График занятий с ребенком 4 года дома
Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?
Особенности возраста
- Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
- После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
- Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
- Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием.
- Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.
Что должен уметь ребенок?
Большинство детей в 4-4,5 года умеют:
- Бегать, сохраняя равновесие при изменении направления или темпа движения.
- Стоять на 1 ноге несколько секунд, а также несколько раз быстро подпрыгивать из этого положения.
- Прыгать вперед на обеих ногах.
- Спрыгивать с небольшой высоты (до 20 см).
- Ходить по скамейке, удерживая равновесие.
- Играть с мячом – бросать и ловить, попадать в предметы с расстояния.
- Кататься на велосипеде.
- Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу.
- Играть с другими детками в группе или в паре.
- Правильно называть множественное число существительных.
- Верно употреблять предлоги.
- Не реагировать истерикой на разочарование или обиду.
- Заботиться о животном.
- Следить за собственной гигиеной (самостоятельно ходить в туалет, применять туалетную бумагу, включать кран).
- Аккуратно есть с использованием ложки и вилки.
- Помогать родителям в уборке.
- Сдержанно вести себя на людях.
- Знать некоторые буквы.
- Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.
- Отличать живое и неживое.
- Понимать сюжет мультфильма или спектакля.
- Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.
- Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.
- Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.
- Раскрашивать рисунки без выхода за границы.
- Соединять точки линией.
- Нанизывать пуговицы и бусинки.
- Знать времена года, явления погоды, а также части суток.
- Определять пропавший предмет.
- Пересказывать сказку.
- Находить различия между двумя изображениями.
- Складывать пазлы из 2-4 элементов.
- Обобщать предметы в группы.
- Находить одинаковые пары предметов.
- Определять лишние предметы.
- Знать геометрические фигуры, а также цифры до 10.
- Пользоваться ножницами.
Рост и вес
По сравнению с показателями в 3 года, к четырехлетию вес малыша увеличивается примерно на 2000-2200 грамм, а рост – на 7-8 сантиметров. Чтобы ориентироваться, в каком темпе проходит физическое развитие ребенка, врачи и родители сравнивают показатели малыша с нормами, выведенными для детей этой возрастной категории определенного пола (у девочек, как правило, показатели более низкие). Средние значения и границы нормы мы представили в такой таблице:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Виды развития ребенка
Физическое
Ребенок в четырехлетнем возрасте должен достаточно двигаться, повышать свою ловкость, координацию и выносливость. В этом и цель физического развития малыша, включающего гимнастику, танцы, физические упражнения с мамой, плавание, езду на велосипеде, подвижные игры и много других вариантов активности.
Гимнастику, включающую динамические упражнения, важно проводить минимум 2 раза в неделю. Ее выполняют днем, задолго до сна, в проветренной комнате и желательно в группе деток. Оптимальная длительность такой гимнастики – 20-25 минут.
Психическое
Психика четырехлетки развивается очень активно и спектр эмоций малыша расширяется. Кроме того, дети в 4-5 лет весьма восприимчивы к реакции взрослого. Если родители или воспитатели относятся к малышу одобрительно и уважительно, это помогает в формировании позитивного представления ребенка о себе.
Занятия для психического развития детей 4-4,5 лет включают упражнения, влияющие на внимание малыша, а также память и мышление. Ребенку предлагают:
- Обобщать предметы по какому-либо признаку.
- Собирать состоящую из 3-4 частей картинку.
- Определять сходство и различие в рисунках и игрушках.
- Выбирать из группы предметов одинаковые.
- Повторять определенную последовательность движений, которые показал взрослый.
- Собирать из конструктора постройки, ориентируясь на образец.
- Определять в группе предметов лишний, после чего объяснять свой выбор.
- Находить антонимы к словам.
- Запоминать сюжет рисунка.
- Пересказывать сказку.
- Наизусть рассказывать потешки и стишки.
- Описывать яркое событие, которое произошло недавно.
