Игрушка как средство развития ребенка в дошкольном возрасте

Игрушка как средство развития восприятия детей дошкольного возраста

     Появление игрушек связано с тем, что ребенку было не под силу предметы труда взрослого, поэтому ему стали делать маленькие орудия труда земледелия и охоты. Они были изобретены в глубокой древности. При раскопках древних захоронений были найдены игрушки, которые существовали более трех тысяч лет назад. Многие из них представляли миниатюрную копию предметов труда взрослых.

    Игрушки с рождения становились непременным спутником жизни детей. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно соответственно возрасту. Игрушки отличаются большим своеобразием: они отражают особенности быта, культуры и труда того или иного народа, обычаи, верования, а также идеалы воспитания.

Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Это -предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она важнейшее средство психического развития дошкольника. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту. Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение, возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Она же предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

      Игрушка занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка.

Ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, осваивает новое, переживает и взрослеет. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.

     Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

     Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.

    Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка способствует формированию наблюдательности, пытливости, любознательности.

     Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир, в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

   Рассматривая игрушку, играя с ней, у ребенка развивается восприятие. Это один из ведущих познавательных процессов дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целостный образ.

    Восприятие — это сложный психический процесс отражения всех свойств и качеств явлений и предметов, действующих в данный момент на органы чувств. Результатом восприятия является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением.       Образ восприятия представляет собой совокупность разнообразных ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного предмета или явления. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. А ведь в будущем ребенок должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

  Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие психические познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр фильмов, конструирование, чтения книг, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды деятельности пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.

Читайте также:  Диагностика компетентностного развития ребенка

Обучая ребенка восприятию предметов и их свойств, мы формируем психические механизмы, которые помогают ребенку познавать окружающий мир, расширять сферу восприятия, включать в его опыт все новые и новые предметы и явления. Механизмы восприятия позволяют ребенку самостоятельно познавать мир, самостоятельно ориентироваться и действовать в нем. Правильный и более полный образ предметов и явлений регулируют действия ребенка и руководит его поведением в соответствии с ситуацией и особенностями предметов. Именно в процессе восприятия складывается богатство образов окружающей действительности, ребенок учиться видеть разные свойства и признаки предметов, устанавливать связи между ними. Правильное представление о действительности обеспечивает ребенку накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, уверенность ребенка в себе, ускоренное физическое и психическое развитие.

Игрушка должна быть привлекательной для ребенка и отвечать духовно-нравственным требованиям. Для ребенка не важно количество игрушек. Важно, чтобы игрушка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Должны учитываться многообразные функции игрушек в педагогическом процессе, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей.

Литература

1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3.

2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1998

3. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. -М.: Просвещение, 1979.

4. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А.- М.: Просвещение, 1980

Источник

СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье анализируется использование современной игрушки, как средства познавательного развития детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, познавательное развитие дошкольников, современная игрушка.

В настоящее время проблема познавательного развития детей дошкольного возраста занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. Устойчивый познавательный интерес является основой учебно-воспитательной работы с детьми.

Дошкольный возраст является периодом становления и развития наиболее важных способностей, которые по мере взросления ребенка совершенствуются. К таким способностям относится способность к познанию. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные задачи познавательного развития детей дошкольного возраста: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и т.д.

Современные игрушки играют огромную роль в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Использование игрушек способствует формированию наблюдательности, любознательности, помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность,

поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение.

Значение игрушек для формирования личности ребенка часто недооцениваются родителями и даже педагогами. В дошкольном возрасте есть сензитивные периоды развития способностей ребенка, когда правильный подбор развивающих игрушек и игра в них с ребенком определяют очень многое. Игрушка является неизменным спутником ребенка, игрушка это не только радость и забава, призванная увлекать, но и великолепный воспитатель, подготавливающий ребенка к жизни в обществе и выступающий в качестве средства его познавательного развития.

На протяжении всего дошкольного возраста внимание детей привлекают сюжетные или образные игрушки. Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название ¾ сюжетные. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла ¾ источник эмоциональных переживаний ребенка.

