Физиология развития ребенка козлова

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Физиология развития ребенка — книга автора Козлов В.И. — издание: 1983

Козлов Валентин Иванович

Доступна только бумажная версия документа

297 с.

Количество страниц

О произведении

Ответственность

НИИ физиологии детей и подростков

Примечание содержания

В надзаг.: НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР

Еще

Общее примечание

В надзаг.: НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР

Еще

Библиотека

Российская национальная библиотека (РНБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Источник

ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них — рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.

Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.

Обеспечение соответствия двух факторов — внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического — является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.

ЛИТЕРАТУРА

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.

Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966.

Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. — М., 1983.

Возрастная физиология: Руководство по физиологии. — Л., 1975.

Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. — М., 1984.

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. — Л., 1985.

Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. — М., 1977.

Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. — М., 1979.

Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. — М., 1978.

Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. — Л., 1975.

Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. — М., 1969.

Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков: (Теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. — М., 2000.

Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Собрание сочинений. — М.; Л., 1954.

Фарбер Д.А. Закономерности морфофункционального созревания мозга ребенка // Совершенствование преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены в педвузе. — Новосибирск, 1986.

Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л., 1990.

Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. — М., 1990.

Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. — М., 1989.

Физиология развития ребенка: (Теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. — М., 2000.

Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека. — М., 1968, 1976.

Хрипкова А.Г., Антропова М.Б., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1990.

Шмидт-Ниельссен К. Размеры животных: почему они так важны? — М., 1987.

Примечания

1

Сеченов И.М. Избранные произведения. — М., 1952. — Т. 1. — С. 91.

(обратно)

2

Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М., 1990.

(обратно)

Источник

— Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) 4.36 Мб, 528с. (скачать fb2) — Марьяна Михайловна Безруких — Валентин Дмитриевич Сонькин — Дебора А. Фарбер

Настройки текста:

состояния может перейти в нервно-психическую патологию.

Наконец, это могут быть просто «перегруженные» дети, не справляющиеся с дополнительными нагрузками. Так или иначе плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Читайте также:  Центр развития ребенка северская

Какие же факторы, влияющие на успешность адаптации, мало зависят от учителя, а какие — полностью в его руках?

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны в первую очередь с его готовностью к началу систематического обучения. Организм должен быть функционально готов (т. е. развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды). В противном случае процесс адаптации затягивается, идет с большим напряжением. И это естественно, так как дети, функционально не готовые к обучению, имеют более низкий уровень умственной работоспособности. У трети «неготовых» детей уже в начале года отмечается сильное напряжение деятельности сердечно-сосудистой системы в процессе занятий, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают уроки, а значит, еще больше отстают от сверстников.

Следует специально остановиться на таком факторе, влияющем на успешность адаптации, как возраст начала систематического обучения. Не случайно продолжительность периода адаптации у шестилеток в основном больше, чем у семилеток. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития, поэтому многие исследователи считают, что оптимальный возраст поступления в школу — не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно за этот период (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий.

Следует учитывать расхождение биологического и паспортного возраста, которое может составлять в этом возрасте 0,5–1,5 года.

Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения во многом определяются состоянием здоровья детей. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, имеющих I группу здоровья, а тяжелее всего у детей, имеющих III группу (хронические заболевания в компенсированном состоянии).

Есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них — рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.

Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.

Обеспечение соответствия двух факторов — внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического — является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.

ЛИТЕРАТУРА

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.

Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.

Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966.

Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. — М., 1983.

Возрастная физиология: Руководство по физиологии. — Л., 1975.

Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. — М., 1984.

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. — Л., 1985.

Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. — М., 1977.

Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. — М., 1979.

Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. — М., 1978.

Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. — Л., 1975.

Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. — М., 1969.

Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста

Источник

Выбрать главу

М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер

Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка)

Учебное пособие

Для студентов высших педагогических учебных заведений

Рецензенты:

доктор биологических наук, зав. кафедрой высшей нервной деятельности и психофизиологии Санкт-Петербургского университета, академик РАО, профессор А.С. Батуев;

доктор биологических наук, профессор И.А. Корниенко

ПРЕДИСЛОВИЕ

Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.