Для тернировки памяти проводите с крохой занятия, показанные в следующем видео от SovaFilmProduction.
Эмоциональное
Развитие эмоций 4-летнего ребенка является важной частью полноценного развития крохи. Ребенок этого возраста начинает разбираться во взаимоотношениях людей, может заметить, что у человека рядом поменялось настроение, умеет выражать собственные эмоции.
Четырехлетка умеет сочувствовать и проявлять внимание. Ребенок ощущает, как к нему относятся.
Сенсорное и музыкальное
Сенсорное развитие ребенка воздействует на органы чувств малыша, отвечающие за слух, нюх, осязание. Ребенку предлагают определять характеристики предметов на ощупь. Так малыш узнает, что предметы бывают твердыми или мягкими, шершавыми или гладкими, теплыми или холодными. Также в занятия для сенсорного развития включают игры, связанные с запахами и вкусами.
К четырехлетнему возрасту ребенок уже знаком с некоторыми музыкальными инструментами, небольшими произведениями, музыкой с разным ритмом. У ребенка уже есть любимые мелодии, услышав которые, кроха будет подпевать.
Речевое
Развитие речи крайне важно для каждого ребенка 4-летнего возраста. В первую очередь на него влияет общение малыша с взрослыми, а также с другими детьми. Это увеличивает словарный запас карапуза, учит его строить предложения и выражать свое мнение словами. В 4-летнем возрасте многие дети еще не выговаривают шипящие и «р», поэтому с четырехлетками в форме игр часто проводят занятия на произношение этих звуков.
Чтобы стимулировать развитие речи детей 4-4,5 лет, можно:
- Учить с ними стишки и песенки.
- Рассматривать картинки с сюжетом и обсуждать их.
- Рассматривать сказку в картинках и воспроизводить ее сюжет.
- Вместе с мамой читать рассказы и обсуждать их.
- Слушать сказки в аудиозаписи.
- Разгадывать загадки.
- Обсуждать перед сном, как прошел день.
- Заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Изучать буквы и звуки.
- Определять первую букву в слове, разделять слова на слоги.
Спойте с ребенком следующую песенку-потешку канала Люляби TV.
Если ребенок в 4 года имеет маленький словарный запас или формулирует предложения со сложностью, необходимо оценивать динамику его речевого развития. Подробнее смотрите в видео Е. Комаровского.
Мелкая моторика
Развитие моторики считают очень важным пунктом плана развития малышей младшего возраста. Занятия для мелкой моторики стимулируют речевое развитие посредством воздействия на зону мозга, отвечающую за речь. К таким занятиям относят игры с песком, кубиками, конструкторами, бусинами, крупой, фасолью. Выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику, завязывайте узлы на шнуре, застегивайте-расстегивайте молнии, кнопки, пуговицы, крючки. В 4-летнем возрасте к лепке и рисованию добавьте поделки, для которых нужно что-то вырезать ножницами и приклеивать.
Для развития мелкой моторики ребенка можно использовать обычную крупу. Как провести такое занятие, смотрите в видео канала ТСВ «Мамина Школа».
Познавательное
Ребенок четырех лет активно познает мир, а развитие его познавательной сферы должно быть направлено на улучшение памяти, мышления, логики, внимания.
Обычно занятия для познавательного развития 4-летнего ребенка имеет определенную тему, например «домашние животные», «весна», «вода», «наземный транспорт», «профессии», «ночь» и другие. По такой теме с ребенком организовываются игры, во время которых кроха будет определять цвета, тени, формы, отличия и схожие элементы, части целого, обобщающие свойства, лишнее, противоположности, недостающие элементы и многое другое.
Для развития внимания
Ребенку 4-5 лет важно научиться сосредотачиваться на определенном задании, а также замечать небольшие детали. Эти навыки понадобятся ему в будущем для успешного обучения в школе.
Чтобы развить внимание 4-летнего крохи, можно предлагать ребенку:
- Повторять действия за мамой, например, присесть – встать – закрыть глаза – потрогать себя за ухо – открыть глаза – отвести руку в сторону.
