Готов ли ребенок 1 2 года

Здравствуйте, уважаемые родители первоклашек и подготовишек! Продолжаю беседы для родителей на школьные темы. Я-педагог-практик, поэтому из обилия программ, учебников, психологических тестов, различных развивающих тетрадей и методической литературы я выбираю самое подходящее для обучения детей и для исследования.

В далёкие 80 годы, когда я начинала учительствовать, психологов в школах не было, поэтому готовность к школе определяли сами учителя, кто хотел. (Учить-то надо всех, независимо от подготовки). Я хотела. И тестировала детей, как нас учили в институте. За лето и первые две недели выясняла подготовку детей.

Зачем мне это надо было? Да чтобы к каждому ребенку найти свой ключик, акцентировать возможности и развивать то,что западает, а также помочь родителям. Были единичные случаи, когда я рекомендовала повременить со школой на годик. И потом родители были мне очень благодарны за это.

Сейчас, насколько мне известно, степень готовности к школе определяет психолог на выходе из садика. Но не все дети ходят в детский сад. И не всегда мнение психолога совпадает с результатами учебы в 1 классе.

У моих знакомых девочка в 6 лет 8 месяцев в прошлом году пошла в школу по рекомендации психолога детского сада. Когда я с девочкой случайно побеседовала ( а за долгие годы практики мое сознание сразу сработало на тестирование), то родителям предложила оставить девочку в саду. Не готова она к школе. Родители сослались на психолога и отказались.. А первый вопрос был : Ты хочешь в школу?». Ответ был «Нет».

Результат после 1 класса оказался нулевым. Девочка только летом начала сливать слоги и читать короткие слова. Длинные не понимает пока. Под диктовку не пишет. Эмоционально зажата. Любое предложение попробовать позаниматься вызывает слёзы и истерику. При этом она явно не глупа. Интеллект в норме. Но как она будет учиться во 2 классе? Тут уже надо мастера-учителя и мудрейших родителей. И вот теперь ей уже точно нужна помощь психолога. ..

Итак, мы будем в первую очередь говорить о психологической готовности. Многие родители возмущаются тем, что якобы ребенок должен уметь читать к школе. Не должен. Мы научим. Но какой ценой, если он психологически не готов!

То, что ребенок читает по слогам к школе, и считает до 10 и обратно, ещё не гарантирует его хорошую учебу в дальнейшем. Хорошую учебу гарантируют ,прежде всего, любознательность, развитая логика, память, внимание, эмоциональное равновесие (не путать с низким эмоциональным фоном).

А первый вопрос, который я задаю детям, ( он, кстати, определяющий) такой:

1. Ты хочешь учиться в школе? Почему? Зачем тебе учиться?

2. Расскажи о себе. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Назови свой день рождения. Что любишь, умеешь, чем увлекаешься?

3. Расскажи о своей семье. Наводящие вопросы, если нет связного рассказа: маму зовут…Папу зовут…Мама работает… Папа работает… Кто еще живет с вами?

4. А где ты живешь? В какой стране? городе? Назови адрес.

5. А в какое время года начинают учиться? Назови по порядку времена года. А названия месяцев?

Это вопросы, относящиеся к общему развитию и пониманию себя в мире. Кто я такой? Где живу? Зачем мне учиться? Хочу ли я этого? Почему?

Следующая группа вопросов относится к учебным, накопленным уже, знаниям ребенка.

. Как самим узнать, готов ли ваш ребенок к школе?

Несколько тестов
1.Ты знаешь буквы? Назови и покажи некоторые.

2. Ты умеешь читать? Почитай мне слова, пожалуйста. А предложения?

3. До скольки ты умеешь считать? Посчитай, пожалуйста. А назад умеешь?

4. Далее маленькая задачка. Проверяем умение концентрировать внимание, удерживать в памяти несколько предложений, логически мыслить, складывать и вычитать.

На ветке сидели 3 птички. К ним прилетели ещё 2 птички. Сколько стало птичек?
5. Ты знаешь сказки? Кто тебе их читал? Какие это сказки? ( показываю картинки). Расскажи какую-нибудь.

Далее идут несколько заданий психологического характера.

1. Проверяется логика и прогнозируется в дальнейшем умение последовательно решать задачи.

