Фрейд этапы развития ребенка

Фрейд этапы развития ребенка thumbnail

От автора: Зная об особенностях стадий формирования психики, мы можем проследить, не случилось ли какого «затыка» в нашей собственной жизни. Возможно, что произошла фиксация на одной из стадий развития. И возможно это мешает развитию личностных свойств и качеств человека, его творческому росту.

Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности:

  1. Оральная (0 – 18 мес.)
  2. Анальная (18 мес. – 3 года)
  3. Фаллическая (3 года – 6 лет)
  4. Латентная (6 – 12 лет)
  5. Генитальная (период полового созревания и до 22лет)

В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально — зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама.

Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:

  • Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.
  • Сверхзаботливость – ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.

Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Основными его чертами является:

  • ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе,
  • постоянно требует одобрения,
  • чрезмерно зависим и доверчив,
  • испытывает потребность в поддержке и принятии,
  • жизненная пассивность.

В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий.

Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Мы более подробно поговорим о первой – принуждающей, т.к. именно эта форма приносит наиболее выраженные негативные последствия.

Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально – удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.

Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета – это анально – выталкивающий тип личности. Черты данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.

Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на каких – то фразах родителей или на объяснениях других детей, они рисуют «первичную» сцену.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.

В норме эдипов комплекс развивается несколько по – разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков.

Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во – первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во – вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Читайте также:  Основным условием развития личности ребенка является

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.

Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери.

Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.

Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка посредством сублимации (переориентации на социальную активность) направляется во вне. В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.

В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго. Что это такое? Если вспомнить основные положения теории Фрейда о структуре личности, то можно представить себе некую схему:

  • Суперэго – это система норм, ценностей, иначе говоря – совесть человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями.
  • Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.
  • Ид – это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознаваемые стремления.

Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Последняя стадия психосексуального развития – генитальная, которая формирует в человеке его отношение к партнеру, выбор стратегии поведения в сексуальных отношениях.

После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости, начинают восстанавливаться сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза Генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти), характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.

Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт — в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, и ничего не требовалось взамен.

Обобщая информацию по всем уже рассмотренным стадия психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности или циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни.

Зная об особенностях стадий формирования психики, мы можем помочь ребенку с минимальным для него ущербом научиться управлять своими внутренними стремлениями, не ограничивая его творческий потенциал.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник

«-Ñåðüåçíîå îòíîøåíèå ê ÷åìó áû òî íè áûëî â ýòîì ìèðå

 ÿâëÿåòñÿ ðîêîâîé îøèáêîé.
— À æèçíü — ýòî ñåðüåçíî?
— Î äà, æèçíü — ýòî ñåðüåçíî! Íî íå î÷åíü…»

Ëüþèñ Êýðîëë «Àëèñà â ñòðàíå ÷óäåñ»

Äåòñòâî ýòî íåïîâòîðèìûé ïåðèîä æèçíè êàæäîé ëè÷íîñòè, è ÷àñòè÷êà íàøåãî âíóòðåííåãî ðåáåíêà ïðîäîëæàåò æèòü âíóòðè íàñ âñå âðåìÿ. ×òîáû ïîíèìàòü ïðîöåññû, êîòîðûå ïðîèñõîäÿò â òå÷åíèå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ñòîèò óäåëèòü âíèìàíèå îñíîâíûì ýòàïàì ðàííåãî ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ìíîãèå èññëåäîâàòåëè èçó÷àëè ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ ðàçíûõ ðàêóðñîâ, à èìåííî: Çèãìóíä Ôðåéä, Ïèàæå, Ìåëàíè Êëÿéí, Ôðàíñóàçà Äîëüòî è äðóãèå, ïîïðîáóåì ðàññìîòðåòü îñíîâíûå.

Çèãìóíä Ôðåéä, èçâåñòíûé ïñèõîàíàëèòèê, âûäåëÿë 5 ñòàäèé ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè:
 
Îðàëüíàÿ (0-18 ìåñ.)
Àíàëüíàÿ (18 ìåñ.-3 ãîäà)
Ôàëëè÷åñêèå (3 — 6 ëåò)
Ëàòåíòíàÿ (6 — 12 ëåò)
Ãåíèòàëüíàÿ (ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ è äî 22 ëåò)

Îðàëüíàÿ ñòàäèÿ
 
   Â ýòîò ïåðèîä (ñ ðîæäåíèÿ äî ïîëóòîðà ëåò) âûæèâàíèå ìëàäåíöà öåëèêîì çàâèñèò îò òîãî, êòî î íåì çàáîòèòñÿ, à îáëàñòü ðòà íàèáîëåå òåñíî ñâÿçàíà ñ óäîâëåòâîðåíèåì áèîëîãè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé è ïðèÿòíûìè îùóùåíèÿìè. 

