Грамматический строй речи ребенка 5 лет

Екатерина Авдонина
Консультация для воспитателей «Грамматический строй речи детей 4–5 лет»

Грамматический строй речи детей 4-5 лет

У детей в возрасте 4 — 5 лет формирование грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем у трех-четырехлетних, и служит основой для всего последующего речевого развития.

Расширяется круг грамматических явлений, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала. Ребятам предоставляют большую самостоятельность в образовании грамматических форм: предлагают не только воспроизвести услышанное, но и творчески применить усвоенное. Педагог воспитывает у них стремление говорить правильно.

У детей 4- 5 лет проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лисята — нет лисят). Упражняясь в образовании названий предметов посуды, дети осознают, что не все слова образуются одинаково (сахар — сахарница, салфетка — салфетница, но масло — масленка и соль — солонка).

Особенное внимание уделяется умению образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действием игрушки, дети учатся правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла, прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула и т. д.

С детьми этого возраста наряду с уже известными проводят новые игры и игровые упражнения: Чего не хватает Мише, чтобы пойmu на прогулку?» (упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных, «Магазин» (активизация употребления в речи названий предметов посуды, и т. д.

Важной задачей остается упражнение детей в правильном согласовании имен существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Правильному согласованию прилагательных и существительных в роде можно упражнять, используя игру «Найди такой же». Детям предлагается найти в групповой комнате все предметы одного цвета, размера, материала (например: «Найдите все железное, что есть в этом помещении»).Дети находят и называют: железный чайник, железная ручка двери, железный таз, железные ножницы, железная батарея, железный кран, железное ведро и т. д.

Задача согласования числительных и существительных разного рода успешно решается на математическом содержании, когда дети работают с множествами (например: одно яблоко, одна морковка, один огурец; много яблок, много морковок, много огурцов).

Сложным для детей четырех лет остается образование форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Обучение правильному использованию этих форм может осуществляться в игре «Чего не стало?» Для игры необходимо подобрать как единичные предметы, так и группы одинаковых предметов.Например: в магазине одежды на прилавке было выставлено множество разных вещей.Дети называют их: брюки, платье, колготки, варежки, шапка, рубашка, сарафан, куртка, шарф, носки. В магазин пришли покупатели и купили много одежды. Мы должны посмотреть, чего не осталось в магазине к вечеру и что надо будет утром завезти в магазин. Выполняя задание, дети упражняются в использовании грамматических форм: «В магазине к вечеру не осталось рубашек, брюк, платьев, колготок, варежек, курток, сарафанов.», «В магазин надо будет привезти побольше шарфов.» Аналогично можно играть в магазин посуды, игрушек, фруктов и овощей, в зоомагазин. При игре в «зоомагазин» можно поупражнять детей в обозначении детенышей животных,использовании этих слов в разных падежах и числах: «В магазине купили зайчиху и зайчонка, курицу и цыпленка.», «Надо привезти в магазин побольше котят, щенков, мышат.»

В среднем дошкольном возрасте дети начинают задумываться над содержанием слов и их образованием — необходимо помочь детям осознать несколько способов словообразования.Самый простой способ это образование глаголов на основе звукоподражания: мышонок пи-пи —пищит, поросенок хрю-хрю — хрюкает; котенок мяу-.мяу — мяукает. «Как кричит петушок? — Кукареку. — Что он делает? — Кукарекает».Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, звонок – звенит, краска – красит, а также учитель – учит, строитель – строит, но врач – лечит, портной – шьет.) Второй способ образования глаголов — при помощи (приставки). Можно использовать серию картинок,рассматривание которых сопровождается проговариванием глаголов: «Обезьянка лезла на дерево. Теперь она залезла на дерево и сорвала банан. А теперь она слезла с дерева и захотела угостить бананом свою подружку — мышку. Мышка вылезла из норки и съела угощение». «Что на этой картинке делает обезьянка? — Лезет на дерево. — А на этой картинке что она сделала? — Залезла и сорвала банан» и т. п.

Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны. ?»).

В развитие синтаксической стороны можно вводить «ситуацию письменной речи» (взрослый записывает то, что ребенок диктует) — это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций и, наряду с формированием синтаксической стороны речи, является важным условием развития связной речи.

