Физиология ребенка 1 года жизни

Физиология ребенка 1 года жизни thumbnail

Анатомо-физиологические особенности детей от двух месяцев до года

Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году — большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) способствует гидроцефалии — водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 — верхних, после них — еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее — дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38ЬС) «сбивать» не следует — это естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология).

Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги — в коленях и притянуты к животу, оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. — 35-40, в 7-12 мес. — 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости. Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, «гулит». При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти — этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства — любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.

В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9-месячный выполняет довольно сложные движения — перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: «дай ручку» и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.

11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

Источник

Ãëàâà 19. ÐÀÍÍÈÉ ÂÎÇÐÀÑÒ (ÎÒ 1 ÃÎÄÀ ÄÎ 3 ËÅÒ)

Ñêîðîñòü ðîñòà. Íà÷èíàÿ ñî 2-ãî ãîäà æèçíè ñêîðîñòü ðîñòà ðåáåíêà áûñòðî ñíèæàåòñÿ. Íà ñìåíó èíòåíñèâíûì ðîñòîâûì ïðîöåññàì ïðèõîäÿò ïðîöåññû êëåòî÷íûõ äèôôåðåíöèðîâîê, ÷òî îáåñïå÷èâàåò ñóùåñòâåííî êà÷åñòâåííîå èçìåíåíèå ñâîéñòâ äåòñêîãî îðãàíèçìà, ïîñòåïåííî ïðèáëèæàÿ åãî ê çðåëîìó ñîñòîÿíèþ. Ïðîïîðöèè òåëà ïðîäîëæàþò èçìåíÿòüñÿ, óìåíüøàåòñÿ îòíîñèòåëüíûé ðàçìåð ãîëîâû.

Çóáû. Ïðîäîëæàåòñÿ ðîñò ÷åëþñòåé è ïðîðåçûâàíèå ìîëî÷íûõ çóáîâ. Íà 2-ì ãîäó æèçíè â íîðìå çóáû ïîÿâëÿþòñÿ â òàêîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè: ïðåäêîðåííûå (14–15 ìåñ), êëûêè (18–19 ìåñ) è êîðåííûå (20–24 ìåñ). Ê êîíöó ýòîãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ ó ðåáåíêà äîëæíû ïðîðåçàòüñÿ âñå 20 ìîëî÷íûõ çóáîâ, ÷òî ðåøàþùèì îáðàçîì âëèÿåò íà ïèùåâîå ïîâåäåíèå, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò ðåáåíêó ê êîíöó ýòîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà ïåðåéòè ïðàêòè÷åñêè íà âçðîñëûé ðàöèîí ïèòàíèÿ.

Ñêåëåòíî-ìûøå÷íàÿ ñèñòåìà. Ðîñò êîñòåé ïðîäîëæàåòñÿ, õîòÿ äàëåêî íå òàê èíòåíñèâíî, êàê â 1-é ãîä æèçíè. Êîñòè ÷åðåïà ê 3-ëåòíåìó âîçðàñòó ïðàêòè÷åñêè ïîëíîñòüþ ñðàñòàþòñÿ, è ïîñëå ýòîãî ãîëîâà î÷åíü ìàëî óâåëè÷èâàåòñÿ â ðàçìåðå, ïðè÷åì ãëàâíûì îáðàçîì çà ñ÷åò óòîëùåíèÿ êîñòíîé òêàíè. Ñêîðîñòü ðîñòà ïîçâîíî÷íèêà òàêæå ñíèæàåòñÿ, îäíàêî â íåì ïðîèñõîäÿò âàæíûå êà÷åñòâåííûå èçìåíåíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ôîðìèðîâàíèåì èçãèáîâ.

