Игры для развития речи ребенка дошкольного возраста
Речевая игра «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»
Цель: Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например: петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.
Речевая игра «ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»
Цель: Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.
Ход игры: Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.
Свежий ветер – прохладный.
Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.
Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная.
Свежая газета – новая, только что купленная.
Свежая краска – невысохшая.
Свежая голова – отдохнувшая.
Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ»
Цель игры: Активизировать словарь, расширять кругозор.
Ход игры: Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.
Речевая игра «ИЩИ»
Цель: Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.
Ход игры: Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.
Речевая игра «ПРИДУМАЙ САМ»
Цель: Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.
Ход игры: Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.
Речевая игра «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»
Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.
Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.
Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.
На берёзе поспели яблоки».
Дети находят противоречия в предложениях.
Речевая игра «ИГРА В ЗАГАДКИ»
Цель: Расширять словарный запас детей.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Речевая игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Цель: Учить детей понимать смысл предложения.
Ход игры: Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.
Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Дорога едет по машине.
Гена разбил стеклом мяч. И т.д.
Речевая игра «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА»
Цел:. Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры: Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.
Речевая игра «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!»
Цель: Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» — и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» — и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.
Речевая игра « КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»
Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.
Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».
Цель: Расширять словарный запас детей.
Ход игры: Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).
Речевая игра «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».
Цель: Расширять словарный запас детей.
Ход игры: Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.
Кисель из клюквы — …(клюквенный кисель).
Суп из овощей — …(овощной суп).
Пюре из картофеля — …(картофельное пюре). И т.д.
Речевая игра «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»
Цель: Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.
Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.
Речевая игра «НАОБОРОТ».
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением
( далёкий – близкий, высокий – низкий).
Речевая игра «ДОБАВЬ СЛОГ»
Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю (или ребёнку).
Речевая игра «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».
Цель: Учить подбирать синонимы.
Ход игры: Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (напрмер, стужа – мороз).
Речевая игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю…(снег).
С неба все скользят пушинки –
Серебристые…(снежинки).
Вот веселье для ребят –
Всё сильнее…(снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …(снежки).
Словно в белый пуховик
Нарядился…(снеговик).
Рядом снежная фигурка
Эта девочка…(снегурка).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил…(снег).
(И.Лопухина)
— Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?
Речевая игра «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».
Цель: Развивать фразовую речь.
Ход игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны отвечать полным предложением.
Речевая игра «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель: Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»»…книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.
Речевая игра «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».
Цель: Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.
Ход игры: Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.
Речевая игра «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».
Цель: Развивать фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» — и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова.
Речевая игра «ГДЕ Я БЫЛ?»
Цель: Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.
Ход игры: Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море).
— А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.
Речевая игра «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».
Цель: Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.
Ход игры: Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт (льёт). Воздух чистый (свежий).
Речевая игра «ЧТО НЕВЕРНО?»
Цель: Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.
Ход игры: Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.
Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег,
Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел?
Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак,
Что растут на вербе груши, что киты живут на суше,
Что с зари и до зари сосны валят косари?
Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,
А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?
Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.
Речевая игра «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»
Цель: Учить делить слова на слоги.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам (или хлопкам). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.
Речевая игра «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»
Цель: Закреплять и уточнять значение многозначных слов.
Ход игры: Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать:
Идёт дождь: идёт… (снег, зима, собака, дым, человек).
Играет … (музыка, девочка).
Горький … (перец, лекарство).
Речевая игра «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».
Цель: Развивать фонематический звук, быстроту мышления.
Ход игры: Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например: бабочка, комар, стрекоза и т.д.
Речевая игра «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».
Цель: Закреплять употребление в речи обобщающих слов.
Ход игры: Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар,…».
Источник
Для детей от 6 до 7 лет
«Похожие слова»
Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.
Приятель — друг — враг;
Грусть — радость — печаль;
Еда — очистки — пища;
Труд — завод — работа;
Танец — пляска — песня;
Бежать — мчаться — идти;
Думать — хотеть — размышлять;
Шагать — сидеть — ступать;
Слушать — глядеть — смотреть;
Трусливый — тихий — пугливый;
Старый — мудрый — умный;
Бестолковый — маленький — глупый;
Смешной — большой — огромный.
«Два приятеля»
Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый), прекрасный — (красивый).
«Семейная олимпиада»
Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.
В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.
«Два брата»
Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища — большой домище. У Ика был носик, а у Ища — носище. У Ика были пальчики, а у Ища — пальчища.
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.
