Гиперкинетическое расстройство поведения у ребенка 5 лет

Гиперкинетическое расстройство поведения у ребенка 5 лет thumbnail

Гиперкинетическое расстройство поведения – это целый комплекс психосоматических расстройств у детей, проявляющийся еще в младшем дошкольном возрасте. Выражается оно в гиперактивности, чрезмерной импульсивности, проблемах с самоорганизацией и нехватке внимания.

Такие дети испытывают проблемы с обучением и социальной адаптацией в детском саду и школе, поэтому нуждаются в комплексном лечении. Отсутствие помощи со стороны взрослых может привести к тому, что и во взрослую жизнь ребенок вступит с проблемами, влияющими на уровень жизни.

Что такое гиперкинетическое расстройство

Что такое гиперкинетическое расстройство

Довольно часто это состояние может скрываться за такими названиями, как гиперактивное расстройство, синдром дефицита внимания, дефицит внимания с гиперактивностью. Все эти нарушения характеризуются проблемами концентрации и гиперактивного поведения, но несколько отличаются друг от друга степенью выраженности.

Гиперкинетическое расстройство – это состояние, которое характеризуется нарушением внимания, двигательной активностью и импульсивностью поведения. От всех остальных оно отличается стойкими и неконтролируемыми нарушениями поведения и социальных норм, которые не опасны для окружающих и самого ребенка.

Среди детей гиперкинетический синдром встречается с частотой от 5 до 20 %. При этом у мальчиков он диагностируется в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения

Причины возникновения гиперкинетического расстройства

Гиперкинетическое расстройство возникает вследствие функциональной незрелости структур мозга, которые отвечают за регуляцию и контроль функции внимания. Единой причины развития патологии нет, но выделяют две группы факторов, которые влияют на возникновение этого расстройства личности у детей: психологические и соматические.

К причинам психологического характера относят:

  • сильные стрессы в раннем детстве (например, возникшие от жестокого обращения родителей);
  • эмоциональная и сенсорная фрустрация в течение длительного периода времени (невозможность удовлетворения потребности в общении и взаимодействии с окружающими, нехватка соответствующих раздражителей, чувство изоляции);
  • нехватка или отсутствие психоэмоциональной устойчивости к стрессам;
  • некоторые черты характера (беспокойство, мнительность и др.).

Среди соматических факторов выделяют:

  • наследственные заболевания;
  • дисфункции головного мозга и его травмы (например, перинатальная энцефалопатия);
  • инфекции различного типа (вирусные или бактериальные);
  • солнечные удары;
  • ионизирующее облучение;
  • интоксикации;
  • употребление некоторых лекарств;
  • хроническое переутомление.

Разновидности гиперкинетического расстройства

Разновидности гиперкинетического расстройства

Гиперкинетическое расстройство личности проявляется по-разному в зависимости от возраста ребенка. Поэтому различают 3 основных разновидности патологии:

  1. В возрасте 3-6 лет – у детей отмечается повышенная подвижность и нестабильность эмоционального состояния. Они имеют проблемы с поведением, не слушают взрослых, не обращают внимания на правила и запреты. Ребенок на фоне эмоциональной нестабильности испытывает проблемы со сном: часто просыпается по ночам, не может уснуть во время дневного сна, отчего еще больше перевозбуждается.
  2. В младшем школьном возрасте – дети имеют проблемы с успеваемостью и дисциплиной в школе. Ребенок испытывает большие сложности с фокусировкой внимания, он не может сосредоточиться на задании, не справляется с самостоятельной работой, допускает множество ошибок. Он с трудом удерживается за партой в течение урока, отвлекается сам, мешает одноклассникам и не усваивает учебный материал.
  3. В старшем школьном возрасте – к проблемам с успеваемостью и дисциплиной у школьника добавляются проявления неправильного образа жизни (курение, употребление алкоголя, асоциальное поведение, раннее начало половой жизни и неразборчивость в связях).

Симптомы патологии

Симптомы гиперкинетического расстройства поведения

Некоторые родители принимают симптомы гиперкинетического расстройства за особенности темперамента ребенка или считают, что это его реакция на стиль воспитания. Но специалисты рассматривают это состояние как патологию (F 90.1), которая требует врачебной диагностики и коррекции.

