Грамматические задания ребенку 5 лет

Евстигнеева Виктория Владимировна
Игры на формирование грамматического строя речи у ребенка 5–6 лет

«Скажи наоборот»

Цель:

усвоение образования слов во множественном числе.

Примерный речевой материал:

шар. (шары)

комар. (комары)

гриб. (грибы)

шкаф. (шкафы)

стол. (столы)

мяч. (мячи)

сапог. (сапоги)

петух. (петухи)

паук. (пауки)

пирог. (пироги)

дом. (дома)

глаз. (глаза)

лес. (леса)

окно. (окна)

ведро. (ведра)

корова. (коровы)

роза. (розы)

пила. (пилы)

лимон. (лимоны)

слива. (сливы)

тетрадь. (тетради)

книга. (книги)

кубик. (кубики)

ложка. (ложки)

мышка. (мышки)

«Чего много?»

Цель:

усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов;

кукла — много кукол;

гриб — много грибов;

карандаш — много карандашей;

ручка — много ручек;

стул — много стульев:

дерево — много деревьев;

перо — много перьев;

колесо — много колес;

тетрадь — много тетрадей.

«Мой—моя—мое—мои»

Цель :

упражнение в согласовании местоимения с существительным.

1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?», правильно согласуй местоимение с существительным.

Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;

валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

«Посчитай».

Цель:

практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается сосчитать их.

Образец ответа:

один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.

Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

«Услышь ласковое слово».

Цель:

освоение образования слов с помощью суффикса.

Примерный речевой материал:

лес — лесок;

голос — голосок;

петух — петушок;

старик — старичок;

друг — дружок;

снег — снежок;

бок — бочок;

круг — кружок;

береза — березка;

шуба — шубка;

лошадь — лошадка;

корова — коровка;

капля — капелька;

рука — ручка;

нога — ножка;

береза — березонька;

ночь — ноченька;

дочь — доченька;

Оля — Оленька;

рука — рученька;

нога — ноженька;

подруга — подруженька;

лиса — лисичка;

вода — водичка;

сестра — сестричка;

голова — головушка;

зима — зимушка;

зерно — зернышко;

перо — перышко;

крыло — крылышко;

гнездо — гнездышко;

бревно — бревнышко;

солнце — солнышко;

вода — водица;

каша — кашица;

кожа — кожица;

масло — маслице;

кресло — креслице;

платье — платьице;

письмо — письмецо;

пальто — пальтецо.

«Цепочка».

Цель :

упражнение в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

Примерный речевой материал:

кулак —. —.

нога —. —.

волос —. —.

плечи —. —.

нос —. —.

рука —. —.

клюв —. —.

усы —. —.

«Скажи правильно».

Цель:

упражнение в подборе глаголов.

Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

Примерный речевой материал:

Лодка (подплыла, отплыла) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола.

Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост.

«Ждем гостей».

Цель:

упражнение детей в словообразовании.

Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата — салатница.

Примерный речевой материал:

посуда для супа —.

посуда для хлеба —.

посуда для соуса —.

посуда для сливок —.

посуда для масла —.

посуда для конфет —.

посуда для молока —.

посуда для сухарей —.

«Подумай и назови».

Цель:

упражнение детей в образовании прилагательных от существительных

Предлагаем детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день.

Если на улице шум, то улица.

Если человеку сопутствует удача, то человек.

Если у человека талант, то человек.

Если весь день идет дождь, то день.

Если корова приносит людям пользу, то корова.

Если у человека есть здоровье, то человек.

Источник

Елена Давидко
Лексико-грамматические задания для детей 5–6 лет в помощь логопедам и родителям. Часть 1

В данной методической разработке представлено планирование коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников 5-6 лет, а также – различные игры и упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте.