Глазик — глазище; ротик — ротище; зубик — зубище; котик — котище; кустик — кустище; шарфик — шарфище; ножик — ножище; коврик — коврище; слоник — слонище.
«Назови ласково»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:
Цветок красный, а цветочек красненький.
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).
Дом низкий, а домик … (низенький).
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
«Магазин посуды»
Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.
Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
«Найди по цвету»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.
Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:
Красное — яблоко, кресло, платье.
Желтая — репа, краска, сумка.
Синий — василек, баклажан, карандаш.
«Выбери правильное слово»
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
«Найди картинку»
Цель: развитие анализа и синтеза.
Цель: развитие анализа и синтеза.
Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.
Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:
аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;
рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;
причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;
шоссе, кондуктор, водитель, остановка;
эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.
«Скажи наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
Для этой игры нам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ
ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ
Источник
Алленова Наталья Федоровна
Дидактические игры для развития речи дошкольников
Картотека дидактических игр по развитию речи
«Г Л А С Н Ы Е З В У К И»
ЦЕЛЬ: развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова. Это упражнение целесообразно проводить каждый день в начале занятия или после физкультминутки.
ХОД ИГРЫ: Каждый ребенок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей детей.
«Н А З О В И Т Р И С Л О В А»
ЦЕЛЬ: активизация словаря детей.
ХОД ИГРЫ: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить?
Что можно читать?
Чем можно рисовать?
Что может летать?
Что может плавать? И т. д.
«Ч У Д Е С Н Ы Й М Е Ш О Ч Е К»
ЦЕЛЬ: развивать тактильные ощущения, словарь признаков.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан).
Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и т. д.
«З А К О Н Ч И П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е»
ЦЕЛЬ: употребление сложноподчиненных предложений.
ХОД ИГРЫ:воспитатель предлагает детям закончить предложение:
Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.
Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.
Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.
Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.
Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.
Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.
Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.
Мы поедем завтра в лес. Если будет хорошая погода.
Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.
Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от собаки.
«Л И Ш Н Е Е С Л О В О»
ЦЕЛЬ: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.
Лексический материал (например):
шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.
зима, весна, ноябрь, лето, осень.
белка, заяц, медведь, синица, еж.
шуба, шарф, панама, варежки. И т. д.
«НАЗОВИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ»
ЦЕЛЬ: активизация словаря детей, развитие внимания.
ХОД ИГРЫ: Дети становятся в ряд и им по очереди предлагается называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносит слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех. Игра может носить тематический характер.
«Н А П Р И Е М Е У В Р А Ч А»
ЦЕЛЬ: упражнять детей во всех видах дифференцированного дыхания (вдох ртом — выдох ртом, вдох ртом — выдох носом, вдох носом — выдох ртом, вдох носом — выдох носом.)
ХОД ИГРЫ: Коллективное выполнение детьми упражнений по инструкции воспитателя. «Я сейчас послушаю вашу грудку. Сделали вдох ртом, а теперь выдохнули тоже ртом» и так далее. «А теперь послушаю спинку». Далее детям предлагается выполнять упражнение парами по инструкции воспитателя.
«П Ч Е Л Ы и М Е Д В Е Д Ь»
ЦЕЛЬ: закреплять изолированное произношение звука Ж.
ОБОРУДОВАНИЕ: стульчики, маска медведя.
ХОД ИГРЫ: Ребенок в маске медведя сидит в стороне на отдельном стульчике.Воспитатель говорит:
Пчелки в улье сидят
И в окошко глядят.
Погулять все захотели.
Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.
Дети бегают и жужжат. Медведь идет, спасает мед. Дети-пчелки бегут на свои стульчики, садятся, машут кистями рук и громко жужжат, прогоняют медведя. Тот, кого осалил медведь, уходит вместе с ним.
«Э Х О»
ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание, закреплять произношение звуков в словах и слогах.
ХОД ИГРЫ: Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее.
«Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает.Вот так: «Идет козочка-коза» — поет коза. «За-за-за-за-за, идет козочка-коза» — подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. «Очень любят все козу, Есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы». И так далее.
«П О Д У М А Й и И З М Е Н И»
ЦЕЛЬ: учить детей употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает ребенку закончить фразу, изменив единственное число на множественное.
Я купил елку — я купил елки
Я кормлю белочку — я кормлю белочек
Я повесил на елку фонарик — …фонарики
Я иду за клюшкой -…клюшками
Я чищу шапку — …шапки
Я вижу зайца — …зайцев
Я сыплю синичке крошки — Я сыплю синичкам крошки
и так далее.
