Что такое ускоренное развитие ребенка

Что такое ускоренное развитие ребенка thumbnail

Я сам родитель и с данным вопросом сталкивался как минимум три раза в своей жизни. А теперь я профессиональный психолог, гештальт-терапевт и с желаниями ускоренного развития детей встречаюсь уже на консультациях. Так что же такое ускоренное развитие, что оно дает и кому оно нужно. Выскажу свою точку зрения.

Довольно часто можно встретить объявления от различных организаций, клубов про ускоренное развитие способностей детей. Обучают быстрому счету, писать, рисовать, различным иностранным языкам, в общем, развивают разные способности ребенка. В общем вроде бы все пристойно и прекрасно. Но есть несколько моментов, о которых хотелось бы написать.

Первое. Как происходит ускоренное развитие. Ребенка по определенным методикам развивают в разных направлениях. На пример в виде игры обучают иностранным языкам, или работе на компьютере, или развивают математические способности и тд. Вполне реально ребёнка развить гораздо раньше своих сверстников и на пример к шести годам хорошо читать, считать и разговаривать на иностранном языке, а то и на несколько. Все это прекрасно и такое положение вещей очень умиляет родителей, они горды ребёнком и собой. Есть случаи, когда ребёнок лет в 12, а то и раньше оканчивает курс средней школы и поступает в университет. Все это по силам ребёнку, его мозг способен многое изучить и понять. Однако что практически невозможно развить за это время это психику ребёнка, она развивается по своим законам и зачастую педагоги этот момент не учитывают. Чем это чревато для ребёнка, рассмотрим подробнее.

И так научившись читать и писать в раннем возрасте, ребёнку будет откровенно не интересно обучаться в обычной школе, где дети только все это начинают постигать. Следовательно, если родители продолжают гнуть свою линию сотворения маленького гения, то ему предстоит заниматься в специальных группах, либо в старших классах, либо индивидуально. А это с большой долей вероятности скажется на процессе социализации ребёнка. Отдельно хочется сказать про занятия с гораздо более старшими детьми. На пример когда шестилетний малыш занимается с девяти-десятилетними ребятами. Или когда 12 летний ребёнок поступает в университет, а рядом с ним оказываются 18-20 летние молодые люди. Психика младших детей, как правило, оказывается не готова к той психологической нагрузке, которую предлагает среда, в которой они находятся. На пример 12 летний ребёнок совсем не готов к тем способам обращения, разговорам которые приняты у 18-20 летних парней и девушек. И мягко говоря, детям приходится не сладко в этой ситуации, они часто отгораживаются от гораздо более старших одноклассников или однокурсников, становятся психологическими изгоями и объектами для насмешек старших. И в этом возрасте могут формироваться психологические травмы, которые в будущем могут осложнить им жизнь. И еще один момент

Психологическое развитие ребенка в любом случае оказывают родители или замещающие их взрослые. Именно они будут развивать способность ребенка обращаться со своими чувствами, с тем как строить отношения с другими людьми, как переживать весь комплекс чувств, эмоций, мыслей, фантазий которые ребенок будет осознавать. То есть в конечном итоге именно это умение позволит ему быть счастливым в этой жизни, поскольку за это отвечает именно наша психика. А для того чтобы ребенку на своем примере показать как грамотно строить отношений, как переживать весь комплекс осознаваемых феноменов во многом родителям придется самим заняться своим образованием в области психологии. Так что в любом случае если вы заинтересованы в том чтобы ваш ребенок был успешен в жизни и жил счастливой, наполненной жизнью в будущем, увильнуть от самообразования, самопознания не получится.

Второе. Важно уточнить у родителей, когда они очень хотят что-то развить у своего ребенка следующее. Важно как происходит развитие ребенка, за счет чего, в каком формате, и кто инициатор этого действия. Хотя про инициатора в принципе понятно, это родители (или родители родителей). А вот как это преподносится и с какой целью это делается, вот здесь может быть интересно. Если ребенок наверстывает упущенное когда-то родителями (по крайней мере, они так считают, что вот если бы им когда-то такому научили, вот у них было бы все по-другому), то очень большая вероятность того, что ваш ребенок будет заложником ваших несбывшихся надежд, желаний, то есть в данном случае речи о самом ребенка нет, есть речь о вас.

