Физиология развития ребенка козлова
Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .
Физиология развития ребенка — книга автора Козлов В.И. — издание: 1983
Козлов Валентин Иванович
Доступна только бумажная версия документа
297 с.
Количество страниц
О произведении
Ответственность
НИИ физиологии детей и подростков
Примечание содержания
В надзаг.: НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР
Еще
Общее примечание
В надзаг.: НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР
Еще
Библиотека
Российская национальная библиотека (РНБ)
Еще
Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом.
Заполните форму.
Источник
ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них — рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.
Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.
Обеспечение соответствия двух факторов — внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического — является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.
ЛИТЕРАТУРА
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.
Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966.
Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. — М., 1983.
Возрастная физиология: Руководство по физиологии. — Л., 1975.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. — М., 1984.
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.
Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. — Л., 1985.
Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. — М., 1977.
Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. — М., 1979.
Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. — М., 1978.
Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. — Л., 1975.
Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. — М., 1969.
Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста и развития детей и подростков: (Теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. — М., 2000.
Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Собрание сочинений. — М.; Л., 1954.
Фарбер Д.А. Закономерности морфофункционального созревания мозга ребенка // Совершенствование преподавания возрастной физиологии и школьной гигиены в педвузе. — Новосибирск, 1986.
Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л., 1990.
Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. — М., 1990.
Физиология подростка / Под ред. Д.А. Фарбер. — М., 1989.
Физиология развития ребенка: (Теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. — М., 2000.
Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека. — М., 1968, 1976.
Хрипкова А.Г., Антропова М.Б., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: Учебное пособие для педагогических институтов. — М., 1990.
Шмидт-Ниельссен К. Размеры животных: почему они так важны? — М., 1987.
Примечания
1
Сеченов И.М. Избранные произведения. — М., 1952. — Т. 1. — С. 91.
(обратно)
2
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М., 1990.
(обратно)
Источник
— Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) 4.36 Мб, 528с. (скачать fb2) — Марьяна Михайловна Безруких — Валентин Дмитриевич Сонькин — Дебора А. Фарбер
Настройки текста:
состояния может перейти в нервно-психическую патологию.
Наконец, это могут быть просто «перегруженные» дети, не справляющиеся с дополнительными нагрузками. Так или иначе плохое поведение — сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.
Какие же факторы, влияющие на успешность адаптации, мало зависят от учителя, а какие — полностью в его руках?
Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связаны в первую очередь с его готовностью к началу систематического обучения. Организм должен быть функционально готов (т. е. развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды). В противном случае процесс адаптации затягивается, идет с большим напряжением. И это естественно, так как дети, функционально не готовые к обучению, имеют более низкий уровень умственной работоспособности. У трети «неготовых» детей уже в начале года отмечается сильное напряжение деятельности сердечно-сосудистой системы в процессе занятий, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают уроки, а значит, еще больше отстают от сверстников.
Следует специально остановиться на таком факторе, влияющем на успешность адаптации, как возраст начала систематического обучения. Не случайно продолжительность периода адаптации у шестилеток в основном больше, чем у семилеток. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального (психофизиологического) и психического развития, поэтому многие исследователи считают, что оптимальный возраст поступления в школу — не 6 (до 1 сентября), а 6,5 лет. Именно за этот период (от 6 до 7 лет) формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий.
Следует учитывать расхождение биологического и паспортного возраста, которое может составлять в этом возрасте 0,5–1,5 года.
Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения во многом определяются состоянием здоровья детей. Легче всего адаптация к школе протекает у здоровых детей, имеющих I группу здоровья, а тяжелее всего у детей, имеющих III группу (хронические заболевания в компенсированном состоянии).
Есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важный из них — рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.
Одним из главных условий, без чего невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным функциональным возможностям первоклассников.
Обеспечение соответствия двух факторов — внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического — является необходимым условием благоприятного преодоления этого критического периода.
ЛИТЕРАТУРА
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.
Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975.
Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. — Л., 1975.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. — М., 1966.
Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. — М., 1983.
Возрастная физиология: Руководство по физиологии. — Л., 1975.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений. — М., 1984.
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. — М., 2000.
Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. — Л., 1985.
Козлов В.И., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки изучения физиологии развития ребенка // Биологический возраст и возрастная периодизация. — М., 1977.
Корниенко И.А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. — М., 1979.
