Формы работ по развитию у ребенка связной речи

Формы работ по развитию у ребенка связной речи thumbnail

hello_html_6f347551.png

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных

 приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. 

  • Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

  • В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

  • Речь – это инструмент развития высших отделов психики.

  • С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.

  • Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

  • Связная речь — смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Задачи развития связной речи.

  • Формирование элементарных представлений о структуре текста(начало, середина и конец);

  • Обучение соединению предложений разными способами связи;

  • Развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания.

  • Обучение построению высказываний разных типов –описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов(сказок, рассказов, историй) соблюдением логики изложения и использование средств художественной выразительности;

  • Обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений;

  • Использование для высказываний различных типов соответствующих моделей(схем), отражающих последовательность изложения текста.

Функции связной речи

Основная функция связной речи – коммуникативная. Включает в себя установление связей с окружающими людьми и определение, и регулирование норм поведения в обществе.

Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты).

В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов.

Описание – это характеристика предмета. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.

Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях).

Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

Ведущими формами выступают:

  • Образовательные ситуации

  • планируются и организовываются воспитателем в любое время в режиме дня;

  • — длится от 3-5 до 10 минут;

  • — предполагает участие небольшой подгруппы детей;

  • — несколько ситуаций с одним дидактическим средством;

  • — повтор одной ситуации с разными подгруппами детей;

— могут быть реально- практическими и игровыми

  • Специальные занятия

  1. Занятие – это итоговая форма работы по определённой теме или разделу.

  2. На занятии решается основная речевая задача.

  3. Занятия по развитию речи могут быть познавательно-речевыми или комплексными речевыми.

  4. Выбор типа занятия осуществляет воспитатель, ориентируясь на особенности поставленных задач, содержание занятия и возможности детей.

  • Ситуации общения

Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:

  • сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) — комментирование действия детей;

  • предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);

  • предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

  • использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.

Рассмотрим методы развития связной речи:

  1. Организованная деятельность

  2. Совместная деятельность

Организованная деятельность включает в себя:

Пересказ

Рассматривание по картине

-по серии сюжетных картинок

-из личного опыта

Творческое рассказывание

-по заданной теме

  • По стихотворению

  • -по сказке

  • -по скороговорке

  • Составление описательного рассказа

Заучивание стихотворений

Совместная деятельность

Беседа

Сюжетно-ролевая игра

Речевые игры

Индивидуальная работа

Интеграция видов деятельности

Наблюдения

Экскурсии

Игры-драмматизации

Игры-инсценировки

Загадки

.Рассмотрим ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Наглядные

Показ иллюстраций, картин, объекта

Моделирование (схемы, мнемотехника)

Словестные

Чтение литературных произведений

Речевые упражнения

Речевой образец

Вопрос

Подсказка

Повторное проговаривание

Оценка детской речи

Напоминание

Объяснение

Указание

Словесные поручения

Игровые

Сюрпризный момент

Игровой персонаж

Речевые игры, дидактические с речевым содержанием, сюжетно-ролевые, театрализованные

Эмоциональность педагога

Косвенные

Подсказки

Совет

Исправление

Реплика

Замечание

Рассмотрим, какие возрастные изменения в речи детей.

Первая младшая группа

  • Поделиться информацией, пожаловаться на неудобство, действия сверстника.

  • Сопровождать речью игровые и бытовые действия.

  • Отвечать на простейшие вопросы.

  • Повторять несложные фразы.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка первого года жизни таблица

Вторая младшая группа

  • Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

  • Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения с одинаковыми членами.

  • Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

  • Делиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми.

  • В играх принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстником.

  • Разыгрывать по просьбе взрослого небольшие отрывки из знакомых сказок

Средняя группа

  • Рассказать о содержании сюжетной картинки.

  • Участвовать в беседе, понятной для слушателей, отвечать на вопросы и задавать их.

  • Описывать предмет, картину.

  • Пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок.

  • В играх проявлять инициативу и предлагать новые роли и действия.

  • Обогащать сюжет, вести ролевые диалоги.

  • Разыгрывать несложные отрывки по знакомым литературным произведениям.

  • С помощью взрослых повторять образцы описания игрушки.

Старший дошкольный возраст

  • Аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе.

  • Составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательностью развивающимся действием;

  • Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

  • Использовать монологическую и диалогическую форму речи.

  • Составлять рассказы и события из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

  • Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

  • Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Рассмотрим требования к диалогической речи

  • Ранний возраст — понимание речи окружающих и использование активной речи детей как средства общения

  • Младший дошкольный — возраст выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы

  • задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем? )

  • Средний дошкольный возраст — вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их

  • рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях

  • Старший дошкольный возраст —участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника

  • формулировать и задавать вопросы

  • формирование культуры общения

«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы»
К.Д.Ушинский

  • Работа по развитию связной речи трудоемка и почти всегда полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать свою речь.

  • В связи с этим существуют требования к речи педагогов

  • Эмоциональность

  • Выразительность

  • Ясность (понятность для окружающих)

  • Логичность(последовательное изложение мысли)

  • Содержательность (хорошее значение предмета о котором говорится)

  • Точность

Правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих данному содержанию)

«Подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннего возраста.»

Е.И. Тихеева

ГБДОУ « Детский сад № 91 комбинированного вида»

Доклад – презентация на тему:

« Формы работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель 1 категории

Кулик Е.И

9

Источник

Нэлли Саванина
Инновационные формы работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. К сожалению практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объеме. На сегодняшний день ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью — явление очень редкое. В речи детейсуществует множество проблем:

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

• бедность речи, недостаточный словарный запас;

• бедная диалогическая речь, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопросы, построить краткий и развернутый ответ;

•неспособность построить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• отсутствие умения обосновать свои утверждения;

• отсутствие навыков культурной речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

• плохая дикция;

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. К. Д.Ушинский сказал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный и великий педагог — родное слово!»

Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи.Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; создание разных видов творческих рассказов; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине.

Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но, чтобы достигнуть более высоких результатов, решили использовать современные инновационныетехнологии в воспитательно-образовательном процессе: развитие связной речи детей методом моделирования (мнемотехника, развитие речи детей через ТРИЗ-технологию.

Мнемотехника (в переводе с греческого — «искусство запоминания») — это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. То, что прочно ассоциируется, — запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей. — забывается. К. Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Читайте также:  Развивалки для ребенка 3 лет развитие речи

Задачами использования мнемотехнических средств обучения является:

способствовать развитию умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;

создавать условия для умственной активности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;

способствовать развитию у детейпсихических процессов: памяти, внимания, мышления;

Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Сначала в работе используются простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, а затем постепенно вводятся мнемотаблицы.

Мнемотаблица — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т. д. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а так же те предметы, действия и явления, которые «завязаны » вокруг них.

Мнемотаблицы -схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей.Мы используем их для:

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы;

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов;

Заучивание — утомительный процесс для ребенка, чтобы облегчить запоминание используем в работе и такой прием: расскажи стихи руками. Интересным приемом мнемотехники является пиктограмма — рисунчатое письмо. Рисуется оно взрослым одновременно с рассказыванием сказки, стихотворения. Вначале обговариваем каждую строчку стихотворения, дети предлагают нужный символ для обозначения героя или действия. Затем проговариваем текст с опорой на рисунки, далее дети читают стихотворение хором, по одному, по желанию. Таблица-рисунок остается в группе на видном месте в течение нескольких дней.

При обучении составлению рассказов-описаний на занятиях используем сенсорно-графические схемы В. К. Воробьевой, которые позволяют получить информацию о признаках предметов.

Дошкольное детство — это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) успешно помогает развивать у дошкольников изобретательную смекалку, творческое воображение, связную речь.

ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и пятиэтажным домом?

2. Учить детей фантазировать, изобретать. Например, придумай новый дом красивый и необычный.

3. Программа ТРИЗ позволяет детям интересно и необычно работать со сказкой,то есть привычные объекты начинают обладать необычными свойствами:

— Что стало с репкой, когда ее вытянули?

— Разбилось золотое яичко, а из него выскочило…

— Испекла баба колобок, оставила на окошке… Покатился он… а на дворе зима.

— Посадил дед не репку, а тыкву…

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети сочиняют сказки с помощью схем. Эту работу необходимо начинать со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Затем нужно давать возможность придумывать сказки самим детям и схематично выкладывать их, например, с помощью счетных палочек или геометрических фигур.

Таким образом, инновационные формы работы в детском саду не отрицают традиционные, а лишь совершенствуют их, дополняют. Когда используешь в своей работе что-то новое, интересное — увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит результат — это интересно и увлекательно вдвойне.

Источник

Наталья Буренко
Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Эффективные формы, методы и приёмы работы

по развитию связной речи

детей старшего дошкольного возраста.

(из опыта работы)

Воспитатель:

Буренко Н. А.

