Физическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста курсовая
Освещение факторов результативного физического развития детей раннего и дошкольного возраста: методологические аспекты проблемы возрастного развития. Содержание физкультурного занятия: закаливающие процедуры; физкультурные досуги, праздники, прогулки.
Определение основных задач и методов воспитания детей раннего возраста. Характеристика особенностей развития речи детей. Изучение технологии развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Оценка сенсорного развития детей раннего возраста.
реферат, добавлен 07.02.2017
Основные принципы обучения физическим упражнениям. Критерии и методы оценки физической подготовленности детей. Методика и алгоритм тестирования развития физических качеств детей раннего и дошкольного возраста. Требования по безопасности тестирования.
контрольная работа, добавлен 23.09.2014
Виды, способы адаптации в психолого-педагогических исследованиях. Психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста. Особенности исследования адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
курсовая работа, добавлен 10.03.2016
Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста.
дипломная работа, добавлен 30.09.2013
Физическое и умственное развитие детей дошкольного возраста. Роль семьи в развитии дошкольника. Психолого-педагогическое тестирование по методике Кушнир Н.Я. и дополнительные методики по определению умственного развития у детей пятилетнего возраста.
дипломная работа, добавлен 03.01.2013
Выдающиеся ученые и педагоги в области физического воспитания детей. Характеристика физического развития детей старшего дошкольного возраста. Содержание комплексных и парциальных программ для детей дошкольного возраста по разделу физического воспитания.
курсовая работа, добавлен 29.09.2013
Клинический диагностический процесса по выявлению отклонений в развитии детей раннего и дошкольного возраста. Качественная оценка психолого-педагогических данных оценки развития ребенка. Педагогическая диагностика, ее научная и практическая функции.
реферат, добавлен 26.04.2015
Физическое воспитание как педагогически организованный процесс физического развития, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний. Знакомство с основными особенностями физического развития детей среднего дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 06.01.2021
Периодизация дошкольного возраста. Факторы развития ребенка. Особенности развития детей на этапе раннего возраста. Методы педагогического исследования. Способы получения научной информации. Закономерности развития ребенка раннего и дошкольного возраста.
реферат, добавлен 18.04.2013
Особенности психического развития детей раннего возраста. Средства и формы общения. Характеристика общения детей раннего возраста. Характер взаимоотношений детей в группах дошкольного учреждения. Определение уровня благополучия взаимоотношений.
курсовая работа, добавлен 13.04.2012
Источник
Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà. Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà ïåðâîãî ãîäà æèçíè. Çíà÷åíèå ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äëÿ ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Ìåòîäèêà ïðîâåäåíèÿ ìàññàæà è ãèìíàñòèêè ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÑÏÎÐÒÀ È ÒÓÐÈÇÌÀ ÐÅÑÏÓÁËÈÊÈ ÁÅËÀÐÓÑÜ
Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß
«ÁÅËÎÐÓÑÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ
ÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÉ ÊÓËÜÒÓÐÛ»
Êàôåäðà òåîðèè è ìåòîäèêè ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ è ñïîðòà
ÓÑÐ ¹1
Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
Èñïîëíèòåëü: ñòóäåíòêà ÁÃÓÔÊ 020 ó÷åáíîé ãðóïïû II êóðñà ôàêóëüòåòà ÎÔÊèÒ Áóñåë Àíàñòàñèè
Ìèíñê — 2012
Îãëàâëåíèå
1. Çíà÷åíèå ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äëÿ ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
1.1 Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà
1.2 Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà ïåðâîãî ãîäà æèçíè
2. Ìàññàæ è ãèìíàñòèêà äëÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè
3. Ìåòîäèêà ïðîâåäåíèÿ ìàññàæà è ãèìíàñòèêè ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
3.1 Îáùèå ïðèíöèïû ïîñòðîåíèÿ êîìïëåêñà óïðàæíåíèé äëÿ äåòåé
3.2 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå îò 0,5 äî 3 ìåñÿöåâ
3.3 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå îò 3 äî 4 ìåñÿöåâ
3.4 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå 4-6 ìåñÿöåâ
3.5 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå 6-10 ìåñÿöåâ
3.6 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå 10-12 ìåñÿöåâ
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Çíà÷åíèå ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äëÿ ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
1.1 Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà
Îðãàíèçì ðåáåíêà, îñîáåííî ïåðâûõ ìåñÿöåâ è ëåò æèçíè, âî ìíîãîì îòëè÷àåòñÿ îò îðãàíèçìà âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Çíàíèå àíàòîìè÷åñêèõ è ôèçèîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé äåòñêîãî îðãàíèçìà ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé ïðàâèëüíîé îðãàíèçàöèè óõîäà íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïåðèîäà äåòñòâà.