В средней группе усложняются объекты, предлагаемые для описания и повествования. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры. Особую роль при этом играет правильное построение разных типов предложений, согласование имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже,употребление глаголов:

1. Название предмета. (Что это? Кто это? Как называется) От начального предложения, его построения во многом зависит дальнейшее изложение описания.

2.Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий. (Какой? Какая? Какое? Какие? Что у него есть? Чем отличается от других предметов? Чем интересен? Что может делать? Что с ним можно делать)

3. Отношение к предмету или его оценка. (Понравился? Чем)

Дети знакомятся с образованием существительных: «Почему цветок называется подснежник? Под чем он растет? — Под снегом», «Почему гриб называется подберезовик? — Он растет под березой», «Как можно назвать гриб, который растет под осиной? — Подосиновик», «Детей учит учитель. А дома строит кто? — Строитель».

Читайте также:  Большой язык у ребенка 5 лет

С детьми также проводятся игровые упражнения, с помощью которых дошкольников учат правильно согласовывать слова в предложении. Например, при выполнении упражнения «Загадка» воспитанники, определяя родовую принадлежность имени существительного, ориентируются на окончания слов («Отгадай, о ком эти слова —о собаке или щенке: пушистая, добрая, веселая?» и т. д.). Подобные задания сложны для детей, особенно на первых порах. Поэтому воспитатель доброжелательно относится даже к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность, и они получили образец правильной речи (о щенке скажем —

веселый, о собаке — веселая; веселая. щенок — так нельзя сказать).

Пятый год жизни — период активного освоения способов словообразования. Словообразование, словотворчество приобретает взрывной характер, охватывает все части речи.

Однако при спонтанном развитии у некоторых детей наблюдается запоздалое освоение способов словообразования, они становятся активными словотворцами лишь на шестом году жизни. Такое запаздывание не очень желательно, так как в старшем возрасте у детей формируется критическое отношение к своей речи — они начинают стесняться экспериментировать со словами. Это неблагоприятно сказывается на освоении мотивированной лексики (производных слов).

Некоторое запаздывание периода словотворчества нередко является не особенностью индивидуального развития, а симптомом педагогического неблагополучия, на что необходимо обратить внимание и включать в занятия с такими детьми различные игры на словообразование.

Ребенок начинает подмечать связь структуры слова и функции предмета (человека, объекта, что проявляется в активном экспериментировании со словом. Происходит «взрыв»словотворчества: узорчивая, угольчатая (снежинка, собачоночка, сынок-слоненчик, я красавлюсь (примеры К. И. Чуковского из книги «От двух до пяти»). Ребенок начинает играть словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие их форм.

Детям также можно вводить «ситуацию письменной речи», когда взрослый записывает то, что диктует ребенок. Это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, что способствует развитию связной речи.

Источник

Грамматический строй речи детей 4-5 лет

У детей в возрасте 4 — 5 лет формирование грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем у трех-четырехлетних, и служит основой для всего последующего речевого развития.

Расширяется круг грамматических явлений, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала. Ребятам предоставляют большую самостоятельность в образовании грамматических форм: предлагают не только воспроизвести услышанное, но и творчески  применить усвоенное. Педагог воспитывает у них стремление говорить правильно.

У детей 4- 5 лет проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лисята — нет лисят). Упражняясь в образовании названий предметов посуды, дети осознают, что не все слова образуются одинаково (сахар — сахарница, салфетка — салфетница, но масло — масленка и соль — солонка).

Особенное внимание уделяется умению образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действием игрушки, дети учатся правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла, прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула и т.д.

С детьми этого возраста наряду с уже известными проводят новые игры и игровые упражнения: Чего не хватает Мише, чтобы пойmu на прогулку?» (упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных),  «Магазин» (активизация употребления в речи названий предметов посуды), и т. д.

    Важной задачей остается упражнение детей в правильном согласовании имен существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Правильному согласованию прилагательных и существительных в роде можно упражнять, используя игру «Найди такой же». Детям предлагается найти в групповой комнате все предметы одного цвета, размера, материала (например: «Найдите все железное, что есть в этом помещении»). Дети находят и называют: железный чайник, железная ручка двери, железный таз, железные ножницы, железная батарея, железный кран, железное ведро и т. д.