Ãëàâíàÿ çàäà÷à, ñòîÿùàÿ ïåðåä ìëàäåíöåì â òå÷åíèå îðàëüíî — çàâèñèìîãî ïåðèîäà, çàêëþ÷àåòñÿ â çàêëàäêå îñíîâíûõ óñòàíîâîê: çàâèñèìîñòè, íåçàâèñèìîñòè, äîâåðèÿ è îïîðû â îòíîøåíèè äðóãèõ ëþäåé. Ñíà÷àëà ðåáåíîê íå â ñîñòîÿíèè îòëè÷èòü ñîáñòâåííîå òåëî îò ìàòåðèíñêîé ãðóäè è ýòî äàåò åé âîçìîæíîñòü ÷óâñòâîâàòü íåæíîñòü è ëþáîâü ïî îòíîøåíèþ ê ñàìîìó ñåáå. Íî ñî âðåìåíåì ãðóäü áóäåò çàìåùåíû ÷àñòüþ ñîáñòâåííîãî òåëà: ðåáåíîê áóäåò ñîñàòü ñâîé ïàëåö èëè ÿçûê, ÷òîáû óìåíüøèòü íàïðÿæåíèå, âûçâàííîå íåäîñòàòêîì ìàòåðèíñêîé çàáîòû. Ïîýòîìó òàê âàæíî íå ïðåðûâàòü êîðìëåíèå ãðóäüþ, åñëè ìàìà â ñîñòîÿíèè êîðìèòü ðåáåíêà ñàìà.
 
Ôèêñàöèÿ ïîâåäåíèÿ íà ýòîé ñòàäèè ìîæåò ïðîèçîéòè ïî äâóì ïðè÷èíàì:

Читайте также:  Замедленное развитие у ребенка

  • Ôðóñòðàöèÿ èëè áëîêèðîâêè ïîòðåáíîñòåé ðåáåíêà.
  • Ãèïåðîïåêà — ðåáåíêó íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòåé ñàìîé óïðàâëÿòü ñâîèìè âíóòðåííèìè ôóíêöèÿìè.  ðåçóëüòàòå ýòîãî ó ðåáåíêà ôîðìèðóåòñÿ ÷óâñòâî çàâèñèìîñòè è íåêîìïåòåíòíîñòè. Âïîñëåäñòâèè, â çðåëûå ãîäû, ôèêñàöèÿ íà ýòîé ñòàäèè ìîæåò âûðàçèòüñÿ â âèäå «îñòàòî÷íîé» ïîâåäåíèÿ. Âçðîñëûé ÷åëîâåê â ñèòóàöèè ñèëüíîãî ñòðåññà ìîæåò ðåãðåññèðîâàòü è ýòî áóäåò ñîïðîâîæäàòüñÿ ñëåçàìè, ñîñàíèåì ïàëüöåâ, æåëàíèåì óïîòðåáëÿòü àëêîãîëü. Îðàëüíàÿ ñòàäèÿ çàêàí÷èâàåòñÿ, êîãäà ïðåêðàùàåòñÿ ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå è ýòî ëèøàåò ðåáåíêà ñîîòâåòñòâóþùåãî óäîâîëüñòâèå. È, ñîîòâåòñòâåííî, äëèòåëüíîå ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, áîëüøå ïî âðåìåíè íåîáõîäèìûì, âûçûâàåò çàäåðæêó ðåáåíêà â ýòîé ñòàäèè, êîððåëèðóåò ñ çàäåðæêîé ðàçâèòèÿ.

Ôðåéä âûäâèíóë ïîñòóëàò, ñîãëàñíî êîòîðîìó ó ðåáåíêà, ïîëó÷èâøåãî ÷ðåçìåðíóþ èëè íåäîñòàòî÷íóþ ñòèìóëÿöèþ â äåòñòâå, ñêîðåå âñåãî ñôîðìèðóåòñÿ â äàëüíåéøåì îðàëüíî-ïàññèâíûé òèï ëè÷íîñòè. 

Îñíîâíûìè åãî ÷åðòàìè ÿâëÿþòñÿ: 
* Îæèäàåò îò îêðóæàþùåãî ìèðà «ìàòåðèíñêîãî» îòíîøåíèÿ ê ñåáå
* Ïîñòîÿííî òðåáóåò îäîáðåíèÿ
* ×ðåçìåðíî çàâèñèì è äîâåð÷èâ
* Èñïûòûâàåò ïîñòîÿííóþ ïîòðåáíîñòü â ïîääåðæêå è ïðèíÿòèè
* Æèçíåííàÿ ïàññèâíîñòü.

   Â òå÷åíèå âòîðîé ïîëîâèíû ïåðâîãî ãîäà æèçíè íà÷èíàåòñÿ âòîðàÿ ôàçà îðàëüíîé ñòàäèè — îðàëüíî-àãðåññèâíàÿ. Òåïåðü ó ìëàäåíöà ïîÿâëÿþòñÿ çóáû, áëàãîäàðÿ ÷åìó êóñàíèå è æåâàíèå ñòàíîâÿòñÿ âàæíûìè ñðåäñòâàìè âûðàæåíèÿ ôðóñòðàöèè, âûçâàííîé îòñóòñòâèåì ìàòåðè èëè îòñðî÷êîé óäîâëåòâîðåíèÿ. Ôèêñàöèÿ íà îðàëüíî-àãðåññèâíîé ñòàäèè âûðàæàåòñÿ ó âçðîñëûõ â òàêèõ ÷åðòàõ, êàê: ëþáîâü ê ñïîðàì, ïåññèìèçì, ñàðêàçì, öèíè÷íîå îòíîøåíèå êî âñåìó îêðóæàþùåìó. Ëþäÿì ñ ýòèì òèïîì õàðàêòåðà ñâîéñòâåííî ýêñïëóàòèðîâàòü äðóãèõ ëþäåé è äîìèíèðîâàòü íàä íèìè ñ öåëüþ óäîâëåòâîðåíèÿ ñîáñòâåííûõ ïîòðåáíîñòåé. 

