Идея о том что в развитии поведения ребенка

Идея о том что в развитии поведения ребенка thumbnail

Развитие ребенка в раннем возрасте — это не только физические изменения, но и очевидный прогресс поведения и восприятия окружающего мира. Именно в этом возрасте кроха осваивает речь, учится играть, общаться, формирует представления не только об окружающих, но и о себе.

Когда говорят о раннем детстве ребенка, то подразумевают первые три года его жизни. В течение этого периода развитие поведения ребенка в раннем детствезакладывается целый ряд важных человеческих качеств:

  • любознательность;
  • познавательная активность;
  • настойчивость;
  • уверенность в себе;
  • доверие к окружающим и пр.

Каждая из этих способностей возникает и развивается под влиянием взрослых, которые принимают участие в жизни маленькой личности.

Особенности поведения со взрослыми

В раннем детстве для ребенка в плане использования предметов и поведения в целом особенно важным является пример взрослого. Взрослый для малышей на этом этапе жизни — это источник внимания и заботы, а также «поставщик» предметов, которые представляют для них интерес.

Совместная деятельность на этом этапе уже не ограничивается демонстрацией предметов. Теперь для ребенка важно,развитие поведения ребенка в раннем детстве чтобы взрослый принимал участие в совместной деятельности, сотрудничал, демонстрировал новые возможные действия с предметами на личном примере.

В процессе совместной деятельности взрослый с ребенком раннего возраста выполняет следующие функции:

  • объясняет смысл действий с предметом;
  • демонстрирует движения и действия с использованием предмета;
  • контролирует процесс использования предмета, поощряя или порицая поведение малыша.

В период раннего детства, то есть с года до трех,  дети особенно активно усваивают новые способы обращения с предметами именно за счет участия в процессе взрослых. К окончанию этого периода малыши умеют обращаться не только с игрушками, но и с целым рядом бытовых предметов самостоятельно.

О роли предметной деятельности

Развитие ребенка раннего возраста протекает в несколько этапов, одним из наиболее важных среди которых является освоение предметной деятельности. Именно она является до 4-5 лет ведущей, так как влияет на развитие поведения, психики и в целом личности ребенка.

В процессе развития предметной деятельности совершенствуется и развитие восприятия, а именно оно определяет сознание и поведение дошкольников в самом начале их жизни. развитие поведения ребенка в раннем детствеТак, например, память в этом возрасте может существовать в виде узнавания, что является не чем иным, как восприятием уже знакомых вещей и предметов.

А вот мышление в раннем детстве непосредственное: ребенок способен установить связи между предметами, которые включены в поле его восприятия.

Большая часть действий с предметами связана с их свойствами — величиной и формой, поэтому в раннем возрасте именно их можно считать основными для малышей. На цвет дети на этом этапе жизни обращают не так много внимания. Для них одинаково легко распознать как яркие, так и бесцветные предметы и изображения по форме и общим контурам. Это не означает, что дети не знают цветов — просто пока цвет не считается ими признаком, по которому проводится распознание предмета.

Что такое соотносящие действия?

Огромную роль в процессе развития поведения ребенка раннего возраста имеют так называемые соотносящие действия, в ходе которых совершаются манипуляции с несколькими предметами с учетом их основных свойств и особенностей. развитие поведения ребенка в раннем детствеПри осуществлении таких действий малыш учитывает величину, форму, размер предметов.

Яркими примерами игрушек, забавы с которыми относят к разряду соотносящих действий, являются кубики, пирамидки, матрешки и всевозможные игрушки-вкладыши. В процессе игры малыши вынуждены совершать несколько манипуляций, подбирая, разбирая, соединяя отдельные детали игрушек по определенному алгоритму.

На начальном этапе ребенку приходится выполнять эти действия методом проб и ошибок, так как определить величину или форму только зрительно для него непросто. Со временем кроха научится добиваться правильного результата методом подбора и примеривания отдельных элементов, отыскивая нужную деталь и выстраивая алгоритм работы.

Что такое зрительное соотнесение?

Следом за внешними ориентировочными действиями ребенок раннего возраста начинает осваивать зрительное соотнесение отдельных свойств предметов, подбирая правильные детали без использования метода проб и ошибок.

На протяжении всего раннего возраста восприятие и развитие поведения ребенка в раннем детствепредметные действия прочно связаны между собой. Если малыш задумал выполнение какого-либо действия или алгоритма действий, он без проблем сможет определить нужные для этого свойства предметов. Во всех остальных случаях восприятие может характеризоваться неточностью и смазанными контурами.

