разгибайте их в ритме неторопливой песни.

По улице мостовой

Шла девица за водой.

Хлопайте ладошками малыша, вызывая у него радостные эмоции.

Шла девица за водой,

За холодной ключевой.

Повторите песенку, выполняя действия с ножками ребенка: сгибайте-разгибайте их в коленках, затем поочередно постукивайте пяточками по поверхности пеленальника. Далее сделайте в игре паузу, приглашая малыша своей улыбкой к эмоциональному общению.

Игра «Вместе с птицами пою»

Возьмите малыша из манежа или кроватки, где он бодрствует. Несите на пеленальный стол, нежно и ласково прижимая его к себе. Распеленайте его, говоря:

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

— С добрым утром!

— С ясным днем! —

Вот как славно мы поем!

Е. Бланинина

Подложите свои руки под спинку и шею ребенка так, чтобы он полностью лежал на ваших вытянутых руках, покачивайте его с боку на бок, а затем вперед-назад, мягко и напевно декламируя стихи.

Игра «Едем-едем»

Возьмите малыша на руки. Одну руку положите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы («на весу»). В ритме песенки поднимайте и опускайте его.

Едет, едет паровоз,

Две трубы и сто колес,

Едет, едет паровоз,

Чух, чух, чух, пыхтит

Наш пес.

Две трубы, сто колес,

Машинистом рыжий пес.

Пятьдесят поросят

На подножках висят.

На последние слова поцелуйте малыша в животик и шумно выдохните: «Чух!». Если малышу понравилась игра, повторите ее несколько раз.

Читайте также:  Развитие мышц ребенка до года

Игра «Смелый пилот»

Вам понадобится большой гимнастический мяч. Малыша кладут на него и, удерживая за колени и напевая, раскачивая вперед, назад, в стороны.

Вырасту, буду

Летчиком смелым.

Нет для мальчишки

Лучшего дела.

Источник

Ирина Луценко
Сборник игр на формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников

Игра- это единственная центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов. Именно игра является главным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. Игра – это одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть урегулированы различные конфликты и проблемы в детском коллективе.

Большая роль в формировании дружного детского коллектива принадлежит педагогу. Если проводить постоянную и последовательную работу по формированию дружеских взаимоотношений между сверстниками результат не заставит себя ждать.

Составленный сборниксодержит различные виды игр: подвижные, коммуникативные, словесные, музыкальные, сюжетно-ролевые и другие. Но они все объединены одной целью – способствовать формированию дружественных взаимоотношений у старших дошкольников.Это значит:

1. Формировать умения разрешать конфликтные ситуации с помощью переговоров, бесед или мирилок. Уметь взаимодействовать в ситуациях столкновения интересов.

2. Развивать коммуникативные навыки, умение устанавливать контакты в группе, снимать внутреннего напряжения.

3. Развивать эмпатии, доверительные отношения друг к другу, раскрепощения в выражении эмоций.

4. Формировать адекватное принятия себя и других, повышать уверенность в собственных возможностях.

5. Развивать навыки сотрудничества, сплочённости детей. Способствовать созданию дружеской и радостной атмосферы в группе.

Практическая значимость разработки сборника игр заключается в том, что его можно применять на практике в дошкольных учреждениях с целью совершенствования работы по формированию дружественных взаимоотношений в игровой деятельности.

«Ковёр мира»

Цель: формировать умения детей разрешать конфликтные ситуаций с помощью мирилок и бесед, обговаривать свои поступки, выяснять причину такого поведения и находить решение проблемы.

Ритуал с применением «Ковра мира» — хорошая стратегия разрешения конфликтов с помощью переговоров и дискуссий. Используя его дети должны мириться, обсуждать кто себя вёл не правильно, как нужно поступить, что бы не было ссоры.

Само наличие «Ковра мира» побуждает детей отказываться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. Детям предлагается при этом использовать стихотворные мирилки — короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга. Например,

Хватит нам уже сердиться, веселятся все вокруг

Поскорей давай мириться:

— Ты мне друг!

— И ты мне друг!

Мы обиды все забудем и дружить, как прежде будем!

Сборник игр на формирование дружеских взаимоотношений у старших дошкольников

«Нетрадиционное приветствие»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе.

Ход игры: стоя в кругу, детям предлагается разделиться на пары. Для этого раздаются заранее приготовленные карточки с именами известных дуэтов из мультфильмов, басен, например, Дед Мороз и Снегурочка, Крокодил Гена и Чебурашка, Стрекоза и Муравей, Ворона и Лисица и другие.

После того, как образовались пары, необходимо поприветствовать друг друга, касаясь частями тела по команде. По команде «Друг к дружке» необходимо поменяется парами.

И так приветствуем друг друга:

o Нос к носу,

o Щека к щеке,

o Ухо к уху,

o Друг к дружке

(дети меняются парами,

o Пятка к пятке,

o Локоть к локтю,

o Колено к колену,

o Бедро к бедру,

o Друг к дружке

(дети меняются парами, И так далее.

Такие игры хорошо проводить в качестве физминуток на занятиях, на празднованиях дней рождения в группе, на прогулке и дома с родными.

Игры на развитие взаимодействия ребенка и взрослого

Спортивная игра «Головомяч»

Цель: формирование умения ладить друг с другом, проявлять навыки сотрудничества; способствовать сплочённости детей, созданию дружеской и радостной атмосферы.

Ход игры: дети делятся на пары и выполняют задания.

1. Ребёнок вместе со своей парой встаёт у черты «старт», на которой лежит карандаш. Задача игроков взять карандаш каждому со своей стороны кончиком указательного пальца. Пользуясь двумя пальцами на двоих, они должны поднять карандаш, пронести его до метки и вернуться обратно не уронив его.

2. Дети зажимают листок плечами и пронести по маршруту.

3. Предлагаем детям мягкую игрушку, которую следует нести исключительно ушами или щёками.

4. А на последок дети должны донести мяч пользуясь только головой.

Задания могут быть самыми необычными, главное, что выполняя такие задания, детям необходимо уметь договариваться и обсуждать тактику действий.

Игры на развитие взаимодействия ребенка и взрослого

Подвижная игра «Поводырь»

Цель: развитие эмпатии, ролевого поведения, способов общения с людьми, имеющими какие-либо особенности, формирование положительного настроя и доверительного отношения между участниками.

Ход игры: существует несколько вариантов игры, что позволяет разнообразить её и подогреть детский интерес к ней.

1. Играющие разбиваются на пары. Ребёнок с открытыми глазами (собака «поводырь») стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой рука, чуть касаясь спины впередистоящего, встаёт с закрытыми глазами («слепой»). «Поводырь» медленно начинает передвигаться по помещению, «Слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.

2. «Поводырь» и «Слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.

Пары меняются ролями.

3. «Бабушка» и «внук», «дедушка» и «внучка»,держась за руки дети должны вместе преодолеть препятствия: пройти по узкой тропинке, обойти лужу, перешагнуть через ручеёк. «Внуки» заботливо подсказывают «слепым» старикам, как им лучше двигаться. Пары меняются ролями. Такие игры хорошо использовать на прогулке. Детям в таких играх приходится учитывать темп, характер движений другого ребёнка и согласовывать свои движения

Игры на развитие взаимодействия ребенка и взрослого

Музыкальная игра «Острова»

Цель: развитие эмпатии у детей, воспитание чувства солидарности и взаимопонимания друг к другу

Ход игры: дети встают в круг лицом друг к другу.Воспитатель объясняет правила игры: «Мы живём в мире, где есть добро и зло, прощение и гнев, радость и невзгоды, лишения, трудности. Люди часто сравнивают жизнь с житейским морем, которое бывает очень бурным и хмурым, с волнами, сметающими всё на своём пути. Но в любом море есть острова, которые помогают спастись человеку от бури.Такие острова есть и в житейском море: от зла нас спасает добро, от гнева — прощение, от невзгод — терпение и трудолюбие. Пока звучит музыка, вы плаваете в житейском море. Как только она прекращается, вы должны найти островок (листы бумаги на полу, занять его и придумать ему название. А названием острова станет то качество, которое как вы считаете, может помочь вам в жизни».

В конце игры дети опять становятся в круг, и, передавая «свечу» из рук в руки, передают друг другу пожелания тепла, света, любви, терпения, щедрости.

Строительная игра «Небоскрёб»

Цель: формирование умения ладить друг с другом, проявлять навыки сотрудничества; способствовать сплочённости детей, созданию дружеской и радостной атмосферы.

Материалы: Один складной метр и по два-три деревянных кубика на каждого ребёнка. Для усложнения задачи берутся кубики разного размера и несколько цилиндров.

Инструкция: «Возьмите каждый по два кубика и сядьте в круг на пол. Сейчас вам всем вместе нужно будет построить один небоскрёб. Мне очень интересно узнать, на какую высоту вы сможете его возвести так, чтобы он не развалился. Один из вас может начать строительство, положив кубик в центр на пол. Потом подходит следующий и кладёт свой кубик рядом или сверху. При этом вы можете говорит друг с другом и вместе думать, как вы поступите дальше. Я буду просчитывать сколько кубиков вы сложили, прежде чем башня упадёт. Даже если свалиться только один кубик, вам придётся начинать работу сначала. Время от времени я буду измерять на какую высоту поднялась ваша башня».

Воспитателю необходимо комментировать действие и стратегию детей, поддерживать всё, что направлено на сотрудничество их друг с другом.

После игры проводится анализ: понравилась ли игра, что не получалось, почему?

Игры на развитие взаимодействия ребенка и взрослого

Словесная игра «Знакомство»

Читайте также:  Значение родного языка во всестороннем развитии ребенка

Цель: способствовать развитию коммуникативных способностей, развитию речи и памяти в процессе общения.

Ход игры: несколько детей садятся в круг и по очереди, представляясь говорят о себе одно-два предложения, причём последующий участник игры, прежде чем рассказать о себе повторяет то, что говорили предыдущие.Выглядеть это будет примерно так:

— Меня зовут Оля, я люблю играть в куклы.

— Оля любит играть в куклы. А меня зовут Платон. Я люблю играть в футбол.

