Игры для развития у ребенка реакции

«Хватай скорее!» — это реакция, скорость нашего реагировании, и чем она выше, тем для нас лучше. И, конечно, очень важно развивать реакцию детей, ведь в спорте, в критической ситуации или просто в быту это им пригодится.

Тренировать реакцию можно начинать, когда уже достаточно развита мелкая и крупная моторика, примерно с 4-5 лет. Как это лучше делать? При помощи игр на реакцию, спортивных и настольных. Для спортивных игр понадобится простор, а вот настольные — вполне подходят для домашних условий.

Игры на реакцию для 4-5 лет

«Матрешкино» — игра для тренировки реакции самых маленьких игроков, простая и веселая. Ведущий показывает карточку с несколькими цветами, игроки находят на столе картинку с матрешкой в таких цветах и быстро повторяют ее действие. Самый шустрый получает призовое очко.

Матрёшкино

score=4

Простая подвижная игра на реакцию и внимательность

Игры на развитие реакции для 5-6 лет

«Хамелеон» — ящерка с молниеносной реакцией и игра для развития реакции. Каждый игрок получает карточку-задание, на которой есть число, цвет и рисунок. Ведущий открывает карточку, а игроки скорее хватают её, если видят на ней что-то из своего задания.

Игры для тренировки реакции для детей 6-7 лет

Добрые и милые герои, известный всем сюжет и симпатичные картинки — это всё про игру «Волшебник Изумрудного города». Элли и её друзья шагают по дороге из желтого кирпича и каждый шаг — это интересное и забавное задание. Но главное — делать все быстро, ведь героев настигает злая Волшебница Бастинда.

Шумная и веселая игра на скорость реакции «Медвед» подходит и для детских праздников, и для взрослых. Каждый игрок в свою очередь переворачивает карточку, лежащую перед ним. И как только на столе открыты два одинаковых рисунка, начинается дуэль: игроки стараются опередить товарища и первыми схватить полено «Превед», которое стоит посреди стола. Но это еще не все: у «Медведа» много сюрпризов в запасе и весело будет всем.

Игры для детей от 8 лет

«Тик-так-бумм!» — отличная игра для детей на реакцию. Стол тут не пригодится: все встают в кружок и начинают перебрасывать друг другу… «бомбочку»! Пластиковую, конечно. Для того, чтобы бросить ее дальше, надо назвать слово, которое подходит под задание. Например, со слогом «ко» в начале или «па» в середине. И скорее бросайте, скорее, ведь бомба может взорваться! Подорвался — получи штрафное очко.

«Ответь за 5 секунд» — викторина с очень простыми вопросами, но в которой есть два нюанса: надо дать сразу три ответа и сделать это всего лишь за 5 секунд. Время отмеряют забавные булькающие часы, а кроме вопросов вам встретятся особые карточки, которые делают игру интереснее и острее. Для игры с семьей можно отобрать карточки желтого цвета — они попроще.

Ещё полезные советы

  • Игры для детей в 4 года
  • Игры для детей 5 лет
  • Игры для детей в 6 лет
  • Игры для детей в 7 лет
  • Игры для детей в 8 лет
  • Игры для детей в 9 лет
  • Игры для детей в 10 лет
  • Игры для детей в 11 лет
  • Игры для детей в 12 лет
  • Развивающие игры для детей по математике
  • Обучающие игры для детей по английскому языку
  • Обучающие алфавиту игры
  • Игры обучающие читать
  • 8 лучших настольных игр на внимание для детей
  • ТОП 9 настольных игр для развития речи у детей и подростков
  • ТОП 6 настольных игр для развития внимания и памяти у детей
  • 4 лучшие настольные игры для развития моторики у дошкольников
  • ТОП 10 настольных игр на логику и мышление для детей
  • 12 лучших игр для развития мышления у дошкольников и школьников
  • ТОП 7 настольных игр на общение для детей
  • 5 лучших настольных игр для развития памяти у детей

Источник

текст: Дарья Колдина, shkola7gnomov.ru

Современному ребенку важно иметь быструю реакцию и уметь быть внимательным. Ведь, если ребенок рассеян, он не успешен в подвижных играх, где часто требуются эти качества, ему трудно быстро сориентироваться, чтобы отстоять свое достоинство во время конфликта. В результате могут появиться трудности в общении. Но родители могут помочь детям развить необходимые навыки, выбирая подходящие игры.

