Игры для личностного развития ребенка в доу

Игры и упражнения, способствующие социально — личностному развитию детей

В современном конкурентном обществе уверенно себя чувствовать могут социально развитые личности, обладающие значительным интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста необходимо развивать у детей коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность ребенка, научить детей быть соучастником событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует дальнейшему укреплению ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволит занять лидирующие позиции в своем настоящем и будущем окружении.

В отношениях взрослых и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения.

Чтобы эффективно общаться, ребенок должен располагать целым рядом умений:

  • Внимательно и заинтересованно слушать собеседника, стараясь понять смысл его высказываний, переспрашивать, если что-то непонятно;
  • Проявлять уважение к говорящему, не стремиться перебивать его;
  • Быть активным, уверенным в общении, уметь выражать свое отношение к предмету разговора;
  • Ясно и последовательно выражать свои мысли;
  • Уметь ориентироваться в ситуации общения;
  • Уметь договариваться, планировать совместные действия, обсуждать достигнутые результаты;
  • Уметь завершать общение, используя этикетные формулы.

Развитая речь характеризуется богатством словарного запаса, точностью и эмоциональностью произносимых фраз, передающих мысль. Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.

Предложенные игры направлены на достижение центральной цели – установление уважительных, партнерских отношений между детьми в коллективе ДОУ.

Развитие умения договариваться, действовать совместно с другими, выражать свои идеи и понимать мысли участников игры.

Игра «Передай предмет»

Дети делятся на две команды. Встают в две шеренги напротив друг друга. Игрокам каждой команды предстоит передать друг другу какой-либо предмет (мячик, апельсин, игрушку), причем при передаче этого предмета можно пользоваться только подбородком и плечами. Руками помогать себе нельзя. Если предмет падает на пол, то все начинается сначала. В конце игры определяется команда — победитель.

Игра «Строим цифры»

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до десяти, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,5 и т.д.)». Дети должны договориться о совместных действиях: строить цифру они будут стоя, лежа, сидя и конкретно кто, где и как будут располагаться.

Игра «Психологическая лепка»

В этой игре многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например, морскую звезду, и показать, как она движется.

Игра «Есть или нет»

Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий находится в центре. Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет».

  • Есть ли в поле светлячки?
  • Есть ли в море рыбки?
  • Есть ли море у реки?
  • Есть ли крылья у теленка?
  • Есть ли клюв у поросенка?
  • Есть ли гребень у горы?
  • Есть ли двери у коры?
  • Есть ли хвост у петуха?
  • Есть ли рифма у стиха?
  • Есть ли в нем ошибки?

Игра «Сержусь и радуюсь»

 Ведущий говорит: «Я покажу вам два выражения лица, а вы будете мне подражать. Сначала покажу сердитое лицо. Вы тоже сведите брови, стисните зубы… Другое выражение лица – веселое (показывает). Давайте все улыбнемся. Теперь разделитесь на пары и встаньте спиной друг к другу. Когда я досчитаю до трех, быстро повернитесь друг к другу и покажите выбранное выражение. Побеждает та пара, которая, не сговариваясь, покажет одно и то же выражение лица.

Формирование нравственных представлений о культуре

взаимодействия со сверстниками

Игра «Ситуации»

Взрослый предлагает ребенку ситуацию, в которой он должен изобразить самого себя. Если играет группа детей, то им отводятся остальные роли. Главное правило в том, чтобы каждый ребенок изображал себя. Ситуации можете придумать сами, можно взять ситуации, которые реально были в жизни ребенка.

Например:

  • У тебя твой друг взял игрушку поиграть, а вернул ее сломанной;
  • Мама принесла три конфеты: тебе и сестре. Как поделишь эти конфеты? Почему?
  • На занятии ты очень хотел ответить, но спросили Машу. Ты расстроишься? И т.п.

Развитие умений общаться со сверстниками,

формирование представлений о правилах этикета

Игра «Комплименты»

Сидя в кругу, все дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Подарки»

Дети находятся в кругу. Ведущий говорит, что сейчас каждый сможет подарить и получить подарки. Со словами: «Я хочу подарить тебе сегодня…» он обращается к сидящему рядом и описывает то, что он придумал преподнести. Чем необычнее будет подарок, тем лучше.

Из детского сада ребенок возвращается домой, и если дома он не получает родительского тепла, заботы и уважительного отношения, то вся педагогическая работа, проводимая в детском саду, сводится к нулю. Поэтому очень хочется, чтобы дома родители соблюдали те же правила общения с ребенком, что и педагоги, обеспечивая стабильность окружающей обстановки и поддержку проводимой в детском саду работы. Это позволит достичь гармоничных отношений с детьми и высокого уровня их социально-личностного развития.

Источник

Игра на знакомство и приветствие -“Колпачки”. Детям предлагают поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут… .», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно! », руками колпачки трогать запрещается.

Игра «Дотронься до… » Воспитатель предлагает: «Дотронься до синего! ». Все дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Комплименты». Правило — не повторяться. Дети, глядя в глаза, друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают при этом фонарик из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Игра «Доброе животное». Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Читайте также:  Влияние этнической культуры на развитие ребенка

Игра «Волшебные конфеты». Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле…

Примеры высказывания детей:

• пусть они избавятся от болезней

• пусть все долго живут

• пусть у всех будет дом

• пусть все дружно живут

• пусть все будут счастливы

«Головомяч». Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их  головами кладется мяч. Касаясь мяча только головой, они пытаются встать и поднять мяч с пола. Когда дети научатся справляться с этой задачей, игру можно усложнить: увеличить количество поднимающих один мяч до трех, четырех, пяти человек.

Игра «Встаньте все те кто…» Ведущий дает задание:»Встаньте все те, кто …

— любит бегать,- радуется хорошей погоде,

— имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

—  Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

«Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся». Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): — Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

—  Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

— Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

 «Художник слова». Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет — его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека. Остальные дети пытаются угадать, о ком идет речь.

 «Я  хороший — я  плохой». Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

 «Найди друга». Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг   найден,   игроки   меняются   ролями.

 «Рукавички». Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников    игры.    Ведущий    раскидывает    рукавички   с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

«Рычи  лев,  рычи;  стучи,  поезд,  стучи». Ведущий говорит: «Все мы — львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!»,  пусть раздается самое громкое рычание.»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче,   изображая  при  этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение»,   и  все  валятся  на  пол.

 «Прогулка  по  ручью». На полу  мелом  рисуется  ручеек,   извилистый,   то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы страиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему,  расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся  — попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

 «Поводырь». В комнате разложены и расставлены предметы-«препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий — ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Мы хорошие». Дети сидят на ковре. Воспитатель говорит им, какие они хорошие и предлагает погладить себя. Дети гладят себе ручки, ножки, носик, щечки, произнося при этом: «мы хорошие, мы хорошие…». Это упражнение можно использовать как релаксацию во время любых видов деятельности.

Источник

Упражнения и игры направленные на развитие коммуникативных способностей.

Давайте познакомимся

Упражнение позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в новой среде.

Упражнения проводятся в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, то что-то рассказывает о себе). В это время можно передавать друг другу любую вещь, игрушку.

Снежный ком

Упражнение способствует запоминанию детьми имен всех участников группы. Первый участник (например, стоящий слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник называет по имени всю группу.

Мое имя

Упражнение способствует созданию комфортной обстановки для  каждого участника.

Каждый участник говрит по кругу о том, какя форма его имени ему больше нравиться (Лена, Леночка,   Елена…) и какя не нравится. Как он хочет чтобы его называли в группе.

 После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.)

Давайте поздороваемся

Упражнение продолжает знакомство, создает психологически неприужденную атмосферу.

Ведущий говорит о разных способах приветствия, реально существующих ишуточных. Детям предлогается поздороваться плечрм,спинкой, рукой, носом,щекой, выдумать свой  собственный способ приветствия для сегодняшнего занятия. Для каждого последующего занятия  придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия.

Читайте также:  Этапы развития ребенка в два года

Встаньте все те,   кто…

Упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: Встаньте все те, кто…

— любит  бегать,

— радуется хорошей погоде,

— имеет младшую сестру,

— любит дарить цветы,   ……..

При желании роль ведущего могут выполнять  дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры: «Сейчас мы повторим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто запомнил:

— кто у нас в группе любит сладкое?

— у кого есть младшая сестра?» и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

— кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?

Каждый вопрос адресуется каждому ребенку.  Если он не может ответить, ему помогает группа.

Опиши друга

Упражнение способствует развитиювнмательности и  умения описывать то, что видел, продолжению знакомства.

Упражнения выполняется в парах одновременно всеми участниками. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

Что изменилось?

Развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в одежде,  прическе деитей,  можно пересесь на другое место), но не больше двух-трех изменений; все произведенные изменения должны быть существенными, заметными.

Задача водящего – правильно подметить    произошедшие изменения.

ПОНИМАЮ ДРУГИХ – ПОНИМАЮ СЕБЯ

Как ты себя чувствуешь?

Развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева, пытается догадаться, как тот себя чувствует, и рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, и затем  соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

Моё настроение

Развитие     умений описывать свое настроение, распознавать настроение других; развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо  цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.

Подарок на всех

(Цветик-семицветик)

Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?»

Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад и восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешся ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы….

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание.

Портрет самого лучшего друга

Развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа.

— кого ты считаешь своим хорошим, своим лучшим другом?

— Каким качеством обладает этот человек?

-Хочешь ли ты, чтобы тебя считали хорошим другом?

— Что для этого надо делать, как себя вести?

В   ходе общего обсуждения формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

— Помогай друзьям.

-Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

-Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

— Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

— Не завидуй.

— Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

— Спокойно принимай советы и помощь других     ребят.

-Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

— Если проиграл сам, не срывай злость на других; может быть, ты выиграешь в следующий раз.

Правила доброты

— Помогай слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду.

— Прощай ошибки других.

— Не заидуй.

— Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-то нуждается ыв твоей поддержке, помощи, сочувствии.

Правила честности

— Сказал – сделай.

— Не уверен – не обищай.

— Ошибся – признайся.

— Забыл – попроси прощение.

— Говори то, что думаешь.

— Не можешь сказать правду – объясни поему.

— Не выдавай чужую тайну.

Прощание

Эта процедура единого прощения объединяет детей и связывает все дни тренинга в единную программу.

Впервый день тренинга детям предлогается выработать единный для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе идею взаимодействия

(всеобщее рукопожатие, похлопывание по плечу; встать в круг и, положив руки на плечи друг другу, покачаться из стороны в сторону и т. д.).

Игры на развитие коммуникативных способностей детей.

Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам

«Зайчики и лиса»

Дети (зайчики) собираются у  одной из стен, один ребенок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять».

Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать, Через минуту – другую воспиттатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».

Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все       убежали».

Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок,к которым дети постепенно пордводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали      в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя.

«Совушка — сова»

Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребёнок сова; остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и т. д.), птички бегают округ неё, осторожно к ней приближаются. Воспитатель:

Совушка – сова, большая голова,

На дереве сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит.

Вдруг она как полетит….

При последнем слове (не ранее) сова «слетает» сдерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется. В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас «стоп!»), по которому они должны остановиться.

«Холодно – горячо, право — лево»

Учим контролировать движения и работать по инструкции

Воспитательпрячетусловный предмет (игрушку), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указателям взрослого. Можно использовать план- схему.

Читайте также:  Развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью

«Обыграй превращение»

Ведущий по кругу передает предмет (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «Яблоко» — дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.

Воспитываем доверие друг к другу, чевство ответственности за другого.

«Я не должен»

Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ребенок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком  и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.

«Звери на болоте»

Играют все дети группы. Они – «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнер (его «пара»).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оцениваются, как готовность прийти на помощь, таки предложенные варианты     спасения.

Игры на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

«Назови себя»

Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: ребенку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома, или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

«Позови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход: ребенку предлогают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные,  ласковые слова.

Ход: один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят  о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Передача чувств»

Цель: учить передавать различие эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход: ребенку дается задание передать «по цепочке»  определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

Игры для формирования у детей дошкольнонго возраста культуры общения

«Жизнь в лесу»

Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей.

Воспитатель. Представте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по дадони товарища (показ).Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ).  Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем,  чтобы дети не разговаривали между собой.

«Добрые эльфы»

Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей.

Воспитатель. Когдато-то давным-давно люди, борясь за выживание, ынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, — эльфов. Потом мы поменяеся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эьфы прилетают и убаюкивают их…

Разыгрывается бессловесное действо.

«Ожившие игрушки»

Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей.

Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как  оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите,  что она,  проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлогаю вам исполнить роль любимой игрушки   и познакомиться с остальными игрушками.  Только опять- таки все наши действия выполняем, молча, чтобы не разбудить старших.    А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку  изображал.

По окончании игры дети  по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-то затрудняется, взрослый предлогает ещё раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.

Игры для развития способности эффектно взаимодействовать в общении

«Созвучные слова»

Дети стоят в круге, поочередно бросая друг другу мяч. Ребенок, бросивший мяч первым, произносит какое-либо слово, например «мяч». Тот, кто ловит, отвечает созвучным словом (например, «грач») и перебрасывает мяч третьему, и т.д. Если ребенок не успел подобрать слово, он выбывает из игры.

«Сочиняем песню»

Воспитатель предлагает детям послушать знакомое четверостишие. Дети, разбившись на подгруппы (по 4-5 человек), должны придумать свою мелодию к этим словам и исполнить ее. Часть детей может выполнять роли членов жюри. Они слушают исполнение, обсуждают и выбирают лучший вариант. Победителям можно вручить диплом или приз.

«Споем песню»

Дети разбиваются на небольшие подгруппы (по 4-5 человек). Каждая подгруппа договаривается, какую песню будет исполнять.

По сигналу  ведущего каждая группа начинает петь задуманную песню. Очередность исполнения определяет ведущий. Выигрывает та подгруппа, которая смогла вовремя вступить и слажено спеть песню.

«Мы плетем цепь»

Игру начинают двое детей, которые стоят друг к другу лицом. Они берутся за руки и с песней по кругу, предварительно договорившись, кого из детей позовут в игру.

Двое:   Цепь, цепь, цепь.

            Мы плетем цепь.

            А мы цепь не плетем,

            Сплетаемся сами…..

Один: Мало нас, мало нас,

           Приходи, Марина, к нам.

Марина, услышав свое имя, присоединяется к ним. Затем уже она называет какое-нибудь имя. Так постепенно круг увеличивается, пока в игру не включатся все дети. При каждом повторении меняется направление движения. Как только в кругу оказываются все дети, они вместо «Мало нас» поют «Много нас»; вместо «Приходи, Марина…» поют «Уходи, Марина, от нас». Названный ребенок выходит из круга, встает в сторону и называет другого. Круг постепенно уменьшается, пока все дети не выйдут из него.

Источник