Гармоничное развитие ребенка 3 лет

Гармоничное развитие ребенка 3 лет thumbnail

Вашему чаду исполнилось 3 годика? Поздравляем! Надеемся, вы полны энергии, чтобы наслаждаться всем тем, что ждёт вас впереди, ведь в ближайшие несколько месяцев вам ребёнок превратится в настоящего фантазёра и непоседу. Утром, днём и вечером засыпать вас непрекращающимися вопросами. Научится управлять трёхколесном велосипедом, сможет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице чередуя ножки.

Он так же сможет нарисовать красивый круг, осмысленно нажимать на кнопки музыкального руля сидя рядом с папой в машине, застёгивать собственную непослушную куртку. Ваш трёхлетний малыш — будет превращаться в любознайку. Он будет стремительно учиться познавать мир через органы чувств. Играя, так сосредотачиваться на собственной игре, что сможет игнорировать любые отвлекающие факторы, в том числе и не замечать вас.

Но давайте более детально разберёмся в навыках, которыми должен овладеть ваш непоседа к этому возрасту.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Физическое развитие ребенка в 3 года

Сразу поясним: все описанные ниже навыки малыш приобретет только в том случае, если папа и мама приложили достаточные усилия для занятий с ним. Другими словами ребенок в три года никак не сможет ездить на трехколесном велосипеде, если родители не купили ему этот велосипед и не потратили как минимум неделю на обучение катанию на нем. То же самое касается навыков с мячиком и всего остального. Все что должен уметь ребенок в данном возрасте — это лишь результат тех занятий, которые проводят с ним родители или педагоги в развивающих клубах. И, если ваши усилия достаточны, то ваш маленький непоседа должен уметь:

• уверенно, не покачиваясь стоять 5 секунд на одной левой или правой ножке;

• самостоятельно, без маминой и папиной поддержки подниматься и спускаться по ступенькам лестницы;

• пинать попеременно ножками вперед мяч;

• бросать мяч в руки стоящему напротив человеку;

• бросать мяч в кольцо подвешенное на 1-метровой высоте (не обязательно попадать!);

• ловить мяч из рук другого человека;

• двигаться вперед и назад с совершением поворотов;

• выполнять наклоны вперёд и назад не падая;

• управлять трёхколёсным велосипедом.

Развитие речи у ребенка в 3 года

При оценке речевых навыков в данном возрасте надо обратить внимание на то, что девочки всегда разговорчивее мальчиков, а дети имеющие старших братьев и сестер почти всегда разговорчивее тех кто их не имеет. И главное — если ваш ребенок в трехлетнем возрасте не очень разговорчив, не переживайте, это вероятнее всего изменится в ближайшие месяцы, или к 4 годам. Но в самом усередненном случае в 3 года ваш ребёнок должен уметь:

• чётко произносить свое имя, имя мамы и папы, ближайших родственников — сестёр, бабушек и дедушек;

• отвечать на простые вопросы;

• говорить фразами из 5-6 слов;

• говорить внятно не сильно коверкая и не слишком искажая слова;

• рассказывать короткие истории.

В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые из которых «почему» и «зачем»

• Зачем папа уходит на работу?

• Почему кошка мяукает?

• Почему лимон кислый? И так до бесконечности.

Родители наблюдают: вопросы, вопросы и еще раз вопросы! И хотя для многих взрослых такая активность детей может быть раздражительной и навязчивой, на самом деле для маленького человечка — это нормальный и важный показатель правильного развития. В результате он накапливает необходимый объем знаний, который позволяет ребенку в 3 года уметь:

• безошибочно называть знакомые цвета;

• правильно понимать понятие: одинаковые — разные;

• уметь притворяться и фантазировать;

• помнить часть прочитанного рассказа;

• понимать счет на пальцах;

• быстро сортировать объекты по форме и цвету;

• складывать несложные карточные головоломки;

• узнавать и характеризовать людей и объекты на картинках и фотографиях.