Целью методической разработки является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с заключением «общее недоразвитие речи» может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Также методическая разработка может быть использована в работе логопеда,которая позволит:

• насытить логопедические занятия благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития слухового восприятия, внимания, памяти, мышления (формирование и развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации);

• обеспечить соответствие работы комплексно-игровому методу, который используется во всех коррекционных дошкольных учреждениях;

• поддержать взаимосвязь логопеда и воспитателя группы (использование воспитателем заданий по рекомендации логопеда будет способствовать закреплению навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации словарного запаса;

• облегчить работу специалистов в подборе материала для рекомендуемой родителям работы дома.

Надеюсь, что данная методическая разработка будет полезна и интересна вашим детям, удобна для логопедов, педагогов и родителей.

ТЕМА: ОСЕНЬ.

Выучить стих

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым дождем летят.

Один – много

Зонт – много зонтов.

Облако — …

Туча — …

Лужа — …

Листик — ….

Закончи предложение

Осенью часто идут ….

Первого сентября дети идут в …

Какое слово самое длинное?

Лужа, ветер, сыро, пасмурно.

Туча, погода, зонт, осень.

Исправь ошибку

Большая зонт.

Осенние месяц.

Яркий солнце.

Раннее весна.

Что не так?

Сентябрь – это летний месяц.

Весной листья желтеют и опадают.

Осенью птицы возвращаются к нам из теплых стран.

Какое слово отличается от других?

Лужа, лужа, стужа, лужа.

Туча, куча, туча, туча.

Дрова, трава, трава, трава.

Что лишнее?

Сентябрь, ноябрь, декабрь, октябрь.

Зима, весна, вторник, лето.

Подбери признак

Ветер (какой) – сильный, …

….

Погода (какая) — ….

….

Листья (какие) — …

….

Подбирать предметы к признакам.

Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес…

Осенняя – погода, ночь, непогода, одежда, сырость…

Осеннее – небо, пальто, дерево, ненастье…

Осенние – каникулы, листья, перчатки, заморозки…

Составьте рассказ про осень по плану.

• После какого времени года наступает осень?

• Назовите осенние месяцы.

• Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

• Чем занимаются люди в полях, садах и огородах?

• Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

• Какие праздники отмечают осенью?

ТЕМА: ОВОЩИ

Выучить стих

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный.

Пальчиковая гимнастика

У Лариски – две редиски. По очереди разгибают

У Алешки – две картошки. пальчики из кулачка, на-

У Сережки-сорванца – чинная с большого, на од-

Два зеленых огурца. ной или обеих руках.

А у Вовки –

Две морковки.

Да еще у Петьки –

Две хвостатых редьки.

Сосчитай до пяти

Один помидор, два ….

Одна морковь, ….

Одно растение, ….

Закончи предложение

Читайте также:  Занятия с ребенком 5 лет поделки

Пюре можно сделать из ….

Овощной салат делают из …

Мы поливаем грядку из ….

Исправь ошибку

Сладкая помидор.

Крупное кабачок.

Красные свекла.

Перекапывать грядка.

Подбери признак

Помидор (какой) – круглый, ….

….

Свекла (какая) — ….

….

Чеснок (какой) — ….

….

Что лишнее? Почему?

Огурец, репа, малина, картофель.

Лук, редис, помидор, гриб.

Сажать, поливать, пропалывать, стирать.

Скажи наоборот

Мелкий – крупный.

Сладкий — ….

Длинный — ….

Что общего и чем отличаются друг от друга?

Помидор и огурец.

Поле и грядка.

Подбери обобщающее слово

Лук, огурец, свекла и морковь – это …

ТЕМА: ФРУКТЫ.

Выучи стихотворение

Три яблока из сада ёжик притащил,

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок получила белка.

Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

Назови ласково

Яблоко – яблочко.

Вишня — …

Апельсин — …

Мандарин — …

Абрикос — ….

Сосчитай до пяти

Один персик, два …

Одно яблоко, ….

Одна слива, ….

