Грустный ребенок 3 года

Грустный ребенок 3 года thumbnail

В этот период даже обычно спокойные дети могут закатывать истерики и грубить взрослым. Советы психолога помогут преодолеть сложный этап без лишних нервов.

Грустный ребенок 3 года

Светлана Смирнова

Психолог, автор курсов по возрастной психологии образовательного проекта «Магистерия».

Возраст 3 лет по праву считается одним из самых сложных в жизни родителей и детей. В этот период у ребёнка формируется ощущение себя как отдельной самостоятельной личности. Малыш начинает активно проверять, где заканчивается область его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь с ограничениями своих желаний, он приходит в ярость. И уже невозможно просто отвлечь его внимание на что‑то интересное, как в более младшем возрасте: ребёнок испытывает настоящую злость из‑за того, что всё идёт не так, как он хотел.

В период кризиса 3 лет дети переживают серьёзные изменения:

  • Формируются волевые качества — умение добиваться своего, настаивать на своём решении. Ребёнок учится проявлять себя в эмоциях и действиях, делать выбор, полагаясь на свои ощущения и желания.
  • Дети исследуют свою силу и возможности в противостоянии со взрослыми. Развивает понимание «что такое хорошо и что такое плохо», изучает границы: когда взрослые непреклонны в своём решении, а когда можно настоять на своём.

Как проявляется кризис 3 лет

Советский психолог Лев Выготский выделял семь признаков кризиса.

  1. Негативизм. Ребёнок относится негативно к просьбе взрослого, даже если речь идёт о том, чего он сам хочет.
  2. Упрямство. Настаивает на своём, и ему очень важно добиться этого во что бы то ни стало.
  3. Строптивость. Непослушание как в мелочах, так и в серьёзных вопросах.
  4. Протест. Ребёнок начинает активно бунтовать против того, что ранее выполнялось им спокойно и безропотно.
  5. Своеволие. Стремление всё делать самостоятельно, даже если детских возможностей для этого пока недостаточно.
  6. Обесценивание. Ребёнок может рушить и ломать всё, что ему было дорого (даже любимые игрушки), бить и обзывать родителей.
  7. Деспотизм. Хочет, чтобы всё происходило именно так, как он сказал.

В реальной жизни всё это проявляется примерно так: малыш, который ещё вчера послушно одевался, ел практически всё, что дают, спокойно засыпал после обычных ритуалов, начинает спорить по любому поводу. «Шапка не такая, корми меня с ложки, я не буду спать в своей кровати!» — и никакие доводы разума не действуют.

Если взрослые настаивают на своём, в ход идёт «тяжёлая артиллерия». Ребёнок начинает в лучшем случае кричать и плакать, а в худшем — драться, кусаться и кидаться всем, что попадается под руку.

Надо сказать, часто таким образом дети действительно добиваются своего. Некоторые взрослые, не выдерживая напора или не понимая, как себя вести, сдают позиции в надежде, что чадо утихнет. И действительно, спокойствие восстанавливается, но ровно до следующего эпизода расхождения мнений.

И вот уже вся семья разбивается на два лагеря. Кто‑то считает, что «пороть таких надо», потому что «совсем на шею сели», кто‑то настаивает на гуманизме, чтобы не задавить личность. А «личность» продолжает проверять всех на стойкость и при этом ходит грустная и нервная, так как догадывается, что ведёт себя как‑то не так, но ничего с собой поделать не может.

Как помочь ребёнку легче пережить кризис

Научите правильно выражать злость

Прежде всего нужно понимать, что злость, охватывающая детей, — это не происки тёмных сил, а абсолютно нормальное чувство. Она (а также грусть, радость, страх, удивление) досталась нам от животных. Встречая отказ или сопротивление своим желаниям, ребёнок испытывает то же раздражение и ярость, что и тигр, у которого соперник пытается отобрать мясо или выгнать с территории.

Взрослые, в отличие от детей, умеют распознавать злость и сдерживать её или проявлять адекватным способом. Когда на нас повышает голос начальник, мы тоже раздражаемся, но либо сдерживаемся и дома в красках описываем близким, какой он «нехороший человек», либо отвечаем конструктивно в самом процессе диалога. У детей этих механизмов ещё нет — они как раз вырабатываются на данном возрастном этапе при помощи взрослых.

