Игры для ребенка 1 год монтессори

Игры для ребенка 1 год монтессори thumbnail
  • с рождения до 10 месяцев

  • с 10 до 18 месяцев

  • с 1,5 до 3 лет

  • с 3 до 6 лет

Нас часто просят подобрать игрушки на определенный возраст. И мы готовим для вас такие подборки Монтессори-материалов для дома.

Действительно, не стоит забывать, что в разном возрасте потребности детей различаются, всё же ребёнок 3-х лет скорее выберет упражнения из зоны практической жизни, а в 5 лет отдаст предпочтение упражнению в математике.

Кроме того, материалы в группах для детей 0-10 месяцев, 10 месяцев — 1,5 года, 1,5-3 года и 3-6 лет совершенно различны.

Наша первая подборка Монтессори-упражнений для малышей около одного года. Чему уделить особое внимание?

Вот несколько примеров полочек из ассортимента магазина развивающих игрушек «Монтессори дома» .

Вот пример Монтессори — полочки для годовалых малышей, здесь корзинка с тактильными кубиками, серпантинки, металлофон, занимательная коробка, сортер «Цветные цилиндры», корзинка со шнуровкой «Радуга», пирамидка «Эрудит», «Грибная полянка», машинка «С 10 пассажиками», сенсорный коврик. 

И вот еще один пример полочек в домашней Монтессори-среде. Тут пирамидка «Семицветик», корзинка со звучащими шарами, вкладыши «Овощи», пара маленьких маракасов, ксилофон, сортер «Наливные яблочки», мультикуб, мячик, стаканчики-пирамидка, корзинка со шнуровкой «Морковки», корзинка с кубиками, горка-машинки.

1. Развитие крупной моторики.

В возрасте около одного года стоит уделять особое внимание в первую очередь развитию движений. Очень важно давать ребёнку возможность проводить как можно больше времени в свободном движении.

Создавая Монтессори-среду дома следует обеспечить надёжную опору для возможности вставать и ходить. Это может быть специальная перекладина, прикреплённая к стене. Хотя, в домашних условиях чаще всего этого не требуется, поскольку есть много мебели, за которую может опираться ребенок — диван, кресло, столик, кровать…

Не надо мешать естественному ходу событий: не стоить помогать ребёнку вставать или заставлять ходить за ручку. Не используйте классические ходунки и другие схожие приспособления, не позволяющие ребёнку самостоятельное освоение движений, лучше приобрести тележку или машинку-толкатор.
Вы можете предлагать ребёнку ползание «с препятствиями»: всевозможные тоннели и подушки, по которым нужно проползти. Обычно дети с удовольствием участвуют в таких играх.
Свести к минимуму пребывание малыша в колясках и других приспособлениях, ограничивающих активность ребёнка. Обеспечить возможность развивать движения на детской площадке, ступеньках, горках и т. п. Так же дети очень любят всевозможные каталки. Например, каталка-гремелка или машинка с пассажирами, которая хороша как для развития мелкой, так и крупной моторики. Ведь так интересно рассаживать пассажиров, а потом катать их, дергая за веревочку.

Разнообразные мячики, шарики, которые можно катать, кидать, догонять, сбивать кегли тоже отлично развивают крупную моторику! 

2. Развитие мелкой моторики и установление причинно-следственных связей.

В возрасте около одного года у ребёнка начинают формироваться причинно-следственные связи. Ребёнок начинает понимать, что если он кидает шарик на горку, то он скатится, а если положить вещь в коробку и накрыть крышкой, то она никуда не исчезнет. Важно подбирать игрушки, помогающие ребёнку в установлении таких связей. С такими материалами дети могут экспериментировать множество раз, уверяясь в постоянстве происходящего.

Это могут быть любые игрушки, в которых нужно положить предмет и увидеть, что с ним произойдёт: скаты для шариков, проталкивание шариков в отверстие пальчиками или молоточком, коробочки с отверстием для шарика, открывающиеся любыми способами, «копилки» и т. п.

Например, горка-машинки, по которой можно катать не только прилагаемые к ней машинки, но и различные шарики.

Стучалка «Шарик и гвоздики», благодаря которой малыш развивает и практические умения — держать и стучать молотком. 

Так и посложнее, где требуется подобрать фигурку к определенному отверстию. Например, Сортировщик, в котором отверстия выполнены на одной стороне, не надо переворачивать разными гранями, а фигурки выполнены парами для закрепления успеха! Главное достоинство этого сортера — «неправильная» фигурка не пролазит в отверстие. 

Или «Занимательная коробка», которая имеет несколько вариантов игры, а фигурки можно доставать через отверстия в коробке.

Или вот такой мультифункциональный куб, с которым малыш точно не заскучает. Ведь на каждой стороне куба новое задание — лабиринт с прорезями (хорошее упражнение для моторики и подготовки руки к письму), завинчивающиеся детали, лабиринт с бусинами, часы и геомертический сортер.

Пирамидки (колечки надеваются не по порядку) или любые игрушки с фигурками на штырьках, которые могут надеваться как вертикально, так и горизонтально. В нашем магазине большой выбор различных пирамидок, которые можно найти в разделе «Пирамидки».

Для этого возраста подойдут классические пирамидки с одним штырьком. Если малыш хорошо освоил пирамидку с круглыми колечками, можно предложить собрать квадратную, треугольную или состоящую из разных геометрических фигур.  

Игрушка «Грибная полянка» имеет несколько иной принцип — необходимо каждый грибочек насадить на штырек, что отлично  тренирует мелкую моторику. Кроме того, когда малыш подрастет, можно предложить много других заданий: игры на сортировку по цветам (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий), размерам, выстаивание рядов от большего к меньшему, «повтори ряд», может использоваться в качестве лото (соотнести рисунки на полянке с рисунками на шляпках грибочков), как счетный материал.

Ну и конечно, различные кубики и конструкторы, ведь это игрушка номер один! Для малышей хорошо подойдут классические кубики и плашки, имеющие четкие грани. Их можно найти в разделе «Кубики и конструкторы». 

3. Сенсорное развитие.

В этом возрасте продолжается интенсивное развитие органов чувств. А лучшей помощью для сенсорного развития малыша послужит сама окружающая ребёнка среда. Позволяйте ему изучать её всеми органами чувств, особенно на прогулке. Вынимайте малыша из коляски, давайте возможность поползать и походить по травке, потрогать песочек или водичку, понюхать цветочки. Дома позволяйте «помогать» вам — шуметь на кухне кастрюлями, месить тесто, перекладывать овощи и пр.

Для получения различных тактильных ощущений можно собирать различные сенсорные коробочки, только наполнение для них стоит выбирать в соответствии с возрастом. Подробнее мы писали о них в статье  «Эвристические корзины (корзинки с сокровищами)».

В нашем магазине есть и готовые корзинки, например, «Большая тактильная корзинка» и «Тактильная корзинка с кубиками».

Так же могут быть интересны разнофактурные тактильные кубики, изготовленные из разнообразных по фактуре материалов: вельвет, хлопок, мягкая ткань, вшиты ленточки, есть гладкая и шуршащая стороны!

Продолжайте предлагать ребёнку различные музыкальные игрушки. Теперь это могут быть более сложные инструменты, как ксилофон, барабан, дудочки, различные бубенцы, маракасы. Играйте на инструментах и пойте вместе с ребёнком, предлагайте малышу слушать мелодичную музыку. Подобрать необходимое можно в разделе «Музыкальные игрушки».

Как только малыш научится ползать, вы можете сделать для него сенсорную дорожку. Она может быть из разных приятных материалов: различная ткань, пуговки, ленточки. Такие дорожки можно сделать самим, а можно купить уже готовые, они прослужит гораздо дольше, компактно убираются и легко моются.

На нашем сайте есть отличный сенсорный коврик-пазл, где можно регулировать размер и форму — выложить в виде дорожки или площадки. На каждом модуле расположены массажные бугорки различной высоты и диаметра, стимулирующие рецепторы стопы и способствующие её нормальному формированию.

Так же малышей этого возраста чрезвычайно увлекают вкладывающиеся друг в друга стаканчики, матрешки и прочие игрушки, знакомящие с понятием размера. На нашем сайте можно найти несколько вариантов, например стаканчики-пирамидка.

4. Развитие речи.

В возрасте около года ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь и произносит первые слова. Теперь малышу необходимо постоянно пополнять свой словарный запас все новыми и новыми словами. Тут на помощь приходят книги, карточки, фигурки и прочее.

На нашем сайте в разделе «Развитие речи» можно подобрать необходимые пособия. Например, отличные крупные резиновые фигурки в форме овощей, выпечки, Лото «Родной край», шнуровки со сказками и овощами-фруктами и т.д. 

5. Упражнения практической жизни.

Около года ребёнок только начинает активно интересоваться занятиями окружающих его взрослых, пытаться повторять их действия.

Вы можете предлагать малышу самые простые упражнения по уходу за собой, например, вытереться полотенцем, помыть руки, и за окружающими вещами: вытереть тряпочкой пролитое или помыть фрукты. Если ребёнок пока не стремится участвовать в подобных действиях, не стоит побуждать его к ним. Интерес к упражнениям практической жизни обязательно проснётся, просто несколько позже.
Можете предложить такие простые занятия, как снимать кожуру с мандарина, банана, месить тесто, загружать стиральную машинку и прочие. Малыш будет очень рад!

Можно попробовать первые крупные шнуровки с толстой «иголкой» и крупными отверстиями. Для начала это могут быть и колечки от пирамидки, а потом предложить настоящие шнуровки: «Наливные яблочки», Радуга, Сыр и другие.

Надеюсь, эти рекомендации Вам пригодятся и Вы не потеряетесь в большом разнообразии детских игрушек!

Источник

Ольга Потапова
Картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори для детей раннего возраста

Раннее развитие по методике Монтессори набирает все большую популярность по всему миру. Замечательный педагог Мария Монтессори не зря снискала всемирную известность — ее метод обучения и воспитания действенный и уникальный, а его основой является предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий.

Развивающие игры по методике Монтессори помогают в первую очередь развить самостоятельность, ведь невмешательство взрослого в процесс — один из главных постулатов по воспитанию от Марии Монтессори. Также все игры Монтессори для раннего развития детей направлены на развитие мелкой моторики ребенка, что послужит прекрасным фундаментом для правильной речи и письма малыша. А главное — для занятий не потребуются дорогостоящие игрушки, ведь ими могут быть любые предметы в доме.

«Что внутри?»

Задачи: развивать мелкую моторику, тактильное восприятие.

Материал: воздушные шары одинакового цвета и размера, вода, песок, мука, горох, фасоль, крупы.

Игровые действия: Рассыпаем все заготовленные материалы: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др., в удобные широкие миски, чтобы малыш мог потрогать каждый материал ручками. Берем шарики и поочередно наполняем их материалом. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Для наполнения шариков используем воронку. Когда материал готов, предлагаем воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители, ребенку. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

«Волшебные прищепки»

Задачи: способствовать развитию мелкой моторики рук.

Материал: оформленная коробка, плоскостные предметы из разного материала.

Игровые действия: Предложите ребёнку вынуть прищепки из коробки, взяв каждую тремя пальцами, и прицепить их за край коробки или за край предмета (хвостик для петушка и т. д.)

«Рисунок на крупе»

Задачи: Развивать творческие задатки, фантазию. Учить ориентироваться на плоскости.

Материал: поднос, манка.

Игровые действия: На поднос или любую другую подходящую поверхность насыпаем слой манки. Показываем малышу, как можно рисовать пальчиком на крупе. Рисуем самые простые рисунки – прямые линии, извилистые, солнышко, тучку и т. д. Если малыш впервые рисует на крупе – не стоит ему предлагать что-либо повторять или что-то определенное рисовать. Пусть сам вдоволь рисует и экспериментирует.

«Что нарисовано»

Задачи: Помочь малышу сделать открытие, что у предмета может быть плоскостное изображение.

Материал: картинки с изображением игрушек, предметов и соответствующие этим картинкам реальные предметы, например, рисунок машина и сама машина.

Игровые действия: Вы даёте ребёнку картинки, а рядом расставляете реальные игрушки и предметы, изображённые на карточках. Ребёнок смотрит на карточку и находит по ней предмет, кладёт карточку рядом.

«Открыто – закрыто»

Задачи: Развивать внимание, координацию, мышление и мелкую моторику рук.

Материал: несколько разных по форме и размеру баночек, бутылочек с закрытыми крышками.

Игровые действия: предложите малышу открыть, а затем снова закрыть все ёмкости. Игру можно усложнить. Перемешайте все крышки и предложите ребёнку подобрать к каждой посуде свою.

«Пересыпаем ложкой»

Задачи: Способствовать развитию координации движений, мелкой моторики, усидчивости, аккуратности.

Материал: крупа, 2 мисочки с крупой, ложка.

Игровые действия: Поставьте на подносе две мисочки: слева – с крупой, справа – пустую. Вначале, двигая рукой ребёнка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки. Затем плавно перенести ложку к другой мисочке и высыпать крупу.

«Бассейн для пальчиков»

Задачи: способствовать развитию мелкой моторики, получению тактильных ощущений, выполнению массажа пальчиков.

Материал: таз или 5 – литровая пластиковая бутылка из-под воды, маленькие игрушки (например, «Киндерсюрприз»).

Игровые действия: Спрячьте игрушки в «бассейн» так, чтобы ребёнок не видел, что вы спрятали. Предложите малышу отыскать сюрприз.

«Ищем клад»

Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики рук, координации.

Материал: фасоль (или другие небольшие предметы, смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка).

Игровые действия: Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком.

«Рыболов»

Задачи: развивать мелкую моторику, координацию движений, усидчивость и аккуратность.

Материал: миска с водой, мелкие предметы, маленькое сито с ручкой или рыбки и удочка с магнитом.

Игровые действия: Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: пробки, рыбки пластмассовые и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все предметы.

«Переливание воды из одной ёмкости в другую»

Задачи: развивать координацию движений, мелкую моторику, усидчивость и аккуратность.

Материал: таз, воронки, ёмкости разного размера и вида, губка.

Игровые действия: Ребёнок ставит материал в тазик, берёт воронку и вставляет в бутылочку, правой рукой наливает в неё воду через воронку. Левой придерживает носик. Далее он выполняет действия с губкой.

«Домик для игрушек»

Задачи: развивать мелкую моторику, координацию движений, речь.

Материал: пластмассовая бутылка 1,5 – 2 –х литровая с окошком, мелкие игрушки.

Игровые действия: ребёнок вынимает по одной игрушке из окошка бутылки указательным и большим пальцами, называет её. Можно игрушки ставить в ряд, по кругу или ребёнок сам придумывает игру, используя другие игрушки (домик и т. д.).

Источник

Когда начинаешь заниматься с детьми, используя игры и пособия Марии Монтессори, вдруг с удивлением замечаешь, что:

— почти не приходится ломать голову над тем, как заинтересовать ребенка очередной развивающей игрой или полезным занятием. Детей словно магнитом притягивает к разноцветным баночкам, коробочкам, палочкам и бусинкам, которые обычно используются в таких играх.

— дети долго и с удовольствием играют в большинство игр, принадлежащих этой методике. Наверное, это происходит потому, что в мире Монтессори все «почти как по-настоящему»! Подражая маме, малыш с удовольствием играет со «взрослыми» предметами, и в игре, незаметно для себя, усваивает очень важные и нужные для его развития навыки.

В этой статье мы поделимся с вами самыми простыми и интересными играми по методике Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными большинство детей в возрасте от 1 года до 2,5 лет.

Развивающие игры с крупой и мелкими предметами.

В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают. Но прежде чем начать разговор о таких играх, необходимо затронуть тему безопасности.

При игре с мелкими предметами ребенок может захотеть попробовать их на вкус и нечаянно проглотить или вдохнуть маленькую фасольку или пуговку. Поэтому, следите внимательно за крохой, при попытках попробовать бусинку или фасольку, мягко останавливайте малыша, и, глядя ему в глаза, спокойно, но твердо объясняйте, что «мы с этим только играем, это нельзя есть». Большая часть детей при таком подходе быстро запоминает, что бусины и фасоль есть нельзя, и уже через пару недель к этому привыкает.

Если же интерес вашего малыша к нашему миру настолько велик, что вы не в силах остановить его желание попробовать фасольку или бусинку, можно заменить их на что-то такое же маленькое, но вполне съедобное и безобидное – кусочки детского печенья или крекера, ягоды, порезанные небольшими кусочками яблоко или хлеб.

После того, как все меры безопасности приняты, можно приступить к играм. Итак:

Пересыпаем ложкой.

Для игры понадобятся две емкости, сыпучий материал (любая крупа или что-то ее напоминающее) и ложка.

Покажите ребенку как с помощью ложки можно пересыпать крупу из одного стаканчика в другой. Попросите его повторить за вами (или просто передайте ему ложку, ваш смышленый ребенок с легкостью разберется во всем сам).

Эта игра хорошо развивает моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.

Опускаем предметы в узкие отверстия.

Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):

А также емкости и бутылочки с узким горлышком. Предложите ребенку наполнить бутылочку мелкими предметами:

Для детей от 1 года до 2 лет такое задание – серьезная работа, потому что в этом возрасте их пальчики развиты еще не очень хорошо, и опускать небольшой предмет в узкое горлышко для них намного сложнее, чем взрослым.

Эта игра хорошо развивает мелкую моторику (что положительно сказывается на развитии речи ребенка, а также его общем умственном развитии). При этом она нравится многим детям – малыши любят наблюдать, как бусинки и пуговицы со звоном падают на дно бутылочки.

Чем младше ребенок, тем шире должно быть горлышко сосуда, который используется в игре. Чтобы не испугать малыша трудностью задания, имеет смысл начать с опускания предметов в отверстие диаметром не менее 3,5 см и по мере развития пальчиков ребенка подыскивать все более и более узкие сосуды.

Ищем клад.

Для игры понадобятся фасоль (или другие небольшие предметы), смешанная с другой крупой и сосуд с узким горлышком (например, бутылочка):

Попросите малыша найти в крупе «клад» — фасольку, бусинку или пуговичку, и опустить находку в горлышко бутылочки или другого сосуда с узким горлышком (в центрах Монтессори для этого часто используют простую сахарницу):

В процессе игры происходит легкий массаж пальчиков малыша, развивается мелкая моторика.

Прожорливая коробочка

Чтобы опускать мелкие предметы в узкие отверстия стало намного интересней, можно изготовить очень простую развивающую игрушку. Из обыкновенной коробочки получится забавная мордочка голодного котенка:

Малыш с удовольствием будет кормить его макаронами, фасолью и другой мелочью и незаметно развивать свои пальчики, одновременно помогая развиваться тем областям головного мозга, которые отвечают за речь:

Для изготовления такой игрушки достаточно взять прочную коробочку, наклеить на нее бумажную мордочку зверька и прорезать отверстие для рта.

Учимся сортировать.

Ближе к двум годам большинство обучающих методик учит детей сортировать предметы. Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.

Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки:

Сортировать можно пуговицы (по цвету и типу), различные виды макаронных изделий, мозайку (по цвету) и т.д. В качестве емкости для сортировки можно использовать подставку для яиц, небольшие стаканчики или блюдца, либо просто складывать предметы кучкой.

Покажите ребенку, что в крупе спрятан «клад». Попросите ребенка найти, что же там спрятано и разложить каждую бусинку (фасольку, макаронинку, пуговицу) в свой «домик» (на картинке мы сортировали бусины по цвету):

Играем с манкой.

Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори-центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет.

Изготовить такой лоток дома можно за несколько минут – достаточно насыпать тонкий слой манной крупы на поднос или в коробку с небольшими бортиками. Покажите малышу, что на манке можно рисовать, оставляя следы пальцами:

При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга). К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.

Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Предложите малышу поэкспериментировать с кисточкой или палочкой:

Покажите, как наносить на манку отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (малыш с интересом будет исследовать свойства различных вещей, оставляя на крупе следы колесиками от машинки или массажным мячиком, рисуя волнистые линии вилкой; для рисования на манке подойдет любой интересный ребенку предмет):

Как видите, развивать ребенка с помощью игры совсем не трудно!

Источник

Читайте также:  Ребенок 1 года писает один раз в день