 Ускоренное развитие ребенка За и против

Источник

Акселерация у детей — это ускорение темпов физического и полового развития по сравнению с предыдущими поколениями. Среди основных причин называют улучшение качества жизни, масштабную урбанизацию, воздействие климатических и наследственных факторов. Акселерация проявляется увеличением роста, веса и других антропометрических данных, более ранним формированием вторичных половых признаков. Для диагностики достаточно физикального осмотра ребенка, сравнения его показателей с центильными таблицами и половой формулой. Лечение проводится, если акселерация вызвала функциональные или органические патологии.

Читайте также:  Вес плода по неделям развития ребенка

Общие сведения

Термин «акселерация» был впервые предложен немецким физиологом Э. Кохом в 1935 году, хотя процесс изменения сроков и скорости развития детей и подростков наблюдается еще со средины 19-го века. Именно тогда начали проводить масштабные измерения антропометрических показателей, которые затем сравнивали для разных поколений. Изначально акселерация считалась абсолютно положительным явлением, однако сейчас врачи отмечают множество ее негативных аспектов и предупреждают о повышенном риске заболеваемости определенными патологиями.

Акселерация у детей

Акселерация у детей

Причины

Ученые пока не пришли к единой теории, объясняющей происхождение процесса акселерации. Ее механизмы формирования сложны, и, вероятно, зависят от комбинации наследственных, социально-экономических и климатических факторов. Установлено, что этот процесс сильнее выражен у мальчиков, детей брахиморфного типа телосложения. Наибольшее признание в научных кругах получили следующие этиологические факторы:

  • Улучшение условий жизни. Большинство исследователей связывают акселерацию с изменением питания, повышением потребления мяса, других белковых продуктов. Немаловажную роль играет повышение качества медицинского обслуживания, способствующее резкому снижению младенческой смертности и увеличению длительности жизни населения.
  • Климатические особенности. Ускоренное развитие ребенка провоцируется изменениями геомагнитной активности и интенсивности солнечной радиации. Ряд ученых объясняет периодические скачки роста циклическими изменениями в природе.
  • Урбанизация. В городских условиях появилось больше раздражителей (электрический свет, радио, телевидение), которые стимулируют нервную систему и способствуют ускорению всех физиологических процессов. Процесс акселерации иногда связывают с негативными урбанистическими явлениями — шумом, высоким темпом жизни.
  • Генетические факторы. С развитием общества усилилась миграция населения, и расширился круг брачных связей, на фоне чего закономерно повысилось разнообразие генома. В сочетании с улучшением условий жизни, которое способствовало полной реализации генетического потенциала, это вызвало акселерацию.

Акселерация протекает неравномерно в разных странах мира. Раньше всего она проявилась в Западной Европе (середина XIX века), а к концу столетия распространилась по Южной и Центральной Европе. В СССР развитие детей заметно ускорилось с 30-х гг. ХХ века. Позже всего процесс начался в Китае и Японии — в середине ХХ века. В европейских странах, где акселерация началась рано, сейчас происходит обратный процесс — деселерация (ретардация).

Симптомы акселерации у детей

Признаки акселерации проявляются с периода новорожденности. За последние 150 лет вес младенцев после рождения увеличился в среднем на 300 г, а рост — на 0,5-1 см. Пропорционально увеличилась и масса материнской плаценты, чтобы обеспечивать потребности крупного плода. Удвоение веса у грудничков теперь происходит в 4 месяца, а не в полугодовалом возрасте, а масса тела ребенка в 1 год на 2 кг больше, чем в конце 19 века.

Отмечается заметное увеличение роста у дошкольников — на 10-12 см, у школьников — на 10-15 см. Параллельно с этим ускорились темпы полового созревания подростков. Вторичные половые признаки у современных детей начинают формироваться уже в 12-14 лет, а средний возраст менархе у девочек составляет 12-13,5 лет, тогда как 100-150 лет назад половое созревание начиналось в периоде 15-17 лет.