Алгоритм такой:

1. Подождать, когда ребёнок успокоится. Бесполезно что‑либо говорить, пока тот охвачен эмоциями: он вас не слышит.

2. После того как ребёнок успокоился, назвать чувство, которое он испытывает: «Я вижу, ты сильно рассердился (разозлился, расстроился)».

3. Провести причинно‑следственную связь: «Когда мама не даёт то, что хочется, это очень злит». Для нас очевидно, что ребёнок рассердился из‑за того, что ему не дали конфету, которую он хотел съесть вместо супа. Для него же часто всё выглядит так, будто какая‑то сила охватила его ни с того ни с сего, и он стал «плохим». Особенно если мы вместо объяснения причины его злости говорим что‑то вроде: «Фу, какой плохой ребёнок». Когда взрослые выстраивает причинно‑следственную связь, детям проще постепенно разобраться в себе.

4. Предложить приемлемые способы выражения злости: «Давай в следующий раз ты не будешь кидать в маму ложку, а скажешь: «Я злюсь на тебя!» Можешь ещё стукнуть кулаком по столу». Варианты проявления ярости в каждой семье свои: для кого‑то приемлемо топать ногами, для других — пойти в свою комнату и там кидаться игрушками. Также можно завести специальный «стул злости». Каждый может сесть на него и успокоиться, а потом вернуться к общению.

Очень важно сделать акцент на том, что это не наказание. Если положить в этом месте бумагу и карандаши, то ребёнок сможет выражать своё состояние в рисунке. Сами взрослые тоже могут в пылу битвы за очередное правило распорядка дня, нарушенное детьми, сесть на стул и показать пример, рисуя своё раздражение и проговаривая: «Как же я злюсь, когда ты не идёшь спать вовремя!»

Определите границы

Дети, которым постоянно потакают, начинают ощущать, что это они управляют миром, и становятся из‑за этого очень тревожными. Им всё время приходится быть в напряжении, чтобы удерживать власть. Тут не порисуешь и не поиграешь. В обществе эти домашние тираны оказываются не очень успешны, так как привыкли, что всё вертится вокруг них. Они с трудом устанавливают контакт со сверстниками и требуют постоянного внимания педагога.

Читайте также:  Упражнения для ребенка на мяче 3 года

Другая крайность — это жёсткое подавление любых негативных проявлений. Точка зрения родителей в этом случае проста: ребёнок должен быть всегда «хорошим» и слушаться по первому требованию. Результат такого подхода проявляется в двух вариантах. В первом случае дома ребёнок шёлковый, но в детском саду неуправляем и агрессивен. Во втором — он очень старается соответствовать высоким требованиям, периодически срываясь. В срывах он винит себя и очень часто страдает ночными страхами, энурезом, болями в животе.

Истина где‑то посередине. Если взрослый понимает, что это закономерный этап развития ребёнка, то он может сохранить относительное спокойствие и при этом настаивать на своём. Получаются твёрдые границы, поставленные мягким способом.

Сошлюсь на алгоритм, приведённый в книге Джона Грея «Дети с небес»:

1. Чётко скажите, чего хотите от ребёнка: «Я хочу, чтобы ты собрала игрушки и пошла умываться». Очень часто мы формулируем наши послания невнятно: «А может, пора спать?», «Смотри, уже темно». Таким образом мы перекладываем ответственность за решение на ребёнка, и результат предсказуем. Иногда даже простого чёткого озвучивания наших требований достаточно. Если нет, переходим к следующему пункту.

2. Проговаривайте предполагаемые чувства ребёнка и проводите причинно‑следственную связь: «Видимо, игра тебе очень нравится, и ты расстраиваешься, когда надо её заканчивать». Когда мы делаем так, ребёнок ощущает, что мы его понимаем, и иногда уже этого хватает для изменения его поведения.

3. Используйте торги: «Если ты сейчас пойдёшь в ванную, то сможешь поиграть там в пиратский корабль / я почитаю тебе подольше». Обещается то, что ребёнок любит, но не покупка игрушек или сладкое. Мы же часто поступаем наоборот и угрожаем: если не сделаешь так, как я сказал, то потеряешь. А ведь выстраивание позитивного будущего помогает детям отвлечься от процесса, в который он погружён, вспомнить, что есть и другие приятные вещи.

