Игрушки на развитие ребенка из ссср

иллюстрация: советские игрушки

Прошлое вызывает грусть и ностальгию у многих людей, рожденных и проживших часть жизни в Советском Союзе. У некоторых на полках или в ящиках до сих пор хранится напоминание о беззаботном и радостном детстве – любимые игрушки. Многим хочется иногда окунуться в теплую атмосферу советского детства, посмотреть и даже подержать в руках неваляшек, кукол, плюшевых медведей, поиграть в настольный баскетбол и т. д. Мы, люди старшего поколения, на протяжении десятков лет имели похожие игрушки. а ведь для многих людей именно детские впечатления являются главным, что их объединяет.

Пусть у советских игрушек дизайн был типичным, зато они были надежными, неординарными, передавались по наследству и оставались любимыми долгие годы. Советскими игрушками играло не одно поколение и хочется, чтобы современные дети не потеряли к ним интерес.

иллюстрация: игрушки СССР

Сегодняшнему юному поколению трудно представить детство без современных технологий, гаджетов и сверхновых устройств. А о развлечениях детей прошлого столетия, они могут судить лишь по рассказам взрослых очевидцев.

История советских игрушек насчитывает многие десятки лет и начинается сразу после революции. В 1918 году в Сергиевом Посаде уже был создан Музей игрушки, ставший центром по разработке новых советских образцов игрушек. Но в начале 20-х годов ХХ века из-за войн и революции хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок. Производство игрушек на какое-то время совсем прекратилось, так что в те годы кукол покупали как в старину, лишь на базарах и ярмарках.

фото — иллюстрация

Но, уже несколько лет спустя, в местах традиционных народных промыслов начинают восстанавливаться артели и фабрики. Материалы и куклы стали проще. Но, несмотря на всю свою простоту, куклы отнюдь не были хуже, чем раньше. Они не утратили свою очаровательность, пусть даже и были сделаны «из тряпок и набиты ватой, а одежда сшита из отходов дешёвой ткани».

В то время их выпускали полукустарные артели, которые изготавливали игрушки из промышленных отходов: древесины, ткани. Появились и первые игрушки, отражавшие дух послереволюционного времени: тряпичные куклы — работницы в красных косынках, почтальоны, пожарные, молочницы и выточенные из дерева фигурки красноармейцев, матросов и комиссаров, уличных регулировщиков, пионеров – барабанщиков. Из жести и из папье-маше лепили коней и каталок.

иллюстрация: советские резиновые игрушки

В 1930-е годы за дело взялись всерьез. Был создан Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки и началась работа по созданию новой советской игрушки. По советским игрушкам можно изучать историю СССР. Строительство предприятий и механизация сельского хозяйства, освоение Севера и беспосадочный перелет нашли свое отражение в игрушечных моделях первых советских грузовиков и тракторов, кораблей и самолетов.

Еще в 1934 году был утвержден список игрушек, которые разрешались к производству. Он включал более девятисот наименований: куклы, животные, кухонная и столовая посуда, автомобили, представители различных профессий, сельскохозяйственные орудия, спортивный инвентарь, оружие.

иллюстрация: военные игрушки СССР

Накануне войны была разработана уникальная серия миниатюрных пушек, танков, броневиков и других «боевых» машин, с помощью которых можно было проводить военно-тактические игры.

Разрушенное войной хозяйство постепенно восстанавливалось. В производстве игрушек появились новые технологии и материалы. В 1948 году в СССР был проведен республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Промышленность стала выпускать кукол — мальчиков и кукол — девочек, представлявших различные профессии (врач, нахимовец, пожарный), и кукол в национальных костюмах. Но настоящие куклы были дорогими, поэтому девочки играли с самодельными матерчатыми куколками и с упоением рисовали и вырезали из бумаги одежду для картонных кукол. Увлечение одними куклами не ограничивалось: к ним добавлялись пластмассовые и резиновые игрушки.

фото — иллюстрация

В 50 – е годы возобновляется производство популярных перед войной целлулоидных пупсов и уточек для малышей,трогательных плюшевых медведей, туловища которых были набиты опилками Куколки, сделанные из резины, точно копировали детей этого времени – их причёски, платья и короткие штанишки на лямках, башмаки, пальто и т. д. На прилавках вновь появляются плюшевые собачки и несколько разновидностей лошадок: «Лошадка малая» из папье-маше с кожаными ушками и уздечкой из разноцветной тесьмы, «Лошадка средняя» с колесами (ее можно было возить по полу), и — мечта каждого мальчишки — «Лошадка озвученная», умевшая запрокидывать голову и ржать.

иллюстрация: советские куклы

с 1952 года начинается производство игрушек с часовым механизмом. Требования к игрушке были высокими, и для того, чтобы она могла попасть на прилавок, ее нужно было утвердить в более чем 40 инстанциях.

В 1953 году появились новые технологии и синтетические материалы: полистирол, полиэтилен, искусственный мех, искусственные ткани. Кукольная промышленность набирала темпы, и яркие разнообразные игрушки начали изготавливать большими партиями.

иллюстрация: педальная машина

В 1957 году в Москве состоялось торжественное открытие нового универмага «Детский Мир», куда мечтали попасть все дети, чтобы стать счастливым обладателем желанной игрушки, или хотя бы полюбоваться выставленными на прилавках куклами, машинками, наборами для девочек — будущих мам и для мальчиков — будущих «мастеров на все руки»

иллюстрация: советские игрушки

В 60 – х годах игрушек старались производить как можно больше. Их изготавливали огромными партиями и при этом не задумывались об их разнообразии.

Потом появились игрушки — герои любимых мультфильмов и космонавты из пластика, модели спутников и космических кораблей, педальные автомобили, заводные самосвалы и элеваторы — игрушки всесторонне развивали подрастающее поколение, обучали, воспитывали достойных граждан и отражали все важнейшие достижения страны.

