Физиологические особенности развития ребенка раннего возраста

Людмила Кашеня
Психофизиологические особенности развития детей раннего возраста.

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно охарактеризовать словами

И. М.Сеченова: «Вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром».

Раннее детство – особый период становления органов и систем, и прежде всего функций мозга. Связи между клетками формируются наиболее активно в период от 0 до 3 лет, к 3 годам мозг достигает 80 % взрослого потенциала. Именно в эти годы происходит закладка основных черт характера, становление личности в плане проекции себя в мире «я сам», соотношения себя и мира.

Главная особенность этого периода – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки, когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка.

В этом возрасте у малышей происходит интенсивное формирование опорно-мышечного аппарата, развитие всех физиологических систем организма и психики, раскрытие способностей. Ребенок готов осваивать (играть на музыкальном инструменте, в шахматы, плавать и т. п.). Его очень легко научить именно в этом возрасте, когда он готов действовать с предметами, совершив важнейшее действие, — обозначив собственное «я».

Учёт особенностей физиологического развития детей раннего

возраста в образовательном процессе

Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Сказывается влияние: наследственных факторов; интенсивность обмена веществ; эндокринный фон организма; активность секретов пищеварительных желёз. Оказывают влияние особенности климата; жилищно-бытовые условия; режим дня; характер питания; перенесённые заболевания

Тщательно следить за показателями физического развития ребенка: массой тела,

Окружность грудной клетки, окружностью головы, их темпами прироста и соотношением

Продолжает формироваться острота зрения. Размер глазного яблока и глазодвигательная мускулатура окончательно еще не сформировались. Тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий приводит к тому, что практические манипуляции с объектом в раннем возрасте являются необходимым фактором зрительного опознания. Формирование сенсорных систем тесно связано с развитием внимания,умением сосредоточиться на своих ощущениях: зрение – с улучшением зрительного внимания, слух – с развитием слухового внимания, тактильное, мышечно-суставное чувство – в ходе формирования контроля над движениями и осязанием и т. д.

Способствовать снижению удельного веса ощупывания в зрительном восприятии, формировать более организованное и систематичное зрительное и осязательное обследование предмета, решение сенсорной задачи узнавания, опознавания.

Поощрять деятельность, развивающую зрительно-моторную координацию.

Формировать развивающую среду, которая будет способствовать развитию всех органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, мышечно-суставное чувство) содержать в себе игрушки, предметы, снаряды, поверхности, звуки, запахи, позволяющие ребенку познакомиться в ощущениях со всем многообразием внешнего мира).

Происходит созревание «схемы тела». Оно сопряжено с формированием латералиты – функциональной асимметрии в деятельности парных сенсорных органов (ведущего глаза, руки, уха). Развитие межполушарной асимметрии связано с начальным этапом повышения активности левого полушария, сопровождаемого осознанием чувства «я» и развитием речи, наиболее активно представленных в 1,5 – 2,5 – 3 года

Формировать понятия «право-лево», повышать сенсомоторный репертуар ребенка, упражнения выполнять зеркально, сперва ведущей рукой (ногой, глазом, затем второй, вместе параллельно и затем разнонаправлено.

Относиться к ребенку все более не как к объекту ухода, а как к субъекту общения

Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Наблюдается испуг при неожиданном появлении незнакомого резкого звука, темноты, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущимся транспортом. Страх при долгом отсутствии матери, который наблюдается с 7 месяцев, к 2 годам должен исчезнуть. Позже, в 3 года появляется страх перед наказанием Необходимо отвлечь ребенка, занять, поиграть с ним, выйти на прогулку, обеспечить поддержку, любовь и признание, стабильное и уверенное поведение. Тогда страхи уходят сами, тема перестает волновать ребенка, поглощенного новыми впечатлениями.

Помнить, что нельзя запирать ребенка в темном незнакомом помещении, пугать малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит). Использовать сказкотерапию (как Бабка Ёжка стала доброй, как паучок помог девочке).

Не перегружать фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключить агрессивные мультфильмы и книги

Происходит значительное увеличение среднего носового хода с 2 лет. До этого носовые ходы узкие. Слизистая оболочка носовой полости очень нежна и богато снабжена кровеносными сосудами, причем просвет сосудов шире, чем у взрослых. Из околоносовых пазух сформированы только решётчатые и лобные, они могут давать осложнения при воспалительных заболеваниях глаз, уха и носа.