Проявляться это расстройство поведения может различными симптомами, которые зависят от возраста, мотивации ребенка и его окружающей обстановки.

У некоторых малышей в первую очередь выражены проблемы с вниманием. Они легко и часто отвлекаются, не заканчивают начатый диалог, забывчивы, не организованы, переключаются с одного дела на другое, ничего не завершая до конца.

Другая категория детей больше проявляет симптомы гиперактивности: они много суетятся, беспокоятся, не могут усидеть на месте, делают много лишних движений и шумят. Гиперактивный малыш любит болтать без остановки, а любое свое действие сопровождает комментариями.

Если у ребенка превалирует симптом импульсивности, то ему очень сложно проявлять терпение (ждать очереди в игре или разрешения ответить на уроке). Он не задумывается о том, какие поступки совершает, поэтому часто имеет проблемы с дисциплиной.

Гиперкинетическое расстройство может сопровождаться и другими симптомами: нарушение координации и неразвитая мелкая моторика, проблемы с социальной адаптацией, обучением и соблюдением правил и требований. Также имеют место неврологические проявления: нервные тики, беспокойство, аутизм, эпилепсия, синдром Туретта, депрессивные состояния.

Родители и педагоги должны вовремя отреагировать на такое поведение ребенка и обратиться за врачебной помощью. Гиперкинетическое расстройство провоцирует проблемы как в детском возрасте (успеваемость, дисциплина, социальные контакты и др.), так и во взрослом (отношения, карьера, пагубные привычки). По статистике, в 15-20 % случаях возникновения этой патологии признаки сохраняются у человека в течение всей жизни, не исчезая к 12-20 годам, как у остальных детей.

К кому обращаться?

ребенок на консультации у психолога

При гиперкинетическом расстройстве помощь оказывают ряд специалистов:

  • психиатр;
  • психотерапевт;
  • психолог;
  • невролог;
  • физиотерапевт;
  • педагог;
  • социальный работник.

При этом точный диагноз поставить ребенку может лишь врач-психиатр, изучив индивидуальные особенности поведения и характер пациента. Важно учитывать, что любой из выявленных признаков должен носить не единичный характер, а иметь стойкую периодичность на протяжении длительного времени (от 6 до 12 месяцев).

Чтобы диагностировать нарушение, применяются следующие методы:

  1. Беседа с ребенком и взрослыми, которые с ним часто взаимодействуют. Специалист должен выяснить объективную картину, потому что родители и учителя иногда преувеличивают какие-то из признаков патологии, а сам ребенок, напротив, не признает их у себя.
  2. Наблюдение за пациентом в его естественной среде обитания (дома, в детском саду, в школе, кружках и секциях и др.).
  3. Имитация жизненных ситуаций для отслеживания поведения малыша в этих условиях.
Читайте также:  У ребенка темные круги под глазами 5 лет от чего может быть

Успешность лечения гиперкинетического расстройства поведения во многом зависит от ранней диагностики, поэтому взрослые, которые окружают малыша, должны оперативно реагировать на тревожные сигналы, которые могут указывать на данную патологию.

Критерии наличия гиперкинетического расстройства

гиперактивность ребенка

У каждого ребенка гиперкинетическое расстройство поведения может проявляться по-разному, это зависит от особенностей характера, социальных условий и возраста.

У большинства детей с этой проблемой наблюдаются 3 вида симптомов:

  1. нарушения внимания;
  2. гиперактивность;
  3. импульсивность.

Каждый из них диагностируется по следующим критериям:

1. Ребенок с нарушениями внимания:

  • выполняет любое задание с ошибками, допущенными по невнимательности;
  • часто не доводит начатое дело или игру до конца;
  • не слушает, что ему говорят;
  • не может выполнить задание по инструкции и сделать это вовремя;
  • испытывает сложности с организацией своей работы;
  • старается избежать заданий, которые тяжело ему даются (связаны с концентрацией и усидчивостью);
  • постоянно теряет свои вещи (школьные принадлежности, игрушки, книги);
  • легко отвлекается на любые раздражители;
  • часто забывчив.

2. Ребенок с гиперактивностью:

  • постоянно вертится на стуле, машет руками и ногами;
  • может покинуть свое место во время урока или в другой ситуации, где требуется усидчивость;
  • много шумит, бегает, не участвует в спокойных играх;
  • проявляет чрезмерную двигательную активность даже там, где она не предполагается правилами или социальным контекстом.

3. Ребенок с импульсивностью:

  • на уроке выкрикивает ответы с места;
  • вмешивается в чужой разговор, перебивает собеседника;
  • не может дождаться своей очереди в игре или в учебной деятельности;
  • неадекватно реагирует на неудачи (раздражается, злится, плачет);
  • любит громко и много болтать даже в тех местах, где это запрещено или неуместно.

Говорить о наличии гиперкинетического расстройства можно в случае, когда каждый из видов симптомов наблюдается у ребенка продолжительностью не менее 6 месяцев и представлен минимум тремя критериями каждой из групп. Первые признаки патологии должны быть заметны еще до семилетнего возраста малыша.

Лечение гиперкинетического расстройства

Лечение гиперкинетического расстройства

Лечение гиперкинетического расстройства поведения для каждого ребенка подбирается индивидуально. Это зависит от степени выраженности симптомов: кому-то будет достаточно занятий с психологом и коррекционной работы в детском саду или школе, а кто-то не обойдется без медикаментов.

Вся терапия преследует 3 цели:

  • коррекция нервно-психической устойчивости пациента;
  • обеспечение успешной социальной адаптации;
  • определение степени расстройства и подбор подходящего лечения.

Если специалисты считают, что состояние ребенка можно улучшить и стабилизировать без медикаментов, то проводится просветительская работа с родителями. При необходимости школьника отправляют в специальный (коррекционный) класс. Далее с ним проводится следующий комплекс мер:

  • нормализация режима дня;
  • занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • когнитивная психотерапия;
  • ЛФК;
  • массажи шейно-воротниковой зоны;
  • физиопроцедуры;
  • педагогическая коррекция;
  • создание комфортной психологической обстановки дома и в коллективе.

Медикаментозная терапия подразумевает прием курса необходимых препаратов. Самым распространенным считается психостимулятор метилфенидат, который повышает внимательность и энергичность ребенка.

При его непереносимости назначаются ноотропы (ноофен, пантокальцин, глицин). Также могут понадобиться нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, антиоксиданты и различные витаминные комплексы общеукрепляющего действия.

Точно и правильно назначить курс медикаментов может лишь врач-психиатр на основе подробной диагностики и обследования ребенка.

Успешность и эффективность лечения определяется по следующим индикаторам:

  • положительное изменение уровня активного внимания;
  • улучшение поведения;
  • сниженный уровень агрессии и импульсивности;
  • повышение успеваемости и самостоятельности в школе.

Помощь родителей

прогулка родителя с ребенком

Без помощи и поддержки родителей лечение гиперкинетического расстройства не даст необходимого эффекта. Поэтому им стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • следить за сбалансированный питанием ребенка, в котором не будет продуктов, повышающих возбудимость;
  • организовать досуг ребенка так, чтобы вся избыточная энергия выходила наружу (активные игры, занятия спортом, продолжительные прогулки);
  • стараться организовать режим дня малыша, чтобы он знал, что его ждет;
  • разговаривать, просить о чем-то нужно спокойным голосом и в понятной для ребенка форме;
  • исправлять и критиковать малыша только при необходимости и в мягкой форме, подкрепляя беседу положительными моментами;
  • при занятиях, требующих усидчивости и сосредоточения, давать ребенку достаточное время отдыха, не позволяя ему переутомляться;
  • составлять с ребенком инструкции по выполнению различных дел для развития самоорганизации;
  • хвалить его даже за небольшие достижения.

Профилактика

В качестве профилактических мер необходимо следить за:

  • педагогическим контролем;
  • отсутствием побочных эффектов от приема препаратов;
  • поддержанием комфортной психологической атмосферы в семье;
  • постоянным контактом с персоналом школы;
  • систематическим проведением поведенческой терапии в рамках коррекционной работы;
  • улучшением качества жизни;
  • соблюдением режима дня;
  • качеством сна.

Взаимодействие с детьми с гиперкинетическим расстройством: мой опыт

Работа с детьми, имеющими гиперкинетическое расстройство, отнимает у учителя много сил и энергии. Особенно тяжело, если такой ребенок находится в общеобразовательном классе среди 30 других учеников. Он не только требует к себе постоянного внимания, но и отвлекает остальных ребят во время урока.

Родители не всегда признают, что их чадо имеет проблемы, справиться с которыми невозможно только при помощи усиленного контроля и дисциплины. Когда они пренебрегают обследованиями и лечением, то лишают ребенка возможности учиться в полную меру своих возможностей, не перевозбуждаясь и не отвлекаясь на любой раздражитель.

Читайте также:  Перчатки боксерские ребенку 5 лет

Даже один курс лечения дает ощутимые результаты: ученик быстрее реагирует на слова учителя, имеет силы концентрироваться на задании и старается следить за своим поведением. Это значит, что постоянное наблюдение у специалистов позволит ему учиться в обычном классе и преодолеть гиперкинетическое расстройство к старшему возрасту.

Взаимодействовать с такими детьми получается только через доверие и ласку. Их постоянно нужно хвалить, акцентировать внимание на успехах, давать индивидуальную инструкцию и устанавливать четкие временные рамки на выполнение задания.

Дружеские отношения с одноклассниками, особенно с соседом по парте, также помогают в обучении ребенку с патологией. Друг может помогать контролировать готовность к уроку, выполнение и правильность задания. Дети редко замечают проблемы одноклассников подобного плана, относятся к ним с пониманием и заботой.

Родителям я бы рекомендовала спокойно и без агрессии реагировать на все проявления нарушения у ребенка. При этом следует четко контролировать его действия, давая короткие понятные пояснения и используя ограничения по времени.

Заключение

Многие из детей отличаются чрезмерной активностью, эмоциональностью и невнимательностью. Но если эти особенности доставляют неудобства в учебной деятельности, взаимоотношениях и поведении в социуме, то родителям не стоит оставлять это без внимания. Гиперкинетическое расстройство поведения у детей – это серьезная патология, которая требует обязательного лечения и контроля.

Источник

Гиперкинетическое расстройство поведения – отклонение, встречающееся у детей достаточно часто. Наиболее подвержены развитию заболевания мальчики младшего школьного возраста.

Патология в разном возрасте проявляется по–разному, но, вне зависимости от выраженности симптомов, нуждается в наблюдении со стороны специалиста. Лечение патологии заключается в оказании психологической помощи, приеме специальных медикаментов.

Как лечить астенический синдром у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

Общая информация

Общая информация о проблеме

Гиперкинетическое расстройство поведения сопровождается выраженными отклонениями в поведении.

Характерные признаки патологии можно отметить у детей самого младшего возраста.

К числу таких признаков относят невнимательность, чрезмерную гиперактивность, беспокойность, гипервозбудимость. Эти проявления наблюдаются у многих детей, однако, это не повод говорить о том, что имеет место какая–либо патология, в большинстве случаев это просто особенности характера.

О наличии патологии можно говорить в том случае, если данные симптомы значительно сказываются на жизни ребенка, его успеваемости, взаимоотношениях со сверстниками.

к содержанию ↑

Виды

В зависимости от возраста ребенка патология проявляется по–разному. Таким образом, выделяют 3 основных разновидности отклонений, в зависимости от возрастной принадлежности:

  • у детей 3-6 лет патология проявляется в виде повышенной подвижности, эмоциональной нестабильности. Такие дети непослушны, не воспринимают правила и запреты, установленные родителями или воспитателями детского сада. Отмечаются нарушения сна, ребенок часто просыпается по ночам, отказывается от дневного сна, что еще более негативно отражается на его эмоциональном состоянии;
  • у детей младшего школьного возраста отмечается наличие проблем с успеваемостью в школе, соблюдением школьной дисциплины. Виды и формыРебенок не может сосредоточиться во время урока, ему тяжело даются самостоятельные занятия, во время которых он часто допускает элементарные ошибки. Ученику сложно сохранять усидчивость и внимательность на протяжении всего урока, в результате чего он часто отвлекается, не усваивает учебный материал;
  • у детей старшего школьного возраста отмечается склонность к неправильному образу жизни (курению, употреблению алкоголя, раннему началу половой жизни, беспорядочным связям, асоциальному поведению).

