Физическое развитие ребенка в младенчестве

Физическое развитие ребенка в младенчестве thumbnail

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех — окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» — улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц — пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц — самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев — может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

Читайте также:  Положение о центре развития ребенка детского сада

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.

Источник

Психическое развитие младенца (см. статью «Психическое развитие детей в период младенчества (от 2 месяцев до 1 года)» тесно связано с формированием крупной и мелкой моторики в этот период. Условия для развития двигательных функций ребенка создает взрослый: в настоящее время используются гимнастика, плавание и др.

Развитие движений ребенка в течение первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в этом отношении за 12 месяцев, поразителен. В течение первого года жизни ребенок научается держать голову, садиться, ползать, вставать на ножки и ходить; начинает тянуться к предметам, хватать их, удерживать и манипулировать ими.

В младенческом возрасте формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно скоординированные движения рук и ног. Благодаря им ребенок получает значительную часть информации о мире. Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и обеспечивают совершенствование интеллектуальной деятельности человека.

Прогрессивные виды движений и действий успешно формируются только при постоянном внимании к ребенку со стороны взрослых. Они служат показателями того уровня развития, которого достиг ребенок. Особенно важную роль играет овладение активными передвижениями в пространстве – ползанием и ходьбой, хватанием предметов и манипулированием ими.

Ползание – первый вид самостоятельного перемещения ребенка. У большинства детей оно возникает примерно в 6-7 месяцев, когда дети пытаются достать привлекательную игрушку. Пытаясь захватить игрушку, он немного передвигается вперед. Постепенно движения, ведущие к перемещению, закрепляются и превращаются в способ передвижения.

Овладению самостоятельной ходьбой предшествует длительный период времени, в течение которого ребенок учится подниматься на ножки, стоять, держась за какую-либо опору, переступать, стоять без опоры, наконец, ходить с опорой. В побуждении ребенка к ходьбе и выработке у него необходимых подготовительных движений решающую роль играет взрослый.

Большая импульсивная активность рук ребенка наблюдается уже в первые недели его жизни. Эта активность включает размахивание руками, хватание, движения кисти. Согласованные действия рук и глаз начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь случайно оказавшиеся под рукой предметы, и это отмечается уже на 2-3-м месяце жизни. Затем движения руки становятся более целенаправленными и управляемыми зрительным восприятием.

Развитие хватания начинается на 3-4 месяце жизни. Если взрослый вкладывает в руку ребенка предмет, возникает попытка его удержать. Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке. В 5 месяцев ребенок уже захватывает неподвижные предметы рукой.  Держа предмет в руке, ребенок подносит его к глазам, смотрит на него, тащит в рот, размахивает им. Отличительной особенностью первых манипуляций является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка.

Хватание – первое целенаправленное действие ребенка, которое является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

В первом полугодии жизни начинают формироваться произвольные движения. Младенец манипулирует предметом, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить траекторию его падения и т.п. В этом возрасте ребенок уже начинает понимать, что воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желательный звук.

В возрасте с 4 до 8 месяцев система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. Ребенок начинает прогнозировать движение предметов в пространстве. В 6 месяцев он уже может хватать движущиеся, качающиеся предметы.

Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями.

Все предметы ребенком примерно до семимесячного возраста захватываются почти одинаково – прижимая пальцами к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а по дуге, часто отклоняясь в сторону от нужного направления. После 7 месяцев можно наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, т. е. приобретают предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе его зрительно воспринимаемого образа. Это свидетельствует о том, что образ предмета начал активно управлять движениями рук, т. е. о том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.

Читайте также:  Детство важный этап в общем развитии ребенка

Схватывание и удержание предмета пальцами формируется на 7-8 месяце жизни и продолжается совершенствоваться до конца года.

После 6 месяцев дети начинают подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически подготовленными к началу научения путем подражания. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с водой.

MrcooKetSYs

К концу младенческого возраста у ребенка возникает особая форма движения, служащая для направления внимания взрослого человека. Это в первую очередь указательный жест, адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует, рассчитывая на его помощь.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Примерные сроки физического развития младенца:

Время появления движенийРазвитие движенийРазвитие моторики
1 месяцПоднимает подбородокХаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак
2 месяцаПоднимает грудьСжимание и разжимание пальцев рук. Вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды.
3 месяцаТянется за предметом, но, как правило, промахиваетсяУдерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот
4 месяцаСидит с поддержкойЛадони часто раскрыты, протягивает руку к предмету, движения пальцев не дифференцированы
5-6 месяцевХватает рукой предметыПротивопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев
7 месяцевСидит без поддержкиРебенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Движения пальцев дифференцируются.
8 месяцевСадится без посторонней помощиБерет мелкие предметы 2-мя пальцами, а большие – всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают.
9 месяцевСтоит с поддержкой, ползает на животе
10 месяцевПолзает, опираясь на руки и колени; ходит, держась 2-мя рукамиМанипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых (ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с водой).
11 месяцевСтоит без поддержки
1 годХодит, держась одной рукой 

 Ирина Базан

Литература:
Г.А. Урунтаева «Дошкольная психология»
Е.О. Смирнова «Детская психология»
Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская «Возрастная психология»
Р.С. Немов «Психология»

Интересные статьи на сайте

Источник

Младенчество

Краткая характеристика периода младенчества

Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорожденности. Поворотный пункт находится между 2 и 3-м мес. жизни ребенка. Итак, собственно младенчество можно разделить на 2 периода.

1. от 2 – 3 мес. до 6мес.

2. от 6 до 12 мес.