В своей работе над развитием связной речи детей я использую богатую палитру методов и приемов – художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники, театрализованную деятельность, методы, направленные на развитие творческого воображения.

Для систематизирования знаний детей использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам. Разработала, приобрела мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Читайте также:  Застежки для развития ребенка своими руками

Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Придумывание рассказа по логически стройной цепочке слов:

Чем выше интеллект, тем интереснее рассказ. Например, какие слова подходят к слову «книга»? кодируем их в мнемотаблицу и составляем рассказ.Один из вариантов рассказа: «Книгу придумывает писатель. У книги есть обложка. Она бывает твердой, гладкой, яркой. В книге много страниц. А вы можете себе представить книгу без букв? Когда в книге есть картинки, ее читать интереснее. Книги нужно читать сидя за столом, чтобы не испортить зрение. Хранить книги лучше в книжном шкафу, чтобы они не пачкались и не пылились.Но лучше их брать в библиотеке: там их видимо-невидимо. Целое царство книг! Книги надо любить и беречь. Книга – это источник знания!»

Придумывание рассказа с продолжением: Например, воспитатель говорит, что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес»,но он не закончен: «Папа с Димой пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая, слегка пощипывал морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. В друг Дима увидел чьи-то следы на снегу…»Попробуем придумать:

a) Радостный, веселый конец рассказа;

b) Поучительный;

c) Фантастический вариант.

Рассказы-рассуждения:

Есть множество вариантов таких рассказов. Дети заканчивают предложение, не повторяясь в своих суждениях.Например:

Если это собака…

Если это собака, то она сидит на цепи и охраняет двор.

Если это собака, то она лает и может укусить.

Если это собака, то она живет в будке.

Если это собака, то она верный друг хозяина.

Если это собака, то она не любит кошек.

Если это собака, то она любит косточки.

А теперь вспомните что вы узнали о собаке (ответы детей).

Рассказы –небылицы: Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора.

Небылица может начинаться с предложения: «На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…».

Небылица возможна по заданной теме («Если бы я был волшебником», «Фантастические страны», «Винегрет из сказок»); по множеству предложенных картинок, фигурок.

Составление загадок-описаний. Ребёнок с помощью картинки или без неё описывает предмет, а дети должны отгадать. На первых этапах работы воспитатель может дать план загадки-описания.

Пересказ текста с помощью наводящих вопросов. Такой вид пересказа используется, если текст длинный и сложный, а так же с детьми, имеющие проблемы с развитием связной речи.

Пересказ коротких рассказов (3-4 предложения)с нарушенной последовательностью членов предложения с заданием восстановить последовательность: именительный падеж существительного, глагол, два зависимых слова.

Пересказ текста «по цепочке».Т. е. текст пересказывают несколько детей, что позволяет воспитателю охватить большее количество детей на занятии. А главное — дети слушают более внимательно, т. к. им надо будет продолжить пересказ.

Пересказ текста без помощи вопросов. Воспитатель в начале занятия делает детям установку на пересказ без помощи, что позволяет развивать память и внимание у детей.

Заучивание наизусть потешек, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок, стихотворений, с учетом возможностей детей.

Так же ведётся работа на закрепление умения детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки, показывать конец предложения, отличать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.

Распространение предложения путем добавления слов:(например):

Дети катаются на санках.

Зимой дети катаются на санках.

Зимой дети катаются на санках с горы.

Зимой дети катаются на санках с ледяной горы.

Обучение составлению рассказов по картинке с дополнительными заданиями:

*Придумать заголовок к рассказу;

*Закончить рассказ;

*Придумать начало.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок с дополнительными заданиями:

*определить последовательность событий на картинках;

*определить причинно-следственные связи;

*выделить главный сюжет.

Составление рассказов на основе своего личного опыта

Рассказы из опыта можно разделить на два вида: рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия); рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»). Первый вид рассказывания для педагога психологически проще, так как он сам был участником событий, о которых будут говорить дети, и у него больше возможностей помочь им. Второй вид рассказывания психологически сложнее – никто не наблюдал того, о чем будет рассказывать ребенок. Руководить рассказыванием в этом случае труднее, и дети нуждаются в помощи взрослого.

Решение задач по развитию связной речи детей я веду по принципу интеграции и не только в НОД, но и на занятиях театрализованной деятельности, в предварительной работе к сюжетно-ролевой игре, на занятиях кружка «Уроки речи«, в режимных моментах.

Источник