Карлики – великаны

Дети встают в ряд перед взрослым. Когда взрослый говорит: «Великаны», — дети должны поднять руки вверх, когда говорит: «Карлики», — всем нужно присесть на корточки. Вначале игры взрослый выполняет все движения одновременно с детьми в соответствии с названным словом. Можно несколько раз подряд говорить только «карлики» или, наоборот, «великаны».

Когда дети уже хорошо разберутся в правилах игры, можно специально стараться их запутать. Взрослый говорит: «Карлики», — а сам… поднимает руки вверх. Или намеренно меняет высоту голоса, произнося слово «карлики» басом, а слово «великаны» высоким голосом.

Пол, нос, потолок

Все играющие встают в круг. Ведущий говорит: «Пол!, — и показывает рукой на пол, остальные повторяют за ним. На слово «нос» дети должны дотронуться до своего носа. «Потолок» — показать вверх. Ведущий может произносить эти слова в разной последовательности или путать игроков, намеренно показывая не на те предметы.

Все наоборот

Все участники игры встают в круг. Водящий начинает выполнять какое-либо действие, а все остальные игроки должны в это же время совершать противоположное действие. Например, водящий поднимает руки вверх — остальные должны их опустить, водящий слегка бьёт себя по животу — остальные поглаживают свои животики, водящий поднимает одну ногу вперед – остальные — назад.

Следующим водящим становится тот, кто допустил ошибку.

Палка-скакалка

Дети встают в круг, взрослый — в центр. В одной руке у него легкая гимнастическая палка, а в другой — скакалка. Взрослый начинает медленно кружиться вокруг своей оси, при этом рука со скакалкой опущена вниз, а рука с палкой поднята до уровня плеч детей. Детям нужно то перепрыгивать через скакалку, то наклоняться или приседать перед приближающейся палкой.

Пианино

Все дети садятся в ряд на длинную скамейку. Правую руку они кладут на левое колено соседа справа, а левую – на правое колено соседа слева. Игра начинается с того, что тот, кто сидит самым крайним слева, хлопает левой рукой по своему левому колену 2 раза. Игрок, сидящий справа от него, хлопает своей левой рукой по его правому колену один раз, затем крайний левый игрок хлопает своей правой рукой по левому колену соседа и так далее, по цепочке.

Когда очередь дойдет до правой руки самого крайнего игрока справа, он тоже должен ударить по своей правой коленке два раза и цепочка хлопков пойдет в обратную сторону. Нельзя путать последовательность рук! Кто ошибется – убирает руку назад. Ошибется второй раз – убирает вторую руку и уже просто продолжает наблюдать за игрой.

Смени руки!

Двое детей садятся друг против друга, сгибают руки и держат их ладошками вверх на уровне груди. Правой рукой надо успеть хлопнуть по левой руке противника, тот должен успеть сделать то же самое. Выигрывает тот, кто вовремя отдернет свою левую руку, а правой рукой попадёт по руке противника.

Иногда взрослый может сказать: «Меняем руки!» и тогда нужно делать наоборот: салить левой рукой, а убирать правую. Чтобы запутать игроков, ведущий может сказать «Не меняем!»

Кто быстрее

Перед детьми на столе разложены карточки с изображением различных предметов. Взрослый говорит: «Мыло». Кто из детей быстрее всех поставит пальчик на картинку с названным предметом? А кто последний? Затем взрослый называет предмет, изображенный на другой картинке, и т.д.

Можно изменить условие: не пальчик ставить, а прикрывать найденную картинку ладошкой.

Пиф-паф

Все участники игры встают в круг, ведущий — в центр круга. Ведущий показывает на любого игрока и говорит: «Пиф». Тот должен быстро присесть. А его сосед справа и сосед слева направляют друг на друга пальцы «пистолетиком» и говорят: «Паф».

Проигрывает и выходит из игры тот, кто сделает это позже своего противника или вместо: «Паф», — скажет: «Пиф». Если человек, на которого указал ведущий, не присел вовремя, он тоже выходит из игры. Затем ведущий показывает на любого другого игрока.

Когда остаются два последних — самых внимательных — игрока, между ними происходит «дуэль». Они встают спиной друг к другу. Водящий называет любое число от одного до десяти. Если это число нечетное, то игрокам надо сделать один шаг вперёд и ждать, когда будет названо следующее число. Когда называется четное число, игроки быстро поворачиваются и «стреляют»: «Паф». Выигрывает тот, кто «выстрелил» первым.

Гонки на машинах

Дети садятся в круг. Им надо запомнить два звуковых сигнала: «Врум-м» (шум проносящейся машины) и «И-и-и-и» (звук тормозов). Первый игрок поворачивается к соседу справа или слева и говорит: «Врум-м». Тот, к кому «приехала машина», пропускает её дальше, т.е. поворачивается к следующему игроку и говорит: «Врум-м»; либо не пропускает — поворачивается к первому игроку и говорит: «И-и-и-и». Тогда «машине» приходится «ехать» в сторону другого соседа и говорить: «Врум-м». Тот, кто ошибется, перепутав слова «врум-м» и «и-и-и», выбывает из игры. Выигрывает самый внимательный игрок, или два – три самых внимательных игрока.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка не соответствует 3 месяцами

Ригу-рагу

Все участники игры выстраиваются в шеренгу. Ведущий встаёт напротив. Все вытягивают вперёд руки, сжатые в кулаки. Ведущий встряхивает своими кулаками и приговаривает: «Ригу-рагу, ригу-рагу…», — а затем называет какое-нибудь животное или предмет, например: «Крокодил с рогами», — и показывает большие пальцы. Если он сказал правильно, т.е. у названого животного действительно присутствуют рога (лось, корова, баран, коза, як), то все должны выставить большие пальцы обеих рук. Если же названный объект обходится без рогов, то пальцы не выставляются. Тот, кто слаб в зоологии, выходит из игры.

Меняемся местами!

Все игроки садятся на стулья, расставленные по кругу. Водящий стоит в центре. Водящий объявляет: «Светлые волосы!» — все светловолосые игроки встают со своих стульев и быстро меняются местами. Водящий в это время тоже должен успеть занять один из освободившихся стульев. Тот, кто остался без стула, становится водящим. Либо водящим становится тот светловолосый игрок, который оказался невнимательным, и не отнес этот признак к себе.

«Поводы» для обмена стульями могут быть самые разные: «У кого в имени есть буква А», «У кого есть серёжки», «Кто живет в двухкомнатной квартире», «Кто сегодня в шортах», «У кого черные носки»…

«Три» под запретом

Дети встают в круг и в произвольном порядке перекидывают друг другу мяч под счёт: «Один, два…». А вот «три» произносить нельзя, так же как нельзя называть числа, которые делятся на 3 или в написании которых присутствует цифра «3».

Вместо этого числа игрок, поймавший мяч, должен назвать своё имя. Таким образом, получается следующий ряд: «1, 2, имя, 4, 5, имя, 7, 8, имя, 10, 11, имя, имя, 14…» Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Тогда счёт начинается сначала.

Читайте также:
Игры на пляже
Игры на внимание
Игры в скучном дворе

Игры с мячами для самых маленьких

Источник

Методическая разработка по теме:

Использование игровых упражнений для развития быстроты реакции детей младшего школьного возраста.

Быстрота — это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени .

Быстрота является решающим фактором во многих видах спорта. Обычно выделяют три разновидности проявления скоростных качеств. Основные формы проявления быстроты человека :

1.- время двигательной реакции

2.-  скорость одиночного движения

3. – максимальный темп движения.

Оценка времени двигательной реакции (ВДР) производиться от момента подачи сигнала до ответного действия. Она является одним из наиболее распространенных показателей при тестировании быстроты. Современная физиология считает, что эти данные формируются у детей до 10-13 лет и в дальнейшем почти не изменяются. Вот почему необходимо уделять особое внимание развитию быстроты у детей младшего школьного возраста.

Упражнения для развития быстроты реакции в подготовительной части урока:

1. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

На один свисток- присесть, встать продолжить движение; на два- поворот, отталкиваясь двумя ногами на 360° , продолжить движение. Для 3,4х классов можно дать третье задание (по хлопку изменить направление движение).

2. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

По свистку последний ученик выполняет бег с ускорением, пробегая мимо всего класса, становиться первым.

3. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет по порядку. Учитель называет порядковый номер ,ученик с этим номером выполняет задание:

-бег с ускорением, становиться первым;

-бег с ускорением, до центра зала, вернуться на свое место.

4.  Ходьба(бег)  в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет на 1,2ой. Учитель называет номер, ученики с этим номером выполняя бег с ускорение добегают до круга 9ориентира)в центре зала, коснуться рукой линии , вернуться на свое место.

5. Ходьба (бег) в колонне по одному с заданием:

Ученики предварительно выполнили расчет на 1,2,3,4ый.  По команде ученики с одинаковыми номерами должны построиться в четыре колонны(шеренги)в указанных местах. Можно использовать обручи разных цветов для ориентиров, а расчет выполнить по цвету.

6. Задание «Бегает ,прыгает , летает» .

Ходьба в колонне по одному с заданным интервалом. Когда учитель называет животное, которое бегает — ученики выполняют бег в колонне по одному. Когда учитель называет животное, которое прыгает- выполняют прыжки на двух ногах. Если названа птица- бегут поднимая и опуская руки.

Упражнения для развития быстроты реакции в основной части урока:

1.Выбегания по сигналу из различных исходных положений (И.п.):

-И.п. — стойка ноги врозь ;

-И.п.- стойка ноги врозь, спиной по направлению движения;

-И.п.- прыжки ноги вместе, ноги врозь( без продвижения);

-И.п.- прыжки  на двух ногах (без продвижения);

-И.п.- прыжки  на двух ногах в приседе вокруг своей оси;

— И.п.- упор присев;

— И.п.- упор лежа.

2.Выбегания по сигналу в парах ( первый убегает, второй должен догнать и дотронуться рукой до плеча, до определенной линии).Расстояние 1,5 метра, затем 1 метр. Поменяться ролями.

3. Эстафеты(круговая, с бегом ,прыжками).

4. Подвижные игры:

«Пустое место» – веселая, подвижная игра для школьников, хорошо развивающая реакцию детей и рассчитанная на большое количество игроков.

Описание игры
Участники игры встают в круг, а водящий остается за кругом. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный — в противоположную. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место (оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставшийся без места становится водящим, и игра продолжается.

Правила игры:

  1. Игроки встают в круг, а водящий остается за кругом
  2. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки – это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование
  3. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный — в противоположную
  4. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место
  5. Кому первому это удается – остается на этом месте, а второй становится водящим

«Шишки, жёлуди, орехи».

Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер — в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках «шишки», вторые «жёлуди», третьи «орехи».

Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: «Орехи». Все играющие, названные «орехами», должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет «жёлуди», меняются местами стоящие в тройках вторыми, если «шишки» — стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: «шишки, орехи». Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры: 1. Вызванным запрещается оставаться на месте. 2. Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

«Вызов Номеров»

Подготовка. Место, инвентарь и подготовка — те же, что и в предыдущей игре. Если позволяет помещение и играющих немного, можно построить их в две шеренги лицом в одну сторону на одной линии. На расстоянии 2 м от линии построения играющих (линии старта) параллельно ей чертится линия финиша.

Содержание игры. Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне — команде. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым записывается выигрышное очко.

Читайте также:  Зона актуального развития это день в развитии ребенка

Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.

Правила игры: 1. Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя. 2. Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко. Это правило рекомендуется применять начиная с 3-го класса, когда учащиеся познакомятся с низким стартом.

Упражнения для развития быстроты реакции в заключительной части урока:

  1. Игра «Запрещенное движение» Правила: Учитель показывает движение, которое нельзя делать. Потом быстро показывает упражнения, ученики повторяют все движения, кроме «запрещенного». Ученик, повторивший «запрещенное движение» делает шаг вперед, продолжает играть.
  2. Игра «Класс смирно!» Правила: Учитель называет движение, если перед этим сказано слово «класс» (например: «Класс! Руки вверх» ученики выполняют. Если слово «класс» не сказано, ученики не выполняют задание. Ошибившиеся делают шаг вперед, продолжают играть. Постепенно увеличить темп игры.
  3. Игра «Рыба, птица, зверь». Правила: Учитель по очереди делает     передачу мяча с отскоком от пола  ученикам  и говорит на выбор птица, зверь или рыба, ученик     в соответствии с заданием говорит название. Выполняет обратно передачу  мяча учителю. Если  название повторяется, ученик выбывает из игры. Играют до  последнего ученика.

Источник

Алевтина Лопатина
Игры по развитию произвольности ребенка, по снижению импульсивности и повышенной активности

Игры, развивающие произвольность ребенка, снижающие импульсивность и повышенную активность

Тихий колокольчик (для детей с 4 лет)

Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.

Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.

Шалтай-болтай (для детей с 4 лет)

Цель: снятие мышечного напряжения, расслабление

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела. Взрослый произносит: «Шалтай-болтай висел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне». Дети падают на ковер. Упражнение повторяется несколько раз. Взрослый следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

Надоедливая муха (для детей с 4 лет)

Цель: учить концентрироваться на отдельных частях своего тела, контроль за мелкими движениями

Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас пригревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и села на лобик. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружиться вокруг глаз – поморгайте ими. Перелетела на щеку, затем на другую – подвигайте губами, надуйте щеки. Уселась на подбородок – подвигайте челюстью и. т. д.

Я кубик несу и не уроню (для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности и самоконтроля движений.

Ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки. Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.

Шаловливая минутка (для детей с 4 лет)

Цель: снятие психофизического напряжения, развитие произвольности

Детям объясняют: «Сейчас наступает «шаловливая минутка». В течение этой минутки вы можете делать все, что хочется: прыгать, бегать, кричать. Но помните, что есть правило: «шаловливая минутка» начинается со звучания музыки, а заканчивается, когда музыка выключается. Упражнение повторяется 2 – 3 раза

Рисование ладонями (для детей с 4 лет)

Цель: снижение мышечного напряжения, развитие умения контролировать силу прикосновений.

Взрослый предлагает детям рисовать ладошками картины на спине друг друга. Дети разбиваются по парам. Ребенок, на спине которого рисуют, закрывает глаза. Взрослый медленно читает текст и демонстрирует движения, как надо рисовать на спине.

Море, море, море (медленно поглаживаем верхнюю часть спины партнера от позвоночника в стороны одновременно двумя руками)

Рыбы, рыбы, рыбы (быстрые и легкие прикосновения пальцами в том же направлении)

Горы, горы, горы (медленные прикосновения всей ладонью)

Небо, небо, небо (снова поглаживания)

Затем дети меняются ролями.

Час тишины и час «можно» (для детей с 4 лет)

Цель: ослабление негативных эмоций, формирование произвольности поведения

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них и т. д. «Часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Речка — Берег (для детей с 4 лет)

Цель: развитие концентрации внимания, коррекция импульсивности, стимуляция физической активности

На полу в линию лежит длинная веревка, представляющая морской берег. Дети встают с одной стороны «на берег». Когда ведущий крикнет «Речка!» все перепрыгивают через линию вперед. Если он кричит «Берег!», то все перепрыгивают назад. Если ведущий кричит «Берег!» дважды, дети, которые перепрыгнули в «Речку», выбывают из игры.

Снеговик (для детей с 4 лет)

Цель: снятие мышечного напряжения чередованием напряжения и расслабления

Наступила зима. Выпал снег. Ребята слепили снеговика (дети стоят, широко расставив ноги).

Ночью был сильный мороз, и снег стал крепким, как лед (напрягают мышцы ног, рук и шеи).

Утром выглянуло солнышко, стало тепло, снеговик начал таять. Подтаяла голова (расслабляют мышцы шеи, затем плечи, руки (расслабляют мышцы рук, ноги (расслабляют мышцы ног).

Растаял снеговик и превратился в лужицу (ложатся на ковер).

Следите за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

Стойкий оловянный солдатик (для детей с 4 лет)

Цель: развитие произвольности поведения, общей координации

Правила игры: нужно встать на одну ногу, а другую подогнуть в колене, руки опустить по швам. Вы — стойкие оловянные солдатики на посту, несете свою службу и можете усмирить не только противника, но и самих себя. Оглянитесь по сторонам, заметьте, что вокруг происходит, кто, чем занят. А теперь поменяйте ногу и посмотрите еще пристальнее. Вы настоящие «стойкие солдатики», и самое главное — вы смогли справиться со своим поведением. Время нахождения в статичной позе постепенно увеличивается.

Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи (для детей с 5 лет)

Цель: снятие речевых зажимов, сплочение группы

Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Запрещенное движение

Цель: развитие произвольности и внимания.

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных движений может быть около 7.

Запретное число

Цель: развитие внимания, формирование произвольности

Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).

Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух.

Невидящий — неслышащий

Цель: развитие внимания и произвольности, коррекция импульсивности

Ведущий дает команду: «Невидящий» — дети выполняют движения только по словесному сигналу. Когда говорит: «Неслышащий» — дети выполняют задание только по показу.