Про что можно так сказать? (про какой фрукт)

Вкусный, сочный, ароматный. …

Вкусная, сочная, ароматная. …

Вкусное, сочное, ароматное. …

Вкусные, сочные, ароматные. ….

Исправь ошибку

Спелая фрукт.

Зеленый яблоко.

Желтое груша.

Кислая лимон.

Закончи предложение

Мама сварила яблочное …

Я люблю апельсиновый …

Варенье, компот и повидло варят из …

Какое слово самое длинное?

Груша, сок, апельсин, джем.

Фрукт, лимон, желе, мандарины.

Что не так? Почему?

Мама сварила картофельное повидло.

В саду растут овощные деревья.

Что лишнее?

Огурец, яблоко, слива, груша.

Ананас, гриб, персик, мандарин.

Лимон, абрикос, помидор, вишня.

Мой, моя, моё

Представь, что это твои фрукты.Ответь на вопросы:

Чей это лимон? – мой лимон.

Чья слива — ….

Чьё яблоко — ….

Чей персик — …

Чьи бананы — ….

Какой сок получится?

Из вишни – вишневый сок.

Из яблок — ….

Из апельсинов — …

ТЕМА: ОВОЩИ — ФРУКТЫ

Что не так? Почему?

Прочитать стих:

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много.Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем капустный сок,

Лук положим в кипяток.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Повторить пальчиковую гимнастику

«У Лариски – две редиски», «Апельсин».

Два — пять

Две груши, а пять груш.

Два помидора, а пять ….

Два яблока, а пять …. ….

Два огурца, а пять …. ….

Два апельсина, а пять ….

Исправь ошибку

Мишка Торопыжка прислал тебе письмо. В письме есть ошибки, которые нужно исправить (исправлять по названию фрукта).

«Здравствуй, дружок! Приезжай ко мне в гости. Я сварю к твоему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье. Торопыжка.»

Подбери признак

Помидор (какой) – круглый, ….

….

Груша (какая) — ….

….

Яблоко (какое) — ….

….

Морковь (какая) — …

….

Подбери обобщающее слово

Лук, огурец, свекла и морковь – это …

Слива, банан, груша, яблоко – это …

Отгадай загадки:

Хоть и очень кислый он,

В чай положим мы ….

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. …

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет ….

ТЕМА: «Деревья. Лес. Грибы. Ягоды.»

Выучить стих

Мы сегодня в лес пойдем,

Ягоды, грибы найдем,

Их в корзинку соберем

И домой их принесем.

Один – много

Дерево – много деревьев.

Осина — …

Желудь — ….

Дуб — …

Гриб — ….

Мухомор — …

Боровик — ….

Опенок — ….

Черника — ….

Малина — ….

Закончи предложение

В нашем дворе растет стройная …

Под дубом мы нашли много ….

Поганки кушать ….

Мама сварила очень вкусный грибной …

Мама сварила много черничного ….

Мы в лесу набрали много …. …

Я люблю компот из …. ….

Осенью в лесу ….

Скажи наоборот

Высокое – низкое.

Толстый — …

Холодный — ….

Узкая — ….

Съедобный — …

Маленький — …

Старый — ….

Подбирай, называй, запоминай

Подбери и назови как можно больше слов-действий

Ягоды на веточках (что делают) –растут, зреют, поспевают, наливаются соком, созревают.

Люди в лесу ягоды (что делают) — ….

Ножом грибы (что делают) — ….

В лесу люди осенью (что делают) — ….

Подбери обобщающее слово

Корни, ствол, ветки, листья – это …

Береза, липа, осина и клен – это ….

Ель и сосна – это ….

Сыроежки, боровики и опята – это. …. грибы.

Поганки и мухоморы – это …. грибы.

Черника, ежевика, земляника – это …

ТЕМА: ОДЕЖДА.

Выучи стихотворение

Маша варежку надела,

— Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла,

— Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь!