иллюстрация: советские железные машинки

В советское время свыше 150 предприятий изготавливали детские игрушки. Начиная с отдельных игрушечных фабрик, заканчивая заводами по производству арматур и экскаваторов, периодически выпускающих товары для детей. Ими выпущено миллионы и миллионы игрушек, знакомых с детства нескольким поколениям советских людей.

Источник

Игрушки, которые оказали влияние на развитие творческих, инженерных и технических навыков поколения людей, рожденных в прошлом веке.
Конечно, список далеко не полный, и каждый сможет добавить хотя бы несколько вещей из своего детства, которые определили для него выбор будущей профессии.

Читайте также:  Влияние стиля родительского воспитания на развитие личности ребенка

Электронные конструкторы

Электронный конструктор «Экон-01» выпускал с начала 1982 года Ленинградский опытный завод при НИИ «Электростандарт». Конструктор предназначен для технического творчества детей школьного возраста и представляет собой комплект изделий позволяющий без применения пайки, инструмента и монтажных проводов производить сборку простых действующих электронных устройств. С помощью конструктора можно собрать различные электронные устройства по 30 приведенным в инструкции схемам и рисункам.

Игрушки, которые быстро учили технике безопасности

Одним из популярных увлечений советских времен было создание картин выжигателем на дереве. Этот досуг мог позволить себе каждый. Как правило, азам выжигания учили еще в школе на уроках труда или в специальных кружках. Температура нагревательного элемента зависит от диаметра проволоки. Самая тонкая проволока нагревается до 200 градусов, а самая толстая (резьба по кости) до 1000 градусов. Стандарт для дерева — 250-300 градусов. Советские приборы для выжигания, например, «Узор -1», «Вязь», «Досуг» имели очень простую конструкцию, но сегодня они выглядят небезопасными. И, тем не менее, их доверяли детям. С помощью советских выжигателей было создано немало произведений народного творчества.

Инженерный полёт

Самым популярным в Союзе был металлический конструктор, развивающий не только мелкую моторику при закручивании многочисленных мелких гаек, но и инженерное мышление. Технический потенциал конструктора позволял, соединив несколько комплектов, собрать дивную машинку, кран или вертолёт.

Советский конструктор оказался на 100% совместимым с немецким «Construction», что позволяло значительно увеличить число возможных механизмов, добавив шестерёнки.

Не менее интересным был вариант конструктора «Полет», дающий «полёту фантазии» возможность материализоваться почти во что угодно.

Игрушки для юных физиков и химиков

Наборы для юных химиков, конечно, продавались не только в СССР. Подобные «игрушки» можно купить и в наши дни во многих магазинах. Одним из первых таких наборов в СССР был создан латышским учёным и содержал нагревательный прибор, пробирки, пару реактивов, лакмусовые бумажки, кислоту, магний и реторту. Это позволяло провести немало опытов и даже устроить небольшой взрыв.

Источник: hsto.org

Программируемые игрушки

Луноход «Электроника» представлял собой вездеход на батарейках, управлявшийся не по радио или по проводам, а программируемый с помощью встроенного пульта.
Немного информации о его функциональности:
«Луноход умел ездить вперед, назад, поворачивать на заданный угол, мигать лампочкой со звуком «пиу-пиу» и запускать крутящийся снаряд в виде диска. Всего в память помещалось 16 действий. Игрушка была дорогой и редкой, в неё играли толпой и устраивали всяческие соревнования по программированию роботов. Проводились соревнования трех видов: прохождение из точки А в точку Б за наименьшее время, то же самое но с самой короткой программой (памяти много не бывает, экономь байты!), и преодоление полосы препятствий. В последнем случае победителем объявлялся тот, чей луноход проходил по ней наибольшее расстояние. Была версия без фар, поворотников и запускаемой вертушки (вместо неё был отсек для батарейки «Крона»), но зато с наличием переднего датчика «парктроника». Если луноход упирался мордой в препятствие, то программа останавливалась, не напрягая электромоторчики.»

Электронные игры: начало

Карманные игры серии «Электроника» — линейка советских портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном, выпускавшихся разными производителями под общей торговой маркой «Электроника» с 1984 года. Часть игр этого семейства являлись копиями, аналогами и вариациями электронных игрушек Game & Watch серии «Wide Screen», выпущенных компанией Nintendo (EGG, Octopus, Mickey Mouse, Chef и другие).

Волк ловит яйца – была самой популярной. Про подобные игры ходили легенды о существовании некого мультика, который вам покажут после 1000 набранных очков. Слух о несуществующей(?) «ачивке» был сильным мотиватором и заставлял юных игроков пытаться набрать необходимое количество очков снова и снова. Повторить подобное с избалованными игроками в наше время удастся далеко не всем.

Источник

 1985 ãîäó íà Êðàñíîçíàìåííîì Ñåâåðíîì ôëîòå áûëî íà÷àòî ôîðìèðîâàíèå ìîðñêîãî ðàçâåäûâàòåëüíîãî ïóíêòà, ïåðåä êîòîðûì áûëè ïîñòàâëåíû ÷ðåçâû÷àéíî âàæíûå çàäà÷è.

Î òîì, ÷òî ÿâèëîñü ïðè÷èíîé ñîçäàíèÿ ýòîé óíèêàëüíîé âîèíñêîé ÷àñòè ñïåöèàëüíîãî íàçíà÷åíèÿ, ðàññêàæåì ïî ìåìóàðàì íûíå ïîêîéíîãî ïåðâîãî êîìàíäèðà 420-ãî ÐÏÑïÍ, êîíòð-àäìèðàë çàïàñà, Ãåííàäèÿ Èâàíîâè÷à Çàõàðîâà

ÏÅÐÈÎÄ ïðîòèâîñòîÿíèÿ ÑØÀ è ÑÑÑÐ îáå ñâåðõäåðæàâû ñòðåìèëèñü ïðîíèêíóòü â âîåííûå ïëàíû ïðîòèâíèêà è òàêèì îáðàçîì äîáèòüñÿ ïðåèìóùåñòâà.

Íà Ñåâåðíîì ôëîòå 43 ñàìûå ñîâðåìåííûå ïîäâîäíûå ëîäêè íàõîäèëèñü â ãîòîâíîñòè íå äîïóñòèòü âûäâèæåíèå ýêñïåäèöèîííûõ ñèë ÑØÀ äëÿ âûñàäêè â Åâðîïå.

Ïî ðàñ÷åòàì âîåííûõ àíàëèòèêîâ, ñîâåòñêèå ïîäâîäíèêè ñ ýòîé çàäà÷åé ìîãëè ñïðàâèòüñÿ öåíîé ñåðüåçíûõ ïîòåðü: äî 40 ïîäâîäíûõ ëîäîê äîëæíû áûëè îñòàòüñÿ íà äíå Íîðâåæñêîãî ìîðÿ. Íî â ïëàíèðîâàâøåéñÿ ãëîáàëüíîé âîéíå ýòî áûëà ÷ðåçìåðíàÿ ïëàòà çà ïîòîïëåíèå àìåðèêàíñêèõ êîíâîåâ ñ ýêñïåäèöèîííûìè ñèëàìè.

 êîíöå ñåìèäåñÿòûõ ãîäîâ òàêèå âîçìîæíîñòè ñîâåòñêîãî ïîäâîäíîãî ôëîòà ñòàëè âûçûâàòü ñîìíåíèÿ. Âñå íà÷àëîñü ñ òîãî, ÷òî ïîäâîäíûå ëîäêè, íàõîäèâøèåñÿ íà áîåâîì äåæóðñòâå, ñòàëè äîêëàäûâàòü î êàêèõ-òî ïîñòîðîííèõ êâàêàþùèõ øóìàõ.

Òùàòåëüíî ïðîàíàëèçèðîâàâ è ñèñòåìàòèçèðîâàâ ýòè øóìû, àíàëèòèêè ïðèøëè ê âûâîäó, ÷òî çâóêè èçäàåò àìåðèêàíñêàÿ ñèñòåìà ÑÎÑÓÑ, ïðåäíàçíà÷åííàÿ äëÿ îòñëåæèâàíèÿ äâèæåíèÿ ñîâåòñêèõ ïîäâîäíûõ ëîäîê â ìèðîâîì îêåàíå.

Ñèñòåìà ïðåäñòàâëÿëà ñîáîé ñåòü ýëåêòðè÷åñêèõ êàáåëåé, êîòîðûå ïîêðûâàëè äíî Íîðâåæñêîãî ìîðÿ è ôèêñèðîâàëè íàõîæäåíèå êàæäîé ïîäâîäíîé ëîäêè â òîì èëè èíîì êâàäðàòå ýòîé ãèãàíòñêîé ñåòè.

Ñèñòåìà ñíàáæàëà àìåðèêàíöåâ ñâåäåíèÿìè îáî âñåõ ïåðåìåùåíèÿõ ñîâåòñêèõ ïîäâîäíûõ ëîäîê â äàííîì ðàéîíå è ïîçâîëÿëà íàíåñòè ïðåâåíòèâíûé ÿäåðíûé óäàð ïî íèì â óãðîæàåìûé ïåðèîä, åùå äî âûõîäà àìåðèêàíñêîãî êîíâîÿ.

×òîáû ïîâûñèòü æèâó÷åñòü ïîäâîäíûõ ëîäîê, íàóêå áûëà ïîñòàâëåíà çàäà÷à óâåëè÷èòü ðàáî÷èå ãëóáèíû ñîâåòñêèõ àòîìíûõ ïîäëîäîê, è òàêèì îáðàçîì çàùèòèòü èõ îò óäàðîâ ÿäåðíûõ òîðïåä.

Áûë ñïåöèàëüíî ñîçäàí äèâèçèîí ïîäâîäíûõ ëîäîê, èìåâøèõ åäèíñòâåííóþ çàäà÷ó — íàðóøèòü ðàáîòó ñèñòåìû ÑÎÑÓÑ. Íî âñå ìåðû îêàçàëèñü ìàëîýôôåêòèâíû.

Îäíàêî è ó àìåðèêàíñêîé ñèñòåìû ñëåæåíèÿ áûëè óÿçâèìûå ìåñòà. Ýòîé àõèëëåñîâîé ïÿòîé îêàçàëèñü áåðåãîâûå ãèäðîàêóñòè÷åñêèå ñòàíöèè (ÁÃÀÑ).

Ïðè âûâåäåíèè èõ èç ñòðîÿ íàðóøàëàñü ðàáîòà âñåé ñèñòåìû. Îäíàêî ñðåäñòâ ïî íàäåæíîìó âûâåäåíèþ èç ñòðîÿ áåðåãîâûõ ñòàíöèé íà Ñåâåðíîì ôëîòå íå áûëî.

Åäèíñòâåííûì ãàðàíòèðîâàííûì ñðåäñòâîì óíè÷òîæåíèÿ ÁÃÀÑ ìîãëè ñòàòü ðàçâåä÷èêè ñïåöèàëüíîãî íàçíà÷åíèÿ. Íî èç-çà ñëîæíûõ ïðèðîäíûõ è ïîãîäíûõ óñëîâèé ðàçâåäûâàòåëüíûé ïóíêò íà Ñåâåðíîì ôëîòå áûë ðàñôîðìèðîâàí åùå â øåñòèäåñÿòûå ãîäû, à âïîñëåäñòâèè ñïåöèàëüíî ïðîâåäåííûå â 1981 ãîäó èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè íåâîçìîæíîñòü ïðèìåíåíèÿ âîäîëàçîâ-ðàçâåä÷èêîâ íà Áàðåíöåâîì ìîðå. Îäíîé èç îñíîâíûõ ïðè÷èí áûëè íèçêèå òåìïåðàòóðû âîäû è âîçäóõà, õàðàêòåðíûå äëÿ Çàïîëÿðüÿ.

Äëÿ âûñàäêè âîäîëàçîâ â òûë ïðîòèâíèêà ïðè ïîìîùè ïîäâîäíîé ëîäêè è îáåñïå÷åíèÿ èõ âûõîäà èç òîðïåäíîãî àïïàðàòà â ïîäâîäíîì ïîëîæåíèè ñóáìàðèíà äîëæíà áûëà ëå÷ü íà ãðóíò. Íåáîëüøèå ãëóáèíû íà Áàëòèêå è ×åðíîì ìîðå ïîçâîëÿëè ðåøàòü ýòó çàäà÷ó. Ìèíèìàëüíûå æå ãëóáèíû íà Ñåâåðå ñîñòàâëÿþò îêîëî 200 ìåòðîâ. Âûõîä âîäîëàçîâ èç ëîäêè, ëåæàùåé íà ãðóíòå íà òàêîé ãëóáèíå, íåâîçìîæåí. Âåäü èõ ñíàðÿæåíèå ðàññ÷èòàíî íà ãëóáèíû íå áîëåå 40 ìåòðîâ.

Îäíàêî â ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè íàäî áûëî èñêàòü âûõîä.

 ÷àñòíîñòè, áûëî ïðåäëîæåíî ñîçäàòü â ñîñòàâå 561-ãî ÌÐÏ Áàëòèéñêîãî ôëîòà åùå îäèí îòðÿä, êîòîðûé áû ãîòîâèë âîäîëàçîâ-ðàçâåä÷èêîâ ñïåöèàëüíî äëÿ Ñåâåðíîãî ôëîòà è â óãðîæàåìûé ïåðèîä ïåðåäàâàëñÿ â îïåðàòèâíîå ïîä÷èíåíèå øòàáó ñåâåðîìîðöåâ.

19 ÀÂÃÓÑÒÀ 1983 ãîäà èç ñîñòàâà 561-ãî ÌÐÏ íà Ñåâåðíûé ôëîò áûëè íàïðàâëåíû îôèöåðû, êîòîðûì ïðåäñòîÿëî âåñòè ïðèåì ãðóïï, ïîäãîòîâëåííûõ íà Áàëòèêå, ïðîâîäèòü èõ äîïîäãîòîâêó è ðåøàòü çàäà÷è ïî óíè÷òîæåíèþ ÁÃÀÑ.

ß áûë íàçíà÷åí ñòàðøèì ãðóïïû, ñî ìíîé âûåõàëè òàêæå ñòàðøèé âîäîëàçíûé ñïåöèàëèñò êàïèòàí 2 ðàíãà Æàðèíîâ è ñïåöèàëèñò ïî ðàäèî- è ðàäèîòåõíè÷åñêîé ðàçâåäêå è ñïåöðàäèîñâÿçè êàïèòàí-ëåéòåíàíò Êîâàëü.

Íàøà ãðóïïà ïðèñòóïèëà ê ðàáîòå è ïðîâåëà ó÷åíèå.  õîäå íåãî âñêîðå âûÿñíèëîñü, ÷òî èç 18 âîäîëàçîâ-ðàçâåä÷èêîâ, ïðèáûâøèõ ñ Áàëòèêè, ïîä âîäó ìîãóò èäòè òîëüêî øåñòü. Èç-çà ïðîáëåì àêêëèìàòèçàöèè äî 70 ïðîöåíòîâ ëè÷íîãî ñîñòàâà, ïðèáûâàâøåãî íà Ñåâåð, èìåëè ïðîñòóäíûå çàáîëåâàíèÿ.

Íåïðèâû÷íî íèçêèå òåìïåðàòóðû òàêæå îêàçûâàëè íåãàòèâíîå âëèÿíèå íà çäîðîâüå ëè÷íîãî ñîñòàâà. Ëåòîì òåìïåðàòóðà âîäû íå ïîäíèìàåòñÿ âûøå +6 ãðàäóñîâ, à çèìîé èç-çà ïîâûøåííîé ñîëåíîñòè îíà íå çàìåðçàëà äàæå ïðè -2.

Ñòàëî ÿñíî, ÷òî â óñëîâèÿõ âîéíû ýòî ïîñòàâèò ïîä óãðîçó ñðûâà áîåâóþ çàäà÷ó.

Äëÿ òîãî ÷òîáû èçáåæàòü ïðîáëåì ñ àêêëèìàòèçàöèåé, íóæíû áûëè ëþäè, êîòîðûå áû íîðìàëüíî àäàïòèðîâàëèñü ê ìåñòíûì ïðèðîäíûì è ïîãîäíûì óñëîâèÿì.

Ìû ïðåäëîæèëè ñîçäàòü â ñîñòàâå Ñåâåðíîãî ôëîòà ÷àñòü ñïåöèàëüíîãî íàçíà÷åíèÿ.  ðåçóëüòàòå áûëî ïðèíÿòî ðåøåíèå î ôîðìèðîâàíèè ðàçâåäûâàòåëüíîãî ïóíêòà ñïåöèàëüíîãî íàçíà÷åíèÿ, êîòîðûé áû êîìïëåêòîâàëñÿ ïðåäïî÷òèòåëüíî æèòåëÿìè Ìóðìàíñêîé îáëàñòè.

Íà ðàçðàáîòêó è ñîçäàíèå ïóíêòà óøëî ïîëòîðà ãîäà. Ýòó èäåþ ïîääåðæàë íà÷àëüíèê ðàçâåäêè Ñåâåðíîãî ôëîòà Þðèé Ïåòðîâè÷ Êâÿòêîâñêèé. Ïðåäëîæåíèÿ ïî ôîðìèðîâàíèþ ïóíêòà ëåãëè íà ñòîë ãëàâêîìó ÂÌÔ ÑÑÑÐ àäìèðàëó ×åðíàâèíó.

 1985 ãîäó áûë óòâåðæäåí øòàò âíîâü ñîçäàâàåìîãî ðàçâåäïóíêòà ñïåöèàëüíîãî íàçíà÷åíèÿ — âñåãî 185 âîåííîñëóæàùèõ. Íà äîëæíîñòü êîìàíäèðà ðàçâåäïóíêòà áûë íàçíà÷åí ÿ, êàïèòàí 1 ðàíãà Çàõàðîâ.

Íà äîëæíîñòü íà÷àëüíèêà øòàáà ïóíêòà ïðèáûë âûïóñêíèê àêàäåìèè êàïèòàí 2 ðàíãà Êîíåâ, ðàíåå ñëóæèâøèé íà Êàñïèè. Îôèöåðû äëÿ çàìåùåíèÿ âàêàíòíûõ äîëæíîñòåé ïðèáûâàëè ñî âñåãî Ñåâåðíîãî ôëîòà, âêëþ÷àÿ ìîðñêóþ ïåõîòó è äàæå ìîðñêóþ àâèàöèþ. Òðåáîâàíèÿ ïðè îòáîðå êàíäèäàòîâ áûëè æåñòêèìè.

Îñíîâíîå âíèìàíèå óäåëÿëîñü ñîñòîÿíèþ çäîðîâüÿ êàíäèäàòîâ. Ñ êàæäûì íîâûì îôèöåðîì ïðîâîäèëàñü èíäèâèäóàëüíàÿ áåñåäà, îïðåäåëÿëàñü ñòåïåíü ñîîòâåòñòâèÿ êàíäèäàòà ïðåäëàãàåìîé äîëæíîñòè.

 èþíå 1986 ãîäà íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî â îòðÿäå åùå îñòàâàëèñü âàêàíñèè, áûë ïðîâåäåí ñìîòð ãîòîâíîñòè ÷àñòè ê âûïîëíåíèþ ó÷åáíûõ è áîåâûõ çàäà÷.

Íà÷àâøàÿñÿ áîåâàÿ ó÷åáà ïîêàçàëà íåñîâåðøåíñòâî øòàòà ÐÏ. Äåëî â òîì, ÷òî â óñëîâèÿõ íèçêèõ òåìïåðàòóð Çàïîëÿðüÿ äëÿ îáñëóæèâàíèÿ âîäîëàçíîãî ñíàðÿæåíèÿ, àêêóìóëÿòîðíûõ áàòàðåé, ïîäâîäíûõ ñðåäñòâ äâèæåíèÿ, ðàäèî- è ãèäðîàêóñòè÷åñêèõ ñòàíöèé, äðóãîé àïïàðàòóðû òðåáîâàëîñü êàê ìèíèìóì â äâà ðàçà áîëüøå îáñëóæèâàþùåãî ïåðñîíàëà, ÷åì ýòî áûëî ïðåäóñìîòðåíî âíà÷àëå.

 ñîñòàâ ÐÏ âõîäèëî äâà áîåâûõ îòðÿäà — âîäîëàçîâ-ðàçâåä÷èêîâ è ðàäèî- è ðàäèîòåõíè÷åñêîé ðàçâåäêè (ÐÐÒÐ). Ïî øòàòó â êàæäîì îòðÿäå áûëî ïî òðè ãðóïïû, íî ðåàëüíî áûëî òîëüêî ïî îäíîé.Âïîñëåäñòâèè øòàòû ïóíêòà áûëè èçìåíåíû è íàñ÷èòûâàëè îêîëî òðåõñîò ÷åëîâåê.

ÎÄÍÎÉ èç îñíîâíûõ ïðîáëåì ñïåöíàçà ÿâëÿåòñÿ âûâîä ãðóïï â òûë ïðîòèâíèêà.

Íàëè÷èå ñîáñòâåííûõ èëè ïîñòîÿííî çàêðåïëåííûõ ñðåäñòâ âîçäóøíîãî èëè ìîðñêîãî âûâîäà ãðóïï çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåò âîçìîæíîñòè äàííîãî ïîäðàçäåëåíèÿ ñïåöèàëüíîé ðàçâåäêè.

Îäíàêî íà íà÷àëüíîì ýòàïå ìû ñòîëêíóëèñü ñ òåõíè÷åñêîé íåãîòîâíîñòüþ àòîìíûõ ïîäâîäíûõ ëîäîê ê âûâîäó âîäîëàçîâ-ðàçâåä÷èêîâ â òûë ïðîòèâíèêà.

Áîëüøèå ãëóáèíû Áàðåíöåâà è Íîðâåæñêîãî ìîðåé íå ïîçâîëÿëè âûâîäèòü âîäîëàçîâ ñ ãðóíòà. Äëÿ òîãî ÷òîáû ýòî ñòàëî âîçìîæíûì, ëîäêà äîëæíà áûëà âñòàòü íà ÿêîðü â ïîäâîäíîì ïîëîæåíèè. Îäíàêî òðè ëîäêè 671-ãî ïðîåêòà, ïðåäíàçíà÷åííûå äëÿ âûâîäà ãðóïï ñïåöèàëüíîãî íàçíà÷åíèÿ â òûë ïðîòèâíèêà, êàê è äðóãèå ëîäêè, èìåëè çàâàðåííûå ÿêîðÿ è àâàðèéíûå áóè. Ïðè÷èíû ýòîãî «óñîâåðøåíñòâîâàíèÿ» äîâîëüíî ïðîçàè÷íû.

Èç-çà íåñîâåðøåíñòâà êîíñòðóêöèè â øòîðìîâóþ ïîãîäó áóè ÷àñòî ñðûâàåò, à çà èõ ïîòåðþ ñ êîìàíäèðà ëîäêè ñòðîãî âçûñêèâàþò, ÿêîðÿ æå ñîçäàþò ïîâûøåííûé øóìîâîé ôîí, ÷òî âåäåò ê íàðóøåíèþ ñêðûòíîñòè ëîäêè.

Ïîýòîìó, ÷òîáû íå èìåòü ïðîáëåì, íà âñåõ ëîäêàõ âîïðåêè òðåáîâàíèÿì áåçîïàñíîñòè è áóè, è ÿêîðÿ íå îòäàþòñÿ, ïîñêîëüêó íàìåðòâî ïðèâàðåíû ê êîðïóñó.

Íåñìîòðÿ íà ïðîòèâîäåéñòâèå ñî ñòîðîíû ïîäâîäíèêîâ ìíå óäàëîñü ïîëîæèòåëüíî ðåøèòü ýòó ïðîáëåìó, è ëîäêè ñòàëè âñòàâàòü íà ïîäâîäíûé ÿêîðü äëÿ âûâîäà âîäîëàçîâ ÷åðåç òîðïåäíûå àïïàðàòû.

 áðèãàäå ðàçâåäûâàòåëüíûõ êîðàáëåé Ñåâåðíîãî ôëîòà áûëè ðàçìåùåíû êîðàáëè è áàçà 420-ãî ÐÏÑïÍ. Äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ñïóñêîâ ïîä âîäó áûë íàçíà÷åí âîäîëàçíûé êîðàáëü ÂÌ-71, èìåþùèé íà áîðòó ñïåöèàëüíîå îáîðóäîâàíèå, âêëþ÷àÿ áàðîêàìåðó. À äëÿ âûïîëíåíèÿ ó÷åáíî-áîåâûõ çàäà÷ íàì âûäåëèëè òîðïåäîëîâ, ðàçâèâàþùèé ñêîðîñòü ñâûøå 30 óçëîâ.

Ñ ÍÀ×ÀËÎÌ áîåâîé ïîäãîòîâêè íà÷àëñÿ è ñáîð ðàçâåäûâàòåëüíîé èíôîðìàöèè, êàñàþùèéñÿ îáúåêòîâ âåðîÿòíîãî ïðîòèâíèêà, ðàñïîëîæåííûõ â Íîðâåãèè è Èñëàíäèè. Âñåãî òàêèõ îáúåêòîâ ìû íàñ÷èòàëè áîëåå ñîðîêà, èç êîòîðûõ ÷åòûðå áûëè òå ñàìûå áåðåãîâûå ãèäðîàêóñòè÷åñêèå ñòàíöèè ñèñòåìû ÑÎÑÓÑ.

Ïðîòèâ ÁÃÀÑ ðàáîòàë 1-é îòðÿä. 2-é îòðÿä äåéñòâîâàë ïðîòèâ àâèàöèè ÍÀÒÎ, êîòîðàÿ áàçèðîâàëàñü íà àýðîäðîìàõ Ñåâåðíîé Íîðâåãèè. Îáúåêòîì îòðÿäà ÐÐÒÐ áûë è ïîñò äàëüíåãî ðàäèîëîêàöèîííîãî îïîâåùåíèÿ, òàêæå ðàñïîëîæåííûé â Ñåâåðíîé Íîðâåãèè.

Ïî âñåì îáúåêòàì áûëè ñîáðàíû àýðîôîòîñíèìêè, à òàêæå ñíèìêè, ñäåëàííûå èç êîñìîñà. Êðîìå ñíèìêîâ èìåëàñü è äðóãàÿ èíôîðìàöèÿ îá îõðàíå è îáîðîíå ÁÃÀÑ, ïîëó÷åííàÿ èç àãåíòóðíûõ èñòî÷íèêîâ.

 öåëÿõ ïîâûøåíèÿ áîåâîé ãîòîâíîñòè ðàçâåäûâàòåëüíûõ ãðóïï ñïåöíàçíà÷åíèÿ â ÷àñòè áûëè ñîçäàíû áîåâûå ïîñòû ïðèãîòîâëåíèÿ ÐÃÑïÍ ê âûïîëíåíèþ çàäà÷è, ãäå íàõîäèëîñü âñå íåîáõîäèìîå èìóùåñòâî ãðóïïû. Ñîçäàíèå òàêèõ ïîñòîâ ïîçâîëèëî ñóùåñòâåííî ñîêðàòèòü âðåìÿ ïðèâåäåíèÿ ãðóïïû â ïîëíóþ áîåâóþ ãîòîâíîñòü.

Äëÿ òîãî ÷òîáû ãðóïïû èìåëè âîçìîæíîñòü òðåíèðîâàòüñÿ íà ðåàëüíûõ îáúåêòàõ, íà ôëîòå áûëè ïîäîáðàíû ïîäîáíûå îáúåêòû, èìåâøèå ïîõîæåå ðàñïîëîæåíèå è èíôðàñòðóêòóðó.

Áîåâàÿ ïîäãîòîâêà â óñëîâèÿõ Çàïîëÿðüÿ ñâÿçàíà ïðåæäå âñåãî ñ òÿæåëåéøèìè ïîãîäíûìè è ïðèðîäíûìè óñëîâèÿìè. Íà íà÷àëüíîì ýòàïå ó÷åíèÿ áûëè íàöåëåíû íà èçó÷åíèå ôèçè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé ÷åëîâåêà â ýòèõ óñëîâèÿõ. Òàê, íà ïåðâûõ ó÷åíèÿõ øòàòíàÿ ãðóïïà èìåëà çàäà÷ó âûñàäèòüñÿ ñ âåðòîëåòà ñ çàâèñàíèÿ è äàëåå ïðîéòè íà ëûæàõ îêîëî äâóõñîò êèëîìåòðîâ ïî òóíäðå.

Ïðè ñîâåðøåíèè ïðûæêîâ âåðòîëåò ïîñòåïåííî îáëåã÷àåòñÿ è ïîäíèìàåòñÿ âñå âûøå. Ïîñëåäíèì ñáðàñûâàëè òþê ñ ëûæàìè.

Ïî çàêîíó ïîäëîñòè îí, ïàäàÿ, óäàðèëñÿ î êàìåíü. Ïðèøëîñü âûïîëíÿòü çàäà÷ó íà ñëîìàííûõ ëûæàõ. È çàäà÷à áûëà âûïîëíåíà.

Ãðóïïû ó÷èëèñü âûæèâàòü â óñëîâèÿõ íèçêèõ òåìïåðàòóð. Òàê, íàïðèìåð, âûïîëíÿÿ áîåâóþ çàäà÷ó, ñòðîèëè èãëó èç ñíåãà è ïûòàëèñü â íåé æèòü. Ïðàêòèêà ïîêàçàëà, ÷òî íàõîäèòüñÿ â òàêîì óáåæèùå áîëåå äâóõ ñóòîê ïðîñòî íåâîçìîæíî.

Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî èãëó áûëà ïîñòðîåíà ïî âñåì ïðàâèëàì è èìåëà âåíòèëÿöèîííûå îòäóøèíû, êîãäà ðàçâîäèëè âíóòðè íåå îãîíü, ñòåíû íà÷èíàëè òàÿòü. Ñïóñòÿ íåñêîëüêî ÷àñîâ âñå, ÷òî íàõîäèëîñü âíóòðè, ñòàíîâèëîñü ìîêðûì.  óñëîâèÿõ Çàïîëÿðüÿ ñûðàÿ îäåæäà è ñíàðÿæåíèå — ýòî âåðíàÿ ñìåðòü.

Èçó÷àëîñü òàêæå ñîñòîÿíèå ÷åëîâåêà, ïðåáûâàþùåãî äëèòåëüíîå âðåìÿ â óñëîâèÿõ íèçêèõ òåìïåðàòóð. Ñïóñòÿ òðîå-÷åòâåðî ñóòîê ó ðàçâåä÷èêà íàñòóïàëà ïîëíåéøàÿ àïàòèÿ.

Îäèí èç îôèöåðîâ ðàçâåäïóíêòà Èãîðü Àñòàõîâ âñïîìèíàë, êàê åãî ñòàðøèíà, âñåãäà îòëè÷àâøèéñÿ òðåçâîñòüþ ìûñëè è ñïîêîéñòâèåì, ïîñëå äëèòåëüíîãî ïðåáûâàíèÿ íà õîëîäå â ñîñòîÿíèè ïîëíåéøåé ïðîñòðàöèè ðàçðóáèë íà ñâîåé ëàäîíè áàíêó ñãóùåííîãî ìîëîêà èç ñóõîãî ïàéêà, ÷óäîì íå ïîâðåäèâ ñåáå ðóêó.  áàíêå, ðàçâàëèâøåéñÿ ïîïîëàì, áûë êóñîê çàëåäåíåâøåé ñãóùåíêè.

Åäèíñòâåííûì ñðåäñòâîì, ðåàëüíî ïîìîãàâøèì âûæèâàòü â ýòèõ óñëîâèÿõ, áûëî ñàëî. Îíî äàæå ïðåäîõðàíÿëî îò îáìîðîæåíèÿ îòêðûòûå ó÷àñòêè ëèöà.

Äîñòàòî÷íî áûëî ñúåñòü íåñêîëüêî êóñî÷êîâ. Âûñîêàÿ ýíåðãåòè÷åñêàÿ åìêîñòü ýòîãî çàìå÷àòåëüíîãî ïðîäóêòà ïîçâîëÿëà îðãàíèçìó ñïðàâëÿòüñÿ ñ íèçêèìè òåìïåðàòóðàìè.

Äëÿ òîãî ÷òîáû ïîâûñèòü áîåãîòîâíîñòü ãðóïï ñïåöèàëüíîãî íàçíà÷åíèÿ, îôèöåðû øòàáà è ñëóæá íà ó÷åíèÿõ äåéñòâîâàëè â êà÷åñòâå êîìàíäèðîâ ãðóïï èëè îòðÿäîâ.

 ïðîöåññå áîåâîé ïîäãîòîâêè ÿ âñÿ÷åñêè èçáåãàë äåñàíòèðîâàíèÿ ñ âîçäóõà. Äåëî â òîì, ÷òî â ãîäû Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû íà Ñåâåðå áûëî âñåãî äâå çàáðîñêè ðàçâåäûâàòåëüíûõ ãðóïï ñ ïàðàøþòîì.

Ïðè ýòîì îäíó èç íèõ èç-çà ñèëüíîãî âåòðà ðàçáðîñàëî íà áîëüøîé ïëîùàäè, à êîìàíäèð ïîãèá.

Íàèáîëåå âåðîÿòíûì áûë ïðèçíàí ìîðñêîé ñïîñîá âûâîäà ãðóïï â òûë ïðîòèâíèêà. Ïîýòîìó âñå âðåìÿ áîåâîé ïîäãîòîâêè áûëî ïîñâÿùåíî îòðàáîòêå ýòîãî ñïîñîáà äåéñòâèé.

Âûõîä íà ñêàëüíûå ó÷àñòêè íîðâåæñêèõ ôüîðäîâ âåñüìà è âåñüìà çàòðóäíèòåëåí. Äàæå êîãäà óäàåòñÿ ïîäîéòè ê áåðåãó, èç-çà òîãî ÷òî êàìíè î÷åíü ñêîëüçêèå, íåâîçìîæíî çàöåïèòüñÿ çà áåðåã. Äëÿ ðåøåíèÿ ýòîé çàäà÷è ïðèäóìàëè èñïîëüçîâàòü ñêëàäíóþ ñàïåðíóþ êîøêó, êîòîðóþ áðîñàëè â êàìíè áåðåãà.