- Играть с мячом в «съедобное-несъедобное», «летающее-не летающее».
- Зачеркивать в напечатанном тексте определенную букву. Для усложнения этого задания одну букву можно зачеркивать, а вторую – подчеркивать.
- Мама притрагивается к частям лица и называет их, ребенок должен повторять ее действия. Затем мама начинает «ошибаться».
Математическое
Для 4-летнего ребенка изучение математики должно быть увлекательной и веселой игрой. Учить кроху математике удобно во время прогулки, например, считать ступеньки, проезжающие автомобили, дома, птиц. Для объяснения простых примеров можно применять пальцы или специальные палочки для счета.
Творческое
Занятия, направленные на творческие способности ребенка, нравятся большинству деток. К ним относят рисование, создание разных поделок и аппликаций, занятия лепкой из соленого теста или пластилина, а также ролевые игры.
Диагностика развития
Родителей должно насторожить, если в 4 года ребенок:
- Не может спускаться по лестнице чередующимися шагами.
- Не называет имя и фамилию, а также свой пол.
- Не умеет обобщить несколько предметов одним словом.
- Не способен выучить короткий стих.
- Не запоминает сюжет рассказа.
- Не может посчитать до 5.
- Не знает простые геометрические фигуры.
- Не знает основные цвета.
- Не может построить из кубиков мост по образцу.
- Не может собрать пирамидку из 5 деталей.
- Проявляет жестокость к животному, игрушке или другому ребенку.
- Вялый и апатичный в течение дня, либо, напротив, часто возбужденный.
Игры для развития речи
- Игра «что бывает». Спрашивайте ребенка, какие предметы могут быть длинными, острыми, круглыми, твердыми, ароматными, синими, жидкими и так далее.
- Игра «что случится, если». Обсуждаем с ребенком заданные ситуации, например «что случится, если в воду упадет мяч», «что произойдет, если я упаду в снег».
- Игра «что можно сделать». Спрашиваем малыша, что можно делать с яблоком, мячиком, водой, печеньем, песком и так далее. Другим вариантом такой игры будет обсуждение «с чем можно делать» – пить, есть, шить, насыпать, купить.
- Игра «что где». Спрашиваем карапуза, что находится в прихожей, в детской, на кухне. Затем просим сказать, в какой комнате сковородка, шкаф, телевизор и так далее.
- Игра «угадай кто». Описываем животного несколькими словами и предлагаем крохе угадать. Например, «угадай кто пушистый, рыжий и хитрый».
- Стимулируем произношение шипящих. Шипим, как змея, прогоняем воробья «кыш-кыш», проговариваем чистоговорки с «ш», жужжим как муха, повторяем чистоговорки с «ж», поочередно жужжим и шипим. Чтобы ребенок отличал «с» от «ш», произносим их по очереди. Для отличия «ш» от «з» представляем себя мухой, а затем комариком. Для произношения звука «ч» предлагаем малышу представить себя паровозиком.
- Выполняем гимнастику для языка и губ. Улыбаемся с беззвучным произношением «и» (как лягушка), вытягиваем губы вперед с беззвучным «у» (как слон), открываем и закрываем рот без звуков (как рыба), открыв рот, двигаем языком вверх-вниз (как качели) и в сторону к каждому углу рта (как часы), держим расслабленный язык на нижней губе (как лопата), вытягиваем язык вперед (как игла).
Для постановки звука «Р» сделайте упражнение «Змейка», показанное логопедом Юлией Орловой.
Артикулляционная гимнатика поможет ребенку говорить звук более чисто. Выполните с крохой задания из следующих видео, показанные логопедом Татьяной Лазаревой.
Примерная программа упражнений на неделю
Занятия для развития ребенка 4 лет стоит планировать заранее, причем лучше всего – на неделю. Так вы не упустите важные для вашего малыша виды развития, не перегрузите кроху и сможете подготовить все материалы заранее. В составлении недельного плана развивающих занятий в возрасте 4-4,5 лет в первую очередь учитывают, посещает ли малыш детский сад. Если кроха весь день в саду, то нужно уяснить такие моменты:
- У ребенка в саду уже есть ежедневные развивающие занятия и регулярная физическая активность.
- Заниматься с малышом дома получится лишь вечером и в выходные.
- В вечернее время не следует планировать активную деятельность.
- После возвращения из сада остается не так много времени на занятия, поэтому, как правило, планируют лишь 1-2 занятия.
- Стоит узнать, по какой программе занимаются с малышом в саду, чтобы не дублировать занятия, а дополнять их.
Для ребенка, который пока не посещает детское учреждение, план занятий будет более обширным. При его составлении учитывают интересы крохи, имеющиеся навыки, посещение школы развития или спортивной секции.
Мы предлагаем такую приблизительную недельную программу развивающих занятий для 4-летнего ребенка:
Как воспитывать ребенка от 3х до 6 лет, смотрите в видео канала Воспитание. ТВ.
Советы
- В 4-летнем возрасте ребенка можно записать на некоторые спортивные секции. Посещение спортивных занятий не только даст возможность тратить энергию, но и поможет освоить новые навыки и понять, что такое дисциплина.
- Чаще хвалите ребенка и уделяйте ему достаточно внимания. Малыш стал более взрослым, но еще нуждается в родителях.
- С 4-летнего возраста ребенка можно водить в кинотеатр, цирк и подобные места. Чтобы знакомство с таким вариантом времяпровождения прошло успешно, не берите сразу же билеты в первый ряд.
- Слыша каждый день сотни детских вопросов, важно оставаться терпеливым и мудрым родителем. Не отказывайтесь отвечать крохе, даже если не знаете, что сказать. Вместе поищите ответ и утолите детское любопытство.
- Малыша 4-5 лет можно начать обучать иностранным языкам. Занятия, конечно же, должны быть в виде игры.
Уход и режим
Для нормального развития четырехлетнего ребенка важно поддерживать его здоровье, поэтому родителям следует уделять внимание режиму дня карапуза и уходу за малышом:
- Ребенку следует обеспечить полноценный отдых. В сутки 4-летние дети спят в среднем 11-12 часов. Многие четырехлетки протестуют против дневного сна, но медики делают акцент на том, что деткам этого возраста отдых днем еще необходим.
- Ежедневно утром в режиме 4-летнего ребенка присутствуют уже привычные гигиенические процедуры. Малыш самостоятельно умывается, чистит зубы, посещает туалет, причесывается. Мыть руки после прогулки и перед едой четырехлеткам еще часто приходится напоминать.
- У ребенка должны быть ежедневные прогулки, на которых четырехлетний малыш будет достаточно двигаться. К тому же, гулять можно вместе с друзьями, придумывая подвижные и захватывающие игры.
- Если родители занимаются закаливанием ребенка с раннего возраста, но такие процедуры продолжают и проводят систематично.
- С 4-летними детьми гуляют дважды в день, подбирая одежду по погоде.
- Питание деток этого возраста предусматривает четыре приема пищи с паузами между ними 3-4 часа. Питательность рациона 4-летнего ребенка в день составляет около 1700 ккал. Подробнее об этом читайте в статье про меню ребенка от 4 до 6 лет.
Источник
Зачастую режимом дня ребенка в 4 года занимаются в дошкольном учреждении. Родителям остается только подстроиться под него. Такой подход вполне оправдан, потому как в детском саду при составлении графика учитываются медицинские нормы. А вот взрослым, чьи дети большую часть времени находится дома, стоит ознакомиться с рекомендациями врачей и педагогов на этот счет.
Коротко о нормах развития
Возраст 4 года – это время непоседливости, шалостей, подвижных игр. Ребенок много спрашивает и пробует рассуждать, иногда выдавая «перлы», которые так смешат родителей. Четырехлетка активно заводит друзей, устанавливает различные социальные связи и пробует самоутвердиться – например, посредством демонстрации интересных игрушек или физических умений.
Если обратиться к медицине, то нормы развития для 4 лет таковы:
- Речь. Ребенок строит предложения из 6-8 слов, правильно употребляет предлоги, пересказывает сказки, знает 2-3 стиха наизусть. Он может найти предмет по описанию, рассказать о событиях за день, знает свои фамилию, имя и адрес проживания. Речевой арсенал – 1000–3000 слов.
- Мышление. Ребенку легко дается счет до 9,он соотносит звуки и буквы, отгадывает загадки и осиливает простые головоломки. Ему по силам собрать конструктор по нарисованному примеру, найти отличия на картинке, вставить недостающие детали пазла. Длительность концентрации внимания увеличивается до 5 минут.
- Физические способности. К 4 годам совершенствуются координация, ловкость, мелкая моторика. Ребенок способен нанизать на леску крупные бусины, начертить непрерывную линию, заштриховать простую фигуру. Он может застегнуть молнию на одежде, развязать шнурки, хорошо владеет вилкой и ложкой.
В 4 года ребенок испытывает потребность проявить себя как личность. Иногда его поведение оставляет желать лучшего. Задача родителей не ругать, а поддержать и направить силы малыша в правильное русло.
Рекомендации по организации дня
Организовать день четырехлетки не так просто, как кажется на первый взгляд. В этом возрасте детям свойственно всему противоречить. Чтобы нововведения прошли безболезненно, важно сделать переход плавным. При этом родитель должен четко понимать, для чего режим дня нужен, и не отступать от задуманного.
Главные правила:
- Не принуждать ребенка силой. Только увлекать, предлагая схожие альтернативные варианты.
- Соблюдать систематичность. Не отступать от графика ни на день, за исключением действительно веских причин (путешествие, тяжелая болезнь).
- Сохранять спокойствие и проявлять терпение. Раздражение и нервозность родителя – знак для ребенка, что его ждет что-то неприятное.
Сон
Для ребенка 4 лет дневной сон все еще остается обязательным. По мнению медиков, детям необходим отдых вплоть до 7 лет. Беспрерывное бодрствование с утра до позднего вечера перегружает нервную систему, истощает физические силы, сказывается на развитии и здоровье малыша. Ближе к ночи ребенок становится плаксивым, капризным, может устраивать беспричинные истерики, часто просыпаться ночью.
Нормы официальной медицины для 4 лет:
- общее количество сна – 12-13 часов;
- дневной сон – 2-2,5 часа;
- оптимальный ночной промежуток – с 21:00 до 08:00, дневной – с 12:00 до 15:00.
Исключением из правил являются случаи, когда отсутствие сна днем ребенок переносит безболезненно. Однако поправка распространяется только на детей старше 5 лет.
Если ребенок категорически противится дневному сну, стоит предложить альтернативу – отдохнуть лежа в течение 1-2 часов. Можно включить спокойную музыку, сделать полумрак в комнате, задернув шторы. Почитать сказку. С большей вероятностью через 6-7 таких сеансов малыш начнет засыпать.
Еда
Ребенок в 4 года очень активен и расходует много энергии на игры. От качества питания зависит выносливость малыша, способность к обучению, рост. Лучше всего, если ребенок ест по часам. Прием пищи в одинаковое время способствует выработке желудочного сока. В результате повышается аппетит, еда хорошо переваривается и усваивается.
Педиатры дают следующие рекомендации по питанию ребенка 4 лет.
- Четыре приема пищи за день: завтрак, обед, полдник, ужин. Второй завтрак добавляется исходя из потребностей конкретного ребенка.
- Разовая порция – 500 грамм вместе с питьем.
- Суточный объем калорий – 1700. Из них по 20-25% должны приходится на завтрак и ужин, 40-45% – на обед, остаток – на полдник.
- Объем выпиваемой жидкости за день – 1 л.
- Ежедневный рацион должен обязательно включать 100-200 г нежирного мяса, 250 г фруктов и овощей, 300 г каши, 15-30 г сливочного или растительного масла.
- Еженедельно необходимо есть 2 раза рыбу (по 200 г), 4 раза куриное яйцо, 3-4 раза творог (по 120 г).
- Разнообразие продуктов: не менее 25 разновидностей в неделю (разные каши, ягоды, овощи, зелень, йогурты, сметана, сыры, птица, говядина, нежирная свинина, морепродукты).
- С 4 лет необходимо вводить в рацион лук и чеснок: по 1 зубчику (перу) 2-3 раза в неделю.
- Минимум сладостей, копченостей, жареной еды. Перекусы – полдник, второй завтрак. Сладкие блюда подаются на десерт, после приема основной пищи.
Наверняка ребенок уже имеет свои предпочтения в еде и отказывается от некоторых полезных продуктов. Не нужно заставлять их есть силой. Лучше прибегнуть к хитрости. Например, угостить друга малыша нелюбимой пищей. Дети в этом возрасте склонны подражать своим сверстникам.
Занятия
В 4 года рекомендуется начинать готовить ребенка к школе. При этом задача родителей не в штудировании материала. Все, что нужно,– вызвать заинтересованность, подготовить пальчики к письму, повысить усидчивость и концентрацию внимания.
Игры и занятия для малышей в 4 года:
- ознакомление с чтением, счетом и письмом при помощи иллюстрированных книг, планшетов, плакатов, кубиков, других игрушек;
- тренировка мелкой моторики: рисование, разукрашивание, черчение по точкам, лепка, вырезание простых фигур из бумаги;
- подвижные игры: с мячом, «море волнуется раз», «классики», «прятки», катание на горке, занятия на невысоких турниках;
- приобщение к домашнему труду: поливание цветов, вытирание пыли, уборка игрушек, посильная помощь в готовке (посолить, натереть, помешать);
- развитие талантов ребенка: посещение секций, самостоятельные занятия танцами, пением, футболом и т. д.
Развивать ребенка нужно всесторонне, особо внимание уделяя тем занятиям, к которым он сам проявляет интерес.
Примерный график
Представленный ниже вариант режима дня можно и нужно корректировать под своего ребенка. Главное – оставить 4 приема пищи с перерывом в 3-4 часа, 1 дневной сон, 1 час образовательных занятий, 3-4 часа игр на свежем воздухе.
Итак, пример распорядка дня для ребенка 4-5 лет:
- 7:30 – пробуждение, гигиенические процедуры;
- 7:45 – зарядка;
- 8:15 – завтрак;
- 9:00 – развивающие, обучающие игры;
- 9:45 – прогулка на свежем воздухе;
- 11:30 – свободное время;
- 12:00 – обед;
- 12:45 – дневной сон;
- 14:45 – просмотр мультфильма, чтение книг или помощь по дому;
- 15:30 – полдник;
- 16:00 – вечерняя прогулка;
- 18:30 – свободное время;
- 19:00 – ужин;
- 19:30 – обучающие занятия, игры, общение с семьей;
- 20:30 – водные процедуры, чтение книги;
- 21:30 – ночной сон.
Соблюдение определенного распорядка в течение дня не просто прихоть, а необходимость для любого человека. Повтор одинаковых действий в одно и то же время делает работу организма слаженной, повышает работоспособность, обеспечивает эмоциональную стабильность. Родители должны помочь ребенку выработать правильные привычки. Тогда малыш будет всегда радостным и полным сил. Его развитие будет происходить согласно нормам. Режим дня – это еще и профилактика болезней пищеварительной, дыхательной систем и многих других. Не стоит умалять его значение. Лучше уже сейчас начать организовывать распорядок 4-летки, чтобы через 2-4 недели лично убедиться в результате.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Источник