Задача согласования числительных и существительных разного рода успешно решается на математическом содержании, когда дети работают с множествами (например: одно яблоко, одна морковка, один огурец; много яблок, много морковок, много огурцов).

Сложным для детей четырех лет остается образование форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Обучение правильному использованию этих форм может осуществляться в игре «Чего не стало?» Для игры необходимо подобрать как единичные предметы, так и группы одинаковых предметов. Например: в магазине одежды на прилавке было выставлено множество разных вещей. Дети называют их: брюки, платье, колготки, варежки, шапка, рубашка, сарафан, куртка, шарф, носки. В магазин пришли покупатели и купили много одежды. Мы должны посмотреть, чего не осталось в магазине к вечеру и что надо будет утром завезти в магазин. Выполняя задание, дети упражняются в использовании грамматических форм: «В магазине к вечеру не осталось рубашек, брюк, платьев, колготок, варежек, курток, сарафанов…», «В магазин надо будет привезти побольше шарфов…» Аналогично можно играть в магазин посуды, игрушек, фруктов и овощей, в зоомагазин. При игре в «зоомагазин» можно поупражнять детей в обозначении детенышей животных, использовании этих слов в разных падежах и числах: «В магазине купили зайчиху и зайчонка, курицу и цыпленка…», «Надо привезти в магазин побольше котят, щенков, мышат…»

В среднем дошкольном возрасте дети начинают задумываться над содержанием слов и их образованием — необходимо помочь детям осознать несколько способов словообразования. Самый простой способ это образование глаголов на основе звукоподражания: мышонок пи-пи —пищит, поросенок хрю-хрю — хрюкает; котенок мяу-.мяу — мяукает. «Как кричит петушок? — Кукареку. — Что он делает? — Кукарекает».Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, звонок – звенит, краска – красит, а также учитель – учит, строитель – строит, но врач – лечит, портной – шьет.) Второй способ образования глаголов — при помощи (приставки). Можно использовать серию картинок, рассматривание которых сопровождается проговариванием глаголов: «Обезьянка лезла на дерево. Теперь она залезла на дерево и сорвала банан. А теперь она слезла с дерева и захотела угостить бананом свою подружку — мышку. Мышка вылезла из норки и съела угощение». «Что на этой картинке делает обезьянка? — Лезет на дерево. — А на этой картинке что она сделала? — Залезла и сорвала банан» и т. п.

Читайте также:  Куда лучше полететь в турцию с ребенком 5 лет

Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны…?»).

В развитие синтаксической стороны можно вводить «ситуацию письменной речи» (взрослый записывает то, что ребенок диктует) — это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций и, наряду с формированием синтаксической стороны речи, является важным условием развития связной речи.

В средней группе усложняются объекты, предлагаемые для описания и повествования. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры. Особую роль при этом играет правильное построение разных типов предложений, согласование имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже, употребление глаголов:

1. Название предмета. (Что это? Кто это? Как называется?) От начального предложения, его построения во многом зависит дальнейшее изложение описания.

2. Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий. (Какой? Какая? Какое? Какие? Что у него есть? Чем отличается от других предметов? Чем интересен? Что может делать? Что с ним можно делать?)

3. Отношение к предмету или его оценка. (Понравился? Чем?)

Дети знакомятся с образованием существительных: «Почему цветок называется подснежник? Под чем он растет? — Под снегом», «Почему гриб называется подберезовик? — Он растет под березой», «Как можно назвать гриб, который растет под осиной? — Подосиновик», «Детей учит учитель. А дома строит кто? — Строитель».

С детьми также проводятся игровые упражнения, с помощью которых дошкольников учат правильно согласовывать слова в предложении. Например, при выполнении упражнения «Загадка» воспитанники, определяя родовую принадлежность имени существительного, ориентируются на окончания слов («Отгадай, о ком эти слова — о собаке или щенке: пушистая, добрая, веселая?» и т. д.). Подобные задания сложны для детей, особенно на первых порах. Поэтому воспитатель доброжелательно относится даже к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность, и они получили образец правильной речи (о щенке скажем —

веселый, о собаке — веселая; веселая. щенок — так нельзя сказать).

Пятый год жизни — период активного освоения способов словообразования. Словообразование, словотворчество приобретает взрывной характер, охватывает все части речи.

Однако при спонтанном развитии у некоторых детей наблюдается запоздалое освоение способов словообразования, они становятся активными словотворцами лишь на шестом году жизни. Такое запаздывание не очень желательно, так как в старшем возрасте у детей формируется критическое отношение к своей речи — они начинают стесняться экспериментировать со словами. Это неблагоприятно сказывается на освоении мотивированной лексики (производных слов).

Некоторое запаздывание периода словотворчества нередко является не особенностью индивидуального развития, а симптомом педагогического неблагополучия, на что необходимо обратить внимание и включать в занятия с такими детьми различные игры на словообразование.

Ребенок начинает подмечать связь структуры слова и функции предмета (человека, объекта), что проявляется в активном экспериментировании со словом. Происходит «взрыв» словотворчества: узорчивая, угольчатая (снежинка), собачоночка, сынок-слоненчик, я красавлюсь (примеры К.И. Чуковского из книги «От двух до пяти»). Ребенок начинает играть словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие их форм.

 Детям также  можно вводить «ситуацию письменной речи», когда взрослый записывает то, что диктует ребенок. Это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, что способствует развитию связной речи.

Источник

Игры

на  формирование  лексико-грамматического строя речи

детей 4-5 лет 

«Поиграем с мамой»

Один и много

Цель: образование множественного числа существительного (трудные формы)

Методические указания: 

В этой игре ребёнок должен обязательно сопровождать речь жестом. Показывай и называй

Это ухо, а это … (уши). Это рот, а это … (рты).

Это лев, а это … (львы).

Это пень, а это … (пни).

Это брат, а это … (братья).

                            Это сестра, а это … (сестры).

 

Это пальто, а это … (пальто).

Почитаем вместе

Цель: употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Я сейчас буду читать то, что здесь написано, а ты помоги мне, пожалуйста. Когда я покажу тебе картинку — назови то, что ты на ней увидишь.

На птичьем дворе много (уток), (гусей) и (кур).

На веревке много (полотенец), (простыней).

На рынке много (капусты), (яблок), (моркови), (огурцов).

На столе много (чашек) и много (блюдец)

Бабушка связала много (шарфов) и (носков).

Мы почистили много (сапог) и (ботинок).

У кого – кто

Цель: употребление существительных — названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.

Методические указания. Игра проводится в два этапа. На первом этапе ребёнок знакомится с животными, у которых названия детёнышей не вызывают затруднений. На втором этапе задача усложняется — «родители» и «дети» называются по-разному.

Задание можно выполнить дважды. Первый раз ребёнок называет детёнышей только в единственном числе (первый столбик), второй — в единственном и множественном числе.

Посмотри на картинки и скажи

 Вспомни, как зовут детёнышей этих животных.

У собаки — … (щенок). А это? (Щенята.)

У коровы — … (телёнок). А это? (Телята.)

У свиньи — … (поросёнок). А это? (Поросята.)

У курицы — … (цыплёнок). А это? (Цыплята.)

Что в магазине?

Цель: согласование прилагательного с существительным во множественном числе.

Методические указания. Начинает игру взрослый. Он даёт ребёнку образец ответа.

Читайте также:  Музей куда пойти с ребенком 5 лет

Ответь на вопрос.

У меня красное яблоко, а в магазине? В магазине красные яблоки.

У меня зелёный огурец, а в магазине? (В магазине зелёные огурцы.)

У меня тёплая куртка, а в магазине? (В магазине тёплые куртки.)

У меня новый самокат, а в магазине? (В магазине новые самокаты.)

У меня воздушный шар, а в магазине? (В магазине воздушные шары.)

У меня вкусный пряник, а в магазине? (В магазине вкусные пряники.)

У меня меховая шапка, а в магазине? (В магазине меховые шапки.)

У меня интересная книга, а в магазине? (В магазине интересные книги.)

Большой и маленький

Цель: согласование прилагательных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.

Я буду говорить о большом предмете, а ты — о маленьком.

Цветок красный, а цветочек красненький.

Яблоко сладкое, а … (яблочко сладенькое).

Чашка синяя, а … (чашечка синенькая).                

Ведро синее, а … (ведерко синенькое).

Морковь вкусная, а … (морковочка вкусненькая).

«У меня и у куклы».

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ход игры: взрослый показывает пару предметных картинок с изображениями девочки и куклы.

Взрослый: «Кого вы видите на картинках?»

Дети. Девочку и куклу.

Взрослый: «Сравните их по размеру».

Дети. Девочка большая, а кукла маленькая.

Взрослый: «Обратите внимание на обувь девочки и куклы.»

Дети: «У девочки обувь большая. У куклы обувь маленькая.»

Взрослый: «Послушайте, как я назову обувь куклы, чтобы было понятно, что она маленькая: у девочки сапоги, а у куклы сапожки.»

Ребенок: «У девочки туфли. У куклы туфельки.У девочки тапки. У куклы тапочки.У девочки кроссовки. У куклы кроссовочки. У девочки ботинки. У куклы ботиночки.»

                                                   «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: взрослый называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.

Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие) – кожаные, белые.

Шляпа (какая) – черная, большая…

Туфли (какие) – осенние, красивые… 

                                              «Кто где живёт?»

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

«Спрячь мячик»

Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций.

Оборудование:  мяч

Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: «Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула» и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.

«Чего не стало?».

Цель: развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных).

Ход игры: на столе корзина с овощами.

Взрослый: «Что это?» ( Овощи.)

Дети рассматривают и называют их.Обратить внимание детей на то, что овощи имеют разную форму, что они разные на ощупь.

Потом оставить на столе только 4 овоща. Назовите их и запомните. (Помидор,

Огурец, лук, редиска.)

«А теперь крепко закройте глаза. Проверим, как вы запомнили, что лежит на столе.»

Взрослый убирает со стола помидор и спрашивает, чего не стало.

(Не стало помидора.)

Упражнение повторяется 3-4 раза, каждый раз с новым набором овощей.

«Что в корзинке?»

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

«Расскажи о животном»

Цель: расширение и уточнение словаря. Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде).

Ход игры:

Перед ребёнком  картинки с изображением домашних животных.

Взрослый: «Кто на них изображен?»

Дети: «Домашние животные.»

Взрослый задаёт вопросы:

-Кто сможет сказать о животном, какое оно? Какой размер животного, цвет, рога? Подумай, какая корова, если у нее есть рога?»

Ребёнок: «Корова большая, рогатая, коричневая».

Аналогично рассказывают о козе (какого она размера, цвета? Какая она, если у нее есть борода)?

Ребенок: «Коза небольшая, белая, бородатая».

Аналогично рассказывают о кошке (какого она размера и цвета. Какая кошка, если у нее есть усы)?

Ребенок: «Кошка маленькая, рыжая, усатая».

Аналогично рассказывают о собаке (какая собака, если ее шкура покрыта пятнами, если у нее длинные уши? Какая она по размеру)?

Ребенок: «Собака небольшая, пятнистая, ушастая».

«Кто чем питается?»

Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже.

Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса или настоящие продукты.

Ход: Картинки с изображение пищи животных или настоящие продукты раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом (например:»Капустой») или предложением («Заяц питается капустой»).

«Кто какую пользу приносит?»

Цель: расширение и уточнение представлений о домашних животных. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, памяти. Совершенствование синтаксического строя речи, умения строить простые предложения из 3-4 слов.

Ход игры: взрослый показывает картинки домашних животных и предметные картинки

(мышь, коробка молока, дом, клубок шерсти)

Сейчас вы вспомните, какую пользу приносит человеку каждое из домашних животных, которых вы назвали, соедините линией животное с одним из предметов и расскажете, почему вы так сделали.

Дети по очереди берут фломастер и проводят линии от фигурки животного к одному из предметов.

1-йребёнок. Корова дает молоко.

2-й ребенок. Собака охраняет дом.

3-й ребенок. Кошка ловит мышей.

4-й ребенок. Коза дает шерсть.

Источник