Читайте также:  Температура 39 у ребенка без симптомов держится 2 дня 1 год

Î÷åíü âàæíî â ýòîì âîçðàñòå îáðàùàòü âíèìàíèå íà ðàçâèòèå ñâîäà ñòîïû è ïðîôèëàêòèêó ïëîñêîñòîïèÿ. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà êà÷åñòâîì è óäîáñòâîì îáóâè, à òàêæå ïîîùðÿòü ðåáåíêà ê õîäüáå áîñèêîì ïî ãðóíòó è òðàâå â ëåòíåå âðåìÿ. Ýòà ïðîöåäóðà áóäåò îäíîâðåìåííî ñëóæèòü è ìÿãêèì ñðåäñòâîì çàêàëèâàíèÿ.

Åñëè òîíè÷åñêàÿ ìóñêóëàòóðà, êîòîðàÿ îáåñïå÷èâàåò óäåðæàíèå ïîçû, óæå äîñòàòî÷íî ñôîðìèðîâàíà è äàëüíåéøåå åå ðàçâèòèå èäåò â ñòîðîíó êîëè÷åñòâåííîãî íàðàñòàíèÿ è ïîâûøåíèÿ ôóíêöèîíàëüíîé óñòîé÷èâîñòè, òî ôàçè÷åñêèå ìûøöû, îò êîòîðûõ çàâèñÿò ñèëà è áûñòðîòà, ïðîõîäÿò â ýòîì âîçðàñòå ëèøü î÷åðåäíîé, äàëåêî íå ïîñëåäíèé ýòàï ñâîåãî ðàçâèòèÿ. Ñ ýòèì ñâÿçàíû ìíîãèå îñîáåííîñòè äâèæåíèé äåòåé ýòîãî âîçðàñòà, â ÷àñòíîñòè èõ áîëüøàÿ ìåäëèòåëüíîñòü, ïëàâíîñòü äâèæåíèé, îòñóòñòâèå â äâèãàòåëüíûõ ðåàêöèÿõ ðåçêèõ ðûâêîâ. Íåäîñòàòî÷íàÿ ñèëà ìûøö íîã ïðåïÿòñòâóåò ðåàëèçàöèè ôàçû ïîëåòà âî âðåìÿ áåãà.  òî æå âðåìÿ èìåííî â ýòîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò èíòåíñèâíîå ðàçâèòèå ìûøö ðóê, îñîáåííî óïðàâëÿþùèõ òîíêèìè äâèæåíèÿìè ïàëüöåâ. Åñëè ãîäîâàëûé ðåáåíîê èñïîëüçóåò êèñòè ðóê åùå ãëàâíûì îáðàçîì äëÿ õâàòàíèÿ è óäåðæàíèÿ ïðåäìåòîâ è ïðîñòåéøåé ìàíèïóëÿöèè ñ íèìè, òî ê âîçðàñòó 3 ëåò ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ê íåêîòîðûì òîíêèì äâèæåíèÿì (íà÷àëî ðèñîâàíèÿ). Òàêæå ïðèìå÷àòåëüíî îáðàùåíèå ðåáåíêà ñî ñïîðòèâíûìè ñíàðÿäàìè, íàïðèìåð ñ ìÿ÷îì. Äëÿ ãîäîâàëîãî ðåáåíêà ìÿ÷ íå ïðåäñòàâëÿåò ñïåöèàëüíîãî èíòåðåñà. Ðåáåíîê â âîçðàñòå 3 ëåò ñ óäîâîëüñòâèåì áóäåò îòòàëêèâàòü ìÿ÷ ðóêàìè èëè íîãàìè — òàêîå äâèæåíèå ñîîòâåòñòâóåò óðîâíþ çðåëîñòè íåðâíî-ìûøå÷íîãî àïïàðàòà, íî âîò ëîâèòü ìÿ÷ ðåáåíîê â ýòîì âîçðàñòå åùå ïðàêòè÷åñêè íå ñïîñîáåí: ñëàáàÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé ðóê åùå íå ïîçâîëÿåò îñóùåñòâëÿòü äàæå òàêèå íåñëîæíûå ñ òî÷êè çðåíèÿ âçðîñëîãî äåéñòâèÿ. Ñòåïåíü ðàçâèòèÿ ñêåëåòíûõ ìûøö è óðîâåíü ñêîîðäèíèðîâàííîñòè äâèæåíèé âî ìíîãîì îïðåäåëÿþò îáëèê ðåáåíêà â ýòîì âîçðàñòå.