Здравствуй, пальчик, как живешь?

Чей? Чья? Чьи? Чьё?

я мама папа

Это чья шапка? – моя шапка мамина шапка папина шапка

Это чьи перчатки? — ….

Это чей шарф? — …

Это чьё пальто? — ….

Это чья куртка? — ….

Это чьи носки? -…

Что делают (шьют) из …

Меха – меховую шубу, шапку, жилет.

Кожи — …. ….

Ситца — …. ….

Шерсти — ….

Шелка — …

Скажи наоборот

Пальто длинное, а куртка …

Брюки грязные, а платье …. …

Футболка светлая, а сарафан. …

Носки короткие, а гольфы …. ….

Назвать одежду (головные уборы)

Летняя — …. ….

….

Осенняя — …..

….

Зимняя — ….

….

Что из чего?

Юбка из шелка – шелковая юбка.

Шуба из меха — ….…

Шорты из джинса — ….…

Варежки из шерсти — …

Футболка из трикотажа — ….

Фартук из ситца — ….

Сарафан из вельвета — ….

Шарф из шерсти — …

Куртка из кожи — ….

Подбирай, называй, запоминай.

Как появляется одежда? (что делают)— моделируют, выкраивают….

Покупая в магазине одежду, покупатель (что делает)

….

Ухаживая за одеждой, человек (что делает) — ….

….

ТЕМА: ОБУВЬ

Выучи стихотворение

Ты, сапожник, помоги,

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди,

Мы идем сегодня в гости.

Ты подошвы нам подклей,

Танцевать чтоб веселей.

Один – много

Сапог – сапоги – много сапог.

Туфля — ….

Ботинок — ….….

Босоножек — …. ….

Кроссовок — …

Тапок — …

Исправь ошибку

Летний обувь.

Зимний сапоги.

Теплая валенки.

Высокие каблук.

Скажи наоборот

Я обуваю сапоги, а я …. снимаю сапоги.

Я завязываю шнурки, …

Я застегиваю молнию, …

Я обуваюсь, ….

Назвать обувь

Летняя — …

Осенняя — ….

Зимняя — ….

Спортивная — ….….

Из чего – какой?

Туфли из кожи – кожаные туфли.

Сапоги с мехом — ….

Сапоги из резины — ….

Тапочки из вельвета — ….

Источник

Наталия Афанасьева
Картотека заданий по формированию лексико — грамматических представлений у дошкольников 5–7 лет

В картотеке собраны тренировочные упражнения, рассчитанные на развитие и усовершенствования лексико – грамматических представлений. Эти упражнения ребенок может выполнять под руководством родителей. Такие целенаправленные задания с детьми дают хороший результат.

1. Попросите ребенка назвать:

• свое имя, отчество и фамилию;

• свой возраст (желательно дату рождения);

• свой домашний адрес;

• свой город (село) и его главные достопримечательности;

• страну, в которой живет;

• фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;

• времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года,

загадки и стихи о временах года);

• части суток;

Читайте также:  Ложные позывы к мочеиспусканию у ребенка 5 лет

• дни недели;

2. Назвать части предмета:

— Чайник (ручка, крышка, носик, донышко).

— Грузовик (Кабина, фара, кузов, колесо, руль….).

-Стул (спинка, сиденье, ножки).

3. Назвать одним обобщающим словом, перечисленные предметы каждой логической группы:

а. чайка, орёл, голубь, ворона, сорока, воробей, соловей, сова, попугай, цапля, страус (дикие птицы);

б. бабочка, стрекоза, жук, паук, муха, комар, пчела, оса (насекомые);

в. сосна, ель, берёза, дуб, осина, клён, рябина, (деревья);

г. вишня, малина, клубника, земляника, крыжовник, смородина, клюква, брусника, черника, голубика (ягоды);

д. сапоги, валенки, туфли, ботинки, боты, кеды, тапки (обувь);

е. пила, топор, молоток, рубанок, клещи, отвёртка, дрель (инструменты);

ж. трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход, метро (транспорт);

з. платок, кепка, панама, шляпа, шапка (головные уборы);

и. учитель, повар, маляр, водитель, сапожник, почтальон (профессии);

к. ручка, книга, тетрадь, линейка (школьные принадлежности).