Ïðîöåññû ðîñòà è ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðîòåêàþò âîëíîîáðàçíî. Íàèáîëåå èíòåíñèâíî óâåëè÷èâàþòñÿ ìàññà è äëèíà òåëà â ïåðâûé ãîä æèçíè, â ïåðèîäû ïåðâîãî (5 — 8 ëåò) è âòîðîãî (12—15 ëåò).
 òå÷åíèå ïåðâûõ 3 — 4 ëåò îñîáåííî áûñòðî íàðàñòàåò ìàññà ìîçãà, õîòÿ â ôóíêöèîíàëüíîì îòíîøåíèè äåÿòåëüíîñòü íåðâíîé ñèñòåìû åùå íåñîâåðøåííà. Âñëåäñòâèå ýòîãî äâèæåíèÿ íîâîðîæäåííîãî áåñïîðÿäî÷íû, íåñêîîðäèíèðîâàííûå íåöåëåíàïðàâëåííû. Íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå êîîðäèíàöèè äâèæåíèé ðàçëè÷íûõ ìûøå÷íûõ ãðóïï. Âíà÷àëå ðàçâèâàþòñÿ êîîðäèíèðîâàííûå äâèæåíèÿ ìûøö ãëàç, è ðåáåíîê â âîçðàñòå 3 íåäåëü óæå ôèêñèðóåò ñâîé âçãëÿä íà äâèæóùåéñÿ èãðóøêå, êîòîðóþ ïîäâåøèâàþò èëè äåðæàò íàä íèì íà ðàññòîÿíèè 60—100 ñì. Ê 1,5 — 2 ìåñÿöàì ôîðìèðóåòñÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé ìûøö øåè, ðåáåíîê íà÷èíàåò äåðæàòü ãîëîâó.  âîçðàñòå 2 — 3 ìåñÿöåâ ïîÿâëÿþòñÿ öåëåíàïðàâëåííûå äâèæåíèÿ ìûøö âåðõíåãî ïëå÷åâîãî ïîÿñà è ðóê — äåòè çàõâàòûâàþò âñåé êèñòüþ ðóêè ìåëêèå èãðóøêè. Ôîðìèðóåòñÿ öâåòîîùóùåíèå. Ðåáåíîê áîëåå ÷àñòî ðåàãèðóåò íà ÿðêèå öâåòà (êðàñíûé, æåëòûé, çåëåíûé, ñèíèé). Ê 4 — 5 ìåñÿöàì ðàçâèâàåòñÿ êîîðäèíàöèÿ ìûøö ñïèíû è ñ 4 ìåñÿöåâ ðåáåíîê íà÷èíàåò ïåðåâîðà÷èâàòüñÿ. Çàòåì ðàçâèâàåòñÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Ðåáåíîê â 6 — 7 ìåñÿöåâ íà÷èíàåò ñàìîñòîÿòåëüíî ñèäåòü, â 7 — 8 ìåñÿöåâ — ïîëçàòü, â 8 — 9 ìåñÿöåâ — ïðè ïîääåðæêå ñòîÿòü, â 10 ìåñÿöåâ — ñàìîñòîÿòåëüíî ñòîÿòü, à â 12—14 ìåñÿöåâ — õîäèòü. Ñðîêè ôîðìèðîâàíèÿ äâèæåíèé ïîçâîëÿþò âðà÷ó îöåíèâàòü ïðàâèëüíîñòü ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.
Ñîâåðøåíñòâîâàíèå è óñëîæíåíèå äâèæåíèé ïðîäîëæàþòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåãî äåòñòâà. Ñâîåâðåìåííîìó ôîðìèðîâàíèþ äâèæåíèé ñïîñîáñòâóþò ñèñòåìàòè÷åñêèå çàíÿòèÿ ñ äåòüìè, ïðàâèëüíûé ïîäáîð èãðóøåê â ñîîòâåòñòâèè ñ âîçðàñòîì ðåáåíêà. Èìåþò òàêæå áîëüøîå çíà÷åíèå ìàññàæ, ãèìíàñòèêà.
