Что рассказать ребенку о боге в 5 лет

Что рассказать ребенку о боге в 5 лет thumbnail

Человек может прийти к Богу в любом возрасте и самыми разными путями. Кто-то открывает Его для себя еще в раннем детстве и несет благодать с ранних лет; другой человек может прожить всю жизнь, совершить множество грехов, опуститься на самое дно и лишь там понять, что без Бога он ничто и никто.

Пути у каждого свои, но вполне естественно для верующих людей пытаться донести до своих детей как можно раньше суть православной веры. Каждый родитель надеется, что своим примером и своей верой сможет уберечь ребенка от множества ошибок в жизни. Так как же рассказать ребенку о Боге? В каком возрасте лучше это делать и как сохранить интерес к вере на всю жизнь?

Когда надо начинать христианское воспитание детей

Среди современных родителей часто можно услышать мнение, что совсем маленьких малышей не нужно приносить в храм и вообще приобщать к вере, поскольку они еще ничего не понимают. Это глубоко ошибочное мнение, из-за которого можно потерять самое благоприятное время, когда ребенок более всего податлив для закладывания основ религии.

Христианское воспитание детей

Православие учит тому, что еще в утробе матери ребенок чувствует духовное влияние. Если будущая мама молится, ходит в храм, регулярно участвует в Таинствах церкви, то и ребенок в ее животе еще до своего рождения воспринимает духовные дары. Таким детям будет проще взрослеть, проще познать Бога во взрослой жизни, ведь они еще до своего рождения «знакомились» с Ним.

Совсем маленьких деток нужно стараться как можно чаще приносить в храм, причащать, давать им по капельке святой воды. Чистая душа ребенка будет впитывать благодать Божью, возрастать в ней. Такой ребенок будет с самого детства расти в вере, и когда настанет срок сделать собственный выбор, человеку будет намного проще не сойти с христианского пути.

Уже в возрасте 3-4 лет ребенок готов сознательно воспринимать основы религии. Можно в доступной форме рассказывать ребенку о Творце, о небесных силах, о святых. Есть специальные детские пособия, мультфильмы, книги, которые значительно облегчают этот процесс для родителей. Существует также Библия для детей — книга, которую должны приобрести каждые родители.

О христианском воспитании детей:

  • Хорошие православные мультфильмы для детей
  • Как учить детей молитве
  • Как детям вести себя в храме

Не стоит забывать, что дети в возрасте до 7 лет могут приступать к Таинству причастия в храме без специальной подготовки. Маленького ребенка можно утром покормить, перед причастием не нужна исповедь. Поэтому очень важно в этом возрасте приводить малыша в храм как можно чаще, чтобы он сроднился с ним, привык постоянно там бывать. Тогда и после 7 лет, когда причастие будет требовать уже некоторых усилий в подготовке, детям будет проще.

Важно! Нет такого возраста, когда дети еще не доросли до Бога. С самого рождения и до конца жизни человек нуждается в духовной пище, которую дает нам вера в Господа.

Сложнее всего родительскому влиянию подвергаются подростки, и религиозное воспитание не будет исключением. В переходном возрасте личность уже достаточно сформирована, появляются свои цели, взгляды, мнения. Этот возраст часто характеризуется бунтом, отторжением авторитетов, эгоцентризмом.

Конечно же, если в такой период родители впервые начинают говорить сыну или дочери о Боге, маловероятно, что они получат отклик. Особенно если вера пропагандируется слишком настойчиво или даже агрессивно. Эффект будет только обратный.

Как и любое воспитание, духовное влияние оказать тем проще, чем ребенок младше. Маленькие дети податливы, восприимчивы ко всему новому, доверчивы. Это благодатная почва для того, чтоб посеять в них зерно веры. И если в детстве время не было упущено зря, то рано или поздно станут видны плоды.

Библия для детей

Главные факторы христианского воспитания

Для того чтобы привить малышу христианское мировоззрение, нужно четко понимать основные моменты религиозного воспитания, а именно можно выделить следующие:

  • искренность;
  • последовательность;
  • реальность;
  • личный пример;
  • молитва.

Дети любого возраста отлично чувствуют ложь, поэтому совершенно бессмысленно говорить о Боге, если самому в него не верить. Наверняка мы и сами можем вспомнить примеры взрослых людей, которые пытались внешне выглядеть благопристойно и духовно, хотя в них явно читалось полное внутреннее отсутствие веры. Какие чувства вызывают такие люди? Неприязнь, нежелание слушать, отторжение. Так же и дети — они обязательно увидят неискренность взрослого и не будут воспринимать сказанное.

Последовательность религиозного воспитания предполагает постоянство определенных норм и правил жизни семьи. Если в верующей семье принято соблюдать посты, то они должны соблюдаться постоянно согласно календарю, а не по желанию, когда кому захочется. Если принято по воскресеньям и праздничным дням ходить в храм на службу — то без веской причины не стоит пропускать богослужений.

Малыш должен расти в такой среде, где христианские правила являются нормой, неотъемлемой частью жизни.

Важный момент, о котором забывают многие — реальность Бога. Как бы это ни показалось странным, но многие люди, которые считают себя верующими христианами, часто забывают, что Господь абсолютно реален. Происходит некое разделение жизни повседневной и жизни духовной. Бог остается, в лучшем случае, на воскресный день или вечернюю молитву, а текущие бытовые дела выполняются без Его участия.

Очень важно дать понять ребенку, что Бог с нами всегда, в каждый момент нашей жизни. Что бы мы ни делали, чем бы ни занимались — Господь с нами, он нас не оставляет. Это важнейшее правило духовной жизни очень помогает и взрослым, и детям, выстраивать жизнь согласно духовным законам. Малыш, который знает, что на него смотрит Боженька, будет больше стремиться к послушанию, остерегаться плохих поступков.

Ну и, конечно же, как говорят святые отцы — вера без дел мертва. Можно сколько угодно много говорить с детьми о Боге, но если при этом не делать ничего, слова будут пусты. Дети воспринимают мир чувственно, через эмоции и переживания, поэтому очень важно им давать положительные эмоции, связанные с верой.

Дети в храме

На практике это может проявляться в том, что поход в храм заканчивается веселой прогулкой или небольшим подарком. Вечерняя молитва плавно переходит в объятия и чтение перед сном. Если после молитвы или богослужения мама и папа радостные, полны любви, излучают тепло — дети будут ассоциировать эти положительные переживания с верой.

Читайте также:  Ребенок 5 лет выпил нафтизин

Если же, напротив, поход в храм превращается в пытку для ребенка, которого постоянно одергивают и требуют стоять на месте, не шуметь, да еще и наказывают за неподобающее поведение — захочет ли малыш после этого ходить в церковь? Какой пример в таком случае подают родители? Они всем своим видом показывают недовольство ребенком, вместо любви к нему выражают только лишь раздражение и негодование. Это и есть отрицательный личный пример, который только оттолкнет малыша дальше от Бога.

Молитвы о детях:

  • Молитвы Господу Иисусу Христу о детях
  • Материнская молитва о детях
  • Молитва Божией Матери о детях

Важно! Именно личный пример родителей, которые имею живую, действенную веру в Бога, является самым сильным инструментом христианского воспитания.

Как говорят многие старцы, воспитание детей надо всегда начинать с родителей. Как можно требовать от ребенка веры в Господа, если родители сами ее не имеют? До какого-то возраста возможно добиться условного послушания в угоду маме и папе. Но, не имея твердого духовного основания, такое воспитание не даст должного плода. По мере взросления ребенок почувствует пустоту родительских слов, и наверняка отвернется от Бога и уйдет из храма. Именно поэтому в наших церквах так мало подростков — они часто ищут свой путь в других местах, потому что с раннего детства не впитали веру.

Но, как бы там ни было, унывать никогда не стоит. И даже если родители поздно опомнились, или же сами открыли для себя веру в зрелом возрасте, когда их дети уже подросли — Господь всегда дает шанс исправить свою жизнь. И у человека есть очень мощный инструмент для этого — молитва. Православие свидетельствует, что родительская молитва поистине способна творить чудеса. И даже если многое было упущено в раннем воспитании, нужно усиленно молиться о своем чаде ко Господу, и Он обязательно даст силы и способы наверстать упущенное.

Практические советы по христианскому воспитанию детей

Современное поколение верующих родителей — это, как правило, те люди, которые сознательно пришли к вере в зрелом возрасте. Длительный безбожный период привел к тому, что мало кто из нынешнего поколения имел возможность вырасти в христианских церковных семьях. К сожалению, традиция прервалась, и приходится практически с нуля возрождать христианство в отдельно взятой семье.

Для того, чтобы правильно начать с детьми разговор о Боге, нужно это делать только тогда, когда малыш готов вас слушать. Если он хочет в этот момент играть или смотреть мультфильм, то лучше дождаться более подходящего момента.

Важно! Самая главная задача христианского воспитания — привести ребенка к Богу. Но окончательное решение все равно всегда остается за ребенком, он сам должен выстроить свои личные отношения с Творцом.

Именно поэтому нужно крайне аккуратно подходить к принуждению в духовной жизни. С одной стороны, малыш еще не обладает достаточной силой воли, чтобы жить духовной жизнью, и его нужно подталкивать. С другой стороны — чрезмерное понуждение рано или поздно приведет к отторжению и нежеланию общаться на религиозные темы. Поэтому задача родителей — найти золотую середину и мягко направить сына или дочь на путь к Господу.

Поскольку для детей очень важно общение со сверстниками, хорошо, когда есть верующие друзья или круг общения. Можно записать ребенка в православную гимназию, или воскресную школу при храме. В такой среде мальчик или девочка из верующей семьи не будет чувствовать себя изгоем, а будет находиться среди «своих».

Детская воскресная школа при храме

Родители всегда с готовностью должны отвечать на вопросы ребенка о Боге. Но ответы не должны быть слишком сложные, а должны соответствовать возрасту сына или дочери. С большим интересом дети слушают на ночь истории о жизни святых подвижников — такое чтение вполне способно заменить вечернюю сказку и дать ответы на многие духовные вопросы.

Говорить с детьми о Боге желательно в позитивном ключе, особенно в маленьком возрасте. Не стоит пугать малыша всеми небесными карами за непослушание, поскольку в таком случае Господь превращается в страшного карателя. Ребенок, возможно, и воздержится лишний раз от шалости, но любить Бога не начтет, а будет только лишь бояться его.

Со временем, когда дети немного подрастают, им полезно рассказать и о страхе Божьем, как начале премудрости. Только этот страх — это не опасение обязательного наказания за непослушание, а страх того, что своими плохими поступками мы сами себя отдаляем от Господа и потом страдаем. Такие вещи непросто понять совсем маленькому малышу, поэтому лучше отложить такой разговор на более сознательный возраст.

Поскольку семья является единым духовным организмом, невозможно воспитывать детей, не возрастая самостоятельно. Нет ничего страшного в том, что дочь или сын будут видеть родительское несовершенство в духовных вопросах. Если родители при этом будут искренне стремиться к Богу, то и дети рано или поздно обязательно пойдут за ними.

Видео-интервью с протоиреем Андреем Ткачёвым: как говорить детям о Боге

Источник

Ãëàâà I
ÊÒÎ ÒÀÊÎÉ ÁÎÃ?
— Áàáóøêà, ðàññêàæè ìíå, êòî òàêîé Áîã, — ïîïðîñèë áàáóøêó Ïåòÿ, — Îí ÷åëîâåê?
Áàáóøêà ïîäóìàëà è ñêàçàëà:
— Íåò, íå ÷åëîâåê. Ïîñìîòðè, Ïåòåíüêà íà ñîëíûøêî. Îò íåãî ê íàì òåïëî èä¸ò è ñâåò. Ïðèãðåâàåò îíî çåìëþ, îñâåùàåò, è ïîìîãàåò ðàñòè äåðåâüÿì è òðàâàì. Âîò è Áîã, êàê ñîëíûøêî, äà¸ò ëþäÿì æèçíü. Òîëüêî îí íåâèäèìûé. Ëþäè âñ¸ íà íåáî ñìîòðÿò, ÷òîáû Áîãà ðàçãëÿäåòü, à îí — âåçäå. Âñåõ âèäèò, ñëûøèò è ïîòèõîíüêó ðàçãîâàðèâàåò. Ìûñëè ëþäÿì ïîñûëàåò è ñëîâà ïîäñêàçûâàåò äîáðûå è õîðîøèå. Åñòü ó íåãî ïîìîùíèêè. Íåâèäèìûõ ïîìîùíèêîâ íàçûâàþò àíãåëàìè. Ëþäè èõ ïðåäñòàâëÿþò ñåáå â áåëûõ îäåæäàõ ñ êðûëüÿìè. Êàê áóäòî ïî íåáó îíè ëåòàþò. Ïðèíîñÿò àíãåëû ëþäÿì îò Áîãà èçâåñòèÿ. Åñëè òåáå àíãåë íî÷üþ èçâåñòèå ïðèíåñ¸ò — ïðîñí¸øüñÿ óòðîì è çíàåøü, ÷òî äí¸ì ñëó÷èòñÿ. Âèäèìûå ïîìîùíèêè Áîãà, ñâÿùåííèêè, â öåðêâè ñëóæàò. Îíè òàêèå æå ëþäè, êàê è âñå äðóãèå. Ïåðåäàþò Áîãó ïðîñüáû è ïîþò â öåðêâè ïåñíè, êîòîðûì èõ íàó÷èëè àíãåëû. Îäåòû ñâÿùåííèêè â äëèííûå êðàñèâûå ïëàòüÿ — ðèçû. Íà ãðóäè íîñÿò êðåñò. Êðåñò ïîêàçûâàåò, ÷òî âûïîëíÿþò îíè íåë¸ãêóþ ñëóæáó. Çà òî, ÷òî ñëóæàò Áîãó è ëþäÿì, îõðàíÿåò èõ Áîã îò âñÿêîãî çëà.
— À â öåðêâè íà ñòåíàõ ïîðòðåòû Áîãà âèñÿò?
— Ýòî, Ïåòåíüêà èêîíû. Íà íèõ Áîã íàðèñîâàí è Ñûí Áîæèé ñî ñâîèìè ó÷åíèêàìè. Áîã, äëÿ òîãî, ÷òîáû ëþäè óçíàëè, êàêîé îí, ñäåëàë òàê, ÷òîáû íà Çåìëå ðîäèëñÿ åãî ñûí.
— À ñûí íà Áîãà ïîõîæ?
— Ëèöîì îí, íà ìàìó ñâîþ ïîõîæ, Ìàðèþ, à âîò äóøîé — íà Áîãà. Î÷åíü óæ ìóäðûé äà ñïðàâåäëèâûé.
— Áàáóøêà, à ÷òî òàêîå äóøà?
— Äóøà, Ïåòåíüêà, âíóòðè ÷åëîâåêà. Óâèäåòü å¸ íåëüçÿ. Äóøà òàêàÿ íåæíàÿ è òîíåíüêàÿ, ÷òî è ãëàçîì íå óâèäèøü, è ÷åðåç î÷êè, è â ìèêðîñêîï. À ïî÷óâñòâîâàòü ìîæíî. Äóøà òâîÿ çà òåáÿ è ðàäóåòñÿ, è ïëà÷åò, è áîëèò. È õàðàêòåð òâîé, äîáðûé èëè ñåðäèòûé, è íàñòðîåíèå, âåñ¸ëîå èëè ãðóñòíîå — ýòî òîæå òâîÿ äóøà.
— À ãäå æå îíà ó ìåíÿ?
— Äóøà ñ êàæäîé òâîåé êëåòî÷êîé ñâÿçàíà. È ñ ãîëîâîé, è ñ ðóêàìè, è ñ
íîãàìè, è ñ æèâîòîì, è ñ ñåðäöåì. Âñ¸ îíà çàìå÷àåò, ÷òî ó òåáÿ âíóòðè ïðîèñõîäèò. È íà âñ¸ îòêëèêàåòñÿ. È íà ðàäîñòü, è íà ãîðå. Åñëè ñèëüíî îãîð÷àåøüñÿ è áîëü â ãðóäè ÷óâñòâóåòñÿ — ýòî, ãîâîðÿò, äóøà áîëèò.
— À ó êîøêè åñòü äóøà?
— Åñòü è ó êîøêè. Òîëüêî äóøà å¸ íå òàê ìíîãî ÷óâñòâóåò, êàê ÷åëîâå÷åñêàÿ. Äóøà âåäü ñ ðàçóìîì ñâÿçàíà. À êîøêå äóìàòü ãîðàçäî ìåíüøå ïðèõîäèòñÿ, ÷åì ÷åëîâåêó.
— À ó Áîãà, áàáóøêà, äóøà áîëüøàÿ?
— Äà, Ïåòåíüêà, äóøà ó Áîãà îãðîìíàÿ, äîáðàÿ è êðàñèâàÿ. Áîã õî÷åò, ÷òîáû ó âñåõ ëþäåé äóøè òàêèå æå áûëè, ÷òîáû ëþäè òîëüêî äîáðîå äåëàëè, ïåëè, ðèñîâàëè è ðàäîâàëèñü. Áîã ñâîåé äóøîé âñ¸ ÷óâñòâóåò, ÷òî ñ êàæäûì ÷åëîâåêîì ñëó÷àåòñÿ, è ñ àíãåëîì. È âñåõ î÷åíü ëþáèò.
— Àíãåëîâ ìíîãî, áàáóøêà?
— Îé, ìíîãî, Ïåòåíüêà! Ó êàæäîãî ÷åëîâåêà ñâîé àíãåë- õðàíèòåëü åñòü. Àíãåëû Áîãà îõðàíÿþò è ëþäåé çàùèùàþò.
— À åñëè ÿ àíãåëà ñåé÷àñ ïîçîâó, îí ïðèëåòèò?
— Åñëè ïîìîùü òåáå íóæíà — ïðèëåòèò. Òîëüêî òû åãî íå óâèäèøü, îí æå íåâèäèìûé. À áåäó îòãîíèò. ×òîáû àíãåë òåáÿ ïîñêîðåé óñëûøàë, íàäî ñëîâà îñîáåííûå ãîâîðèòü — ìîëèòâû. Òåõ ëþäåé, êòî â öåðêîâü õîäèò è ìîëèòâû ÷èòàåò, Áîã ñëûøèò è ïîìîãàåò èì.
— Áàáóøêà, à ãäå Ñûí Áîæèé æèâ¸ò?
— Î æèçíè Ñûíà Áîæèÿ åãî ó÷åíèêè êíèãó íàïèñàëè. Íàçûâàåòñÿ îíà Åâàíãåëèå. ß ñåé÷àñ òåáå î Ñûíå Áîæèåì è åãî ó÷åíèêàõ ðàññêàæó.

Читайте также:  5 летнего ребенка летом

Ãëàâà II
ÐÎÆÄÅÑÒÂÎ
Î÷åíü äàâíî, â Èóäåéñêîì ãîðîäå Âèôëååìå, ó ïëîòíèêà Èîñèôà è åãî æåíû Ìàðèè, ðîäèëñÿ ñûí. Äåíü åãî ðîæäåíèÿ ñòàë ïåðâûì äí¸ì íîâîãî êàëåíäàðÿ. Ïî íåìó ëþäè ñ÷èòàþò äíè óæå áîëüøå äâóõ òûñÿ÷ ëåò. Åù¸ äî òîãî, êàê Èîñèô è Ìàðèÿ ñòàëè ìóæåì è æåíîé, Èîñèô óâèäåë âî ñíå àíãåëà. Àíãåë ðàññêàçàë åìó, ÷òî Áîã ñäåëàë òàê, ÷òîáû ó Ìàðèè ðîäèëñÿ ñûí, ïîõîæèé íà Áîãà. Î÷åíü äîáðûé, ìóäðûé, ÷åñòíûé, ñèëüíûé è êðàñèâûé. Êîãäà ìàëûø âûðàñòåò, îí ñìîæåò äåëàòü íåâåðîÿòíûå ÷óäåñà è ñòàíåò ëþáèòü ëþäåé òàê æå ñèëüíî, êàê è åãî Íåáåñíûé Îòåö. Îí áóäåò íå òîëüêî ÷åëîâå÷åñêèì ñûíîì, íî è Ñûíîì Áîãà.
Òàê è ñëó÷èëîñü. Ó Ìàðèè ðîäèëñÿ ìàëü÷èê. Ðîäèòåëè íàçâàëè åãî Èèñóñîì. À íàðîä ïðîçâàë Èèñóñîì Õðèñòîì, ÷òî îçíà÷àåò Ñïàñèòåëü. Ïðåäñêàçàòåëè èëè ïðîðîêè, ãîâîðèëè, ÷òî â òå äíè ðîäèòñÿ ÷åëîâåê, êîòîðûé ñïàñ¸ò âñåõ ëþäåé Çåìëè îò ãèáåëè.  òå äàâíèå âðåìåíà ëþäè áûëè íåãðàìîòíûìè, ïëîõî çíàëè çàêîíû, ññîðèëèñü è âîåâàëè ìåæäó ñîáîé. Áîã ñåðäèëñÿ çà ýòî íà ëþäåé.
×åðåç ñâîåãî Ñûíà îí õîòåë ïðåäîñòåðå÷ü èõ: åñëè ëþäè íå ïåðåñòàíóò îáèæàòü äðóã äðóãà, ÷åðåç äâå òûñÿ÷è ëåò îíè ïðåâðàòÿòñÿ â ñòðàøíûõ çëîäååâ è ìîãóò ïîãóáèòü Çåìëþ.
Ñïàñòèñü îò ãèáåëè ñóìååò òîëüêî òîò, êòî íàó÷èòñÿ æèòü ïî íîâûì çàêîíàì è ïåðåñòàíåò áûòü çëûì. À îáúÿñíèòü ëþäÿì çàêîíû ñìîæåò òîëüêî Èèñóñ Õðèñòîñ, ïîòîìó ÷òî áóäåò ñëûøàòü ñàìîãî Áîãà.
Ðàííèì óòðîì, êîãäà ðîäèëñÿ Èèñóñ, â íåáå çàæãëàñü ÿðêàÿ çâåçäà. Âîñòî÷íûå âîëøåáíèêè, âîëõâû, óâèäåëè ýòó çâåçäó è ïîíÿëè: Áîã äàë ëþäÿì çíàê, ÷òî Ñïàñèòåëü ðîäèëñÿ. Âîëõâû ïðèøëè ïîñìîòðåòü íà ìàëûøà è ïðèíåñëè åìó ïîäàðêè. À çâåçäà óêàçûâàëà èì ïóòü.

Ãëàâà III
ÁÅÃÑÒÂÎ
Èóäåéñêèé öàðü Èðîä óñëûøàë î ðîæäåíèè âåëèêîãî ÷åëîâåêà è èñïóãàëñÿ, ÷òî êîãäà Èèñóñ âûðàñòåò, ìîæåò ñòàòü öàð¸ì âìåñòî íåãî. Èðîä íå çíàë, ãäå ïîñåëèëèñü ðîäèòåëè ñ ìàëûøîì, è íèêîãäà èõ íå âèäåë, ïîýòîìó ïðèêàçàë óáèòü âñåõ ìëàäåíöåâ â ãîðîäå Âèôëååìå.
Íî Èîñèôó íî÷üþ ñíîâà ïðèâèäåëñÿ àíãåë è ïðåäóïðåäèë åãî îá îïàñíîñòè. Òîé æå íî÷üþ îòåö è ìàòü óáåæàëè, âìåñòå ñ ìàëåíüêèì Èèñóñîì, èç Èóäåè â äðóãóþ ñòðàíó, Åãèïåò, â ãîðîä Íàçàðåò. À ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò âåðíóëèñü â Èóäåþ.

Читайте также:  Почему у ребенка 5 лет кал темного цвета

Ãëàâà IV
ÊÐÅÙÅÍÈÅ
Äî òðèäöàòè òð¸õ ëåò Èèñóñ æèë âìåñòå ñ ðîäèòåëÿìè. Îí õîäèë ñ íèìè â öåðêîâü, è âñå âîñõèùàëèñü åãî ìóäðîñòüþ, ñòàðàíèÿìè â ó÷¸áå è äîáðîòîé.  òå äíè, â Èóäåéñêîé ïóñòûíå æèë Èîàíí Êðåñòèòåëü. Îí ãîâîðèë ëþäÿì, êîòîðûå ïîñòóïàëè ïëîõî, ÷òî èì íóæíî ðàññêàçàòü î òîì, ÷òî íàòâîðèëè è ïîïðîñèòü çà ýòî ïðîùåíèÿ. Çíà÷èò, ïîêàÿòüñÿ. À ïîòîì — êðåñòèòüñÿ. Òî åñòü âîéòè â âîäó äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîêàçàòü, ÷òî õîòÿò ñòàòü ÷èñòûìè è ÷åñòíûìè. Ïðîðîêè ñêàçàëè Èîàííó, ÷òî ëþäè ñìîãóò æèòü ïðàâèëüíî òîëüêî ïîñëå ðàñêàÿíèÿ è êðåùåíèÿ. Òîãäà Áîã áóäåò èõ ñëûøàòü è ïîìîãàòü èì. À Èèñóñ ñìîæåò íàó÷èòü ëþäåé íîâûì çàêîíàì. Ñàì Èèñóñ òîæå ïðèøåë ê Èîàííó Êðåñòèòåëþ â ïóñòûíþ, ïîãîâîðèë ñ íèì è îêóíóëñÿ â âîäó ðåêè Èîðäàí.  òî âðåìÿ, êàê Îí âõîäèë â âîäó, íà íåáå ïîÿâèëñÿ ñâåò è ñ íåáåñ ïîñëûøàëñÿ ãîëîñ Áîãà: «Îí Ñûí Ìîé âîçëþáëåííûé, è â ͸ì Ìîå áëàãîâîëåíèå». Ýòî áûëî áëàãîñëîâåíèå Áîãà, èëè ïîæåëàíèå, ÷òîáû äåëà Èèñóñà áëàãîïîëó÷íî ñâåðøèëèñü.

Ãëàâà V
 ÏÓÑÒÛÍÅ
Ïîñëå êðåùåíèÿ àíãåë ïðèâ¸ë Èèñóñà â ãëóáü ïóñòûíè, ãäå Èèñóñ äîëæåí áûë ïðîéòè èñïûòàíèå. Ó÷èòåëþ íóæíî ñòàòü ñèëüíûì, ñìåëûì è òåðïåëèâûì.
×åòûðíàäöàòü äíåé è íî÷åé Èèñóñ òåðïåë â ïóñòûíå ãîëîä, à ïîòîì çàõîòåë åñòü. Òîãäà ïîäîø¸ë ê íåìó äüÿâîë, ñàìûé ãëàâíûé è çëîé êîëäóí, è ñêàçàë: «Åñëè òû Ñûí Áîæèé — ñäåëàé êàìíè õëåáîì, èíà÷å ñ ãîëîäà óìð¸øü». Èèñóñ íå èñïóãàëñÿ è îòâåòèë: «Íå òîëüêî õëåá äàåò ÷åëîâåêó æèçíü, íî è ïîìîùü Áîæèÿ». È íå ñòàë äüÿâîëó ïîä÷èíÿòüñÿ. Òîãäà äüÿâîë îòí¸ñ Èèñóñà â ãîðîä, ïîñòàâèë íà âûñîêóþ ñòåíó è ñêàçàë: «Åñëè òû Ñûí Áîæèé, ïðûãàé âíèç. Íàïèñàíî â êíèãå, ÷òî ïîâåëåë Áîã àíãåëàì ñïàñàòü ëþäåé. Ïîïðîñè Áîãà, ïóñòü àíãåëû ïîäõâàòÿò òåáÿ íà ðóêè äî òîãî, êàê óïàä¸øü íà êàìíè». Ñêàçàë Èèñóñ: «Íàïèñàíî â êíèãå: íå äåëàé òàê, ÷òîáû çâàòü Áîãà íà ïîìîùü ïî ïóñòÿêàì». È íå ñòàë ïðûãàòü âíèç. Ïîäíÿë Åãî äüÿâîë íà âûñîêóþ ãîðó, ïîêàçàë âñå ñîêðîâèùà ìèðà è ñêàçàë: «Âñ¸ òåáå îòäàì, åñëè ïîêëîíèøüñÿ ìíå». Íî âåëåë åìó Èèñóñ: «Èäè çà ìíîé ñàòàíà, íàïèñàíî: òîëüêî Ãîñïîäó Áîãó ïîêëîíÿéñÿ è åìó îäíîìó ñëóæè». Òîãäà îòîø¸ë îò íåãî äüÿâîë. Àíãåëû îêðóæèëè Èèñóñà è çàáîòèëèñü î í¸ì.
Óçíàë Èèñóñ, ÷òî âðàãè ñõâàòèëè Èîàííà Êðåñòèòåëÿ è çàïåðëè â òåìíèöó è óøåë èç Íàçàðåòñêîé çåìëè â äðóãóþ çåìëþ, Ãàëèëåþ. Òàì íà÷àë Èèñóñ ó÷èòü ëþäåé, Îí óãîâàðèâàë èõ ïîêàÿòüñÿ, ÷òîáû äóøè èõ ñòàëè ÷èñòûìè, è Áîã çàãîâîðèë ñ íèìè.

Ãëàâà VI
 ÍÀ×ÀËÅ ÏÓÒÈ
Êîãäà ïðîõîäèë Èèñóñ ïî áåðåãó ìîðÿ Ãàëèëåéñêîãî, óâèäåë äâóõ ðûáàêîâ, áðàòüåâ Ïåòðà è Àíäðåÿ. Îíè çàáðàñûâàëè â ìîðå ñåòè. Ñêàçàë èì Èèñóñ: «Ñòóïàéòå çà ìíîé è âñå ëþäè çàõîòÿò ïîäðóæèòüñÿ ñ âàìè». Áðàòüÿ îñòàâèëè ñâîè ñåòè è ïîøëè çà íèì. Óâèäåëè îíè íà êîðàáëå áðàòüåâ Èàêîâà è Èîàííà è ïîçâàëè çà ñîáîé. Ïðîø¸ë Èèñóñ ïî âñåé Ãàëèëåå, ðàññêàçûâàë î Áîãå è çàêîíå Áîæèåì. Ëå÷èë ëþäåé áåç ëåêàðñòâ. Ðàçëåòåëñÿ îá ýòîì ñëóõ ïî âñåé ñòðàíå. Ñòàëè ïðèõîäèòü ê Èèñóñó ñî âñåõ ñòîðîí áîëüíûå, è îí èñöåëÿë èõ. Çà íèì øëè ìíîãèå ëþäè èç Ãàëèëåè è äåñÿòè ãîðîäîâ è çåìåëü, è îò Èåðóñàëèìà, è îò Èóäåè è îò Èîðäàíà.

Ãëàâà VII
ÊÀÊÈÌÈ ÄÎËÆÍÛ ÁÛÒÜ ËÞÄÈ
Óâèäåë Èèñóñ, ÷òî ñîáðàëîñü ìíîãî íàðîäà, ïîäíÿëñÿ íà ãîðó âìåñòå ñ ó÷åíèêàìè è ñòàë ãîâîðèòü:
Õîðîøî áûòü ïðèëåæíûìè: ñòàðàòåëüíûì ó÷åíèêàì Áîã ïîìîãàåò.
Ëó÷øå áûòü îáèæåííûìè, ÷åì îáèä÷èêàìè: òåõ, êòî îáèäó ñòåðïåë, Áîã óòåøèò è ïîääåðæèò.
Ëó÷øå áûòü ïîñëóøíûìè: èõ âñå ëþáÿò, ïîñòåïåííî âñå ëþäè òàêèìè ñòàíóò.
Ëó÷øå áûòü ÷åñòíûìè: ó íèõ âðàãîâ íåò, ïîòîìó ÷òî íèêîãî íå îáìàíûâàþò.
Ëó÷øå áûòü äîáðûìè: ëþäè èì äîáðîì çà äîáðî ïëàòÿò, à Áîã â äåëàõ ïîìîæåò.
Ëó÷øå áûòü òåðïåëèâûìè è íå îãîð÷àòüñÿ, åñëè ëþäè íåäîáðîå ãîâîðÿò. Ïóñòü íàñìåõàþòñÿ è ãðóáÿò, åñëè ãëóïûå.
Õîðîøî áûòü ñìåëûìè: ñ íèìè Áîã âñåãäà ðÿäîì.
Äîáðûå è ó÷¸íûå ëþäè, âñ¸ ðàâíî, ÷òî ñîëü çåìëè. Åñëè
ñîëè íå áóäåò, ÷åì åäó ñîëèòü? Ïëîõî áóäåò òîìó, êòî ñîëü ðàññûïëåò è ðàñòîï÷åò. Âîò è âû áåðåãèòå ñåáÿ.
Åñëè áóäåòå òàê ïîñòóïàòü, Áîã ñòàíåò âàñ ñûíîâüÿìè ñ÷èòàòü è íàãðàäèò çà òî, ÷òî ñâîèìè äåëàìè åãî ïðîñëàâèòå.

Áî㠗 ýòî èäåàëüíîå ñîâåðøåíñòâî, ãàðìîíèÿ, ðàâíîâåñèå, àáñîëþòíàÿ ïðàâäà, òî åñòü, Èñòèíà. Ïîçâîëÿþò å¸ äîñòèãíóòü äîáðîäåòåëè: ÷åñòíîñòü, êðîòîñòü, äîáðîòà, ñìåëîñòü, ìóäðîñòü, ñèëà, âåðà, íàäåæäà è ëþáîâü. Èñòèíà äåëàåò æèçíü ÷åëîâåêà êðàñèâîé, ñ÷àñòëèâîé è ñëàâíîé — ðàéñêèì áëàæåíñòâîì.

Îêî — ñâåòèëüíèê äëÿ òåëà, äåëàåò ðàçóì ñâåòëûì, à ÷åëîâåêà ìóäðûì.
Ñåðäöå — èñòî÷íèê òåïëà, äåëàåò ÷óâñòâà ò¸ïëûìè, à ÷åëîâåêà — äîáðûì.

Óñòà — äâåðü äëÿ Èñòèíû.

 ðàçóìå æèâ¸ò ìóäðîñòü, â ñåðäöå — ëþáîâü, à â óñòàõ — ìóäðîå, äîáðîå è âåðíîå ñëîâî, ïîýòîìó Áèáëåéñêîå èìÿ Áîãà: Ëþáîâü, Ïðåìóäðîñòü è Ñëîâî.

Áîã åñòü äûõàíèå äóøè.

Источник