4. Назвать предметы, относящиеся к различным логическим группам.

Например, спрашиваете ребенка о том, КАКИЕ ОН ЗНАЕТ ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПРОФЕССИИ, ЯГОДЫ, ПРОДУКТЫ. Ребенок должен подобрать или назвать не меньше 5-6 слов.

5. Ответь на вопросы:

а. Кто как подаёт голос?

корова мычит

лошадь.

коза.

свинья.

собака.

кошка.

ворона.

кукушка.

утка.

гусь.

курица.

б. Кто как ест?

собака кость грызёт

кошка молоко лакает

курица зерно.

корова траву.

г. Кто, чем занимается?

повар варит

врач.

маляр.

художник.

швея.

уборщица.

фотограф.

продавец.

6. Назвать противоположные по смыслу слова:

добрый — злой

чёрный —

длинный —

высокий —

широкий —

толстый –

ломать –

ссориться –

завязывать –

ломать –

быстро –

громко —

7. Образование множественного числа имен существительных:

Слон – слоны

Глаз – глаза

Окно – окна

Стул – стулья

Дерево – деревья

Ухо – уши

Яйцо — яйца

8. Согласование существительных с числительными:

Одна машина, а пять.

Одна рыба, а семь.

Один стул, а пять.

Одно ухо, а шесть.

Один лоб, а пять.

Один дом, а шесть.

9. Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.

Большой стол, а маленький столик.

Большой гриб, а маленький.

Большая нора, а маленькая.

Большой палец, а маленькая.

Большой стул, а маленькая.

Большая книга, а маленькая.

Большой жук, а маленький.

Большой ковер, а маленький.

Большое ведро, а маленький.

Большой топор, а маленький.

Большое зеркало, а маленькое.

Большая кукла, а маленькая.

10. Образование относительных прилагательных:

Тарелку из фарфора — фарфоровая тарелка

Шкаф из дерева. ….

Мяч из резины….

машина из железа…

Стакан из стекла…

Кораблик из бумаги…

Дом из камня…

Кукла из пластмассы….

Сумка из кожи…

Шуба из меха…

Лист берёзы…

Сок лимона…

Иголки сосны…

Сок апельсина …

Лист дуба…

Фонарь, который можно носить в кармане…

Магазин, в котором продаются книги…

Стол, за которым обедают….

11. Назвать детенышей у животных.

У коровы – теленок, у овцы – ягненок,

у лошади -, у свиньи -, у собаки -…

12. Закончить следующие предложения.

Откуда мы возьмём ручку, если она НА СТОЛЕ? (СО СТОЛА).

Откуда мы достанем ручку, если она упала ПОД СТОЛ? (ИЗ-ПОД СТОЛА).

Откуда мы достанем мяч, если он закатился ПОД ШКАФ? (ИЗ-ПОД ШКАФА).

Откуда мы возьмём тапки, если они ПОД СТУЛОМ? (ИЗ-ПОД СТУЛА).

Откуда выйдет мальчик, если он стоит ЗА КРЕСЛОМ? (ИЗ-ЗА КРЕСЛА).

Откуда выедет машина, если она остановилась ЗА УГЛОМ (ИЗ-ЗА УГЛА).

Использованная литература

1. Лалаева И. Р. Нарушения чтения и пути их коррекции младших школьников. Издательсто «Союз», 2009г.

2. Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Подготовка к школе: речь, письмо, математика. СПб: «Дельта», 2007г.

3. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. Издательство «ТЦ Сфера», 2015г.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М. :Айрис – пресс, 2009г.

Источник

Елена Давидко
Лексико — грамматические задания для детей 5–6 лет в помощь логопедам и родителям. Часть 3

ТЕМА: Дикие животные и их детеныши.

Выучить стих

Белка, еж, медведь и заяц,

Волк, лиса, лось и барсук –

Это дикие животные,

Все они живут в лесу.

Составь семью

Лис – лисица, лиса – лисята.

Заяц — …. ….…. ….

Лось — ….….…

Олень — …. ….…

Еж — ….….….

Волк — ….

Медведь — …

Какой, какая? (подобрать 3-5 определений)

Медведь – большой, бурый, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный.

Заяц — ….

Лиса — ….….…. …. …

Скажи наоборот

Лось большой, а еж. …

У зайца уши длинные, а у медведя ….

У лисы хвост длинный, а у зайца …

Белка слабая, а медведь …

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

хвост голова ухо ноги (лапы)

Лиса — ….

Волк — ….

Заяц — ….

Белка — ….

Медведь — …

ТЕМА: Рыбы.

Выучить стих «Пруд»

На закате дремлет пруд.

По воде круги плывут –

Это маленькие рыбки

Разыгрались там и тут.

Любо им водой плеснуть,

Чешуёй на миг блеснуть, —

Рыбкам выпрыгнуть на воздух –

Все равно что нам нырнуть.

Один — много

Судак – судаки – много судаков.

Щука — …. ….…. ….

Лещ — ….….…

Рыба- ….

Что лишнее?

• Жабры, чешуя, руки, плавники.

• Акула, дельфин, паук, щука.

• Река, море, озеро, небо.

Подобрать родственные слова

Рыба — ….

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

хвост голова туловище плавники

Рыба — ….

Щука — ….

Акула — …

Объясни,почему так говорят:

Молчит как рыба …

Наклеить картинки рыб.

ТЕМА: Защитники Отечества.

Пальчиковая гимнастика «Бойцы — молодцы»

Пальцы эти – все бойцы, Показать раскрытые ладони.

Удалые молодцы. Сжимать пальцы в кулаки и поочередно

Два – больших и крепких малых разжимать пальцы на обеих

И солдат в боях удалых. руках одновременно, начиная

Два – гвардейца-храбреца, с больших.

Два сметливых молодца.

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два – мизинца-коротышки –

Очень славные мальчишки! Сжимать и разжимать кулаки.

Один — много

Смелый летчик – смелые летчики.

Боевой корабль — …. ….….

Железная каска — ….…

Военный самолет- ….

Скажи какой

Защитник Отечества (какой) – смелый, храбрый, отважный,

Посчитайте боевую технику:

Один танк, два танка,, пять танков.

Один самолет, два самолета,, пять самолетов…и т. п.

Что лишнее?

• Пистолет, лопата, пулемет, винтовка.

• Летчик, моряк, продавец, разведчик.

Кому что нужно?

Что нужно танкисту? – Танкисту нужен танк.

Чем управляет летчик? – Летчик управляет самолетом.

Что нужно солдату? — ….

Чем управляет моряк? — ….

ТЕМА: Дом. Наш город.

Пальчиковая гимнастика

На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу

дома – пальцы левой и правой рук

соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты

ладонями к себе, средние пальцы

соприкасаются друг с другом, большие

пальцы – вверх («ворота»).

Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно

друг другу.

В этот домик приглашаем. «Дом»

Дети должны знать:

• Выучите с детьми домашний адрес, объяснить ребенку, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом – свой номер;

Помогите ребенку запомнить название главной улицы города, главной площади, моря, реки;

• Во время прогулки по городу обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, кирпичные, деревянные).

Без чего не бывает дома?

Не бывает дома без …. …

….

Один — много

Дом – дома – много домов.

Дверь — …

Окно — ….

Забор — …

Потолок — …

ТЕМА: 8 Марта.

Подбери признак

Мама (какая) — ….