1.2 Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà ïåðâîãî ãîäà æèçíè
Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà íàïðàâëåíî íà ôîðìèðîâàíèå ó íåãî îñîçíàííûõ äâèæåíèé è íàêîïëåíèå äâèãàòåëüíîãî îïûòà, ñîâåðøåíñòâîâàíèå äåÿòåëüíîñòè ñåðäå÷íîñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì, ðàçâèòèå óìåíèÿ ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ê âíåøíèì óñëîâèÿì.  ïðîöåññå ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà óñèëèâàþòñÿ ìåõàíèçìû òåðìîðåãóëÿöèè, ïðîèñõîäèò òðåíèðîâêà íåðâíûõ ïðîöåññîâ, ñîâåðøåíñòâóåòñÿ äåÿòåëüíîñòü äâèãàòåëüíîãî àíàëèçàòîðà, îðãàíîâ ÷óâñòâ.
Äâèãàòåëüíûå ôóíêöèè ðåáåíêà çàêëàäûâàþòñÿ åùå äî ðîæäåíèÿ ðåáåíêà. Ñðàçó æå ïîñëå ðîæäåíèÿ ó äåòåé ïðîÿâëÿþòñÿ øàãàòåëüíûå, õâàòàòåëüíûå, ïëàâàòåëüíûå è äðóãèå ðåôëåêñû.
Èçìåíåíèÿ, ïðîèñõîäÿùèå ó ðåáåíêà ñ âîçðàñòîì, ñâÿçàíû ñ ðàçâèòèåì öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû è îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Îíè ñîçäàþò ïðåäïîñûëêè äëÿ ðàçâèòèÿ îïðåäåëåííûõ äâèæåíèé â êàæäîì âîçðàñòíîì ïåðèîäå. Ðåàëèçàöèÿ ýòèõ ïðåäïîñûëîê ïðîèñõîäèò óñïåøíî ïðè ñîçäàíèè ñîîòâåòñòâóþùèõ óñëîâèé ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà.
Äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ðàçâèòèÿ äâèæåíèé ðåáåíêó ïåðâîãî ãîäà æèçíè íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü ìàññàæ è ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ.
Âàæíî òàêæå ñòèìóëèðîâàòü åãî ñàìîñòîÿòåëüíóþ äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü: ïîáóæäàòü ðåáåíêà ê ñìåíå ïîçû, àêòèâíîìó äâèæåíèþ, ÷åðåäóÿ äâèãàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü ñ îòäûõîì, ñïîñîáñòâóÿ óäîâëåòâîðåíèþ ïîòðåáíîñòè â äâèæåíèè è íå äîïóñêàÿ óòîìëåíèÿ.
Ïîäêðåïëåíèå äâèæåíèé íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ÿâëÿåòñÿ ôîðìîé óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà â îáùåíèè. Îíî èãðàåò âàæíåéøóþ ðîëü â ðàçâèòèè ìîòîðèêè ìëàäåíöà, âîçíèêàþùåé ïðè îáùåíèè ñî âçðîñëûì. Ïðè ôîðìèðîâàíèè äâèæåíèé êàæäîå ïðåäøåñòâóþùåå ïîäãîòàâëèâàåò ìîçã è îïîðíî-äâèãàòåëüíûé àïïàðàò ê âîçíèêíîâåíèþ ïîñëåäóþùåãî, ò.å. ðàçâèâàåòñÿ êèñòü ðóêè (õâàòàíèå, áðîñàíèå), ïîëçàíèå, õîäüáà, áåã, ïðûæêè.
2. Ìàññàæ è ãèìíàñòèêà äëÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè
2.1 Îñîáåííîñòè äåòñêîãî ìàññàæà
 íàñòîÿùåå âðåìÿ î÷åíü ÷àñòî âðà÷è ðåêîìåíäóþò ïðîâîäèòü âñåì äåòÿì ïðîöåäóðû ìàññàæà. Ìàññàæ — ýòî ïðåêðàñíûé ñïîñîá âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíèçì ìàëûøà. Êðàòêîâðåìåííîå ïîãëàæèâàíèå è ïîùèïûâàíèå êîæè î÷åíü õîðîøî âëèÿåò íà ðàáîòó ðàçëè÷íûõ âíóòðåííèõ îðãàíîâ, óëó÷øàåò òóðãîð êîæè, íîðìàëèçóåò ôóíêöèè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, óñïîêàèâàåò íåðâíóþ ñèñòåìó, ñïîñîáñòâóåò õîðîøåé ïðèáàâêå âåñà. Ñàìîå ãëàâíîå ïîëîæèòåëüíîå êà÷åñòâî äåòñêîãî ìàññàæà çàêëþ÷àåòñÿ â ïîâûøåíèè èììóíèòåòà è ïðîôèëàêòèêå ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé (ïëîñêîñòîïèå, êîñîëàïîñòü è ò.ï.).
