Физиология развития нервной деятельности ребенка

Физиология развития нервной деятельности ребенка thumbnail

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Слаженная деятельность организма человека, и ребенка в частности, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой,
а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов
и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения. Возбуждение — это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение — активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.

Несмотря на кажущуюся универсальность, высшая нервная деятельность ребенка имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Начнем с того, что взаимодействие организма
с окружающей средой осуществляется с помощью безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. У детей условные рефлексы возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.

Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется также неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться
от нежелательных действий. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять в течение нескольких минут).

К особенностям высшей нервной деятельности детей относится
и сравнительно слабая подвижность нервных процессов (способности быстро реагировать на изменение окружающей среды). Дети не могут быстро начать или затормозить какое-либо действие. Поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой: «Немедленно убирай игрушки и одевайся!» Необходимо дать установку перед началом нового вида деятельности, чтобы ребенок мог подготовиться и постепенно, безболезненно перейти к ней. Например: «Ирочка, скоро будем обедать. Убирай игрушки. Уложи куколку спать. Вот молодец. А теперь собери кубики в коробку».

Еще одна особенность высшей нервной деятельности ребенка в том, что она обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают
от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность. Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.

В поведении детей также преобладают иррадиированые реакции. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой,
а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопаньем в ладоши. При выполнении какого-либо действия дети часто производит много лишних движений. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.

Особенность нервной деятельности ребенка состоит также и в том, что  поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.

Кроме того, у детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.

Наряду с возрастными, с первых же дней проявляются и индивидуальные психологические особенности детей. У разных детей различны сила нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов. Данный факт послужил основой для классификации типов нервной деятельности детей разработанной Н. И. Красногорским. Согласно ему, существует четыре типа нервной деятельности:  

  1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип — характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь, с богатым словарным составом.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тип — у детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.

Читайте также:  Различные виды деятельности и развитие индивидуальности ребенка

3. Сильный, неуравновешенный, повышенно- возбудимый, безудержный тип — характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффективностью. Речь у детей этого типа быстрая, с отдельными выкрикиваниями.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью – характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения,
их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются, условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. 

Однако следует отметить, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности ребенка является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды, является морфофункциональной основой преобразования типа. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.

Вывод: при воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуальные особенности. Применяя различные приемы, надо стремиться к осуществлению всех задач воспитания и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.

Источник

Формирование ВНД у детей тесно связано с созреванием коры больших полушарий. Известно, что структурной основой сложных психических форм поведения являются ассоциативные зоны коры, особенно расположенные в лобных и нижних теменных областях. Площадь ассоциативной коры после рождения увеличивается в 9 раз и у взрослых она занимает 2/3 всей поверхности коры.

ВНД у детей первого года жизни.У плодов условно — рефлекторная деятельность не доказана. Как рано формируются условные рефлексы у человеческого детеныша, исследовали Липситт и Кейс. Они в 1946 г. провели исследование по выработке условного рефлекса у трехдневных младенцев. Десяти опытным младенцам 20 раз сочетали подачу чистого звукового тона (условный сигнал) с последующим кормлением соской (безусловный раздражитель). В конечном итоге младенцы этой группы совершали сосательные движения только на звук. Дети из контрольной группы сосательных движений не совершали, так как звуковой тон не подкреплялся соской. Таким образом, научение младенца возможно с первых дней его внеутробной жизни. Самые первые натуральные условные рефлексы возникают на второй неделе после рождения на время, если строго соблюдается режим кормления. Уже за 30 минут до очередного кормления у ребенка повышается в крови количество лейкоцитов, усиливается газообмен и ребенок просыпается. Такая реакция называется натуральным условным рефлексом.

Одновременно у ребенка формируются условные рефлексы в виде сосательных движений на положение тела для кормления.

К концу второй недели после рождения у ребенка наблюдаются устойчивые условные рефлексы с вестибулярного и слухового аппаратов. Ребенок быстрее засыпает на укачивание и убаюкивание.

Через 2 месяца после рождения условные рефлексы могут вырабатываться у младенцев на раздражения всех видов рецепторов. К этому времени у детей формируется зрительная и слуховая память. В возрасте от 3 до 6 месяцев устанавливаются взаимоотношения между кожно-тактильным, двигательным и зрительным анализаторами, на основе чего формируются целенаправленные движения рук.