Заранее собирается на скрепках из картона коробочка без крышки. Ребёнку даю лист бумаги , ножницы, клей и предлагаю сделать такую же . При этом говорю : «Делай, как можешь!» Ребёнок с высоким уровнем развития мыслительной деятельности развернёт коробочку, сделает на своем листке такие же прорези и соберёт коробочку, пусть даже и криво.

2. Даю лист А4. Делю его на 4 части карандашом .На каждой части ребенок выполняет задание. Проверяется общая психологическая готовность к школе или школьная зрелость.

  • Нарисуй человека, как можешь. (простым карандашом )
  • Срисуй или спиши фразу: «Он ел суп» (Фраза пишется родителем на другом листке письменными буквами безотрывно разборчиво, достаточно крупно)
  • Нарисуй точно такой же домик. Старайся выполнить точь -в- точь. Затем спрашиваю, все ли правильно ты нарисовал? Исправь.
  • Нарисуй точки как я. (На листке нарисована группа точек 9 по 3 в ряду и одна внизу под группой точек)
  • Мы не будем подводить итоги скрупулёзно, по баллам. Но некоторые моменты по рисуночным тестам я напишу в следующий раз.
  • Скажу только, что если вы увидите, что ваш ребенок не совсем готов к школе, не пугайтесь. Смело подходите к учителю или психологу школы и просите особого внимания, корректирующих занятий с психологом , дополнительного обследования.
  • А я могу помочь рекомендациями и советами, как учиться. если слабая память, внимание, логика, как быстро научить ребенка читать считать. запоминать стихи и т. д.
  • Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, пишите комментарии. До новых встреч, удачи и счастья!
  • Татьяна Гордиенко, учитель начальных классов высшей категории , с этого учебного года на заслуженном отдыхе.

Источник

Физиология

К этому возрасту большинство детей уже умеет самостоятельно ходить. Первый шаг позади, а впереди новые навыки и умения, покорение новых вершин. Ребенок уже учится преодолевать новые препятствия, перелезать через ограждения, взбираться на возвышения.

Natasha ZnatnovaРебёнок очень мало спит днем

Привет, девочки. Ребёнку 10 месяцев, раньше ещё неделю-2 назад он спал днем по 2-3 часа, сейчас 10-20 минут, и все. За весь день спит не больше 40 минут. Из за этого капризничает, ревёт, но не засы…

20

У большинства детей к возрасту 1 года есть 8 зубов. У кого-то больше, у кого-то меньше. Прорезывание зубов – дело индивидуальное. Следите, что ребенок получал достаточно витамина Д. Помните, что потребность ребенка в витамине Д после года увеличивается. Сейчас потребность в витамине Д составляет 600 МЕ/сутки согласно ВОЗ.

К возрасту одного года ребенок спит днем меньше. Многие малыши переходят на однократный дневной сон, другие напротив, спят так же 2 раза в день.

В питании ребенка к одному году уже достаточно много продуктов. Многие дети часто питаются тем, что едят взрослые. Если вы еще не давали ребенку пищу кусочками, то сейчас самое время начать. Это очень важно для правильного развития челюстно-лицевого аппарата и обучения жеванию. Если затянуть с приучением малыша к тому, что пища неоднородная и ее надо жевать, то позже может сформироваться рвота на любую негомогенную пищу. Согласно ОВЗ введение соков так же рекомендовано для детей, старше 1 года. Так что если хотите, то можете ввести в питание сок.

Психология

Основная особенность психологии малыша в этот период – осознание собственного «я», отдельного от мамы, папы и другого окружения. Ребенок с его «хочу-не хочу», которое пока родители не готовы принять. Сейчас важный этап формирования у ребенка собственного мнения. В этом же возрасте могут проявляться собственнические инстинкты, особенно если ребенок не первый. Он старается максимально удержать внимание мамы всеми доступными способами. Это нормальный этап развития психики малыша и завоевание собственного места под солнцем.

В возрасте 1 года у ребенка нередки капризность и раздражительность. Иногда это просто следствие переутомления, а иногда и отстаивание своего «я» и своей независимости. Примите то, что ваш ребенок – это уже не часть вас, это отдельная личность и его надо уважать. Самый простой способ успокоить ребенка – это ваши объятья и переключение внимания на другую деятельность или игру.

Навыки и умения

♦ Вставать и самостоятельно ходить.

♦ Произносить несколько упрощенных слов, пользуется звукоподражанием.

♦ Активно играть игрушками, начинает использовать игрушечные предметы по их назначению.

♦ В игре появляется сюжетная игра.

♦ Пережевывать пищу.

♦ Строить башенку из двух кубиков.

♦ Переворачивать коробку, чтобы выкинуть из нее содержимое.

Родителям следует обратить внимание на здоровье зубов малыша. Не за горами первый визит к стоматологу. Зубы нужно чистить дважды в день детской щеткой мягкой и детской зубной пастой. Если в вашем питьевом источнике мало фтора, то можно использовать зубную пасту, содержащую фтор в количестве с рисовое зерно.

Читайте также:  Как провести день рождения ребенку 1 год мальчику

Советы родителям

Процесс воспитания всегда должен быть постоянным и последовательным. Если вы что-то запрещаете, то это должно быть запрещено всегда. Если один из родителей что-то запрещает, то другой не может разрешить.

Старайтесь чаще читать детям. Не переживайте, что ребенок слушает одну сказку по нескольку раз. Им это нравится. 

Старайтесь придерживаться установленного режима дня. Не забывайте гулять с малышом. Оптимально, если это будут 2 прогулки по 1-2 часа в день. Прогулки помогают защитить ребенка от простуды и укрепить его иммунитет. Даже во время болезни, при хорошем самочувствии ребенка гулять можно и нужно.

Двигательное развитие

Ребенок учится подниматься и спускаться по лестнице. Научите его это делать безопасно. То есть когда сначала вниз опускаются ноги. Впоследствии этот навык пригодится для того, чтобы спуститься безопасно с дивана, а не упасть с него.

Обратите внимание, как ребенок танцует, когда слышит веселую музыку. Еще больше ему нравится танцевать рядом с вами. Не забывайте устраивать себе такие музыкальные перерывы.

Малыш имитирует вашу ежедневную трудовую деятельность: выкладывает белье из стиральной машины, складывает его в таз, моет пол (тем, что попалось под руку). Сейчас он повторяет абсолютно всё.

Чему можно научить

Понимать, что ребенок хочет, а чего не хочет и уважать его решение. Ребенок вполне осознает, когда он хочет есть или пить, хочет банан или яблоко.

Можно научить ребенка махать «пока-пока» или «привет». Он еще не может полноценно говорить, но проявлять свои эмоции таким образом может. Дайте возможность ребенку подражать вам – ему это интересно.

Как развивается речь

Помните, что ребенок никому ничего не должен. Он не должен говорить 10 слов в 1 год, он не должен оправдывать ваши ожидания (ожидания бабушек, врачей, соседей и пр.)

Одни детки говорят и повторяют много, другие напротив – крайне мало. Обратите внимание на речепонимание, то есть на то, как малыш понимает обращенную речь.  Старайтесь повторять то, что видите вокруг. Названия простых предметов – важны для ребенка. Но не перегружайте ребенка новыми словами и впечатлениями.

Автор текста: педиатр Екатерина Потеряева

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Как вы думаете, этот ученик готов к школе?

Всем здравствуйте! Я работаю учителем начальных классов более 9 лет и веду подготовку к школе у детсадовских ребят. Многие родители задают вопрос о готовности их детей к обучению в школе. За эти годы я выработала для себя несколько признаков, которые указывают, что ребёнка можно отдавать в школу без лишних опасений. Чем больше признаков присутствуют у малыша, тем более вероятно, что он не будет испытывать трудности в первом классе.

Признак №1 Ребёнок умеет следовать инструкциям взрослого.

Здесь вы скажете: «Да ну, что за глупость! Вот мне мой ребёнок с года пульт от телевизора подаёт. Что ж, он уже к школе готов?». Но инструкция для годовалого ребёнка и дошкольника имеет ряд отличий. Ученик первого класса способен следовать длинной инструкции, состоящей из нескольких предложений и включающей в себя до 5 действий. К примеру: «Сейчас я прочитаю рассказ, а ты молча послушай его. После того, как послушаешь, ответь на вопрос…». Или так: «Сядь, пожалуйста, за стол, достань учебник, открой первую страницу в этом учебнике, возьми ручку, покажи ручкой где на открытой странице нарисован кот». Если ученик готов к школе, то но безошибочно проследует этой инструкции. Важно, что инструкцию надо давать ДО практического действия ребёнка и не подсказывать ему во время выполнения. Если ваш ребёнок способен следовать подобной инструкции, поставьте один «+».

Детям, не готовым к школе часто бывает скучно на уроках

Признак №2. Ребёнок умеет рисовать волнистую линию, не заступая за края.

Это тест на мелкую моторику, предложите своему будущему первокласснику нарисовать линию между двумя волнистыми линиями так, чтобы не коснуться волнистых линий. Расстояние между вашими волнистыми линиями — не более сантиметра. Вот, линии, которые вы предложите ребёнку:

Рисовала от руки, вы можете заморочиться и распечатать

Вот то, что у него должно получиться:

Дала заполнить будущему первокласснику (результат положительный)

Если линия нарисована в центре, не касается двух других – значит рука вашего ребёнка готова к письму. Можете поставить ещё один «+»

Признак № 3. Ребёнок умеет считать в обратную сторону.

Современные дети очень рано начинают считать по порядку, примерно к 5 годам они могут досчитать до ста, а некоторые и до тысячи. Но это механический счёт, а вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону или счёт через один. К примеру: «10, 9, 8, 7…» или «1, 3, 5, 7, 9», или «2, 4, 6, 8, 10», самым сложным вариантом является обратный счет через один «10, 8, 6, 4, 2» или «9, 7, 5, 3, 1».

Если ваш ребёнок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, значит он готов к изучению математики. Смело ставьте ещё один «+».

Мои ученики! Фото было сделано до введения школьной формы.

Признак №4. Ребёнок умеет самостоятельно одеваться и есть вилкой.

Сейчас в школьной программе 3 обязательных урока физкультуры в неделю. Это значит, что ученикам придётся переодеваться в спортивную форму, а затем снова в школьную, через день, а еще в 3-ей четверти лыжи бывают… Подумайте, справится ли ваш первоклассник с этой задачей.

Отдельная песня – это столовая! Ребята не успевают доесть свой обед, потом плачут, ходят голодными, а всё потому что плохо рассчитывают время и не умеют пользоваться столовыми приборами. Если ребёнок умеет есть вилкой – значит ставьте ещё один «+».

Дети, готовые к школе, очень любознательны. Им всегда интересно на уроках

Признак № 5 Ваш ребёнок физически готов к школе.

Для определения физической готовности к школе достаточно провести «филиппинский тест» — попросить ребёнка, протянув руку сверху через голову, выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше – закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову. Этот тест показывает биологический возраст ребёнка, если первоклассник не достаёт до уха рукой, значит его биологический возраст менее 7 лет, и он недостаточно созрел физически. Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Проведите «филиппинский тест», если ваш ребёнок достал рукой до уха, значит ещё один «+».

Если ребенок готов к школе, он свободно себя в ней чувствует и с радостью общается со сверстниками

Итак, теперь давайте посчитаем количество «+», которые Вы поставили, они будут означать на какую отметку можно оценить готовность Вашего ребёнка к школе.

  • Если 5 «+» — поздравляю, можете смело отправлять вашего ребёнка в школу, ему всё будет по плечу!
  • Если 4 «+» — Ваш ребёнок, в целом, готов к школе, обратите внимание на правило, в котором Вы поставили «-» и постарайтесь подтянуть вашего малыша в этом отношении.
  • Если набралось 3 «+» — у ребёнка средняя готовность к школе, советую позаниматься с ним самостоятельно или при помощи репетитора, для того, чтобы он чувствовал себя более уверенно и спокойно в стенах школы.
  • Ну и, наконец, если у Вас набралось 2 и менее «+» — это низкая готовность к школьному обучению, советую отложить поступление в школу на следующий год или выбрать школу со щадящей программой.

P.S. Этот тест разработала я самостоятельно, нигде такого больше не найдёте! Если хотите узнать больше о воспитании и обучении в начальных классах, а так же о школьной жизни и не только ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал ОТНОШЕНИЯ В ЖИЗНИ.

Спасибо, что дочитали! Надеюсь, статья оказалась Вам полезной! Ставьте ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ В КОММЕНТАРИЯХ. Буду очень рада Вашей реакции!

До новых встреч!

Источник

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем координацию и зрение

Игра 1. «Делаем бусы»

Игра направлена на развитие координации движений обеих рук, а также совершенствование зрительно-моторной координации.

Читайте также:  Филе курицы для ребенка 1 год

Вам понадобятся:

10 крупных бусин (колёсиков от пирамидки или любых других деталей со сквозным отверстием), толстая леска или проволока, непрозрачный пакет.

План игры:

  • Сложите бусины в пакет и сядьте рядом с ребёнком, положив пакет за собой;
  • Покажите малышу леску, достаньте одну из бусин и медленно нанижите её на леску;
  • Достаньте из пакета вторую бусину и предложите ребёнку сделать то же самое;
  • Когда все бусины окажутся на леске, завяжите концы узлом и наденьте на шею ребёнка. Выразите своё восхищение получившимся украшением.

Родителям на заметку:

  • Если ребёнку понравится игра, можно постепенно уменьшать размер бусин для развития ловкости рук;
  • Не оставляйте малыша без присмотра с готовыми бусами, чтобы он не причинил себе вред, пытаясь надеть или снять их.

Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Позади первый день рожденья малыша. Всего за 12 месяцев кроха из беспомощного свертка, который принесли из роддома, превратился во вполне самостоятельного человека со своим характером и привычками.

В этот период дети растут и набирают вес неравномерно, приблизительно 100-300 г и 1,0-1,2 см в месяц. К полутора годам мальчики весят 9,8-12,2 кг при росте 79,6-85,0 см, соответствующие показатели для девочек: 9,1-11,6 кг и 77,8-83,6 см*. Меняются пропорции детского тела: ручки и ножки постепенно становятся длиннее, живот становится более плоским. Все дети разные: высокие и не очень, пухленькие и худые. Главным показателем физического здоровья ребенка в этом возрасте является не количество набранных килограммов и сантиметров, а стабильное развитие.

В возрасте одного года большинство детей уверенно передвигаются по дому, держась за опору, многие начинают ходить самостоятельно. К полутора годам малыши начнут бегать и даже играть в «футбол»: катать мяч, пинать его ногами и бросать вперед или вверх.

Ребенок продолжает с интересом исследовать окружающий мир, особенно теперь, когда для этого появилось больше возможностей. Он может забраться на ранее недоступные вершины с помощью стула или кресла.

Игры с предметами становятся сложнее. Теперь маленькому экспериментатору необходимо узнать, можно ли разделить предмет на составные части Если не получиться разделить на части игрушку руками, он может бросить ее на пол — так она точно развалится на куски. Разбирать пирамиду из кубиков на части, а потом пытаться снова собрать ее в одно целое, — одно из любимых занятий малыша в этом возрасте.

Развиваются детское зрение и слух: дети хорошо различают мелкие предметы и лучше видят вдаль. Повышается глубина восприятия — способность воспринимать предметы «объемно» и оценивать расстояние до них. Для полноценного развития всех органов чувств детям необходима смена впечатлений.

К одному году многие дети уже умело подражали речи взрослых, теперь этот навык продолжает совершенствоваться: малыши более свободно владеют интонацией, активно помогают себе жестами, произносят практически все звуки по отдельности, а некоторые по слогам. Растет словарный запас ребенка – то есть количество тех слов, значение которых он хорошо понимает. Ребенок этого возраста уже способен выполнять сложные просьбы, состоящие из нескольких этапов: «Подойди к папе, возьми у него книжку, принеси ее маме». Он знает всех членов семьи по имени и может найти их на фотографии.

В полтора года малыш активно использует для общения несколько слов и правильно отвечает на простые вопросы, указывая на части тела, предметы и людей вокруг. Однако связной и понятной взрослому человеку речи еще нет: малыши продолжают «лопотать» на особом детском языке, понять который способны только любящие родители и близкие. А вот выражать свои эмоции мимикой и жестами малыш умеет в совершенстве, так, что каждому станет понятно, что именно в данный момент хочет ваш ребенок.

