Физкультурные занятия в жизни ребенка 5 лет

Ребенок дошкольного возраста должен знать, что такое спорт. Физкультура в жизни детей играет значительную роль: при занятиях совершенствуются движения, и мускулатура становится крепче. Ребята 5-6 лет играют в спортивные игры и с радостью выполняют несложные упражнения.
Физкультура входит в жизнь дошколят с раннего детства. Главное – во время физической активности ребенка контролировать интенсивность и количество подходов для каждого упражнения во избежание получения травм, так как опорно-двигательная система малыша не сильно развита.
Специфика занятий с пятилетними детьми
Если ребенок ежедневно занят играми, в которых требуется активное движение, это помогает формировать в малыше привычку здорового образа жизни. Физическая активность – большая забава, важная часть игры и обучения.
Младенцы качают свои тела и двигают ногами, а малыши любят передвигаться, танцевать, лазать и прыгать. Многие дети старшего возраста пользуются организованными спортивными и игровыми площадками. Существуют следующие критерии для физической активности детей разного возраста:
- 0-1 год – имеют некоторую физическую активность в виде занятий ЛФК;
- 1-5 лет – занятия физкультурой продолжаются не менее трех часов в день, при этом равномерно распределяются в течение дня;
- 5-18 лет – занимаются, по крайней мере, один час, посвящая его умеренной или энергичной физической активности каждый день.
«Умеренная физическая активность» включает в себя действия, которые заставляют ребенка мягко вздыхать и пыхтеть. Упражнения интенсивные, похожи на быструю прогулку.
«Энергичная физическая активность» включает в себя действия, которые заставляют ребенка тяжело дышать, пыхтеть и потеть: быстрое кручение педалей на велосипеде или игра в футбол.
Преимущества физкультуры для детей от 5 до 6 лет:
- сильные кости и мышцы;
- здоровое сердце, легкие и артерии;
- улучшение координации, баланса, осанки и гибкости;
- снижение риска начать страдать избыточным весом или ожирением;
- снижение риска сердечных заболеваний, рака и диабета 2 типа.
Физическая активность делает малыша счастливым и здоровым. У активных детей наблюдаются следующие положительные особенности:
- уверенность в собственных силах;
- Они всегда счастливы и расслаблены, не испытывают стресса;
- спят спокойным сном;
- имеют повышенное внимание на уроках в школе;
- ладят и легко дружат со сверстниками.
Простые и легкие упражнения, которые можно выполнять ежедневно:
- прогулки по парку;
- занятия на игровых площадках;
- игра в парках, мелкой воде – на пляже или реке, возле дома – на качелях или карусели;
- футбол «один на один» на заднем дворе или в парке.
Какие задачи должны ставиться перед педагогами при занятиях
Во время физкультуры для детей 5 лет педагог должен научить детей следующим навыкам:
- Основные движения. При развитии данного навыка малыш учится правильно ходить, бегать, метать предметы, прыгать и лазить. Это необходимо для будущей трудовой деятельности. Если в раннем детстве маленький человек не занимался физическими упражнениями, во взрослом возрасте у него появляется некрасивая походка, ходьба вразвалочку, сколиоз, плоскостопие и широкие размахи руками. Такие недуги возникают вследствие невнимания родителей к ребенку в дошкольный период. Педагог показывает детишкам технику выполнения упражнений, а малыши повторяют вслед.
- Равновесие. Немаловажный навык в жизни каждого человека. Упражнения на удержание равновесия развивают у малышей дошкольного возраста координацию движений, но, прежде всего, навык учит ребенка быть смелым и упорным. Сначала занятия практикуются на полу с помощью специального коврика: в руках детей снаряд, который они перемещают в разные стороны. Далее используются спортивные предметы – бревно или скамья.
Внимание! Во время выполнения сложных упражнений педагог поддерживает и страхует ребенка во избежание травм и ушибов.
Комплекс упражнений
Достигнуть наиболее эффективных результатов поможет совместная тренировка родителей и ребенка. Когда малыш тренируется с мамой или папой, он смотрит на правильность выполняемых упражнений. Однако темпы занятий ребенка и взрослого должны отличаться: для малыша снижается количество подходов и интенсивность.