Если дело было только в этом, то ребёнок радостно шлёпает в ванную. Но если всё это затевалось им для того, чтобы выяснить, кто в доме хозяин, то без следующих этапов не обойтись.

4. Усильте интонацию: произнесите ваше требование более грозным тоном. Очень часто мы начинаем именно с этого, и тогда всё превращается просто в подавление. Но первые три пункта очень важны, иначе у ребёнка так и не возникнет ощущения, что его понимают. На этом же этапе можно применить один из успешнейших приёмов под названием «Считаю до трёх».

5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить, то объявите перерыв. Очень важно понимать, что это не наказание, а пауза для того, чтобы успокоиться и продолжить общаться адекватно. В то же время это обозначение границ: ребёнок имеет право на своё мнение, на эмоции, но окончательное решение за взрослым. Всё так и объясняется: «Я вижу, мы не можем договориться, так что объявляется перерыв на 3 минуты. И тебе, и мне надо успокоиться». Сколько лет ребёнку, на столько минут оптимально устраивать тайм‑аут.

В домашних условиях дети выводятся в безопасное пространство (помещение, где нет бьющихся предметов). Дверь закрывается (ещё одно обозначение границы), взрослый остаётся снаружи и спокойно обозначает, сколько времени осталось. Нужно быть морально готовым, что по ту сторону может твориться что угодно. В этот момент не нужно вступать в диалог с ребёнком, иначе всё только затянется. Но благодаря тому, что вы за дверью и спокойно отмечаете, сколько минут осталось, он понимает, что его не бросили и не наказали. Когда время перерыва заканчивается, вы открываете дверь и начинаете с первого пункта.

Чем стабильнее и понятнее ребёнку правила, по которым он живёт, тем больше у него простора для творчества и развития. Постепенно благодаря нашим усилиям ребёнок начнёт лучше понимать себя: что его злит, что радует, от чего он грустит, на что обижается. Так же он осваивает способы адекватного выражения своих переживаний. К 4 годам это может быть не только телесное выражение, но и рисунок, и озвучивание, и ролевая игра. И если общение по поводу спорных моментов протекает в режиме переговоров и принятия мнения ребёнка, то он на всю жизнь сформирует способность отстаивать свои права, добиваться поставленных целей и в то же время уважительно относиться к правам и мнению окружающих.

Источник

Грусть — это нормальная реакция на негативную или стрессовую ситуацию. Но детскую грусть может вызвать практически всё: потеря питомца или любимого человека, переезд в новый дом, ссора с другом и даже невкусная еда. На детей оказывают большое влияние и маленькие, и большие события, потому что им не хватает опыта, чтобы справиться со всеми этими проблемами.

Признаки грусти:

  • низкая самооценка,
  • апатия,
  • агрессия,
  • снижение результатов в детском саду/школе,
  • значительные изменения в привычках питания (ест слишком мало или слишком много),
  • чувства вины и стыда,
  • недостаток энергии и мотивации,
  • усталость и боль в голове/животе.

Некоторым детям удаётся быстро справиться с этими чувствами без особого беспокойства. Другим это сделать сложнее.
Не существует формулы, которая помогла бы вам защитить ребёнка от негативных эмоций. Но задача родителя не оберегать ребёнка от них, а научиться с ними справляться.

Предлагаем пять шагов для победы над грустью.

Помогите ребёнку назвать то, что он чувствует

Чтобы ребёнку было проще распознать свои эмоции, создайте ситуацию, в которой он будет чувствовать себя в безопасности. Например, устройте вечер рисования. Попробуйте вести себя не как родитель, а как друг.

Выберите печального персонажа и предложите ребёнку раскрасить его. Обычно такой рисунок чётко выражает то, что именно чувствует маленький художник. Поговорите с ним о рисунке и постарайтесь узнать причину его грусти. Но не заставляйте малыша говорить. Если чувствуете, что он не хочет делиться, смените тему и вернитесь к ней позже. Управляйте обсуждением.