Примерно к концу раннего детства, то есть к трем годам, у детей начинают формироваться представления о свойствах, закрепленных за отдельными предметами. Взрослые на этом этапе должны способствовать обогащению числа представлений у детей, знакомя их с разными характеристиками, признаками и свойствами предметов в процессе манипуляций с ними. Чем более разнообразной будет сенсорная среда, доступная малышу, тем активнее будет протекать развитие его поведения и психики.

Влияние мышления на поведение детей

В самом начале раннего детства некоторые особенности поведения ребенка свидетельствуют о развитии у него мышления. В процессе отдельных действий можно увидеть, что ребенок действительно связывает отдельные предметы и явления, используя, например, стул для того, чтобы достать игрушку с верхней полки, или веревочку для катания машины.

Читайте также:  Первичная фаза развития ребенка анзье

По мере усвоения соотносящих действий дети начинают осознавать связь между отдельными предметами, что позволяет развитие поведения ребенка в раннем детствеим со временем решать разные по сложности практические задачи. В отношении развития мышления это умение является серьезным прогрессом.

На начальном этапе устанавливать подобного рода связи дети учатся на практическом опыте, пробуя по-разному использовать предметы, добиваясь случайного эффекта в результате желания получить новые впечатления. Так, например, для малыша первого года жизни станет абсолютным сюрпризом струя, появившаяся из бутылочки при случайном нажатии, или игрушка, спрятанная в коробке, открыть которую получилось также совершенно случайно.

Мышление у детей раннего возраста является наглядно-действенным. Именно оно помогает малышам проводить связи между предметами и явлениями, выстраивая поведение в зависимости от необходимости получения того или иного эффекта от действий.

Ребенок раннего возраста получает огромное удовольствие от возможности экспериментировать и проявляет потрясающую настойчивость в достижении целей, когда познание дарит ему целый ряд познавательных эмоций, начиная от любопытства и заканчивая радостью или удивлением.

Влияние игры на поведение малыша

Вышеописанные действия малышей с предметами в раннем возрасте пока нельзя называть игрой. Говорить о полноценном разделении предметной деятельности и игровой можно будет только в конце раннего детства, то есть не ранее трех лет.

Малыши начинают играть с игрушками, максимально схожими с реальными людьми и предметами, пытаясь воспроизводить с ними развитие поведения ребенка в раннем детствезнакомые им действия. Например, девочки одевают и раздевают кукол, кормят пупсов, мальчики катают поезда и машины, запускают самолеты.

Активное развитие предметных действий и совершенствование речевых навыков способствует появлению первых игровых замещений, когда малыши используют палочки вместо  столовых приборов, а бумажки и фантики как деньги в игрушечном магазине. Игровые замещения появятся в игре ребенка только в результате общения его со взрослыми, которые смогут показать пример, проецируя воображаемую ситуацию.

Игровые замещения у ребенка раннего детства будут стимулировать у него развитие фантазии, помогут контролировать поведение в разных ситуациях, создавать образы, которые станут первым проявлением воображения.

О роли общения со сверстниками

Ребенку раннего возраста крайне важно иметь возможность общения с одногодками. Стоит понимать, что поведение малышей в компании ровесников, несмотря на потребность общения, имеет свои развитие поведения ребенка в раннем детствеособенности. Если проанализировать контакты детей в этот период жизни, то можно будет отметить их очевидное отличие от контактов со взрослыми.

Общение детей построено на двигательной активности и ярком проявлении эмоций. А вот способность реагировать на личность участника совместной игры у детей пока не развита. Общаясь со сверстниками, они делают акцент на выявлении собственного «я».

Общение в период раннего детства носит характер эмоционально-практического взаимодействия, которое отличают:

  • непосредственность;
  • раскованность;
  • креативность;
  • подражание действиям партнера;
  • яркая эмоциональная окраска и пр.

Дети делают упор на воспроизведении ярких эмоциональных действий перед партнерами, желая привлечь их внимание к своей личности. Малыши могут пищать, жестикулировать, падать, прыгать и совершать ряд нестандартных действий, таким образом испытывая яркие эмоции и чувствуя уверенность в себе.

Развитие необходимости общаться с одногодками происходит поэтапно. На начальном этапе дети интересуются друг другом — это происходит в самом начале раннего возраста. На развитие поведения ребенка в раннем детствеследующем этапе, в два-два с половиной года, малыши пытаются всеми силами завоевать внимание сверстника разными действиями. Ближе к окончанию раннего детства, в три года, малыши способны проявлять чуткость по отношению к одногодкам.