Ìûøå÷íàÿ àêòèâíîñòü. Ìûøöû ãîäîâàëîãî ðåáåíêà îáåñïå÷èâàþò åìó âîçìîæíîñòü ïðÿìîõîæäåíèÿ â íåâûñîêîì òåìïå, à ê 3-ëåòíåìó âîçðàñòó ðåáåíîê ìîæåò óæå ïåðåäâèãàòüñÿ äîñòàòî÷íî áûñòðî (õîòÿ íàñòîÿùèé áåã ïîÿâèòñÿ òîëüêî íà ñëåäóþùåì ýòàïå — â ýòîì âîçðàñòå ðåáåíîê íå îòðûâàåò íîã îò çåìëè, à èñòèííûé áåã îáÿçàòåëüíî âêëþ÷àåò áåçîïîðíóþ ôàçó). Íè íàñòîÿùåé ñèëû, íè áûñòðîòû, íè âûíîñëèâîñòè ðåáåíîê åùå ïðîÿâèòü íå ìîæåò: äëÿ ýòîãî íå ãîòîâû íè ñàìè ìûøöû, íè óïðàâëÿþùèå èìè íåðâíûå öåíòðû. Ñîäåðæàíèå îêèñëèòåëüíûõ ôåðìåíòîâ â ìûøå÷íûõ êëåòêàõ åùå î÷åíü íåâåëèêî, è îáùèå çàòðàòû ýíåðãèè íà ìûøå÷íóþ àêòèâíîñòü îñòàþòñÿ íèçêèìè. Ïðè ýòîì ìûøöû-ñãèáàòåëè ðàçâèòû ãîðàçäî ëó÷øå, ÷åì ìûøöû-ðàçãèáàòåëè. Îñîáåííî õîðîøî ðàçâèòû â ýòîì âîçðàñòå ìûøöû, îáåñïå÷èâàþùèå ñãèáàíèå â ëîêòåâîì ñóñòàâå è ñãèáàòåëè êèñòè: ðåáåíîê 3 ëåò ìîæåò óäåðæèâàòüñÿ íåêîòîðîå âðåìÿ íà âåñó, óõâàòèâøèñü ðóêàìè çà ïåðåêëàäèíó. Îäíàêî ïîäòÿíóòüñÿ òàêîé ðåáåíîê åùå íå ìîæåò, íåîáõîäèìûõ äëÿ ýòîãî àíàýðîáíî-ãëèêîëèòè÷åñêèõ âîëîêîí â ñòðóêòóðå åãî ìûøö åùå íåò.

Источник

Лекция № 2

Тема: Период грудного возраста

План лекции

1. Анатомо-физиологические особенности.

2. Рост и развитие ребенка грудного возраста.

3. Закономерности и правила оценки физического развития.

4. Правила оценки нервно-психического и социального развития.

5. Универсальные потребности ребенка в периоде младенчества.

6. Организация безопасной окружающей среды.

7. Соблюдение гигиенических норм и правил.

Период грудного возраста длится от 29 дней жизни до 12 месяцев.

Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества.

Кожа и ее придатки. С 3-х месяцев появляется потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям пушковыеволосы заменяются более жестким. К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.

Сохраняется относительная неустойчивость терморегуляции, поэтому ребенок легко перегревается и переохлаждается.

Кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью, чем у взрослого. Кожа эластичная, имеет хороший тургор. В коже происходит синтез витамина D3, который играет важную роль в фосфорно-кальциевом обмене.

Костная система. Костная ткань имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Кости ребенка мягкие, гибкие, поэтому легко возникают искривления.

Череп ­– швы уплотняются к 3-4 месяцам, большой родничок закрывается к 12-16 месяцам. Окружность груди становится равной окружности головы в 3 месяца, и затем начинает превышать окружность головы к 12 месяцам на 10-12 см.

Формируются изгибы позвоночника:

— к 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в сагиттальной плоскости);

— к 6-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в сагиттальной плоскости);

— к 12-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке:

— медиальные резцы – 6-9 месяцев;

— латеральные резцы – 9-12 месяцев;

К 1 году жизни у ребенка должно быть 8 зубов.

Количество зубов = возраст в месяцах – 4

Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам

Грудная клетка – цилиндрической формы (до 6 месяцев) или усеченного конуса, ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие. С одного года появляется физиологическое опущение ребер.

Мышечная система. К 3 месяцам исчезает физиологическийгипертонус сгибателей, причем на нижних конечностях исчезает позже, чем на верхних.

Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отмечается преимущественное развитие крупных мышц: груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Развитие статических функций происходит постепенно. Для их своевременного развития следует с первых дней жизни предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими

Дыхательная система. Сохраняется относительная узость дыхательных путей. Слизистая оболочка нежная, богата кровеносными сосудами, железы слабо функционируют. Придаточные полости – решетчатые; гайморова – развиты слабо; Трахея и бронхи – хрящи мягкие, податливые.

Легкие – происходит увеличение их объема и дифференцирование легочной ткани, формируются новые альвеолы.

Высокое стояние диафрагмы в начале периода. Тип дыхания: грудной

Характер дыхания: поверхностное, частое, аритмичное.

Частота дыхательных движений составляет:

к 6 месяцам – 35-40 в 1 минуту;к 12 месяцам – 30-35 в минуту.

Кашлевой рефлекс у детей первых месяцев жизни выражен слабо.

Сердечно-сосудистая система. Сердце расположено горизонтально, относительно велико, растет неравномерно. До 2-х лет масса сердца увеличивается за счет предсердий, затем растут желудочки.

Артерии относительно широкие и развиты лучше, чем вены. Соотношение просвета артерий к просвету вен – 1:1. В течение первого года жизни сосуды растут особенно интенсивно, чем в последующие годы.

Читайте также:  Стоматит симптомы и лечение у ребенка 1 год

Пульс частый, очень подвижный, может меняться под воздействием самых различных факторов – изменение положения тела, физическое напряжение, при крике, плаче и т.д.

Частота сердечных сокращений к 1-му году – 120-110 в 1 минуту.

Артериальное давление – 80-85 / 40-45 ммрт.ст.

Артериальное давление максимальное (АДmax) определяется по формуле:

до 1 года:АДmax = 70 × n, где n – число месяцев;

после 1 года:АДmax = 80 + 2n, где n – число лет;

АДmin = от ½ до 2/3 АДmax.

Кровь – кроветворение происходит во всех костях. В период грудного возраста отмечается:

— анизоцитоз – неодинаковая величина эритроцитов;

— полихроматофилия – неодинаковая окраска эритроцитов – до 2 месяцев;

— нормобласты, ретикулоциты до 5-6% – молодые формы;

— гемоглобин до 110-120 г/л – в течение первых 3 месяцев жизни фетальный гемоглобин заменяется на взрослый;

— цветной показатель меньше 1,0 – до 0,9;

— СОЭ – от 3 до 5 мм/час.

Лимфатическая система – состоит из лимфатических узлов, лимфоидных фолликулов, диффузных скоплений, лимфоидной ткани – функционально незрелая и ее барьерозащитная функция выражена недостаточно.

Пищеварительная система.

До 3-4 месяцев слюнные железы недостаточно дифференцированы и отличается сухость слизистой, что способствует ее легкому травмированию, поэтому полость рта не надо протирать. Слизистая на всем протяжении нежная, богатоекровонасыщение.Прием пищи только путем сосания. Акт сосания состоит из 3-х фаз: аспирация, сдавливание соска и проглатывание аспирированного молока.

С 4-5 месяцев, вследствие раздражения тройничного нерва прорезывающимися зубами, значительно усиливается слюноотделение, поэтому в возрасте 5 месяцев ребенку можно вводить первый прикорм.

До 1 года положение желудка горизонтальное. Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и во 2-ом полугодии жизни срыгиваний обычно не наблюдается. Вместимость желудка в 3 месяца – 100 мл, в 1 год – 250 мл. Желудочный сок содержит все ферменты, но с пониженной активностью.

Микрофлора кишечника обусловлена характером вскармливания. При грудном вскармливании – основные микробы: бифидобактерии, небольшое количество энтерококков и кишечной палочки. При искусственном вскармливании преобладает кишечная палочка.

Печень –крупная, богата кровеносными сосудами, выступает на 1,5-2 см из-под края реберной дуги.

С возрастом частота стула уменьшается, к 1 году – 1-2 раза в сутки.

Источник

Особенности физиологии и анатомии детей до 1 года

Появление малыша на свет – настоящее чудо. Однако, для того, чтобы ваше «чудо» было здоровым, росло и развивалось так, как  это необходимо, родителям необходимо знать некоторые анатомо-физиологические особенности новорожденных. Зная о них, родители не только сумеют избежать некоторых заболеваний, но и смогут следить за развитием своего малыша и анализировать – проходит ли оно в рамках необходимого темпа развития, или в нём наблюдаются отклонения.

Итак, секреты организма новорожденного, а в частности – анатомо-физиологческие особенности организма малыша

Центральная нервная система новорожденного

Ведущая роль в развитии организма новорожденного в первый год жизни ребёнка принадлежит центральной нервной системе. Это первая скрипка организма-оркестра. И, такая центральная нервная система не только связывает в единое целое все внутренние органы и системы, но и регулирует их работу, выступая в роли посредника и связующего звена между органами и системами детского организма.

Так, к примеру, к моменту появления на свет малыша, самым развитым органом у ребёнка является… спинной мозг, доказательством тому служат развитые простейшие рефлекторные движения вашего крохи. А, вот что касается головного мозга и в частности его полушарий – правого и левого, то относительная масса мозга у ребёнка достаточно небольшая, но, тем не менее, именно в первый год жизни ребёнка внутри слоя коры в обоих полушариях происходят сложные процессы по формированию нервных клеток.

А, вот известным русским физиологом Павловым было даже сделано следующее открытие – оказывается,

показатель возбудимости центральной нервной системы у всех детей разный – у одних деток преобладают процессы торможения, тогда как у других могут преобладать процессы раздражения, тогда как у третьих – оба эти процесса уравновешивают друг друга.

Именно поэтому, реакция детей на происходящее – действительно разная, и эту особенность необходимо учитывать, когда рассматриваются процессы развития ребенка и его соответствие определённым критериям такого развития.

Мы все знаем о том, что нашим поведением руководят условные и безусловные рефлексы, а вот наш кроха – им руководят только безусловные рефлексы, а формирование условных рефлексов у него начинается только в конце первого месяца жизни, параллельно с процессом развития подкорковых отделов головного мозга. Так, на выработку как положительных, так и отрицательных условных рефлексов в организме малыша, влияют органы восприятия – зрение, слух, осязание, обоняние… Именно они на этом этапе представляют периферические отделы анализаторов. А, вот к концу 5-го месяца жизни малыша участвуют в формировании естественного поведения у ребёнка уже все существующие в его организме анализаторы.