В возрасте от 5 до 8 месяцев ребенок изучает предметом визуально, с помощью рук и рта. Ребенок может перекладывать вещи из руки в руку, захватывать предметы двумя пальцами, может хлопать и ударять игрушками – эти действия связаны с формированием тонкой моторики.

Грубая моторика развивается за счет включения крупных мышц, что позволяет детям садиться, стоять с опорой, ползать и ходить с опорой. Дети проявляют поисковое поведение.

Игры в 6-7 месяцев закладывают основу для последующего развития мышления и речи.

В 7-8 месяцев ребенок способен различать механические игрушки и живые объекты.

Условные рефлексы на слово появляются с 7 месячного возраста – это первые проявления сенсорной речи. Правильная реакция на слова проявляется только в привычной обстановке.

В 11-12 месяцев ребенок ходит самостоятельно. В этот период он активно изучает мир: исследует содержимое ящиков, включает приборы, забирается в шкафы, на подоконник. Самостоятельно овладевает приемами еды, питья.

Специализация условных рефлексов неразрывно связана с развитием коркового торможения.

Безусловное внешнее торможение проявляется у ребенка с самого начала условно-рефлекторной деятельности. Любые посторонние раздражители тормозят у ребенка условные рефлексы. Это является одной из причин непостоянства условных рефлексов у маленьких.

Условное (внутреннее торможение) проявляется не сразу после рождения ребенка. Угасательное и дифференцировочное торможение условных рефлексов удается выработать у детей старше 2,5-3 месяцев. Но дифференцировка вырабатывается только на сильно различимые раздражители. Например: звук гудка является условным подкрепляемым сигналом, а звук звонка – неподкрепляемым. В процессе длительной выработки дифференцировочного торможения, ребенок начнет различать эти сигналы. Только к 6 месяцам ребенок овладевает более тонкой дифференцировкой.

Торможение типа условный тормоз возникает позднее. С 5 месяцев у ребенка появляется признаки запаздывательного торможения.

Читайте также:  Развитие ребенка дошкольного возраста

У ребенка буквально с первых минут после рождения проявляются отрицательные эмоции, связанные с необходимостью удовлетворения потребностей в пище, тепле, комфорте. Удовлетворение потребностей у новорожденного снимает отрицательных эмоций, но не вызывает положительных. И только в начале второго месяца жизни ребенка появляются положительные эмоции в ответ не ласку, улыбку взрослого. С этого времени у ребенка появляется потребность эмоционального общения. Эмоциональная депривация даже у здорового ребенка приводит к задержке развития.

Новорожденные спят 20-21 час в сутки, в возрасте 1 год – около 14 часов. Для новорожденных характерна многократная (6-7 раз в сутки) смена сна и бодрствования (сон полициклический). Количество циклов с возрастом уменьшается. В год ребенок спит 3 раза в сутки. У новорожденных быстрый сон имеет большую продолжительность и занимает около половины всего времени сна, т.е. около 10 часов.

В течение первого года жизни мозг увеличивается в 2-2,5 раза.

Развитие ВНД в период раннего детства (1-3 года).Идет дальнейшее развитие головного мозга. Постепенно формируются адекватные действия с предметами. Ребенок понимает их назначение. У ребенка вырабатывается динамический стереотип. Но подвижность нервных процессов, обеспечивающих переключение с одного вида деятельности на другие, недостаточна. Изменения порядка сигналов в выработанном стереотипе вызывает у ребенка затруднение в формировании ответной реакции. Поэтому дети до 3 лет требуют бережного отношения к выработанным положительным привычкам.

В 2 года ребенок активен, овладевает сложными формами деятельности (ездой на велосипеде, передвижением по лестнице). Ребенок самостоятельно одевается, раздевается, рисует; совершенствует речь. Активное узнавание предметов, оперирование с ними в 2-3 года тесно связано с мышлением в действии. Изобразительная деятельность – важнейший показатель развития ребенка. Препятствие на пути к цели вызывает гнев. Первые вспышки ярости отмечаются у детей в возрасте от 1 года до 2 лет, они быстропроходящие и направлены в основном на предметы.

С 2 лет агрессии проявляется на отказ или запрет. Это борьба за власть над взрослыми. В 3 года ребенок требует самостоятельности – кризис возраста. Дети рано начинают врать; 70 % детей врут, причем, чем умнее ребенок, тем он больше врет.

