Гиперосмотическое развитие у ребенка

Гиперосмотическое развитие у ребенка thumbnail

Гиперактивный ребенок: что делать?

Другие статьи
из этой рубрики

Гиперактивный ребенок: что делать?

Ира Чернова

00:00 / 00:00

В этой статье вы узнаете:

  • Какого ребенка называют гиперактивным;

  • Причины и классификация синдрома гиперактивности;

  • Гиперактивный ребенок: лечение и нивелирования симтомов;

  • Практические советы родителям гиперактивного ребенка.

Дети – это наше продолжение, «цветы жизни», отражение нас самих. Они такие разные и каждый ребенок по-своему особенный. Кто-то – тихий и спокойный, а кто-то – активный и очень подвижный.

Именно о гиперактивных детях, неусидчивость которых выходит за пределы психологической нормы, пойдет речь в данной статье.

Какого ребенка называют гиперактивным?

Давайте разберемся, если у ребенка зашкаливает запас энергии, он всем интересуется, но вместе с тем обладает способностью слушать ответы на свои вопросы – это не гиперактивность, это развитый познавательный интерес.

Гиперактивный синдром – это синдром, при котором процессы возбуждения нервной системы значительно превосходят процессы торможения. Данные особенности напрямую зависят от чрезмерного проявления эмоций, проявляются чаще всего у детей раннего возраста, реже – у подростков.

Гиперосмотическое развитие у ребенка

Гиперактивный синдром почти всегда объединяется с синдромом дефицита внимания (СДВ), образуя так называемый синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), поэтому психологи часто используют данную аббревиатуру для обозначения комплекса данных симптомов.

В зависимости от возраста, признаки гиперактивности у детей имеют разный характер:

  • В возрасте 1-2 года, у детей, склонных к гиперактивности, проявляется повышенная нервозность, плаксивость, которая переходит в затяжные истерики, нарушение сна, раздражительность.
  • В 3-4 года наблюдается импульсивность действий, неспособность завершить начатую игру, нарушения мелкой моторики, и тонких дифференцированных движений кисти руки, а также, проявления неконтролируемой агрессии.
  • В 5-6 лет родители наконец-то начинают бить тревогу, ведь ребенок не способен осваивать программу детского сада, которая является необходимым компонентом в подготовке ребенка к школе, начинает ярко проявляться СДВ, а также нападения неконтролируемой ярости и истерики.
  • Позже, 7,8-9,10 лет все вышеперечисленные проявления значительно усиливаются, что приводит к неспособности усвоить азы школьной программы, появляются признаки социальной дезадаптации, развивается делинквентное поведение, а также ярко выраженная лабильность эмоций.

Важно своевременно обнаружить проявления гиперактивного синдрома, ведь чем раньше диагностировать проблему, тем эффективнее будет коррекционная работа по ее нивелированию.

Причины и классификация синдрома гиперактивности

Чтобы правильно классифицировать разновидности гиперактивного синдрома, следует знать причины его возникновения:

  • Перинатальные, или внутриутробные – хронические заболевания матери, химическое воздействие на мать во время беременности, курение, алкоголизм будущих родителей, инфекционные заболевания будущей матери, травмы во время беременности, наличие фактора угрозы выкидыша и т. д.
  • Натальные – затяжные роды, кровоизлияния, асфиксия, использование дополнительных средств во время родов, таких как щипцы или вакуум, препараты, стимулирующие родовую деятельность, стремительные роды, кесарево сечение.
  • Постнатальные – уровень экологического загрязнения места обитания, тяжелые болезни ребенка в первые три года жизни, такие как менингит, энцефалит и др.

Существует международная классификация болезней (МКБ — 10) согласно которой, гиперактивность относится к разделу «Эмоциональные нарушения и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте» в более узком смысле — располагается в подразделе «Расстройства активности и внимания» – F90.0, а также «Гиперкинетическое расстройство поведения» – F90.1

гиперактивность ребенка

Синдром гиперактивности имеет несколько разновидностей, в соответствии с американской классификацией болезней DSM-IV, выделяют:

  • Синдром, который сочетает дефицит внимания и гиперактивность – встречается чаще всего.
  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания – может быть симптомом более серьезных нарушений ЦНС, или индивидуальной чертой характера личности.
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности – чаще встречается у девочек, проявляется в виде патологической мечтательности и «выпадение» из реальности.

Важно правильно дифференциально диагностировать тип нарушения определенного ребенка, для разработки эффективной индивидуальной коррекционной программы.