В трехлетнем возрасте ребенок становится очень шустрым. В этот момент своего развития он должен уметь:

• быстро обрабатывать мелкие предметы;

• легко переворачивать страницы книжек и журналов;

• строить башни из 6 и более предметов;

• резать детскими ножницами бумагу и картон;

• рисовать при помощи карандашей кружочки и квадратики (очень неровные, но примерно напоминающие настоящие геометрические фигуры);

• уметь одеваться и снимать одежду без помощи родителей;

• завинчивать и отвинчивать крышку на пластиковой бутылке;

• поворачивать, нажимать и открывать ручки на дверях.

К возрасту 3 лет дети становятся более независимыми как с физической точки зрения, так и эмоциональной. Дети реже впадают в истерики, не боятся оставаться в садике с воспитателем или с няней, любят общение с знакомыми и посторонними детьми.

Малыши так же становятся более социальными. Ребенок уже может сотрудничать со своими друзьями, соблюдать очередь, показывать первые навыки решения возникающих проблем.

На данном этапе развития, ваш ребенок должен уметь:

• подражать родителям, родственникам и друзьям;

• показывать симпатию к маме, папе, бабушкам, дедушкам, знакомым семьи, друзьям;

• понимать понятия: мое, его, ее, не наше, чужое (слово МОЁ, а точнее ЭТО МОЁ любой ребенок уж точно понимает безошибочно и использует постоянно и дома и в любой песочнице);

• уметь демонстрировать широкий диапазон эмоций, таких как грусть, радость, гнев, огромное счастье или скучно.

В возрасте трех лет воображение детей находится в стадии становления, поэтому родители могут замечать как хорошие, так и плохие его проявления. Фантазии, притворства и способности играть у детей становятся более интересными и участливыми, но в этом возрасте ребенок может начать разрабатывать нереальные страхи, такие как вера в чудовище живущее в шкафу, страшного зверя живущего на балконе и т.д. Эти страхи следует искоренять, чтобы не травмировать психику ребенка.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка этапы

Внимание: нельзя ни в каких педагогических целях пугать малыша вымышленными чудовищами под кроватью или за дверью, если вы не хотите впоследствии иметь проблемы с ночными страхами у ребенка. Злой волк живет в лесу (где-то далеко) — допустимо. Злое чудище живет под твоей кроватью (где-то в доме) — не допустимо никогда. Ребенок должен в своем доме чувствовать себя в полной безопасности. Мой дом — моя крепость

Первая дружба

В три года дети часто хотят и стремятся иметь друзей. Без помощи родителей дружба не возможно. Поэтому детские психологи часто призывают родителей не препятствовать потребностям ребёнка. Родителям предлагается:

• организовывать встречи с ровесниками;

• посещать общественные игровые детские площадки;

• определить ребенка в спортивную секцию.

Знакомясь с новыми детьми ребенок получит возможность формировать детские отношения, учиться позитивным ценностями и новому опыту. Групповые занятия учат малышей основам игры, подчеркивают коллективность работы и обмена. Они заставляют детей расходовать энергию, правильно двигаться, кувыркаться, плавать, вырабатывать гибкость, преодолевать страх.

Для творческих детей групповые художественные и музыкальные занятия — отличный способ тренировки когнитивных навыков.

Порядок в доме

В этом возрасте малыши обожают помогать родителям. В 3 года почти каждый ребенок должен уметь:

• мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;

• ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;

• укладывать кукол на полочки;

• складывать грязное белье в бельевую корзину;

• собирать мелкие предметы с ковра;

• протирать пыль с доступных предметов;

• поливать комнатные растения стоящие на подоконнике,

• подметать полы при помощи детского веника.

И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: «А я уже взрослый!»

Если родители будут вместе с детьми делать уборку, готовить обед или выполнять домашнюю работу, маленький непоседа будет ощущать себя важной частью семьи и не сможет чувствовать разочарование, подавленность и отстраненность. Ценные привычки заложенные на раннем детстве позволят воспитать в ребёнке хорошего помощника для взрослой жизни.

Процесс питания ребенка в 3 года

К возрасту трех лет дети часто настаивают на самостоятельном кормлении. Если это стремление присутствует у вашего малыша, значит он правильно развивается и взрослеет. Многие дети в возрасту 3 лет уже умеют употреблять пищу, используя детскую ложку и вилку, пьют жидкости их обычного стакана. Однако с трёх лет дети начинают осознать, что есть вкусная и не вкусная еда, есть красивые и не очень привлекательные блюда и предпочитают отвергать все то, что выглядит для них не интересно.