Развитие поведения малышей в общении со сверстниками происходит отчасти благодаря участию в процессе взрослого, который помогает им увидеть в других детях такую же личность, подчеркивая их общность в интересе к играм, игрушкам и пр.

Немного о кризисе трех лет

Анализируя развитие поведения малышей раннего детства, нельзя не упомянуть о кризисе, который они переживают в возрасте трех лет. Именно в этот период у ребят фиксируют наибольшие развитие поведения ребенка в раннем детстведостижения, связанные с совершенствованием речевого развития, предметных действий и игровой деятельности.

Примерно к концу третьего года жизни ребенок может почувствовать непреодолимую тягу к самостоятельности и независимости, в первую очередь от взрослых. В речи малыша все чаще можно будет услышать «я сам!», и именно эта фраза станет первым признаком того, что кризис трех лет начался.

Помимо желания избавиться от влияния взрослых, признаками этого кризиса являются следующие проявления:

  • упрямство;
  • негативизм;
  • агрессия;
  • строптивость и пр.

Все эти проявления негативным образом влияют на поведение малыша и на его взаимоотношения с близкими людьми. Кроха старается отделиться от родителей, даже несмотря на тесную связь с ними, старается им противостоять практически во всем. Именно в этом возрасте те малыши, которые говорили о себе до этого в третьем лице, начинают активно пользоваться местоимением «я».

Читайте также:  София центр развития ребенка в воркуте

Отделение малышей от взрослых становится причиной изменения их восприятия. Если до трех лет ребенок был увлечен предметами и действиями, которые можно с ними совершать, развитие поведения ребенка в раннем детствето после трех лет малыш выходит за рамки мира предметов, познавая новый для себя мир людей, где для его «я» уготовано свое место.

Для малышей в трехлетнем возрасте очень важно получить высокую оценку своих действий взрослыми. Именно на этом они концентрируют внимание, а не на получении результата действий с предметами, как в более раннем детстве. Именно поэтому в три года у детей возникают новые формы поведения, выливающиеся в преувеличение личных достоинств и достижений и желание обесценить личные поражения и неудачи.

Малыши в три года видят себя и мир иначе. Они бесконечно экспериментируют, таким образом самоутверждаясь в предметной деятельности. Собственное «я» малыш способен видеть исключительно через призму личных достижений, что дает начало развитию сознания.

Гиперактивность и ее влияние на поведение в раннем возрасте

Гиперактивный ребенок имеет свои особенности поведения. Такие ребята обычно крайне активны, неугомонны, любят движение, развитие поведения ребенка в раннем детствекоторому посвящают большую часть времени в перерывах между сном и пищей.

Типичный гиперактивный ребенок в раннем детстве может одновременно совершать сразу несколько активных действий: прыгать, ломать, кричать, смеяться и даже кусаться. Не все взрослые знают, как реагировать на такие бурные проявления, как правильно воспитывать и нужно ли успокаивать такого малыша. Более того, некоторые взрослые уверены, что гиперактивность — это патология, которая в дальнейшем будет мешать ребенку в школе.

Гиперактивные дети ведут себя несколько иначе, чем обычные. Они действительно находятся в постоянном движении, а когда из-за усталости не могут продолжать двигаться, способны впасть в настоящую истерику. Независимо от среды такие дети ведут себя одинаково активно.

Взрослым крайне сложно найти способы влияния на гиперактивного малыша, в первую очередь из-за отсутствия у него реакции на запреты. Ребенок практически не слышит замечаний, сложно укладывается спать, сон его поверхностный и беспокойный.

Отдельно нужноразвитие поведения ребенка в раннем детстве отметить неуживчивость гиперактивного малыша среди сверстников, где именно он становится причиной большой части конфликтов, не осознавая своей вины. Когда такой малыш зол, он может пробовать повлиять на ситуацию с помощью сторонних предметов и запустить в человека палку, песок, камень.

С другой же стороны, гиперактивные малыши крайне любознательны и общительны. Они много спрашивают, при этом практически не запоминают ответов. Говорят такие дети также много и быстро, часто перебивают собеседника.

Причины гиперактивного поведения

Родителям гиперактивных малышей раннего возраста нужно понять, что развитие их поведения будет протекать по несколько иной схеме, чем у обычных ребят.

Следует помнить о том, что гиперактивность — это не особенность характера, а основное следствие нарушений в период вынашивания крохи, рождения или младенческого возраста.

Обычно гиперактивными детьми становятся младенцы, которые появились на свет раньше срока, имеют очевидный недобор массы при рождении и пр. Но это вовсе не означает, что все недоношенные или появившиеся на свет в результате кесарева сечения младенцы будут страдать синдромом гиперактивности.

Как повлиять на поведение гиперактивного ребенка?

Нужно усвоить одну простую вещь: положительное развитие поведения такого малыша возможно будет при условии создания благоприятной и спокойной обстановки в доме и семье. Родители личным примером должны показать, насколько важно оставаться уравновешенным, спокойным, дисциплинированным, постоянным, уверенным в себе. Кроме того, важным является соблюдение режима дня, отдыха и питания с обязательными многочасовыми ежедневными прогулками на улице в любое время года.

Взрослые должны развитие поведения ребенка в раннем детствестараться быть менее требовательными к гиперактивным малышам, при этом не вставать на тропу вседозволенности с проявлением чрезмерной мягкости.

Активные малыши не виноваты в том, что развитие их поведения имеет в раннем детстве свои особенности. Поэтому так важно научится проявлять терпение и не срываться на ребенке, даже если справляться с его активностью становится все сложнее.

Адекватная похвала, заинтересованность в действиях малыша и понимание помогут наладить контакт и со временем откорректировать его поведение, и тогда ему будет проще контролировать собственные эмоции.

В семьях, где растут гиперактивные дети, нужно следить за временем работы телевизора, ограничивая малыша в просмотре и ограждая от избытка информации. Чтобы помочь крохе справиться с повышенной возбудимостью, можно оформить его в спортивную секцию для самых маленьких.

В отдельных случаях развитие поведения страдает в раннем детстве в результате психической травмы, связанной с отношениями родителей между собой и к ребенку.

Читайте также:  Развитие ребенка без мамы

Что касается режима питания, то легковозбудимым малышам особенно важно получать здоровую пищу, обогащенную витаминами и микроэлементами, и, что важно, в том виде, в котором она им действительно по душе.

Также важно время от времени занимать ребенка спокойными играми, способствующими развитию терпения и усидчивости, например лепкой, рисованием, конструированием.

Необходимо, чтобы малыш доводил начатое дело до конца, даже если потерял к нему интерес.

В заключение отметим, что советы выше — это общие рекомендации, к которым стоит прислушаться, но которые не являются панацеей в каждом конкретном случае. Все дети разные, и развитие их поведения всегда имеет свои сложности и особенности.

Чтобы понять, какая схема воспитания и общения будет наиболее актуальной и действенной с конкретным ребенком, можно обратиться за консультацией к детским специалистам, принимая в расчет собственную родительскую интуицию и практический опыт общения с малышом.

Источник

В психологии объясняющих психическое развитие ребенка наметилось два больших направления — биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч.Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Э.Геккель в XIX веке сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить онтогенетическое развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Американский психолог С.Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка — его притягивает пещера так же, как его далекого предка. Он просыпается в страхе ночью — значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах. Холл предполагал, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Биологизаторский подход страдает односторонностью, абсолютизируя значение одного из двух факторов развития.

Современные представления о роли биогенетических факторов в развитии психики ребенка. Биологический фактор включает в себе, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. Способности развиваются в деятельности. Вообще собственная активность ребенка настолько важна, что некоторые психологи считают активность третьим фактором психического развития, помимо среды и биологической наследственности.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. Болезнь матери, лекарства, которые она принимала в это время, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения. Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения, поэтому нужно, чтобы ребенок избежал родовой травмы и вовремя сделал первый вдох.

Другой подход — социологизаторский. Его истоки — в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

В 1941 г Н. Миллер и Дж. Доллард, ученые Йельского университета, ввели в научный обиход термин «социальное научение». Центральной проблемой концепции социального научения стала проблема социализации.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Как же происходит социализация? Все новорожденные похожи друг на друга, а через два-три года — это разные дети. Значит, говорят сторонники теории социального научения, эти различия — результат научения, они не врожденны.

Социальная жизнь ребенка рассматривается концепцией социального научения так же, как и поведение детенышей животных — с позиций приспособления к среде. В основе теории социального научения лежат схема «стимул — реакция».

В современной американской психологии роли общества в развитии ребенка придается громадное значение.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник