Физкультура в общем и речевом развитии ребенка

Валевич Александра Михайловна, воспитатель,

МБДОУ «Иланский детский сад №7»

г. Иланский, Красноярский край.

Мастер – класс для педагогов ДОУ.

Тема: Речевое развитие воспитанников в области «Физическая культура».

Дата: январь 2016г.

 — Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Меня зовут Валевич Александра Михайловна, воспитатель. Иланский детский сад №7.

Современные дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированностью двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто выражены у детей с нарушением речи и сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.

Использование различных коррекционных упражнений в разных видах физкультурных занятий (в том числе интегрированные) помогают детям преодолевать речевое нарушение — это является своеобразным дополнением в работе по коррекции речи. Коррекционные упражнения направлены на развитие речевого и физиологического дыхания, развитие ручной моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представления об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.

К коррекционным упражнениям относятся:

  • Упражнения на развитие дыхания. Они помогают выработке правильного диафрагмального дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха. В упражнения включается материал произносимый на выдохе: например, вдохнуть и на выдохе произнести звука А-А-А-А или слоги Да-Да это способствует чёткой дикции.
  • Упражнения на мелкую моторику, которые развивают координацию движения пальцев и согласованные движения руки и речи. Например: пальчиковая гимнастика.
  • Упражнения на развитие общих движений. На занятиях используются упражнения под музыку, танцевальные движения. Эти упражнения вырабатывают умения владеть своим телом, укрепляют мышцы, развивают чувства ритма.
  • Подвижные игры с речевым сопровождением. Эти игры позволяют детям с речевыми нарушениями преодолевать трудности в координации слова и движения, развивают внимание и память. Также игры с речевым сопровождением помогают детям автоматизировать звуки в тексте.
  • Игры с предметами – в работе по повышению речевой активности детей эффективно использую пальчиковые игры (упражнения на развитие мелкой моторики рук и пальцев ребенка).

«Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого- нибудь слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.

  • На своих занятиях большое внимание уделяю подвижным играм.

Мы играем в такие игры «Курочка и цыплята», «Кот и мыши», «У медведя во бору», игры с мячами.

ЧТО РАЗВИВАЮТ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ?

Они развивают речевую и двигательную активность, вырабатывают реакцию на словесный сигнал.

  • Часто играем с детьми в хороводные игры «Карусели», «Каравай», «Приходи, весна»

КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ?

Они способствуют развитию связной, диалогической речи, учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.

  • Упражнения на восстановление дыхания

«Филин»

И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем через стороны вверх – вдох через нос, опускаем вниз, выдыхаем и произносим: У-гу.у-гу,у-гу…!

«Рубим дрова»

И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем   вверх, соединяем в замок  – вдох через нос, опускаем резко вниз, выдыхаем и произносим: Ох! Ох! Ох!

Использование коррекционных упражнений на физкультурных занятиях являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Воспитатель:

Цель мастер-класса:

Освоить на практике коррекционные упражнения.

Для этого мне нужна ваша помощь, уважаемые коллеги. Я попрошу вас выйти сюда и отправиться вместе со мной в путешествие. Вы теперь не взрослые, а дети средней группы.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня, я хочу вас пригласить в лес, чтобы посмотреть чем занимаются лесные звери.

  А каких зверей вы знаете? (Ответы детей).

Молодцы. Сегодня мы с вами будем веселыми зверушками, будем подражать их повадкам и даже с ними поиграем.

Итак, зверушки, навострите  ушки, слушайте внимательно. Сделаем все движения просто замечательно.

Перестроение в колонну по одному поворотом направо.

Друг за другом мы идем,                            Ходьба друг за другом

Никогда не устаем

Ждут нас на лесной опушке

Разные   зверушки,

Мышка тихо идет                                 

В норку зернышко несет                       Ходьба на носках, руки вверх                 

А за мышкой шел медведь

Да как начал он реветь                          Ходьба на внешней стороне стопы     

У-у-у

Я   вразвалочку иду                               (звукопроизношение у-у-у)                                                        

Вдруг зайчонка увидали,

вслед за ним мы побежали                     Бег друг за другом

 По тропинке вдаль шагаем                          Ходьба с высоким

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка по физическому развитию

Ноги выше поднимаем                        подниманием колена

Птицы полетели

Мы тихонечко присели                         Приседание

Дружно шли, шли, шли                Обычная ходьба с перестроением в три На лужайку пришли                                  колонны

Все в колонны встали

Разминаться стали

2. Основная часть.

Игровой массаж

На полянку мы пришли,

сразу ежика нашли

Ежик улыбается

К нам на ручки собирается

Ежик, ежик, ты колючий,

Покатайся между ручек.

Ежик катается, ладошка улыбается

Детки стараются,

Ежик медленно катается.

Вдруг он быстро побежал,

На ладошку нажал.

Посмотри-ка ямки стали,

А ладошки не устали.

Общеразвивающие упражнения с шишками.

1.Еж забрался высоко,

Ежик видит далеко

И. п.: ноги на ширине ступни, мяшишка внизу; поднять мяч вверх переложить в другую руку,   вернуться в исходное положение, повторить(5-6 раз)

2.Ежата в чаще жили

Головой своей крутили

И. П.: ноги на ширине плеч, шишка в правой руке.

Поворот головы в сторону-руку в сторону, опустить переложить мяч, тоже  в другую сторону (по 3 в каждую сторону)

3.А потом грибы искали

Дружно сели, дружно встали.

И. п.: присесть, коснуться шишкой пола, встать, вернуться в исходное положение, повторить (5-6раз),

4.Полюбуйтесь – это ежик

Поднимать умеет ножки

Ежик ножками сожмем

Поднимать его начнем

И. п.: сидя на полу, шишка зажат между стопами ног, руки в упоре сзади;  поднять прямые ноги , вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз)

5.Не болеет никогда

Ежик прыгает всегда

И.п.: шишку на полу. Прыжки вокруг шишки (2 раза).

Упражнение на восстановление дыхания

«Подуем на ежика» (вдох через нос- выдох через рот)

Основные виды движений

  • Ходьба по скамейке, руки на поясе.

Идет лиса по мостику и виляет хвостиком

  • Ползание на четвереньках через туннели.

Мишка косолапый по лесу гуляет,

По бревнышку ловко он переползает.

Чтобы спинке не болеть

Здесь потянется медведь (выпрямиться подняв руки)

  • Прыжки из обруча в обруч ( на какую геометрическую фигуру похож обруч, какого обруч цвета, сколько обручей?)

За морковкой в огород

Зайка прыгает вперед.

Послушайте загадку

Летом ходит без дороги между сосен и берез,

 А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос (медведь)

                                     Игра «Мишка»

Подвижная игра «Мишка косолапый»

Воспитатель обыгрывает потешку: мишка рассыпает шишки, а дети помогают ему собрать в корзинку, читает потешку.

Мишка косолапый

По лесу идет

Шишки собирает

В корзиночку кладет.

Игра с мишкой

«У медведя во бору»

Заключительная часть

Релаксация «Мы устали»

Был у нас нелегкий путь,

Мы решили отдохнуть

Очень тихо мы легли и цветные видим сны

Тише-тише не шумите, наших деток не будите!

Птички станут щебетать, будем глазки открывать.

Просыпаться и вставать.

(Лежа на ковриках, на спине,  установка на полное расслабление, восстановление  дыхания. Под музыкальное сопровождение).

Источник

Юлия Рыбникова
Развитие речи на занятиях по физкультуре в ДОУ

«Развитие речи на занятиях физкультуры в ДОУ

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно, на мой взгляд, уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.

Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры:

1. Речь инструктора (воспитателя)

Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагют свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также.Особое внимание следует уделить правильности произношения слов:например: звонИт, но не звОнит, вОду, но не водУ, клади, а не «ложи» и др.

2. Пальчиковые игры

Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.

Примеры пальчиковых игр:

«Муха»

На паркете восемь мух

Польку танцевали,

(дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)

Увидали паука – в обморок упали!

Читайте также:  Прогноз развития ребенка в 3 года

(роняют руки на колени ладошками вверх).

«Лепёшки»

Тошки-тошки-тошки!

Испечём лепёшки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)

Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки)

И парное молоко,

Муку положили, тесто замесили («посыпают», мелко перебирают пальцами,сжимают и разжимают кулачки)

Тошки-тошки-тошки!

Напекли лепёшки! («пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).

3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.

Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.

Примеры считалок:

Раз, два, три, четыре, пять -вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу, он украл там рукавицу.

Привезли его в буфет, он украл там сто конфет.

Привезли его домой, оказался он живой.

***

Шёл утёнок по дорожке,

Видит он – лежат сапожки.

Стал сапожки он носить,

Выходи, тебе водить.

***

Ёжик нёс на именины

Полтора куля рябины

И корзиночку опят.

А тебе водить опять!

Примеры зазывалок:

Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю!

А в какую, не скажу!

Зазывалку расскажу.

Кто опоздает, в небо улетает.

Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем.

Приглашаю детвору

На веселую игру!

А кого не примем-

За уши поднимем!

Речёвка-небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.

Девиз- короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.

4. Объяснение правила игры

У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.

5.Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры.

Игры с мячом.

Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от деффекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним,целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов,например:

Игра «Брось-добавь!»

Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.

Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.

Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребёнок «складывает» слово и возвращает мяч обратно.

Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук».

Цель: закрепление навыков ловли и бросания мяча, развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Игра «Скачет мячик»

Цель: формировать умение отбивать мяч об пол с проговариванием ритмического рисунка

Скачет мячик, как живой. Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал, лишь быстрее ускакал.

Игра «Мяч в обруч».

Цель: тренировать умение попадать в вертикальную цель с проговариванием ритмического рисунка.

Игра «Играем в звуки» (подготовительная к школе группа).

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Пояснение: при ловле мяча красного цвета ребёнок называет гласный звук, синего-согласный.

Игра «Брось-назови!»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов. Умение различать родовые и видовые понятия.

Пояснение:

Фрукты: апельсин, киви, манго….

Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….

Города: Таллин, Москва, Рига…

Звуки животных: кошка-«мяу», ёжик-«фыр-фыр», воробей-«чик-чирик» и др.

Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.

На скакалке я скакала и ни капли не устала,

Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!

Подвижные коллективные и интерактивные игры.

Подвижная игра «Ковбой»

Цель: развивать двигательную и речевую активность детей.

Ход игры: выбирается водящий-ковбой и отходит в конец зала.

Дети-«лошадки»дразнят ковбоя:

Ковбой, ковбой! Не спи под горой!

Ты нас накорми, ты нас напои!

С нами ты поиграй, нас, лошадок, догоняй!

Подвижная игра «Вышли зайцы погулять»

Цель: развивать двигательную, творческую и речевую активность детей.

Ход игры: выбирается водящий-волк, остальные зайцы встают вокруг волка, проговаривают текст,сопровождая его движениями:

Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать.

Вдруг за лесом, на пригорке увидали зайцы волка.

Волк проснулся, потянулся,на зайчаток облизнулся и сказал:

«Ну, я наспался и теперь….проголодался!» (зайцы убегают от волка.)

Русская народная игра «Заря».

Читайте также:  Развитие по неделям беременности ребенка и беременной

Цель: активизировать двигательную и речевую потребность детей, воспитывать интерес к народному творчеству.

Ход игры: дети встают в круг, руки держат за спиной,один из играющих-заря-ходит за кругом с лентой и все говорят слова:

Заря-зареница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые-за водой пошла!

С последними словами водящий

незаметно кладёт ленту на плечо

одному из играющих, который,

заметив это, берёт ленту, и оба разбегаются в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится зарёй.

Игры с цветом (для детей первой и второй младшей группы).

Игра средней подвижности «В бассейн ныряй, цвет называй!»

Цель: тренировать умение энергично отталкиваться

двумя ногами от пола и прыгать в сухой бассейн;

формировать умение четко и правильно

называть цвета.

Ход игры: дети по очереди прыгают в сухой

бассейн, выбирают два шарика разного цвета

и называют их.

Таким образом считаю, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными.

Источник

Седова Ольга
Возможности физической культуры в речевом развитии детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанов Тамбовской области

Доклад

«Возможности физической культуры

в речевом развитии детей»

Воспитатель по физической культуре:

Седовой О. В

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворять естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.

На занятиях физической культурой по мимо физических качеств нужно не забывать о речевом развитии у детей.

Так же на занятиях физической культурой мы развиваем не только крупную моторику, но и мелкую, которая отвечает за умственное развитие дошкольников, а в следствии развитие речи. Например, игра в «сухой бассейн» развивает не только мелкую моторику,а также:

• Восприятие цветов;

• Понятие о количестве;

• Помогает чувствовать свое тело;

• Предотвращение страха.

На своих занятиях я использую следующие приемы речевого развития:

• Стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений, игр и игровых упражнений;

На лужайке по утру,

Мы затеяли игру. (Дети встают в круг)

Я подснежник, ты вьюнок (Подают по очереди левую и правую руки)

Становись скорей в кружок. (Встают в круг)

Раз, два, три, четыре, (4 шага вправо)

Раздвигайте круг пошире, (2 шага назад)

А теперь мы ручейки

Побежим вперегонки. (Бегут по кругу)

Прямо к озеру спешим

Станет озеро большим, (Расширяют и выравнивают круг)

Становитесь в круг опять

Будем в солнышко играть (Расцепили руки)

Мы веселые лучи (Потянулись вверх на носках)

Мы резвы и горячи. (Прыжки на двух ногах)

• Различные речевки (на зарядках, в конце занятий);

На зарядку выходи

На зарядку всех буди.

Все ребята говорят:

Физзарядка- для ребят.

• Считалочки;

1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает

Прямо в зайчика стреляет,

Пиф-паф, ой- ой- ой,

Погибает зайчик мой.

Повезли его в больницу

Оказался он живой.

• Художественное слово;

Подвижная игра «Кот и мыши»

К- Мыши-мыши, где гуляли?

М- Сыр в кладовке воровали.

К- Почему остались крошки?

М- Тебе оставили немножко.

К- За такие вот делишки,

Мы накажем вас воришки.

М- Если хочешь наказать

Так попробуй нас догнать.

• Придумывание различных историй (например, мы попали в страну «Здоровейки», предлагаю вам по путешествовать. Идем по тропинке (узкая или широкая). Внезапно пошел дождь и нужно передвигаться по кочкам (какие кочки).

• Фальклерный материал;

• Потешки;

• Прибаутки;

• Русские народные песни.

«Малыши крепыши

Вышли на зарядку,

Малыши, крепыши

Делают зарядку.»

• Слова заклички в подвижных играх;

Гуси- гуси (Га-га-га,

Есть хотите (Да-да-да,

Ну летите (Нет-нет-нет,

Серый волк под горой не пускает нас домой!

Ну летите как хотите, только крылья берегите!

• Отговаривание правил подвижной игры;

Речевые приемы при зарядке и в водной части (Ходьба в полном приседе, дети шипят как гуси; ходьба с высоким подниманием колен, цокаем как лошади).

• Различные виды расчета (1-2-3, моряки-мотросы, красные-синие);

• Дыхательные и пальчиковые гимнастики;

Проведи глазами влево,

И скажи соседа слева,

А теперь ты вправо проведи

И соседа справа прошепчи,

Посмотри ты в потолок

Свое имя назови дружок.

• Приветствия на соревнованиях (Команда напротив: Физкульт- ура);

• Загадки на различные темы;

Соберем команду в школе Мне друзья сказать не лень

И найдем большое поле, «С добрым утром» «Добрый день»

Пробиваем угловой А потом еще при встрече

Забиваем головой, Говорю им…

И в воротах пятый гол!

Очень любим мы…

• В конце занятий вспоминаем, что выполняли, каким цветом был мячик, формой, высотой, так же это обговаривается во время занятий.

Источник