Глен доман развитие ребенка до года

Глен доман развитие ребенка до года thumbnail

Методика Глена Домана

В современном мире многие родители думают, что чем раньше они начнут развивающие занятия с ребенком, тем лучше. Думая о том, как это сделать лучше, они занимаются поиском подходящей методики. Одна из самых известных – это методика Глена Домана. Рассмотрим подробнее, каковы особенности этой методики и как она работает.

Глен доман развитие ребенка до года

Из жизни Глена Домана

В 1919 году в одном из старейших городов США – Филадельфии — появился на свет Глен Доман. Окончив обучение в Пенсильванском Университете в 1940 году, он начинает свою трудовую деятельность врачом-физиотерапевтом в больнице. Именно здесь он начинает работу по исследованию того, как развивается детский мозг. Однако начало войны ее прерывает. В 1941 году Доман идет в армию добровольцем, пройдя обучение на пехотных офицерских курсах. Его служба оканчивается в звании командира пехотной роты с наградой крестом «За выдающиеся заслуги».

Глен доман развитие ребенка до года

Вернувшись к медицине после войны, Глен Доман совместно с товарищами по работе начинает оказывать помощь в восстановлении детей с разными повреждениями головного мозга и серьезными поражениями нервной системы. В 1955 году им был основан некоммерческий Институт Развития Человеческого Потенциала. Теоретической и практической базой Института была методика Домана.

На протяжении более чем 20 лет, постоянно находясь в работе, проводя многочисленные исследования, опыты, эксперименты, делая выводы, приходя к каким-либо умозаключениям, Доман со своими коллегами-единомышленниками искали пути и возможности для излечения таких детей (с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии, неспособным к восприятию мира и общению). Они считали важным лечить первопричину – головной мозг, а не следствия поражений, т.е. тело.

Глен доман развитие ребенка до года

В 1960 году Доман публикует в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» статью о методической работе и проводимом лечении детей с повреждениями мозга и результатами их реабилитации. Именно тогда о нем узнали очень многие. Его деятельность совершила «мягкую научную революцию».

С этого периода вместе со своими соратниками Доман активно продолжал свою работу, разрабатывал и совершенствовал новые программы и методики для оздоровления ребят. За успехи в своей деятельности ему было вручено множество наград.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» можно найти более полное описание его метода.

Глен доман развитие ребенка до года

Когда можно начинать занятия

В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры.

По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев, ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы. Образовательный процесс начинается с демонстрирования карточек в течение короткого промежутка времени (буквально несколько секунд на карточку). Необходимо чтобы на карточках были представлены реальные предметы: овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.

Глен доман развитие ребенка до года

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.

Глен доман развитие ребенка до года

Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.

Глен доман развитие ребенка до года

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.

Глен доман развитие ребенка до года

Для физической активности малыша необходимо создать соответствующие условия.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.

Глен доман развитие ребенка до года

В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

С помощью трека происходит стимулирование врожденных рефлексов, имитирование внутриутробного пространства, когда кроха вспоминает свой первый рефлекс, с помощью которого он появился на свет.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Глен доман развитие ребенка до года

Суть методики Домана

Вместе с активным физическим развитием в это же время вы можете начинать интеллектуальные занятия. Для этого применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга.

Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребенку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребенку очень быстро эти занятия станут не интересными.

Глен доман развитие ребенка до года

В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и четко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день.

Читайте также:  Аиб центр развития ребенка официальный

Чему бы вы не обучали ребенка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребенок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха все слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.

Глен доман развитие ребенка до года

Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

Глен доман развитие ребенка до года

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.

Глен доман развитие ребенка до года

Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением цифры. Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.

Глен доман развитие ребенка до года

Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Принцип обучения математике схож с обучением чтению. Только вначале занятий необходимо уделить достаточно внимания набору карточек от 1 до 5, и от 5 до 10.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.

Глен доман развитие ребенка до года

Даже за полминуты можно многому научить

В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию. Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.

Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:

  • отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
  • сообщить крохе: «Это гав-гав»;
  • коротко ответить: «Это собака»;
  • сказать: «Это собака породы сенбернар»;
  • продемонстрировать картинки с собаками;
  • показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.

Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.

Глен доман развитие ребенка до года

Получение энциклопедических знаний

Если следовать Доману, то надо понимать, что целью жизни человека является получение многосторонних знаний об окружающем мире. Объяснения и разъяснения для детей не принесут никакой пользы, их мозг способен воспринимать только факты.

Для того, чтобы обучение по карточкам давало ребенку поистине энциклопедические знания необходимо чтобы:

  • все детали на карточках было видно отчетливо;
  • на каждой карточке был изображен только один предмет;
  • все изображенные предметы имели название;
  • ребенку этот предмет ранее был незнаком;
  • карточки были достаточно большие (28*28 см);
  • карточки были чистые.

Заниматься с карточками необходимо в среднем по 30 секунд.

Глен доман развитие ребенка до года

Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

  • Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.
  • Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.
  • Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.
  • Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.
  • Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры. Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.
  • Задействуются не все органы чувств. Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
  • Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.
  • Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.
Читайте также:  Центр развития ребенка вешняки

Глен доман развитие ребенка до года

Заключение

Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии их детей и даже вырастить гениев и вундеркиндов. Однако необходимо учитывать возрастные возможности вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребенка, учитывать его индивидуальные возможности. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое достижение.

Глен доман развитие ребенка до года

Посмотрите следующие видео, в котором раскрываются особенности методики Глена Домана.

Источник

Каждая мама считает своего ребёнка самым красивым и умным. И чтобы он ещё больше радовал окружающих своими успехами, многие взрослые обращаются к методикам раннего развития. Одна из наиболее популярных принадлежит американскому врачу Гленну Доману. Производители его дидактических материалов обещают родителям огромные перспективы развития крохи начиная с младенческого возраста. Но как же обстоит дело на самом деле?

Как появилась методика раннего развития Гленна Домана

Гленн Доман — врач из США. Отучившись на физиотерапевта, он впоследствии увлёкся изучением человеческого мозга, в частности, детского.

Исследования пришлось прервать из-за участия во Второй мировой войне. Там Доман даже получил награду — крест «За выдающиеся заслуги». Но возвратившись с фронта, врач продолжил начатое дело — основал Институт развития человеческого потенциала, где и проработал до конца своих дней.

Свою жизнь Гленн Доман посвятил исследованию человеческого мозга, стал основателем Института развития человеческого потенциала

Учёный разработал специальную программу реабилитации для детей-инвалидов с патологиями нервной системы. В процессе работы он пришёл к выводу, что мозг развивается лишь в условиях его постоянной стимуляции.

Применяя свою методику на маленьких пациентах, Доман добился положительных результатов — детский мозг (а точнее, его здоровые клетки) начал работать. Ребята с диагнозом «умственная отсталость» стали двигаться, садиться, говорить и даже читать.

Впоследствии врач решил опробовать свою методику и на здоровых детях. Всё началось с того, что здоровые братики и сестрички больных малышей с интересом присоединялись к занятиям и также достигали внушительных результатов. Ребята 2–4 лет свободно читали, считали, проявляли эрудицию в различных областях и были замечательно развиты физически.

Ключевое правило системы Домана — с ранних лет и даже месяцев жизни ребёнка следует заставлять как можно больше двигаться и напрягать мозг. Как результат интеллект станет развиваться быстрыми темпами. Двигательная же активность важна потому, что способствует развитию мозга.

Альтернативное мнение

Некоторые современные врачи и педагоги не согласны, что методику Домана следует применять на здоровых детях. Она изначально ориентирована на малышей с повреждениями мозга, то есть, тех, у кого в силу заболевания существует информационный дефицит. Вот его-то и надо восполнять.

Здоровые же, нормально развивающиеся дети не имеют такого информационного дефицита, поскольку они могут его удовлетворить самостоятельно (малыш сам может перевернуться, приподняться, сесть, подползти и пр., когда он этого хочет). А при его отсутствии добиться внимания к занятиям довольно сложно.

Что представляют собой карточки Домана и какие они бывают

Методика Домана у родителей прежде всего ассоциируется со специальными карточками. Именно с их помощью маленький ребёнок получает информацию. Карточки можно разделить на три группы:

  1. Энциклопедические. Это крупные картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты, профессии, транспорт, посуду, мебель и пр. Внизу к ним идёт подпись красного цвета.

    Среди карточек есть энциклопедические — картинки с надписями по тематическим группам, например, «Овощи»

  2. Для обучения чтению. Это карточки с напечатанными словами без картинок.

    Карточки для обучения чтению представляют собой напечатанные крупным шрифтом слова красного цвета

  3. Для обучения счёту (математические). На данных карточках изображены крупные красные точки в разном количестве. Доман использует не цифры, а именно точки, чтобы ребёнок смог почувствовать не символ, а реальное количество.

    Доман использует точки, а не цифры, чтобы малыш почувствовал реальное количество, а не символ

Чтобы обучение проходило успешно, карточки должны отвечать определённым требованиям:

  1. Довольно большой размер, для энциклопедических и обучающих счёту оптимально 28х28 см. Карточки, предназначенные для чтения, имеют уже другие идеальные параметры: 10х50 см, шрифт 1,5 см толщиной, буквы высотой 7,5 см.
  2. Желательно белый фон.
  3. Если изображён объект или предмет, то он должен быть только один, а все детали отчётливо видны.

Уже из самого описания карточек, понятно, что их должно быть очень много. Поэтому родители могут поступить следующим образом:

  1. Приобретать готовые наборы (конечно, это довольно дорого, если речь идёт о всех комплектах).

    Конечно, проще всего купить готовый набор карточек и заниматься с ними с малышом

  2. Скачивать их из интернета и распечатывать. Здесь обязательно понадобится цветной принтер (а это опять-таки расходы на картриджи).
  3. Рисовать карточки самостоятельно. Хотя это и самый экономный способ, но он отнимет массу времени, при этом энциклопедические картинки так сделать вряд ли получится — а вот карточки для чтения (слова) и счёта (точки) можно.

    Конечно, некоторые карточки можно делать и самостоятельно, но это займёт много времени

Некоторые родители выбирают такой способ занятий, как показ ребёнку электронных карточек — на экране планшета или ноутбука. Конечно, это экономно, но не слишком удобно: ведь при использовании бумажного варианта легче использовать системный подход. К тому же карточки можно положить на видное место, что в течение дня не забыть о занятиях.

Как развивать ребёнка по методике Домана

Прежде всего следует обозначить общие принципы методики Домана:

  1. Начинать обучение следует как можно раньше — это упростит процесс и увеличит эффективность.
  2. Самое главное в занятиях — регулярность.
  3. Весьма важно хвалить своё чадо.
  4. Учить чему-либо малыша нужно лишь тогда, когда он к этому расположен. Если кроха капризничает, ни в коему случае не нужно его принуждать к занятиям. Мама также должна быть в приподнятом настроении, чтобы ребёнок это чувствовал.
  5. Не нужно стремиться постоянно проверять знания ребёнка.
  6. Почаще вводить новый материал.

Главное в занятиях — желание ребёнка и позитивный настрой мамы, также очень важно чаще хвалить своё чадо

Основная суть методики Домана — это многократный показ ребёнку карточек. Система учёного этим не ограничивается, но всё же занятия с карточками получили наибольшее распространение.

С какого возраста работать с маленьким ребёнком

В процессе наблюдений Доман пришёл к выводу что максимум информации дети узнают за первые 6 лет жизни. К познанию мира малыш готов с рождения, его интересует буквально всё вокруг. И у родителей нет особой необходимости мотивировать ребёнка.

По мнению доктора, приступать к обучению можно уже с 3-х месяцев. Именно в этом возрасте младенец уже хорошо реагирует на предметы. В этом возрасте ему нужно показывать энциклопедические карточки (изображение самых разных объектов). Обучение же чтению и математике начинают чуть позже (ближе к году).

Суть методики Домана в том, что это именно раннее развитие. Поэтому занятия должны быть активными и регулярными (год активного показа в данном случае будет эффективнее, чем три года постепенных упражнений.

Как часто устраивать занятия

Демонстрировать ребёнку карточки можно до 10–15 раз в день.

Читайте также:  Развитие ребенка по мемяцам

Приступать к обучению следует, когда малыш сытый, отдохнувший. Само́й маме не нужно воспринимать показ карточек как ежедневную рутину — важно превратить всё это в увлекательную игру, быть эмоциональной, радоваться вместе с крохой.

Обучение чтению

Суть обучения — ребёнку несколько раз в день демонстрируются карточки со словами, которые проговаривает взрослый. Конкретные варианты здесь могут быть разными (каждый родитель подбирает себе подходящую систему).

Например, ключевым элементом может быть набор из пяти слов, объединённых по смыслу. Схема обучения чтению будет следующей (по дням):

  1. Ребёнку показывается один набор. Мама озвучивает все слова громко и чётко, повторяя каждое примерно 15 секунд. В день будут 3 занятия.
  2. К данному набору добавляется ещё один. Получается 6 занятий в день с двумя наборами.
  3. 3 набора и 9 занятий.
  4. 4 набора и 12 занятий.
  5. Добавляется 5-й набор (получается 15 занятий). При этом из предыдущих наборов исключается по одному слову, но добавляется по новому слову. Так и останется впоследствии: 15 занятий в день с удалением 5 изученных слов и добавлением 5 новых.

Вначале целесообразно знакомить ребёнка с существительными, причём, обозначающими знакомые ему понятия

Глядя на слово, маленький ребёнок, конечно, ещё не осознаёт его смысла. Но когда взрослый озвучивает его, то срабатывает механическое запоминание. Детский мозг связывает визуальную и слуховую информацию воедино. Таким способом малыш начинает понимать законы чтения.

Начинать обучение лучше всего с самых простых слов, которые кроха хорошо знает (мама, папа, бабушка, дедушка, также это могут быть знакомые названия одежды, блюд, домашних питомцев).

Обучение счёту

Занятия начинаются примерно с года. Вначале мама обучает ребёнка счёту до двадцати. Для этого ему демонстрируются соответствующие карточки с точками: 3 сеанса в день по 5 карточек (мама опять-таки чётко проговаривает название каждого числа). Каждый день добавляются 2 новые карточки и, соответственно, убираются 2 изученных.

Принцип обучения математике аналогичен обучению чтению. Вначале занятий уделяется внимание набору карточек от 1 до 5, затем от 5 до 10 и т. д.

С помощью точек также нужно осваивать основные математические действия. Например, карточка с тремя точками, знак «минус», карточка с двумя точками, знак «равно» и карточка с одной точкой. На последнем этапе ребёнок учится решать цифровые уравнения (конечно же, с объяснением родителя, а не интуитивно).

С помощью карточек можно не только учить с малышом числа, но и осваивать математические действия

Самые популярные карточки — энциклопедические

Аналогично малышу ежедневно быстро демонстрируются карточки с каким-либо предметами и объектами. При этом взрослый называет то, что изображено, и произносит о нём определённый факт (например, что это за животное, что оно ест, где живёт и пр.). Первые дни занятий включают в себя 3 сеанса по 10 карточек, постепенно количество карточек за один показ увеличивается. Картинки, которые демонстрировались 30 раз, убираются из комплекта и заменяются новыми.

Естественно, здесь многое зависит от возраста ребёнка. Например, трёхмесячному малышу будет достаточно просто называния животного, растения, овоща и т. д. Малышу же после года уже стоит сообщать конкретные факты и предмете или объекте.

Суть обучения в том, что ребёнок получит знания из разных областей науки. И важно не то что он получит максимальное количество информации, а то, что его мозг будет развиваться, учиться анализировать объекты, делать выводы. Ведь любую энциклопедию мы также не прочитываем от корки до корки, а просто берём для себя полезные сведения.

Физическое развитие малыша — как оно должно соответствовать интеллектуальному

Методика Домана уделяет важное внимание и физическому развитию ребёнка, ведь оно напрямую влияет на интеллект. Учёный уверен, что младенец должен двигаться с самого первого дня своего рождения.

Так, родители в силах научить его понемногу ползать уже в первый месяц. Для этого используются специальное приспособление — трек под небольшим наклоном. Рекомендованное время пребывания в нём — 3–4 часа ежедневно. Благодаря регулярным занятиям младенец научится по-настоящему ползать уже к 4-м месяцам.

Доман считает незаменимой вещью специальные треки для ползания, с их помощью малыш может осваивать важный физический навык уже с первого месяца жизни

Конечно, большинство педиатров и детских хирургов одобряют такое раннее ползание ребёнка, считая, что всему должно быть своё время, и опорно-двигательный аппарат должен сам созреть для этого.

Также, по мнению Домана, необходимо развивать и другие врождённые рефлексы ребёнка: например, умение плавать, заложенное самой природой.

Методика Домана также делает акцент на развитии чувства равновесия (малыша допустимо специальным образом крутить и вертеть), умения преодолевать преграды (ставить ему на пути валики, лесенки и пр.), упражнениях на мануальные навыки (захватывание предметов).

Самые яркие недостатки методики Домана

Как уже было сказано, методика Домана имеет массу поклонников среди родителей, которые видят реальные результаты занятий: малыши, действительно, начинают читать, считать в раннем возрасте. Яркие изображения привлекают детское внимание, и кроха запоминает информацию, которую ему предлагают взрослые.

Однако далеко не все специалисты и родители считают методику такой уж совершенной. Так, можно выделить следующие её недостатки:

  1. Ребёнок воспринимает информацию пассивно, не учится сам искать её. В результате его любознательность притупляется. При этом факты мало знать — нужно уметь применять их в жизни.
  2. В раннем возрасте мозг малыша получает слишком большую нагрузку. А это чревато негативными последствиями: развитием излишней чувствительности, ранимости, повышенной тревожности, перепадами настроениям и даже психическими расстройствами.
  3. Не затрагивается фантазия, творческие моменты в обучении.
  4. У ребёнка остаётся мало времени на игры, общение со сверстниками, особенно если ему уже более трёх лет, когда большую роль приобретает социализация. Также страдает эмоциональное, нравственное, эстетическое развитие (ведь у родителей много времени отнимает подготовка к занятиям — подбор карточек, рассортировка, а тем более их самостоятельное изготовление).
  5. В ходе обучения задействуются не все органы чувств. Так, не развиваются тактильные ощущения, обоняние, вкусовые рецепторы.
  6. Занятия чтением по сути представляют собой не чтение, а механическое запоминание. Ребёнок может не узнать слово, напечатанное другим шрифтом или не понять смысл текста, если там встретится незнакомое слово.
  7. Игнорируется развитие речи ребёнка — ведь обучение идёт без диалога.
  8. Карточки нужно постоянно менять. А у многих родителей быстро пропадает к этому энтузиазм. В результате пособия лежат «мёртвым грузом» на полочке.

Цитируя специалистов

…Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребёнок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребёнок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него «ходячую энциклопедию»), но не учат думать (использовать полученные знания).
Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире. Но, к сожалению, методика очень трудоёмка и практически невыпол