Чтобы справиться с проблемой психологи советуют маскировать фрукты и овощи с неинтересной для малышей едой — кашами, поднадоевшими супами и детскими пудингами. В детский рацион следует вводить разноцветные каши, цветные макароны, супы с фигурными компонентами, необычные по форме бутерброды и десерты.

Причины для беспокойства

Основные признаки задержки развития у 3-летнего ребенка:

• невозможность поймать и бросить мяч;

• неспособность подпрыгивать на месте;

• неумение ездить на трёхколесном велосипеде (не смотря на многократно повторяющиеся попытки);

• частые падения, большие трудности при ходьбе по лестнице;

• неспособность держать карандаш, копировать круг, проблемы с рисованием;

• в разговоре ребенок не использует более трёх слов;

• не может складывать башни из трех и более предметов, боится больших объектов;

• испытывает частую тревогу, раздражительность;

• игнорирует детей, не интересуется домашними животными, холодно относится к маме, папе, ближайшим родственникам;

• не понимает и не исполняет простых просьб;

Но не смотря на все вышеизложенное, вы должны понимать — все дети развиваются и взрослеют по разному. Поэтому родителям нет причины волноваться, если ребенок не достиг всех тех вех, которые указаны в медицинских справочниках (или в этой статье). По мере взросления своего малыша родители должны замечать прогрессирующий процесс роста и развития ребенка.

Если прогресса нет и ребёнок остаётся замкнутым, малоподвижным, капризным и явно отстающим от развития сверстников, следует получить консультацию у специалиста. Или просто продолжать заниматься с малышом и терпеливо ждать пока он приобретет все необходимые навыки — а ведь это обязательно произойдет рано или поздно.

Источник

развитие ребенка 3 лет
Какими особенностями характеризуется этот возрастной период? Какой малыш в три года своей жизни?

В 3 года ребенок уже недурно говорит и даже умеет строить несложные предложения. Он понимает уже многое из того, что вы ему рассказываете. Малыш активно пытается проявить свою самостоятельность. Усложняется и эмоциональная сфера ребенка – он уже лучше чувствует настроение окружающих. Весьма часты в этом возрасте капризы и недовольства.

Трёхлетний возраст – очень важный в развитии вашего ребенка. Что же нужно делать родителям, чтобы развитие ребенка в этом возрасте проходило гармонично и успешно? Предлагаем вашему вниманию 10 заповедей гармоничного развития 3-летнего ребенка.

1. Никогда не игнорируйте вопросы ребенка!

Будьте готовы: вопросов от ребенка в этом возрасте будет ОЧЕНЬ много. Не зря же 3-летний возраст психологи часто именуют возрастом «Почему?». Родители должны быть готовы к самым неожиданным, а порой, и к очень непростым вопросам от ребенка. Вот как бы вы ответили на такие вопросы малыша: «почему люди не летают?» или «а почему небо синее?».

Читайте также:  Особенности развития интеллекта ребенка в раннем возрасте

Самый важный момент, который должен помнить каждый родитель: это то, что нельзя игнорировать ни один вопрос ребенка. В противном случае, у малыша может просто не сформироваться такая важная черта, как любознательность и он может потерять интерес к окружающему миру. Даже если вы не готовы ответить ребенку на поставленный вопрос именно здесь и сейчас – пообещайте ему, что ответите немного позже или же вечером, когда вы вернетесь домой.

2. Позволяйте малышу быть более самостоятельным

В 3-летнем возрасте ваш ребенок часто будет прибегать к образу жизни по принципу «Я сам!». Не нужно запрещать ему это делать. Родители должны признать, что их чадо уже действительно может выполнять некие операции самостоятельно. Позвольте ребенку самому одеться, застегнуть пуговицы, покормить кота или разложить книжки на полке. Он с радостью всё сделает, и не беда, что это, возможно, будет не очень качественно.

3. Поощряйте ролевые игры ребенка

В этом возрасте ребенок старается активно копировать действия взрослых. Не мешайте ему, почаще играйте с ребенком в «доктора», «водителя автобуса» или в «дочки-матери». Ролевые игры помогут вашему ребенку лучше освоить этот мир и социальные роли в нём.

4. Читайте ребенку книги!

Как можно больше читайте ребенку вслух! Книги в этом возрасте выполняют две, очень важные функции: расширяют кругозор и существенно пополняют словарный запас ребенка. Тщательно подходите к выбору книжки для ребенка: она должна быть не только интересной, но и полезной.

5. Занимайтесь с ребенком творчеством

3-летний возраст – чудесное время для начала развития творческих способностей вашего чада. Пойте и танцуйте с ребенком, включайте ему музыку разных стилей, показывайте произведения искусства. Всё это поможет не только выявить таланты у ребенка, но и сформировать у него эстетические вкусы.

6. Играйте с ребенком в развивающие игры

Игра – эта основная форма деятельности 3-летнего человечка. Окружающий мир ребенок познает именно через игру. Поэтому, ни в коем случае не обходите стороной разнообразные развивающие игры. А подвижные игры на свежем воздухе помогут выплеснуть море той энергии, которая сидит в каждом маленьком ребенке.

7. Не реагируйте на капризы ребенка

Характерными, и весьма неприятными, особенностями этого возраста является негативизм, отрицание всего и излишнее упрямство ребенка. Это нужно просто пережить, не стоит реагировать на частые капризы вашего сына или дочери, и вы очень скоро обнаружите, что ребенок прибегает к ним все реже и реже. В этом возрасте уже появляется детская ревность — будьте к этому готовы.

8. Дарите ребенку свежие впечатления

Большой плюс для развития вашего ребенка – это обилие новых впечатлений. Своего рода, это «пища» для его развития. Посещайте с ребенком театры и выставки, знакомьте его с новыми людьми, водите ребенка на прогулки в лес или к реке. Всё это существенно расширит его кругозор.

9. Следите за тем, что вы говорите ребенку!

Всегда нужно помнить, что 3-летний ребенок внимательно следит за своими родителями и впитывает все, как губка: слова, выражения, привычки и модели поведения. Поэтому нужно следить за тем, что и как вы говорите в присутствии ребенка.

10. Уделяйте как можно больше времени общению с ребенком

Ребенок в таком возрасте, как никогда нуждается в тесном общении со своими родителями. Общайтесь с ним как можно чаще, ведь тем самым вы передаете ему необходимый опыт и знания об окружающем его мире.

Если Вам понравилась статья, то похожие статьи найдете в нашем разделе «Мода, красота, здоровье».

20.08. 2014

Оцените статью

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка…

Если вам понравилось, поделитесь с друзьями

Похожие статьи:

Источник

Гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста.

Правильный уход за ребенком дошкольного возраста помогает выработать необходимые гигиенические навыки и имеет огромное воспитательное значение.

Вопросы в воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблоны. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к ребенку. Что же главное в воспитании детей? Хочется ответить – ВСЕ! И действительно, какой бы элемент воспитания не взяли, окажется, что среди них нет существенных. И все же главное – ребенок должен быть з д о р о в ы м.

Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявленные ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.

Возраст от 3 до 7 лет — очень важный этап в развитии ребенка, так как в этот период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга, органов и систем организма. Большое внимание должно уделяться обучению ребенка правилам личной гигиены, воспитанию у него привычек к чистоте и опрятности. Следует приучать ребенка мыть руки не только перед едой, но и по мере их загрязнения.

 Если родители, приучая ребенка к аккуратности, постепенно доверяют ему выполнение отдельных действий, то уже в 3 года ребенок может самостоятельно мыть руки, умываться, пользоваться носовым платком, одеваться и раздеваться, а также обуваться и разуваться при небольшой помощи взрослых, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, правильно сидеть за столом, полоскать рот после еды.

Читайте также:  Развитие ребенка после кесарево

Если же до трех лет ребенку не привиты основные гигиенические навыки, то позже ему, занятому другими увлекательными делами, будет попросту неинтересно их осваивать.

Тщательное соблюдение чистоты — это не только метод сохранения здоровья ребенка в настоящем, но и залог его чистоплотности в будущем. К гигиеническим навыкам относится и внимание к внешнему виду. Ребенок не должен ходить со спущенными колготами или расстегнутыми сандаликами, в грязной одежде. Необходимо все окружающие ребенка вещи и предметы содержать в чистоте и порядке, ребенка следует активно привлекать к уборке комнаты.

Детям необходимо внушить, что каждую вещь туалета, игрушки и другие принадлежности всегда нужно класть в определенное место. При отсутствии целенаправленного воспитания полезных трудовых и гигиенических навыков могут возникнуть вредные привычки. Некоторые из них являются следствием неправильного ухода за дошкольниками.

Начиная с 3 лет ребенок должен уже самостоятельно есть, соблюдать при этом гигиенические навыки и правила поведения. Перед едой он сам под контролем взрослого должен мыть руки с мылом и вытирать их; помогать сервировать стол; за столом правильно сидеть, держать ложку в правой руке, хлеб в левой; есть аккуратно, спокойно, не разговаривать о постороннем, не вертеться на стуле; окончив, есть, вытирать рот салфеткой, задвинуть за собой стул, поблагодарить взрослого, помочь убрать посуду. В 5 лет и старше ребенок может уже полностью помогать сервировать стол, убирать со стола после еды, вытирать клеенку, расставлять стулья и т. п.

Основное требование к одежде и обуви дошкольников — ее рациональность, полное соответствие размерам, форме стопы. Одежда и обувь должны обеспечить ребенку комфорт и благоприятный микроклимат.

Волосы ребенка надо подстригать так, чтобы он смог сам их причесать. Для развития и закрепления гигиенических навыков можно использовать повышенную склонность детей к подражанию. Ребенку надо показать, как правильно умывать лицо, мыть руки.

Важно регулярно обрезать ногти. Если образовались заусеницы, их нужно осторожно обрезать маленькими ножницами. Если ребенку регулярно не стригут ногти, они вырастают длинными и обламываются. Ребенку это неприятно, и он начинает их обкусывать. Постепенно возникает привычка постоянно грызть ногти. Систематический уход за ногтями исключает появление вредного навыка.

На руках у ребенка могут появиться бородавки. Следует иметь в виду, что они заразны. Для их удаления и лечения лучше всего обратиться во врачебно-косметический кабинет.

Ноги ребенка каждый вечер надо мыть теплой и ополаскивать холодной водой. Это позволит сохранить здоровой их кожу. Полезны специальные упражнения для ног, особенно для предупреждения плоскостопия (ходьба босиком по неровной поверхности, попеременно на носках и пятках, перекатывание ногами шариков, подтягивание пальцами ног коврика, захватывание палочек).

При пользовании туалетом ребенка необходимо научить самостоятельно садиться на вкладыш для унитазов, пользоваться туалетной бумагой и обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

***

Существует метод, который, во всяком случае для первых лет жизни ребенка, можно назвать универсальным, ибо он способствует одинаково и укреплению здоровья, и правильному воспитанию. Это – соблюдение р режима дня. Соблюдение режима дня необходимо не только ребенку. Оно упорядочит быт всей семьи, избавит от всеобщей суеты, которая возникает иногда дома, где не умеют правильно растить малыша.

Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности. Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту детей. Понятие «правильный режим» — это не только разумное распределение часов, отведенных для приема пищи и сна. Для нормального развития ребенка очень важно также правильно чередовать занятия – спокойные и подвижные игры, прогулки, посильный труд.

Любой урок идет на пользу ребенку тогда, когда он занимается охотно, с увлечением, а для этого нужно, чтобы родители хотя бы в какой-то мере владели мастерством педагога. Им надо быть настойчивыми, добиваться поставленной цели спокойно, заинтересовать ребенка, чтобы он делал все с желанием, объяснить важность любой работы и игры.

 Ребенку нужно находиться как можно больше на открытом воздухе: летом – в течение всего дня, весной, осенью и зимой по несколько часов. При плохой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми.

Дети любят если игра их приобретает характер полезного труда. Они с удовольствием убирают снег и листья, поливают цветы, подметают дорожки. Надо чаще предоставлять им такую возможность.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми – полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.

Ни режим дня, ни идеальный гигиенический уход, ни правильное питание не «срабатывают» автоматически, сами по себе. Ребенку необходимы любовь и нежность, внимание, богатство эмоций, которые дает хорошая, дружная семья. Таким образом, воспитание детей – постоянное творчество родителей.

На родительском пути вас ждет много забот и труда. К этому надо быть готовым.

Источник