Физкультура в общем и речевом развитии ребенка
Валевич Александра Михайловна, воспитатель,
МБДОУ «Иланский детский сад №7»
г. Иланский, Красноярский край.
Мастер – класс для педагогов ДОУ.
Тема: Речевое развитие воспитанников в области «Физическая культура».
Дата: январь 2016г.
— Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Валевич Александра Михайловна, воспитатель. Иланский детский сад №7.
Современные дети отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированностью двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто выражены у детей с нарушением речи и сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.
Использование различных коррекционных упражнений в разных видах физкультурных занятий (в том числе интегрированные) помогают детям преодолевать речевое нарушение — это является своеобразным дополнением в работе по коррекции речи. Коррекционные упражнения направлены на развитие речевого и физиологического дыхания, развитие ручной моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представления об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.
К коррекционным упражнениям относятся:
- Упражнения на развитие дыхания. Они помогают выработке правильного диафрагмального дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха. В упражнения включается материал произносимый на выдохе: например, вдохнуть и на выдохе произнести звука А-А-А-А или слоги Да-Да это способствует чёткой дикции.
- Упражнения на мелкую моторику, которые развивают координацию движения пальцев и согласованные движения руки и речи. Например: пальчиковая гимнастика.
- Упражнения на развитие общих движений. На занятиях используются упражнения под музыку, танцевальные движения. Эти упражнения вырабатывают умения владеть своим телом, укрепляют мышцы, развивают чувства ритма.
- Подвижные игры с речевым сопровождением. Эти игры позволяют детям с речевыми нарушениями преодолевать трудности в координации слова и движения, развивают внимание и память. Также игры с речевым сопровождением помогают детям автоматизировать звуки в тексте.
- Игры с предметами – в работе по повышению речевой активности детей эффективно использую пальчиковые игры (упражнения на развитие мелкой моторики рук и пальцев ребенка).
«Полслова за вами»
Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого- нибудь слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.
- На своих занятиях большое внимание уделяю подвижным играм.
Мы играем в такие игры «Курочка и цыплята», «Кот и мыши», «У медведя во бору», игры с мячами.
ЧТО РАЗВИВАЮТ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ?
Они развивают речевую и двигательную активность, вырабатывают реакцию на словесный сигнал.
- Часто играем с детьми в хороводные игры «Карусели», «Каравай», «Приходи, весна»
КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ?
Они способствуют развитию связной, диалогической речи, учат детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами.
- Упражнения на восстановление дыхания
«Филин»
И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем через стороны вверх – вдох через нос, опускаем вниз, выдыхаем и произносим: У-гу.у-гу,у-гу…!
«Рубим дрова»
И. п. ноги на ширине плеч, руки поднимаем вверх, соединяем в замок – вдох через нос, опускаем резко вниз, выдыхаем и произносим: Ох! Ох! Ох!
Использование коррекционных упражнений на физкультурных занятиях являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Воспитатель:
Цель мастер-класса:
Освоить на практике коррекционные упражнения.
Для этого мне нужна ваша помощь, уважаемые коллеги. Я попрошу вас выйти сюда и отправиться вместе со мной в путешествие. Вы теперь не взрослые, а дети средней группы.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня, я хочу вас пригласить в лес, чтобы посмотреть чем занимаются лесные звери.
А каких зверей вы знаете? (Ответы детей).
Молодцы. Сегодня мы с вами будем веселыми зверушками, будем подражать их повадкам и даже с ними поиграем.
Итак, зверушки, навострите ушки, слушайте внимательно. Сделаем все движения просто замечательно.
Перестроение в колонну по одному поворотом направо.
Друг за другом мы идем, Ходьба друг за другом
Никогда не устаем
Ждут нас на лесной опушке
Разные зверушки,
Мышка тихо идет
В норку зернышко несет Ходьба на носках, руки вверх
А за мышкой шел медведь
Да как начал он реветь Ходьба на внешней стороне стопы
У-у-у
Я вразвалочку иду (звукопроизношение у-у-у)
Вдруг зайчонка увидали,
вслед за ним мы побежали Бег друг за другом
По тропинке вдаль шагаем Ходьба с высоким
Ноги выше поднимаем подниманием колена
Птицы полетели
Мы тихонечко присели Приседание
Дружно шли, шли, шли Обычная ходьба с перестроением в три На лужайку пришли колонны
Все в колонны встали
Разминаться стали
2. Основная часть.
Игровой массаж
На полянку мы пришли,
сразу ежика нашли
Ежик улыбается
К нам на ручки собирается
Ежик, ежик, ты колючий,
Покатайся между ручек.
Ежик катается, ладошка улыбается
Детки стараются,
Ежик медленно катается.
Вдруг он быстро побежал,
На ладошку нажал.
Посмотри-ка ямки стали,
А ладошки не устали.
Общеразвивающие упражнения с шишками.
1.Еж забрался высоко,
Ежик видит далеко
И. п.: ноги на ширине ступни, мяшишка внизу; поднять мяч вверх переложить в другую руку, вернуться в исходное положение, повторить(5-6 раз)
2.Ежата в чаще жили
Головой своей крутили
И. П.: ноги на ширине плеч, шишка в правой руке.
Поворот головы в сторону-руку в сторону, опустить переложить мяч, тоже в другую сторону (по 3 в каждую сторону)
3.А потом грибы искали
Дружно сели, дружно встали.
И. п.: присесть, коснуться шишкой пола, встать, вернуться в исходное положение, повторить (5-6раз),
4.Полюбуйтесь – это ежик
Поднимать умеет ножки
Ежик ножками сожмем
Поднимать его начнем
И. п.: сидя на полу, шишка зажат между стопами ног, руки в упоре сзади; поднять прямые ноги , вернуться в исходное положение, повторить (5-6 раз)
5.Не болеет никогда
Ежик прыгает всегда
И.п.: шишку на полу. Прыжки вокруг шишки (2 раза).
Упражнение на восстановление дыхания
«Подуем на ежика» (вдох через нос- выдох через рот)
Основные виды движений
- Ходьба по скамейке, руки на поясе.
Идет лиса по мостику и виляет хвостиком
- Ползание на четвереньках через туннели.
Мишка косолапый по лесу гуляет,
По бревнышку ловко он переползает.
Чтобы спинке не болеть
Здесь потянется медведь (выпрямиться подняв руки)
- Прыжки из обруча в обруч ( на какую геометрическую фигуру похож обруч, какого обруч цвета, сколько обручей?)
За морковкой в огород
Зайка прыгает вперед.
Послушайте загадку
Летом ходит без дороги между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос (медведь)
Игра «Мишка»
Подвижная игра «Мишка косолапый»
Воспитатель обыгрывает потешку: мишка рассыпает шишки, а дети помогают ему собрать в корзинку, читает потешку.
Мишка косолапый
По лесу идет
Шишки собирает
В корзиночку кладет.
Игра с мишкой
«У медведя во бору»
Заключительная часть
Релаксация «Мы устали»
Был у нас нелегкий путь,
Мы решили отдохнуть
Очень тихо мы легли и цветные видим сны
Тише-тише не шумите, наших деток не будите!
Птички станут щебетать, будем глазки открывать.
Просыпаться и вставать.
(Лежа на ковриках, на спине, установка на полное расслабление, восстановление дыхания. Под музыкальное сопровождение).
Источник
Юлия Рыбникова
Развитие речи на занятиях по физкультуре в ДОУ
«Развитие речи на занятиях физкультуры в ДОУ.»
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно, на мой взгляд, уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.
Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры:
1. Речь инструктора (воспитателя)
Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагют свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также.Особое внимание следует уделить правильности произношения слов:например: звонИт, но не звОнит, вОду, но не водУ, клади, а не «ложи» и др.
2. Пальчиковые игры
Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.
Примеры пальчиковых игр:
«Муха»
На паркете восемь мух
Польку танцевали,
(дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)
Увидали паука – в обморок упали!
(роняют руки на колени ладошками вверх).
«Лепёшки»
Тошки-тошки-тошки!
Испечём лепёшки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)
Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки)
И парное молоко,
Муку положили, тесто замесили («посыпают», мелко перебирают пальцами,сжимают и разжимают кулачки)
Тошки-тошки-тошки!
Напекли лепёшки! («пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).
3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.
Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Примеры считалок:
Раз, два, три, четыре, пять -вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, ой-ой-ой, умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу, он украл там рукавицу.
Привезли его в буфет, он украл там сто конфет.
Привезли его домой, оказался он живой.
***
Шёл утёнок по дорожке,
Видит он – лежат сапожки.
Стал сапожки он носить,
Выходи, тебе водить.
***
Ёжик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе водить опять!
Примеры зазывалок:
Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю!
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
Кто опоздает, в небо улетает.
Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй!
Всех в игру мы принимаем
Никого не обижаем.
Приглашаю детвору
На веселую игру!
А кого не примем-
За уши поднимем!
Речёвка-небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.
Девиз- короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.
4. Объяснение правила игры
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, а за тем, в последствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
5.Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры.
Игры с мячом.
Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от деффекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним,целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов,например:
Игра «Брось-добавь!»
Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.
Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.
Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребёнок «складывает» слово и возвращает мяч обратно.
Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук».
Цель: закрепление навыков ловли и бросания мяча, развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Игра «Скачет мячик»
Цель: формировать умение отбивать мяч об пол с проговариванием ритмического рисунка
Скачет мячик, как живой. Мячик, мячик, что с тобой?
Ничего он не сказал, лишь быстрее ускакал.
Игра «Мяч в обруч».
Цель: тренировать умение попадать в вертикальную цель с проговариванием ритмического рисунка.
Игра «Играем в звуки» (подготовительная к школе группа).
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Пояснение: при ловле мяча красного цвета ребёнок называет гласный звук, синего-согласный.
Игра «Брось-назови!»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов. Умение различать родовые и видовые понятия.
Пояснение:
Фрукты: апельсин, киви, манго….
Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….
Города: Таллин, Москва, Рига…
Звуки животных: кошка-«мяу», ёжик-«фыр-фыр», воробей-«чик-чирик» и др.
Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.
На скакалке я скакала и ни капли не устала,
Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!
Подвижные коллективные и интерактивные игры.
Подвижная игра «Ковбой»
Цель: развивать двигательную и речевую активность детей.
Ход игры: выбирается водящий-ковбой и отходит в конец зала.
Дети-«лошадки»дразнят ковбоя:
Ковбой, ковбой! Не спи под горой!
Ты нас накорми, ты нас напои!
С нами ты поиграй, нас, лошадок, догоняй!
Подвижная игра «Вышли зайцы погулять»
Цель: развивать двигательную, творческую и речевую активность детей.
Ход игры: выбирается водящий-волк, остальные зайцы встают вокруг волка, проговаривают текст,сопровождая его движениями:
Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать.
Вдруг за лесом, на пригорке увидали зайцы волка.
Волк проснулся, потянулся,на зайчаток облизнулся и сказал:
«Ну, я наспался и теперь….проголодался!» (зайцы убегают от волка.)
Русская народная игра «Заря».
Цель: активизировать двигательную и речевую потребность детей, воспитывать интерес к народному творчеству.
Ход игры: дети встают в круг, руки держат за спиной,один из играющих-заря-ходит за кругом с лентой и все говорят слова:
Заря-зареница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые-за водой пошла!
С последними словами водящий
незаметно кладёт ленту на плечо
одному из играющих, который,
заметив это, берёт ленту, и оба разбегаются в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится зарёй.
Игры с цветом (для детей первой и второй младшей группы).
Игра средней подвижности «В бассейн ныряй, цвет называй!»
Цель: тренировать умение энергично отталкиваться
двумя ногами от пола и прыгать в сухой бассейн;
формировать умение четко и правильно
называть цвета.
Ход игры: дети по очереди прыгают в сухой
бассейн, выбирают два шарика разного цвета
и называют их.
Таким образом считаю, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными.
Источник
Седова Ольга
Возможности физической культуры в речевом развитии детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанов Тамбовской области
Доклад
«Возможности физической культуры
в речевом развитии детей»
Воспитатель по физической культуре:
Седовой О. В
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворять естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей.
На занятиях физической культурой по мимо физических качеств нужно не забывать о речевом развитии у детей.
Так же на занятиях физической культурой мы развиваем не только крупную моторику, но и мелкую, которая отвечает за умственное развитие дошкольников, а в следствии развитие речи. Например, игра в «сухой бассейн» развивает не только мелкую моторику,а также:
• Восприятие цветов;
• Понятие о количестве;
• Помогает чувствовать свое тело;
• Предотвращение страха.
На своих занятиях я использую следующие приемы речевого развития:
• Стихотворное и музыкальное сопровождение упражнений, игр и игровых упражнений;
На лужайке по утру,
Мы затеяли игру. (Дети встают в круг)
Я подснежник, ты вьюнок (Подают по очереди левую и правую руки)
Становись скорей в кружок. (Встают в круг)
Раз, два, три, четыре, (4 шага вправо)
Раздвигайте круг пошире, (2 шага назад)
А теперь мы ручейки
Побежим вперегонки. (Бегут по кругу)
Прямо к озеру спешим
Станет озеро большим, (Расширяют и выравнивают круг)
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть (Расцепили руки)
Мы веселые лучи (Потянулись вверх на носках)
Мы резвы и горячи. (Прыжки на двух ногах)
• Различные речевки (на зарядках, в конце занятий);
На зарядку выходи
На зарядку всех буди.
Все ребята говорят:
Физзарядка- для ребят.
• Считалочки;
1, 2, 3, 4, 5- вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет,
Пиф-паф, ой- ой- ой,
Погибает зайчик мой.
Повезли его в больницу
Оказался он живой.
• Художественное слово;
Подвижная игра «Кот и мыши»
К- Мыши-мыши, где гуляли?
М- Сыр в кладовке воровали.
К- Почему остались крошки?
М- Тебе оставили немножко.
К- За такие вот делишки,
Мы накажем вас воришки.
М- Если хочешь наказать
Так попробуй нас догнать.
• Придумывание различных историй (например, мы попали в страну «Здоровейки», предлагаю вам по путешествовать. Идем по тропинке (узкая или широкая). Внезапно пошел дождь и нужно передвигаться по кочкам (какие кочки).
• Фальклерный материал;
• Потешки;
• Прибаутки;
• Русские народные песни.
«Малыши крепыши
Вышли на зарядку,
Малыши, крепыши
Делают зарядку.»
• Слова заклички в подвижных играх;
Гуси- гуси (Га-га-га,
Есть хотите (Да-да-да,
Ну летите (Нет-нет-нет,
Серый волк под горой не пускает нас домой!
Ну летите как хотите, только крылья берегите!
• Отговаривание правил подвижной игры;
• Речевые приемы при зарядке и в водной части (Ходьба в полном приседе, дети шипят как гуси; ходьба с высоким подниманием колен, цокаем как лошади).
• Различные виды расчета (1-2-3, моряки-мотросы, красные-синие);
• Дыхательные и пальчиковые гимнастики;
Проведи глазами влево,
И скажи соседа слева,
А теперь ты вправо проведи
И соседа справа прошепчи,
Посмотри ты в потолок
Свое имя назови дружок.
• Приветствия на соревнованиях (Команда напротив: Физкульт- ура);
• Загадки на различные темы;
Соберем команду в школе Мне друзья сказать не лень
И найдем большое поле, «С добрым утром» «Добрый день»
Пробиваем угловой А потом еще при встрече
Забиваем головой, Говорю им…
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы…
• В конце занятий вспоминаем, что выполняли, каким цветом был мячик, формой, высотой, так же это обговаривается во время занятий.
Источник