Зрение новорожденных

Только к 6-ти месяцам дети начинают различать цвета

Одним из главных органов чувств и восприятия является зрение. Мигательные движения глаз у новорожденного очень слабые, поэтому, малыш практически не моргает, а вот на прикосновения ребёнок реагирует реакцией зрачка – зрачок может расширяться, а может сужаться. У некоторых детей в первые недели после рождения может наблюдаться косоглазие, однако, оно должно пройти к концу первого месяца. Если косоглазие не проходит – рекомендуется консультация офтальмолога.

Со 2-го месяца жизни ребёнок уже может концентрировать свой взгляд на достаточно ярких предметах и даже следит за их движением. А, вот к 5- ти месяцам ребёнок уже сможет видеть предметы на близком расстоянии, а к 6-ти – различать цвета.

Слух новорожденного

Когда ребёнок рождается, он может слышать только очень громкие звуки, но со временем его слух обостряется и расширяется звуковой диапазон восприятия, так ребёнок уже слышит ваш шепот, шорохи в комнате. К 3-му месяцу жизни ребёнок начинает поворачивать голову для того, чтобы определить источник звука.

Вкус, обоняние, и осязание новорожденных

С первого своего дня рождения ребёнок уже различает вкус – он знает что сладкое — это вкусно, а вот от горького, кислого — он предпочитает отказаться. И, хотя обоняние у детей в первые месяцы жизни развито слабее, чем вкусовое восприятие, но маленькие детки всё равно уже чувствуют запахи. Так, они узнают свою маму не только по голосу, но и по запаху…

Читайте также:  Свитер регланом для ребенка 1 год

Наиболее же ярко развито чувство осязания – ребёнок чувствует весь наш мир всем своим телом, и у него повышена болевая и кожная чувствительность к перепадам температур, поэтому, подвергать ребёнка таким стрессам, как то раздевать, а то кутать – не стоит – для детского организма это самое настоящее потрясение.

Кожные покровы новорожденных

Кожа здорового младенца — эластичная, мягкая, упругая, имеет розовый цвет.  Высыпание на коже, синюшность, желтушность, бледность кожных покровов – повод для обращения за консультацией к педиатру. Потовые и сальные железы практически не функционируют, подкожной жировой прослойки тоже практически нет – однако, она начнёт быстро формироваться после 1-го месяца жизни малыша.

Кожа ребёнка выполняет несколько функцией – защитную (следите за те, чтобы на коже не было высыпаний, покраснений, трещинок, ссадин и царапин – всё это может стать «воротами» для проникновения инфекции в детский организм), дыхательную (углекислый газ и вода выделяется интенсивнее, чем у кожи взрослого), теплорегулирующую (развита плохо, поэтому, ребёнок легко перегревается и переохлаждается).

Мышечная система

Мышечный тонус у детей до 1 года принято считать нарушением

14% от общего веса новорожденного составляет мышечная масса, тогда как у взрослого человека такое соотношение приравнивается к 40%. Сами мышцы у новорожденных тонкие, сокращения мышечные — слабые, мышечный тонус, если нет никаких патологий – также не наблюдается, Когда же речь идёт о гипертонусе – то, это воспринимается, как отклонение от нормы и ребёнку прописывают расслабляющий массаж.

Костная система новорожденного

Скелет у только что появившегося на свет малыша состоит из хрящевых тканей, поэтому, при неправильном положении тела – кости младенца (вернее — хрящевые ткани) быстро деформируются и приобретают неправильную форму. Что касается черепа, то он имеет правильную форму, а вот родничок (большой и малый) зарастает в течение первых 1, 5 лет жизни малыша, вначале зарастает малый родничок, а потом и большой.

Позвоночник младенца, до того момента пока он не начинает держать голову, абсолютно прямой, но, с момента, когда ребёнок предпринимает попытки поднять и удержать голову — образуется первая шейная кривизна, к 6-7 месяца, когда малыш уже сидит – образуется изгиб грудного отдела, а когда ребенок начинает ходить — у него появляется поясничная выпуклость.

Органы дыхания

На самом деле, органы дыхания новорожденного отличаются от органов дыхания взрослого человека. Так, к примеру, слизистая оболочка, как носового прохода, так и самой ротовой полости, полна кровеносных сосудов и очень легко травмируется. А, когда происходит такая травма или ребёнок заболевает простудным заболеванием – слизистая отекает и это препятствует нормальному дыханию младенца. А,

до достижения 1 года ребёнок просто не умеет дышать ртом, поэтому, во время насморка он задыхается

– родители должны стараться избегать простудных заболеваний и насморка в таком раннем возрасте у малыша, так как это очень опасно и доставляет большой дискомфорт грудничку. К тому же, как правило, любые заболевания верхних дыхательных путей у ребёнка сопровождаются и заболеванием среднего уха – а это грозит осложнением и проблемами со слухом… Аналогично, голосовая щель в гортани также достаточно узкая и короткая и даже самое незначительно воспаление в гортани приводит к набуханию слизистых и сужению прохода – как результат, ребёнок испытывает трудности с дыханием и может наступить удушье.

Тип дыхания малышей до 1 годы диафрагмальный – это объясняется тем, что дети больше времени проводят в горизонтальном положении, тогда как после года, когда ребёнок начинает ходить, дыхание становится грудобрюшным или грудным.

Поскольку обменные процессы в организме крохи проходят более интенсивно, чем в организме у взрослого человека, малыш дышит чаще, чем мы с вами – так, это 40-60 вдохов и выдохов в 1 минуту. К 6 месяцам темп дыхания замедляется и составляет уже 30-45 вдохов и выдохов в 1 минуту, тогда как к 12 месяцам ребёнок дышит, как и мы с вами — 30-35 вдохов и выдохов в минуту.

Выделительная система у новорожденного

Органы выделительной системы у малыша функционируют непосредственно с момента появления на свет, и работают более интенсивно, чем те же органы, но у взрослого человека. Так, в первые дни жизни у малыша мочевой пузырь имеет объём 50 миллилитров, тогда как 3-му месяцу жизни его объем увеличивается до 100 миллилитров, а к 12 месяцам – до 200 миллилитров. Поэтому, в первые 6 месяцев ребёнок может производить до 25 мочеиспусканий в сутки, тогда как уже в 12 месяцев – он делает это произвольно и реже (15-16 раз в сутки)

Гормональная система новорожденного

Нарушения и сбои в  работе гормональной системы новорожденного  приводят к задержкам в процессах формирования скелета, нарушениям роста зубов и отставании в психическом развитии малыша.

Сердечно-сосудистая система новорожденного

Поскольку, первый год жизни ребёнок проводит практически постоянно находясь в горизонтальном положении — его сердце и диафрагма располагаются выше, чем у взрослого, но стоит ребёнку встать на ноги, как сердце занимает своё естественное положение.

Процессы кровообращения в детском организме происходят интенсивнее, чем у взрослых, поэтому, у ребёнка и такой учащённый пульс – до 140 ударов в минуту, но уже к 6 месяцам ритм пульса выравнивается и снижается до 100 -130 ударов в минуту. Но, на частоту сердцебиения влияет состояние нервной системы ребёнка, поэтому, объективные показатели пульса лучше снимать, когда ребёнок находится в состоянии покоя.

Что касается артериального кровяного давление, то у деток до 1 года, оно, как правило, низкое, затем наблюдается тенденция к повышению, но здесь у каждого ребёнка, в зависимости от особенностей его организма и состояния здоровья наблюдаются свои оптимальные показатели такого давления.

В крови у новорожденных содержится большее количество лейкоцитов и эритроцитов, и гемоглобин, как правило, высокий. Однако, к 12 месяцам картина выравнивается…

Видео-фильм о развитии ребёнка с рождения и до года:

Благодаря этим общим, но таким полезным сведениям, родители детей до 1 года сумеют лучше понимать, как развивается их ребёнок, и что и почему происходит в его организме.

Источник