….

Бабушка (какая) — …

….

Сестра (какая) — ….

….

Мама умеет (закончи предложение)

Читайте также:  Роль игры в жизни ребенка 5 лет

Мама квартиру ….

Мама обед. …. ….

Мама белье. ….…

Мама пыль. ….

А вы маме должны ….

Запомни, повтори (развитие слуховой памяти)

• Мама, бабушка, дочка, сестра, тетя.

• Солнце, мимоза, цифра восемь, торт.

• Сосулька, подснежник, ручей, теплый, почки.

Придумать рассказ на тему «Мамин праздник» и нарисовать сюжет.

• Какого числа отмечается этот праздник?

• Кого поздравляют в этот день?

• Какие подарки ты приготовил (а) маме и бабушке?

• Как Вы отмечаете этот праздник?

Как помогал (а) в этот день маме и бабушке?

ТЕМА: Весна.

Выучить стих

Ушла зима, пришла весна,

Нас очень радует она!

Небо синеет и солнышко греет.

Подснежник цветет

И трава зеленеет.

Дети должны знать:

• названия весенних месяцев;

• о сезонных изменениях, связанных с приходом весны;

• что весной бывает женский праздник – 8 Марта и День Победы.

Без чего не бывает весны?

Не бывает весны без …

….

Что делает? Что делают?

Солнце весной (что делает) — припекает, ласкает, …

Листья на деревьях (что делают) — ….

Травка (что делает) — ….….

Ручьи (что делают) — ….

Скажи правильно (развитие слухового внимания)

Порхают птички или лисички?. …

Тает снежинка или слезинка….

Журчат ручьи или грачи? …

Набухают листочки или почки?.….

Прилетают птички или насекомые? ….

Подбирай, называй

Весна (какая) – ранняя, долгожданная, ….

….….

Солнце (какое) — …

….….

Какой день?

Март – мартовский день.

Апрель — …. ….

Май — …. …. ….

Солнце — ….

Ветер — …. ….

Весна — ….

Дождь — ….

Тепло — ….

Облако — ….

Что лишнее? Почему?

Март, апрель, декабрь, май.

Капель, солнце, мороз, проталины.

Составьте рассказ про весну по плану.

• После какого времени года наступает весна?

• Назовите весенние месяцы.

• Что происходит весной в природе, в жизни зверей и птиц?

• Какую одежду и обувь носят весной? Почему?

• Какой праздник отмечают весной?

ТЕМА: Перелетные птицы.

Выучить стих

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей …

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Один – много (кого)

Грач – грачи много – грачей.

Аист — …. …

Скворец — ….…

Журавль — ….

Утка — …. ….

Ласточка — ….….

Лебедь — …. ….

Кукушка — …

Птица — ….

Гнездо — ….

Птенец — …

Назови птенца

Грач – грачонок – грачата.

Журавль — …

Лебедь — ….….

Утка — ….….

Аист — …. ….

Кукушка — .….….

Скворец — ….

Скажи наоборот

Аист большой, а скворец ….

У аиста шея длинная, а у кукушки. ….…

У скворца грудка черная, а у ласточки …. ….

Аист белый, а грач ….

У аиста перья крупные, а у ласточки …

Исправь ошибки

Птенцы высиживают яйца. -. ….

Из яиц птиц вылупились крокодильчики. — ….…

Дети сделали для аистов скворечники. — ….

Тело птицы покрыто шерстью. — ….

Скворец живет в будке. — ….

Скажи по-другому.

У утки короткий хвост, значит она (какая) – короткохвостая.

У грача острый клюв, значит он (какой) — ….

У ласточки длинный хвост, значит она (какая) — ….

У соловья звонкий голос, значит он (какой) — ….

Отгадать загадки

Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца. ….

Кто на елке, на суку

Счет ведет: ку-ку, ку-ку. ….

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится? …

На шесте – дворец,

Во дворце – певец. ….

ТЕМА: Транспорт

Выучить стих

Нажал водитель на педаль,

И побежал автобус вдаль.

Автобус набирает ход.

Водитель песенку поет.

Родителям рекомендуется

• Вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта;

• Побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения, а также о профессии шофера (водителя);

•На какие виды делится транспорт: наземный, водный, воздушный;

• Назвать наземный транспорт, водный и воздушный; закреплять названия частей.

Один – много (кого)

Машина – машины – много машин.

Поезд — …. …

Автобус — ….…

Велосипед — ….

Самолет — ….

Вертолет — ….….

Ракета — …. ….

Лодка — ….…

Пароход — ….

Кто чем управляет?

Автомобилем — …

Поездом — …

Самолетом — …. ….….

Пароходом — …. ….….

Скажи наоборот

Теплоход большой, а катер …. ….

Поезд длинный, а автобус ….…

Трамвай тяжелый, а велосипед …. ….

Самолет быстрый, а лодка ….

Назови одним словом

Если у мотоцикла два колеса, то он …. двухколесный.

Если у велосипеда три колеса, то он ….….…

Если у машины четыре колеса, то она. ….

Если у корабля две палубы, то он ….

Если у парохода три трубы, то он ….

Если у самолета четыре мотора, то он ….

Из чего – какой?

Корпус самолета из металла – металлический корпус.

Палуба из дерева — ….

Руль из пластмассы — …. Сиденье, обшитое кожей -. ….

Фара из стекла — ….

Колесо из резины — …

Что лишнее? Почему?

• Пароход, лодка, самолет, парусник.

• Самолет, вертолет, ракета, велосипед.

• Автомобиль, корабль, автобус, поезд.

ТЕМА: Профессии

Выучить стих

Чтоб здоровыми мы были,

Звуки все произносили,

Кто заботится о нас?

Логопеды – это раз,

Воспитатель, медсестра,

И, конечно, повара.

Кто что делает?

Учитель – учит читать, писать, считать

Строитель — ….….

Повар — ….….

Парикмахер — …

Врач — …

Водитель — …

Фотограф — …

Портной — ….

Писатель -….

Продавец — …

Кому что нужно для работы?

Парикмахеру – ножницы, расческа, фен, бигуди.

Врачу — …. …

Художнику — ….…

Маляру — …. ….

Продавцу — …

Плотнику — …

Исправь ошибки

Сапожник шьет одежду, а портной шьет обувь.

….

Продавец выдает книги, а библиотекарь продает книги. …

Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы. ….

Учитель лечит больного, а врач учит учеников.

Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.

….

Назови профессию

Кто носит багаж?- носильщик.

Кто сваривает трубы? — …. ….

Кто вставляет стекла? — …. …

Кто работает на кране? -. …

Кто чинит часы? — …. ….

Кто водит транспорт?

Трактор водит – тракторист.

Поезд водит — ….…

Машину водит — …. …. ….

Самолет водит — …. …

Ракету водит — ….….

Танк водит — …. …

Доскажи словечко

Саша гордо самолет

На веревочке везет.

Он готовится к полетам,

Значит, вырастет …

У художника сестренка

Петь умеет очень звонко.

Подпевают Насте птицы,

Значит, вырастет …

У певицы есть соседи –

Близнецы Денис и Федя.

Воду варят вечерами,

Значит будут ….

ТЕМА: Космос.

Выучить стих

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Родителям рекомендуется:

• Объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;

• Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов, космической техники;

• Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю. Гагарине.

Один – много

Спутник – спутники.

Космонавт — …

Звезда — …

Планета — ….

Ракета — …

Луноход — …

Есть — нет

Космонавт – нет космонавта

Звезда — ….…

Планета — …. ….

Спутник — …. ….

Добавь нужное слово

Юрий Гагарин на ракете в космос ….

Вокруг Земли …

Обратно на Землю …

Источник