Быстрые темпы роста вызывают изменения в телосложении ребенка. Наблюдается большая относительная длина рук и ног вследствие их опережающего роста, у мальчиков по той же причине больше выражена широкоплечесть. У обоих полов выявляется повышенное отложение жировой клетчатки, что объясняет частые проблемы с весом в детском возрасте. При этом фаза роста заканчивается намного раньше (в 17-19 лет), хотя в начале XX века люди росли в среднем до 21 года.

Осложнения

Проявления акселерации негативно влияют на подростковый период, усугубляя существующие в это время физические и психологические особенности. Участились признаки вегетативно-эндокринных изменений: нарушения сердцебиения и давления, расстройства сна, жалобы на непереносимость духоты и общее астеническое состояние. У детей и особенно подростков стали чаще диагностироваться артериальная гипертензия, патологии ЖКТ, аллергические болезни.

У акселерированных детей, как правило, возникают психоэмоциональные нарушения, формируются психопатологические расстройства. Большую проблему в современной педиатрии представляет диссонанс между ранним половым созреванием и отсутствием социальной зрелости. Часть подростков рано начинает сексуальную жизнь, зачастую безответственно относясь к ней. Это повышает частоту венерических инфекций, увеличивает процент подростковых беременностей и абортов.

Читайте также:  Ребенок третий месяц развития ребенка

Диагностика

Чтобы оценить темпы развития ребенка и сравнить его данные со стандартизованными показателями, используют методы антропометрии. Педиатры регулярно измеряют рост, массу тела, окружность грудной клетки и другие показатели, которые заносятся в центильные таблицы или на специальные графики (кривые роста). Большинство детей входят в коридор с 25 по 75 перцентиль, условной нормой считаются значения с 5 по 95 перцентиль.

Если ребенок с признаками акселерации не предъявляет жалоб, ему не требуется дополнительное обследование, кроме стандартных ежегодных медосмотров. Врачи на профосмотрах должны обращать внимание на показатели сердечно-сосудистой и нервной систем, которые больше всего страдают из-за ускорения темпов развития. При необходимости рекомендуется углубленное исследование здоровья с применением ЭхоКГ, ЭЭГ, УЗИ органов грудной и брюшной полостей и т.д.

Лечение осложнений акселерации

В большинстве случаев акселерация воспринимается как особенность современных детей, поэтому не требует участия специалистов. Лечение назначается только при наличии отклонений в состоянии здоровья, которые вероятно вызваны ускоренным половым и физическим созреванием. Терапией занимается участковый педиатр, который по показаниям направляет пациента к профильным детским врачам — кардиологу, неврологу, эндокринологу и др.

Большое значение имеет нормализация образа жизни, устранение стрессов и просветительская работа с детьми, что способствует уменьшению функциональных отклонений здоровья. При выраженных субъективных симптомах и признаках органического поражения применяют препараты для этиопатогенетической терапии, физиотерапевтические методики и ЛФК. Комплекс мер подбирается индивидуально с учетом нозологической единицы, состояния здоровья ребенка.

Прогноз и профилактика

Акселерация — неоднозначный процесс, который имеет позитивные и негативные стороны, однако зачастую она не оказывает значительного вреда для детского здоровья. Большая роль отводится индивидуальным особенностям ребенка, генетическому потенциалу и факторам внешней среды, от которых зависит риск появления заболеваний. Профилактические меры по предупреждению осложнений заключаются в ведении здорового образа жизни и исключении факторов риска, провоцирующих болезненные состояния.

Источник

Что такое ускоренное развитие ребенкаАкселерация – это ускорение формирования всех физических показателей и биологического созревания организма. Впервые она была зафиксирована при соотнесении антропометрических показателей начала 20 столетия с показателями тридцатых годов 19 столетия, когда начали проводить антропометрические измерения детей. Считается, что описываемое явление, возникает уже на этапе внутриутробного созревания. За последние 40 лет вес новорожденных вырос на 50-100 г, а длина туловища – на 0,5-1 см. Существенное ускорение роста отмечается и у грудничков. Современные дети сегодня не только крупнее и выше своих ровесников, обитавших в начале прошлого столетия, но более развитые соматически. Наряду с акселерацией роста раньше настаёт и пубертатный этап.

Причины

После нововведений в медицинскую практику, относящихся к проведению измерений и сбора антропометрических данных, учёные начали регистрировать и фиксировать явления акселерации. При этом они обнаружили закономерность, связанную с увеличением скорости роста и более ранним наступлением пубертатного периода у детей. Такое явление учёные стали именовать акселерацией, поскольку в дословном переводе это слово означает ускорение.

Процесс акселерации затронул всю территорию земного шара.

Также учёные отметили и ускорение темпов биологического созревания, о чём свидетельствует, например, более раннее прорезывание зубов.

Помимо того, существует воззрение, что в дальнейшем эскалация процессов акселерации будет наблюдаться в африканских государствах. При этом сегодня в большинстве стран отмечается резкое снижение темпов созревания и скорости роста.

Акселерация роста и развития имеет следующие причины: смешанные браки, миграционные процессы, урбанизация, поменявшиеся биологические ритмы существования, изменение рациона (так в 1812 году в среднем на одного индивида приходилось 14 кг мяса в год, в 1933 – 33 кг, в 1980 году – 60 кг); изменившейся температурный режим (современное отопление поддерживает температуру неизменной), гипервитаминозы (чрезмерное потребление витаминов, что ускоряет биохимические процессы), блага цивилизации, например, электричество, телевидение вследствие своего раздражающего воздействия и поддержания возбуждения в нервной системе, стимулируют созревание и рост, наследственные факторы.

Также, помимо выше перечисленных факторов, учёными выдвинуто ряд теорий, объясняющих возможные причины, спровоцировавшие появление описываемого явления.

Теория физико-химического воздействия объясняет возникновение данного явления влиянием радиоволновой, солнечной радиации, магнитного поля, космической радиации, экологической обстановкой, обусловленной высокой концентрацией углекислоты, спровоцированной ростом производства.

Теории факторов условий бытия объясняют данное явление алиментарными и нутритивными причинами, избыточной информацией, социальными факторами.

Акселерация развития детей и подростков может быть генетически обусловленной, например, наступать вследствие циклических биологических трансформаций, смешения популяций (гетерозис).

Виды акселерации

Сегодня описываемое явление чаще употребляется в следующих значениях: эпохальная акселерация и внутригрупповая.

Первая – обозначает ускорение темпов физического созревания детей и тинэйджеров в соотнесении с предыдущими поколениями.

Читайте также:  Мдоу центр развития ребенка радуга

Что такое ускоренное развитие ребенка

Многочисленные исследования физического созревания детей разных возрастных периодов продемонстрировали, что большинство функциональных систем организма существенно обгоняют хронологию созревания, типичную для детей, родившихся около 40 лет назад.

Явления акселерации начинаются с этапа внутриутробного формирования. Как приводилось выше, длина туловища и вес новорожденных малышей увеличился. Рост пятнадцатилетних тинэйджеров в сравнении с их ровесниками начала столетия также увеличился на 5-10 см, а вес – на 4-10 кг. Важнейшим следствием акселерации сегодня считается более раннее формирование речи, появление реагирования на звук, свет.

Современные малыши раньше начинают удерживать головку, садиться, ходить, нежели их собратья, жившие в недавнем прошлом.

Значительно стремительно проистекает созревание отдельных сегментов скелета, эндокринной системы, что обуславливает более раннее наступление пубертатного периода.

При этом отмечается сокращение продолжительность роста. Сегодня рост молодых людей прекращается в среднем в шестнадцати-девятнадцатилетнем возрасте, а полвека назад их потомки максимального роста достигали к двадцати пяти-шестилетнему возрасту.

Акселерация развития ребёнка приводит к существенным трансформациям в формировании систем организма. Ростовой акселерации сопутствует улучшение уровня физического созревания молодых людей. У двадцати-двадцатипятилетних лиц установлен наибольший рост. Помимо того, значительно расширился объём грудной клетки (у мужчин приблизительно на 8-9 см, у женщин – на 7-8 см), диаметр черепа укрупнился на 1,5 см, средний вес тинэйджеров четырнадцати лет вырос на 7-8 кг.

Ускорение физических показателей и созревание интенсифицировало психическое развитие. Однако бытует мнение, что акселерация психического созревания порождена научно-технической революцией, улучшением, доступностью и повышением требований к образовательному процессу. Поэтому здесь целесообразнее говорить о двух вариациях акселерации психики: об ускорении, вызванном ранним формированием морфофункционального фундамента психики и акселерации, порождённой социальным прогрессом.

Под внутригрупповой вариацией акселерации подразумевают ускорение физического созревания отдельных детей и молодых лиц в возрастных группах. Такие дети ориентировочно составляют 13-20 % от общего количества детей данного возрастного этапа. Им присуща большая мускульная масса, высокий рост, больший потенциал дыхательной системы. Пубертатный период у них проходит быстрее, также раньше заканчивается рост тела и быстрее происходит психическое созревание.

Акселерация развития внутригруппового вида бывает гармоничной и дисгармоничной.

Гармоничное ускорение созревания подразумевает параллельную акселерацию биологического созревания и роста, что ведёт к более быстрому завершению этапа детскости.

Приведённый выше вариант ускоренного развития встречается довольно редко. Как правило, чаще на фоне акселерации психофизического формирования наблюдаются отчётливые соматовегетативные отклонения (на раннем периоде) и эндокринные дисфункции (в старшем периоде). В психической сфере отмечается дисгармония, обнаруживающаяся в форсированном развитии одних функций (например, речи) и недоразвитием других (например, социальных навыков, моторики), а иногда телесная акселерация обгоняет психическую. Так происходит дисгармоничная акселерация.

Педагогические проблемы акселерации

Основной современной проблемой, с которой сталкиваются педагоги, считается такой аспект акселерации, как ускоренное либо раннее половое созревание. Девочки часто страдают от неудовлетворённости собственным внешним видом, телом, ставшим резко неуклюжим, словно чужим. Часто эти проблемы дополняются появлением прыщей, угрей, что неизменно сопутствует гормональной перестройке. Вследствие чего юные девы становятся подвержены плохому настроению, депрессивным состояниям, часто грустят, что приводит к снижению заинтересованности образовательным процессам и школьной успеваемости. Аналогичное происходит и с парнями.

Что такое ускоренное развитие ребенка

По причине ускоренного физического формирования подростки зачастую выглядят старше своего паспортного возраста. Вследствие чего родители, учителя, другие взрослые начинают выказывать им повышенные требования, считая подростков взрослыми, но соответствовать таким требованиям дети не могут, поскольку их психологическое созревание согласно их календарному возрасту. Это нередко приводит к понижению детской самооценки и возникновению депрессивных настроев.

Минусы акселерации также заключаются и в раннем старте половой жизни. Раннее вступление в интимные отношения чревато венерическими недугами, нежелательной беременностью и соответственно абортом, что может в дальнейшем повлечь бесплодие.

Поэтому родительско-учительской задачей здесь является трансформация пробуждающейся половой энергии в созидательную, например, увлечь чадо творчеством, спортом, заинтересовать учёбой.

Таким образом, раннее созревание детей ставит следующий ряд задач перед психолого-педагогической отраслью:

– улучшать отбор в общеобразовательные учреждения (необходимо учитывать не только паспортный возраст, но и биологический);

– изменить сроки введения отдельных образовательных программ;

– пересмотреть возрастной потенциал детей;

– модифицировать содержание отдельных образовательных программ согласно возросшему потенциалу детей;

– заниматься профилактикой нарушений, порождённых акселерацией.

Однако ускоренное формирование всех физических показателей не всегда заключает в себе лишь негативную сторону. Существуют и плюсы акселерации, состоящие в регулировании процессов физиологического созревания подростков, способствовании улучшению здоровья, росту потенциальных возможностей.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник