Гигиена ребенка с нарушениями в развитии

Елена Колмаченкова
Особенности формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у умственно отсталых детей

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно –развивающей помощи детей с глубокими интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально развивающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать коррекционно-развивающие программы, которые бы помогали воспитателям, педагогам развивать глубоко умственно – отсталых детей более разносторонне. Очень важно приспосабливать ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личные качества, заниматься физическим развитьем детей с умственной отсталостью. Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными знаниями и навыками. Наиболее важным для умственно отсталых детей являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Самообслуживание-это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками необходимыми в самостоятельной жизни. Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитие речи, тонкой моторики и зрительно-смотровой координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться но образец. Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом,самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации умственно отсталых детей. В процессе модернизации современной системы образования уделяется большое внимание совершенствованию содержания обучения и воспитания умственно отсталых детей в вариативных формах коррекционной помощи. Важная роль отводится технологиям, направленным на формирование у детей навыков социального поведения, активизацию познавательного интереса к окружающему, развитию речи, формированию навыков самообслуживания. Исследователи считают, что формирование навыков самообслуживания у умственно отсталых детей прививается в условиях специального обучения. Это связано с особенностями их психического развития,а именно: Познание развития психических функций; Недоразвитием общих движений, координаций, недоформированностью предметных действий, что негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, на целом на становление культурно-гигиенических навыков. Основные направления коррекционно-воспитательной работы по ФНС у детей с глубокой умственной отсталостью: 1 Направление Формирование навыков приема пищи. В этом направлении решаем следующие задачи обучения детей: -Уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;-Уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, о время приема пищи пользоваться ложкой, есть опрятно не разливая и не разваливая пищу, тщательно пережевывать еду. 2 направление Формирование гигиенических навыков.В этом направлении решаем следующие задачи: -учить различать и называть части тела (голова глаза нос рот зубы уши и т. д.); -знать предметы санитарии и гигиены их место положения;-учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем. 3 направление Формирование навыков опрятности.В этом направлении решаем следующие задачи: -во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой; -при раздевании — научить складывать одежду; -в туалете пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем; — в группе убирать на место игрушки. 4 направление Формирование навыков одевания и раздевания.В этом направлении решаем следующие задачи: -сформироватьумение различать предметы: одежду и обувь; -учить обуваться и одеваться при участии воспитателя, складывать и вешать снятую одежду и обувь; -учить разливать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д. ; -учить правильно и последовательно одеваться. Занятия по формированию навыков самообслуживаниявключают следующие этапы: -создание положительно-эмоционального отношения к навыку; -игра с куклой или другими игрушками; -демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментарий каждого действия); -совместные действия воспитателя с ребенком; -действие ребенка по подражанию действиям взрослого; -самостоятельные действия ребенка. В нашей группе все этапы присутствуют в работе, однако не всегда дети могут действовать самостоятельно, а тем более планировать свою деятельность. Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков самообслуживания носят игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игр. Для обучения через игру и созданы дидактические методы. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами. Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюдении дидактических принципов. Основным является принцип активности и посильной самостоятельности. Его надо учитывать, когда возникают ситуации с вероятным результатом. Воспитатель выполняет на занятиях только то, что не может сделать ребенок самостоятельно. Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспитателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу, способствует стабильности их действий. Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на занятиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия проявляется ребёнком не при первом предъявлении ему материала, а при повторных показах. Принцип вариативности осуществляется при повторении программного материала на других занятиях. это учит ребенка самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то же упражнение не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя программный материал. Каждый ребенок индивидуален не только цветом глаз, волос,но и обогащающими нас внутри микроорганизмами: запахали, следами деятельности желез и др. органов. Поэтому все, что требуется для обслуживания своего организма, ухода за телом, должно быль личным. Для этого каждому ребенку мы маркируем предметы пользования. На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребенок знал места хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать их друг от друга и дать понять, что пользоваться можно только своими. Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формированию навыков самообслуживания очень важно использовать дидактические игры, которые являются для наших детей наиболее подходящей формой обучения. Дидактические игры не зря заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Под руководством воспитателя дети учатся решать познавательные задачи. Любая дидактическая игра ставит целью облегчить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности. Включая дидактические методы в занятия, отбираем те их них, которые доступны для детей. Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, личностное творческое воображение, развитие культурно-гигиенических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для проявления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игр обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой обучения, когда дети играя усваивают необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра еще хороша тем, что ребенок видит конечный результат своей деятельности. А достижение развития вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальных занятий, так и групповых.Все дидактические игры можно разделить на 3 вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. В играх с куклами у детей формируется культурно-гигиенические и нравственные качества, заботливое отношение к партнеру, которое переносится затем на сверстников. Чтобы научить ребенка мыть руки, предварительно рассматриваем с ним сюжетные картинки,где изображены: девочка (мальчик) умывается, предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница и др.). приобщая детей к здоровому образу жизни, овладению основ гигиенической культуры, в процессе умывания иногда используем игры с водой, мыльными пузырями. Проводить дидактические игры можно с игровым персонажем, например – Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предлагаю детям помочь в выборе предметов (мыло, мыльница, полотенце, затем научить персонаж делать мыльные перчатки. При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку направляем детскую самостоятельность от микропроцесса (надеть носки, брюки, снять тапочки) до целостного процесса. Нашим детям приходится повторять команды по нескольку раз, в случае необходимости оказывать помощь, только тогда можно добиться желаемого результата.Это происходит каждый день: утром, вечером и после тихого часа. Такое обучение происходит в естественной обстановке. Рассмотрим пример формированияумения надевать брюки:сначала дидактические игры с картинками: разложить их в последовательности одевания (картинки изображающие предметы одежды, соответствующие сезону, помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для одевания после сна (при одевании на прогулку).Дидактические игры с куклой: “Катя проснулась”, “Одень Катю на прогулку”. Используем дидактические игры- упражнения на развитие мелкой моторики (упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании).

Читайте также:  Ребенок два года умственное развитие

Источник

Елена Витман
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей со сложным дефектом

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат№7 VIII вида» г. Воркуты.

Доклад на тему:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Выполнила: воспитатель Витман. Е. В.

Стаж работы 5 лет.

Воркута 2013г

Введение:

В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной, чем для нормально обучающихся сверстников, становится необходимым разрабатывать коррекционно-развивающие программы. Очень важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества, заниматься физическим развитием детей с нарушениями интеллекта.

Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важным для детей с нарушениями интеллекта являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Многолетний опыт работы специалистов с детьми с нарушением интеллекта показал, что потенциальные возможности их развития довольно значительны. В специальной педагогике и специальной психологии приведено множество сведений о развитии детей с умственной отсталостью. Категория детей с нарушением интеллекта представляет собой разнородную группу детей, имеющих общие черты, главной из которых является психофизический дефект, обусловленный органическими нарушениями центральной нервной системы.

Для всех детейданной категории помимо их позднего развития и снижения интеллектуальной деятельности характерны нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков умственно отсталых всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания детей с интеллектуальными недостатками.

Читайте также:  Четвертый месяц ребенку развитие и режим дня

Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживания призвано содействовать достижению максимально возможной самостоятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями в быту.

Формируя у ребенка разнообразные формы бытового самообслуживания, важно помнить о том, что самое трудное в этом — не сделать за него то, что он должен сделать сам (у взрослого ведь получится гораздо быстрее).

При формировании разнообразных форм самообслуживающеготруда параллельно решаются и другие задачи: расширение представлений и знаний детей об окружающем мире, сенсорное воспитание, развитие речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, умений выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Навыки самообслуживания формируются под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.

К самым важным (для самообслуживания) навыкамобщей моторики относятся: умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам.

К основным навыкаммелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами.

К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание,относятся: умение смотреть, когда зовут- приходить, узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых.

С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки — умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому (убирать за собой игрушки, вытирать пыль и.)

Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для ребенка с особенностями психофизического развития (ОПФР) преодолеть трудности и учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы на рубашке — огромное достижение.

Основная цель работы, максимально адаптировать детей в процесс социальной интеграции и личностной самореализации воспитанников.

Работа с детьми в образовательных учреждениях строится по специальным программам, которые включают разделы, соответствующие определённым целям воспитания: сенсорное развитие, социальная тренировка самообслуживание и т. д. Применительно к каждому разделу программа, какие знания и практические умения должны быть усвоены.

Так, типовой «Программой обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН» выделены значимые и важные культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

1) Навык приема пищи.

Задачи: Учить различать и называть предметы, необходимые для приёма пищи (ложка, вилка, тарелка, стакан, кружка, блюдце, солонка, салфетка и т. д.).

Закрепить навыки.

Мыть руки перед едой, сервировать стол, во время приема пищи сформулировать навык пользоваться ложкой вилкой, учить есть аккуратно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережёвывать пищу, есть последовательно.

2) Гигиенические навыки.

Задачи: Учить называть и различать части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, плечи и т. д.).Сформулировать у детей представления о том, что быть чистыми -красиво и полезно для здоровья.

3) Навык одевания и раздевания.

Задачи: Сформулировать умение различать и называть предметы одежды и обуви. Закрепить навык обувания и одевания при участии педагога, научить складывать смятую одежду и обувь, научить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застёгивать крупные и мелкие пуговицы, научить правильно и последовательно одеваться.

4) Навык опрятности.

Задачи: Учить во время еды аккуратно есть, пользоваться салфеткой и полоскать полость рта, убирать и мыть посуду после еды, уметь заправлять постель, расстелить одеяло, поправить подушку. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки после туалета с мылом, вытирать руки насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчёсываться. После занятия убирать с парты школьные принадлежности.

5) Навык адекватного поведения.

Задачи: Учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми. Научить детей взаимопомощи и выручки друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания.

Литература:

1. Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / сост. Н. П. Вайзман. – М.: Просвещение, 1992

2. Басилова Т. А., Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. Дефектология, 1996, N 3

3. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. С. 78-101.

4. Гилберг К., Питерс Т.Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.

5. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь, М.: Академия, 2006.

6. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. М.: АПН РСФСР, 1960

7. Манелис Н. Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы/ Н. Г. Манелис // Шк. здоровья. -1999. -N 2. — C. 6-22

Источник

Анастасия Смола
Формирование санитарно-гигиенических навыков у воспитанников с интеллектуальными нарушениями

Процесс обучения и воспитания является целостной педагогической системой на основе создания коррекционно — развивающей, воспитательной среды на занятиях и во внеурочное время с целью социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ. Постоянное наблюдение за динамикой развития воспитанников, состоянием их здоровья помогает обеспечить индивидуально-личностный подход к обучению, воспитанию, коррекции и развитию.

Формирование у детей санитарно-гигиенических навыков — важная часть культуры поведения ребёнка. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела причёски, обуви, одежды продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Читайте также:  Развитие самостоятельности у ребенка дошкольного возраста

Формирование у детей навыков санитарно-гигиенического характера играет важную роль в охране их здоровья, способствует соблюдению норм поведения в быту и общественных местах.

Необходимо стремиться, чтобы соблюдение правил гигиены стало для них естественным, постоянно совершенствовалось.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, представляет собой начальный этап по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно – гигиеническим навыкам у детей с ограниченными возможностями здоровья должен осуществляться с учетом личностно – ориентированных моделей воспитания и должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Личная гигиена – совокупность мероприятий по сохранению и укреплению здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности,включает в себя: уход за кожей, волосами, за полостью рта, сохранение зрения, слуха.

Воспитанники коррекционной группы слабо владеют навыками самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют умываться, чистить зубы, следить за состоянием чистоты своего тела. У детей не развиты представления о негативном влиянии на здоровье человека длительного просмотра телевизионных передач, прослушивания громкой музыки. У воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не сформированы умения видеть недостатки в своей одежде и своевременно обращаться за помощью к воспитателю.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей является строгое соблюдение распорядка дня. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции (как в психическом, так и личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию. Прочность, гибкость навыкови привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Воспитание гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Для того, чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать весьма немногим простым, однако очень важным правилам личной гигиены.

Гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Гигиеническое обучение проводила как индивидуально, так и с группой в целом. Важно осуществлять требование и контроль над выполнением санитарно – гигиенических норм.

В процессе обучения использовала наглядные пособия, наглядный пример. Ребёнок лучше поймёт и осмыслит материал, если объяснения будут подкреплены показом иллюстраций, фотографий, плакатов.

Широко применяла метод наглядности путём демонстрации картин, таблиц, отдельных предметов гигиенического обихода.

Для привития гигиенических навыков мною применялись: показ, пример, объяснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко использовала игровые приёмы, потешки,стихи: «чище мойся, воды не бойся», «тёплою водою руки чисто мою», «кусочек мыла я возьму и ладошки им потру», «кто не чистит зубы, руки моет редко, то не будет сильным и здоровьем крепким», «надо, надо умываться…».

Использовала литературные примеры — «Федорино горе», «Мойдодыр», «Королева Зубная Щётка».

Необходимо вырабатывать у ребёнка алгоритм действий, обращать внимание на необходимость его соблюдения. Постепенное усложнение требований переводит ребёнка на новую ступень самостоятельности, позволяет совершенствоваться.

Дети с нарушением интеллекта более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Особое значение имеет вопрос оказания помощи детям с ОВЗ через театральную деятельность, которая ориентирует на всестороннее развитие и воспитание, коррекционное здоровье, решение проблем социальной адаптации детей. Театральная деятельность способствует развитию высших психических функций, типовых навыков социального поведения. Совместное чтение, драматизация сказок, разыгрывание различных жизненных ситуаций имеют большое значение для решения коррекционно – развивающих задач.

В работе применяю ситуативные практикумы, сюжетные,ролевые игры: «Причеши куклу Варю», «Волшебная щёточка», «В гостях у мастера – портного», «Утренний туалет Мишки», сценки про грязнулю «Ах, ты, девочка, чумазая», «Да и нет». Все эти мероприятия учат простейшим навыкам ухода за своим телом, формируют потребность поддерживать его чистоту, закрепляют навыки самостоятельного ухода за руками, волосами, позволяют получать информацию об охране глаз, зубов, получать навыки ухода за своим внешним видом. Дети учатся видеть недостатки в своей одежде, самостоятельно их исправлять, одеваться по погоде.

Особое значение отвожу занятиям: «Ухо – это орган слуха», «Кто живёт у тебя на руках», «Руки – лицо человека», «В гостях у Мойдодыра», «Дороже алмаза два твоих глаза», «Здоровые зубы здоровью любы».

Важно, чтобы дети учились владеть санитарно – гигиеническими и социально — бытовыми навыками, применять их на практике, но они не всегда следуют их выполнению в силу своих психофизических особенностей.

Учитывая низкий уровень мотивационной сферы, депрессивные настроения, необходимо продолжать работу по привитию ключевых жизненных компетенций и продолжать развивать уверенность в социальной востребованности. Это способ их успешной социализации.

Источник