Читайте также:  Чем развить аппетит у ребенка 3 года

Покажите ему эмоциональную поддержку и привязанность

Грустный ребенок 3 года

Эмоциональная поддержка со стороны семьи — основа для всех последующих социальных отношений, которые будет формировать ребёнок в будущем. Поощряйте его, обнимите, хвалите. Скажите ребёнку, что вы любите его, что он не одинок. Проводите больше времени вместе. Поощряйте открытые и честные разговоры и слушайте, что он хочет вам сказать.

И не бойтесь показать ему свои слабости — так ребёнок поймёт, что трудности могут быть не только у него.

Попробуйте объединиться для борьбы с причиной грусти

После того, как вы определите причину грусти и убедите малыша, что он защищён и может рассчитывать на вашу поддержку, объединитесь, чтобы справиться с грустью.

Посоветуйте ребёнку, как бороться с проблемой. Расскажите аналогичный случай, который произошёл в вашей жизни, или выдуманную историю, в которой главный герой пережил именно такую ситуацию. Завершите историю счастливым концом, даже если на самом деле всё закончилось по-другому — так ребёнок поймёт, что его ситуация может разрешиться наилучшим образом.

Предложите активный вид отдыха

Грустный ребенок 3 года

Физическое и психическое здоровье тесно связаны. Чем физически здоровее будет малыш, тем легче он будет справляться с негативом. Но не пытайтесь заставлять ребёнка вести здоровый образ жизни и есть полезную еду, если вы сами этого не делаете. Родители — герои ребёнка. Измените свой образ жизни, и рано или поздно малыш последует вашему примеру.

Помогите наладить связь с друзьями

Когда детям грустно, они часто изолируются, а длительное одиночество может со временем привести к депрессии. Конечно, вы не можете заставлять ребенка заводить друзей или общаться, но вы можете побудить его больше времени проводить в обществе.

Некоторым детям действительно трудно налаживать контакты с людьми. Попробуйте подыскать для него интересные внешкольные занятия и детские мероприятия. Вы можете даже организовать встречи со своими друзьями, у которых есть дети его возраста — они не упустят возможность поиграть вместе.

И взрослые, и дети сталкиваются с грустью. Важно принять эти эмоции. Позвольте ребёнку плакать, если у него есть такая необходимость, но не забывайте повторять ему, что вы рядом, и печаль — это мимолётное чувство.

(4147)

comments powered by HyperComments

Источник

Все родители хотят, чтобы их дети звонко хохотали, были оптимистами и глаза их сияли от радости. Но что делать, если у вас плаксивый ребенок?

Плаксивость у ребенка — вредная привычка? Некоторые родители так и полагают. Но ведь это не так. За таким проявлением излишней эмоциональности стоит ряд причин.

Ищем причину слез

Конечно же, понятно, если малыш плачет от того, что стукнулся или голоден, или переутомился. Но зачастую кроха и сам не может объяснить, что является причиной его плача.

И тут мнения родителей разнятся: кто-то бросается сразу утешать дитя, кто-то включает игнор, а кто-то и вовсе ругает его за появление слез.

Самым правильным решением будет выявить причину детской истерики. Для начала можно обратиться к педиатру, чтобы выяснить нет ли у крохи заболеваний. Ведь они могут причинять ему боль и неприятные ощущения. Если врач никаких проблем не увидит, то обратитесь к психологу, возможно он определить причину детских страданий. 

А может быть, кроха плачет из-за особенностей своего характера. Это можно попытаться изменить. Пока ребенок еще совсем маленький, то можно его просто отвлекать, а вот по мере взросления — пытайтесь объяснить малышу, что слезами горю не поможешь.

Не игнорируйте детский плач. Если вы видите, что плач перерастает в истерику, то дайте крохе возможность “ выпустить пар”, а уже потом спокойно поговорите с ним и успокойте. 

Ищем причину слез

Почему дети плачут

Прежде всего с этой проблемой необходимо обратиться к неврологу.

Если доктор обнаружит проблемы со здоровьем — то лечимся.

Если нет — ищем причину дальше.

