Где заниматься с ребенком ранним развитием

Где заниматься с ребенком ранним развитием thumbnail

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

Читайте также:  Как повлиять на развитие интеллекта ребенка
© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:

  1. легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
  2. свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
  3. участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.

Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».

Где заниматься

Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.

Стоимость

Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Цена пособия «Сложи узор» – 800 руб.

Отзывы

Анна, сын Федор (4 года):

Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.

5. Система воспитания Антона Макаренко

Антон Макаренко – советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.

Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.

Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.

Основная идея семейного воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – основа построения личности ребенка.

© Instagram @mirnaya78

Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – основа воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.

Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».

Где заниматься?

В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.

Стоимость

Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:

  1. игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
  2. игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
  3. игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.

Отзывы

Мария, сын Рома (2 года):

Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок – часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и сын подтянется.

6. «Музыка с мамой» Железновых

Методика от профессиональных музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.

Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.

Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.

Читайте также:  Базовые теории воспитания и развития личности ребенка

Где заниматься

Дома или в центрах, где есть «Музыка с мамой». Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.

Стоимость

Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.

Отзывы

Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):

Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.

7. «Школа семи гномов»

Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.

На каждый год ребенка с 0 до 6 лет – 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.

© Instagram @children.books

Где заниматься

Дома или в развивающем детском центре «Школа семи гномов», где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.

Сколько стоит?

Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте «Школы семи гномов» один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора – 105 руб.

Отзывы

Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):

“Школу гномов” любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.

Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?

Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики – смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать. Успешного развития!

Читайте также:

  • Сенсорное развитие ребенка
  • Гимнастика: чтобы малыш «заррррычал» и избавился от проблемных звуков
  • Для развития мелкой моторики: бизиборды, которые нам понравились
Фото на анонс: Depositphotos

Источник

Соседский двухлетний карапуз, по словам мамы, уже читает по слогам и считает до 20, а мой только учится произносить первые слова и до 10 вряд ли досчитает. Сколько раз мы давали себе слово не сравнивать своего малыша с другими? Сколько раз зарекались не верить в сверхгениальные способности детей друзей и знакомых? Но в очередной раз, сверяясь с таблицей развития ребенка, мы почему-то сначала выискиваемым то, в чем, на наш взгляд, малыш безвозвратно отстал, и лишь потом радуемся его успехам.

Все мои знакомые мамы говорят одно: с ребенком нужно заниматься, правда, делают это по-разному. Кто-то закупается книжками, тетрадками, альбомами, пальчиковыми красками, карточками Домана и кубиками Зайцева и целыми днями придумывает занятия с детьми. Другие поступают проще и ведут свое чадо в детский развивающий центр, где тем же самым с детишками занимаются профессиональные или не очень педагоги. Третьи уверены, что природа свое возьмет, и позволяют ребенку познавать мир самостоятельно, привлекая его к домашним делам и таская всюду за собой.

В ожидании первенца я тоже изучала методики разного развития и готовилась начать обучать его сразу по приезде из роддома. На деле вышло, конечно, иначе. Но у нас появились «правильные» погремушки и мобили, которые должны были развлекать малыша и развивать мозг сочетанием черно-белых цветов и мелкую моторику всякими шуршаще-ребристыми поверхностями. Был у нас и развивающий коврик, куда же без него. На деле выяснилось, что пустые баночки и тюбики интересовали ребенка куда больше, потому что в них можно было насыпать фасолинки и греметь. Был закуплен внушительный запас развивающих книг, тетрадок для занятий и игрушек Монтессори. Мы рассматривали картинки, клеили наклейки, лепили, раскрашивали и читали сказки. А еще много разговаривали, вернее, я отвечала на вопросы: почему снег хрустит, почему лужа мокрая, а луна вкусная?

Потом я решила, что ребенку не хватает общения со сверстниками, и мы пошли на развивающие занятия. Ване тогда было год и восемь месяцев, и первое время он крепко цеплялся за меня и настороженно наблюдал, как я вместо него стучала в барабан, раскрашивала мячик или сортировала кубики по цвету. Постепенно он втянулся и даже стал получать удовольствие от занятий, особенно когда его громко хвалили перед всеми. Мне кажется, что эти занятия помогли нам быстрее привыкнуть к саду. Сад, кстати, у нас обычный, государственный, но там есть обязательные и дополнительные занятия за небольшую плату. Ваня выбрал рисование и бассейн.

Мой младший сын, как ни стыдно в этом признаться, развивается сам по себе. Ему скоро два, но он не соберет правильно пирамидку, потому что ему это просто неинтересно. Куда интереснее построить футуристическую «би-би» из «Лего», устроить с братом военное сражение на радиоуправляемых танках или проложить по всей комнате рельсы и гонять по ним паровозики. В последнее время мы часто играем в игру «Кто быстрее?»: кто быстрее соберет игрушки, оденется на прогулку, съест суп. И младший все чаще начинает выигрывать…

Читайте также:  Мама для мам развитие ребенка

Если со старшим ребенком мы месяцами учили, где у Вани глазки, а где ротик, то Кирилл незаметно выучил сам. Мы были на плановом осмотре у врача, и пока я, потупив взгляд, объясняла, что мы этого не знаем, мой ребенок радостно показывал доктору, где у него лоб, а где пятка. В тот момент я поняла, что надо верить в своих детей.

Сейчас мы со старшим Ваней начали ходить на подготовку к школе. Делаем домашние задания, а младший с безразличным видом играет рядом. Что-то мне подсказывает, что скоро он удивит нас знаниями алфавита и основ математики.

Кстати

Популярные методики раннего развития ребенка

1. Методика Марии Монтессори. Главный девиз «Помоги мне это сделать самому» реализуется в создании специальной развивающей среды (Монтессори-материалов) вокруг ребенка, который самостоятельно, но с подсказками и помощью взрослого совершенствует физические навыки, сенсорную память, тактильные ощущения, учится сопоставлять предметы и явления.

2. Методика Глена Домана. Американский педиатр разработал методику визуальной и физической стимуляции с рождения. 3-4 раза в день ребенку показывают и проговаривают карточки из разных областей знаний. Физическое развитие по Доману составляет целую систему упражнений и подвижных игр с первых дней жизни малыша. Среди недостатков — пассивное участие ребенка.

3. Методика Николая Зайцева. Кубики Зайцева главным образом направлены на ускоренное обучение ребенка чтению, счету и письму. Основой методики является естественная потребность малыша в игре и систематичность преподнесения обучающих материалов. Звучащие кубики Зайцева — кубики разного цвета и размера с буквами, играя с которыми, малыш ищет ответ на поставленный вопрос.

4. Методика Никитиных. Методика раннего развития педагогов и родителей 7 детей Никитиных основана на играх детей и родителей. Решение различных головоломок способствует развитию у детей логического и образного мышления. В процессе игры ребенок должен решить определенный набор заданий, имея в наличии конструктор, игрушечные кубики и другие предметы.

Мнение эксперта

Наталья Киселева, детский психолог

— В первые полтора года жизни маленькому ребенку особенно нужна мама. Он учится у нее всему: ее мироощущению, восприятию, реакциям. Важно все: психологическая атмосфера в семье, цвет стен, теплая комната, звучащая музыка… Малыш потихоньку осваивает пространство: кроватка, комната, улица. Он ползает, ест, трогает ручками, наблюдает… Это и есть раннее развитие. Но рядом мама, которая беспокоится, особенно если ребенок первый, а правильно ли он развивается. К тому же мама устает от ежедневной рутины и начинает искать новые впечатления и общение. И тут возникают детские центры.

Ходить или не ходить? Дети — интроверты, самодостаточны и могут сами играть и занимать себя. Им достаточно занятий с мамой: читают книжки, рассматривают картинки, лепят, рисуют… Но есть очень живые дети, которым постоянно что-то нужно. Таких детей ближе к трем годам можно начать водить в группы раннего развития или спортивные секции. При выборе занятий для малыша обратите внимание на то, что они должны быть непродолжительными и построены в виде игры. Понаблюдайте за ребенком: с каким настроением он идет на занятия, нравится ли ему, не происходит ли психологических сбоев и слез.

Если ребенок ходит в детский сад, его жизнь и так наполнена новыми впечатлениями и знаниями. Тем более что большинство садов предлагают хорошо укомплектованную программу, в которой сочетаются игры, прогулки, общение и занятия. Если очень хочется, года в 4 можно начать водить ребенка на дополнительные занятия: танцы, рисование, хоккей, бассейн. Но не надо реализовывать за счет ребенка свои комплексы и несбывшиеся мечты, а тем более действовать по принципу: «Моя корова, что хочу, то и делаю». Конечно, хочется все попробовать, ничего не упустить, и вот мы начинаем водить ребенка туда-сюда. Устают родители, устает ребенок, и не остается сил на главное — гармоничный микроклимат в семье.

Отдельная тема — подготовка к школе. Детей, привязанных к дому и к маме, стоит поводить на подготовительные занятия непосредственно в школу. Если таких проблем нет, подойдет любая группа по подготовке к школе. Не менее важна и психологическая готовность к первому классу.

Не надо за счет ребенка реализовывать свои мечты и действовать по принципу: «Моя корова, что хочу, то и делаю»

Каждый ребенок индивидуален: один быстро напишет крючки и кружочки, другой потратит на это полчаса. Это не значит, что кто-то из них умнее. У каждого ребенка свой скоростной оборот, и это надо учитывать. Главное, в погоне за знаниями — не забыть о самом ребенке. Отдали в сад, стали водить на занятия, а ребенок вдруг стал часто болеть. Это сигнал: «Мама, обрати на меня внимание». Возможно, стоит на время снизить темп и от чего-то отказаться, потому что детский организм начал сопротивляться.

Как правило, к пятому классу нагрузка возрастает, лишние занятия отфильтровываются и остается что-то одно. Это неплохо, потому что учит ребенка концентрироваться.

Источник