Читайте также:  Анкета для родителей по речевому развитию ребенка

Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, педагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, — это какой он, каковы его особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организации учебной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т. п.

Пожалуй, впервые значимость комплексного знания физиологии и психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876). «Искусство воспитания, — писал К.Д. Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже — делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в этом». Именно К.Д. Ушинский показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых «излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т. е. человека». Анализируя физиологические знания, которые были известны, а это было время становления возрастной физиологии, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Из этого источника, только что открывающегося, воспитание почти еще не черпало». К сожалению, и сейчас мы не можем говорить о широком использовании данных возрастной физиологии в педагогической науке. Единообразие программ, методик, учебников ушло в прошлое, но педагог по-прежнему мало учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.

В то же время педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько формы и методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим и психофизиологическим особенностям школьников, соответствуют ли условия организации учебного процесса возможностям детей и подростков, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных школьных навыков — письма и чтения, а также основных двигательных навыков в процессе занятий.

Физиология и психофизиология ребенка — необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, — психолога, воспитателя, учителя, социального педагога. «Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его целостной деятельностью, — считал известный российский психолог и педагог В.В. Давыдов. — Эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много аспектов, в том числе… физиологический» (В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения». — М., 1986. — С. 167).

Возрастная физиология — наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития. Частью ее является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды.

Учебное пособие по возрастной физиологии для студентов педагогических вузов содержит знания о развитии человека на тех этапах, когда наиболее значимо влияние одного из ведущих факторов развития — обучения.

Предметом возрастной физиологии (физиологии развития ребенка) как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Источник

Ãîëîâíîé ìîçã

Ãîëîâíîé ìîçã ñîñòîèò èç òðåõ îñíîâíûõ îòäåëî⠗ çàäíåãî, ñðåäíåãî è ïåðåäíåãî ìîçãà, îáúåäèíåííûõ äâóñòîðîííèìè ñâÿçÿìè.

Çàäíèé ìîçã ÿâëÿåòñÿ íåïîñðåäñòâåííûì ïðîäîëæåíèåì ñïèííîãî ìîçãà. Îí âêëþ÷àåò ïðîäîëãîâàòûé ìîçã, ìîñò è ìîçæå÷îê.

Ïðîäîëãîâàòûé ìîçã èãðàåò çíà÷èòåëüíóþ ðîëü â îñóùåñòâëåíèè æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèé.  íåì ðàñïîëîæåíû ñêîïëåíèÿ íåðâíûõ êëåòîê — öåíòðû ðåãóëÿöèè äûõàíèÿ, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è äåÿòåëüíîñòè âíóòðåííèõ îðãàíîâ.

Íà óðîâíå ìîñòà íàõîäÿòñÿ ÿäðà ÷åðåïíî-ìîçãîâûõ íåðâîâ. ×åðåç íåãî ïðîõîäÿò íåðâíûå ïóòè, ñîåäèíÿþùèå âûøåëåæàùèå îòäåëû ñ ïðîäîëãîâàòûì è ñïèííûì ìîçãîì.

Ïîçàäè ìîñòà ðàñïîëîæåí ìîçæå÷îê, ñ ôóíêöèåé êîòîðîãî â îñíîâíîì ñâÿçûâàþò êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé, ïîääåðæàíèå ïîçû è ðàâíîâåñèÿ. Óñèëåííûé ðîñò ìîçæå÷êà îòìå÷àåòñÿ íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ðåáåíêà, ÷òî îïðåäåëÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì â òå÷åíèå ýòîãî ïåðèîäà äèôôåðåíöèðîâàííûõ è êîîðäèíèðîâàííûõ äâèæåíèé.  äàëüíåéøåì òåìïû åãî ðàçâèòèÿ ñíèæàþòñÿ. Ê 15 ãîäàì ìîçæå÷îê äîñòèãàåò ðàçìåðîâ âçðîñëîãî.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка в утробе матери