Читайте также:  Развитие зрительного восприятия ребенка

Гиперактивный ребенок: лечение и нивелирования симптомов

К сожалению, в основном, на момент постановки диагноза, ребенок уже учится в начальной школе, что значительно усложняет коррекционную работу с ним.

Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ, следует четко придерживаться назначенного врачом лечения.

Среди возможных видов медицинской помощи наиболее распространенными являются: нейропсихологическая коррекция, фармакотерапия, холдинг-терапия, поведенческая терапия, Босс-терапия.

Важно помнить, что различными видами медицинской помощи занимаются разные специалисты. Например, все, что касается психолого-коррекционной работы – выполняет психокоррекционный педагог или психотерапевт, а фармакологические назначения имеет право предоставлять только психиатр, невропатолог или невролог.

синдром гиперактивности у детей

Важно осознать, что гиперактивный ребенок имеет огромный запас энергии, которую нужно направить в мирное русло. Поэтому в тандеме со специализированной помощью должна быть физическая нагрузка, которая соответствовала бы уровню проявлений гиперактивности. Например, это может быть:

  • занятия спортом;
  • танцы;
  • боевые искусства;
  • туризм и тому подобное.

Дополнительно подобные занятия научат регулировать негативные поведенческие реакции, а также повысят уровень внутренней дисциплины.

Практические советы родителям гиперактивного ребенка

Работа с родителями гиперактивного ребенка состоит, во-первых, в помощи им осознать, что их ребенок имеет отклонения от нормы.

Очень часто родители ищут отговорки по типу: «Он просто избалован», «Всыпать ему и все пройдет», «Это ребенок индиго, вы не понимаете» и т. д. Это не что иное, как психологическая защита родителей, поэтому важно мягко подвести к осознанию проблемы, ради самого ребенка и его благополучия. Главное – осознать, что гиперактивность – не приговор, этот синдром довольно легко снивелировать.

Во-вторых, со стороны родителей требуется колоссальный запас терпения, важно окружить ребенка вниманием и заботой. Крик – это ваш враг, подобная реакция, только вызовет у ребенка агрессивный ответ и только усложнит ситуацию.

Особенно важно правильно и дозированно подавать материал или инструкцию выполнения определенной задачи, при необходимости – максимально сократить информацию и повторить ее несколько раз, пока вы не убедитесь, что ребенок сконцентрировался и вас услышал.

Читайте также: Переходной возраст: совместный путь

В-третьих – старайтесь создать благоприятную среду развития ребенка. Избегайте стрессовых ситуаций и конфликтов в семье, придерживайтесь режима дня, четко следуйте инструкциям и советам врача о питании и приеме препаратов, добавьте в рацион успокаивающие чаи из мелиссы, ромашки или мяты.

При соблюдении назначенного лечения в сочетании с благоприятной средой и вашей заботой, ребенок научится контролировать собственные поведенческие реакции и ничем не будет отличаться от ребенка без СДВГ.

А главное – любите своего малыша таким, какой он есть, не ставьте психологических блоков, ни в коем случае не стесняйтесь его и все у вас будет хорошо!

Ира Чернова

Источник

Содержание

  • Причины и симптомы
  • Диагностика
  • Лечение и профилактика

Гипофизарный нанизм (наносомия, гипофизарная карликовость, микросомия) — заболевание, проявляющееся в задержке роста скелета, внутренних органов и физического развития вследствие сокращения выработки гипофизом соматропина (СТГ), гормона роста. У мужчин чаще, чем у женщин наблюдаются подобные нарушения. Карликовым считается рост до 130 см у первых и до 120 см у вторых. Патология является редкой, встречается у 1 ребенка из 30000.

Причины и симптомы

С момента рождения рост человека происходит под влиянием соматропина, расположенного в передней доли гипофиза. Взаимодействуя с остальными гормонами, СТГ способствует укреплению мышц, увеличению длины костей. При достаточной выработке гормона ребенок в среднем вырастает на 7-8 см каждый год. При сокращении продукции соматропина начинается задержка физического развития.

Заболевание часто передается по наследству. Врожденная причина недостаточности СТГ может быть связана с генетическими мутациями или аномалиями развития гипоталамо-гипофизарной системы плода (аплазией, гипоплазией или эктопией гипофиза, анэнцефалией).

Читайте также:  Развитие качеств ребенка с рождения

Провоцирующими микросомию факторами считаются:

  • краниофарингиома (вид опухоли головного мозга);
  • черепно-мозговые травмы;
  • саркоидоз;
  • сифилис;
  • аутоиммунный гипофизит;
  • паренхиматозные (внутримозговые) кровоизлияния;
  • энцефалит;
  • гидроцефалия;
  • менингит;
  • глиома;
  • сосудистая аневризма;
  • туберкулез.

Опухоли гипоталамо-гипофизарной зоны (герминома, краниофарингиома, нейрофиброма, гамартома, аденома гипофиза) также вызывают микросомию. Заболевание может стать последствием химиотерапии или радиотерапии. Нарушение только продукции соматропина клетками гипофиза наблюдается редко. В большинстве случаев у людей отмечается изменение выработки остальных гормонов гипофиза (тиреотропного, лютеотропного, лютеинизирующего, фолликулостимулирующего), ответственных за репродуктивную функцию и обмен веществ. Микросомия часто сочетается с эндокринными патологиями. Большинство больных гипофизарной карликовостью бесплодны.

При наследственной форме болезни дети рождаются с нормальной массой тела и ростом. Патология проявляется в возрасте 2-3 лет. Малыши начинают отставать в росте от своих ровесников, но при этом пропорции тела у детей остаются нормальными. Симптомами наносомии становятся:

  • замедление окостенения скелета;
  • бледность, сухость, синеватый или желтоватый оттенок кожных покровов;
  • поздняя смена зубов;
  • склонность к артериальной гипотонии.

Диспропорции появляются в подростковом периоде. Отмечаются:

  • у мужчин – небольшие яички, маленький половой член, отсутствие волосяного покрова на лице, лобке и в подмышках, недоразвитие гортани, мышц, неопущение яичка (двустороннее или одностороннее) в мошонку;
  • у женщин – недоразвитость молочных желез, половых губ и матки, отсутствие нормального менструального цикла, волосяного покрова на лобке и в зоне подмышек.

Интеллект и память пациентов обычно не нарушены, но эмоциям и психике свойственен своеобразный инфантилизм.

Диагностика

Критериями диагностики становятся: осмотр специалиста, сбор анамнеза, результаты инструментальных и лабораторных исследований. При осмотре уточняются пропорции телосложения, показатели умственного развития и степень дефицита роста. Врач выясняет также возможное воздействие провоцирующих факторов, наличие наносомии у родственников. Лабораторные исследования крови необходимы для уточнения содержания соматропина. Обычно применяются стимулирующие тесты:

  • проба с использованием инсулина – введение небольших доз в здоровом организме повышает количество соматотропного гормона; при микросомии проба отрицательная, концентрация соматотропина не меняется;
  • тест с использованием глицина или аргинина – аминокислоты в норме стимулируют выработку гипофизом соматотропного гормона; при отсутствии подобного эффекта опыт считается отрицательным;
  • проба с клонидином (клофелин) – применяется для увеличения концентрации соматотропного гормона; отсутствие положительной реакции сигнализирует о микросомии.

МРТ головного мозга позволяет изучить зону гипофиза и окружающие его участки.

Рентгенографию турецкого седла как метод диагностики применяют при различных нарушениях его строения: деформации, увеличении или уменьшении размеров. Рентгенография лучезапястных суставов и кистей помогает определить их фактический возраст. При гипофизарной карликовости костное развитие отстает от хронологического более чем на 2 года.

Применение КТ (компьютерной томографии) позволяет уточнить степень окостенения скелета. В здоровом организме кости образуются из хрящей. Процесс начинается с точек окостенения и длится примерно до 20-25 лет, завершаясь формированием скелета. При гипофизарном нанизме эти точки остаются видимыми всю жизнь.

Необходима дифференциальная диагностика с гипотиреозом, соматогенной задержкой роста, хондродистрофией, синдромом Шерешевского – Тернера. Хондродистрофия проявляется низкорослостью, диспропорциональным ростом конечностей, западением переносицы. Для гипотиреоза характерны сухость кожи, задержка развития скелета, снижение интеллекта. Для синдрома Шерешевского-Тернера типично наличие крыловидных складок кожи в области шеи, медленные темпы роста, деформация ушных раковин. Соматогенная задержка роста возникает при нарушении питания, обмена веществ, заболеваниях сердца, костной системы и других органов.

Лечение и профилактика

Терапия назначается эндокринологом. Основное направление – восстановление необходимого уровня соматропина. Постоянный прием искусственного гормона роста оказывает стимулирующее воздействие на гипофиз. Чаще всего назначаются:

  • соматомедин-C;
  • ретаболил;
  • тестостерон.

При гипофункции гормонов, влияющих на работу щитовидной железы, в схему лечения добавляют Тиреокомб, L-Тироксин. На фоне терапии скорость роста пациентов нормализуется (до 8-12 см в год). В подростковом возрасте для коррекции недостаточной функции половых гормонов назначается:

  • мальчикам – гонадотропин хорионический, метилтестостерон;
  • девочкам – гонадотропин хорионический, эстрогены, препарат Синэстрол.
Читайте также:  Познавательное развитие ребенка школьного возраста

Лечение стимулирует развитие скелета и вторичных половых признаков (рост волос на лице, в зоне лобка, молочных желез, изменение голоса). Люди с гипофизарным нанизмом, которые рано начали лечение, могут достигнуть нормального роста и освоиться с условиями окружающей жизни. Им часто необходима психосоциальная коррекция – помощь с адаптацией в обществе, выбором профессии.

Соблюдение некоторых мер (терапия травм головы, заболеваний печени, почек) может уменьшить риск возникновения недуга.

Гипофизарный нанизм – патология, нарушающая развитие всего организма. Причины заболевания не всегда удается уточнить. Ранняя диагностика и лечение способствуют росту и нормальному развитию человека. При отсутствии терапии мужчины и женщины остаются инвалидами.

Источник

Это обезвоживание, при котором осмотическое давление во внеклеточной жидкости превышает нормальные показатели.

Такое обезвоживание развивается вследствие потери воды (например, через легкие с выдыхаемым воздухом) или гипоосмотической жидкости (например, пота или гипоосмотической мочи).

1. При водном голодании;

а) у очень маленьких детей при плохом медицинском уходе;

б) у беспомощных больных, в бессознательном или коматозном состоянии;

в) в послеоперационном периоде, если больной не может сам себя обслужить;

г) при нарушениях проходимости пищеварительного тракта и нарушениях акта глотания.

Во всех этих случаях водное голодание развивается по вине медицинского персонала.

д) А также в экстремальных условиях внешней среды, например в пустынях.

2. При гипервентиляции. Например, при высокой температуре тела, особенно у маленьких детей.

3. При полиурии:

а) вследствие осмотического диуреза, например при сахарном диабете;

б) при несахарном диабете вследствие дефицита вазопрессина.

Патогенез.

Повышение осмотического давления в жидкой части крови и внеклеточной жидкости приводит к перемещению воды из внутрикле­точного сектора в межклеточные пространства в сосудистое русло.

Таким образом, в компенсации участвуют вся и вне- и внутриклеточная жидкость (составляющая 60% веса тела), в отличие от изоосмотического обезвоживания, когда в компенсации участвует только внеклеточная жидкость (20% веса тела). Большие компенсаторные возможности позволяют больному сохранить ОЦК на допусти­мом уровне и избежать гиповолемического шока, хотя значительное сгущение крови и рост гематокрита наблюдается и при гиперосмотическом обезвоживании.

Продолжительность жизни при таком обезвоживании составляет 5-6 суток, иногда больше (это как бы «физиологическая» форма обезвоживания — водное голодание). Угрожающее состояние возни­кает, когда, потеря воды приближается к 20%веса тела.

Прогрессирующее обезвоживание клеток, их «сморщивание», приводит сначала к функциональным расстройствам, а затем и к их гибели. Наиболее чувствительны нервные клетки. При гиперосмотическом обезвоживании больные погибают от нарушения функций головного мозга – энцефалопатии, кома.

Клинические проявления гиперосмотического обезвоживания существенно отличаются от таковых при других формах.

Классическим симптомом является сильнейшее чувство жажды, как следствие раздражения осморецепторов (при других формах обез­воживания жажда может быть весьма умеренной или даже полностью отсутствовать).

Типична сухость слизистых оболочек («пересыхает во рту»), что тоже может не наблюдаться при изоосмотическом обезвоживании.

Мало выражены симптомы нарушений гемодинамики. Наблюдается умеренная тахикардия.

Может несколько учащаться дыхание.

По мере развития дегидратации снижается, а в тяжелых слу­чаях прекращается диурез.

Резко снижается секреция всех пищеварительных соков.

Нарастает метаболический ацидоз. Наиболее характерна симптоматика со стороны ЦНС, как прояв­ление клеточной гипогидратации.

Прогрессирует мышечная слабость.

Нарушается координация движения.

Развиваются галлюцинации, бред.

Повышается температура тела (иногда гипертермию при обезво­живании путают, особенно у детей, с инфекционными поражениями мозга — потеря сознания, судороги, высокая температура тела — в результате запаздывают мероприятия по восстановлению водного ба­ланса).

В терминальном состоянии выявляется резкое возбуждение, су­дороги, наступает потеря сознания. Гибель больных происходит в состоянии комы.

Источник