«Я З Н А Ю М Н О Г О Н А З В А Н И Й»
ЦЕЛЬ: закреплять обобщенное значение слов.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель начинает, а дети продолжают. «Я знаю много названий зверей: заяц, медведь…цветов: мак, роза…овощей: морковь, репа…насекомых: комар, оса… и т. д.
«Н А З О В И О Д Н И М С Л О В О М»
ЦЕЛЬ: развитие словаря детей.
ХОД ИГРЫ:Ведущий спрашивает у детей: «Как одним словом можно назвать аиста, воробья, утку и галку?» (птицы)
Астру, мак и розу? (цветы)
Лису и ослика? (животные)
Иву и дуб? (деревья) и другие варианты.
Впоследствии ведущими становятся сами дети.
«П Л О Х О или Х О Р О Ш О»
ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Х в словах.
ХОД ИГРЫ: Один начинает предложение, а другой заканчивает его словом, хорошо или плохо, но так, чтобы эти слова подходили по смыслу.
Обижать малышей — …
Быть настоящим другом –
Помогать друзьям — …
Говорить грубые слова — …
Помогать маме — …
Болеть — …
Веселиться с друзьями — …
«Я ЗНАЮ ПЯТЬ НАЗВАНИЙ»
ЦЕЛЬ: закреплять слова, входящие в группу обобщенных понятий.
ХОД ИГРЫ:Дети перебрасывают мяч друг другу и по очереди называют слова на предложенную воспитателем тему:
Воспитатель: я знаю пять названий фруктов.
Дети (по очереди): ананас – груша – яблоко – виноград — киви.
И так далее.
«К О М У У Г О Щ Е Н И Е?»
ЦЕЛЬ: учить детей употреблять в речи трудные формы существительных.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель вносит в группу корзинку и говорит о том, что в корзинке подарки для зверей, но он боится перепутать, кому что. И просит детей помочь ему. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
«С Л О В А»
ЦЕЛЬ: учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель предлагает ребенку отвечать на вопросы, употребляя и правильно изменяя слово «белый» (например).
Куртка какая? Белая
Сапоги какие? Белые
Поле какое? Белое
Снеговик какой? Белый
Аналогично другое прилагательное:
Снег какой? Серебристый
Дорога какая? Серебристая
Ветки какие? Серебристые
Озеро какое? Серебристое и так далее
«ТИШЕ, ТИШЕ, МАША ШЬЕТ»
ЦЕЛЬ: закреплять произношение звука Ш в словах.
ХОД ИГРЫ: Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши (Миши)и тихо говорят:
Тише, тише, Маша шьет,
Наша Маша долго шьет.
А кто Маше помешает,
Того Маша догоняет.
После этих слов дети бегут в заранее обозначенный домик. Кого Маша (ведущий) осалит, тот должен сказать слово со звуком Ш. Если ребенок затрудняется назвать слово, то воспитатель помогает ему наводящими вопросами.
«Н А Й Д И З В У К»
ЦЕЛЬ: уметь выделять слова (из пары слов) с заданным гласным звуком.
ХОД ИГРЫ: Воспитатель говорит детям о том, что он будет называть пары слов,а вы — искать слова с нужным звуком: аист-воробей, сирень-астра, мак-розы, утка-галка, удочка-рыба, нос-уши, ива-дуб, снежинка-иней, изба-дом, озеро-река, лиса-ослик, окна-дверь, мак-розы, сыр-колбаса, удочка-рыба, лыжи-санки, мыло-губка и другие пары слов.
«Н А З О В И Л А СК О ВО»
ЦЕЛЬ: учить детей образовывать слова при помощи суффиксов.
Оборудование: мяч
ХОД ИГРЫ: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
ПРИМЕРНЫЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
Шуба теплая — шубка тепленькая
Лиса хитрая — лисичка хитренькая
Заяц белый — зайчик беленький
Сапоги чистые — сапожки чистенькие
Ветка короткая — веточка коротенькая
Шишка длинная — шишечка длинненькая
Ворона черная — вороненок черненький
Снег белый — снежок беленький.
«Подбор прилагательных»
Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игрызаключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
«Что бывает?»
Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
«Узнавание»
Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
«Цепочка слов»
Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка».
Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная.
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор.
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым.
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд. и т. д.
Игра «Добавь слово»
Цель: развивать память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.
Вариант 1.Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.)В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз,. ананас,. абрикос,. апельсин» и т. д.Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша. «
Источник