Игры для чтения ребенка 5 лет
Данная игра научит ребенка фонетическому превращению одних слов в другие. Игра поможет малышу понять, что всего одна буква в слове может совершенно изменить значение слова. В игре все задания разделены на три типа. 1) Нужно вставить нужные буквы (выбрав их среди всех предложенных) в два разных слова, написание которых отличается только одной буквой. 2) Необходимо убрать из слова одну букву таким образом, чтобы из оставшихся букв получилось новое слово (не меняя последовательности букв). 3) Нужно поменять указанную стрелочкой букву в слове на другую, чтобы в результате получилось новое слово.
В этой развивающей онлайн игре мы учимся читать, собирая слова из данных слогов. Игра предназначена для детей, которые только учатся читать. В игре необходимо собирать указанные слова на тему «Овощи» из предложенных слогов. Для этого нужно просто перетащить мышкой слоги на пустые клетки. Учтите, если ребенок поставит не правильный слог, то ему засчитается ошибка. Так, вы сможете отслеживать, насколько легко (или наоборот трудно) малыш справился с заданием. К тому же, каждый раз, можно улучшать результат, допуская меньше ошибок, что несомненно будет стимулировать ребенка к выполнению всего задания без единой ошибки.
Развивающая игра, в которой мы учимся читать, собирая из слогов слова на тему «Природа» предназначена для детей, которые делают только первые шаги в чтении. Общеизвестно, что учиться читать лучше по слогам. Так ребенок запоминает звучание каждого слога, а затем составляет из них слова. В этой игре ребенок должен собрать из предложенных слогов определенное слово, перетаскивая их на пустые клетки с помощью мышки. Все слова связаны с темой «Природа». Каждый слог можно прослушать, нажав на него мышкой — это позволит составлять слова даже тем детям, которые еще не знают, как читаются слоги.
Игры — Учимся читать с «Веселым алфавитом». Эта игра для малышей, которые уже знают алфавит. Игра составлена с целью закрепления ребенком выученных букв и поиске этих букв в словах. Игра состоит из 29 уровней, каждый из которых представляет собой одну из букв русского алфавита. Задание для малыша — выбрать только те слова-картинки, которые начинаются на заданную букву.
Когда дети еще не умеют читать, первое, чему их учат — это, конечно, алфавиту. В этом поможет развивающая игра с поиском букв. Данная игра для малышей от 2 до 4 лет «Найди спрятанные буквы» — это занятие для самых маленьких детишек, которые только начинают знакомиться с алфавитом. На картинке спрятались буквы из алфавита. Постарайся найти их все.
Источник
Игры для обучения чтению детей дошкольников
Психологи считают, что в 4-5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7-8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы. Взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения. В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным, и его экспериментаторский интерес пропадает.
Главное, чтобы у самого ребенка было наличие внутреннего желания читать. Это внутреннее желание психологи называют мотивом и утверждают, что именно мотив, а не что-либо иное, определяет успех любой человеческой деятельности. Иными словами, чтобы научиться читать, ребенок должен хотеть это делать.
Читайте сами. Пример читающего родителя — готовая модель поведения ребенка.
Читая ребенку, вы общаетесь с ним и вместе переживаете прочитанное. Кстати, совместное чтение вслух (независимо от возраста детей), как и домашний театр, было хорошей традицией в интеллигентных семьях в России в конце XIX — начале XX веков. Возрождайте и закладывайте семейные традиции.
Обеспечьте ребенка соответствующей библиотекой, состоящей из книг с картинками в размер страницы, с коротенькими текстами под этими картинками (наподобие иллюстрированных В. Сутеевым). Используйте книги с крупным шрифтом, даже если вы знаете, что ваш ребенок справляется с чтением книг с мелким шрифтом. Самостоятельно ребенок должен читать более легкие книжки, чем мог бы, а сложный мир слов будет, как и раньше, открываться ему через ваше ежедневное (не менее получаса) чтение вслух.
Игра с картинками в книжке или журнале
Игра закрепляет знание алфавита, учит словообразованию, сосредоточенности, развивает внимание
Необходимый инвентарь: любая книга с картинками или детский журнал, карандаш.
❀ Выберите вместе с ребенком любую букву, проговорите ее несколько раз, вспомните, какие слова на эту букву вы знаете.
❀ Затем попросите ребенка найти и обвести (подчеркнуть) эту букву по всей книжной (журнальной) странице.
❀ После этого совместно подсчитайте количество найденных букв.
❀ Поставьте ребенку настоящую оценку.
❀ От игры к игре постепенно усложняйте задания. Например, после поиска отдельных букв, переходите к поиску слогов («до», «ма», «ре»), затем простых слов («он», «они», «я»).
Кто здесь живет?
❀ Вместе с ребенком нарисуйте на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет.
❀ В окошки (иллюминаторы) вставьте карточки с буквами.
❀ Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике.
Примеры:
♦ А, Л, И, С, Е, О — лиса, лес, осел.
♦ К, И, Н, О, Т, С, А — кот, кит, слон, кино.
Слогомяч
Игра закрепляет и развивает навыки разбиения слова на слоги, быстроту мышления
Необходимый инвентарь: мяч.
❀ Играть можно и вдвоем, и небольшим коллективом.
❀ Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу окончание так, чтобы получилось слово. Например, к слогу «ко» можно прибавить «рова» и получится слово «корова», к «ли» добавляем «са» и получается «лиса» и т. д.
❀ Важно, чтобы дети соблюдали правила орфографии — делили слова на слоги правильно и произносили их так, как они пишутся: «ко-ро-ва», но не «ка-ро-ва».
Следопыт
Игра прививает детям навык чтения (знакомство с расположением слов в тексте, чтение с интонацией)
❀ Эта игра предназначена для детей 6-7 лет, но начинать играть в нее можно и сейчас.
❀ Взрослый читает текст. Ребенок сидит рядом. Книга расположена на столе так, чтобы ребенок мог следить за текстом.
❀ Взрослый читает, проводя по прочитанным словам пальцем, ребенок ведет пальчиком вслед.
❀ Начните читать с небольшой скоростью. Внезапно остановитесь и скажите: «Стоп!».
❀ Попросите ребенка произнести слово, на котором вы остановились.
❀ Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное, — он же только что его слышал! Он делает вид, будто читает его. Вы принимаете правила игры и «удивляетесь». Счет открыт — один: ноль в пользу «следопыта»!
❀ Если вы видите, что ребенку легко следить за вами, ускоряйте темп чтения, старайтесь «замести следы» периодической сменой голоса, интонации или темпа. Угадал ребенок — получил очко, не угадал — получили вы.
Книжный детектив
Необходимый инвентарь: книги с иллюстрациями.
❀ Взрослый загадывает букву, а ребенок ищет в книге картинку на загаданную букву.
❀ Если играют несколько детей, введите элемент соревновательности: выигрывает тот, кто быстрее найдет нужную картинку, или тот, кто найдет большее число нужных картинок.
❀ Усложнить игру можно, загадав какой-то предмет, изображенный в книге, и предупредив ребенка, что в задуманном вами слове две буквы «о» (корова).
Сыщики
Игра закрепляет знание алфавита, ребенок учится соотносить абстрактные буквы с буквами, входящими в состав слова
Необходимый инвентарь: карточки с буквами.
❀ Разложите карточки в комнате на разных предметах: диване, подоконнике; прикрепите их к шкафу, стулу, зеркалу и т. д.
❀ Ребенок должен найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены, то есть соответствует ли буква на карточке букве, на которую начинается название этого предмета.
❀ Например, карточка с буквой «к» лежит на диване — это неправильно, она должна висеть на картине.
❀ Усложните игру, заменив карточки с буквами на карточки со слогами.
По пятам
Игра пpививает детям навык чтения (знакомство с расположением слов в тексте, чтение с интонацией). Ребенок учится реагировать на знаки препинания
❀ Взрослый и ребенок, сидя за столом, читают книгу.
❀ Взрослый читает, а ребенок немного отстает, идет вслед за вами, повторяя все то, что вы только что прочли.
❀ Ребенок не только слышит текст, но и видит его. Неважно, что он не читает по-настоящему, он видит, из чего складываются слова, предложения, какие знаки препинания сопровождают текст. Он запоминает написание слов, может узнать самые простые, учится реагировать на знаки препинания.
❀ Ребенок перестает бояться длинных слов и предложений и старается правильно произносить их.
Хор
Игра способствует преодолению барьера послогового чтения
Необходимый инвентарь: детские песенники с нотами и с подписанными слогами под каждой нотой.
❀ Организуйте ансамбль, который выступит перед публикой (когда папа или бабушка вернутся с работы).
❀ Начните репетицию: пропойте с ребенком слоги. Начинать лучше с известных ребенку песен, которые он, скорее всего, знает наизусть. Он все равно будет следить за нотами и слогами, поэтому для начала проводите пальцем по пропеваемым частям текста.
❀ В пропевании слогов важно то, что детям приходится тянуть гласные, связывая таким образом слоги друг с другом и преодолевая барьер послогового чтения.
❀ Постепенно переходите к более сложным заданиям — пению малознакомых или совершенно неизвестных песен.
Любимая книжка
Необходимый инвентарь: любимая книжка вашего малыша.
❀ Придумайте по книжке разные задания. Например:
♦ подчеркнуть трехбуквенные (четырех-, пяти- и т. д.) слова;
♦ прочитать вместе с вами предложение, выучить его, а затем пропеть его голосом гномика (дракона);
♦ нарисовать иллюстрацию к какому-нибудь тексту или предложению (допустим, шестому от начала истории или страницы);
♦ посчитать, сколько на странице букв «а», одинаковых слов;
♦ найти самое короткое предложение;
♦ подчеркнуть все слова, начинающиеся с большой буквы. (Потом выяснится, что перед одними такими словами есть точка, а перед другими — нет, потому что одни являются именами собственными, а с других начинается предложение.)
❀ В общем, затрите книжку «до дыр». А в следующем месяце замените ее на другую, уже потолще и потруднее. Так, обживая книжку за книжкой, ребенок привыкнет к тексту и перестанет его бояться.
Художник-иллюстратор
Игра учит ребенка обращению с книгой, прививает любовь к книге, развивает повествовательную речь, воображение, логику
❀ Прочитайте ребенку стихотворение, небольшой рассказ или сказку.
❀ Затем дайте задание — подобрать рисунки к прочитанному тексту из других книжек. После этого попросите ребенка пересказать фабулу произведения, опираясь на подобранные им рисунки.
Издаём книгу
❀ Попробуйте вместе ребенком сделать книгу: сочинить, нарисовать и написать.
❀ Сначала придумайте героев. Сколько их будет? Как они выглядят? Сделайте несколько рисунков.
❀ Затем придумайте историю с ними. Она может быть и совсем коротенькой.
❀ Теперь оформите книгу: сложите пополам листы бумаги, сшейте их (можно упростить задачу — купить в магазине блокнот с чистыми листами). Вместе с ребенком нарисуйте яркие картинки на каждой страничке. Под картинками напишите печатными буквами придуманный вами текст.
❀ Не забудьте оформить обложку и указать имена авторов и художников.
❀ Если ребенку понравится играть в авторов-издателей, напишите продолжение вашей книги.
❀ И, кто знает, может быть, через несколько лет ваше чадо затмит славу самой Джоан К. Роулинг?
Рекомендуем посмотреть:
Обучение чтению дошкольников в игровой форме
Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению
Как научить ребенка читать? Когда же он начнет читать?!
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
С какого возраста учить ребенка читать?
Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.
Ребенок точно готов учиться читать, если он:
- умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
- легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
- различает понятия право-лево, верх-низ;
- правильно выговаривает буквы;
- проявляет интерес к буквам и чтению.
Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.
Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
Время пришло. Не упускайте момент.
Методики обучения чтению, их плюсы и минусы
Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.
Чтение по слогам (фонетический метод)
Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.
Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.
- «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
- «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.
Кубики Зайцева
На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.
Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.
- «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
- «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).
Карточки Глена Домана (чтение целых слов)
Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.
- «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
- «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.
Методика Марии Монтессори
Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.
Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.
- «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
- «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.
Какую методику выбрать?
Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.
Учимся читать играючи
Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.
Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.
«Живые буквы»
Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.
Упражнения в игровой форме
Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.
Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.
Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:
- изучать буквы и звуки;
- научиться читать по слогам;
- читать целыми словами.
Настольные игры
Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».
«Тайные письма»
Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.
Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.
Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению
Упор на запоминание букв, а не звуков
Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.
Изнуряющие занятия
Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.
Психологическое давление
«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.
Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.
Отсутствие у родителей привычки читать
Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.
Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?
Читайте книги вместе с ребенком
Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.
Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.
Предложите развивающие задания в форме игры
Источник