Создаются предпосылки для отита из-за особенности строения уха, особенно при заболеваниях верхних дыхательных путей, носоглотки, которые у детей нередко осложняются воспалением среднего уха

Читайте также:  Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает гармонию

Продолжается до 3 лет быстрый рост гортани, и в это время у мальчиков и девочек она одинакова. Гортань имеет форму воронки. Голосовые связки прикрепляются у детей раннего возраста выше, чем у взрослых, они короткие по отношению к голосовой щели Необходимо учить детей правильно очищать нос. Одновременное очищение от слизи обеих ноздрей создает излишнее давление в полости носа, и инфекция может проникнуть в ухо и околоносовые пазухи. Чтобы избежать этого, необходимо учить детей во время умывания сморкаться без усилий, прочищать каждый носовой ход по отдельности, слегка приоткрывая рот. Не рекомендуется втягивать слизь вовнутрь – инфекция может проникнуть еще глубже в носоглотку, дыхательные пути, пазухи и ухо. Если нет возможности промыть нос, то лучше использовать сухие или одноразовые носовые платки

Не допускать повреждения слизистой гортани и голосовых связок при голосовых перегрузках, резких перепадах температуры, посторонних примесях во вдыхаемом воздухе (пыль, резкие запахи, жаркий сухой, холодный воздух). Не требовать от детей громких ответов, не считаясь с тем, что у ребенка тихий голос или он охрип после простуды; репертуар детских песен подбирать в соответствии с диапазоном детского голоса; не допускать напряжения голоса на холоде и на ветру, учить детей говорить и петь вполголоса

Особенности физиологического развития детей раннего возраста. Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Наблюдается ограничение возможностей дыхания в раннем возрасте из-за незрелости лёгочной ткани, её чрезмерной рыхлости и полнокровия, горизонтального стояния рёбер, слабости дыхательной мускулатуры. Слизистая оболочка трахеи и носоглотки нежна и богата кровеносными сосудами, но относительно суха вследствие недостаточного развития слизистых желёз. Слизистая дыхательных путей легко подвергается отёку, ребенок может начать задыхаться, закашливаться в ответ на воспаление, резкий вкус, запах, эмоциональное возбуждение, крик Способствовать развитию, формированию тонуса, силы дыхательной мускулатуры (межрёберных мышц, брюшного пресса, диафрагмы, спины, что нормализует процессы оксигенации крови, питания головного мозга и внутренних органов, формированию речевого выдоха и речи, предупреждает заболевания органов дыхания.

Необходимо не допускать резких перепадов температуры воздуха, влажности, появления резких запахов, употребления ребенком лекарств, продуктов с острыми специями, уксусом и т. п.

Заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Недостаточное количество слюны и высокая её вязкость, несформированность жевательной мускулатуры физиологически осложняют пережёвывание пищи Способствовать усвоению и закреплению навыка жевания, откусывания. Кулинарная обработка пищи должная соответствовать возрасту. Молочные зубы нежные и хрупкие, это следует учитывать при организации питания детей.

Проводить профилактику кариеса. Кариозные зубы являются очагом хронической инфекции в организме ребёнка, что приводит к аллергизации, вызывает напряжение иммунитета, осложненное течение инфекционных заболеваний, реакцию на прививки.

Особо обращать внимание на развитие прикуса, степень санации полости рта и молочных зубов у детей в силу того, что зачатки постоянных зубов находятся под молочными.

Формировать правильный прикус: приучать ребёнка к откусыванию и пережёвыванию твёрдой пищи, дышать через нос

Отмечается недостаточная секреция желёз желудка у ребёнка. В желудочном соке содержатся все ферменты, но в небольшом количестве, небольшой переваривающей силе и низкой кислотности желудочного сока. Кишечник ребёнка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, её брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий Необходимо не только придерживаться специально разработанного рациона питания, но и считаться со вкусом и индивидуальными особенностями ребёнка. Следует исключать из рациона плохо переносимую пищу, чтобы предупредить тяжёлые реакции.

Не допускать общего перегревания ребёнка, резкого звукового раздражения, резкого увеличения его двигательной активности. Это может привести к усилению перистальтики кишечника, вплоть до болевых ощущений, появления жидкого стула и непроизвольной дефекации

Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Движения характеризуются Н. А. Берштейном как «грациозная неуклюжесть». Они недостаточно ловки и координированы. Вначале конструктивные действия носят подражательный характер, а затем начинается использование собственных способов конструирования.

Заканчивается формирование акта ходьбы в общих чертах (примерно к 2 годам, хотя биомеханические особенности (высокое расположение центра массы тела над осями тазобедренных суставов, слабость мышц нижних конечностей) в ходьбе детей остаются вплоть до школьного возраста. Ходьба и бег почти не отличаются друг от друга Формировать все основные паттерны движения, учитывая то, что дети сначала овладевают различением направлений по вертикальной оси и горизонтальной оси, затем развивается различение правой и левой стороны. Этот принцип относится и к собственному телу.