  • Дефицит внимания. Дети могут ощущать нехватку внимания, если родители уделяют им мало времени. И пытаясь получить необходимую любовь и заботу, малыши готовы на все, даже закатить истерику. Если кроха получает достаточно внимания от близких, то как правило, он не капризен.
  • Впечатлительность и неумение контролировать свои эмоции. Некоторые детишки очень ранимы и чувствительны. С такими нужно много разговаривать и объяснять им, что в жизни ситуации бывают разные и не всегда только приятные. Нужно научить кроху воспринимать все происходящее спокойно.
  • Критичное отношение взрослых к ребенку. А как вы ругаете ребенка? Может быть, вы слишком критичны и пытаетесь сказать крохе самые обидные слова? Запомните, иногда слово ранит больнее, чем физические действия. Будьте аккуратнее в своих выражения.
  • Проблемы в семье. В благополучных семьях дети бывают плаксивыми очень редко. А вот у тех родителей, которые постоянно выясняют отношения, кричат, дети очень переживают и нервничают.

Также, детские слезы могут быть следствием особенного типа темперамента. Существуют 4 его типа: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.

Дети меланхолики и холерики плачут чаще.

Кроме всего вышеперечисленного причины бывают и другого плана:

  • болезнь;
  • тоска;
  • избалованность;
  • способ добиться своей цели;
  • особенность характера.

Если у ребенка плаксивое состояние возникло неожиданно, то задумайтесь, от чего это могло произойти. Может кроха пошел в детский сад или в школу и тяжело переживает адаптацию?

Важно найти именно причину крохиных страданий, а не просто пытаться справиться со слезами.

Почему дети плачут

Плаксивость у детей разного возраста

  • Новорожденные крохи не умею разговаривать и выражать эмоции по-другому. Они плачут если хотят кушать, к маме на ручки, испытывают дискомфорт. А подрастая, малыши могут плакать от того, что получают очень много новых эмоций.
  • Дети в 2-3 года могут много плакать из-за наступившего кризиса. Он начинают проявлять протест на мнение и просьбы родителей, пытаются проявить самостоятельность. И взрослым не стоит давить на кроху, поддержите его.
  • В возрасте 4-6 лет плаксивость может проявляться, если ребенок очень впечатлительный или если испытывает какие-либо переживания. Такие дети могут заплакать от грустного фильма, от грубого слова. Родители в этот период ничего не смогут сделать, кроме как поддержать детей. Понимание и внимание укрепит психику ребенка и поможет ему справиться с излишней плаксивостью. Кроха должен понимать, что он не один.
  • В младших классах плаксивость может проявиться при новой эмоциональной нагрузке. Ребенок может бояться получить плохую оценку, учительницу, ему может сложно даваться школьная программа. Все накопленное напряжение он выражает в слезах.
  • Подросток тоже может проявлять повышенную плаксивость. Это может говорить о его инфантильности. Стоит задуматься о том, почему он ведет себя как маленький.
Читайте также:  Воспаление почек у ребенка 3 года лечение

Плаксивость у детей разного возраста

Более серьезные причины плаксивости

Депрессия либо пережитое насилие. Если вы заметили за крохой, что он постоянно напряжен, у него нет интереса к ранее любимым занятиям, появились нервные тики, ночные кошмары или другие настораживающие симптомы, то необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Ошибки родителей

Главное для родителей — быть всегда готовым помочь своему крохе.

И запомните, что нельзя:

  1. Ругать ребенка за то, что он плачет, стыдить его, применять физическую силу. (“Если ты сейчас же не успокоишься — я тебя стукну!”, “ А ну быстро рот закрой!” и т.д.) Кроха затаит обиду, но плакать не перестанет.
  2. Делать вид, что вам абсолютно все равно, плачет ваш ребенок или нет. Проблемы это так же не решит.
  3. Запрещать ребенку проявлять свои эмоции. Ведь если кроха все будет сдерживать в себе, то со временем это может вылиться в стресс.

У подросшего ребенка, если родители никак не реагируют на плач, могут сформироваться следующие убеждения:

  • я никому не нужен;
  • никто меня не поддержит в трудную минуту;
  • меня никто не любит;
  • мир — неуютен.

Постарайтесь создать такие условия, чтобы ваш ребенок не испытывал подобных чувств. Пусть он знает, что любим и нужен.

