Гатанов творческое развитие ребенка

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»

Сидорова Светлана Олеговна        

Педагог-психолог

Методическая разработка урока из курса «Развитие творческого мышления»  

по методике  Ю.Б.Гатанова

Цель курса: развитие творческих мыслительных способностей обучающихся, преодоление стереотипности и шаблонности мышления.

Урок состоит из заданий, предназначенных как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и для развития отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей.

Условия проведения занятия:

Оптимальный состав группы – 10-15 человек, возраст  учащихся 9-14 лет, относительно однородных по своим способностям.

Темп работы определяется индивидуальными особенностями участников группы;

временная протяженность  занятия составляет  1 академический час.

Организация деятельности детей и взрослого происходит в условиях класса.

Для занятия  понадобятся: школьная доска, цветные мелки, доска для демонстрации работ, альбом заданий,  разработанный автором методики на каждого обучающегося.

Дети для работы на занятии приносят с собой альбомы, включающие стимульный материал для всех заданий, цветные карандаши, фломастеры, ручки.

Схема проведения занятия: 

1.Разминка ,в ходе которой обучающиеся должны понять как лучше выполнить задание и на что при этом следует обращать внимание.

2.Основное задание, направленное на развитие определенных творческих способностей.

3.Дополнительное задание, содержащее задание для обучаемых, которым понравился вид творческой деятельности, предложенный в основном задании.

Занятие строятся в форме игры, соревнования, кооперативно-творческой деятельности.

 Атмосфера творчества и психологической безопасности достигается с использованием методов проведения занятия:

  • ритуалы начала и окончания занятия;
  • психогимнастические и психотехнические упражнения;
  • совместная работа в микрогруппах;
  • эмоционально окрашенный рассказ педагога;
  • беседа;
  • рисование и другие виды изобразительного творчества.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИИ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ДАННОМУ КУРСУ

1. «Мозговой штурм» и принцип «беглости» 

Перед учащимися ставится проблема, которая имеет множество решений.

 Отбор оригинальной идеи осуществляется за счет стимулированных вопросов:

  • об альтернативном применении объекта,
  • об изменении объекта,
  • об уменьшении объекта,
  • о замещении объекта,
  • о перемещении объекта,
  • о перевертывании объекта,
  • о комбинировании, объединении объектов.

2.Принципы мягкого соревнования 

Для проведения соревнований следует соблюдать следующие правила:

а) организовывать групповые соревнования чаще, чем индивидуальные;

б) соревновательная деятельность не должна быть связана с материальными вознаграждениями, оценками т.п.;

в) составы команд должны постоянно меняться, чтобы все дети в группе имели возможность побывать в числе победителей.

3.Сотрудничество и кооперация

Обучающиеся могут работать над упражнениями как самостоятельно, так и в паре с кем-либо или группой. Групповая деятельность представляет благоприятную возможность для:

а) обучения сотрудничеству и пониманию, что «один ум хорошо, а два- лучше»;

б) развития лидерских способностей;

в) достижения успеха менее творческими детьми в результате сотрудничества в более творческими обучающимися.

4.Принцип безоценочной деятельности.

 Обсуждение результатов деятельности и ее оценка откладываются до того момента, пока обучающийся сам не увидит другие возможные идеи или способы решения рассматриваемой проблемы. Основная цель принципа безоценочной деятельности — это освобождение обучающихся от страха делать ошибки.

5. Принцип подкрепления  желательных типов поведения.

Учитель своим поведением и своими действиями всегда создает определенные ограничения в поведении обучающихся.  Участие в творческих играх взрослого, его творческое поведение будет высоко оценено детьми  и они  начнут высказывать свои собственные творческие идеи, мысли,  создавать свою творческую продукцию.

Для получения сведений  о результативности занятий курса  используются следующие методики:

1) диагностика воображения по методике «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко);

2) тест креативности  Торранса, фигурная форма; 

3) Л.А.Ясюкова методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», СПб 2001г.;

4) Л.А.Ясюкова методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников», СПб 2005г.(комплекс предназначен для работы с учащимися 7-11 классов).

Урок из курса «Развитие творческого мышления»  по методике  Ю.Б.Гатанова

Тема: «Треугольный робот».

Тип задания – образные системы.