Как проявляется аутизм у ребенка? Читайте об этом здесь.

к содержанию ↑

Симптомы и признаки

Патология может проявляться по–разному, в зависимости от особенностей характера ребенка, социальных условий, в которых он находится, а также от возрастной принадлежности.

Однако, существует ряд общих признаков, характерных для данного отклонения. Существует 3 основных вида симптомов.

Группа

Клинические проявления

Невнимательность

  1. Невозможность внимательно следить за деталями выполняемой работы, в результате чего ребенок допускает грубые ошибки при ее выполнении.
  2. Неспособность сохранять должный уровень внимания в течении всего урока или на протяжении игры.
  3. Неспособность следовать инструкции, завершать работу вовремя.
  4. Неорганизованность при выполнении самостоятельных заданий.
  5. Ребенок старается избегать занятий, которые требуют определенной усидчивости, внимательности (например, выполнение домашней работы).
  6. Ребенок часто теряет свои личные вещи, игрушки.
  7. Забывчивость.
  8. Ребенок часто отвлекается в процессе какой – либо деятельности.

Гиперактивность

  1. Малыш не может долго усидеть на одном месте, постоянно двигает руками и ногами, вертится.
  2. Может произвольно покинуть свое место во время урока или выполнения домашнего задания.
  3. Избегает спокойных игр, часто шумит, бегает.

Импульсивность

  1. Ребенок может перебивать оппонента во время разговора.
  2. Во время игр или учебной деятельности не может дождаться своей очереди.
  3. Вмешивается в разговоры и игры сверстников.
  4. Много и громко говорит даже в тех случаях, когда это неуместно или запрещено.

У некоторых детей имеют место и другие признаки патологии. В частности, возможно нарушение координации движений, мелкой моторики рук. Ребенок нередко неадекватно реагирует на неудачи (раздражительность, агрессия, плаксивость).

Плохое поведение ребенка становится причиной неприятельских отношений в коллективе, что, в свою очередь, еще более обостряет эмоциональное состояние малыша.

к содержанию ↑

Причины возникновения

Причины возникновения отклонений

К развитию гиперкинетического расстройства поведения могут привести следующие негативные факторы:

  1. Нарушения развития или повреждение мозговой ткани, в частности, в области правого полушария головного мозга.
  2. Тяжелая интоксикация организма, вызванная негативным воздействием вредных химических элементов.
  3. Прием некоторых лекарственных препаратов.
  4. Нарушения внутриутробного развития (например, при кислородном голодании, маловодии).
  5. Частые стрессы, неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье, коллективе.
  6. Несбалансированное питание (в частности, недостаточное количество потребляемой пищи, неправильное введение прикорма).

Каковы первые признаки нервной анорексии у детей? Ответ узнайте прямо сейчас.

к содержанию ↑

Читайте также:  Диплом ребенку 5 лет

Есть ли связь с дефицитом внимания?

Определенно, такая связь имеется. Неслучайно на протяжении долгих лет эти два понятия считали синонимами. Тем не менее, определенные отличия все–таки существуют, заключаются они в наборе характерных признаков.

Так, если дефицит внимания проявляется, в основном, в трудностях с обучением (что характерно так же и для детей с гиперактивностью), клиническая картина гиперкинетического расстройства поведения более обширная.

к содержанию ↑

К каким докторам следует обращаться?

Если у малыша наблюдаются характерные симптомы, необходима консультация врача–психиатра.

Диагностика

Методы диагностики

Поставить точный диагноз может только врач–психиатр после изучения особенностей поведения и характера ребенка.

При выявлении признаков отклонения важно помнить, что они не должны быть единичными, то есть тот или иной симптом должен периодически повторяться на протяжении определенного периода времени (6-12 мес.). Используют следующие методы диагностики:

  1. Беседа с ребенком (часто малыш отрицает наличие тех или иных признаков патологии), а также с его родителями, воспитателями, учителями (взрослые, напротив, могут преувеличивать выраженность клинических проявлений).
  2. Наблюдение за поведением малыша в естественных для него условиях пребывания (дома, в детском саду, школе, других общественных местах).
  3. Создание искусственных жизненных ситуаций, оценка поведения малыша в них.

Рекомендации педиатров по облегчению симптомов акклиматизации у детей вы найдете на нашем сайте.