Играя с куклой, ребенок наделяет ее мыслями и чувствами. Игрушка в его руках оживает и выполняет все, что он хочет. Сам же ребенок постоянно заботится о кукле, воспитывает, кормит, укладывает спать и передает ей знания, то есть выполняет все те функции, которые выполняет взрослый человек по отношению к своему ребенку. В процессе игры ребенок оценивает поведение куклы, передает ей свой нравственный и эмоциональный опыт, осознавая и закрепляя его тем самым. С игрушкой ребенок имеет возможность смоделировать и проиграть все формы поведения. Именно в этом игровом процессе и складываются моральные оценки, появляется нравственная и эмоциональная идентификация, развивается гамма эмоциональных переживаний, а значит, у ребенка формируются нравственные качества. Образные игрушки помогают усвоению половой роли, так, на третьем году жизни мальчишкам становятся интересны солдатики, пистолеты и машинки, а девочкам ¾ куклы.

Следующий вид современных игрушек ¾ технические игрушки, которые

вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, самолеты, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и многие другие. Такие игрушки способствуют пробуждению интереса к тому, как движется игрушка, что у нее находится внутри, почему крутится колесо и т.д. Это отличная стимуляция технического мышления, а кроме того, ребенок обретает представление о деятельности взрослых [Матвеева, с.48].

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям после рождения калькулятор

Также технические игрушки делятся: технико-сюжетные, демонстрирующие производственные процессы или законы физики, химии и других наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.

Также одним из важных видов современных игрушек, влияющих на познавательное развитие, являются строительные и конструктивные игрушки. Такие игрушки рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения «LEGO».

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования ¾ из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Современной игрушкой является конструктор «LEGO», с его помощью трудные задания можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок может с ней справиться.

Элементы конструктора «LEGO» имеют разные размеры, разнообразны

по форме, простые варианты скрепления с другими элементами. Вариантов скрепления «LEGO»-элементов между собой достаточно много, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций.

«LEGO» ¾ конструктор широко используется в образовательной деятельности и режимных моментах и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).

Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.

Развитию воображения способствует конструирование по замыслу, по определённой теме (например «Город», «Мебель», «Животные», «Транспорт», «Гараж» и т.д.). Ребёнок создаёт новые образы, опираясь на имеющиеся представления об объекте, по ходу замысла уточняет и совершенствует конструкцию, тем самым проявляя творчество.

В познавательном развитии ребенка особое место занимают развивающие игры. Развивающие игры помогают проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные игрушки многофункциональны. В статье мы рассмотрели виды современных игрушек, способствующие познавательному развитию детей дошкольного возраста. К ним относят такие игрушки, как:

  • технические, поскольку способствуют развитию мышления;
  • сюжетные, поскольку они развивают творчество, расширяют кругозор ребенка;
  • конструктор «LEGO», который способствует интеллектуальному развитию, развитию мыслительных процессов и воображения;
  • дидактические игры, памяти, мышления.

Источник

Введение

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку. Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Объекты и методы исследования

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности. Игрушки могут быть самыми разнообразными по теме и художественному решению, но все они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности. Игрушка важна для развития личности ребенка [1]. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи. Игрушка побуждает у ребенка мысль, дает широкие возможности для проявления знаний об окружающей действительности. Вместе с тем игрушка воспринимается ребенком эстетически, она воспитывает чувства, что чрезвычайно важно. И даже тогда, когда она теряет свое игровое значение, у ребенка сохраняется к ней живое, эстетическое отношение. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка [1]. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению. Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, — «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка должна, помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка в год

Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом, и словом.

В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Игрушка – это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним. Кукла – обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д. Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д. Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. В народной педагогике разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка [3]. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Игрушка побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, шарами, игры в городки развивают быстроту реакции, точность и координированность движений. Многочисленные игрушки, предназначенные для детей раннего возраста: погремушки, мячики резиновые, – развивают у ребенка зрительную и слуховую сосредоточенность, способствуют развитию хватательных движений и предметных действий. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения [2]. Только к семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать предметы. Этим детям уже не нужно держать предмет в руках, они вполне описывают его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием. Обучая ребенка восприятию предметов и их свойств, мы формируем психические механизмы, которые помогают ребенку познавать окружающий мир, расширять сферу восприятия, включать в его опыт все новые и новые предметы и явления.

Заключение

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития. Игрушка является не отменной частью игры. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это способствует развитию познавательных процессов. Значение игрушки в воспитании детей велико. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей. Таким образом, воздействие игрушек разносторонне. Но разностороннее воздействие может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор.

Источник