Читайте также:  Уровень общего развития ребенка

Схвати предмет (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, баланс механизмов возбуждения и торможения.

Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий называет различные числа. Когда называется, например, число 5, нужно схватить предмет.

Копна – Тропинка — Кочки (для детей с 5 лет)

Цель: развитие дисциплинированности, организованности, сплочённости

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего идут по кругу до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», — дети направляются к центру круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребёнок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

Рояль (для детей с 6 лет)

Цель: развитие внимания, тактильного восприятия, коррекция импульсивности, сплочение группы

Дети сидят в кругу, положив левую руку на правое колено соседа слева, а правую на левое колено соседа справа. Колени – клавиши. По часовой стрелке начинают хлопать ладошками по коленям соседей, увеличивая скорость. Если кто-то ошибся, то он убирает одну руку, если ошибся второй раз – выбывает из игры. Победит самый внимательный. Упражнение лучше выполнять, когда группа уже сплочена, дети доверяют друг другу.

Кулак – ладонь – ребро (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольного внимания, зрительно – моторной координации, коррекция импульсивности.

По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются. Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.

Пол – нос – потолок (для детей с 5 лет)

Цель: развитие пространственного восприятия, произвольного внимания

Психолог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала психолог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.

«Да и нет» — не говори (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления

Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»

ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ? ТЫ МАЛЬЧИК? ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ? ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?

ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ? ТЕБЕ 6 ЛЕТ? ТЫ ЛЮБИШЬ ИГРАТЬ В КУКЛЫ? СЕЙЧАС ЗИМА?

ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЙТИ В ШКОЛУ? У ТЕБЯ ЕСТЬ МАМА? ТЫ СЕЙЧАС СПИШЬ? ТЕБЯ ЗОВУТ ВАСЯ?

НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ? КОРОВЫ ЛЕТАЮТ? ЗИМОЙ ЖАРКО? СОЛНЦЕ СИНЕЕ?

ТЫ ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ К ВРАЧУ? ЛЕД ТЕПЛЫЙ? ТЫ УМЕЕШЬ ПЛАВАТЬ? ТЫ ПОСЛУШНЫЙ?

Зеваки (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Дети берутся за руки и идут по кругу. По сигналу ведущего останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успевает выполнить задание, выбывает из игры. Важно добиться синхронности выполнения движений. Затем алгоритм движений можно изменить (3 притопа, поворот вокруг себя, 1 хлопок)

Молчу — шепчу — кричу (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция гиперактивности, развитие волевой регуляции громкости речи и поведения.

Ребенку предлагается действовать и говорить в соответствие с определенными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

Можно предложить цветовые знаки: красный – молчать, желтый – шептать, зеленый – кричать. Эту игру лучше заканчивать на этапе «молчу» или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

Говори по сигналу (для детей с 5 лет)

Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции

Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т. д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.

Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери, помогаете ему обратить внимание на свое «я».

Слушай команду (для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Вне-запно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ве-дущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений.

Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности

Слушай хлопки (для детей с 5 лет)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Расставь посты (для детей с 5 лет)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.

Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает на-правление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

Расскажем и покажем (для детей с 5 лет)

Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля координации движений.

Дети выполняют движения под рифмовку.

Руку правую – на плечо

Руку левую – на бочок

Руки в стороны, руки вниз

И направо повернись

Руку левую – на плечо

Руку правую – на бочок

Руки верх, руки вниз

И налево повернись

Упражнение повторяется несколько раз

Повторение ритма (для детей с 6 лет)

Цель: развитие произвольного внимания и контроля двигательной активности.

Взрослый отстукивает (прохлопывает) любой ритмический рисунок, ребенок должен его повторить. Ребенок может слушать ритм с закрытыми глазами. Затем водящим становится ребенок. В конце игры детям задают вопрос: «Что было легче: задавать ритм или повторять?»

Прошепчи ответ (для детей с 5 лет)

Цель: развитие произвольности и самоконтроля, коррекция импульсивности

Взрослый задает вопросы. Каждый, кто знает ответ, протягивает вперед руку, пальцы сжаты в кулак, а большой палец поднят вверх (показ). Когда поднятых пальце много, взрослый считает «Раз, два, три – шепотом говори». Задача детей — прошептать ответ. Вопросы:

• Какое сейчас время года?

• Как называется наш город?

• Как называется детеныш коровы?

• Сколько лап у собаки?

• Какие дни в недели выходные? И. т. д.

Источник