к содержанию ↑

Требуется ли лечение?

Безусловно, оставлять без внимания такой тревожный сигнал нельзя. Ведь гиперкинетическое расстройство не всегда проходит с возрастом. По статистике, психические нарушения сохраняются у 75% детей в подростковом возрасте, в 50% случаев в зрелом.

Опасность заключается в том, что в некоторых случаях гиперкинетические расстройства могут привести к развитию антисоциального образа жизни, склонности к уголовным правонарушениям.

Какого–либо четко выработанного метода лечения патологии не существует.

Требуется ли лечение малышу?

Подход в каждом случае индивидуальный.

Некоторым маленьким пациентам назначают психологические тренинги, коррекционные меры в школе и дома.

Другим, в свою очередь, не обойтись без приема специальных медикаментозных препаратов.

к содержанию ↑

Особенности фармакологической терапии

Прием медикаментов необходим далеко не во всех случаях развития патологии. Пациенту, у которого диагностировано гиперкинетическое расстройство, назначают следующие группы лекарственных препаратов:

  • церебральные стимуляторы (Ретилин, Пемолин) – препараты, улучшающие мозговую активность, повышающие восприимчивость к поступающей в мозг информации;
  • препараты, нормализующие процесс создания нервных клеток вещества головного мозга (ноотропы, витамины группы В);
  • препараты, нормализующие процессы кровообращения в области головного мозга (Кавинтон, Сермион).

Как ребенку избавиться от бруксизма? Читайте об этом в нашей статье.

к содержанию ↑

Советы родителям по коррекции

Советы родителям по коррекции поведения ребенка

Как уже отмечалось ранее, у детей с гиперкинетическими расстройствами наблюдаются определенные проблемы с обучением и поведением не только в общественных местах, но и в домашних условиях.

А это значит, что для достижения положительного результата необходима не только его коррекция в условиях школы, но и соблюдение родителями определенных правил в отношении малыша дома:

  1. Хорошо, если при выполнении какой–либо домашней работы малыш будет пользоваться несложными, но последовательно изложенными инструкциями и подсказками родителей. Это придаст ему уверенности в своих силах, поспособствует развитию самоорганизации.
  2. Просьбы родителей должны преподноситься ребенку в доступной для него форме, спокойным голосом.
  3. У малыша должны быть свои дела по дому. Список этих дел (на 1 день) необходимо выписать на отдельный лист бумаги, повесить его на видном месте, доступном для ребенка.
  4. При выполнении ребенком какой–либо работы, требующей усидчивости и внимания (например, самостоятельные учебные занятия дома), следите, чтобы малыш не уставал, разрешайте ему делать короткие (не более 15-20 минут) перерывы.
  5. У гиперактивного ребенка отмечается повышенный запас энергии, которую необходимо куда–то выплеснуть. Лучше всего для этих целей подходят активные игры на воздухе, занятия спортом.
  6. Следите за рационом малыша. Если вы замечаете, что ребенок после употребления определенных продуктов питания становится перевозбужденным, эти продукты необходимо исключить.

к содержанию ↑

Прогнозы

Прогнозы на будущее

При соблюдении всех необходимых условий (своевременное лечение, назначенное врачом, создание благоприятных эмоциональных условий, внимание со стороны родителей и учителей), прогноз в большинстве случаев, благоприятный.

Если же тревожные сигналы в виде симптомов гиперкинетического расстройства оставить без внимания, существует риск более серьезных психических отклонений, появляющихся уже в зрелом возрасте.

Это и антисоциальное поведение, агрессия, злоупотребление алкоголем, прием наркотиков, и прочие негативные проявления.

Многие маленькие дети склонны к чрезмерной подвижности, невнимательности, эмоциональности. Однако не всегда имеет место патологическое отклонение.

О гиперкинетическом расстройстве можно говорить тогда, когда эти особенности доставляют малышу определенные проблемы в учебе, взаимоотношениях. Конечно, данную патологию необходимо лечить, выбор того или иного метода лечения осуществляет врач, наблюдающий маленького пациента.

О симптомах и лечении повышенного внутричерепного давления у грудничков читайте тут.

Что делать при диагнозе «СДВГ» и «гиперактивность»? Узнайте об этом из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

Источник