Это возможность познакомить детей физкультурой. Следующий список упражнений поможет детям весело провести время и укрепить организм:
- Доски. Положите локти на пол, поднимитесь на кончиках пальцев ног и держите спину прямо. Держите позицию, сколько сможете. Отлично, если ребенок в таком положении продержится 30 секунд.
- Приседания. Положите ноги на ширину плеч и сделайте глубокие изгибы колена, как будто садитесь на невидимую коробку. Выложите руки. Удостоверьтесь, что колени не проходят мимо пальцев ног.
- Отжимания. Держите спину прямо: можно сделать это с прямым или согнутым коленом.
- Кранки. Приседания, но не полностью, от пола до колена.
- Лунги. Сделайте шаг. Прикоснитесь ко второму колену, направив его на пол, и убедитесь, что переднее колено не проходит мимо пальцев ног.
- Боковые поднятия ноги. Держите ноги прямо. Ноги поднимаются влево-вправо.
- Бурпе. Довольно сложное упражнение. Целая последовательность заставляет сердце бешено биться. Приседайте, затем положите руки на землю. Уберите ноги назад, приземляясь на пальцы. Затем сделайте отжимание, подожмите ноги под себя и прыгайте прямо с пола.
- Горные альпинисты. Начните с отжиманий, затем чередуйте, преренося одну ногу в одно и то же время вперед к подмышке, а затем отпустите ее. Упражнение похоже на ползки.
- Бабочки. Лежать на спине. Поднимите ноги только с пола и потрясите.
- Приседания в форме буквы V. Вернитесь назад, вытяните руки над головой на пол, затем поднимите ноги, туловище и руки, пока не сделаете V. Потянитесь к ногам, затем снова опуститесь.
Перед комплексом упражнений всегда делается разминка, чтобы избежать растяжений мышц и травм с ушибами.
Примеры ЛФК для детей 5 лет
ЛФК называют лечебной физкультурой. Такие занятия больше практикуются у новорожденных, однако для детей дошкольного возраста это тоже полезно.
Комплекс лечебной физкультуры для дошкольников:
- Разнообразная ходьба на носочках ступней с высоким подъемом колена. Это предотвратит появление у малыша плоскостопия и косолапости в будущем.
- Махи ногами и руками. Протяните руки вверх по бокам, задирая ноги. На вдохе руки и ноги поднимаются, на выдохе опускаются.
- Махи с гимнастической палочкой. Поднимите гимнастическую палочку вверх, вдохните, опустите вниз – выдохните.
- Велосипед. Лежа на животе, поднимите ноги, попа не должна подниматься с пола.
- «Ласточка». Поднимите верхнюю часть туловища, пока таз не сойдет с пола.
- «Пловец». Выполняется, сидя на половинке стула, сгибаются ноги на коленях. Убедитесь, что спина ребенка плоская и достаточно выпрямлена.
Очень важно постоянно следить за правильным положением спины и остальных частей тела детей в период физической терапии. Необходимо дышать должным образом и глубоко.
После проведения лечебной физкультуры в состоянии спокойствия восстанавливается дыхание. Занятия выполняются регулярно с постепенно увеличивающейся нагрузкой.
Источник
Ольга Винникова
Конспект физкультурного занятия для детей 5–6 лет «Весёлая тренировка»
Цель: Пропагандировать Олимпийское движение, физическую культуру и спорт.
Задачи: Упражняться в построении в две колоны; упражняться в разновидностях ходьбы и бега и выполнении ОРУ в паре;
-развивать физические качества скорость, быстроту реакции по средствам эстафет.
— воспитывать целеустремлённость, дружелюбие, взаимовыручку, создать хорошее настроение.
Оборудование: тренажёр «Шагаем вместе», 2 обруча, кочки, мягкие модули, бумажные снежинки на ниточках.
Ход занятия И: Ребята, сегодня у нас с вами будет не совсем обычное занятие. Скажите кого называют спортсменами?
Детей:Люди: которые много времени уделяют спортивным упражнениям, тренировкам, участвуют в различных соревнованиях.
И: Скажите, зачем люди занимаются спортом?
Дети: Что бы быть здоровыми, сильными, стройными.
И: Где встречаются спортсмены?
Дети: на соревнованиях.
И:Скоро в городе Сочи будут проходить главные спортивные соревнования в них будут участвовать все спортсмены мира. В соревнованиях побеждает сильнейшие, те которые хорошо готовились, много тренировались. Ребята предлагаю и вам поучаствовать в весёлой тренировке. Все упражнения будим выполнять в паре. Начнём с разминки.
На первый, второй рассчитайсь!
Вторые номера шаг вперёд.
В две колонны становись.
В обход по залу шагом марш.
Указание: пары идут взявшись за руки.Разминка: (8-10 мин)
1. Перестроение в две колонны
2.Ходьба:
-ходьба с высоким подниманием колен;
— перекатом с пятки на носок;
— подскоки с ноги на ногу.
3.Бег:
— медленный бег
— бег с заданием.
4. Ходьба обычная с выполнением дыхательных упражнений. 2. Основная часть.
ОРУ в паре.
1. «Вниз и вверх» И.п:о. с- стоя лицом друг к другу,взяться за руки. 1- поднять руки вверх, подняться на носки. 2- и. п.
2. «Ладошки» И. п. — стоя лицом друг к другу, соединить ладони. 1-2 попеременно сгибать и разгибать руки.
3. «Качели» И. п – стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, руки в стороны «лодочка» 1 –наклон вправо. 2-и. п. 3-4 влево.
4. «Приседания» И.п:- стоя лицом друг к другу взявшись за руки. 1- 2 один ребёнок приседает, второй встаёт. Затем другой приседает.
5. «Гребцы» И.п:- сидя ноги врозь упор ступнями в ступни товарища, держась за руки. 1-2 один ребёнок выполняет наклон, другой откланяется назад и на оборот.
6. «Прыжки» И.п:- стоя лицом друг к другу, правая ногу выставить вперёд. 1-2 прыжки со сменой ног.
ОВД Эстафеты.И: Ребята вы отлично размялись, можем приступить к весёлым соревнованиям.
Пары перестраиваются в две колонны.
1. «Лыжники»: Эстафеты выполняют парами. На тренажёре «Шагаем вместе» дети передвигаются до ориентира, возвращаются, бегом неся в руках лыжи. 2.«Бобслей» Пара становится в обруч, держа обруч, обегают ориентир возвращаются в колонну 3.«Перепрыгни сугроб» Пара взявшись за руки, перепрыгивают препятствия, возвращаются бегом, держась за руки. 3. Заключительная часть.
Игра МП «Метель»И: Ребята вы хорошо все выполняли, и немного устали. Я предлагаю поиграть с снежинками (дети берет бумажные снежинки на ниточках.) Под спокойную музыку начинают на них дуть, наблюдая, как они танцуют воздухе. Музыка останавливается, дети садятся на корточки, закрывают глаза. Инструктор накрывает простынкой одного ребёнка, по сигналу дети открывают глаза и угадывают, кто спрятался в сугробе.
Методические указание: вдох через нос, а выдох через рот.
И: Ребята вот и закончилась наша весёлая тренировка. Скажите, чем мы сегодня с вами занимались? Для чего мы это делали?
Ответы детей:
И: Вот и хорошо. Будем и в дальнейшем с вами заниматься спортом, чтобы быть здоровыми, сильными, стройными.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 53 «Светофорик»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по физической культуре
для 5-6 летнего возраста
( старшая группа)
Провела:
инструктор по
физической культуре
Горшенина А.А.
Альметьевск 2014
Организация детей: НОД проводится по типу традиционного занятия, которое осуществляет качественное усвоение знаний, умений, навыков в области физического воспитания.
Задачи:
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей,
совершенствование защитных сил организма с помощью дыхательных упражнений,
укрепление мышц, формирующих свод стопы;
подготовка организма к физическим нагрузкам.
Образовательные:
упражнять в ходьбе со сменой темпа движения,
в ходьбе и беге врассыпную,
в ползании по скамейке на ладонях и ступнях,
сохранении равновесия в прыжках.
Воспитательные:
воспитание силы воли,
умения преодолевать препятствия,
желания оказывать помощь,
потребности к ежедневным занятиям физическими упражнениями,
к ведению здорового образа жизни,
чувства товарищества между детьми.
Индивидуальная работа: выполнение ходьбы по гимнастической скамейке.