Лурия А.Р. Естественно-научные основы психологии. — М., 1978.
Маркосян А.А., Ломазова Х.Д. Возрастные особенности системы крови // Руководство по физиологии: Возрастная физиология. — Л., 1975.
Маркосян А.А. Развитие человека и надежность биологической системы // Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. — М., 1969.
Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы // Физиология роста
Источник
Выбрать главу
М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер
Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка)
Учебное пособие
Для студентов высших педагогических учебных заведений
Рецензенты:
доктор биологических наук, зав. кафедрой высшей нервной деятельности и психофизиологии Санкт-Петербургского университета, академик РАО, профессор А.С. Батуев;
доктор биологических наук, профессор И.А. Корниенко
ПРЕДИСЛОВИЕ
Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.
Главные вопросы, которые должны возникать у родителей, педагогов и психологов в процессе воспитания и обучения ребенка дома, в детском саду или в школе, на консультативном приеме или индивидуальных занятиях, — это какой он, каковы его особенности, какой вариант занятий с ним будет наиболее эффективным. Ответить на эти вопросы совсем не просто, ибо для этого требуются глубокие знания о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны и для разработки психофизиологических основ организации учебной работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, определения влияния на него инновационных технологий и т. п.
Пожалуй, впервые значимость комплексного знания физиологии и психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876). «Искусство воспитания, — писал К.Д. Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже — делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные блуждания наши и могли бы всех убедить в этом». Именно К.Д. Ушинский показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых «излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т. е. человека». Анализируя физиологические знания, которые были известны, а это было время становления возрастной физиологии, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Из этого источника, только что открывающегося, воспитание почти еще не черпало». К сожалению, и сейчас мы не можем говорить о широком использовании данных возрастной физиологии в педагогической науке. Единообразие программ, методик, учебников ушло в прошлое, но педагог по-прежнему мало учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения.
В то же время педагогическая эффективность процесса обучения во многом зависит от того, насколько формы и методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим и психофизиологическим особенностям школьников, соответствуют ли условия организации учебного процесса возможностям детей и подростков, учитываются ли психофизиологические закономерности формирования базисных школьных навыков — письма и чтения, а также основных двигательных навыков в процессе занятий.
Физиология и психофизиология ребенка — необходимый компонент знаний любого специалиста, работающего с детьми, — психолога, воспитателя, учителя, социального педагога. «Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его целостной деятельностью, — считал известный российский психолог и педагог В.В. Давыдов. — Эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много аспектов, в том числе… физиологический» (В.В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения». — М., 1986. — С. 167).
Возрастная физиология — наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих, и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития. Частью ее является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды.
Учебное пособие по возрастной физиологии для студентов педагогических вузов содержит знания о развитии человека на тех этапах, когда наиболее значимо влияние одного из ведущих факторов развития — обучения.
Предметом возрастной физиологии (физиологии развития ребенка) как учебной дисциплины являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.
Источник
Ãîëîâíîé ìîçã
Ãîëîâíîé ìîçã ñîñòîèò èç òðåõ îñíîâíûõ îòäåëîâ çàäíåãî, ñðåäíåãî è ïåðåäíåãî ìîçãà, îáúåäèíåííûõ äâóñòîðîííèìè ñâÿçÿìè.
Çàäíèé ìîçã ÿâëÿåòñÿ íåïîñðåäñòâåííûì ïðîäîëæåíèåì ñïèííîãî ìîçãà. Îí âêëþ÷àåò ïðîäîëãîâàòûé ìîçã, ìîñò è ìîçæå÷îê.
Ïðîäîëãîâàòûé ìîçã èãðàåò çíà÷èòåëüíóþ ðîëü â îñóùåñòâëåíèè æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèé.  íåì ðàñïîëîæåíû ñêîïëåíèÿ íåðâíûõ êëåòîê öåíòðû ðåãóëÿöèè äûõàíèÿ, ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è äåÿòåëüíîñòè âíóòðåííèõ îðãàíîâ.
Íà óðîâíå ìîñòà íàõîäÿòñÿ ÿäðà ÷åðåïíî-ìîçãîâûõ íåðâîâ. ×åðåç íåãî ïðîõîäÿò íåðâíûå ïóòè, ñîåäèíÿþùèå âûøåëåæàùèå îòäåëû ñ ïðîäîëãîâàòûì è ñïèííûì ìîçãîì.
Ïîçàäè ìîñòà ðàñïîëîæåí ìîçæå÷îê, ñ ôóíêöèåé êîòîðîãî â îñíîâíîì ñâÿçûâàþò êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé, ïîääåðæàíèå ïîçû è ðàâíîâåñèÿ. Óñèëåííûé ðîñò ìîçæå÷êà îòìå÷àåòñÿ íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ðåáåíêà, ÷òî îïðåäåëÿåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì â òå÷åíèå ýòîãî ïåðèîäà äèôôåðåíöèðîâàííûõ è êîîðäèíèðîâàííûõ äâèæåíèé.  äàëüíåéøåì òåìïû åãî ðàçâèòèÿ ñíèæàþòñÿ. Ê 15 ãîäàì ìîçæå÷îê äîñòèãàåò ðàçìåðîâ âçðîñëîãî.
Ñðåäíèé ìîçã (ìåçåíöåôàëîí) âêëþ÷àåò íîæêè ìîçãà, ÷åòâåðîõîëìèå è ðÿä ñêîïëåíèé íåðâíûõ êëåòîê (ÿäåð).  îáëàñòè ÷åòâåðîõîëìèÿ ðàñïîëîæåíû ïåðâè÷íûå öåíòðû çðåíèÿ è ñëóõà, îñóùåñòâëÿþùèå ëîêàëèçàöèþ èñòî÷íèêà âíåøíåãî ñòèìóëà. Ýòè öåíòðû íàõîäÿòñÿ ïîä êîíòðîëåì âûøåëåæàùèõ îòäåëîâ ìîçãà. Îíè èãðàþò âàæíåéøóþ ðîëü â ðàííåì îíòîãåíåçå, îáåñïå÷èâàÿ ïåðâè÷íûå ôîðìû ñåíñîðíîãî âíèìàíèÿ. ßäðà (÷åðíàÿ ñóáñòàíöèÿ è êðàñíîå ÿäðî) èãðàþò âàæíóþ ðîëü â êîîðäèíàöèè äâèæåíèé è ðåãóëÿöèè ìûøå÷íîãî òîíóñà.
 ñðåäíåì ìîçãå ðàñïîëîæåíà òàê íàçûâàåìàÿ ñåò÷àòàÿ, èëè ðåòèêóëÿðíàÿ, ôîðìàöèÿ.  åå ñîñòàâ âõîäÿò ïåðåêëþ÷àòåëüíûå êëåòêè, àêêóìóëèðóþùèå èíôîðìàöèþ îò àôôåðåíòíûõ ïóòåé. Âîñõîäÿùèå ïóòè îò êëåòîê ðåòèêóëÿðíîé ôîðìàöèè èäóò âî âñå îòäåëû êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé, îêàçûâàÿ òîíè÷åñêèå àêòèâèðóþùèå âëèÿíèÿ. Ýòî òàê íàçûâàåìàÿ íåñïåöèôè÷åñêàÿ àêòèâèðóþùàÿ ñèñòåìà ìîçãà, êîòîðîé ïðèíàäëåæèò âàæíàÿ ðîëü â ðåãóëÿöèè óðîâíÿ áîäðñòâîâàíèÿ, îðãàíèçàöèè íåïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ è ïîâåäåí÷åñêèõ ðåàêöèé.
Ïåðåäíèé ìîçã ñîñòîèò èç ïðîìåæóòî÷íîãî ìîçãà (äèýíöåôàëîíà) è áîëüøèõ ïîëóøàðèé.
Ïðîìåæóòî÷íûé ìîçã âêëþ÷àåò äâå âàæíåéøèå ñòðóêòóðû: òàëàìóñ (çðèòåëüíûé áóãîð) è ãèïîòàëàìóñ (ïîäáóãðîâàÿ îáëàñòü). Ãèïîòàëàìóñ èãðàåò âàæíåéøóþ ðîëü â ðåãóëÿöèè âåãåòàòèâíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Âåãåòàòèâíûå ýôôåêòû ãèïîòàëàìóñà, ðàçíûõ åãî îòäåëîâ èìåþò íåîäèíàêîâûå íàïðàâëåííîñòü è áèîëîãè÷åñêîå çíà÷åíèå. Ïðè ôóíêöèîíèðîâàíèè çàäíèõ îòäåëîâ âîçíèêàþò ýôôåêòû ñèìïàòè÷åñêîãî òèïà, ïðè ôóíêöèîíèðîâàíèè ïåðåäíèõ îòäåëîâ ýôôåêòû ïàðàñèìïàòè÷åñêîãî òèïà. Âîñõîäÿùèå âëèÿíèÿ ýòèõ îòäåëîâ òàêæå ðàçíîíàïðàâëåíû: çàäíèå îêàçûâàþò âîçáóæäàþùåå âëèÿíèå íà êîðó áîëüøèõ ïîëóøàðèé, ïåðåäíèå òîðìîçÿùåå. Ñâÿçü ãèïîòàëàìóñà ñ îäíîé èç âàæíåéøèõ æåëåç âíóòðåííåé ñåêðåöèè ãèïîôèçîì îáåñïå÷èâàåò íåðâíóþ ðåãóëÿöèþ ýíäîêðèííîé ôóíêöèè.
 êëåòêàõ ÿäåð ïåðåäíåãî ãèïîòàëàìóñà âûðàáàòûâàåòñÿ íåéðîñåêðåò, êîòîðûé ïî âîëîêíàì ãèïîòàëàìî-ãèïîôèçàðíîãî ïóòè òðàíñïîðòèðóåòñÿ â íåéðîãèïîôèç. Ýòîìó ñïîñîáñòâóþò è îáèëüíîå êðîâîñíàáæåíèå, è íàëè÷èå ñîñóäèñòûõ ñâÿçåé ãèïîòàëàìóñà è ãèïîôèçà.
Ãèïîòàëàìóñ ïðèíèìàåò ó÷àñòèå â ðåãóëÿöèè òåìïåðàòóðû òåëà, âîäíîãî îáìåíà, îáìåíà óãëåâîäîâ. ßäðà ãèïîòàëàìóñà ó÷àñòâóþò âî ìíîãèõ ñëîæíûõ ïîâåäåí÷åñêèõ ðåàêöèÿõ (ïîëîâûå, ïèùåâûå, àãðåññèâíî-îáîðîíèòåëüíûå). Ãèïîòàëàìóñ èãðàåò âàæíóþ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè îñíîâíûõ áèîëîãè÷åñêèõ ìîòèâàöèé (ãîëîä, æàæäà, ïîëîâîå âëå÷åíèå), à òàêæå ïîëîæèòåëüíûõ è îòðèöàòåëüíûõ ýìîöèé. Ìíîãîîáðàçèå ôóíêöèé ãèïîòàëàìóñà äàåò îñíîâàíèå ðàñöåíèâàòü åãî êàê âûñøèé ïîäêîðêîâûé öåíòð ðåãóëÿöèè æèçíåííî âàæíûõ ïðîöåññîâ, èõ èíòåãðàöèè â ñëîæíûå ñèñòåìû, îáåñïå÷èâàþùèå öåëåñîîáðàçíîå ïðèñïîñîáèòåëüíîå ïîâåäåíèå.
Äèôôåðåíöèðîâêà ÿäåð ãèïîòàëàìóñà ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ íå çàâåðøåíà è ïðîòåêàåò â îíòîãåíåçå íåðàâíîìåðíî. Ðàçâèòèå ÿäåð ãèïîòàëàìóñà çàêàí÷èâàåòñÿ â ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ.
Òàëàìóñ ñîñòàâëÿåò çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü ïðîìåæóòî÷íîãî ìîçãà. Ýòî ìíîãîÿäåðíîå îáðàçîâàíèå, ñâÿçàííîå äâóñòîðîííèìè ñâÿçÿìè ñ êîðîé áîëüøèõ ïîëóøàðèé.  åãî ñîñòàâ âõîäÿò òðè ãðóïïû ÿäåð. Ðåëåéíûå ÿäðà ïåðåäàþò çðèòåëüíóþ, ñëóõîâóþ, êîæíî-ìûøå÷íî-ñóñòàâíóþ èíôîðìàöèþ â ñîîòâåòñòâóþùèå ïðîåêöèîííûå îáëàñòè êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé. Àññîöèàòèâíûå ÿäðà ñâÿçàíû ñ äåÿòåëüíîñòüþ àññîöèàòèâíûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé. Íåñïåöèôè÷åñêèå ÿäðà (ïðîäîëæåíèå ðåòèêóëÿðíîé ôîðìàöèè ñðåäíåãî ìîçãà) îêàçûâàþò àêòèâèçèðóþùåå âëèÿíèå íà êîðó áîëüøèõ ïîëóøàðèé.