Цели:

-развитие невербальной гибкости и разработанности;

-развитие умения создавать целое на основе имеющихся элементов;

-развитие умения устанавливать связи между образной и вербальной информацией;

-воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы;

Регулятивные УУД

  • сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
  • оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки;
  • осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД

  • осуществлять логическое действие сравнение по заданным, самостоятельно выбранным критериям;
  • установить аналогии;
  • владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Коммуникативные УУД

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  •  задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи;
  • слушать;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать позиции других людей;
  • обосновывать собственную позицию;
  • координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что — нет;
  • договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Читайте также:  Год и два месяца развитие ребенка игры

Личностные УУД

-формирование:

  • положительной адекватной самооценки;
  • эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
  • умения видеть свои достоинства и недостатки;

-мотивация

            на дальнейшее самопознание и саморазвитие

Ход урока

1.Организационный момент.

Учащиеся выстраиваются в четыре колонки у своих парт.

2.Игра «Приветствие с колокольчиком» (подготовить четыре колокольчика).

Цель: настраивание детей на доброжелательный лад, на участие в запланированных мероприятиях.

-Сейчас мы будем здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем  поздоровались, должен будет позвонить в колокольчик и передать его следующему игроку, назвав его по имени: «Здравствуй, Даня, мой дружок!». (Предоставить возможность обучающимся осознать свое эмоциональное состояние. Каждый, кто поприветствовал следующего участника игры,  занимает свое рабочее место. Последние

в колонках  приветствуют учителя и возвращают ему колокольчики).

Мы продолжаем учиться новому типу мышления, который называется творческим мышлением. Когда мы будем решать какую-нибудь проблему или выполнять какое-нибудь задание, то с помощью этого мышления мы сможем предложить много решений этой проблемы или много способов выполнения этого задания.

Существуют задачи и вопросы, имеющие только один-единственный правильный ответ, но есть и такие, которые имеют сотни возможных ответов, каждый из которых будет правильным.

В нашей жизни часто возникают проблемы, которые имеют множество решений.

Я надеюсь, вам будет интересно поработать с одной из них. Мы будем использовать свое воображение, чтобы научиться придумывать необычные и умные идеи.

2. Основной этап.

Нарисовать на доске равнобедренный треугольник и прямоугольник.

Разминка. 

-Можете ли Вы что-либо нарисовать, используя только эти две фигуры? (Обучаемые предлагают варианты: гриб, ложка, стол, качели, флаг, парусник и т.д)

— Мы для изображения использовали только две фигуры, а если увеличим их количество, они могут быть под разным углом, могут быть уменьшены или увеличены в размерах?

-Кто попробует изобразить что-либо на доске мелками? Придумаем названия к рисункам? (Выбирается оригинальное название. У доски могут работать несколько человек).

Основное задание.  Разделимся на команды (или в пары). Работа в командах. Раздать листы с основным заданием. Прочесть инструкцию, ответить на вопросы обучаемых.

-Я немного усложню задание, рисунок выполняете в паре. Договоритесь между собой, что Вы будете проектировать на листе. В рисунке используйте всю палитру оттенков.

(Обучаемые рисуют на предложенном листе, придумывают несколько названий).

Обсуждение результатов.

 Когда обучаемые закончат выполнять задание, предложить им еще раз посмотреть на свои рисунки и отметить галочкой  работы, которые им кажутся наиболее удачными. Также выбрать наилучшие работы, с их точки зрения, с оригинальными названиями.

Дополнительное задание. (если есть время). Предложить ребятам на листе ватмана сделать мозаичное изображение какого-либо предмета, используя геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги и клея. Еще один из вариантов: придумайте сюжет,  в котором эти фигуры связаны по смыслу. Можно проработать с объемным материалом (катушки, спичечные коробки и другие подходящие предметы), изготовить фигурки людей, роботов, животных и т.д.

Домашнее задание: предложить выполнить проектное задание в виде презентации, с использованием компьютерной графики.

3. Заключительный этап.

1)Упражнение «Похлопаем в ладоши»

Цель: сплочение, установление доверительных, дружеских контактов между обучаемыми.

Ведущий предлагает хлопнуть в ладоши тем, кто:

-научился задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения;

-научился слушать  и учитывать позицию своего одноклассника;

-научился договариваться и приходить к общему решению;

-доволен выполнением своей работы и партнера;

-доволен  выбором лучшей работы из класса;

2)Упражнение «Встаньте все те, кто…»

Цель: развитие внимания, наблюдательности

(можно использовать  для организованного построения  детей в круг по подгруппам).

-встаньте в круг те, у кого больше всего в рисунке треугольников;

-те, у кого больше всего в рисунке прямоугольников;

-те, кто работал с наслаждением и хорошим настроением! (и т.д.)

3)Прощание

Звенит колокольчик.

-А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Я СЕГОДНЯ ВОТ ТАКОЙ!»

-Молодцы! Урок закончен.

Список литературы:

  1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. — М.: Издательский центр Академия, 2002. – 320 с.
  1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж.Гилфорда и Дж.Рензулли). Для детей 9-14 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1997 – 60 с., иллюстр.
  1. 3.Е.Лютова-Робертс,Г.Монина Игры-приветствия для хорошего настроения.- СПб, ООО Издательство «Речь»,2011
  1. Н.В.Плотникова «Игры для сплочения детского коллектива»,составление 2012г.,СПб,ООО Издательства «Речь»,2012г.
  1. Радостный набор. 24 развивающие игры для детей и их родителей. Рис. Т.Феоктистовой. – СПб.: Речь, 2009. — 16 с., карточки.
  1. Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н.В.Рождественская — СПб.: Питер, 2006. — 178 с.
  1. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления /Е.Е.Туник — М.: Парус, 2006. – 352 с.
  1. Щербо, Н.П. Исследование творческой одарённости с помощью тестов П.Торренса у младших школьников /Н.П. Щербо// Вопросы психологии. – 1991. — № 1.
  1. Л.А.Ясюкова Методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», СПб : ГМНПП «ИМАТОН» ,2001-192с.;
  1.  Л.А. Ясюкова Методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников», ЧастьI, СПб : ООО«ИМАТОН», 2005-256с.
Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка в зао москвы

Источник

МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1»

Урок из курса «Развитие творческого мышления»  по методике  Ю.Б.Гатанова

педагога – психолога Сидоровой Светланы Олеговны

Условия проведения занятия:

Оптимальный состав группы – 10-15 человек, возраст  учащихся 9-14 лет, относительно однородных по своим способностям.

Темп работы определяется индивидуальными особенностями участников группы;

временная протяженность  занятия составляет  1 академический час.

Организация деятельности детей и взрослого происходит в условиях класса.

Для занятия  понадобятся: школьная доска, цветные мелки, доска для демонстрации работ, альбом заданий  разработанный автором методики на каждого учащегося .

Дети для работы на занятии приносят с собой альбомы, включающие стимульный материал для всех заданий, цветные карандаши, фломастеры, ручки.

Схема проведения занятия: 

1.Разминка ,в ходе которой учащиеся должны понять как лучше выполнить задание и на что при этом следует обращать внимание.

2.Основное задание, направленное на развитие определенных творческих способностей.

3.Дополнительное задание, содержащее задание для учащихся, которым понравился вид творческой деятельности, предложенный в основном задании.

Занятие строятся в форме игры, соревнования, кооперативно-творческой деятельности.

 Атмосфера творчества и психологической безопасности достигается с использованием методов проведения занятия:

  • ритуалы начала и окончания занятия;
  • психогимнастические и психотехнические упражнения;
  • совместная работа в микрогруппах;
  • эмоционально окрашенный рассказ педагога;
  • беседа;
  • рисование и другие виды изобразительного творчества.

Тема: «Как из «мухи» сделать «слона»».

Тип задания – символические трансформации

Цели:

-развитие способности создавать слова, действия в ограниченных условиях;

-развитие вербальной беглости;

-воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки, дружбы;

Регулятивные УУД

  • сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
  • оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки;
  • осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

Познавательные УУД

  • осуществлять логическое действие сравнение по заданным, самостоятельно выбранным критериям;
  • установить аналогии;
  • владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Коммуникативные УУД

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  •  задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи;
  • слушать;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать позиции других людей;
  • обосновывать собственную позицию;
  • координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что — нет;
  • договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные УУД

-формирование:

  • положительной адекватной самооценки;
  • эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
  • умения видеть свои достоинства и недостатки;

-мотивация

на дальнейшее самопознание и саморазвитие

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Игра «Все, кто любит рисовать, здравствуйте!»

Цель: настраивание детей на участие в запланированных мероприятиях.

-Сейчас я буду здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем я поздороваюсь, должен будет помахать рукой в ответ.

(Предоставить возможность учащимся осознать свои эмоциональные состояния)

-Здравствуйте те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!;

-Те, кто  еще не до конца проснулся;

-Те, кто еще не отогрелся после улицы, здравствуйте!;

-Те, кто ждет не дождется прогулки, здравствуйте!

-Те, кто любит рисовать, здравствуйте!;

-Те, кто еще ни разу не поздоровался, здравствуйте!

Мы продолжаем учиться новому типу мышления, который называется творческим мышлением. Когда мы будем решать какую-нибудь проблему или выполнять какое-нибудь задание, то с помощью этого мышления мы сможем предложить много решений этой проблемы или много способов выполнения этого задания.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка алексеевская

Существуют задачи и вопросы, имеющие только один-единственный правильный ответ, но есть и такие, которые имеют сотни возможных ответов, каждый из которых будет правильным.

Например, я спрошу вас, как сейчас называется город, в котором мы живем (дождитесь ответа и напишите его на доске). Есть ли какие-нибудь другие правильные ответы? Да, действительно, нет.

-А сейчас я попрошу вас назвать все возможные способы рисования. Чем можно рисовать? (карандаши, фломастеры и т.д.) Придумайте самые фантастические и сказочные способы рисования (белый, воздушные след самолета; в темной комнате — светом фонарика).

В нашей жизни часто возникают проблемы, которые имеют множество решений.

Я надеюсь, вам будет интересно поработать с одной из них. Мы будем использовать свое воображение, чтобы научиться придумывать необычные и умные идеи.

2. Основной этап.

Разминка. Написать на доске  слово «СОМ».

-Образуйте новое слово, изменив только одну букву и у вас получиться новое слово и т.д. (цепочка из слов). Давайте попробуем:

СОМ – СОК-СОН-ТОН-КОМ-КОК.

Таким образом, мы  из «СОМА» получили «КОКА».

-Попробуем  подобрать цепочку к слову «ТЕНЬ»

Все вновь получаемые слова должны быть «правильными» существительными (кто, что?) в именительном падеже. Менять можно последовательно только одну букву, при этом переставлять буквы местами нельзя.

Основное задание.  Разделимся на команды (или в пары). Работа в командах. Раздать листы с основным заданием.

-Я немного усложню задание, попробуйте составить цепочку как можно длиннее. За каждое «звено» присуждается балл, если слова оригинальны, то вы получите еще дополнительные баллы, а также за слова, которые никем не были ранее придуманы (КОТ).

-Следующее слово «ВАР» дается 5 минут?  (дар, кар, жар, пар, бар). Возникающие споры о «правильности» написания проверить по словарю.

Дополнительное задание. (если есть время).

-Эту игру придумал автор знаменитой «Алисы в стране чудес» Льюис Кэрролл в 1879году. Она отличается тем, что в ней дано не только первое. Но и последнее слово цепочки. Цель состоит в том, чтобы наименьшим числом ходов прийти от первого к последнему слову.

(Вот как ДЕНЬ становиться НОЧЬЮ в 6-7 ходов; День- сень- сено- село- соло- соль- ноль-Ночь).

Обсуждение результатов.

-Выберите первое и последнее слова из любой  понравившейся вам цепочки. Придумайте сюжет,  в котором эти слова связаны по смыслу. Нарисуйте этот сюжет.

3. Заключительный этап.

1)Упражнение «Беседа без слов»

-Перед вами на парте один лист на двоих. Подпишите или обозначьте своим символом.  Без слов, одновременно, с помощью карандашей начинайте беседу при помощи любых форм, линий. Рисуйте все, что может каким-то образом рассказать о вашем настроении. Поблагодарите друг друга в конце работы.

2)прощание

Звенит колокольчик.

-А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Я СЕГОДНЯ ВОТ ТАКОЙ!»

-Молодцы! Урок закончен.

Список литературы:

1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. — М.: Издательский центр Академия, 2002. – 320 с.

2. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж.Гилфорда и Дж.Рензулли). Для детей 9-14 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1997 – 60 с., иллюстр.

3.Е.Лютова-Робертс,Г.Монина Игры-приветствия для хорошего настроения.- СПб, ООО Издательство «Речь»,2011

4. Радостный набор. 24 развивающие игры для детей и их родителей. Рис. Т.Феоктистовой. – СПб.: Речь, 2009. — 16 с., карточки.

5. Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н.В.Рождественская — СПб.: Питер, 2006. — 178 с.

6. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления /Е.Е.Туник — М.: Парус, 2006. – 352 с.

7. Щербо, Н.П. Исследование творческой одарённости с помощью тестов П.Торренса у младших школьников /Н.П. Щербо// Вопросы психологии. – 1991. — № 1.

8.Л.А.Ясюкова Методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», СПб : ГМНПП «ИМАТОН» ,2001-192с.;

9. Л.А. Ясюкова Методическое руководство «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников», ЧастьI, СПб : ООО«ИМАТОН», 2005-256с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Варианты: серии А для проведения урока в первой половине года, серия Б — для второй половины года из курса «Развитие творческого мышления» для детей 9-14 лет по методике  Ю.Б.Гатанова.

В разработке урока были использованы игры из комплекта: «Игры –приветствия для хорошего настроения», автор Е.Лютова- Робертс, Г.Монина

Варианты детских работ 4-5 класса выполненные на альбомных листах.

Из « кота» получился  «суп» в котелке.

Из  «сома» получился «том» книги.

Из «сока» мы увидели на корабле «кока».

Источник