Àíàëüíàÿ ñòàäèÿ

Àíàëüíàÿ ñòàäèÿ íà÷èíàåòñÿ â âîçðàñòå îêîëî 18 ìåñÿöåâ è äëèòñÿ äî òðåõ ëåò.  òå÷åíèå ýòîãî ïåðèîäà ðåáåíîê ó÷èòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî õîäèòü â òóàëåò. Îí ïîëó÷àåò áîëüøîå óäîâîëüñòâèå îò ýòîãî êîíòðîëÿ, ïîòîìó ÷òî ýòî îäíà èç ïåðâûõ ôóíêöèé, êîòîðàÿ òðåáóåò îò ðåáåíêà îñîçíàííîñòè ñâîèõ äåéñòâèé. Ôðåéä áûë óáåæäåí, ÷òî ñïîñîá, êîòîðûì ðîäèòåëè ïðèó÷àþò ðåáåíêà ê òóàëåòó, âëèÿåò íà åãî ïîçäíåå ëè÷íîñòíîå ðàçâèòèå. Âñå áóäóùèå ôîðìû ñàìîêîíòðîëÿ è ñàìîðåãóëÿöèè áåðóò íà÷àëî â àíàëüíîé ñòàäèè.

Ñóùåñòâóþò 2 îñíîâíûõ ðîäèòåëüñêèå òàêòèêè, ñâÿçàííûå ñ ïðèó÷åíèåì ðåáåíêà êîíòðîëèðîâàòü ñâîè âíóòðåííèå ïðîöåññû. Ìû áîëåå ïîäðîáíî ïîãîâîðèì î ïåðâîé — ÷òî çàñòàâëÿåò, òàê êàê èìåííî ýòà ôîðìà ïðèíîñèò íàèáîëåå âûðàæåííûå íåãàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ. 

Íåêîòîðûå ðîäèòåëè âåäóò ñåáÿ íå ãèáêî è òðåáîâàòåëüíî, íàñòàèâàÿ, ÷òîáû ðåáåíîê «ñåé÷àñ æå ñõîäèë íà ãîðøîê».  îòâåò íà ýòî ðåáåíîê ìîæåò îòêàçàòüñÿ âûïîëíÿòü ïðèêàçû ðîäèòåëåé è ó íåãî íà÷íóòñÿ çàïîðû. Åñëè ïîäîáíàÿ òåíäåíöèÿ «ñäåðæèâàíèÿ» ñòàíîâèòñÿ ÷ðåçìåðíîé è ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà äðóãèå âèäû ïîâåäåíèÿ, òîãäà ó ðåáåíêà ìîæåò ñôîðìèðîâàòüñÿ àíàëüíî-ñäåðæèâàþùèé òèï ëè÷íîñòè. Òàêèå âçðîñëûå î÷åíü óïðÿìû, ñêóïû, ìåòîäè÷åñêèå è ïóíêòóàëüíû. Èì ñëîæíî ïåðåíîñèòü áåñïîðÿäîê è íåîïðåäåëåííîñòü

Âòîðîé ðåçóëüòàò àíàëüíîé ôèêñàöèè, îáóñëîâëåííûé ðîäèòåëüñêîé ñòðîãîñòüþ ê òóàëåòó — ýòî àíàëüíî-îòòàëêèâàþùèé òèï ëè÷íîñòè. ×åðòû ýòîãî òèïà âêëþ÷àþò â ñåáÿ: ñêëîííîñòü ê ðàçðóøåíèþ, áåñïîêîéñòâî, èìïóëüñèâíîñòü.  áëèçêèõ îòíîøåíèÿõ â çðåëîì âîçðàñòå òàêèå ëþäè ÷àùå âñåãî âîñïðèíèìàþò ïàðòíåðîâ â ïåðâóþ î÷åðåäü êàê îáúåêòû âëàäåíèÿ.

Äðóãàÿ êàòåãîðèÿ ðîäèòåëåé, íàîáîðîò, ïîîùðÿåò ñâîèõ äåòåé ê ðåãóëÿðíîìó èñïîëüçîâàíèþ òóàëåòà è õâàëèò èõ çà ýòî. 
Ñ òî÷êè çðåíèÿ Ôðåéäà, ïîäîáíûé ïîäõîä, ïîääåðæèâàåò ñòàðàíèÿ ðåáåíêà êîíòðîëèðîâàòü ñåáÿ, âîñïèòûâàåò ïîçèòèâíóþ ñàìîîöåíêó è äàæå ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.

Ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ.
Ìåæäó òðåìÿ è øåñòüþ ãîäàìè èíòåðåñû ðåáåíêà ñäâèãàþòñÿ â íîâóþ çîíó, îáëàñòü ãåíèòàëèé.  òå÷åíèå ôàëëè÷åñêèå ñòàäèè äåòè ìîãóò ðàññìàòðèâàòü è èññëåäîâàòü ñâîè ïîëîâûå îðãàíû, ïðîÿâëÿòü çàèíòåðåñîâàííîñòü â âîïðîñàõ, ñâÿçàííûõ ñ ïîëîâûìè îòíîøåíèÿìè. 

Õîòÿ èõ ïðåäñòàâëåíèÿ î âçðîñëîé ñåêñóàëüíîñòè îáû÷íî íåðàçëè÷èìû, ëîæíûå, è î÷åíü íåòî÷íî ñôîðìóëèðîâàíû, Ôðåéä ñ÷èòàë, ÷òî áîëüøèíñòâî äåòåé ïîíèìàþò ñóòü ñåêñóàëüíûõ îòíîøåíèé áîëåå ÿñíî, ÷åì ïðåäïîëàãàþò ðîäèòåëè. Îñíîâûâàÿñü íà óâèäåííîì ïî òåëåâèçîðó, íà îïðåäåëåííûõ âûñêàçûâàíèÿõ ðîäèòåëåé èëè ðàññêàçàõ äðóãèõ äåòåé, à òàêæå ñ ó÷åòîì îòíîøåíèé ìåæäó ðîäèòåëÿìè, îíè ðèñóþò «ïåðâè÷íóþ» ñöåíó.

Äîìèíèðóþùèé êîíôëèêò â ôàëëè÷åñêîé ñòàäèè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî Ôðåéä íàçâàë Ýäèïîâûì êîìïëåêñîì (àíàëîãè÷íûé êîíôëèêò ó äåâî÷åê ïîëó÷èë íàçâàíèå êîìïëåêñà Ýëåêòðû).

Îïèñàíèå ýòîãî êîìïëåêñà Ôðåéä çàèìñòâîâàë èç òðàãåäèè Ñîôîêëà «Öàðü Ýäèï», â êîòîðîé Ýäèï, öàðü Ôèâ, íåïðåäíàìåðåííî óáèë ñâîåãî îòöà è âñòóïèë â êðîâîñìåñèòåëüíóþ ñâÿçü ñ ìàòåðüþ. Êîãäà Ýäèï ïîíÿë, êàêîé óæàñíûé ãðåõ îí ñîâåðøèë, îí îñëåïèë ñåáÿ. Ôðåéä ðàññìàòðèâàë ýòó èñòîðèþ êàê ñèìâîëè÷åñêîå îïèñàíèå êðóïíåéøåãî èç ÷åëîâå÷åñêèõ êîíôëèêòîâ. Ñ åãî òî÷êè çðåíèÿ, ýòîò ìèô ñèìâîëèçèðóåò íåîñîçíàííîå æåëàíèå ðåáåíêà âëàäåòü ðîäèòåëåì ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà è îäíîâðåìåííî óñòðàíèòü ðîäèòåëÿ ñâîåãî ïîëà. 

Áîëåå òîãî, Ôðåéä íàõîäèë ïîäòâåðæäåíèå ýòîé êîíöåïöèè â ðîäñòâåííûõ ñâÿçÿõ è êëàíîâûõ âçàèìîîòíîøåíèÿõ, èìåþùèõ ìåñòî â ðàçëè÷íûõ ïðèìèòèâíûõ ãðóïïàõ.

   Â íîðìå Ýäèïîâ êîìïëåêñ ðàçâèâàåòñÿ íåñêîëüêî ïî-ðàçíîìó ó ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê. Ñíà÷àëà îáúåêòîì ëþáâè ó ìàëü÷èêà âûñòóïàåò ìàòü èëè ôèãóðà, åå çàìåùàþùàÿ. Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ îíà ÿâëÿåòñÿ äëÿ íåãî ãëàâíûì èñòî÷íèêîì óäîâëåòâîðåíèÿ. Îí õî÷åò âûðàæàòü ñâîè ÷óâñòâà ïî îòíîøåíèþ ê íåé òàê æå, êàê ýòî äåëàþò, ïî åãî íàáëþäåíèÿì, ëþäè áîëåå ñòàðøåãî âîçðàñòà. Ýòî ãîâîðèò î òîì, ÷òî ìàëü÷èê ñòðåìèòñÿ èãðàòü ðîëü ñâîåãî îòöà è â òî æå âðåìÿ îí áåññîçíàòåëüíî âîñïðèíèìàåò îòöà êàê êîíêóðåíòà. Ñòðàõ âîîáðàæàåìîãî íàêàçàíèÿ ñî ñòîðîíû îòöà Ôðåéä íàçâàë ñòðàõîì êàñòðàöèè è, ïî åãî ìíåíèþ, ýòî çàñòàâëÿåò ìàëü÷èêà îòêàçûâàòüñÿ îò ñâîåãî ñòðåìëåíèÿ. 

 âîçðàñòå ïðèìåðíî ìåæäó 5 è 7 ãîäàìè Ýäèïîâ êîìïëåêñ ðàçâèâàåòñÿ: ìàëü÷èê ïîäàâëÿåò (âûòåñíÿåò èç ñîçíàíèÿ) ñâîè æåëàíèÿ â îòíîøåíèè ìàòåðè è íà÷èíàåò èäåíòèôèöèðîâàòü ñåáÿ ñ îòöîì (ïåðåíèìàåò åãî ÷åðòû). Ýòîò ïðîöåññ âûïîëíÿåò íåñêîëüêî ôóíêöèé: âî — ïåðâûõ, ìàëü÷èê ïðèîáðåòàåò êîíãëîìåðàò öåííîñòåé, ìîðàëüíûõ íîðì, óñòàíîâîê, ìîäåëåé ïîëî-ðîëåâîãî ïîâåäåíèÿ, îïèñûâàþùèå äëÿ íåãî, ÷òî ýòî çíà÷èò — áûòü ÷åëîâåêîì. Âî — âòîðûõ, èäåíòèôèöèðóÿ ñåáÿ ñ îòöîì, ìàëü÷èê ìîæåò óäåðæàòü ìàòü êàê îáúåêò ëþáâè ïóòåì çàìåùåíèÿ, ïîñêîëüêó òåïåðü îí èìååò òå æå àòðèáóòû, êîòîðûå ìàòü âèäèò â îòöà. Åùå áîëåå âàæíûì àñïåêòîì ðàçðåøåíèÿ ýäèïîâà êîìïëåêñà ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ðåáåíîê ïåðåíèìàåò ðîäèòåëüñêèå çàïðåòû, òå îñíîâíûå ìîðàëüíûå íîðìû. Ýòî ïîäãîòàâëèâàåò ïî÷âó äëÿ ðàçâèòèÿ ñóïåð-Ýãî, òî åñòü ñîâåñòè ðåáåíêà. Èòàê Ñóïåð-Ýãî ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ðàçðåøåíèÿ ýäèïîâà êîìïëåêñà.

Âçðîñëûå ìóæ÷èíû ñ ôèêñàöèåé íà ôàëëè÷åñêîé ñòàäèè âåäóò ñåáÿ äåðçêî, îíè õâàñòëèâûå è îïðîìåò÷èâûå. Ôàëëè÷åñêèé òèïàæ ñòðåìèòñÿ äîáèâàòüñÿ óñïåõà (óñïåõ äëÿ íèõ ñèìâîëèçèðóåò ïîáåäó íàä ïðåäñòàâèòåëåì ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà) è ïîñòîÿííî ïûòàþòñÿ äîêàçàòü ñâîþ ìóæåñòâåííîñòü è ïîëîâóþ çðåëîñòü. Îíè óáåæäàþò äðóãèõ â òîì, ÷òî îíè «íàñòîÿùèå ìóæ÷èíû». Ýòî òàê æå ìîæåò áûòü ïîâåäåíèå ïî òèïó Äîí Æóàíà.

Читайте также:  Последовательность этапов развития ребенка

Ôàëëè÷åñêèÿ ñòàäèÿ ó äåâî÷åê.
Ïðîîáðàçîì äëÿ äåâî÷êè â äàííîì ñëó÷àå âûñòóïàåò ïåðñîíàæ ãðå÷åñêîé ìèôîëîãèè Ýëåêòðà, êîòîðàÿ óãîâàðèâàåò ñâîåãî áðàòà Îðåñòà óáèòü èõ ìàòü è åå ëþáîâíèêà, è, òàêèì îáðàçîì, îòîìñòèòü çà ñìåðòü îòöà. Êàê è ó ìàëü÷èêîâ, ïåðâûì îáúåêòîì ëþáâè ó äåâî÷åê ÿâëÿåòñÿ ìàòü. Ñî âðåìåíåì äåâî÷êà ëèøàåòñÿ êîìïëåêñà Ýëåêòðû ïóòåì ïîäàâëåíèÿ âëå÷åíèÿ ê îòöó è èäåíòèôèêàöèè ñ ìàòåðüþ. Èíûìè ñëîâàìè, äåâî÷êà ñòàíîâèòñÿ áîëåå ïîõîæà íà ìàòü, ïîëó÷àåò ñèìâîëè÷åñêèé äîñòóï ê îòöó, óâåëè÷èâàÿ òàêèì îáðàçîì øàíñû âûéòè çàìóæ â áóäóùåì ìóæ÷èíû ïîõîæåãî íà íåãî.
   Ó æåíùèí ôàëëè÷åñêàÿ ôèêñàöèÿ, êàê îòìå÷àë Ôðåéä, ïðèâîäèò ê ñêëîííîñòè ôëèðòîâàòü, îáîëüùàòü, à òàêæå ê áåñïîðÿäî÷íûì ïîëîâûì ñâÿçÿì, õîòÿ îíè ìîãóò èíîãäà êàçàòüñÿ íàèâíûìè è íåâèííûìè â ñåêñóàëüíîì îòíîøåíèè. Íåðåøåííûå ïðîáëåìû ýäèïîâà êîìïëåêñà ðàñöåíèâàëèñü Ôðåéäîì êàê îñíîâíîé èñòî÷íèê ïîñëåäóþùèõ íåâðîòè÷åñêèõ ìîäåëåé ïîâåäåíèÿ, â ÷àñòíîñòè èìåþùèõ îòíîøåíèå ê èìïîòåíöèè è ôðèãèäíîñòè.

Ñëåäóþùàÿ ñòàäèÿ ðàçâèòèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàèáîëåå ñïîêîéíûé ïåðèîä. Â ïðîìåæóòêå îò 6-7 ëåò äî íà÷àëà ïîäðîñòêîâîãî ïåðèîäà ëèáèäî ðåáåíêà ñ ïîìîùüþ ñóáëèìàöèè (ïåðåîðèåíòàöèè íà ñîöèàëüíóþ àêòèâíîñòü) íàïðàâëÿåòñÿ íàðóæó. Â ýòîò ïåðèîä ðåáåíêà èíòåðåñóþò ðàçëè÷íûå èíòåëëåêòóàëüíûå çàíÿòèÿ, ñïîðò, îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè. Ëàòåíòíûé ïåðèîä ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê âðåìÿ ïîäãîòîâêè ê âçðîñëåíèþ, êîòîðîå íàñòóïèò â ïîñëåäíåé ïñèõîñåêñóàëüíîé ñòàäèè.  ëè÷íîñòè ðåáåíêà ïîÿâëÿþòñÿ òàêèå ñòðóêòóðû, êàê Ýãî è Ñóïåð-Ýãî. 

×òî ýòî òàêîå? Åñëè âñïîìíèòü îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ òåîðèè Ôðåéäà î ñòðóêòóðå ëè÷íîñòè, òî ìîæíî ïðåäñòàâèòü ñåáå îïðåäåëåííóþ ñõåìó Ñóïåð-Ýãî — ýòî ñèñòåìà íîðì, öåííîñòåé, êàíîíîâ, ïðàâèë, èíà÷å ãîâîðÿ — ñîâåñòü ÷åëîâåêà è åãî íðàâñòâåííûé ó÷åò. Ñóïåð-Ýãî ôîðìèðóåòñÿ ïðè âçàèìîäåéñòâèè ðåáåíêà ñî çíà÷èìûìè ôèãóðàìè, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ñ ðîäèòåëÿìè. Åãî îòâåòñòâåííîñòü çà íåïîñðåäñòâåííûé êîíòàêò ñ âíåøíèì ìèðîì, ýòî âçðîñëàÿ ÷àñòü ëè÷íîñòè, ýòî âîñïðèÿòèå, ìûøëåíèå, îáó÷åíèå. Èä — ýòî íàøè ñòðåìëåíèÿ, èíñòèíêòû, âðîæäåííûå è íåîñîçíàííûå ñêëîííîñòè, ýòî áåçãðàíè÷íîå áåññîçíàòåëüíîå è íàøà äåòñêàÿ ÷àñòèöà. 

Òàêèì îáðàçîì, ñ âîçðàñòîì 6-7 ëåò ó ðåáåíêà óæå ñôîðìèðîâàíû âñå òå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè è âàðèàíòû îòâåòíûõ ðåàêöèé, êîòîðûìè îíà áóäåò ïîëüçîâàòüñÿ â òå÷åíèå âñåé ñâîåé æèçíè. È â òå÷åíèå ëàòåíòíîãî ïåðèîäà ïðîèñõîäèò «îòòà÷èâàíèå» è óêðåïëåíèå åå âçãëÿäîâ, óáåæäåíèé, ìèðîâîççðåíèÿ.  ýòîò ïåðèîä ñåêñóàëüíûé èíñòèíêò ïðàêòè÷åñêè «äðåìëåò».

Ïîñëå çàâåðøåíèÿ ëàòåíòíîé ñòàäèè, êîòîðàÿ ïðîäîëæàåòñÿ äî íàñòóïëåíèÿ ïîëîâîé çðåëîñòè, íà÷èíàþò âîññòàíàâëèâàòüñÿ ñåêñóàëüíûå è àãðåññèâíûå ïîáóæäåíèÿ, à âìåñòå ñ íèìè èíòåðåñ ê ïðîòèâîïîëîæíîìó ïîëó è ðàñòóùåå îñîçíàíèå ýòîãî èíòåðåñà. Íà÷àëüíàÿ ôàçà ãåíèòàëüíîé ñòàäèè (ïåðèîäà, ïðîäîëæàþùåãîñÿ îò çðåëîñòè äî ñìåðòè) õàðàêòåðèçóåòñÿ áèîõèìè÷åñêèìè è ôèçèîëîãè÷åñêèìè èçìåíåíèÿìè â îðãàíèçìå. Ðåçóëüòàòîì ýòèõ èçìåíåíèé ÿâëÿåòñÿ õàðàêòåðíîå äëÿ ïîäðîñòêîâ óñèëåíèå âîçáóäèìîñòè è ïîâûøåíèå ñåêñóàëüíîé àêòèâíîñòè.
      
Ãåíèòàëüíûé õàðàêòåð — ýòî èäåàëüíûé òèï ëè÷íîñòè â ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåîðèè. Ýòî ÷åëîâåê çðåëûé è îòâåòñòâåííûé â ñîöèàëüíî-ñåêñóàëüíûõ îòíîøåíèÿõ. Ôðåéä áûë óáåæäåí: äëÿ òîãî, ÷òîáû ñôîðìèðîâàëñÿ èäåàëüíûé ãåíèòàëüíûé õàðàêòåð, ÷åëîâåê äîëæåí áðàòü íà ñåáÿ àêòèâíóþ ðîëü â ðåøåíèè æèçíåííûõ ïðîáëåì, îòêàçàòüñÿ îò ïàññèâíîñòè, ñâîéñòâåííîé ðàííåìó äåòñòâó, êîãäà ëþáîâü, áåçîïàñíîñòü, ôèçè÷åñêèé êîìôîðò — ïî ñóòè, âñå ôîðìû óäîâëåòâîðåíèÿ, ëåãêî äàâàëèñü è íè÷åãî íå áûëî íóæíî âçàìåí.
 
«Äåòè ñðàçó è íåïðèíóæäåííî îñâàèâàþòñÿ ñî ñ÷àñòüåì, èáî îíè ñàìè ïî ïðèðîäå ñâîåé åñòü ðàäîñòü è ñ÷àñòüå!»
Â. Ãþãî

Îäíèì èç ñàìûõ èçâåñòíûõ èññëåäîâàòåëåé äåòñêîãî ðàçâèòèÿ áûë Ïèàæå.

Ïèàæå øâåéöàðñêîé ïñèõîëîã è ôèëîñîô, îñíîâàòåëü Æåíåâñêîé øêîëû ãåíåòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè, áûë àâòîðîì òåîðèè êîãíèòèâíîãî ðàçâèòèÿ, ñîãëàñíî êîòîðîé ðàçâèòèå ðåáåíêà èìååò ñëåäóþùèå ñòàäèè:

Ñåíñîìîòîðíûé ïåðèîä (0-2 ãîäà)

Ýòîò ýòàï ðàçâèòèÿ ðåáåíêà õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîíèìàíèåì îêðóæàþùåãî ìèðà ÷åðåç äåéñòâèÿ ñ ïîìîùüþ êîîðäèíàöèè ÷óâñòâåííîãî (ñåíñîðíîãî) îïûòà ñ ôèçè÷åñêèìè äåéñòâèÿìè.  ýòîò ïåðèîä íàáëþäàåòñÿ çíà÷èòåëüíûé ïðîãðåññ ðàçâèòèÿ âðîæäåííûõ ðåôëåêñîâ. Êàê èçâåñòíî, äåòè â ýòîì âîçðàñòå ïðåäïî÷èòàþò ñòèìóëû ÿðêîãî öâåòà, ñ ýôôåêòàìè áëåñêà, êîíòðàñòà, äâèæåíèÿ. Êðîìå òîãî, äåòè âûñòðàèâàÿ ñâîè ïîâåäåí÷åñêèå ñõåìû, ïûòàþòñÿ ïîâòîðèòü äåéñòâèÿ è äëÿ ýòîãî èñïîëüçóþò ñâîå òåëî. Ïðîèñõîäèò ïåðâûé êîíòàêò ðåáåíêà ñ ÿçûêîì.

Ïðåäîïåðàöèîííûé ïåðèîä (2-7 ëåò)

Íà÷èíàÿ ñ 3-õ ëåò, â æèçíè ìàëûøà ïðîèñõîäÿò âàæíûå èçìåíåíèÿ. Îí íà÷èíàåò ïðîõîäèòü ïåðâûå îáðàçîâàòåëüíûå ïðîãðàììû âíå äîìà, ó÷àñòâîâàòü â ó÷åáíîì ïðîöåññå. È ýòî î÷åíü âàæíûé ñîöèàëüíûé êîìïîíåíò. Ðåáåíîê íà÷èíàåò ñòðîèòü ñîöèàëüíûå îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè, îñîáåííî â êðóãó ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ. Ýòî èìååò îñîáîå çíà÷åíèå, ïîñêîëüêó ê ýòîìó ïåðèîäó, åãî ñîöèàëüíûå îòíîøåíèÿ ðàçâèâàëèñü òîëüêî â êðóãó ñåìüè.

Êàêèå ñðåäñòâà êîììóíèêàöèè èñïîëüçóþò äåòè â âîçðàñòå îò 2 äî 7 ëåò? Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî â âîçðàñòå îò 2 äî 7 ëåò ñëîâàðíûé çàïàñ ðåáåíêà ñòðåìèòåëüíî óâåëè÷èâàåòñÿ, äåòÿì â ýòîò ïåðèîä, êàê ïðàâèëî, ñâîéñòâåííî «ýãîöåíòðè÷íîå ìûøëåíèå». Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ðåáåíîê îöåíèâàåò âñå, ÷òî ïðîèñõîäèò, â ñîîòâåòñòâèè ñ åãî èíäèâèäóàëüíûì æèçíåííûì îïûòîì.  ðåçóëüòàòå ÷åãî, åãî ìûøëåíèå â ýòîò ïåðèîä ÿâëÿåòñÿ ñòàòè÷åñêèì, èíòóèòèâíûì è ÷àñòî ëèøåííûì ëîãèêè. Ïîýòîìó, äåòè â âîçðàñòå äî 6 ëåò ìîãóò ñîâåðøàòü îøèáêè êàê â ìîìåíò èíòåðïðåòàöèè ñîáûòèé, òàê è â ìîìåíò âûðàæåíèÿ ñâîåãî ìíåíèÿ î òîì, ÷òî ïðîèñõîäèò.  ýòîò ïåðèîä äåòÿì ñâîéñòâåííî ãîâîðèòü î ñåáå â òðåòüåì ëèöå, òàê êàê ó íèõ ïîêà íåò ÷åòêî îïðåäåëåííîãî ïîíÿòèÿ «ß», êîòîðîå îòäåëÿåò èõ îò îñòàëüíîãî ìèðà. Äåòè â âîçðàñòå îò 2 äî 7 ëåò ïðîÿâëÿþò âûðàæåííûé èíòåðåñ è ñòðåìëåíèå ê çíàíèÿì. Íà ýòîì ýòàïå äåòè èìåþò ïðèâû÷êó ïðèäàâàòü ÷åëîâå÷åñêèå ÷óâñòâà èëè ìûñëè íåîäóøåâëåííûì ïðåäìåòàì, ýòîò ñèíäðîì íàçûâàþò àíèìèçìîì.

 3. Ïåðèîä êîíêðåòíûõ îïåðàöèé (7-14 ëåò)

    ýòîì ïðåäïîñëåäíåì ïåðèîäå òåîðèè Ïèàæå äåòè íà÷èíàþò èñïîëüçîâàòü ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå â îïðåäåëåííûõ ñèòóàöèÿõ.  ýòîò ïåðèîä îíè ìîãóò âûïîëíÿòü çàäà÷è áîëåå ñëîæíîãî óðîâíÿ, óñïåøíî èñïîëüçóÿ ëîãè÷åñêèå è ìàòåìàòè÷åñêèå îïåðàöèè. Îäíàêî, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî îíè äåëàþò çíà÷èòåëüíûé ïðîðûâ îòíîñèòåëüíî ïðåäûäóùåãî ïåðèîäà, íà äàííîé ñòàäèè êîãíèòèâíîãî ðàçâèòèÿ îíè ìîãóò ïðèìåíÿòü ëîãèêó ïîêà åùå ñ îïðåäåëåííûìè îãðàíè÷åíèÿìè: çäåñü è ñåé÷àñ, ÷òî íà äàííîì ýòàïå èì êàæåòñÿ íàìíîãî ëåã÷å. Îíè âñå åùå íå èñïîëüçóþò àáñòðàêòíîå ìûøëåíèå.

4. Ïåðèîä ôîðìàëüíûõ îïåðàöèé (äåòè è ïîäðîñòêè ñ 11 ëåò)

   Ýòîò ïîñëåäíèé ïåðèîä õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðèìåíåíèåì ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ ïðè ëþáûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ, â òîì ÷èñëå, êîãäà íóæíî ìûñëèòü àáñòðàêòíî. Íîâèçíà ýòîé ñòàäèè ïî ðàçâèòèþ èíòåëëåêòà ðåáåíêà, ïî ìíåíèþ Ïèàæå, ñîñòîèò â òîì, ÷òî äåòè óæå ìîãóò ñòðîèòü ïðåäïîëîæåíèÿ èëè ñòðîèòü ãèïîòåçû î ìàëîçíàêîìûõ ïðåäìåòàõ è ÿâëåíèÿõ. Íà÷èíàÿ ñ ýòîé ñòàäèè, ðåáåíîê âîñïðèíèìàåò ïðîöåññ îáó÷åíèÿ è ïîëó÷åííûå çíàíèÿ êàê åäèíîå öåëîå, à íå â âèäå ñïèñêà êîíêðåòíûõ òåì, êàê ýòî áûëî íà ïðåäûäóùåì ýòàïå.

Ðåêîìåíäóåìàÿ ëèòåðàòóðà äëÿ òâîð÷åñêèõ ðîäèòåëåé:

* Ôðàíñóàçà ÄÀËÜÒÀ «Íà ñòîðîíå ðåáåíêà»

* Äîíàëüä Âèííèêîòò «Ìàëåíüêèå äåòè è èõ ìàòåðè», «Ðåáåíîê, ñåìüÿ è âíåøíèé ìèð», «Ðàçãîâîð ñ ðîäèòåëÿìè»

* Àëèñ Ìèëëåð «Â íà÷àëå áûëî âîñïèòàíèå», «Äðàìà îäàðåííîãî ðåáåíêà»

Ïîäãîòîâèëà àññèñòåíò êàôåäðû íåðâíûõ áîëåçíåé, ïñèõèàòðèè è ìåäèöèíñêîé ïñèõîëîãèè, âðà÷-ïñèõîòåðàïåâò, ïñèõèàòð Èâàíîâà Íàòàëüÿ Íèêîëàåâíà

Источник