Оборудование и инвентарь: свисток, гимнастическая скамейка (2 штуки), гимнастические палки (по количеству детей), ориентиры (конусы-4 штуки),
шнур (1штука).
Тема недели: «Карусель народных игр»
Место проведения: спортивный зал.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
Цели: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие интереса к занятиям физической культуры с помощью подвижных народных игр и физических упражнений.
Интегрированные образовательные области:
Образовательная область «Физическая культура»
Задачи:
1.Развивать равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке.
2. .Продолжать закреплять умение реагировать на сигналы.
3. .Развивать быстроту, силу, ловкость, выносливость, гибкость.
4.. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Образовательная область «Здоровье»
Задачи:
1.Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
Образовательная область «Социализация»
Задачи:
1.Развивать у детей чувство гордости за собственные успехи и достижения, побуждать совершенствовать положительный нравственный выбор.
2.Поощрять детей в процессе занятия.
Образовательная область «Познание»
Задачи:
1.Расширять представления детей о правилах безопасного поведения в спортивном зале и в различных видах двигательной деятельности, закреплять знания о народных играх.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, оздоровительная
Методы и приемы:
Наглядные: показ, слуховые и зрительные ориентиры (гимнастические палки, конусы, свисток), имитация упражнений
.
Словесные: объяснение, художественное слово (стихи), беседа, указания, команда, поощрение.
Практические: построение в одну и две колонны, дыхательные упражнения, подвижные игры, общеразвивающие упражнения.
Вводная часть 4-5 минут |
3. Перестроение в колонну. 4. Ходьба на носках, руки вверх. 5. Ходьба на пятках, руки в стороны. 6. Обычный бег. 7. Ходьба, высоко поднимая колени. 8. Бег между предметами. 9. Шагом, налево в колонну по два – марш. | 1раз 3-4раза 1раз Половина круга Половина круга 40сек. Половина круга 40 сек. Половина круга. | «Здравствуйте, ребята». «Сегодня мы узнаем о новых народных играх и поиграем в них. Но сначала мы позанимаемся, ведь нам нужно быть здоровыми, сильными и смелыми, ловкими и умелыми». Налево, в обход по залу шагом — марш. Руки прямые, смотрим вперёд, спину держим прямо. Обычным бегом — марш. Шагом, высоко поднимая колени – марш. Бегом между конусами – марш. Идут через центр зала. |
Основная часть 15-18 минут | Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками: 1 И.п. — Ноги на ширине ступни. Поднять палку вверх с подниманием на носки. 2. И.п. — Ноги на ширине плеч, палка на груди. Поворот вправо, руки с палкой тянуть вправо. То же левой рукой 3. И.п. — Ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны вперед 4. И.п. — Стоя на коленях, руки сзади. Наклон вперед, руки отвести назад 5. И.п. — Лежа на спине, палка на груди. Поднять ноги, согнутые в коленях, палкой прижать ноги к груди 6. И.п. — Лежа на животе. Вытягиваем руки вперед с палкой 7.Прыжки на двух ногах, палка внизу в чередовании с ходьбой. Основные виды движений: 1. Ползание по скамейке на ладонях и ступнях 2. Ходьба по гимнастической скамейке боком приставным шагом, на середине присесть и пройти дальше, руки за головой 3. Прыжки через шнуры правым и левым боком. Подвижная игра «Хлопушки» («Абакле»). | (5-6 раз). (4 раза). (5-6 раз). (5 раз). (5 раз). (4-5 раз). 2раза по 10пр. (2раза). (2раза). (1-2 раза) 3раза | Спину держать прямо, руки прямые, смотреть на руки. При поворотах –руки вперёд. При наклоне – ноги в коленях не сгибать. Руки в «замок», в локтях не сгибать. Дети выстраиваются в шеренгу на одной стороне зала: левая рука на поясе, правая вытянута вперёд ладонью вверх. В центре зала – водящий. Он подходит к детям и произносит слова: «Хлоп да хлоп – сигнал такой: Я бегу, а ты за мной! Водящий хлопает кого-нибудь по ладони и убегает. Водящий и запятнанный бегут в противоположную сторону зала. Отставший становится водящим. Пока не коснулись ладони – бежать нельзя. |
Заключительная часть. 3-4 минуты | 1. Подвижная игра на внимание и сообразительность «Летает – не летает» 2. Ходьба в колонне по одному с изменением направления движения по сигналу. 3. Подведение итогов занятия. 4. Выход из зала. | 3 раза. | Дети шагают в колонне по одному. Инструктор называет предметы. Если летающие предметы, например, самолёт, птица, бабочка, жук и т.д., то дети останавливаются и поднимают руки в стороны. «Группа – кругом. Продолжаем шагать» Спросить у детей, чему они научились на занятии. Похвалить детей, которые правильно всё выполняли. Обратить внимание детям, у которых не получились движения. В колонну по одному. |
Литература:
Т.М.Бондаренко «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 5-6 лет»,2012год (стр57-58)
Р. К. Шаехова Региональная программа дошкольного образования, 2012год (стр 46-47)
Н.Э.Власенко «300 подвижных игр для дошкольников»,2011год (стр76)
А.В.Кенеман,Т.И.Осокина «Детские подвижные игры народов СССР», 1988 год (стр. 75-76)
Источник
Ирина Плейкшнис
Методика проведения занятий по физической культуре с детьми 4–5-го года жизни
Методика проведения занятий по физической культуре с детьми 4 и 5 -го года жизни
Структура, организация и методика занятий
В средней группе детского сада физкультурные занятия проводятся три раза в неделю в утренние часы; продолжительность занятия составляет 20-25 мин. Каждое третье занятие в течение недели проводится на свежем воздухе, на площадке. На физкультурных занятиях в зале дети занимаются в физкультурной форме (футболка, трусы, носки, кеды или полукеды). Для занятий на участке дети специально не переодеваются, но во время занятий одежда должна быть облегчена. Физкультурные занятия в средней группе проводят по общепринятой структуре, состоят из вводной, основной и заключительной частей, каждая из которых, имея конкретные задачи, подчинена единой цели всестороннему и гармоничному развитию различных двигательных навыков и умений.
Вводная часть (3-4 минуты) подготавливает организм ребенка к предстоящей более интенсивной нагрузке. Используются упражнения в ходьбе, беге, различные несложные задания с предметами, упражнения, укрепляющие мышцы ног, стопы, формирующие правильную осанку.
При проведении упражнений в ходьбе и беге необходимо соблюдать их целесообразное чередование, не увлекаясь упражнениями в ходьбе. Длительная ходьба утомляет детей и неблагоприятно сказывается на их осанке. Продолжительность бега для детей 4-5 лет на занятиях различна. В начале года бег осуществляется 2-3 раза по 20-25 сек. в чередовании с ходьбой, к середине года продолжительность бега может быть увеличена до 30-35 сек.
Основная часть (12-15 минут) направлена на решение главных задач занятия — обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного материала, овладение жизненно важны ми двигательными навыками и умениями, воспитание физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости и т. д.
В содержание основной части занятия входят общеразвивающие упражнения, упражнения в основных видах движений и подвижная игра.
Общеразвивающие упражнения с предметами (флажки, кубики, кегли, косички, палки и т. д.) И без предметов проводятся в определенной последовательности: для мышц плечевого пояса, мышц спины и косых мышц живота (наклоны, повороты) и ног. В средней группе предлагается 5-6 упражнений по 5-6 повторов от 5 до 6 раз.
В этой части занятия происходит обучение основным движениям: прыжкам, равновесию, метанию и лазанью. На одном занятии, как правило, предлагается два, иногда три основных вида движений, не считая упражнений, используемых в подвижной игре.
Заключительная часть (3-4 минуты) должна обеспечивать ребенку постепенный переход к относительно спокойному состоянию, особенно после подвижной игры.
Подвижные игры
При обучении основным движениям в вводной и основной частях физкультурного занятия дети осваивают определенные двигательные навыки и умения, которые затем закрепляются и совершенствуются в подвижных играх и в быту. Одна и та же игра повторяется на нескольких занятиях 2-3 раза подряд и несколько раз в течение года.
Подбирать подвижные игры для физкультурного занятия желательно в соответствии с чередованием основных движений. Например, если детей обучают равновесию и упражняют в прыжках, то может быть предложена игра с использованием мячей; если ребят обучают прыжкам и упражняют в метании, то может быть проведена игра с элементами лазанья и т. д. Такая последовательность подвижных игр помогает закреплять и совершенствовать двигательные навыки, которые дети усвоили на предыдущем занятии.
Для проведения подвижных игр желательно заранее продумать организацию игры, подготовить необходимый инвентарь (дуги, обручи, стойки, шнуры и т. д., мелкие атрибуты (шапочки котят, мышек, ленточки и т. д.).
Основные виды движений
Функциональные возможности организма ребенка 4-5 лет, совершенствование зрительного, слухового и осязательного восприятия создают реальные предпосылки не только для овладения основными движениями в обобщенном виде, но и для формирования умения выделять элементы движений (направление, скорость, амплитуда, воспринимать и анализировать последовательность выполняемых действий. Поэтому на физкультурных занятиях от ребенка можно уже добиваться определенной, в соответствии с его возможностями, техники (качества) движений; улучшать их на основе ранее сформированных навыков и умений, развивать такие жизненно важные качества, как быстрота, сила, ловкость.
Упражнения в ходьбе
На пятом году жизни, особенно к концу года, все структурные элементы ходьбы значительно улучшаются: начинает устанавливаться определенная ритмичность, увеличивается длина шага, что в сочетании с ритмичностью ведет к ускорению темпа. Улучшается общая координация движений. У большинства детей становятся согласованными движения рук и ног.
Вместе с тем ходьба детей имеет определенные недостатки. Наблюдается параллельная постановка стоп и шарканье ногами, движения рук не всегда энергичны; плечи опущены, туловище не выпрямлено, темп передвижения неравномерен. Плохо ориентируясь в пространстве, дети испытывают трудности при изменении направления движения по сигналу воспитателя, не соблюдают нужную дистанцию в ходьбе и беге, построениях и перестроениях.
Для детей пятого года жизни программа предлагает различные упражнения.
Ходьба врассыпную.
В процессе выполнения этого упражнения развиваются самостоятельность действий и умение ориентироваться в пространстве. Воспитатель предлагает ребятам ходьбу по всему залу (площадке, при этом он переходит с одного места зала на другое; в противном случает дети теснятся около педагога и цель упражнения не достигается. В дальнейшем при повторении ходьбы врассыпную дети уже самостоятельно справляются с заданием, используя если не все пространство помещения, то большую его часть.
Ходьба с нахождением своего места в колонне
Формирует умение действовать по сигналу воспитателя, ориентироваться в пространстве, быть внимательным и сосредоточенным, чтобы запомнить свое место в колонне.
Правильно ориентироваться и найти свое место в колонне, особенно в начале года, детям еще трудно. Поэтому игра «По местам!» с построением в шеренгу по сигналу воспитателя облегчает понимание и усвоение данного упражнения.
Воспитатель предлагает детям, стоящим в шеренге, посмотреть и запомнить, кто с кем стоит рядом. Затем следует ходьба врассыпную по всему залу (площадке). По команде: «По местам!» — каждый ребенок должен найти свое место в шеренге. После того как дети освоят это задание, можно при ступить к формированию их умения находить свое место в колонне в движении.
Ходьба с перешагиванием через предметы
(шнуры, кубики, бруски и т. д.) развивает глазомер, координацию движений, приучает не шаркать ногами. Предметы для перешагивания раскладывают в соответствии с длиной шага ребенка (35-40 см).
Ходьба по кругу развивает ориентировку в пространстве, приучает к выполнению совместных действий и соблюдению формы круга. В начале года детям средней группы еще трудно выдерживать правильную форму круга, поэтому при обучении можно использовать ориентиры кубики, шнуры и т. д. Дети выполняют ходьбу в одну сторону, затем делают поворот кругом и продолжают ходьбу.
Ходьба с изменением направления движений
проводится в двух вариантах. Первый вариант — ходьба за ребенком, ведущим колонну; затем по команде воспитателя все дети останавливаются, поворачиваются кругом и продолжают ходьбу за ребенком, стоящим в конце колонны. Ведущему колонны ребенку, стоящему в ее конце, воспитатель может дать какие-либо предметы — платочки или кубики разных цветов. «Вначале пойдете за Таней — у нее красный кубик, а потом за Колей — у него синий кубик.» В дальнейшем данное задание выполняется без остановки, и поворот дети выполняют в процессе ходьбы.
Второй вариант- ходьба «змейкой» между различными предметами (кегли, кубики, набивные мячи т. д.) От детей 4-5 лет это упражнение требует определенных усилий. Им необходимо соблюдать определенную дистанцию друг от друга — не забегать вперед и не отставать, и главное, не задевать расставленные предметы.
Ходьба с изменением направления движения развивает ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу воспитателя, настраивает каждого ребенка на понимание поставленной задачи.
Ходьба в колонне по одному с обозначением поворотов на углах зала (площадки) — это новое для детей средней группы упражнение, вызывающее определенные затруднения. От ребят еще не требуют выполнения четких поворотов при обозначении углов (эта задача ставится в старшей группе, однако их знакомят с ходьбой по периметру зала. Для понимания задачи ставят ориентиры по углам зала, которые дети обходят.
Ходьба парами уже знакома детям, однако в условиях зала это достаточно трудное задание, так как надо соблюдать определенное направление, идти рядом с партнером, не отставая от него и не забегая вперед.
Ходьба со сменой ведущего. При ходьбе в колонне по одному обычно группу ведет ребенок, имеющий навык ведущего. Воспитатель в ходе упражнения несколько раз меняет ведущего, и в процессе повторений роль ведущего может выполнять любой ребенок.
Ходьба в чередовании с бегом требует от детей сосредоточенности и внимания. Воспитатель предлагает им разные варианты этого упражнения, которые затем достаточно широко используются в игровых упражнениях и подвижных играх.
Бег
Дети усваивают бег гораздо лучше и быстрее, чем ходьбу: быстрый темп ходьбы осваивается ими легче. На пятом году жизни у большинства детей появляется ритмичность бега, умение чередовать его с другими видами движений. Возрастает скорость бега, улучшается пространственная ориентировка в процессе его выполнения, дети с большей лег костью меняют направления, обегают препятствия, придерживаются заданного направления.
Но не все элементы техники бега у ребенка 4-5 лет правильны и хорошо выражены. Руки еще мало активны, шаг остается коротким и неравномерным. Полет небольшой, и в связи с этим скорость невысока. Надо отметить, что полетность шага у девочек развивается раньше, чем у мальчиков. Повышение скорости бега связано с увеличением длины шага. Шаг детей четырех лет в беге в среднем: у мальчиков — 64,4 см, у девочек- 61,5 см; в пятилетнем возрасте длина шага у детей увеличивается в среднем на 1 О см.
Бег врассыпную развивает пространственную ориентацию, умение действовать по сигналу воспитателя. Упражняясь в этом виде движений, дети хорошо используют площадь зала. Однако иногда они выставляют руки вперед, подталкивают друг друга. После нескольких занятий ребята выполняют бег уже более свободно и стараются не мешать друг другу.
Бег с нахождением своего места в колонне является более сложным упражнением по сравнению с ходьбой. Правильность выполнения зависит от совместных действий детей. Как и в ходьбе, их сначала учат находить свое место в шеренге после бега, затем это упражнение проводится в движении.
Бег с перешагиванием через предметы развивает глазомер, легкость, полетность. Длина шага в беге больше, чем при ходьбе, в среднем на 20 см. Для бега с перешагиванием (перепрыгиванием) предметов (шнуры, косички, бруски) их раскладывают в соответствии с длиной шага ребенка — на расстоянии 70-80 см.
Если у ребенка хорошая координация движений, то перепрыгивание, как правило, выполняется переменным шагом в правильно м ритме и темпе. Если координация движений недостаточно развита, то ребенок делает приставные шаги, останавливается, а затем уже перепрыгивает (перешагивает) через предмет. Воспитателю не следует сразу добиваться от детей четкого выполнения упражнения, к этому надо подводить постепенно, путем многократных повторений.
Чтобы научить детей в беге сильно отталкиваться, поднимать выше бедро, используют бруски, кубики высотой 6-10 см.
Бег по кpyгy, так же, как и ходьба, приучает детей к выполнению совместных действий. Однако в беге соблюдать форму круга еще труднее: дети или очень широко растягиваются, разрывают круг, или теснятся к середине. В начале обучения ставятся ориентиры, а бег выполняется в медленном темпе непродолжительное время. По мере повторения упражнения движения детей становятся более целенаправленными и круг приобретает нужную форму.
Бег с изменением направления движения проводится такими же способами, что и ходьба.
Упражнения в равновесии
Равновесие — один из основных видов движений — является обязательным компонентом при выполнении любого упражнения и сохранения любой позы. Основная задача упражнений на равновесие состоит в том, чтобы научить детей сохранять устойчивое положение тела в разнообразных ситуациях и быстро его восстанавливать.
Упражнения в равновесии требуют собранности, сосредоточенности, внимания и достаточно развитой координации движений. Перед началом упражнений воспитателю необходимо подготовить детей к предстоящему выполнению задания и в наиболее трудных упражнениях обязательно осуществлять страховку.
В средней группе ребенок должен овладеть навыками ходьбы по ограниченной площади опоры: на полу между линиями (ширина расстояния между линиями 15-20 см, по доске, положенной на пол (ширина 15-20 см). Положение рук при этом меняется: на поясе, в стороны, за головой и т. д.
Когда дети освоят упражнения в равновесии на уменьшенной площади опоры, воспитатель переходит к обучению ходьбе по повышенной опоре, то есть по гимнастической скамейке, а затем и по горизонтальному бревну.
Упражнения в прыжках
Упражнения в прыжках укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, содействуют развитию быстроты, ловкости, координации движений. Для детей средней группы программа предлагает наиболее простые упражнения в прыжках, подпрыгивании, прыжках с продвижением вперед, в длину с места, на небольшое расстояние.
Подпрыгивание. На пятом году жизни ребенок владеет умением подпрыгивать на месте на двух ногах и продвигаясь вперед. Чтобы период максимального напряжения сменялся периодом относительного отдыха, прыжки на двух ногах чередуют с ходьбой. Расстояние, на которое дети продвигаются при подпрыгивании, не должно превышать 2-3 м, так как прыжки несут большую физическую нагрузку. Основная цель упражнения — учить энергично, отталкиваться от пола (земли) одновременно двумя ногами и мягко приземляться на полусогнутые ноги.
Прыжки с невысоких предметов (20-25 см). Главное в обучении — приземление на полусогнутые ноги и сохранение устойчивого равновесия. Детям объясняют, что перед прыжком надо согнуть ноги в коленях и прыгнуть чуть вперед. Приседание при приземлении не должно быть глубоким.
Прыжки в длину с места — одно из самых трудных упражнений для детей пятого года жизни. Для прыжков длину с места воспитатель показывает: исходное положение — ноги слега расставлены, ступни параллельно; согнуть ноги до полуприседа, а руки отвести назад; затем с движением рук вниз-вперед оттолкнуться двумя ногами, приземлиться на полусогнутые ноги, руки вынести вперед и выпрямиться. В средней группе дети овладевают общей структурой этого вида прыжка. У них довольно хорошо получается отталкивание двумя ногами, появляется взмах рук. Однако полной согласованности в движениях рук и ног еще нет. При выполнении прыжков в длину с места наиболее типичны следующие ошибки: плотная постановка стоп в исходном положении, слишком глубокое приседание и отведение рук далеко назад-вверх, прыжок на прямые ноги (лишь некоторые дети приземляются на полусогнутые ноги). При обучении детей прыжкам в длину с места воспитателю следует добиваться правильного исходного положения, энергичного отталкивания и мягкого приземления.
Упражнения в метании
Упражнения в метании, катании, бросании мяча улучшают общую координацию движений, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук. В упражнениях с мячом ребенок знакомится с различными пространственными понятиями — высоко, низко, верх, низ и т. д., учится управлять своими движениями.
При обучении детей средней группы катанию, бросанию, метанию мяча закрепляются и совершенствуются навыки, приобретенные ими в младшей группе. При прокатывании мячей детей приучают отталкивать предметы симметрично обеими руками, придавая движению нужное направление.
Затем упражнения в прокатывании мяча проводятся в парах. Ребята располагаются на расстоянии 1,5-2 м друг от друга. Исходное положение может быть различным: сидя, ноги врозь, стойка в упоре на коленях, стоя во весь рост (с наклоном вперед-вниз). К началу действий с мячом воспитатель дает команду.
Детей пятого года жизни обучают подбрасыванию и ловле мяча индивидуально и в парах. При ловле мяча ре