На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Годовалые дети активно стремятся к самостоятельности: они сами решают, куда им отправиться и какую игрушку взять. При этом, малыши стараются проявить независимость, поступая наперекор пожеланиям и просьбам взрослых. Слово «нет» в этот период может вызвать у малыша негативную реакцию, вплоть до истерики. Придется маме с папой запастись терпением и позволить малышу «самоутвердиться» и расширить личные границы.

Новые «неприятные» особенности в поведении малышей в этом возрасте часто связывают с «кризисом первого года». Научившись ходить и говорить (хоть и на своем, особенном, языке) ребенок пытается осознать свое место в мире и уже не чувствует такой неразрывной связи с родителями, как раньше. Быть самостоятельным не так-то легко: малыш хочет достать игрушку с полки, но не может до нее дотянуться; он хочет сказать, что ему не нравятся эти штанишки, но не может подобрать слова; он хочет добежать до горки без помощи мамы, но не слушаются его и он падает. Стоит ли удивляться тому, что столкнувшийся с таким несоответствием своих желаний и возможностей ребенок начинает капризничать, может неожиданно закричать или повести себя агрессивно.

Проявляя «характер», дети в этом возрасте все же остаются «малышами». Им по-прежнему необходимо чувствовать опеку и защиту родителей, чтобы ощущать себя в безопасности. Прикосновения и объятия помогут повзрослевшему малышу почувствовать родительскую любовь и заботу.

Всегда будьте готовы поддержать ребенка: малыш может заниматься «строительством» или «наведением порядка» в своем ящике с игрушками в одиночестве, но ему необходимо знать, что мама недалеко и сразу придет на помощь, если он испугается или упадет.

Для того, чтобы добиться желаемого от взрослых, в арсенале ребенка постепенно накапливается множество способов, от улыбки и объятий, до хныканья, крика и плача. Малыш постоянно экспериментирует, пытаясь понять, как лучше привлечь к себе внимание, и какие способы поведения вызывают позитивную реакцию у мамы и папы. Например, ребенок быстро понимает, что в общении с родителями плач «делу не поможет», а бабушка или дедушка скорее выполнят просьбу, если громко заплакать.

Ближе к полутора годам дети с удовольствием копируют сложное поведение взрослых, в том числе выполнение обычной домашней работы. Хотя гудение пылесоса может вызывать у малыша тревогу (громкие звуки в этом возрасте начинают ассоциироваться с опасностью), он скоро забудет о своем страхе, помогая маме водить щеткой по ковру. А мытье посуды и вовсе станет его заветной мечтой, ведь большинство детей обожают возиться с водой.

В этом возрасте большинство детей не сразу готовы к активной социализации. Поначалу им не нравится находиться в компании незнакомых взрослых или играть с другими детьми. Малыш активно отстаивает свою территорию, не желая делить внимание родителей и свои игрушки с посторонними. Постепенно кроха учится взаимодействовать с окружающим миром, проявляя особенности своего характера и поведения. Ребенку будет интересно поиграть с детьми постарше, которым можно подражать. Они возьмут на себя роль лидера и на собственном примере продемонстрируют, как лучше играть в компании. Общение с ровесниками проходит по другому сценарию: вначале малыши могут просто играть рядом, потом начинают повторять определенные действия друг за другом. Привыкнув, они могут обменяться игрушками, или отнимать их друг у друга, внимательно наблюдая за реакцией ровесника.

Питание

Детям в этом возрасте нравится находиться за общим столом в компании мамы и папы. Старайтесь чаще устраивать «семейные» приемы пищи: подражая взрослым, ребенок быстрее учится самостоятельно пользоваться столовыми приборами и «взрослой» посудой. Для безопасности и удобства малыша, обязательно сажайте его на специальный стульчик.

Темпы роста детей к полутора годам замедляются, что может привести к снижению аппетита и интереса к новой пище. Могут измениться и вкусовые предпочтения вашего малыша, о чем он вполне убедительно сообщит вам жестами и мимикой. Не стоит игнорировать его пожелания. Если какие-либо продукты и блюда ему совсем не по вкусу, попробуйте заменить их другими, содержащими те же витамины и полезные вещества. Детские предпочтения в еде могут меняться. Если в год ребенок отказывался даже попробовать рыбу, то в полтора рыбные котлеты могут стать его любимым лакомством.

К полутора годам малыш обычно привыкает к «взрослому» режиму питания, который включает завтрак, обед, полдник и ужин. Желательно кормить ребенка в одно и то же время, чтобы промежутки между приемами пищи были примерно одинаковыми.

На втором году жизни дети могут есть практически любую взрослую пищу, однако, ее обязательно нужно измельчать. Домашнюю еду можно сочетать с детским питанием промышленного производства. По возможности, продолжайте грудное вскармливание. Материнское молоко помогает пищеварительной системе малыша.

Читайте также:  Семьи с 1 ребенком в беларуси в 2014 году

Подвижных детей нельзя ограничивать в питье. Для утоления жажды отлично подойдет кипяченая вода или некрепкий чай. Травяные чаи, например, из фенхеля или ромашки, успокаивают и способствуют нормализации пищеварения.

Чтобы предотвратить появление аллергии, ограничивайте количество натуральных специй в пище малыша и избегайте искусственных добавок. Какао или другие напитки на основе шоколада включать в рацион ребенка пока рано. Булочки, печенья, пироги из дрожжевого теста, вафли и мороженное также не лучшее угощение для детей младше 18 месяцев. Идеальный десерт для маленького сластены – фруктовый салат, заправленный йогуртом, или мусс на основе манной крупы с фруктами и ягодами.

Супы и вторые блюда для годовалых детей лучше готовить на пару или варить.

Уход за ребенком

В этом возрасте детям необходима большая физическая нагрузка, чем прежде. Предоставьте ребенку возможность ползать, ходить, бегать и прыгать до тех пор, пока он не устанет.

Вам придется чаще купать малыша, ведь он активно исследует мир: с удовольствием стоит в луже, пробует на вкус землю и старается погладить любое животное, которое попадется ему на пути. Обратите внимание на состояние кожи после купания. При необходимости воспользуйтесь увлажняющими средствами или средствами против потницы.

Пока ребенок учится ходить и бегать, будьте готовы к синякам и ссадинам: запаситесь пластырем с веселыми «детскими» картинками, дезинфицирующими средствами и гелем от ушибов. Не переживайте, совсем скоро ваш малыш научится твердо стоять на ногах!

Превратите уход за волосами в веселую игру. Причешите вместе с малышом куклу. Поняв, как обращаться с расческой, ребенок охотно причешет и куклу, и папу, и маму. Если, именно мама — главный детский стилист, пощелкайте ножницами рядом с волосами куклы, чтобы доказать, что это совсем не больно. Поход в парикмахерскую для мальчика может стать частью особого “мужского” ритуала, ведь папа тоже должен стричь волосы.

Отправляясь на плановый осмотр к врачу, заранее подготовьте список вопросов, по которым хотите получить консультацию: режим сна, развитие речи, рост и вес, особенности поведения и т.д.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В период от года до полутора лет малыши стремительно расширяют границы своего мира, совершенствуя двигательные навыки. Поощряйте стремление ребенка к физической активности и исследованиям. Обеспечьте ему безопасное пространство для игр и возможность самостоятельно его трансформировать. Для хранения игрушек можно использовать легкие ящики на колесиках, корзинки и коробки, которые легко можно подвинуть или перевернуть.

Ваш малыш учится продумывать свои действия наперед, чтобы добиться желаемого: например использовать подручные предметы, чтобы залезть повыше и достать интересную игрушку. Поставьте в его комнате стульчик, скамеечку или маленькую лесенку с двумя ступеньками, чтобы он мог сам пододвинуть их к комоду, на котором лежит интересная книжка или сидит плюшевый медведь.

Для развития зрения ребенку необходима цветовая стимуляция. Используйте разноцветные игрушки и книжки с картинками, цветные детали в интерьере детской комнаты и детскую одежду ярких цветов. Развитию цветного зрения также способствуют регулярные прогулки на улице.

Малыш с удовольствием будет собирать кубики в коробку, стараясь придать им правильную форму, а потом высыплет все на пол, чтобы начать процесс заново.

Игра в «матрешку» надолго увлечет маленького исследователя. Вместо куклы-матрешки можно использовать картонные коробки разного размера. В самую маленькую коробочку положите приз — кусочек печенья или виноградину без косточек.

Мягкие цветные карандаши или мелки — великолепный подарок для будущего художника. Малыш с удовольствием будет изучать интересное свойство предметов — способность оставлять цветные следы на бумаге (или одежде и обоях).

Старый дедушкин бумажник, ненужная связка ключей и мамина сумочка могут стать спасением для родителей в дождливый день. Активный малыш охотно попытается вести себя «как взрослый» и использовать эти «сокровища» по назначению: вставить ключ в замочную скважину, проверить, сколько отделений в бумажнике, поместиться ли он в сумочку и т.д.

Песок — отличный объект для изучения. Если погода не позволяет поиграть в песочнице — не беда. Постелите на пол клеенку, приготовьте пластмассовое сито и песок. Покажите малышу, что если поднимать сито на разную высоту, то лучше видно, как сквозь дырочки сыпется песок. Вместо песка можно воспользоваться обыкновенной манной крупой.

Знакомьте малыша с новыми словами и понятиями не только в процессе игры, но и во время еды, одевания, купания и других ежедневных совместных действий. Пробуя новые блюда и продукты, описывайте вслух вкусы и запахи.

Собираясь на прогулку, спросите малыша, какие носки он предпочитает — синие или красные, хочет ли взять с собой лопатку или другую игрушку. Если вы зашли в магазин, четко проговаривайте названия всех покупаемых товаров и «советуйтесь» с ребенком, выбирая яблоки или сорт молока. Поднимаясь с малышом по лестнице, не забывайте вслух считать ступеньки, а на прогулке каждый раз обсуждайте погоду и явления природы.

Не огорчайтесь, если занятия с ребенком не дают мгновенного результата. Самое главное, чтобы вам с малышом было весело и интересно. Ребенок, как губка, впитывает всю полученную информацию и однажды удивит маму тем, что в нужном месте произнесет слово “гуси”, слушая любимый стишок.

Сон

Полноценный сон необходим для физического и эмоционального здоровья ребенка. Режим и количество дневных снов могут быть разными и зависят от активности малыша, однако, важно соблюдать распорядок дня.

Примерный режим сна для малышей от года до полутора лет:

  • ночной сон — 10-11 часов; 
  • первый дневной сон – около 2-2,5 часов; 
  • второй дневной сон – 1,5 часа*.

Дети легче соглашаются поспать днем и быстрее успокаиваются вечером, если укладывать их в одно и то же время каждый день, соблюдая определенный ритуал. Как бы вы ни укутывали малыша перед сном, ночью он обязательно скинет с себя одеяльце. Оденьте на маленького непоседу теплую пижаму.

Даже если уставший за день малыш быстро успокоился и заснул вечером, это не значит, что родителям можно расслабиться до утра. В этом возрасте дети часто просыпаются ночью и не могут заснуть снова без помощи мамы или папы. Какой бы способ вы ни выбрали, чтобы усыпить ребенка, не забывайте, что он должен быть достаточно универсален. Малыш наверняка потребует повторения в следующий раз, когда не сможет заснуть. Получив от мамы глоточек воды и кусочек печенья, он вряд ли успокоится, пока не подкрепится, проснувшись в очередной раз среди ночи.

Ребенок чувствует себя в безопасности, если знает, чего ожидать. Неутомимый исследователь всего нового в течение дня, вечером он превращается в завзятого консерватора, сопротивляясь любым изменениям в привычном порядке вещей. Поэтому, хотя годовалые дети еще не испытывают страха перед темнотой, они не смогут спокойно заснуть в темной комнате, если привыкли к свету ночника. Если малыш привык засыпать под тихую музыку, то ночная тишина только смутит его сон.

Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Дом, в котором растет ребенок, меняется вместе с малышом. Хрупкие и опасные предметы спрятаны в труднодоступных местах, двери и ящики в шкафах и комодах теперь могут открыть только взрослые, а в комнате, где живет и играет малыш, нет острых углов.

К году дети начинают самостоятельно перемещаться по всему дому. Поставьте специальные дверки-решетки, преграждая ребенку путь к опасному месту – лестнице, двери в чулан или на балкон.

Проверьте ручки и задвижки на окнах: они должны быть снабжены защитным механизмом, чтобы ребенок не смог открыть окно самостоятельно.

Годовалые дети уже умеют поднимать и бросать дос