Ñðåäíèé ìîçã (ìåçåíöåôàëîí) âêëþ÷àåò íîæêè ìîçãà, ÷åòâåðîõîëìèå è ðÿä ñêîïëåíèé íåðâíûõ êëåòîê (ÿäåð).  îáëàñòè ÷åòâåðîõîëìèÿ ðàñïîëîæåíû ïåðâè÷íûå öåíòðû çðåíèÿ è ñëóõà, îñóùåñòâëÿþùèå ëîêàëèçàöèþ èñòî÷íèêà âíåøíåãî ñòèìóëà. Ýòè öåíòðû íàõîäÿòñÿ ïîä êîíòðîëåì âûøåëåæàùèõ îòäåëîâ ìîçãà. Îíè èãðàþò âàæíåéøóþ ðîëü â ðàííåì îíòîãåíåçå, îáåñïå÷èâàÿ ïåðâè÷íûå ôîðìû ñåíñîðíîãî âíèìàíèÿ. ßäðà (÷åðíàÿ ñóáñòàíöèÿ è êðàñíîå ÿäðî) èãðàþò âàæíóþ ðîëü â êîîðäèíàöèè äâèæåíèé è ðåãóëÿöèè ìûøå÷íîãî òîíóñà.

 ñðåäíåì ìîçãå ðàñïîëîæåíà òàê íàçûâàåìàÿ ñåò÷àòàÿ, èëè ðåòèêóëÿðíàÿ, ôîðìàöèÿ.  åå ñîñòàâ âõîäÿò ïåðåêëþ÷àòåëüíûå êëåòêè, àêêóìóëèðóþùèå èíôîðìàöèþ îò àôôåðåíòíûõ ïóòåé. Âîñõîäÿùèå ïóòè îò êëåòîê ðåòèêóëÿðíîé ôîðìàöèè èäóò âî âñå îòäåëû êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé, îêàçûâàÿ òîíè÷åñêèå àêòèâèðóþùèå âëèÿíèÿ. Ýòî òàê íàçûâàåìàÿ íåñïåöèôè÷åñêàÿ àêòèâèðóþùàÿ ñèñòåìà ìîçãà, êîòîðîé ïðèíàäëåæèò âàæíàÿ ðîëü â ðåãóëÿöèè óðîâíÿ áîäðñòâîâàíèÿ, îðãàíèçàöèè íåïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ è ïîâåäåí÷åñêèõ ðåàêöèé.

Ïåðåäíèé ìîçã ñîñòîèò èç ïðîìåæóòî÷íîãî ìîçãà (äèýíöåôàëîíà) è áîëüøèõ ïîëóøàðèé.

Ïðîìåæóòî÷íûé ìîçã âêëþ÷àåò äâå âàæíåéøèå ñòðóêòóðû: òàëàìóñ (çðèòåëüíûé áóãîð) è ãèïîòàëàìóñ (ïîäáóãðîâàÿ îáëàñòü). Ãèïîòàëàìóñ èãðàåò âàæíåéøóþ ðîëü â ðåãóëÿöèè âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Âåãåòàòèâíûå ýôôåêòû ãèïîòàëàìóñà, ðàçíûõ åãî îòäåëîâ èìåþò íåîäèíàêîâûå íàïðàâëåííîñòü è áèîëîãè÷åñêîå çíà÷åíèå. Ïðè ôóíêöèîíèðîâàíèè çàäíèõ îòäåëîâ âîçíèêàþò ýôôåêòû ñèìïàòè÷åñêîãî òèïà, ïðè ôóíêöèîíèðîâàíèè ïåðåäíèõ îòäåëî⠗ ýôôåêòû ïàðàñèìïàòè÷åñêîãî òèïà. Âîñõîäÿùèå âëèÿíèÿ ýòèõ îòäåëîâ òàêæå ðàçíîíàïðàâëåíû: çàäíèå îêàçûâàþò âîçáóæäàþùåå âëèÿíèå íà êîðó áîëüøèõ ïîëóøàðèé, ïåðåäíèå — òîðìîçÿùåå. Ñâÿçü ãèïîòàëàìóñà ñ îäíîé èç âàæíåéøèõ æåëåç âíóòðåííåé ñåêðåöèè — ãèïîôèçîì — îáåñïå÷èâàåò íåðâíóþ ðåãóëÿöèþ ýíäîêðèííîé ôóíêöèè.

 êëåòêàõ ÿäåð ïåðåäíåãî ãèïîòàëàìóñà âûðàáàòûâàåòñÿ íåéðîñåêðåò, êîòîðûé ïî âîëîêíàì ãèïîòàëàìî-ãèïîôèçàðíîãî ïóòè òðàíñïîðòèðóåòñÿ â íåéðîãèïîôèç. Ýòîìó ñïîñîáñòâóþò è îáèëüíîå êðîâîñíàáæåíèå, è íàëè÷èå ñîñóäèñòûõ ñâÿçåé ãèïîòàëàìóñà è ãèïîôèçà.

Ãèïîòàëàìóñ ïðèíèìàåò ó÷àñòèå â ðåãóëÿöèè òåìïåðàòóðû òåëà, âîäíîãî îáìåíà, îáìåíà óãëåâîäîâ. ßäðà ãèïîòàëàìóñà ó÷àñòâóþò âî ìíîãèõ ñëîæíûõ ïîâåäåí÷åñêèõ ðåàêöèÿõ (ïîëîâûå, ïèùåâûå, àãðåññèâíî-îáîðîíèòåëüíûå). Ãèïîòàëàìóñ èãðàåò âàæíóþ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè îñíîâíûõ áèîëîãè÷åñêèõ ìîòèâàöèé (ãîëîä, æàæäà, ïîëîâîå âëå÷åíèå), à òàêæå ïîëîæèòåëüíûõ è îòðèöàòåëüíûõ ýìîöèé. Ìíîãîîáðàçèå ôóíêöèé ãèïîòàëàìóñà äàåò îñíîâàíèå ðàñöåíèâàòü åãî êàê âûñøèé ïîäêîðêîâûé öåíòð ðåãóëÿöèè æèçíåííî âàæíûõ ïðîöåññîâ, èõ èíòåãðàöèè â ñëîæíûå ñèñòåìû, îáåñïå÷èâàþùèå öåëåñîîáðàçíîå ïðèñïîñîáèòåëüíîå ïîâåäåíèå.

Äèôôåðåíöèðîâêà ÿäåð ãèïîòàëàìóñà ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ íå çàâåðøåíà è ïðîòåêàåò â îíòîãåíåçå íåðàâíîìåðíî. Ðàçâèòèå ÿäåð ãèïîòàëàìóñà çàêàí÷èâàåòñÿ â ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ.

Òàëàìóñ ñîñòàâëÿåò çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü ïðîìåæóòî÷íîãî ìîçãà. Ýòî ìíîãîÿäåðíîå îáðàçîâàíèå, ñâÿçàííîå äâóñòîðîííèìè ñâÿçÿìè ñ êîðîé áîëüøèõ ïîëóøàðèé.  åãî ñîñòàâ âõîäÿò òðè ãðóïïû ÿäåð. Ðåëåéíûå ÿäðà ïåðåäàþò çðèòåëüíóþ, ñëóõîâóþ, êîæíî-ìûøå÷íî-ñóñòàâíóþ èíôîðìàöèþ â ñîîòâåòñòâóþùèå ïðîåêöèîííûå îáëàñòè êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé. Àññîöèàòèâíûå ÿäðà ñâÿçàíû ñ äåÿòåëüíîñòüþ àññîöèàòèâíûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé. Íåñïåöèôè÷åñêèå ÿäðà (ïðîäîëæåíèå ðåòèêóëÿðíîé ôîðìàöèè ñðåäíåãî ìîçãà) îêàçûâàþò àêòèâèçèðóþùåå âëèÿíèå íà êîðó áîëüøèõ ïîëóøàðèé.

Öåíòðîñòðåìèòåëüíûå èìïóëüñû îò âñåõ ðåöåïòîðîâ îðãàíèçìà (çà èñêëþ÷åíèåì îáîíÿòåëüíûõ), ïðåæäå ÷åì äîñòèãíóò êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà, ïîñòóïàþò â ÿäðà òàëàìóñà. Çäåñü ïîñòóïèâøàÿ èíôîðìàöèÿ ïåðåðàáàòûâàåòñÿ, ïîëó÷àåò ýìîöèîíàëüíóþ îêðàñêó è íàïðàâëÿåòñÿ â êîðó áîëüøèõ ïîëóøàðèé.

Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ áîëüøàÿ ÷àñòü ÿäåð çðèòåëüíûõ áóãðîâ õîðîøî ðàçâèòà. Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðàçìåðû çðèòåëüíûõ áóãðîâ óâåëè÷èâàþòñÿ çà ñ÷åò ðîñòà íåðâíûõ êëåòîê è ðàçâèòèÿ íåðâíûõ âîëîêîí.

Îíòîãåíåòè÷åñêàÿ íàïðàâëåííîñòü ðàçâèòèÿ ñòðóêòóð ïðîìåæóòî÷íîãî ìîçãà ñîñòîèò â óâåëè÷åíèè èõ âçàèìîñâÿçåé ñ äðóãèìè ìîçãîâûìè îáðàçîâàíèÿìè, ÷òî ñîçäàåò óñëîâèÿ äëÿ ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ êîîðäèíàöèîííîé äåÿòåëüíîñòè åãî ðàçëè÷íûõ îòäåëîâ è ìîçãà â öåëîì.  ðàçâèòèè ïðîìåæóòî÷íîãî ìîçãà ñóùåñòâåííàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò íèñõîäÿùèì âëèÿíèÿì êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.

Áàçàëüíûå ãàíãëèè (õâîñòàòîå ÿäðî, ïîëîñàòîå òåëî, áëåäíûé øàð) èãðàþò âàæíåéøóþ ðîëü â îñóùåñòâëåíèè äâèãàòåëüíîé ôóíêöèè, ÿâëÿÿñü ñâÿçóþùèì çâåíîì ìåæäó àññîöèàòèâíûìè è äâèãàòåëüíûìè îáëàñòÿìè êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.

Áîëüøèå ïîëóøàðèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ñîñòàâëÿþò 80 % ìàññû ãîëîâíîãî ìîçãà. Îíè ñîåäèíåíû ïó÷êàìè íåðâíûõ âîëîêîí, îáðàçóþùèõ ìîçîëèñòîå òåëî.  ãëóáèíå áîëüøèõ ïîëóøàðèé ðàñïîëîæåíà ñòàðàÿ êîðà — ãèïïîêàìï, ÿâëÿþùèéñÿ îäíîé èç âàæíåéøèõ ñòðóêòóð ëèìáè÷åñêîé ñèñòåìû.

Ëèìáè÷åñêàÿ ñèñòåìà, ôóíêöèîíàëüíî îáúåäèíÿþùàÿ ãèïïîêàìï, ãèïîòàëàìóñ, íåêîòîðûå ÿäðà òàëàìóñà è îáëàñòè êîðû, ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé ÷àñòüþ ðåãóëÿòîðíîãî êîíòóðà (ñèñòåìà ñòðóêòóð, ó÷àñòâóþùèõ â ðåãóëÿöèè íåðâíûõ ïðîöåññîâ â êîðå áîëüøèõ ïîëóøàðèé). Ëèìáè÷åñêàÿ ñèñòåìà ó÷àñòâóåò â êîãíèòèâíûõ, àôôåêòèâíûõ è ìîòèâàöèîííûõ ïðîöåññàõ.

Îñíîâíîé ñòðóêòóðîé áîëüøèõ ïîëóøàðèé ÿâëÿåòñÿ íîâàÿ êîðà (íåîêîðòåêñ), ïîêðûâàþùàÿ èõ ïîâåðõíîñòü.

Источник