Как правильно

  1. Научитесь реагировать на детские слезы спокойно. Ведь когда к детским слезам присоединяется крик взрослого получается “гремучая смесь”.
  2. Примите тот факт, что ваш кроха излишне эмоционален. Он такой какой есть, не делайте акцент на этом. Лучше почаще его хвалите за его хорошие качества.
  3. Научитесь отвлекать плачущее чадо. Если он чем-то огорчен или расстроен, попробуйте переключить детское внимание на что-то приятное. 
  4. Если малышу плохо — будьте рядом. 
  5. Если ребенок что-то требует с помощью плача, то спокойно объясните ему, почему вы не можете выполнить его требования. 
  6. Каждый день хвалите своего кроху, вы обязательно найдете за что. 
  7. Наполните жизнь ребенка яркими красками. Это могут быть предметы интерьера или впечатления (ходите на аттракционы, в театры и другие места, которые бы способствовали положительным эмоциям).
  8. Займитесь совместным спортом. Это могут быть, например, пробежки.

Более серьезные причины плаксивости

Что делать если слезы — манипуляция

Иногда плаксивость — это не выражение слабости, а форма поведения. Понаблюдайте, когда случаются истерики. Если слезы появляются при отказе в чем-либо и перерастают в требовательную истерику, то ребенок просто манипулирует вами. В принципе, делает он это неосознанно, но идти у крохи на поводу не стоит.

Как вести себя с капризным ребенком “на публике”

Если вы теряетесь и не знаете, как себя вести с плачущим “в людях” ребенком, то мы дадим вам несколько полезных советов:

  1. Если истерика случилась в людном месте, то прежде всего изолируйте ребенка от свидетелей. Ведь малыши часто работают на публику. Например, уведите кроху в другую комнату и разрешите вернуться только после того, как он успокоится.
  2. Если капризничать ребенок начинает, например, в магазине, твердо скажите, что разговаривать вы с ним станете только после того, как он успокоится. 

Когда нужно посетить психолога

Ваш малыш часто плачет, хотя у него ничего не болит. Вы не понимаете, в чем причина слез? Обратитесь к психологу, он поможет разобраться в причинах. 

Когда нужно посетить психолога

Самые быстрые способы успокоить кроху

  1. Одним из лучших успокоительных средств являются мамины объятия. Если ребенок заходится в плаче, то никакие разговоры им не будут услышаны, лучше просто подойдите и обнимите кроху, словно укрывая его одеялом. Пусть он почувствует ваше тепло и спокойное дыхание. Постепенно малыш успокоится.
  2. Попросите ребенка плакать еще громче, либо наоборот потише (а то кошка испугается). Обычно такие просьбы заинтересовывают кроху и отвлекают его от расстройства.
  3. Очень хороший способ отвлечь ребенка фразами типа: “ой смотри — там что-то зеленое!”, или “смотри — там что-то упало!”.
  4. В минуты детских капризов произнесите: ”Давай, ты сейчас ты вновь станешь малышом!”  И делайте вид, что нянчите кроху, приговаривайте, поглаживайте. Поверьте, положительные эмоции появятся и у вас, и у вашего малыша.
  5. Подключите кроху к физической деятельности: это могут быть танцы, прыжки, бег наперегонки. Включите фантазию!

Мифы о детском плаче

  • Дети всегда плачут по пустякам. Да какие там пустяки! То, что нам кажется смешным — для ребенка является горем. Мама ушла на работу, не чмокнув в щечку, да как можно после этого вообще жить! Второй носок куда-то запропастился — вселенское горе! Любимая игрушка никак не находится — хуже и быть ничего не может! Запомните, дети просто так устроены, у них не бывает слез по пустякам!
  • Мужчины не плачут. Кто-то когда-то допустил ошибку, высказав эту цитату. И теперь она преследует нас всю жизнь! Запомните, мужественность не измеряется количеством непролитых слез. А в выходе эмоций нуждаются и мальчики, и девочки.
  • Само пройдет. Часто родители думают, что ребенок поплачет поплачет и сам перестанет. Так нельзя. Ребенок может быть и успокоится сам, но надолго ли?

Наблюдайте за своими крохами, ведь ответ на вопрос почему ребенок плаксивый — часто лежит на поверхности, остается только присмотреться!

Источник