Высшая нервная деятельность в период первого детства (3-7 лет). Для этого возраста характерно дальнейшее развитие всех видов условного торможения. Переделка стереотипа уже не сложная задача. У дошкольников интенсивно формируется аналитико-синтетические механизмы, вырабатываются условные рефлексы на сложные раздражители.

Для возраста 3-5 лет типичны бурные проявления эмоций, дети утверждают себя.

Обучение чтению в 6-7 лет развивает словесное мышление с внутренней речью. Дети в этом возрасте в состоянии управлять своим поведением.

К 7 летнему возрасту происходит морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий, что и обеспечивает способность ребенка к удержанию программ поведения. Типологические особенности ВНД у ребенка в 6-11 лет четко не определяется, т.к. сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов не стабильны. Развитие коры больших полушарий постепенно приближается к уровню взрослого человека.

ВНД в период младшего школьного возраста (7-10 лет).У детей быстро развивается утомление. Еще недостаточно развиты механизмы, определяющие активное внимания. Дети принимают роль ученика. Это период повышенной стрессированности организма, отсюда повышенная эмоциональность с сильно выраженной потребностью в движении. При отсутствии эмоциональной защиты легко развиваются отклонения личностного развития.

ВНД в подростковом периоде (с 11 до 15 лет у девочек, с 13 до 17 лет у мальчиков).Это самый критичный период – так как соматические изменения в организме обусловлены половым созреванием. Наблюдается доминирование возбудительных процессов над тормозными. Высок уровень тревожности. Ухудшается дифференцировка сигналов, проявляется широкая иррадиация возбуждения. Речь замедляется, ответы стереотипны. Характерна конфликтность. Развивается чувство самостоятельности. Отрицательным следствием этого является склонность к отрицательному поведению (курение, употребление алкоголя и наркотиков). В юношеском возрасте идет структурно-функциональное созревание коры, усложняется ее ансамблевая организация, увеличивается роль лобных структур коры в восприятии информации. Завершается специализация коры и завершается развитие ВНД.

Источник

Медицина / Физиология / Физиология (статья)

Статья | 
3-03-2018, 21:28
 | 

Развитие ребенкаРазвитие ребенкаУ человека головной мозг обеспечивает в значительной степени все функции организма. Особое значение имеет функция мышления. Поэтому очень важно, чтобы развитие мозга ребенка проходило в наиболее благоприятных условиях.

Головной мозг представляет собой очень сложное образование. В нем различают две основные структуры — подкорковые отделы и кору головного мозга. Свои функции мозг осуществляет на основе деятельности этих двух структур, что обозначается термином «высшая нервная деятельность».

Понятие «высшая нервная деятельность» было сформулировано физиологом И. П. Павловым, который для человека поставил знак равенства между терминами «психическая деятельность» и «высшая нервная деятельность».

Основным качественным отличием мозга человека от мозга животного является наличие так называемых речевых зон коры, с обязательным участием которых протекает речевая деятельность— основа абстрактного мышления (рис. 1).

Локализация функций в коре больших полушарий головного мозга

Рисунок 1. Локализация функций в коре больших полушарий головного мозга
А – наружная поверхность левого полушария; Б – внутренняя поверхность правого полушария; 1 – двигательный центр; 2 – центры кожной чувствительности; 3 – центры зрения; 4 – центры слуха; 5 – центры обоняния и вкуса; 6-8 – двигательные центры речи (6 – двигательный, 7 – слуховой; 8 – зрительный)

Кора больших полушарий человека осуществляет две основные функции: контролирует и регулирует деятельность всех жизнеобеспечивающих систем организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную и др.); обеспечивает сложные формы речевой и мыслительной деятельности. Чтобы выполнять эти сложные функции, мозг должен обладать высокой степенью активности, что в свою очередь происходит под влиянием притока разнообразной информации. На рисунке 2 (1 и 2) представлена модель работы центральной нервной системы (ЦНС) по принципу компьютера, а также схема работы головного мозга с позиции восприятия и переработки поступающей информации.

Читайте также:  Главная задача познавательного развития ребенка

Схема работы ЦНС и головного мозга

Рисунок 02. Схема работы ЦНС и головного мозга

1 – модель ЦНС
2 – модель работы головного мозга

Информативные сигналы из окружающего мира достигают клеток центральной нервной системы благодаря наличию анализаторов. Анализатор состоит из трех частей, составляющих вместе единое целое. Это, во-первых, воспринимающий аппарат, обладающий теми или другими видами рецепторов (например, сетчатка глаза, где имеются так называемые палочки и колбочки, воспринимающие цвет и цветовую гамму). Здесь воздействия внешнего мира трансформируются в процесс нервного возбуждения. Вторым звеном являются нервные волокна (2) (в нашем примере — зрительный нерв), по которым нервные импульсы достигают третьего, центрального звена — клеток, составляющих соответствующие нервные скопления в коре больших полушарий (3) (в нашем примере — зрительная зона коры). (Рис. 3.)

Схема анализаторовСхема анализаторов

Рисунок 3. Схема анализаторов

А – слуховой анализатор; Б – зрительный анализатор; В – анализатор давления, болевых ощущений, тепла, холода, прикосновений; Г – анализатор обоняния; 1 – рецепторный отдел; 2 – проводящий отдел; 3 – корковый отдел

Ребенок рождается со структурно готовым мозгом, но формирование и развитие функциональной активности его происходят после рождения, под влиянием различной информации, поступающей из внешней среды в клетки центральной нервной системы, и развития функции мышления.

Достаточный приток и активная переработка информации способствуют дальнейшему морфологическому совершенствованию мозга ребенка, что позволяет осуществить более высоким уровень функций, отражающийся в дальнейшем на нервно-психическом развитии ребенка.

Принцип деятельности целостного мозга — это принцип условного рефлекса. Заслуга открытия этого принципа принадлежит И. П. Павлову, который, изучая работу слюнных желез на собаках с выведением наружу протоков одной из слюнных желез, обратил внимание на то, что слюна отделяется не только при попадании пищи в полость рта, но и в том случае, когда действуют раздражители, которые служат сигналом пищи. Например, шаги или голос человека, обычно кормящего собаку, звук звонка, если вслед за этим животное получает пищу. Подобные сигналы начинают вызывать отделение слюны лишь в том случае, если они неоднократно предшествовали кормлению животного. Следовательно, если собака каждый раз получает пищу вслед за звучанием звонка, то звонок перестает быть безразличным раздражителем. Он становится сигналом пищи, раздражителем, вызывающим пищевую реакцию, в частности рефлекторное отделение слюны. Такие новые рефлексы, образующиеся в течение жизни при определенных условиях, И. П. Павлов назвал условными, в отличие от обычных врожденных рефлексов, которые он назвал безусловными. Условные рефлексы могут быть выработаны на основе любой безусловнорефлекторной реакции.

На рисунке 4 схематично показано образование условного рефлекса: А — на сигнал звонка «а» включается слуховой анализатор. Б — звук звонка сопровождается дачей пищи «б» которая действует как безусловный раздражитель, возбуждающий соответствующие структуры мозга. В—реакция слюноотделения формируется только на звук звонка еще до поступления пищи — сформировался условный рефлекс «в».

Схема образования условного рефлексаСхема образования условного рефлекса

Рисунок 4. Схема образования условного рефлекса

К безусловным рефлексам относятся пищевой рефлекс (когда пища попадает в рот животному, оно ее поглощает), оборонительный (животное отдергивает лапу, уколотую иглой), половой рефлекс, ориентировочная реакция, основные формы видового поведения (кошка охотится за мышью, бобер строит свою постройку). Безусловные рефлексы постоянны для каждого вида, класса или типа животных. Они реализуют все физиологические потребности — голод, жажду, избегание болевого раздражения и т. д. Однако для адекватного поведения в изменчивом внешнем мире одних безусловных рефлексов оказывается недостаточно. Голодный хищник должен уметь отыскать пищу, возможно раньше по различным сигналам отреагировать на появление добычи, иначе она уйдет (например, лиса охотится за зайцем, но и заяц должен соответственно предвидеть возможное появление лисы и сформировать адекватное поведение). В этом помогает приспособительный механизм условного рефлекса.

Биологические корни условного рефлекса раскрыл академик П. К. Анохин. Он показал, что это вид приспособительной реакции, когда ответная деятельность организма формируется с опережением. Например, запах или вид пищи, а также любое другое условие, сигнализирующие о пище (звон посуды), приводит в функциональную готовность всю систему пищеварения в считанные доли секунды, а пища проходит через пищеварительный тракт за гораздо большие промежутки времени.

Источник