Ïðîöåäóðû äåòñêîãî ìàññàæà ìîæíî ïðîâîäèòü íà÷èíàÿ ñ 5—6 íåäåëü îò ðîæäåíèÿ ìàëûøà, ïðåäâàðèòåëüíî ïðîêîíñóëüòèðîâàâøèñü ó ïåäèàòðà. Åñëè ìàëûø çäîðîâ, òî ìàññàæ ìîæíî äåëàòü ñàìîñòîÿòåëüíî. Ïðîöåäóðó ïðîâîäÿò çà ïîë÷àñà äî åäû èëè ÷åðåç 40 ìèí ïîñëå åäû. Äåòñêèé ìàññàæ äëÿ ëó÷øåãî ýôôåêòà íåîáõîäèìî äåëàòü åæåäíåâíî. Íå ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü ìàññàæ ðåáåíêó ïåðåä ñíîì.
Îçäîðîâèòåëüíûé ìàññàæ óñêîðÿåò ôèçè÷åñêîå è óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, óêðåïëÿåò êîñòíî-ìûøå÷íóþ ñèñòåìó è óñòðàíÿåò íåðâîçíîñòü.
 ïðîöåññå ìàññàæà ïðîèñõîäèò ïîñòóïëåíèå èìïóëüñîâ â êîðó ãîëîâíîãî ìîçãà. Áûëî îòìå÷åíî, ÷òî ñàìûå ïåðâûå ðå÷åâûå ðåàêöèè ó ðåáåíêà íà÷èíàþò âîçíèêàòü ïðè ïîãëàæèâàíèè ìûøö íîã, æèâîòà, êèñòåé ðóê.
 äåòñêîì ìàññàæå î÷åíü øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ ðàçëè÷íûå ïðèåìû ìàññàæà êëàññè÷åñêîãî. Ê íèì ìîæíî îòíåñòè ñëåäóþùèå: ëåãêîå ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå, âèáðàöèÿ, óäàðíûå ïðèåìû (ëåãêèå), òî÷å÷íûé ìàññàæ, ðàçìèíàíèå ìûøö.
Âëèÿíèå ýòèõ ïðèåìîâ ìàññàæà íà íåðâíóþ ñèñòåìó ðåáåíêà òîæå ðàçëè÷íîå. Ïðèåì ïîãëàæèâàíèè óëó÷øàåò ïðîöåññ êðîâîîáðàùåíèÿ, óñïîêàèâàåò íåðâíóþ ñèñòåìó, ðàññëàáëÿåò ìûøöû. Ïîãëàæèâàíèå ñíèìàåò áîëåâûå îùóùåíèÿ. Ïðèåì ïîãëàæèâàíèÿ ñïèíû âûïîëíÿåòñÿ âäîëü ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà. Îäíàêî ïðè ýòîì íåïîñðåäñòâåííî ñàì ïîçâîíî÷íèê íå ìàññèðóåòñÿ.
Ðàñòèðàíèå ðàññëàáëÿåò ìûøöû, çíà÷èòåëüíî óëó÷øàåò êðîâîîáðàùåíèå, ñïîñîáñòâóåò õîðîøåìó ïèòàíèþ òêàíåé è îðãàíîâ. Îíî óñïîêàèâàþùå äåéñòâóåò íà íåðâíóþ ñèñòåìó ìàëûøà. Îêàçûâàåò ïîçèòèâíîå äåéñòâèå íà ìûøöû, ñâÿçêè, ñóõîæèëèÿ.
Ïðèåì ðàçìèíàíèÿ äåéñòâóåò óñïîêàèâàþùå íà íåðâíóþ ñèñòåìó, àêòèâèçèðóåò ïðîöåññû êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ. Äàííûé ïðèåì ïîëîæèòåëüíî âëèÿåò íà ïîâåðõíîñòíûå è ãëóáîêèå ìûøöû. Ïðåêðàñíî âîçäåéñòâóåò íà äûõàòåëüíóþ ñèñòåìó.
Ïðèåì âèáðàöèè óëó÷øàåò îáìåííûå ïðîöåññû â îðãàíèçìå.
Ìàññàæ îêàçûâàåò ïðåêðàñíîå âîçäåéñòâèå íà îðãàíû, ðàñïîëàãàþùèåñÿ â íåïîñðåäñòâåííîé áëèçîñòè ê êîæå. Ïðèìåðîì ìîæåò ñëóæèòü ëèìôàòè÷åñêàÿ èëè êðîâåíîñíàÿ ñèñòåìà.
Òàê êàê êîæà ó ìàëûøåé â ïåðâûå ìåñÿöû æèçíè ÷ðåçâû÷àéíî ðàíèìà, òî ìàññàæ äîëæåí áûòü ìàêñèìàëüíî ùàäÿùèì. Ýòî ìîãóò áûòü ëåãêèå ïîãëàæèâàíèÿ, ðàçìèíàíèå, ðàñòèðàíèå. Ïîñòåïåííî ìîæíî ââîäèòü ëåãêèå óäàðíûå ïðèåìû è áîëåå ñèëüíîå ðàçìèíàíèå, óâåëè÷èâàÿ âðåìÿ ïðîöåäóðû è èíòåíñèâíîñòü åå ïðîâåäåíèÿ.
Ïðè ìàññàæå íîã íåîáõîäèìî îáõîäèòü êîëåííóþ ÷àøå÷êó ñíàðóæè. Íå ðåêîìåíäóåòñÿ ìàññèðîâàòü ïåðåäíþþ ïîâåðõíîñòü ãîëåíè. Òàêæå íåëüçÿ äåëàòü ðåçêèõ òîë÷êîâ â êîëåííûå ñóñòàâû.
Ïðè ïðîâåäåíèè ìàññàæà æèâîòà íóæíî èçáåãàòü ìàññèðîâàíèÿ ïðàâîãî ïîäðåáåðüÿ. Íå ñëåäóåò çàòðàãèâàòü îáëàñòü ïîëîâûõ îðãàíîâ.
Ïðè ïîõëîïûâàíèè ñïèíêè ìàëûøà íå çàäåâàéòå ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü.
2.2 Îñîáåííîñòè ãèìíàñòèêè äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
Íàõîäÿñü â ìàòêå, ìàëûø íå èñïûòûâàåò íèêàêèõ íåóäîáñòâ è äèñêîìôîðòíûõ îùóùåíèé, ñâÿçàííûõ ñ ñîáñòâåííûì òåëîì. Ñîãëàñíî âíóòðèóòðîáíîìó îïûòó ðåáåíêà, îí, à çíà÷èò è åãî òåëî, â òî÷íîñòè ñîîòâåòñòâóåò ôîðìå ìàòêè è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé øàð èëè ýëëèïñ. Ýòî ïðåäñòàâëåíèå îêîí÷àòåëüíî çàêðåïëÿåòñÿ â åãî ñîçíàíèè â ïîñëåäíèå ìåñÿöû ïåðåä ðîäàìè.
Ó òîëüêî ÷òî ïîÿâèâøåþñÿ íà ñâåò ðåáåíêà îùóùåíèå ñîáñòâåííîãî òåëà ïðåòåðïåâàåò çíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ: èç «øàðà» îí ïðåâðàùàåòñÿ âî ÷òî-òî äðóãîå, ñîâñåì íåïðèâû÷íîå.
Êàæäîå äâèæåíèå, âûíóæäàþùåå ðåáåíêà âûïðÿìëÿòü ðó÷êè è íîæêè, ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ ãðèìàñîé íåäîâîëüñòâà è ïëà÷åì.  ýòîò ìîìåíò ðåáåíîê áóêâàëüíî òîíåò â íåîæèäàííî îãðîìíîì ïðîñòðàíñòâåííîì îáúåìå.
 ïåðâûå ìåñÿöû ïîñëå ðîæäåíèÿ âàæíî âûçâàòü ó ìàëûøà ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè ïî îòíîøåíèþ ê ñâîåìó òåëó, òàê êàê îíî ïîêà äîñòàâëÿåò åìó ìíîãî íåóäîáñòâ. Åñëè ó ìëàäåíöà ñîõðàíèòñÿ íåãàòèâíîå âïå÷àòëåíèå î ñîáñòâåííîì òåëå, òî â äàëüíåéøåì ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ïñèõîñîìàòè÷åñêèì ïðîáëåìàì. Ïîýòîìó ðåáåíêó íåîáõîäèìî ïîìî÷ü ïîñòåïåííî îñîçíàâàòü ðåàëüíûå ôîðìû ñâîåãî òåëà, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, ïîìîæåò åìó îñâîèòü è óïðàâëåíèå ñîáñòâåííûì òåëîì.
