Глупый ребенок 5 лет

Глупый ребенок 5 лет thumbnail

«Ребенок, 5 лет. 2 проклятых часа учим букву „Б“, переходим к „В“, а через полчаса он уже „Б“ забыл. Это что, тупость такая? Или к врачу?»

Такие посты я вижу в соцсетях и слышу на площадке регулярно. И не могу молчать. Не потому что я детский психолог. Не потому что педагог со стажем. Да я даже не мать со стажем: моему ребенку и 2 лет нет! Все проще. Я сама этот тупой ребенок.

Меня зовут Ася Явиц, я веду честный и смешной телеграм-канал «Будни плохой матери» и специально для читателей AdMe.ru хочу высказаться в защиту всех «тупых» детей.

В 7 лет я читала 32 слова в минуту по слогам. В конце 1-го класса мою маму вызвали в школу «на разговор». У нас накануне был читательский сейшен для всей параллели: каждый ребенок должен был принести свою любимую книжку и пропиарить ее. Одна девочка принесла «Маленького принца». Главный отличник принес, конечно, Жюля Верна. А я принесла раскраску. С феями. Текст там тоже был, между прочим! Ну что-то типа «Это фея Флора». Или «Раскрась фею Фауну и фею Флору. Какие красивые у них платья». Учительница не заценила почему-то.

Моей маме вообще было нелегко. Пришлось расставаться с уверенностью в своих фантастических способностях к материнству. А что еще делать, когда сначала у тебя рождается ребенок, который в 8 месяцев шахматные фигуры расставляет по клеткам, в 1,5 цитирует Мандельштама с табуреточки, а в 2 читает его самостоятельно… но следующий твой ребенок начинает ходить в 2, а в 5 играет шахматами и книжками в куклы?

С математикой у меня было еще хуже: когда папа в конце 3-го класса пытался мне все-таки объяснить, что при переносе из одной части уравнения в другую знак меняется, то через 3 часа карниз понял и рухнул. Но я выстояла. Мой мозг не поддался этим логичным объяснениям.

Меня водили к психологам, они показывали мне карточки. Еще давали таблетки. Я же не просто была тупой, я еще сосала палец до 7 лет и дергала пупок. Психологи и врачи прописывали лекарства пачками. Дедушка-врач увидел один из этих списков и сказал, что это прекрасный рецепт «овоща под слюнями по-психиатрически». Но в куклы шахматами, говорит, играть перестанет, конечно.

Это я все к чему? К тому, что у меня 2 красных диплома — экономического и филологического факультетов. В 3-м классе я читала лучше всех в параллели. В 6-м заняла 3-е место на математической олимпиаде самой крутой физматшколы Петербурга. Не иначе как помогли таблетки, которые я регулярно высыпала в мусор.

Как это все получилось? Само. Просто когда пришло время. Ладно-ладно, с чтением не само. Но без крика и ремня уж точно.

После вызова в школу по поводу раскрасок мама плюнула на психологов, и все лето я была обязана ежедневно читать по странице «Приключений Гвоздика». Вслух.

А осенью мама читала мне на ночь всякие книжки сама. Но по вечерам у нее, кроме чтения, было еще много «неважных» дел — ужин там приготовить, убрать что-то, подготовиться к завтрашней лекции. И она стала «не успевать» читать мне. А между прочим, сложно лечь спать, бросив Тима Талера, плачущего в одиночестве в темном парке. Не узнав, что же было дальше! Поэтому приходилось дочитывать самой.

Потом было не очень круто слушать одно и то же по второму разу, но не признаваться же маме, что я научилась читать? В какой-то момент она все-таки застала меня за этим постыдным занятием, но читать вслух не прекратила, лишь продолжала теперь с другого места.

А с математикой получилось еще проще: в 8-м классе я каким-то чудом попала в самый сильный математический класс школы. И там был нереально крутой преподаватель, который не просто хорошо объяснял, но и был интересным и разносторонним человеком. Сначала я доделывала классную работу дома по 3 часа. Потом как-то незаметно поняла, что математика — единственный предмет, в знании которого я уверена на 100 %, если меня среди ночи разбудить.

Так что, если вы родитель «тупого» ребенка, который назло вам не хочет включать свой мозг, я прошу, очень прошу — не трогайте его. Дайте ему время. Много времени. Узнайте его мотивацию. Найдите хорошего учителя. Не того, кто все соки выжмет, а такого, который заинтересует. Да так, что ребенок сам найдет нужную олимпиаду и победит в ней.

Верю, что силы на исходе, верю, что вы в этом возрасте как орешки щелкали все эти «у Маши было три яблока, а Петя дал ей еще одно». Но если ваш ребенок их не щелкает, то, может, он просто задается другими вопросами? Про какую Машу речь — про ту, которая с дачи, или ту, которая из садика? И если это Маша из садика, то зачем ей яблоки? Она же их не ест. И вообще, почему Петя ни с того ни с сего дал ей еще? А банальные «сколько у кого стало» начнут волновать его позже, когда придет время. Или не начнут — без них ведь тоже можно быть счастливым, а?

Источник

Фото: просторы интернета

«Какой-то он тупой…».

Слышали нечто подобное? Так в раздражении иной раз говорит о ребенке учитель – родителю, с горечью – сами родители, с чувством превосходства – дети об однокласснике.

Жестоко?

Но смотрите сами: ему нужно все объяснять по нескольку раз; все решают три примера — он – один. Пока до него дойдет, чего от него хотят, – уже звонок. На уроке он половины объяснений не слышит, в общую работу класса «не включается». Да еще и страшно несобранный: то забывает, то просто опаздывает. Пока соберется – сто лет пройдет, не дождешься. Вот и приговор – «ТУПОЙ».

Читайте также:  Амоксиклав 250 для ребенка 5 лет дозировка

Факты фактами, но так ли это на самом деле?

К счастью – нет! Как показывает опыт психологических исследований, умственное развитие таких детей абсолютно нормальное. Некоторые психологические тесты они выполняют даже лучше свои «более сообразительных» ровесников. Вот что верно, то верно: делают они все медленно; и времени на тестовое задание уходит больше. Но за одно это «тупыми» их назвать никак нельзя.

В чем же дело?

Вспомним с чего все начинается. «Быстрее!» — тянет за руку упирающегося малыша раздраженная мама. «Быстрее!» — торопит воспитательница в детском саду… «Он у нас такой копуша, — жалуется бабушка, завязывая шнурки внуку, — если ждать, когда сам завяжет, лучше и не собираться гулять». Все торопят его — бедняжку, — а он «специально и не иначе как на зло» начинает делать всё еще медленнее и медленнее.

Вот именно! Не тупой он, а медлительный! И все вышеописанное свойственно именно медлительным детям. Сколько их постоянно спешащих, задерганных взрослыми, неуверенных в себе, живущих с постоянным страхом «не успеть, не сделать вовремя»….

В школе будут и свои беды, но и прежние останутся – опять спешка, недовольство взрослых и ощущение собственной неполноценности…. У таких детей, чаще всего, небрежный почерк, они не успевают за темпом работы всего класса и часами сидят за уроками дома, они делают «глупые» ошибки в диктантах и сочинениях и, как правило, успевают выполнить только часть контрольной. Могут быть разные варианты, но это по форме, а по сути.

Фото: просторы интернета

А по сути, медленный ребенок страдает намного больше нас с Вами – упрекающих и заботящихся. Ему необходимы признание, поддержка, любовь окружающих; а что он видит и слышит – и дома, и в школе – кроме упреков и нравоучений? Сначала он боится огорчить старших, судорожно ищет как избавиться от неприятностей. Однако, не получая поддержки, понимает: стараться бесполезно, все равно не получится.

И учителя, и родители именно медлительных детей часто считают их тупыми и неспособными. И основной аргумент: «когда хочет, — может быстро работать». Да, любой человек может пересилить себя, заставить перемахнуть через двухметровый забор, если за ним собака гонится. Но такое бывает раз в жизни. Также и ребенок: он, конечно, может напрячь все свои силы, чтобы что-то сделать, ради одобрения родителей. Но какой ценой? То, что приемлемо в чрезвычайной ситуации – не для повседневного употребления.

Можно ли заставить их быть быстрее? Прежде всего надо вспомнить, что темп в любых занятиях человека определяется особенностями физиологии (работой высшей нервной деятельности), подвижностью нервных процессов. А значит, может регулироваться самим человеком и внешними воздействиями ЛИШЬ ОТЧАСТИ, — потому что это неподвластная нам физиология. Следовательно, с медлительностью ребенка не надо бороться; с этим качеством надо уметь считаться и учиться жить комфортно.

Да, этим детям нужно больше времени для формирования новых действий – и именно поэтому у них сложнее идет процесс формирования навыка письма и чтения. И вот в их тетрадях почти на каждой странице появляются восклицания учителя: «Опять не дописал», «Только половина работы!», «Где примеры?».

Поможет ли это медлительному ребенку? Да никогда!

Любая подгонка, спешка, требование «быстрее», лишь замедляют скорость ребенка.

Вот Вам первая новость – ребенок делает это не специально, не на зло, как считают взрослые, — это мы этому причиной, наши понукания.

Новость номер два: не все медлительные дети одинаковы.

Существует два типа медлительности. Несмотря на то, что внешние проявления медлительных очень схожи, медлительность может быть связана с врожденными и наследственными особенностями нервной системы. Такие дети, как правило медлительны во всем: в игре, в целенаправленной деятельности, в речи, в ходьбе, в любых движениях. А может быть медлительность только в определенных видах деятельности (наиболее трудных для ребенка). Как правило это характерно для ослабленных, часто болеющих детей со сниженной работоспособностью, повышенной утомляемостью, — ведь при ухудшении состояния темп любой деятельности замедляется. Медлительность может быть воспитана и условиями среды, жизни ребенка.

Но все таки: если он «ничего не успевает», что же делать?

1. Набраться терпения, не нервничать не раздражаться, научиться строго рассчитывать время, и спокойно решать все проблемы. Всегда говорите спокойно, доброжелательно, избегайте «тысячу слов в минуту», иначе – «вся тысяча» – пройдет «мимо ушей! Помните, что усталость, плохое самочувствие, плохое настроение, напряжение, тревожность, боязнь вашего осуждения и недовольства еще больше замедляют работу.

Читайте также:  Фуршетный стол на день рождения ребенка 5 лет

2. Распланировать день ребенка так, чтобы:

— он вставал на полчаса раньше (при этом будите его еще за полчаса до того момента, когда действительно нужно вставать);

— не упрекайте утром за то, что было не сделано вчера (приготовьте одежду, портфель), не планируйте на утро никаких дополнительных, а тем более неожиданных дел (медлительный ребенок всегда должен знать заранее что и когда он должен делать);

— не усаживайте сразу после школы за уроки (час-полтора отдыха, лучше на воздухе, сделают работу более эффективной);

-помните, что такой ребенок долго включается в работу. Дайте ему время спокойно все разложить, найдите какое-нибудь включающее задание, например, заточить карандаш. Первое задание должно быть заведомо легким, доступным, сложность заданий должна увеличиваться постепенно;

— Не забывайте хвалить ребенка. Через 15-20 минут делайте перерыв в работе. Не добивайтесь непременно самостоятельного решения (если оно не дается ребенку); учтите, что медлительные дети часто пропускают то, что происходит на уроке;

— Перед сном не говорите о неудачах. Погуляйте, расслабьте ребенка, успокойте.

И последний вопрос – проходит ли медлительность с возрастом?

Конечно, по мере роста ребенка, приобретения им навыков работы, его действия будут более быстрыми – но только в сравнении с самим собой!

Можно порекомендовать некоторые упражнения для тренировок: это игры со сменой скорости движений («быстро-медленно-быстро», «медленно – быстрее -быстро»).

Можно использовать такие цепочки:

— ходьба – бег – ходьба — медленная ходьба;

— хлопки медленно – быстро –медленно;

— бег пальчиками;

С теплом и верой в Вас, Екатерина Серова

Прочитать все статьи канала Вы можете в специальном разделе

Если понравилось – нажмите «Палец вверх» — мне будет приятно!

Подписывайтесь на канал и в следующей статье Вы узнаете несколько эффективных техник и упражнений способных сделать Вашу жизнь немного лучше!

А ей 17 лет…

«Я всегда умел говорить» или урок от сына

Точка, меняющая жизнь

Внимание!!! Синдром арахисового масла

Я не люблю тебя больше или 18 букв назад

Урок от тёти Наташи

Похудеть наверняка – три психологических трюка

3 способа избавления от навязчивых мыслей

Источник

Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.
Читайте также:  Норма мочевины у ребенка 5 лет

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение 

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры

Источник