В это время мы можем наблюдать во всех областях новые проявления. Закончилось самое сильное падение кривой суточного количества сна, остался позади максимум суточного количества негативных реакций, прием пищи теперь проходит не с такой жадностью, так что ребенок на секунду прерывает еду, открывая при этом глаза. Имеются все ус­ловия для деятельности, выходящей за пределы сна, питания и крика. Гораздо реже наблюдаются внутренние помехи для сна и вздрагивание при воздействии внешних раздражителей. Зато более разнообразной и длительной становится деятельность ребенка.

Как новые формы поведения в это время при­бавляются игровое экспериментирование, лепет, первая активная деятельность органов чувств, первая активная реакция на положение, первая координация двух одновре­менно действующих органов, первые социальные реакции — выразительное движение, связанное с функциональным удовольствием и удивлением.

Все указывает на то, что пассивность, с которой но­ворожденный относился к миру, уступила место реципи­рующему интересу. А. Валлон также отмечает, что вместе со 2-м месяцем открывается новый период в развитии ребенка, в котором моторика чисто аффективного типа постепенно уступает место активности, приближающейся по характеру к сенсомоторной. В то же самое время, лицо прини­мает выражение внимательности и готовности к восприя­тию внешних впечатлений. Ребенка начинают поглощать зрительные впечатления, вскоре он начинает слушать, правда, вначале только звуки, издаваемые им самим. Он тянется к предметам, касается их руками, губами и языком. В эту пору развиваются задатки ручной активности, имеющей такое большое значение для всего психического развития.

Читайте также:  Первые дни развития ребенка в утробе

Для ребенка возникает внешний мир. Этим новым отношением к действительности и знаменуется наступление младенческого периода, вернее — его первой стадии.

Вторая стадия младенческого возраста знаменуется тоже резкими изменениями в отношении ребенка к внешнему миру. Поворотный пункт такой же значитель­ности мы наблюдаем между 5-м и 6-м мес. С этого време­ни сон и бодрствование занимают в течение дня одинако­вое время. Из новых форм поведения к этому времени, между прочим, наблюдаются первые уверенные оборонительные движения, уверенное хватание, первые оживленные порывы радости, крик из-за неудавшегося намеренного движения, возможно также, что и первое желание, эк­спериментальные поступки, социальные реакции на сверстников, поиски потерянных игрушек, т. е. активный интерес к окружающему.

Физическое развитие младенца.

Опорно-двигательный аппарат:

В 3—4 месяца ребенок начинает тянуться рукой за предметами. Если двухмесячный удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, то трехмесячный держит предмет уже 20 секунд. Нормально развивающийся ребенок научится захватывать предмет рукой лишь к 5—5,5 месяцам; сидит с поддержкой. Движения его плавны и свободны. Ослабевает врожденное напряжение мышц — мышечная гипертония. К трем месяцам окончательно устанавливается ритм сна и бодрствования. Младенец бодрствует до пяти-шести часов в сутки.

К пяти месяцам малыш уже переворачивается со спин­ки на животик. Он стремится сесть сам.

В5 месяцев он уже захватывает неподвижные предметы рукой.

В 6 месяцев окончательно исчезает физиологичес­кая мышечная гипертония ребенок сидит на стуле с поддержкой и может хва­тать движущиеся, качающиеся предметы.

В 7 месяцев он сидит без поддержки.

В 8 садится без посторонней помощи. Сесть уверенно. Ползание подготовило его к сидению. Уме­ние садиться, сидеть и при этом свободно действовать рука­ми — важнейший этап в развитии ребенка до года. И вновь подчеркнем: малыш сел потому, что умственно созрел.

В возра­сте около 9 месяцев младенец стоит с поддержкой, ползает на животе, а в 10 ходит с поддержкой и ползает, опираясь на руки и колени. Пополз он не столько от того, что укрепил спинку и конечности, а потому, что умственно соз­рел для этого, что должен реализовать инстинкт свободы. Умственно полноценный пополз потому, что для дальней­шего развития ума ему нужно осваивать новое пространст­во. Он пополз к новой игрушке, он пополз за умом. Умствен­но отсталый, будучи физически крепким, не поползет, потому что ему это незачем. Естественно, ползание совершенствует ребенка и физи­чески. Ползание должно предшествовать самостоятельно­му сидению, так как укрепляет мышцы спинки, туловища, конечностей. И когда научившийся ползать ребенок сядет, спинка его не выгнется беспомощно, угрожая искривлени­ем позвоночника и нарушениями в развитии внутренних органов.

В 11 месяцев ребенок уже стоит без поддержки, в 12— ходит, держась за руку взрослого, а в 13— ходит самостоятельно.

Окостенение скелета. В 6-7 мес появляются первые зубы. Большой родничок в девять — десять месяцев 1,4 -1,9, в одиннадцать 0,5 -1,0 см и чуть прощупывается кончиком указательного пальца.

Пищеварительная система:

С пяти-шести месяцев ребенок переходит на пять корм­лений с перерывами в четыре часа, бодрствует до двух с половиной часов подряд, спит днем три раза по полтора-два часа и ночью спит, как обычно, с полутора месяцев до самой школы — 10 -11 часов.

К 1 году прекращаются срыгивания.

В. С.:

Нормализуется работа почек. Однако Ребёнок не управляет выделительной функцией.

Н.С.:

И если ребенок рождается, уже обладая четвертью веса мозга взрослого (300 — 400 г.), то за первый год жизни вес его мозга удвоится, к трем годам — утроится. Оставшаяся же четвертая часть мозга дозревает к 20 годам (мозг взрослого весит 1200 -1600 г). Таким образом, на первом году жизни мозг ребенка увеличивается ежеднев­но более чем на грамм!

Вес мозжечка увеличивается в два с половиной раза, и это означает, что движения малыша достигли высокого совершенства, — он весьма и весьма координирован в пространстве и готов пойти.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник