Игры для развития органов чувств у ребенка

Игры для развития органов чувств у ребенка thumbnail

Мы знаем, что существуют очень восприимчивые люди, которые могут видеть, слышать или чувствовать то, что недоступно для остальных. За примерами далеко ходить не надо. Художники могут различить несколько сот оттенков одного и того же цвета, выделить и описать множество самых мелких деталей предмета. Есть музыканты (или любители музыки) с абсолютным слухом, способные услышав ноту, точно назвать ее, различить звучание каждого инструмента в общем звучании симфонического оркестра. Дегустаторы могут найти столько отличий во вкусе и букете двух вин, сколько обычный человек не может даже представить.
 
Эти примеры кажутся проявлениями каких-то выдающихся способностей, видимо, врожденных. Однако это заблуждение. Большинство людей рождаются с одинаковыми способностями к восприятию мира с помощью органов чувств, отклонения от этой нормы почти всегда бывают в сторону ограничения, а не расширения возможностей. Эти способности не являются строго заданными, они могут развиваться в большей или меньшей степени зависимости от практики.
 
Если развивать органы чувств – восприятие мира через осязание, зрение и слух становится более чувствительным, восприимчивым.
 
Итак, игры для детей на развитие органов чувств!
 
 

 

 
Интересная игра, в которую хорошо играть с детьми от трёх-четырёх лет.
 
Становимся с детьми в круг. Родитель задает движение, все повторяют за ним, кроме одного, оговоренного перед началом игры – например “Руки вверх!”.
 
Тот, кто выполняет “запрещенное” движение – “проиграл” :). Смеемся и продолжаем!
 
С каждым повтором игры дети становятся все более внимательными и не пропускают “запрещенное” движение.  Со временем ведение игры можно доверять самому ребенку – или одному из детей.
 
>>Читать также “7 сказок, смысл которых глубже, чем кажется”
 
 

 

 
Попробуй и скажи – необычная детская игра на развитие вкусовых ощущений. Еще игра помогает развить навыки классифицирования и исследовательские навыки. Для деток от двух лет.
 
Также благодаря этой игре можно накормить ребенка, когда он капризничает – т.е. тем самым отвлечь его от капризов. ????
 
Ребенка сажают за стол. Завязывают ему глаза, чтобы не подсматривал. На стол ставят несколько тарелок с едой. Дают ему по ложечке, а он по вкусу должен определить, что это.
 
Взрослый дает ребенку сначала попробовать ложку одного блюда. Ребенок должен угадать, что он пробует. Затем дают попробовать ложку другого блюда и т.д. Игра продолжается до тех пор пока все блюда не будут угаданы.
 
*Не стоит использовать блюда которые ребенок не любит.
 
 

 

 
Одинаковые звуки – отличная детская игра на развитие слуха, исследовательских навыков и навыков классифицирования. От двух лет.
 
В контейнеры одинакового размера насыпают крупу. Два контейнера с рисом, два с кукурузой и т.д. Берут один контейнер и трясут, ребенок перебирает остальные контейнеры и трясет их. По звуку он должен определить в каком контейнере находится такая же крупа.

  1. Контейнеры по два заполняют рисом, кукурузой и т.д.
  2. Контейнеры не должны быть прозрачными, чтобы ребенок не видел, что в них.
  3. Ребенка сажают за стол, а перед ним ставят контейнеры.
  4. Взрослый берет первый контейнер и трясет его.
  5. Ребенок должен взять следующий и тоже потрясти его, так до тех пор пока не найдет контейнер с соответствующим звуком.
  6. Игра продолжается до тех пор, пока все контейнеры не будут собраны по парам.

 

 
Спрячь музыку – увлекательная детская игра, развивает слуховую координацию в пространстве, общую моторику, умение решать поставленную задачу. Для малышей от двух лет.
 
Описание игры: В комнате прячут музыкальную игрушку. Ребенка заводят в комнату и по звуку он должен найти эту игрушку.
 
Правила игры: Включают игрушку (плеер или сотовый с музыкой) и прячут в комнате. Ребенка заводят в комнату. По звуку он должен найти игрушку.
 
*Предметы не стоит прятать слишком далеко, чтобы малыш не потерял интерес к игре.
 
После того как игрушка будет найдена, ребенку предлагают выйти из комнаты. Игрушку снова включают и прячут, только уже в другое место. Ребенка опять заводят в комнату и предлагают найти игрушку по звуку. Можно поменяться ролями. Ребенок будет прятать игрушку, а взрослый искать.
 
>>Читать также “25 необычных идей для игр с ребенком, которые увлекут его надолго!”
 
 

 

 
Игра для детей от одного до двух лет. Игра “Звуки животных” развивает навыки классифицирования, исследовательские навыки, слух.
 
Берут картинки с изображением различных животных. Предварительно найти в Интернете звук каждого животного.
 
Ребенка сажают за стол. Перед ним раскладывают картинки с животными и включают аудио со звуками этих животных. После каждого звука кассету останавливают, а ребенок должен показать картинку с животным которого он услышал. Игра продолжается до тех пор пока все картинки не будут разгаданы.
 
 

 

 
Потрогай! – хорошая игра для маленького ребенка на развитие воображения и органов осязания.

 
Подготовить тряпичные мешочки и какие-то небольшие знакомые ребенку предметы – лучше не игрушки, а что-то бытовое.

  • Вариант 1. Положить перед ребенком несколько таких мешочков с разными предметами и попросить на ощупь (через мешочек) определить, что там.
  • Вариант 2. Можно засунуть руку в мешочек и попытаться понять, что это за предмет.
  • Вариант 3. В один мешочек положить несколько небольших предметов и угадывать каждый на ощупь, засунув руку в мешочек.
  • Вариант 4. В каждый мешочек положить что-то пахнущее – мыло, какую-то знакомую специю, фрукт – и попытаться угадать на запах – что же там (в руки мешочки не давать) – в этом случае лучше использовать бумажные пакетики.
Читайте также:  Внутриутробное развитие онтогенез ребенка

 

 
Мегафон – простая игра на развитие артикуляции, речи и слуха ребенка.
 
Взять цветной картон и свернуть его в виде конуса (рупора) (можно заменить любым картоном, даже частью коробки от чего-то). Держать рупор у рта и разговаривать с ребенком. Свернуть еще один рулон, для ребенка. Если ребенок не понял, как нужно разговаривать, ему нужно подсказать.
 
С помощью рулона можно издавать различные звуки. Ребенок очень быстро схватывает суть игры и начинает перебирать варианты издаваемых звуков. :).
 
 

 

 
Играй оркестр – игра на развитие общей и мелкой моторики, слуха, ритма и координации движений.
 
Дать ребенку кухонную утварь (кастрюли, сковороды, миски, деревянные ложки, щетки, пустые коробки, кружки и т.д.) – помочь все выстроить вокруг и показать, что с этим делать.
 

  • 1 этап – просто дать гремящие бытовые штуки и оставить его – пусть всласть нагремится-ознакомится.
  • 2 этап – взять отдельно каждый предмет и пробовать “отбивать такт” только на нем, прислушиваясь и запоминая издаваемые звуки.
  • 3 этап – определять, на что похож каждый звук.
  • 4 этап – включить музыку и показать ребенку, как с помощью гремящих предметов улавливать ритм.

 

 
Эта детская игра похожа на обычные жмурки, завязыванием глаз водящему и необходимостью опознавать игроков. Хорошо играть в семье – опознавая папу и маму ????
 
От простых жмурок отличается тем, что игроки не бегают (т.е. никто никого не ловит) и опознание происходит в толстых варежках.
 
Игра хорошо развивает память и осязание.
 
Водящему завязывают глаза и надевают на руки толстые варежки (или несколько тонких) – можно использовать носки. Далее к нему по очереди подходят игроки, а он должен определить на ощупь, кто перед ним.
 
Еще вариант – играть в такие жмурки с предметами – подводя ребенка к разным предметам дома или на улице. Потом поменяться и попросить “поводить” вас – ребенку будет весело наблюдать за родителем, а вам – по настоящему интересно.
 

  • *Из предметов для игры вам потребуются варежки или носки, плотный платок или шарф.
  • **Оптимальное количество игроков – 4-7.
  •  ***Необходимо следить, чтобы жмурка (водящий) не подглядывал через дырочки возле носа (затягивать потуже повязку).

 
[important]>>Перейти к разделу с играми
 
>>Посмотреть видео с идеями игр[/important]
 
 

Источник

Новорожденный ребенок уже обладает возможностями слышать, видеть и ощущать вкус. Но для правильного мироощущения ему нужно сформировать сенсорные эталоны восприятия.

Формирование сенсорных эталонов восприятия

Правильное восприятие мира основано на умении сравнивать и оценивать, что предполагает наличие в сознании каких-то мерок и шаблонов. Это и есть сенсорные эталоны восприятия.

Рассмотрим на примерах по органах чувств.

Слуховое восприятие

Ребенок должен научиться слышать и понимать, что он слышит: уметь отличить звон от стука, музыку от шума стройки и т.д. Это важно также для формирования речи.

Зрительное восприятие

Примеры зрительных эталонов – это цвет, форма предметов, размеры. Ребенку нужно знать, что такое красный и как выглядит, например, треугольник и пр.

Тактильное восприятие

Здесь важно все, что можно распознать, касаясь предмета пальцами.

Это: твердое и мягкое, гладкое и шершавое, теплое и холодное и т.д.

Обонятельное восприятие

Развитое обоняние – это не только умение отличать чистый воздух от запаха дыма, гари, запах еды от несъедобного и пр, но и ориентировать в более тонких ароматах. Такие навыки способны спасти жизнь.

Вкусовое восприятие

Среди сенсорных эталонов вкусовое восприятие позволяет познать, что такое сладкое, кислое, горькое и соленое. Важно также понимать различия в консистенции и температуре: густое, горячее и т.д.

Игры на развитие сенсорного восприятия

Слуховое восприятие

Игра «Угадай, какая баночка звенела»

Необходимо:

  • Подготовить пластиковые баночки с различными видами круп и мелких предметов (рис, фасоль, пуговицы).
  • Встряхивать поочередно баночки.
  • Ребенок с завязанными глазами слушает.
  • Поставить перед ним все баночки.
  • Попросить указать, какой баночкой вы звенели. Он может сам потрясти их и проверить.

«Отвернись и угадай»

Нужно:

  • Взять карандаш или ручку.
  • Постучать вместе с ребенком по предметам из разного материала: по баночкам, стакану, столу и пр.
  • Попросить малыша отвернуться.
  • Стучать по этим же предметам.
  • Ребенку нужно угадать, по какому предмету стучите.

ИНТЕРЕСНО! Можно поменяться местами: малыш стучит, а вы угадываете.

Зрительное восприятие

Игра «Дорисуй картинку»

Читайте также:  Японские принципы развития ребенка

Взрослому нарисовать несколько предметов или животных, в каждом рисунке намеренно упуская какую-то важную часть: лапу, рога, рукав, усы и т.д.

Малыш угадывает, что вы нарисовали и завершает рисунок.

Игра «Загадочный силуэт»

Для игры:

  • На пляже или детской площадке разровнять поверхность песка.
  • На песке выложить контуры знакомых ребенку предметов: гриб, бантик, лист, яблоко и т.д.
  • Задание: узнать и назвать предмет по контуру.

Тактильное восприятие

Игра «Лоскутки»

Нарежьте много кусочков разных тканей.

Дайте ребенку потрогать лоскутки и опишите их свойства (шелк – тонкий, гладкий; сукно – грубое, жесткое).

Завяжите ребенку глаза, и опять дайте кусочки тканей.

Задание: сказать, что за ткань и описать ее. Например: грубое сукно.

Игра «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

Ребенку дают по очереди предметы из разных материалов: деревянный кубик, бутылка из пластика, стеклянный стакан, пушистая игрушка и пр.

Малышу нужно угадать, из чего это сделано. Можно использовать разные по текстуре предметы: гладкие, пушистые, шершавые и т.д.

Игры на развитие обоняния

Игра «Съедобное-несъедобное»

Необходимо:

  • Разложить в одноразовые стаканчики по кусочку разных предметов: в некоторые – продукты питания, а в некоторые – несъедобные.
  • Завязать ребенку глаза.
  • Давать стаканчики и спрашивать, съедобное там или нет. Пусть ставит одну группу влево, а другую – вправо.
  • Когда стаканчики распределены, малыш с открытыми глазами смотрит, где он ошибся.

Игра «Прятки с запахами»

Ребенку нужно найти в квартире спрятанный ароматный продукт.

Договариваетесь, какой продукт прячете (например, апельсин)

Ребёнок выходит из комнаты.

Вы чистите мандарин и прячете так, чтобы от него шел запах.

Только не прячьте фрукт далеко: ребенок утратит интерес.

Вкусовое восприятие

Игра «Живая вода»

Необходимо:

  • взять 8 посудин (одноразовых стаканчиков);
  • в каждые 2 емкости налить воду с добавлением: яблочного сока, сахара, соли, лимонного сока;
  • ребенку нужно сделать по глотку с каждой емкости и определить 2 посудины с одинаковым содержимым.

ИНТЕРЕСНО! Полезно играть в жаркую пору с детьми, что не любят пить воду.

Игра «Фрукт, ягода или овощ»

Порежьте кубиками овощи и фрукты. Каждый кубик и ягоду проткните зубочисткой и разложите на подносе. Ребенок с завязанными глазами берет по кусочку, нюхает и съедает. По запаху он должен определить фрукт это или овощ, а по вкусу сказать, что он съел.

ВНИМАНИЕ! Эта игра тренирует вкус, зрение и обоняние.

Как видно, игры простые. Не нужно быть педагогом, чтобы их организовать. А эффект не заставит себя ждать: сенсорное развитие вашего малыша будет проходить всестороннее и качественнее.

Источник

«Ушная гимнастика»

  1. Подергать за оба уха, взявшись за верхнюю часть большим и указательным пальцами.
  2. Потереть мочку уха, расположив ее между средним и указательным пальцами.
  3. Вставить подушечки больших пальцев в наружный слуховой проход и сделать несколько вращательных движений.
  4. Ладонями отогнуть ушные раковины, а затем резко их отпустить, почувствовав легкий хлопок.

«Волшебные пальчики»

Массируя пальцы рук, мы оказываем тем самым воздействие на внутренние органы организма:

  • Большой палец – почки, мочевой пузырь;
  • Указательный палец – легкие, толстый кишечник;
  • Средний палец – желудок, селезенка;
  • Безымянный палец – сердце, тонкий кишечник;
  • Мизинец – печень, желудочно-кишечный тракт.

«Массаж стопы»

Массаж стопы также помогает работе многих органов нашего организма. В теплое время года вместо специального массажа полезно ходить босиком по траве, шершавым коврикам. При этом необходимо избегать переохлаждения ног, чтобы не простудиться.

Основные приемы – поглаживание, растирание, разминание и постукивание. Массажные движения нужно делать в определенных направлениях.

«Узнаем о здоровье по ступне»

О проблемах своего здоровья человек может узнать, внимательно рассмотрев ступни своих ног.

К примеру, мозоль под мизинцем левой ноги является сигналом неблагополучия работы сердца. Если же мозоль под мизинцем правой ноги, значит помощи ждет печень. Необходимо отказаться от жирного и жареного.

Если пятки опоясаны жесткой мозольной подковой — есть проблемы с суставами.

Если мозольные утолщения тянутся по наружным краям ступней, нужно срочно проверить позвоночник. Если по внутренним, к подъемам ступней – сигнал тревоги подает кишечник. Болезненные трещины должны еще больше насторожить Вас, они не исчезнут без лечения внутренней патологии.

Так же красноречиво свидетельствуют о неблагополучии щитовидной железы мозоли или загрубевшая кожа на наружных краях больших пальцев.

Мозоль на подошве напротив других четырех пальцев появляется при нервном перенапряжении. Постарайтесь сбавить нагрузки и попробуйте восстановить силы.

Игры, развивающие органы чувств

Определи, что это такое.

Цель: активизировать работу органов чувств детей по распознаванию разных предметов, определение ведущей роли зрения.

Содержание: платком завязывают ребенку глаза. На стол перед ним кладут какой-либо предмет (погремушку, куклу, зубную щетку и т.п.) и просят определить, что это такое. Игроку нужно не просто назвать предъявляемый предмет, но и объяснить, по каким признакам он узнал это, и какие «помощники» (органы чувств) ему помогли справиться с заданием. Правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек. Повязку с глаз разрешается снимать в крайне затруднительной ситуации.

Читайте также:  Сотрудничество родителей и воспитателей в развитии ребенка

Найди пару.

Цель: упражнять в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности, благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Содержание: перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком и т.п., металлические и деревянные. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же. Затем объясняют, как правильно определили разные материалы.

Какие предметы тебя окружают?

Цель: развивать умение ориентироваться в окружающей обстановке по памяти.

Содержание: ребенку предлагают осмотреться вокруг и запомнить, что его окружает. Затем ему завязывают глаза и предлагают по памяти назвать окружающие его предметы. Можно повторить задание, проводив ребенка в раздевалку или в другое помещение.

Такая практически-игровая деятельность позволяет ребенку сделать вывод о роли и взаимосвязи зрения и памяти в жизни человека. Ребенок на собственном опыте испытывает неудобства слепых и слабовидящих людей, начинает им сопереживать.

Источник

Чувственные (сенсорные) исследования мира актуальны именно для грудничков. Ведь во время подобной игры развиваются главные органы чувств ребенка – зрение, осязание, слух, а порой даже обоняние и вкус.

Но для того, чтобы поспособствовать быстрому развитию малыша, родители должны не только поощрять его любознательный интерес ко всему, но и обеспечить самой разнообразной сенсорной информацией. Какими же бывают сенсорные игры? Давайте познакомимся с некоторыми их видами!

— Водные игры
Дети обожают возиться с водой. С каким удовольствием они брызгаются, плещутся в воде, переливают водичку в пузырьки и чашечки! Помимо удовольствия и радости такие игры имеют и терапевтический эффект — вода помогает малышу снять напряжение, расслабляет и успокаивает. Почаще организовывайте такие веселые занятия дома, в ванной комнате, а летом на свежем воздухе у ручья, озера или бассейна.
Приготовьте для игры небольшие пластиковые бутылки и пузырьки, чашечки, ведерко. Поставьте тазик с теплой водой и вместе с малышом наполняйте емкости и переливайте водичку из одной в другую. В следующий раз тазик с водой превратится в озеро, в котором плавают рыбки или уточки, или в море, где на волнах качаются кораблики.
Чтобы получить фонтанчик, подставьте под сильную струю воды ложку (выпуклой стороной вверх) либо пузырек с узким горлышком. Обычно такой эффект приводит детей в восторг.
Купание кукол — тоже отличная игра. Вымойте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце. После кукольного обеда вымойте посуду.

— Красочные игры
Для проведения игры «Цветная вода» потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы на столе и наполните водой. Опустите кисточку с краской в стакан с водой. Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. В следующий раз можно развести краску быстро, помешивая воду кисточкой. Веселая игра, которая нравится малышу, побуждает его к активным действиям — он «заказывает» следующую краску или берет кисточку и начинает действовать сам. Можно смешивать краски, получая новые цвета. Для этого растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получается оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красного и синего — фиолетовый.
Незабываемые сенсорные ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув его в тазик с водой) и положите на клеенку, пригладив мокрой губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите ей по бумаге. Продолжайте с использованием других цветов, не бойтесь смешивать краски. Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода перемешается с другими красками, при этом на листе появятся нежные, размытые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!

— Лепка
Тесто — пластичный, приятный на ощупь и к тому же безопасный материал. Дайте малышу кусочек мягкого теплого теста (чтобы оно не липло к рукам, можно смазать его небольшим количеством растительного масла). Покажите, как можно мять тесто, пошлепать по нему ладошкой, сделать в тесте ямки пальчиком. Научите ребенка лепить из теста шарики-колобки и раскатывать колбаски. А чтобы получить из теста плоский блинчик, надо много раз с силой похлопать по нему ладошкой. Чтобы разнообразить игры с тестом, можно сделать цветное тесто с помощью пищевых красок.

— Бумажные игры
Предложите малышу поиграть с бумагой. Покажите, как можно рвать бумагу на кусочки (чтобы карапузу было легче, заранее сделайте небольшие надрезы по краям листа), мять ее. Из полученных кусочков и полосок цветной бумаги можно сделать простую аппликацию — например, цветочек, полоски на теле кота. А с комочками белой бумаги легко устроить игру в снежки.

Источник