Öåíòðîñòðåìèòåëüíûå èìïóëüñû îò âñåõ ðåöåïòîðîâ îðãàíèçìà (çà èñêëþ÷åíèåì îáîíÿòåëüíûõ), ïðåæäå ÷åì äîñòèãíóò êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà, ïîñòóïàþò â ÿäðà òàëàìóñà. Çäåñü ïîñòóïèâøàÿ èíôîðìàöèÿ ïåðåðàáàòûâàåòñÿ, ïîëó÷àåò ýìîöèîíàëüíóþ îêðàñêó è íàïðàâëÿåòñÿ â êîðó áîëüøèõ ïîëóøàðèé.
Ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ áîëüøàÿ ÷àñòü ÿäåð çðèòåëüíûõ áóãðîâ õîðîøî ðàçâèòà. Ïîñëå ðîæäåíèÿ ðàçìåðû çðèòåëüíûõ áóãðîâ óâåëè÷èâàþòñÿ çà ñ÷åò ðîñòà íåðâíûõ êëåòîê è ðàçâèòèÿ íåðâíûõ âîëîêîí.
Îíòîãåíåòè÷åñêàÿ íàïðàâëåííîñòü ðàçâèòèÿ ñòðóêòóð ïðîìåæóòî÷íîãî ìîçãà ñîñòîèò â óâåëè÷åíèè èõ âçàèìîñâÿçåé ñ äðóãèìè ìîçãîâûìè îáðàçîâàíèÿìè, ÷òî ñîçäàåò óñëîâèÿ äëÿ ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ êîîðäèíàöèîííîé äåÿòåëüíîñòè åãî ðàçëè÷íûõ îòäåëîâ è ìîçãà â öåëîì.  ðàçâèòèè ïðîìåæóòî÷íîãî ìîçãà ñóùåñòâåííàÿ ðîëü ïðèíàäëåæèò íèñõîäÿùèì âëèÿíèÿì êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.
Áàçàëüíûå ãàíãëèè (õâîñòàòîå ÿäðî, ïîëîñàòîå òåëî, áëåäíûé øàð) èãðàþò âàæíåéøóþ ðîëü â îñóùåñòâëåíèè äâèãàòåëüíîé ôóíêöèè, ÿâëÿÿñü ñâÿçóþùèì çâåíîì ìåæäó àññîöèàòèâíûìè è äâèãàòåëüíûìè îáëàñòÿìè êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.
Áîëüøèå ïîëóøàðèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ñîñòàâëÿþò 80 % ìàññû ãîëîâíîãî ìîçãà. Îíè ñîåäèíåíû ïó÷êàìè íåðâíûõ âîëîêîí, îáðàçóþùèõ ìîçîëèñòîå òåëî.  ãëóáèíå áîëüøèõ ïîëóøàðèé ðàñïîëîæåíà ñòàðàÿ êîðà ãèïïîêàìï, ÿâëÿþùèéñÿ îäíîé èç âàæíåéøèõ ñòðóêòóð ëèìáè÷åñêîé ñèñòåìû.
Ëèìáè÷åñêàÿ ñèñòåìà, ôóíêöèîíàëüíî îáúåäèíÿþùàÿ ãèïïîêàìï, ãèïîòàëàìóñ, íåêîòîðûå ÿäðà òàëàìóñà è îáëàñòè êîðû, ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé ÷àñòüþ ðåãóëÿòîðíîãî êîíòóðà (ñèñòåìà ñòðóêòóð, ó÷àñòâóþùèõ â ðåãóëÿöèè íåðâíûõ ïðîöåññîâ â êîðå áîëüøèõ ïîëóøàðèé). Ëèìáè÷åñêàÿ ñèñòåìà ó÷àñòâóåò â êîãíèòèâíûõ, àôôåêòèâíûõ è ìîòèâàöèîííûõ ïðîöåññàõ.
Îñíîâíîé ñòðóêòóðîé áîëüøèõ ïîëóøàðèé ÿâëÿåòñÿ íîâàÿ êîðà (íåîêîðòåêñ), ïîêðûâàþùàÿ èõ ïîâåðõíîñòü.
Источник