Формирование и развитие памяти в онтогенезе ребенка
Работа выполнена студенткой III курса
Философско-социологического факультета
Группы КЛП-1,2 — СП Солнцевой А.Н.
«Психофизиология развития памяти в онтогенезе (до 7 лет)».
Слайд
Память — это особая форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации в живой системе. («Возрастная физиология и психофизиология», В. Н. Осипова).
(Т.В. Алейникова, «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»)
Локализация памяти
Пространственная организация памяти связана со многими структурами головного мозга.
Прежде всего — это медиальная часть височной доли, гиппокамп и миндалевидный комплекс.
Слайд
Роль височной доли
Многие авторы считают, что височные доли мозга играют преимущественную роль в процессах, обусловливающих память.
Одним из первых доказательств этому были опыты канадского нейрохирурга У.Г. Пенфилда. Опыты проводились на операционном столе по окончании нейрохирургической операции (под местным обезболиванием). Прежде, чем закрыть трепанационное отверстие в черепе, Пенфилд производил раздражение различных участков мозга слабым электрическим током. При раздражении коры височных отделов мозга у больных возникали воспоминания. Интересно то, что таким путем удавалось вызвать у больного воспоминания, которых он не мог вызвать произвольно, причем в них присутствовало огромное число, казалось бы, совершенно забытых деталей.
Слайд
Роль миндалевидного комплекса
Миндалевидный комплекс является важнейшей структурой эмоциогенной системы, регулирующей память. И он участвует в первичной оценке поступающей в мозг информации и в осуществлении эмоциональной реакции. В результате, в миндалевидном комплексе формируется энграмма на эмоциогенное событие.
Существуют сведения о том, что выключение миндалевидного комплекса затрудняет воспроизведение следов памяти. А также, что стимуляция миндалин может нарушать краткосрочную память и процесс перехода краткосрочной памяти в долгосрочную. (Ильюченко).
Слайд
Роль гиппокампа
Функция гиппокампа в процессах памяти связана с кратковременной памятью. Люди с мозговыми нарушениями, локализованными в области гиппокампа, не могут хранить в памяти то, о чем узнали совсем недавно, однако память на давние прошлые события у них обычно бывает сохранной. (Милнер, Пенфилд).
Есть также сведения о том, что активность гиппокампа соотносится с переводом информации с кратковременной в долговременную намять.
Развитие памяти в онтогенезе
Если рассматривать возрастные аспекты развития памяти, то уже в период новорожденности (к концу первого месяца жизни) появляются первые, наиболее простые и жизненно важные условные рефлексы: на позу кормления проявляется сосательный рефлекс, на появление в поле зрения матери – эмоциональный “комплекс оживления”.
Образование условных рефлексов свидетельствуют о развитии механизмов памяти, и оно продолжается в период младенчества, когда четко проявляется узнавание знакомых предметов и знакомых лиц (в 3 – 4 месяца). К 8-10 месяцам ребенок в состоянии воспроизвести образ предмета, спрятанного на его глазах (т.е. найти этот предмет через 3-7 секунд после того, как его спрятали). К 8-месячному возрасту у ребенка созревает префронтальная кора, ответственная за хранение и актуализацию оперативной (рабочей) памяти, позволяющей воспроизводить место положения (запрятывания) объекта.
В годовалом возрасте появляются первые подражательные речевые реакции при запоминании ребенком первых слов (и понимании 10-20 слов, произносимых взрослыми). Далее, благодаря развитию памяти и мышления речевой запас наращивается.
Также в раннем возрасте (1-3 года) память становится одной из доминирующей функцией и очень быстро развивается, но при этом она имеет свои специфические особенности. В этом возрасте память непроизвольна. Для запоминания играет роль эмоциональность материала, его звучность, красочность и осмысленность и тому подобное.
В дошкольном возрасте (4-6 лет) начинает формироваться произвольная память, причем наилучшим образом в этот период она реализуется в игре. По-настоящему произвольная (сознательная, целенаправленная) память развивается в последующие возрастные периоды. Поскольку память в дошкольном периоде, развиваясь, включается в формирование личности, то ранние дошкольные годы (обычно с 3-4-х лет) оказываются годами первых детских воспоминаний.
Дальнейшее развитие памяти в период младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) протекает по линии произвольности и осмысленности.
При высокой способности к непроизвольному эмоциональному запоминанию в игре (свойственному и дошкольному возрасту) младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше.
В подростковом возрасте (11 — 15 лет), совпадающем с пубертатным кризисом, из-за нестабильности настроения, эмоциональной сферы, физиологического тонуса проявления памяти также становятся нестабильными. Это не значит, что память слабеет, напротив, она продолжает улучшаться, но из-за рассеянности внимания, что часто связано с психологическими проблемами пубертанта, может периодически страдать как запоминание, так и воспроизведение.
Старший школьный возраст, или ранняя юность (15 — 19 лет), характеризуется общей стабилизацией личности и в связи с этим стабилизацией памяти на фоне продолжающегося ее развития. В норме все процессы памяти (образной, эмоциональной, условнорефлекторной, словесно-логической) – и запоминание, и хранение, и воспроизведение — продолжают улучшаться до 20-25 лет, затем выходят на стабилизированное плато, оставаясь практически без изменений до 40-45 лет, и потом ухудшаются.
Этапы формирования энграмм.
Фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.
Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.
На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах височной доли, а также в гиппокампе и миндалевидном комплексе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации.
На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.
Источник
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредовательное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных механических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого превращается в произвольное. В онтогенезе все виды памяти формируется у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности позже всех складывается логическая память («память — рассказ») она имеется уже у ребенка 3-4 лет в элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование связано с обучением.
Формирование образной памяти связывается со 2 годом жизни, вершины она достигает к юношескому возрасту. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Наиболее отчетливо у всех людей проявляется зрительная и слуховая память, а развитие других подвидов (осязательная, обонятельная, вкусовая) связано с различиями профессиональной деятельности, например у дегустаторов. Образная память обычно ярче у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая.
Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная, иногда называемая символическая, семантическая память или словесно–логическая память. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т. п.). Семантическая память как продукт культуры включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила родного языка – это память на абстрактный, отвлеченно–символический материал. Она подразделяется на словесную и логическую память. Словесная память в онтогенезе формируется вслед за образной памятью и достигает своего расцвета к 10–13 годам. От образной памяти она отличается большей точностью воспроизведения. Особенности логической памяти проявляются в запоминании только смысла текста, т.е. происходит переработка текста в обобщенных понятиях. Логическая память самым тесным образом связана с мышлением человека.
Законы памяти:
1. Эффект Зейгарник – незавершенные действия запоминаются лучше завершенных.
2. Кривая забывания Эббингауза – забывание особенно интенсивно происходит непосредственно после заучивания и не имеет линейной зависимости.
3. Простые события в жизни, сопровождающиеся сильными переживаниями, запоминаются быстрее, сохраняются прочнее и дольше.
4. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец (эффект края)
5. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные.
Эффективность произвольной памятизависит от цели запоминания и приёмов заучивания.
Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется. Если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
Приемы заучивания:
1. Механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие.
2. Логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем механической памяти.
3. Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память
4. Мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.
Вопросы для контроля знаний.
1. Определение памяти.
2. Каковы физиологические основы памяти?
3. Какие характеристики памяти вы знаете?
4. Что такое запечатление, сохранение и воспроизведение информации?
5. Чем отличаются произвольное и непроизвольное запоминание?
6. Какие законы памяти вы знаете?
7. От чего зависит эффективность произвольной памяти?
8. Какие приёмы заучивания вам известны?
9. Как развивается память в онтогенезе?
Источник
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Амурский
государственный университет»
(ГОУВПО «АмГУ»)
Кафедра психологии
и педагогики
РЕФЕРАТ
на тему: ФОРМИРОВАНИЕ
И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
по
дисциплине: КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Исполнитель
студент
группы 464 А Т.А. Зубакина
Руководитель С.В.Смирнова
ПЛАН
1 Понятие памяти
2 Формирование и развитие памяти в онтогенезе
Заключение
Библиографический список
1 ПОНЯТИЕ
ПАМЯТИ
Память – самая долговечная из наших способностей. В старости
мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно
оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица,
имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и
заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая
другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что
иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в
то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем»настоящим».
Тем не менее, настоящие – это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и
формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не
дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает
направленность ходу времени.
2
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ
Первоначальным
проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые
месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама.
Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает
узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и
сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других
людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело.
Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии
предмета. Если промежуток времени между узнаванием и восприятием предмета (так
называемый «скрытый период») был достаточно большим, то ребенок может не узнать
предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать
нескольких дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или
кого-либо.
Постепенно круг
предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. Удлиняется и скрытый период.
К концу второю года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько
недель до этого. К концу третьего года — то, что воспринималось несколько месяцев
назад, а к концу четвертого — то, что было примерно год назад.
Прежде всего, у ребенка
проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже.
Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Именно
небольшой продолжительностью скрытого периода объясняется то, что первые наши
воспоминания о детстве относятся к периоду четырех — пятилетнего возраста.
Первоначально память
носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети
обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной
памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем
проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то,
что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном
возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают.
При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи
предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.
Бурное развитие
характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом
обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего
произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и
воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под
воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все
более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому
обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как
комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения
школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию
учебного материала, т. е. определяет способ заучивания и воспроизведения
информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает
осмысленным запоминанием.
В этом возрасте память
развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети
непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес,
преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или
образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны
целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым
годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.
Младшие школьники так же,
как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на
протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные
тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал
становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то,
что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность
освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных
способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его,
он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа
является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память
оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может
успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые
должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность
пересказа), но и сам процесс — как, какими способами ученик это запомнил. Одна
из задач учителя в начальных классах — научить детей использовать определенные
мнемонические приемы. Это, прежде всего, деление текста на смысловые части
(обычно придумывание к ним заголовков, составление плана), прослеживание
основных смысловых линий, выделение смысловых опорных пунктов или слов,
возвращение к уже прочитанным частям текста для уточнения их содержания,
мысленное припоминание прочитанной части и воспроизведение вслух и про себя
всего материала, а также рациональные приемы заучивания наизусть. В результате
учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему
знаний, имеющуюся у ребенка. Такой осмысленный материал легко «извлекается» из
системы связей и значений и воспроизводится.
Для того чтобы память действительно
развивалась, необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию
положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация
умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте,
планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания,
соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей
деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать
у других людей эффективные приемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память – это очень
сложный психический процесс, позволяющий человеку запоминать, воспроизводить, применять
ту информацию, которую он смог усвоить. У каждого человека способности памяти
сугубо индивидуальны, у кого – то она изначально лучше развита, а кто – то
постоянно жалуется на слабое ее развитие. Со временем память может истощать
свои ресурсы ввиду различных обстоятельств. Существует множество способов и
средств, с помощью которых можно улучшить ее, и главное, взяться за это
вовремя.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1 Блонский
П.П. Память и мышление. //Избр. психолог. произведения. – М., 1964.
2 Выготский
Л.С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6-ти т. – Т. 3, М., 1984.
3 Клацки Р.
Память человека: структура и процессы. – М., 1978.
4 Маклаков А. Г. Общая психология. —
СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
5 Основы психологии / Л.
Д. Столяренко – Ростов — на — Дону. 1997
6
Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.,
1990.
7 Психология Словарь справочник / М.
И. Дьченко, Л. А. Кандыбович — Мн.: Хэлсон. 1998.
8 Рубинштейн С. Л. Основы
общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 с.: ил. – (Серия
«Мастера психологии»)
Источник