Ãèìíàñòèêà íîâîðîæäåííûõ áîëüøå ïîõîæà íà ðàçâëå÷åíèå è áàëîâñòâî, ÷åì íà ñåðüåçíûå çàíÿòèÿ. Ãëàâíàÿ îñîáåííîñòü ãèìíàñòèêè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îíà ñòðîãî ñëåäóåò âîçðàñòíîé ñêîðîñòè ðàçâèòèÿ ìîòîðíûõ íàâûêîâ ìëàäåíöà. Âñå çàíÿòèÿ ñ ãðóäíûì ìëàäåíöåì äîëæíû ñîïðîâîæäàòüñÿ ðå÷üþ ìàòåðè. Äåëàÿ ñ ìàëûøîì ãèìíàñòèêó, ìàìà êîììåíòèðóåò ñâîè äåéñòâèÿ, ïîáóæäàÿ åãî ê îáùåíèþ.
Ïðèñòóïàòü ê çàìÿòèÿì ãèìíàñòèêîé ñëåäóåò íå ðàíåå, ÷åì ìëàäåíöó èñïîëíèòñÿ 6 íåäåëü. Ïðèìåðíî â ýòî âðåìÿ ðåáåíîê íà÷èíàåò ïðîÿâëÿòü èíòåðåñ ê îêðóæàþùåìó ìèðó, ñòðåìèòüñÿ ê îáùåíèþ è ñïîñîáåí áîëåå îñîçíàííî âîñïðèíèìàòü íàïðàâëåííûå íà íåãî äåéñòâèÿ ìàòåðè.
3. Ìåòîäèêà ïðîâåäåíèÿ ìàññàæà è ãèìíàñòèêè ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
3.1 Îáùèå ïðèíöèïû ïîñòðîåíèÿ êîìïëåêñà óïðàæíåíèé äëÿ äåòåé
ðàçâèòèå ìàññàæ ðåáåíîê ðàííèé âîçðàñò
1.  êîìïëåêñ óïðàæíåíèé äîëæíû âõîäèòü óïðàæíåíèÿ äëÿ âñåõ ìûøå÷íûõ ãðóïï.
2. Êîìïëåêñ ôîðìèðóåòñÿ ïëàâíûì ïåðåõîäîì îò ïðîñòûõ óïðàæíåíèé ê áîëåå ñëîæíûì.
3. Ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà äîëæíà ïëàâíî óâåëè÷èâàòüñÿ. Ýòî ïðîâîäèòñÿ ïóòåì óâåëè÷åíèÿ ÷èñëà ïîâòîðåíèé òîãî èëè èíîãî äâèæåíèÿ.
4.  íà÷àëå êóðñà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè ÷èñëî ïîâòîðåíèé óïðàæíåíèÿ íå äîëæíî ïðåâûøàòü 3 ðàç.
5. Áëèæå ê êîíöó êóðñà ÷èñëî ïîâòîðåíèé êàæäîãî óïðàæíåíèÿ ìîæíî äîâåñòè äî 5 ðàç.
6. Âðåìÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòè ñåàíñà ìàññàæà íåîáõîäèìî îáñóäèòü ñ ïåäèàòðîì.
7. Ê êîíöó êóðñà ìàññàæà âðåìÿ ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþò.
8. Ñëåäóåò èçáåãàòü ïåðåóòîìëåíèÿ ìàëûøà âî âðåìÿ ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé.
9. Ïðîöåäóðà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè äîëæíà áûòü äëÿ ìàëûøà çàáàâíîé èãðîé.
3.2 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå îò 0,5 äî 3 ìåñÿöåâ
Äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ ìîùíûì ôàêòîðîì ïðàâèëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ñîçäàíèå ôèçèîëîãè÷åñêè îáîñíîâàííûõ ìåòîäèê ïðîâåäåíèÿ ãèìíàñòèêè è ìàññàæà â ðàííåì âîçðàñòå îñíîâàíî íà çíàíèè ñîñòîÿíèÿ è ðàçâèòèÿ ñêåëåòíîé ìóñêóëàòóðû ó äåòåé.
Ïîñêîëüêó ó äåòåé ýòîãî âîçðàñòà ðåçêî âûðàæåí ãèïåðòîíóñ ñãèáàòåëåé êîíå÷íîñòåé, óñèëèÿ ìàññàæèñòà äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà ðàññëàáëåíèå ýòèõ ìûøö.
Èç âðîæäåííûõ ðåôëåêñîâ íåîáõîäèìî îáðàòèòü âíèìàíèå íà ðàçãèáàíèå, èçáåãàÿ äâèæåíèé ìûøö-ñãèáàòåëåé. Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà íåîáõîäèìî óäåëÿòü âíèìàíèå ðàññëàáëåíèþ ñãèáàòåëåé, èñïîëüçóÿ ïîãëàæèâàíèå.
3.3 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå îò 3 äî 4 ìåñÿöåâ
Ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ó ðåáåíêà ýòîãî âîçðàñòà èñ÷åçàåò ôèçèîëîãè÷åñêèé ãèïåðòîíóñ ñãèáàòåëåé ðóê, íî åùå ìîãóò îñòàòüñÿ ÿâëåíèÿ ãèïåðòîíóñà ìûøè íîã.  ýòîì âîçðàñòå ìîæíî íà÷èíàòü ïðîâîäèòü ïàññèâíûå äâèæåíèÿ äëÿ ðóê.
 âîçðàñòå 3 — 4 ìåñ. â ñâÿçè ñ óêðåïëåíèåì øåéíûõ ìûøö ïðîÿâëÿþòñÿ âðîæäåííûå ðåôëåêñû ïîëîæåíèÿ. Íà íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ ïðèìåíÿþò ïîãëàæèâàíèå äëÿ ðàññëàáëåíèÿ ñãèáàòåëåé, ãäå èìååòñÿ ãèïåðòîíóñ. Åñëè ó ðåáåíêà ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå ïîïûòêè ê èçìåíåíèþ ïîëîæåíèÿ òåëà — ïåðåâîðà÷èâàåòñÿ ñî ñïèíû íà æèâîò, òî åìó ñëåäóåò ïîìîãàòü.
Ê 3 ìåñÿöàì èñ÷åçàåò ôåíîìåí ïîëçàíèÿ, è òîãäà ìîæíî ïðèìåíÿòü óïðàæíåíèÿ äëÿ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé.
 ýòîò ïåðèîä íåîáõîäèìî ñîäåéñòâîâàòü ïîëíîìó óðàâíîâåøèâàíèþ ñãèáàòåëåé è ðàçãèáàòåëåé êîíå÷íîñòåé, ïåðâûì íàâûêàì ïî èçìåíåíèþ ïîëîæåíèÿ òåëà, îáåñïå÷èòü óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ðó÷íîé óìåëîñòè, ïîäâåøèâàÿ íà âûñîòå âûòÿíóòûõ ðóê ðàçëè÷íûå èãðóøêè.
3.4 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå 4-6 ìåñÿöåâ
 âîçðàñòå 4 — 5 ìåñÿöåâ ó ðåáåíêà ïðîèñõîäèò óðàâíîâåøèâàíèå ñãèáàòåëåé è ðàçãèáàòåëåé íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, ïîýòîìó íåîáõîäèìî ââîäèòü ïàññèâíûå äâèæåíèÿ äëÿ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Óêðåïëåíèå ïåðåäíèõ øåéíûõ ìûøö ê 4 ìåñÿöàì ïðîèñõîäèò áëàãîäàðÿ óïðàæíåíèÿì íà îñíîâå ïèùåâîãî ðåôëåêñà ñ ïîâîðîòàìè è ïîäíèìàíèåì ãîëîâû ðåáåíêà.  ýòîì âîçðàñòå ìîæíî ââîäèòü àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ íà èçìåíåíèå ïîëîæåíèÿ òåëà ñ ïîääåðæêîé çà ðóêè.
Âûïîëíÿÿ óïðàæíåíèÿ, íåîáõîäèìî ïîääåðæèâàòü ðèòìè÷íîñòü äâèæåíèé íà ñ÷åò âñëóõ (ðàç, äâà, òðè, ÷åòûðå).
Îáÿçàòåëüíîå ìåðîïðèÿòèå — ìàññàæ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, ñïèíû, æèâîòà, ñòîï, ìàññàæ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé.
3.5 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå 6-10 ìåñÿöåâ
 äàííîì ïåðèîäå ìîæíî ââîäèòü óïðàæíåíèÿ êàê äëÿ ìåëêèõ ìûøö êèñòè, òàê è äëÿ êðóïíûõ ìûøö êîíå÷íîñòåé, áîëåå ñëîæíûå ïî êîîðäèíàöèè äâèæåíèÿ. Ðåáåíîê ñïîñîáåí áîëåå äëèòåëüíî óäåðæèâàòü òåëî â îïðåäåëåííûõ ïîçàõ, ñèäåòü áåç îïîðû, ñòîÿòü ñ îïîðîé, ïîëçàòü.
Ñëåäóåò øèðîêî èñïîëüçîâàòü óñëîâíûå ñèãíàëû, ðå÷åâûå èíñòðóêöèè (ñÿäü, ïîäàé, âîçüìè, äàé, äåðæè êðåïêî), âñå ñèãíàëû ïðîâîäèòü íà áàçå áåçóñëîâíûõ ðåôëåêñîâ.
 ýòîò ïåðèîä íåîáõîäèìî ñòèìóëèðîâàòü ðåáåíêà ê ïîëçàíèþ, ñòðåìèòüñÿ óêðåïëÿòü ìûøöû äëÿ ñèäåíèÿ è ñòîÿíèÿ, âîñïèòûâàòü óñëîâíûå äâèãàòåëüíûå ðåôëåêñû ñ ïîíèìàíèåì ðå÷è è êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé. Ìàññàæ äîëæåí ïðåäøåñòâîâàòü óïðàæíåíèþ.
3.6 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå 10-12 ìåñÿöåâ
 ýòîì ïåðèîäå îôîðìëÿåòñÿ ñòîÿíèå áåç îïîðû è ðàçâèâàåòñÿ õîäüáà. Ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå ýëåìåíòû ìîòîðèêè (íàïðèìåð, ñèäåíèå íà êîðòî÷êàõ), ïîýòîìó ðåêîìåíäóåòñÿ áîëüøå óïðàæíåíèé â ïðèñåäàíèè. Âîçíèêàåò ñâÿçü ñ äåéñòâèÿìè è ïðåäìåòàìè, èõ íàçâàíèÿìè, êîòîðûå èìåþò îòíîøåíèå ê ãèìíàñòèêå. Ñëåäóåò ââîäèòü áîëüøå ðå÷åâûõ èíñòðóêöèé.
Îñíîâíàÿ çàäà÷à — ñòèìóëèðîâàòü óïðàæíåíèÿ ïî ðå÷åâîé èíñòðóêöèè. Ïðèìåíÿòü ðàçëè÷íûå ïðåäìåòû — êîëüöà, ïàëî÷êè, èãðóøêè. Äàâàòü ðåáåíêó âîçìîæíîñòü óïðàæíÿòüñÿ â íàâûêàõ ïî âëåçàíèþ, õîäüáå, íî, ó÷èòûâàÿ èíäèâèäóàëüíûå âîçìîæíîñòè ðåáåíêà, íîâûå äâèæåíèÿ íà÷èíàòü èç ïîëîæåíèÿ ëåæà, à çàòåì (óñëîæíÿÿ) — ñèäÿ, ñòîÿ. Ìàññàæ ÿâëÿåòñÿ îòäûõîì ïîñëå ïðîâåäåííûõ ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ïîýòîìó åãî ñëåäóåò ïðîâîäèòü ñðàçó ïîñëå íèõ.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Àðêèí Å.À. Äîøêîëüíûé âîçðàñò. — Ì., 1968.
2.Âàñè÷êèí Â.È. Áîëüøîé ñïðàâî÷íèê ïî ìàññàæó. — ÑÏá.: Íåâñêàÿ êíèãà, Ì.: Ýêñìî, 2004. — 448ñ.
3. Ââåäåíèå â ôèçè÷åñêóþ êóëüòóðó. — Ì., 1983.
4. Êåíåìàí À.Â., Õóõëàåâà Ä.Â. òåîðèÿ è ìåòîäèêà ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòàþ — Ì., 1978.
5. Êèñòÿêîâñêàÿ Ì.Þ. è äð. Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. — Ì., 1978.
6. Êèñòÿãîâñêàÿ Ì.Þ. Ðàçâèòèå äâèæåíèé ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè. — Ì., 1970.
7. Ìàçóðèí À.Â., Çàïðóäíîâ A.M., Ãðèãîðüåâ Ê.È. Îáùèé óõîä çà äåòüìè. —Ì.: Ìåäèöèíà, 1998. —296 ñ.
8. Îñîêèíà Ò.È. Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà â äåòñêîì ñàäó. — Ì., 1978.
9. Ñòåïàíåíêîâà Ý.ß. Òåîðèÿ è ìåòîäèêà ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. — Ì., 2006.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник