Игрушки способствующие развитию ребенка

Игрушки способствующие развитию ребенка thumbnail

Какие игрушки полезны детям?!

Нормальное развитее ребенка, становление его внутреннего мира невозможно без игры и игрушек. Игрушки для ребенка- это исследовательская среда, которая помогает формировать и реализовывать  творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек дело ответственное и серьезное. Выбирать игрушки в настоящее время очень сложно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики),  появляются новые (динозавры, пауки, пакемоны), невиданные даже самими родителями. Часто игрушки покупаются стихийно.

Очень важно при выборе игрушки учитывать не только их красоту и санитарно- гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. Развитее ребенка происходит в разных видах деятельности. Главная функция игрушки – это активизация этой деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка и способствовать становлению новых форм его деятельности. Выбирая ту или иную игрушку, взрослый должен сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Выделяют три группы игрушек:

1.Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию ( или развитию личностной сферы), предполагающие общение или обращение с ними, как с живыми персонажами.( различные виды животных, куклы с кукольной утварью, наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин, детали костюма, транспортные игрушки и т.д.

2.Игрушки, способствующие развитию интеллектуально- познавательных и моторных способностей.( кубики, конструкторы, пазлы,  мозаики, лото, домино и т.д.

3.Игрушки,способствующие развитию физических качеств.(мячи, обручи, скакалки, кегли).

Основные требования к игрушке:

-потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия ребенка. Выбирая забаву нужно ориентироваться на возраст ребенка, и стремится, чтобы в распоряжении ребенка были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности.

— соответствие игрушки интересам самого ребенка. Главное достоинство игрушки – это возможность  что-либо с ней сделать. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую функцию, она должна быть не только привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребенка.

— предмет игры должен содержать понятные для ребенка ориентиры для его самостоятельной деятельности.

— особое достоинство игрушки – потенциальная направленность на общую совместную игру.

— «современность» игрушки, ее способность воплотить в себе и передать детям дух «своего» времени.

— оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – ее несомненное достоинство, отличающиеся от типовых, массовых образцов.  

Какие игрушки приобретать детям.

— Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта: посуда, светофор).

— Двигательные: Каталки, коляски, спортивные игрушки.

— Строительные.

— Дидактические (разборные пирамидки, башенки, настольно-печатные, мозаика).

— Игрушки-забавы.

— Игрушки-полуфабрикаты, которые может делать сам ребенок.

Что такое хорошая игрушка? Прежде всего, это игрушка безопасная, без острых углов и токсичной краски, имеющая сертификат и соответствующая возрасту. Чем разнообразнее игрушки, тем интереснее, разнообразнее игры малышей. Но разнообразие игрушек не означает их изобилие, достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у ребенка много одинаковых игрушек, это ограничивает его интерес, опыт, а значит и развитие. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится новая игрушка. Не следует покупать игрушки специально для мальчиков и для девочек. Всем одинаково нужны машинки, куклы, механические игрушки и конструктор. Если сын не приучен с ранних лет играть сюжетно-ролевыми игрушками, приобретите ему куклу в образе мальчика, космонавта, матроса,  а дочери техническую игрушку. Если 90 % игры приходится на долю ребенка и  только 10% на долю игрушки, то это хорошая игрушка. Это нам родителям надо помнить.

В раннем возрасте определяются характер, интересы и склонности ребенка. Важно также, чтобы интерес ребенка к игрушке не угасал, чтобы он подольше «исследовал» её, находил в ней новые достоинства. Этому мешает то, что ему на глаза  одновременно попадается слишком много игрушек. Поэтому часть игрушек убирайте, меняйте их время от времени. Большое воспитательное значение имеют игрушки- самоделки. Хорошо, когда ребята любят что-то мастерить из глины и картона, дерева и бумаги. Надо с большим уважением относится к тому, что дети сделали своими руками, не считая это хламом, который можно выбросить, измять, сломать.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки:

1.Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта.

2.Социо-культурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания.

3.Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые средства.

Играйте с ребенком, учите его, как правильно играть с игрушками, приучайте к аккуратности и порядку и ваш ребенок будет расти вам на радость!

Источник

Сегодня новоиспеченной, да порой и опытной, маме сложно разобраться в огромном ассортименте развивающих игрушек для малышей. Я попробую дать небольшой обзор, чтобы облегчить выбор. На самом деле, если у родителей богатая фантазия, и они могут придумать развивающие игры из подручных средств, то не стоит тратить уйму денег на специальные игрушки. Но, как показывает практика, так получается не у всех. Тем более, по мнению нейропсихологов хотя бы минимальный набор развивающих игрушек обязательно нужен в семье, где есть малыш. Они отлично обогащают сенсорный опыт и помогают развить основные психические функции.

Сегодня не буду говорить о главном — что развивающие игрушки и мелкая моторика — это всего лишь малая часть общего развития. В основном, конечно, ребенка развивает движение и общение со взрослым. Делаю такую пометку на всякий случай, вдруг остались еще родители, которые верят в то, что развивающие игрушки имеют огромное значение в жизни ребенка.

Также хочу отметить то, что развивающие игрушки и игрушки, с помощью которых ребёнок может занять себя сам-это разные вещи. Когда мы приобретаем новую полезную игру, мама должна сразу понимать, что в неё нужно играть в месте с малышом и стараться не допускать угасания интереса. Угасание интереса -это когда ребёнок начинает кидаться кубиками и прочими составляющими игры. В этот момент нужно переключить его внимание на какую-то новую игру, и постараться забрать предыдущее пособие.

Читайте также:  Особенности интеллектуального развития ребенка с рда

Развивающие игрушки малышам до года:

Этот раздел заслуживает отдельной статьи, я хочу остановиться лишь на нескольких моментах.

До года почти все игрушки можно сделать своими руками. Что касается музыкальных игрушек, мобилей-это не развивающие игрушки, это помощники мамы.

Для развития подходят ленты, с помощью которых ребёнок учится захватывать предмет, и любые небольшие предметы- игрушки, погремушки, кубики, различные на ощупь. То есть, нужно предлагать малышу трогать совершенно разные поверхности, тем самым, развивать сенсорные ощущения.

пример тактильных шариков

К году можно начинать предлагать разные варианты игр-кольцеброс, пирамидки, кубики, мячи, пирамидки-формочки, сортеры.

Я пока ещё не встречала ребёнка, который не любил бы сортеры и различные сортировки. Их тоже можно делать своими руками. Например, кидать в пластиковую бутылку различные предметы (крышки, пуговицы). Отверстия выбирать по возрасту ребёнка-чем малыш младше, тем больше отверстие.

Для примера — сортер для годовалого ребенка

Самодельных игрушек можно придумать очень много, но сегодня я все-таки остановлюсь на готовых игрушках.

Игрушки от года до трёх:

1. Сортеры. Продолжаем сортировать предметы — по форме, по цвету и т.д.

2. Различные виды пирамидок. Сначала малыш просто учится надевать кольца и соотносить предметы по величине. Затем собирать пирамидку без ошибок. Параллельно можно учить цвета и формы.

Пример сложной пирамидки, можно использовать несколько лет, просто видоизменять задания по сложности

3. Кубики и другие фигуры (шары, конусы). На самом деле, изучение ребенком форм и фигур — достаточно сложный процесс для мозга, так как он его не просто видит и запоминает зрительно, а еще осязает. Да и с кубиками можно придумать массу игр.

4. Рамки-вкладыши. Игры на определение контура. Эти игры отлично развивают внимание. Можно начинать предлагать малышам от года. Но я заметила, что интерес просыпается у многих к 1,4-1,6 г.

рамки-вкладыши

более сложный вариант. для детей постарше

Определение картинки по тени. Малыши в 1,5-1,8 уже могут справиться с задачей.

5. Пазлы

Конечно, после рамок логично упомянуть пазлы. Начинать использовать пазлы нужно с самых простых — половинок.

Затем переходим именно к пазлам, из двух — четырех деталей.

Я думаю, что тут не стоит экономить, если использовать некачественный картон, то малышу будет сложнее соединить детали, на этом интерес может угаснуть. Например, как случилось у моего сына с этими «букашками» на картинке. А вот когда я предложила ему пазлы фирмы Larsen, они более плотные и приятные на ощупь, плюс есть опора на форму, то я «не могла оторвать» ребенка от игры.

Можно попробовать поискать и другие фирмы, но я пока не встречала аналогов.

Опора на форму-это небольшая вырубка на картоне. Ребёнок соотносит пазл не с картинкой (это ещё тяжело), а с контуром.

Вот эти пазлы Ларсен

6. Конструкторы.

Думаю, в описании пользы не нуждаются — конструирование — тоже сложный процесс для мозга, плюс развивается фантазия. Самые популярные фирмы — Mega bloks, Lego duplo, Полесье. У моего ребенка интерес к ним проснулся только после двух лет.

7. Развивающие игры известных авторов методик раннего развития. Плюс в том, что хорошо развиваются творческие способности, ну и, конечно, внимание, память.

Читайте также:  Особенности раннего развития ребенка с дцп

Например, игры Никитиных:

«Сложи квадрат», «Сложи узор».

Мне они нравятся еще и тем, что практически не ограничены по возрасту. Купив такую игру для двухлетки, в нее можно продолжать играть в начальной школе.

Сложи узор

Сложи квадрат. На рисунке представлены оригинальные игры от ИП Никитина (сына Бориса Никитина). Есть более дешевые аналоги, например, от фирмы Корвет.

Если идти дальше по именным развивающими игрушкам и бестселлерам, то отлично для этого возраста подходят доски Сегена, блоки Дьенеша.

8. Мозаики. Любые.

К двум годам можно предлагать классические, с мелкими деталями, но под присмотром мамы и до потери интереса (чтобы не раскидывал). Тоже сначала учимся работать пальчиками, развиваем тонкую моторику, после трех — креативим и создаем узоры.

9. Шнуровки.

Желательно с жестким наконечником на веревке. Можно предлагать с года — полутора.

шнуровка

10. Первые настольные игры:

Лото, пирамидки, которые нужно собирать по образцу, домино.

11. Ручной балансир (После 2-2,5 лет).

Супер-игра для укрепления навыков координировать движения.

ручной балансир

12. Пальчиковый театр или игрушки для постановки сказки.

Отнесу их к категории развивающих игрушек. Хотя развивает, в основном, мама посредством постановки сказки. Но польза от этого занятия превосходная — вы не заметите, как ребенок с удовольствием начнет повторять за вами реплики героев «Колобка» или «Курочки Рябы». Плюс к развитию речи, ребенок запоминает последовательность появления персонажей, это очень важно.

На всякий случай поясню — это только один вид игрушек, есть еще много других игрушек, которые тоже развивают (мячи, предметы для сюжетно-ролевой игры и т.п.). Здесь просто те, которые обычно лежат на полках магазинов в пометкой «развивающие».

Теперь о том, какие игрушки ребёнка практически не развивают

игры с громкой музыкой, детские планшеты, движущиеся игрушки. В каком-то смысле они удобны, так как могут занять ребёнка на какое-то время. Музыка и озвучка там обычно не очень хорошего качества, реплики- не сравнятся с речью живого человека и живой артикуляцией. Плюс ко всему, ребенок, занятый «умной игрушкой» по типу планшета, остается на долгое время обездвиженным, она его как бы «зомбирует», что, собственно, противоречит нормальному развитию. Ну и самое главное, перед ребёнком не стоит задача, которую он может сконцентрированно решить. Лучше, чтобы никакая громкая музыка или электронные голоса его не отвлекали.

Если ребёнок развивается в норме, то ему такие игрушки особо не повредят, ровно как и мультики, но если вы замечаете задержку в развитии, то лучше их убрать, и делать акцент на правильные, с точки зрения детской психологии и физиологии, занятия.

Примеры НЕ развивающей, а отвлекающей игрушки:

Статья по теме — основные категории книг для малышей от 0 до трех лет

Источник

Игрушки способствующие развитию ребенка

Более того, 10% всех продаваемых игрушек — потенциально опасны (способны пробудить в ребенке агрессию). К сожалению, «правильные» игрушки зачастую бывают незаметны среди массы ярких, кричащих Лунтиков и Смешариков. Как же родителям выбрать полезную игрушку для своего ребенка?

12 ноября в Москве впервые вручили премию Игрушка года. Самые правильные игрушки теперь будут отмечены своеобразным знаком качества — «Детские психологи рекомендуют».

— Бытует мнение, что самые лучшие игрушки – те, которые учат читать и писать, — рассказывает Елена Смирнова, профессор, доктор психологических наук, руководитель Московского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек. — Однако ребенок развивается не тогда, когда усваивает готовые знания и отрабатывает какие-то умения, а когда учится самостоятельно решать поставленные задачи. Самые лучшие игрушки – это те, которые стимулируют, побуждают детскую активность и учат общаться и сопереживать.

Не менее важно, чтобы игрушка соответствовала возрасту ребенка.

Взгляд из колыбели

— Главное качество хорошей игрушки — ее простота и универсальность, — считает Инна Ульянова, психолог, специалист Центра игрушки. — Чем менее определенна игрушка, тем больше возможностей для игры она открывает. С универсальными игрушками можно делать все, что диктует любознательность и активность ребенка.

Основные типы игрушек для детей от 0 до 12 месяцев:

1. Погремушки – способствуют развитию концентрации внимания, зрительного, слухового восприятия и координации движений.

2. Подвески, крепящиеся на кроватке или коляске – развивают зрительную активность, учат малыша сосредотачивать взгляд на ярком пятне. Подвески-карусели развивают умение следить за движением по кругу.

3. Большая неваляшка — с большими выразительными глазами и веселой мордашкой — служит для малышей «заместителем» человека. Неожиданное появление звука привлекает внимание и радует.

Психологи рекомендуют: «Звучащие шарики» подойдут и для самых маленьких детей, и для тех, кто постарше. «Звучащие шарики» можно катать, сталкивать, они могут быть колобками и паровозиком. Если их потрясти, они звучат — малыши быстро открывают для себя эту способность и активно пользуются ею. Дети могут не просто сравнивать, как звучат разные игрушки, но и подобрать пары из тех, которые звучат одинаково.

Читайте также:  Влияние фэмп на развитие ребенка

Первые шаги — первые умения

— Игра для ребенка раннего возраста (от года до 3 лет) – это возможность узнать себя и окружающий мир, — считает Ирина Орлова, психолог, специалист Центра игрушки. – В этом возрасте малыш открывает для себя новые способы действия с уже знакомыми предметами, что позволяет ему почувствовать независимость, самостоятельность и уверенность в своих силах.

Основные типы игрушек от 1 до 3 лет:

1. Пирамидка — классическая традиционная развивающая игрушка для раннего возраста. Способствует развития точности и ловкости движений, концентрации внимания и внутреннего покоя. Учит соотносить детали по размеру и цвету, развивает мелкую моторику, образное мышление и воображение.

Психологи рекомендуют: «Веселая пирамидка». Вместо традиционных кружочков на стержень нанизываются дуги, каждая из которых изогнута по-своему. Изменение формы деталей расширило возможности игры. Малыш каждый раз вынужден прилаживать руку, что позволяет избежать стереотипных движений. Нанизывать дуги можно и через боковое отверстие — фигуры каждый раз получаются разными.

2. Кубики — первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), потом они используются для строительства, а затем служат строительным материалом для сюжетных игр.

3. Транспортные игрушки (для мальчиков) — развивают моторику и будят воображение, активно используются в сюжетных играх – для перемещения персонажей и осваивания социальных ролей.

4. Куклы (для девочек) – куклы служат заместителями человека и незаменимы для полноценной сюжетной игры. В тоже время из-за своей конкретности и реалистичности зачастую ограничивают игру и тормозя, сводя ее к простым действиям с предметами, тем самым тормозя мышление и воображение ребенка.

Скоро в школу!

— Дошкольный возраст ( от 3 до 7лет ) — один из важных этапов в жизни ребенка, определяющей его дальнейшее развитие, — рассказывает Алла Коркина, психолог, специалист центра игрушки, — ребенок уже чувствует свою самостоятельность и испытывает острую потребность в ее реализации.

Основные типы игрушек для дошкольников:

1. Конструктор. Конструирование — важнейший вид деятельности дошкольного возраста. Важно, чтобы игрушки конструкторского типа давали возможность максимально проявить свою фантазию и позволяли исследовать, экспериментировать, познавать.

Психологи рекомендуют: строительный набор № 2, Россия. Из деревянного, приятного на ощупь и конструктора можно возвести целый город – со сказочными замками, надежными крепостными стенами и ажурными беседками. Конструирование требует аккуратности и сосредоточенности, умения концентрироваться. Строительный набор подходит как для совместной, так и для индивидуальной игры. Уборка конструктора в коробку после игры — важный момент в воспитании аккуратности детей.

2. Наборы для совместных игр — учат ребенка общению, принимать решения, уступать и действовать сообща.

Психологи рекомендуют: Игра «Доктор Ежик», Германия. В отличие от других игр, побуждающих детей соревноваться, в «Докторе Ежик» цель общая для играющих. Доктор везет лекарства другим персонажам. Чтобы справится с задачей, дети должны действовать сообща, а значит, учиться уступать, договариваться и слышать друг друга.

3. Образные игрушки. К ним относятся все игрушки (в образе человека или животного) с которыми можно обращаться, как с живыми персонажами. В игре с ними малыш проигрывает свой жизненный опыт и «отрабатывает» волнующие его моменты человеческих взаимоотношений.

Психологи рекомендуют: Бычок, Россия. Образ несамостоятельного, нуждающегося в заботе существа так и просится в сюжетную игру, пробуждает в ребенке сочувствие и заботу о младших.

4. Пазлы — формируют пространственное мышление, развивают умение поэтапно решать поставленные задачи, вырабатывают усидчивость, сосредоточенность и концентрацию внимания.

Психологи рекомендуют: Пазл «Репка», Россия. Игрушка, сочетающая функции пазла и набор для режиссерской игры. Малыш не просто подбирает игрушки, подходящие по форме, но и формирует целостный облик любимой сказки. Герои могут стать персонажами для других историй.

Источником для игры может стать известный ребенку сказочный сюжет.

Детство или отрочество

— Младший школьный возраст ( 7-10 лет) – это последний срок, когда ребенок играет в игрушки, не стесняясь, — считает Мария Соколова, психолог, специалист центра Игрушки. — Главные игрушки в этом возрасте – те, которые помогают развиться детской фантазии.

Основные типы детских игрушек для младшего школьного возраста:

1. Конструкторы. С большим количеством разноцветных деталей, с наличием элементами ландшафта и архитектуры, фигурками человечков для проигрывания всевозможных социальных ролей и ситуаций.

Психологи рекомендуют: конструктор «Город на ковре», Россия. Деревянный конструктор, включающий 65 деталей, развивает пространственное мышление и учит соотносить собственные фантазии с имеющимися материалами.

2. Наборы для режиссерской игры. Если в ролевых играх малыши примеривают разные роли на себя, то в режиссерских дети руководят процессом и персонажами-игрушками, приучаясь к ответственности и самостоятельности.

Психологи рекомендуют: Игра «Семейная яхта», Германия. Воплощает лучшие качества детской игрушки – открытость творчеству и фантазии. В комплект входят яхта, 4 фигурки — которые могут быть как членами экипажа, так и семьей, отправившейся в путешествия, — и морские аксессуары.

3. Партнерские игры  — (шашки, шахматы, игры- бродилки, морской бой и т.п.) учат прогнозировать, планировать свои действия в зависимости от действий партнера по игре и выстраивать выигрышные стратегии.

Смотрите также:

  • Рецепт зимней сказки. 5 советов для создания новогоднего настроения →
  • Игры в чудеса. Зачем детям сказки про Деда Мороза? →
  • Играй и развивай! Чем занять малыша с пользой →

Источник