Способствовать овладению орудийными движениями. И посредством орудия, инструмента (столовые приборы, лопатки и др.); формами поведения; правильными действиями с различными предметами (карандашом, кисточкой и др.) способствовать предметной имитационной игровой деятельности.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка г мозыря гуо

Совершенствовать лазанье, бросание; постепенно овладевать простыми плясовыми движениями

Происходит наиболее интенсивно рост позвоночного столба. С 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и ускоряется рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника.

Сохраняется коническая форма грудной клетки с более горизонтальным расположением рёбер и развёрнутой нижней апертурой.

Начинается окостенение свободных конечностей, несформированная кисть быстро утомляется.

Позже формируется сводчатость стопы, в этом возрасте она еще не выражена, слабо развит мышечный аппарат стопы Проводить целенаправленные физические упражнения, равномерно укрепляющие скелет и мускулатуру тела (особенное спины, ног) и все мышцы-разгибатели, так как они физиологически развиты хуже.

Взрослые не должны допускать нахождения ребёнка в одном и том же положении: стоя, сидя, лёжа на полу и т. д. – длительно (более 15-20 минут).

Не допускать перегрузки мускулатуры кистей рук в ходе игры, рисования, ручного труда, физической активности (висы, подтягивание, поднятие и перенос тяжестей, выкручивающие движения и т. д.).

Проводить корригирующие систематические упражнения для укрепления свода стопы несколько раз в день, например ходьба босиком по шершавым поверхностям. Необходимо большое внимание уделять обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька, супинатор, плотный обхват подъёма).

Не позволять детям спрыгивать с большой высоты, учить правильно, мягко делать соскок, страховать при соскоках

Легко изменяется величина кровяного давления под влиянием различных внешних факторов. При переходе тела из положения сидя в горизонтальное положение кровяное давление у большинства детей повышается на 10-20 мм рт. ст., под влиянием эмоций давление повышается на 20-40 мм рт. ст. Не допускать функциональных перегрузок сердечно — сосудистой системы, очень осторожно подходить к организации двигательной активности и занятий физической культурой. А также помнить,

Наблюдается интенсивность роста почек. Она наиболее велика в первые 3 года жизни. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счёт интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребёнка.

Меняется реакция мочи в зависимости от характера получаемой ребёнком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.

У девочек наблюдается более короткие и широкие мочевыводящее пути, которые облегчают восходящий путь распространения инфекции в мочевой пузырь и почки что при физических нагрузках у малышей изменяется частота дыхания, а не глубина

Формировать у детей условно-рефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днём, но и ночью за счёт высаживания на горшок и ограничения пользования подгузниками до минимума.

Следить за характером питания, рацион должен содержать оптимальное количество белковой и растительной пищи, чтобы не допускать чрезмерного ощелачивания или окисления мочи – это раздражает мочевыводящие пути.

Проводить профилактику, учить детей соблюдать гигиенические правила. Профилактика включает использование соответствующих полу и возрасту подгузников, горшков и унитазов, исключающих затекание мочи в половые органы, чистое, по размеру, хорошо облегающее нижнее бельё, профилактика энтеробиоза (остриц, чистый, тёплый и безопасный пол и ковёр для игры и т. д.

Источник

Особенности

физического развития

детей раннего возраста

Консультация для родителей

Период развития ребенка от 1 до 3 лет классифицируется, как ранний возраст. И эти два года являются стадией активного физического развития малыша: значительное увеличение показателей веса и роста, совершенствование внутренних органов и их работы, укрепление мышечной системы, проявление бурной двигательной активности. Более подробная информация об особенностях данного возрастного периода в плане физического развития детей, приведена в данной статье.

Нормы веса и роста детей раннего возраста

Ежемесячная прибавка массы тела детей от 1 до 2-х лет составляет от 200 до 250 грамм, рост увеличивается, в среднем, на 1 см. На третьем году жизни дети начинают расти чуть медленнее, за год в весе прибавляют всего лишь до 2,5 кг, а в росте до 8 см. Замедленное прохождение этих процессов объясняется тем, что энергия маленького организма направлена на развитие внутренних органов и усовершенствование работы всех систем.

Кроме того, значительная часть энергии уходит на двигательную активность, которая в раннем возрасте ребенка очень велика, ведь малыш уже научился  ходить, и прыгать, и бегать, и преодолевать несложные препятствия (лазание, перелазание).

Развитие двигательной активности

Опорно-двигательный аппарат у ребенка раннего возраста становится все крепче, в этот возрастной период интенсивно протекает процесс окостенения мягких костных тканей и хрящей. Этот процесс будет продолжаться еще много лет, но уже сейчас тело ребенка приобретает устойчивость в вертикальном положении.

Читайте также:  Развитие поведения ребенка в семье

К характеристикам физического развития детей до 3-х лет относится и укрепление мышечного аппарата. Дети раннего возраста все больше начинают выполнять сложных движений, которые требуют определенных силовых затрат, например, ходьба по ступенькам, залезание на лестницу и спуск с нее. Возрастной период от 2-х до 3-х лет характеризуется пиком двигательной активности маленького человечка. Ближе к школьному возрасту он снизится, при этом процесс снижения у девочек происходит быстрее, чем у мальчиков. Именно этим и объясняется большая усидчивость девочек на уроках, чем мальчиков. В раннем возрасте дети активны и подвижны вне зависимости от пола. Но и здесь важную роль играют индивидуальные особенности как психического, так и физического развития каждого отдельного ребенка. Такие показатели, как темперамент, наследственность, в этом вопросе также из виду выпускать нельзя. Например, флегматики отличаются медлительность, поэтому дети-флегматики могут отличаться более спокойным поведением, они могут начать и ходить, и говорить позже, чем дети с другим типом темперамента. Незначительное отставание в развитии двигательных умений и навыков могут наблюдаться и у детей раннего возраста с повышенной массой тела. Маленьким толстячкам тяжело угнаться за своими сверстниками с нормальными показателями веса.

Но как бы активны не были дети младшего дошкольного возраста, они еще быстро устают, и часто после активной прогулки, ребенку требуется значительное время для отдыха. Поэтому важно чередовать подвижную деятельность с пассивной, чтобы у ребенка было время на восстановление сил.

Мелкая моторика рук у ребенка в период раннего детства продолжает активно развиваться: движения становятся более точными, амплитуда их становится более мелкая. Малыш уже может манипулировать карандашом (но не обязательно держит его правильно), ложкой, может управляться с застежкой-молнией. Но такие навыки, как застегивание пуговиц и завязывание шнурков для него еще трудны в освоении.

Развитие внутренних органов и систем организма

В период раннего детства значительные изменения происходят и в центральной нервной системе, она становится устойчивей. Малыш уже может удерживать внимание на одном предмете или действии более длительно, например, игра с одной и той же игрушкой может продолжаться до 10 минут. Периоды бодрствования ребенка увеличиваются до 6-8 часов, то есть это время он может обходиться без сна, при этом хорошо себя чувствовать.

Показатель работы сердечно-сосудистой системы у ребенка 2-3 лет приближается к норме показателей взрослого человека: 86-90 сердцебиений в минуту. Со стабилизацией количества сердцебиений снижается и напряжение во всей системе.

Работа желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста также характеризуется определенными изменениями: повышение тонуса кишечника, нормализация процессов регуляции прохода пищи по желудку и кишечнику, усиление перистальтики, укрепление мышечного слоя стенок желудка. А вот процессы пищеварения в раннем возрасте еще не совершенны, поэтому питание детей должно быть здоровым и сбалансированным. К концу 2-го года жизни дети уже чувствуют позывы к дефекации. Важно не упустить этот момент, в этот период нужно начать проводить действия по приучению ребенка к горшку.

Значительными изменениями в развитии у детей младшего дошкольного возраста отличается мочевыделительная система. Объем мочевого пузыря увеличивается в 3 раза, а число позывов к мочеиспусканию в сутки уменьшается до 10 раз. Дети раннего возраста уже начинают чувствовать и позывы к мочеиспусканию, реагировать на них. И это еще одна причина для того, чтобы начать процесс приучения ребенка к горшочку.

Из приведенной информации понятно, что период раннего возраста отличается особенно усиленной активизацией физического развития. Задача взрослых в этот период жизни ребенка — создать благоприятную среду для успешного протекания всех процессов его развития, а также поддержать и помочь в преодолении трудностей и освоении новых навыков и умений.

В чем именно должна заключаться работа родителей и педагогов?

 В первую очередь — это соблюдение режимных процессов: дневной и ночной сон по режиму, утренняя гимнастика, гигиенические процедуры (умывание, растирание) и закаливание, прогулки на свежем воздухе до 6-8 часов в день при благоприятных погодных условиях.

Игровая деятельность и спортивные занятия — еще одна составляющая работы взрослых, направленная на успешное физическое развитие детей раннего возраста. Заключается она в привлечении ребенка к участию в подвижных играх, спортивных соревнованиях, занятий физкультурой. Программа названных мероприятий должна соответствовать возрастным особенностям развития детей, то есть несли посильную нагрузку для ребенка.

Источник