— Оля любит играть в куклы, Платон любит играть в футбол. А меня зовут Лёва и я люблю играть в шашки. И так далее.

Игра занимает не более десяти — пятнадцати минут. Желательно участников посадить так, чтобы они видели друг друга. Постепенно в игру можно включать до пяти детей. Большее число участников не целесообразно, так как дети не могут долго ждать своей очереди высказаться, теряют нить сюжета, и в результате их интерес падает.

Игра-коммуникация «Пирамида любви»

Цель: воспитание уважительного, заботливого отношение к миру и людям; развитие коммуникативных возможностей.

Ход игры: дети сидят в кругу.Воспитатель говорит: «Каждый из вас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку (дети выстраивают пирамиду из рук). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.

Игры на развитие взаимодействия ребенка и взрослого

Ситуативная игра «Хорошо — Плохо»

Цель: воспитание чувства справедливости, умения в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Ход игры: игра проводится индивидуально или с двумя – тремя детьми, так как в большой группе дети склонны подхватывать высказывания товарищей, отвлекаясь от своих ассоциаций. Используется несколько вариантов игры.

Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребёнку, не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребёнка положительные и отрицательные. Например, карандаш.

-Нравится, что красный; не нравится, что тонкий.

-Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен — можно уколоться.

-Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане — ломается.

Вариант 2. Рассмотрение «положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся объекты и явления (громкая музыка, драка, дружба).

Например, громкая музыка.

— Хорошо, если утром — быстро просыпаешься.

— Плохо, если ночью — мешает уснуть.

Игра «Хорошо — плохо» должна стать частью повседневной жизни ребёнка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В неё можно играть на прогулке, перед сном.

Игра-история с элементами драматизации

«Котик и Ёжик на качелях»

Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.

Структура игры: беседа с постановкой проблемной задачи (обсуждение причин ссор, отражающее тематику игры); подготовка к инсценированию стихотворения; инсценировка-драматизация проблемной ситуации, обсуждение проблемы (направлено на понимание детьми ситуации, дети проговаривают проблему своими словами,поиск путей выхода из проблемной ситуации — ответ на вопрос: «Как помирить друзей и избежать ссоры?»; театрализация ситуации с внесёнными изменениями; подведение итогов, выводы.

Ход игры:взрослый говорит: «Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ёжик и Котик. Как помочь им не поссориться?». На роли Ёжика и Котика выбираются два ребёнка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.Инсценировка стихотворения детьми:

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга — Котик и Ёжик.

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,

Котик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош».

Обсуждение проблемы, поиск путей решения после инсценировки

— Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)

— Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)

— Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)

Взрослый: «Ребята, давайте ещё раз прочитаем стихотворение, но с весёлым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры».Дети инсценируют стихотворение с другой концовкой:

Ёжик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,

Котик сказал: «Покачаю тебя.

Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

Подведение итогов: чтобы не ссориться, нужно уметь договариваться!

Сюжетно-ролевая игра «Детская поликлиника»

Цель: формирование навыков культуры поведения в общественных местах, воспитание дружеских взаимоотношений в игре.

Приёмы руководства: распределение ролей, смена ролей в игре.

Роли: врач педиатр, врач травматолог, медсестра, работник регистратуры, санитарка, фармацевт, буфетчица, больные.

Игровые ситуации: «На осмотре у педиатра», «Приём в процедурном кабинете», «В аптеке», «Очередь в регистратуру», «В травмпункте», «Буфет».

Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет детского сада; наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задаёт вопросы); просмотр мультфильма по сказке К. Чуковского «Доктор Айболит»;чтение литературных произведений: Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?»; рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет); дидактическая игра «Я простудилась»; беседа с детьми о работе врача, медсестры, фармацевта, санитарки; рассматривание иллюстраций на тему «Больница».

Игровой материал: белые халаты, шапочки, повязки, ручки и блокнот для рецептов, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, порошки, игровые деньги, медкарты, телефон, продукты для буфета, лекарства для аптеки, надписи названия кабинетов.

Ход игры: в игре детям предлагаем не просто поиграть в «Больницу», а проиграть различные варианты поведения паттернов в конкретной ситуации, например, как вести себя на приёме у врача; что делать если в очереди к врачу сидит человек с высокой температурой; что предпринять если вы потеряли рецепт на лекарства; как быть если вам грубо ответили в регистратуре и так далее. Проигрывание таких ситуаций позволит детям получить новый опыт поведения.

Игра проводится несколько раз, каждый раз видоизменяясь.

В конце игры необходимо подвести итог. Для этого можно использовать литературные произведения, например, стихотворение Полякова Л. «Быть легче добрым или злым?»

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло своё другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И всёже посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один.

Игры на развитие взаимодействия ребенка и взрослого

Список литературы

1. Белинская Е. В. Материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников [Текст]. — СПб.: Речь. М.: Сфера. 2008. 125 с.

2. Снегирёва Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников [Текст]: методические рекомендации. Минск, 2005.

3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: Практическое пособие / Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. -М.: Генезис, 1998. — 160 с.: ил.

4. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольн