Главная задача развития связной речи ребенка

Главная задача развития связной речи ребенка thumbnail

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. Цель, задачи и содержание обучения связной речи дошкольников.

По ФГОС (П.2.6) образовательная область Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

По мнению исследователей (Леушина, Сохин, Рубинштейн), существуют две разновидности связной речи – диалог и монолог, которым присущи свои особенности. Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание. Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по меткому выражению Ф.А.Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве

Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления, в связи с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

На 1-м году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения с взрослым закладываются основы связной речи. Взрослый и ребенок выражают разные чувства (удовольствие — неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения их обогащаются, круг предметов, с которыми сталкивается ребенок, расширяется. Слова начинают обозначать предметы и действия. Он овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.На основе понимания начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, произносимых взрослым, привлекает внимание взрослого к себе, к предмету. Это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения (С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин).

К концу 1-го — началу 2-го года появляются первые осмысленные слова, преимущественно выражающие желания и потребности ребенка. Во второй половине 2-го года слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. С этого момента он использует слова для обращения к взрослому, посредством речи может вступать в сознательное общение с взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Появляются первые предложения, сначала из двух, а к 2-м годам из 3-4 слов. К концу 2-го года слова начинают оформляться грамматически, дети выражают более точно, ясно свои мысли и желания. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: 1/как средство установления контакта и 2/как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и обобщения.

На 3-ем годубыстрыми темпами развиваются и понимание речи, и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Ребенок пользуется диалогической речью, которая сначала тесно связана с его практической деятельностью и используется для сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Это: а)прямые обращения к собеседнику, б)выражение просьбы о помощи, в)ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребенка ситуативна, ее смысл понятен в связи с ситуацией, она больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте при построении своих высказываний дети учитывают, как их поймут партнеры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки в начатом предложении.

В дошкольном возрасте речь отделяется от непосредственного практического опыта. Главная особенность возраста — возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре (ведущей деятельности) возникают и новые виды речи: 1)речь, инструктирующая участников игры, 2)речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Задачи и содержание обучения детей связной речи

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговора с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

Читайте также:  Танец в развитии ребенка

В среднем дошкольном возрасте детей продолжают приучать вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими.

Следует больше обращать внимание на качество ответов. Постепенно следует приобщать детей к участию в коллективных беседах.

Продолжается воспитание культуры речевого общения.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Закреплять умение участвовать в общей беседе.

Дети старшего дошкольного возраста должны владеть разнообразными формулами речевого этикета. Употреблять их без напоминания.

Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.

Во второй младшей группе детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывании по картине с близким детскому опыту сюжетом). Дети через индивидуальную работу постепенно подводятся к составлению коротких – в 3-4 предложения – описаний игрушек и картинок, к составлению рассказов из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и о семье, о том, как провели выходные дни).

В средней группе детей учат пересказывать содержание не только хорошо знакомых им сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. Кроме этого, детей 5-ого года учат составлять описательные рассказы по картинам и игрушкам, передавая структуру описательного и повествовательного рассказов.

Детей продолжают индивидуально обучать рассказыванию из личного опыта.

В старших группах дошкольников продолжают учить последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.

Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее описания игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта.

Источник

Развитие связной речи дошкольников

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность

     Развитие связной речи является центральной задачей  речевого воспитания детей  и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Её успешное развитие зависит от многих условий (представлены на слайде): слайд №2

1.Речевой среды

2.Социального окружения

3.Индивидуальных особенностей личности

4.Познавательной активности ребенка.

происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Уважаемые коллеги как вы думаете, что является высшей формой мыслительной деятельности – СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. Слайд №3

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Слайд №3

Развитие предпосылок связной речи происходит:

— в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса);

— в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т.к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова);

— в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.

Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми (включающая описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно.

 Задачи связной речи по возрастам на слайде.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Читайте также:  Все развитии ребенка утробе матери

Какая же основная функция связной речи? –  КОММУНИКАТИВНАЯ. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Они отличаются по своей коммуникативной направленности

Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица, обращенной к слушателям или к самому себе.

Типы монологов

Описание – это характеристика предмета в статике

Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного

образца в устной речи

Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания

Давайте вспомним какие используются приемы и методы обучению рассказывания?  (совместное рассказывание, образец рассказа, составление рассказа по частям, составление рассказов по подгруппам, моделирование, мнемотехника) Посмотрите пожалуйста на слайд.

В каждом возрасте создаются свои предпосылки для развития монологической речи.  

Какие характерны для детей раннего возраста?                             — детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткое рассказы и сказки,

— повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.

— в 2  — 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.            

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. 

—  детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, — рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»).

— детей постепенно подводятся к составлению коротких – в 3-4 предложения – описаний игрушек и картинок.

— воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил…Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем. В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).                          

 В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет. («Как-то раз … собрались звери на полянке. Стали они…  Вдруг … Взяли звери … И тогда …»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания.                                                                                           В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи воспитателя, выразительно передовая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей. В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать время и место действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события. Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описание игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта. Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности высказываний.                                         

В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием  разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи и содержание обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала. Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.  

Читайте также:  Упражнения на развитие ловкости ребенка

Следующая форма это – ДИАЛОГ. Слайд № 11 на слайде представлены группы диалогических умений.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Сейчас мне хотелось бы подробнее остановиться на наиболее часто используемом  методе диалогической речи – БЕСЕДА. Слайд № 12

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением.

 Выделила три типа бесед:

1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности, предваряющая получение новых знаний. Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, а ряд вопросов остается неразрешенным («Посмотрим, увидим, проверим»).

2. Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта (предварительная). Цель ее – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. . Задача воспитателя – обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания.

3. Беседа заключительная (обобщающая), уточняющая и расширяющая опыт  детей. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения

Структурные компоненты беседы: Слайд № 13

  1. Начало Начать беседу можно по-разному – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы.
  1. Основная часть Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок
  2. Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы

Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. Слайд № 14

Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками

Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности. Часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слушать

Правила речи воспитателя: Слайд № 15

— Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт — порты, торт — торты, крем — кремы, инженер — инженеры);

— Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям );

— Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Надо всегда помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем.

Речь не передается по наследству.

Ребенок перенимает опыт речевого развития от окружающих!

Источник