Áåðåãà ôüîðäîâ íàâèñàëè îòâåñíûìè ñêàëàìè, âûñîòà êîòîðûõ äîñòèãàëà â íåêîòîðûõ ìåñòàõ 500 ìåòðîâ. Äëÿ èõ ïðåîäîëåíèÿ íåîáõîäèìû òâåðäûå íàâûêè ïî ãîðíîé ïîäãîòîâêå. Áàçîâûé êóðñ ïðîõîäèëè â ãîðíîì ó÷åáíîì öåíòðå â Êèðîâàêàíå â Àðìåíèè.

Ñîâåðøåíñòâîâàëè íàâûêè è íà ñâîèõ ñêàëàõ. Íåðåäêî â õîäå ó÷åíèé áåç âñÿêîãî ãîðíîãî ñíàðÿæåíèÿ, ëèøü èñïîëüçóÿ ñàïåðíûå ëîïàòêè äëÿ âûðóáàíèÿ ñòóïåíåé, ïðåîäîëåâàëè îáëåäåíåëûé, ïî÷òè îòâåñíûé ïîäúåì âûñîòîé áîëåå ñòà ìåòðîâ.

Ñòîèò îñîáî ïîä÷åðêíóòü, ÷òî íåñìîòðÿ íà ýêñòðåìàëüíûå ïðèðîäíûå óñëîâèÿ è ÷ðåçâû÷àéíî íàïðÿæåííûé õàðàêòåð ïðîâîäèìûõ òðåíèðîâîê, â 420-ì ðàçâåäïóíêòå íå áûëî íè îäíîãî ×Ï, ñâÿçàííîãî ñî ñìåðòåëüíûì èñõîäîì.

Äåëî â òîì, ÷òî ïåðåä êàæäîé çàäà÷åé ÿ ðàçðàáàòûâàë ïëàíîâóþ òàáëèöó äåéñòâèé ëè÷íîãî ñîñòàâà â àâàðèéíûõ è äðóãèõ âíåçàïíî âîçíèêàþùèõ ñèòóàöèÿõ íà ïåðèîä ïðîâåäåíèÿ ó÷åíèé èëè äðóãèõ ìåðîïðèÿòèé, ñâÿçàííûõ ñ ðèñêîì äëÿ æèçíè.  íåé ìîäåëèðîâàëèñü âñå, äàæå ñàìûå íåâåðîÿòíûå ñèòóàöèè, ñ êîòîðûìè ìîãëè ñòîëêíóòüñÿ íàøè ðàçâåä÷èêè.

Êðîìå ýòîãî â òàáëèöå ÷åòêî óêàçûâàëîñü, ÷òî äîëæíû äåëàòü â òàêîì ñëó÷àå ðóêîâîäèòåëü è âîåííîñëóæàùèé, ïîïàâøèé â íåïðèÿòíóþ è îïàñíóþ ñèòóàöèþ. ß äîáèâàëñÿ îò ñâîèõ ïîä÷èíåííûõ äîñêîíàëüíîãî çíàíèÿ «ñâîåãî ìàíåâðà» è óìåíèÿ äåéñòâîâàòü â ñàìûõ òðóäíûõ óñëîâèÿõ, ÷òî íå îäèí ðàç ñïàñàëî ÷åëîâå÷åñêèå æèçíè.

Ðåøàÿ çàäà÷è áîåâîé ïîäãîòîâêè, ðàçâåä÷èêè ïóíêòà ñèñòåìàòè÷åñêè ðàáîòàëè íàä ïîâûøåíèåì óðîâíÿ îõðàíû è îáîðîíû âîåííî-ìîðñêèõ áàç Ñåâåðíîãî ôëîòà.

Îíè óìåëî âñêðûâàëè íåäîñòàòêè â ñèñòåìå îõðàíû è æèçíåîáåñïå÷åíèÿ áàç, ïðîíèêàÿ íà îáúåêòû è ìèíèðóÿ èõ. Åñòåñòâåííî, ÷òî ê ñëåäóþùèì ó÷åíèÿì ìîðÿêè óñòðàíÿëè ñâîè îãðåõè, íî ðàçâåä÷èêè âûÿâëÿëè è èñïîëüçîâàëè íîâûå.

Íå îáõîäèëîñü è áåç ñïåöíàçîâñêèõ ïðèêîëîâ.

Îäíàæäû ãðóïïà èç 14 ÷åëîâåê íà ó÷åíèÿõ äåéñòâîâàëà ïðîòèâ áðèãàäû ðàêåòíûõ êàòåðîâ.

Ðàçâåä÷èêè ïðîíèêëè íà îáúåêòû, êîòîðûå îõðàíÿëè ÷àñîâûå, âîîðóæåííûå àâòîìàòàìè ñ áîåâûìè ïàòðîíàìè, è «çàìèíèðîâàëè» èõ. Ïîñëå ýòîãî ïîñðåäíèê ïîøåë äîêëàäûâàòü êîìáðèãó î òîì, ÷òî âîèíñêàÿ ÷àñòü âûâåäåíà èç ñòðîÿ.

Òåì âðåìåíåì êîìàíäèð ãðóïïû «çàìèíèðîâàë» ñâèíàðíèê è êàíàëèçàöèîííóþ êîëîíêó, ÷åì âûâåë èç ñòðîÿ ÷àñòü ïî-íàñòîÿùåìó. Õîòÿ ýòî «áåçîáðàçèå» äëèëîñü íåäîëãî è êàíàëèçàöèþ âñêîðå ðàçìèíèðîâàëè, íî ïîëó÷èòü îò êîìàíäèðà ÷àñòè âçûñêàíèå ðàçâåä÷èê óñïåë.

Источник