Физическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста курсовая

Освещение факторов результативного физического развития детей раннего и дошкольного возраста: методологические аспекты проблемы возрастного развития. Содержание физкультурного занятия: закаливающие процедуры; физкультурные досуги, праздники, прогулки.

  • Определение основных задач и методов воспитания детей раннего возраста. Характеристика особенностей развития речи детей. Изучение технологии развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Оценка сенсорного развития детей раннего возраста.

    реферат, добавлен 07.02.2017

  • Основные принципы обучения физическим упражнениям. Критерии и методы оценки физической подготовленности детей. Методика и алгоритм тестирования развития физических качеств детей раннего и дошкольного возраста. Требования по безопасности тестирования.

    контрольная работа, добавлен 23.09.2014

  • Виды, способы адаптации в психолого-педагогических исследованиях. Психологические особенности развития детей раннего дошкольного возраста. Особенности исследования адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа, добавлен 10.03.2016

  • Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста. Проектирование и апробация системы сюжетных физкультурных занятий, влияющих на развитие интереса к физическим упражнениям у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа, добавлен 30.09.2013

  • Физическое и умственное развитие детей дошкольного возраста. Роль семьи в развитии дошкольника. Психолого-педагогическое тестирование по методике Кушнир Н.Я. и дополнительные методики по определению умственного развития у детей пятилетнего возраста.

    дипломная работа, добавлен 03.01.2013

  • Выдающиеся ученые и педагоги в области физического воспитания детей. Характеристика физического развития детей старшего дошкольного возраста. Содержание комплексных и парциальных программ для детей дошкольного возраста по разделу физического воспитания.

    курсовая работа, добавлен 29.09.2013

  • Клинический диагностический процесса по выявлению отклонений в развитии детей раннего и дошкольного возраста. Качественная оценка психолого-педагогических данных оценки развития ребенка. Педагогическая диагностика, ее научная и практическая функции.

    реферат, добавлен 26.04.2015

  • Физическое воспитание как педагогически организованный процесс физического развития, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний. Знакомство с основными особенностями физического развития детей среднего дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 06.01.2021

  • Периодизация дошкольного возраста. Факторы развития ребенка. Особенности развития детей на этапе раннего возраста. Методы педагогического исследования. Способы получения научной информации. Закономерности развития ребенка раннего и дошкольного возраста.

    реферат, добавлен 18.04.2013

  • Особенности психического развития детей раннего возраста. Средства и формы общения. Характеристика общения детей раннего возраста. Характер взаимоотношений детей в группах дошкольного учреждения. Определение уровня благополучия взаимоотношений.

    курсовая работа, добавлен 13.04.2012

  • Источник

    Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà. Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà ïåðâîãî ãîäà æèçíè. Çíà÷åíèå ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äëÿ ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. Ìåòîäèêà ïðîâåäåíèÿ ìàññàæà è ãèìíàñòèêè ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÑÏÎÐÒÀ È ÒÓÐÈÇÌÀ ÐÅÑÏÓÁËÈÊÈ ÁÅËÀÐÓÑÜ

    Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß

    «ÁÅËÎÐÓÑÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ

    ÔÈÇÈ×ÅÑÊÎÉ ÊÓËÜÒÓÐÛ»

    Êàôåäðà òåîðèè è ìåòîäèêè ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ è ñïîðòà

    ÓÑÐ ¹1

    Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà

    Èñïîëíèòåëü: ñòóäåíòêà ÁÃÓÔÊ 020 ó÷åáíîé ãðóïïû II êóðñà ôàêóëüòåòà ÎÔÊèÒ Áóñåë Àíàñòàñèè

    Ìèíñê — 2012

    Îãëàâëåíèå

    1. Çíà÷åíèå ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äëÿ ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà

    1.1 Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà

    1.2 Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà ïåðâîãî ãîäà æèçíè

    2. Ìàññàæ è ãèìíàñòèêà äëÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè

    3. Ìåòîäèêà ïðîâåäåíèÿ ìàññàæà è ãèìíàñòèêè ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà

    3.1 Îáùèå ïðèíöèïû ïîñòðîåíèÿ êîìïëåêñà óïðàæíåíèé äëÿ äåòåé

    3.2 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå îò 0,5 äî 3 ìåñÿöåâ

    3.3 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå îò 3 äî 4 ìåñÿöåâ

    3.4 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå 4-6 ìåñÿöåâ

    3.5 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå 6-10 ìåñÿöåâ

    3.6 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå 10-12 ìåñÿöåâ

    Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

    1. Çíà÷åíèå ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äëÿ ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà

    1.1 Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà

    Îðãàíèçì ðåáåíêà, îñîáåííî ïåðâûõ ìåñÿöåâ è ëåò æèçíè, âî ìíîãîì îòëè÷àåòñÿ îò îðãàíèçìà âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Çíàíèå àíàòîìè÷åñêèõ è ôèçèîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé äåòñêîãî îðãàíèçìà ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé ïðàâèëüíîé îðãàíèçàöèè óõîäà íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïåðèîäà äåòñòâà.

    Ïðîöåññû ðîñòà è ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðîòåêàþò âîëíîîáðàçíî. Íàèáîëåå èíòåíñèâíî óâåëè÷èâàþòñÿ ìàññà è äëèíà òåëà â ïåðâûé ãîä æèçíè, â ïåðèîäû ïåðâîãî (5 — 8 ëåò) è âòîðîãî (12—15 ëåò).

    Читайте также:  Движущие силы и закономерности развития ребенка

     òå÷åíèå ïåðâûõ 3 — 4 ëåò îñîáåííî áûñòðî íàðàñòàåò ìàññà ìîçãà, õîòÿ â ôóíêöèîíàëüíîì îòíîøåíèè äåÿòåëüíîñòü íåðâíîé ñèñòåìû åùå íåñîâåðøåííà. Âñëåäñòâèå ýòîãî äâèæåíèÿ íîâîðîæäåííîãî áåñïîðÿäî÷íû, íåñêîîðäèíèðîâàííûå íåöåëåíàïðàâëåííû. Íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå êîîðäèíàöèè äâèæåíèé ðàçëè÷íûõ ìûøå÷íûõ ãðóïï. Âíà÷àëå ðàçâèâàþòñÿ êîîðäèíèðîâàííûå äâèæåíèÿ ìûøö ãëàç, è ðåáåíîê â âîçðàñòå 3 íåäåëü óæå ôèêñèðóåò ñâîé âçãëÿä íà äâèæóùåéñÿ èãðóøêå, êîòîðóþ ïîäâåøèâàþò èëè äåðæàò íàä íèì íà ðàññòîÿíèè 60—100 ñì. Ê 1,5 — 2 ìåñÿöàì ôîðìèðóåòñÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé ìûøö øåè, ðåáåíîê íà÷èíàåò äåðæàòü ãîëîâó.  âîçðàñòå 2 — 3 ìåñÿöåâ ïîÿâëÿþòñÿ öåëåíàïðàâëåííûå äâèæåíèÿ ìûøö âåðõíåãî ïëå÷åâîãî ïîÿñà è ðóê — äåòè çàõâàòûâàþò âñåé êèñòüþ ðóêè ìåëêèå èãðóøêè. Ôîðìèðóåòñÿ öâåòîîùóùåíèå. Ðåáåíîê áîëåå ÷àñòî ðåàãèðóåò íà ÿðêèå öâåòà (êðàñíûé, æåëòûé, çåëåíûé, ñèíèé). Ê 4 — 5 ìåñÿöàì ðàçâèâàåòñÿ êîîðäèíàöèÿ ìûøö ñïèíû è ñ 4 ìåñÿöåâ ðåáåíîê íà÷èíàåò ïåðåâîðà÷èâàòüñÿ. Çàòåì ðàçâèâàåòñÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Ðåáåíîê â 6 — 7 ìåñÿöåâ íà÷èíàåò ñàìîñòîÿòåëüíî ñèäåòü, â 7 — 8 ìåñÿöåâ — ïîëçàòü, â 8 — 9 ìåñÿöåâ — ïðè ïîääåðæêå ñòîÿòü, â 10 ìåñÿöåâ — ñàìîñòîÿòåëüíî ñòîÿòü, à â 12—14 ìåñÿöåâ — õîäèòü. Ñðîêè ôîðìèðîâàíèÿ äâèæåíèé ïîçâîëÿþò âðà÷ó îöåíèâàòü ïðàâèëüíîñòü ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

    Ñîâåðøåíñòâîâàíèå è óñëîæíåíèå äâèæåíèé ïðîäîëæàþòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåãî äåòñòâà. Ñâîåâðåìåííîìó ôîðìèðîâàíèþ äâèæåíèé ñïîñîáñòâóþò ñèñòåìàòè÷åñêèå çàíÿòèÿ ñ äåòüìè, ïðàâèëüíûé ïîäáîð èãðóøåê â ñîîòâåòñòâèè ñ âîçðàñòîì ðåáåíêà. Èìåþò òàêæå áîëüøîå çíà÷åíèå ìàññàæ, ãèìíàñòèêà.

    1.2 Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà ïåðâîãî ãîäà æèçíè

    Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå ðåáåíêà íàïðàâëåíî íà ôîðìèðîâàíèå ó íåãî îñîçíàííûõ äâèæåíèé è íàêîïëåíèå äâèãàòåëüíîãî îïûòà, ñîâåðøåíñòâîâàíèå äåÿòåëüíîñòè ñåðäå÷íîñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì, ðàçâèòèå óìåíèÿ ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ê âíåøíèì óñëîâèÿì.  ïðîöåññå ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà óñèëèâàþòñÿ ìåõàíèçìû òåðìîðåãóëÿöèè, ïðîèñõîäèò òðåíèðîâêà íåðâíûõ ïðîöåññîâ, ñîâåðøåíñòâóåòñÿ äåÿòåëüíîñòü äâèãàòåëüíîãî àíàëèçàòîðà, îðãàíîâ ÷óâñòâ.

    Äâèãàòåëüíûå ôóíêöèè ðåáåíêà çàêëàäûâàþòñÿ åùå äî ðîæäåíèÿ ðåáåíêà. Ñðàçó æå ïîñëå ðîæäåíèÿ ó äåòåé ïðîÿâëÿþòñÿ øàãàòåëüíûå, õâàòàòåëüíûå, ïëàâàòåëüíûå è äðóãèå ðåôëåêñû.

    Èçìåíåíèÿ, ïðîèñõîäÿùèå ó ðåáåíêà ñ âîçðàñòîì, ñâÿçàíû ñ ðàçâèòèåì öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû è îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà. Îíè ñîçäàþò ïðåäïîñûëêè äëÿ ðàçâèòèÿ îïðåäåëåííûõ äâèæåíèé â êàæäîì âîçðàñòíîì ïåðèîäå. Ðåàëèçàöèÿ ýòèõ ïðåäïîñûëîê ïðîèñõîäèò óñïåøíî ïðè ñîçäàíèè ñîîòâåòñòâóþùèõ óñëîâèé ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà.

    Äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ðàçâèòèÿ äâèæåíèé ðåáåíêó ïåðâîãî ãîäà æèçíè íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü ìàññàæ è ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ.

    Âàæíî òàêæå ñòèìóëèðîâàòü åãî ñàìîñòîÿòåëüíóþ äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü: ïîáóæäàòü ðåáåíêà ê ñìåíå ïîçû, àêòèâíîìó äâèæåíèþ, ÷åðåäóÿ äâèãàòåëüíóþ äåÿòåëüíîñòü ñ îòäûõîì, ñïîñîáñòâóÿ óäîâëåòâîðåíèþ ïîòðåáíîñòè â äâèæåíèè è íå äîïóñêàÿ óòîìëåíèÿ.

    Ïîäêðåïëåíèå äâèæåíèé íà ïåðâîì ãîäó æèçíè ÿâëÿåòñÿ ôîðìîé óäîâëåòâîðåíèÿ ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà â îáùåíèè. Îíî èãðàåò âàæíåéøóþ ðîëü â ðàçâèòèè ìîòîðèêè ìëàäåíöà, âîçíèêàþùåé ïðè îáùåíèè ñî âçðîñëûì. Ïðè ôîðìèðîâàíèè äâèæåíèé êàæäîå ïðåäøåñòâóþùåå ïîäãîòàâëèâàåò ìîçã è îïîðíî-äâèãàòåëüíûé àïïàðàò ê âîçíèêíîâåíèþ ïîñëåäóþùåãî, ò.å. ðàçâèâàåòñÿ êèñòü ðóêè (õâàòàíèå, áðîñàíèå), ïîëçàíèå, õîäüáà, áåã, ïðûæêè.

    2. Ìàññàæ è ãèìíàñòèêà äëÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè

    2.1 Îñîáåííîñòè äåòñêîãî ìàññàæà

     íàñòîÿùåå âðåìÿ î÷åíü ÷àñòî âðà÷è ðåêîìåíäóþò ïðîâîäèòü âñåì äåòÿì ïðîöåäóðû ìàññàæà. Ìàññàæ — ýòî ïðåêðàñíûé ñïîñîá âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíèçì ìàëûøà. Êðàòêîâðåìåííîå ïîãëàæèâàíèå è ïîùèïûâàíèå êîæè î÷åíü õîðîøî âëèÿåò íà ðàáîòó ðàçëè÷íûõ âíóòðåííèõ îðãàíîâ, óëó÷øàåò òóðãîð êîæè, íîðìàëèçóåò ôóíêöèè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, óñïîêàèâàåò íåðâíóþ ñèñòåìó, ñïîñîáñòâóåò õîðîøåé ïðèáàâêå âåñà. Ñàìîå ãëàâíîå ïîëîæèòåëüíîå êà÷åñòâî äåòñêîãî ìàññàæà çàêëþ÷àåòñÿ â ïîâûøåíèè èììóíèòåòà è ïðîôèëàêòèêå ðàçëè÷íûõ çàáîëåâàíèé (ïëîñêîñòîïèå, êîñîëàïîñòü è ò.ï.).

    Ïðîöåäóðû äåòñêîãî ìàññàæà ìîæíî ïðîâîäèòü íà÷èíàÿ ñ 5—6 íåäåëü îò ðîæäåíèÿ ìàëûøà, ïðåäâàðèòåëüíî ïðîêîíñóëüòèðîâàâøèñü ó ïåäèàòðà. Åñëè ìàëûø çäîðîâ, òî ìàññàæ ìîæíî äåëàòü ñàìîñòîÿòåëüíî. Ïðîöåäóðó ïðîâîäÿò çà ïîë÷àñà äî åäû èëè ÷åðåç 40 ìèí ïîñëå åäû. Äåòñêèé ìàññàæ äëÿ ëó÷øåãî ýôôåêòà íåîáõîäèìî äåëàòü åæåäíåâíî. Íå ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü ìàññàæ ðåáåíêó ïåðåä ñíîì.

    Îçäîðîâèòåëüíûé ìàññàæ óñêîðÿåò ôèçè÷åñêîå è óìñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, óêðåïëÿåò êîñòíî-ìûøå÷íóþ ñèñòåìó è óñòðàíÿåò íåðâîçíîñòü.

     ïðîöåññå ìàññàæà ïðîèñõîäèò ïîñòóïëåíèå èìïóëüñîâ â êîðó ãîëîâíîãî ìîçãà. Áûëî îòìå÷åíî, ÷òî ñàìûå ïåðâûå ðå÷åâûå ðåàêöèè ó ðåáåíêà íà÷èíàþò âîçíèêàòü ïðè ïîãëàæèâàíèè ìûøö íîã, æèâîòà, êèñòåé ðóê.

     äåòñêîì ìàññàæå î÷åíü øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ ðàçëè÷íûå ïðèåìû ìàññàæà êëàññè÷åñêîãî. Ê íèì ìîæíî îòíåñòè ñëåäóþùèå: ëåãêîå ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå, âèáðàöèÿ, óäàðíûå ïðèåìû (ëåãêèå), òî÷å÷íûé ìàññàæ, ðàçìèíàíèå ìûøö.

    Читайте также:  Дневник развития ребенка пример

    Âëèÿíèå ýòèõ ïðèåìîâ ìàññàæà íà íåðâíóþ ñèñòåìó ðåáåíêà òîæå ðàçëè÷íîå. Ïðèåì ïîãëàæèâàíèè óëó÷øàåò ïðîöåññ êðîâîîáðàùåíèÿ, óñïîêàèâàåò íåðâíóþ ñèñòåìó, ðàññëàáëÿåò ìûøöû. Ïîãëàæèâàíèå ñíèìàåò áîëåâûå îùóùåíèÿ. Ïðèåì ïîãëàæèâàíèÿ ñïèíû âûïîëíÿåòñÿ âäîëü ïîçâîíî÷íîãî ñòîëáà. Îäíàêî ïðè ýòîì íåïîñðåäñòâåííî ñàì ïîçâîíî÷íèê íå ìàññèðóåòñÿ.

    Ðàñòèðàíèå ðàññëàáëÿåò ìûøöû, çíà÷èòåëüíî óëó÷øàåò êðîâîîáðàùåíèå, ñïîñîáñòâóåò õîðîøåìó ïèòàíèþ òêàíåé è îðãàíîâ. Îíî óñïîêàèâàþùå äåéñòâóåò íà íåðâíóþ ñèñòåìó ìàëûøà. Îêàçûâàåò ïîçèòèâíîå äåéñòâèå íà ìûøöû, ñâÿçêè, ñóõîæèëèÿ.

    Ïðèåì ðàçìèíàíèÿ äåéñòâóåò óñïîêàèâàþùå íà íåðâíóþ ñèñòåìó, àêòèâèçèðóåò ïðîöåññû êðîâî- è ëèìôîîáðàùåíèÿ. Äàííûé ïðèåì ïîëîæèòåëüíî âëèÿåò íà ïîâåðõíîñòíûå è ãëóáîêèå ìûøöû. Ïðåêðàñíî âîçäåéñòâóåò íà äûõàòåëüíóþ ñèñòåìó.

    Ïðèåì âèáðàöèè óëó÷øàåò îáìåííûå ïðîöåññû â îðãàíèçìå.

    Ìàññàæ îêàçûâàåò ïðåêðàñíîå âîçäåéñòâèå íà îðãàíû, ðàñïîëàãàþùèåñÿ â íåïîñðåäñòâåííîé áëèçîñòè ê êîæå. Ïðèìåðîì ìîæåò ñëóæèòü ëèìôàòè÷åñêàÿ èëè êðîâåíîñíàÿ ñèñòåìà.

    Òàê êàê êîæà ó ìàëûøåé â ïåðâûå ìåñÿöû æèçíè ÷ðåçâû÷àéíî ðàíèìà, òî ìàññàæ äîëæåí áûòü ìàêñèìàëüíî ùàäÿùèì. Ýòî ìîãóò áûòü ëåãêèå ïîãëàæèâàíèÿ, ðàçìèíàíèå, ðàñòèðàíèå. Ïîñòåïåííî ìîæíî ââîäèòü ëåãêèå óäàðíûå ïðèåìû è áîëåå ñèëüíîå ðàçìèíàíèå, óâåëè÷èâàÿ âðåìÿ ïðîöåäóðû è èíòåíñèâíîñòü åå ïðîâåäåíèÿ.

    Ïðè ìàññàæå íîã íåîáõîäèìî îáõîäèòü êîëåííóþ ÷àøå÷êó ñíàðóæè. Íå ðåêîìåíäóåòñÿ ìàññèðîâàòü ïåðåäíþþ ïîâåðõíîñòü ãîëåíè. Òàêæå íåëüçÿ äåëàòü ðåçêèõ òîë÷êîâ â êîëåííûå ñóñòàâû.

    Ïðè ïðîâåäåíèè ìàññàæà æèâîòà íóæíî èçáåãàòü ìàññèðîâàíèÿ ïðàâîãî ïîäðåáåðüÿ. Íå ñëåäóåò çàòðàãèâàòü îáëàñòü ïîëîâûõ îðãàíîâ.

    Ïðè ïîõëîïûâàíèè ñïèíêè ìàëûøà íå çàäåâàéòå ïîÿñíè÷íóþ îáëàñòü.

    2.2 Îñîáåííîñòè ãèìíàñòèêè äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà

    Íàõîäÿñü â ìàòêå, ìàëûø íå èñïûòûâàåò íèêàêèõ íåóäîáñòâ è äèñêîìôîðòíûõ îùóùåíèé, ñâÿçàííûõ ñ ñîáñòâåííûì òåëîì. Ñîãëàñíî âíóòðèóòðîáíîìó îïûòó ðåáåíêà, îí, à çíà÷èò è åãî òåëî, â òî÷íîñòè ñîîòâåòñòâóåò ôîðìå ìàòêè è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé øàð èëè ýëëèïñ. Ýòî ïðåäñòàâëåíèå îêîí÷àòåëüíî çàêðåïëÿåòñÿ â åãî ñîçíàíèè â ïîñëåäíèå ìåñÿöû ïåðåä ðîäàìè.

    Ó òîëüêî ÷òî ïîÿâèâøåþñÿ íà ñâåò ðåáåíêà îùóùåíèå ñîáñòâåííîãî òåëà ïðåòåðïåâàåò çíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ: èç «øàðà» îí ïðåâðàùàåòñÿ âî ÷òî-òî äðóãîå, ñîâñåì íåïðèâû÷íîå.

    Êàæäîå äâèæåíèå, âûíóæäàþùåå ðåáåíêà âûïðÿìëÿòü ðó÷êè è íîæêè, ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ ãðèìàñîé íåäîâîëüñòâà è ïëà÷åì.  ýòîò ìîìåíò ðåáåíîê áóêâàëüíî òîíåò â íåîæèäàííî îãðîìíîì ïðîñòðàíñòâåííîì îáúåìå.

     ïåðâûå ìåñÿöû ïîñëå ðîæäåíèÿ âàæíî âûçâàòü ó ìàëûøà ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè ïî îòíîøåíèþ ê ñâîåìó òåëó, òàê êàê îíî ïîêà äîñòàâëÿåò åìó ìíîãî íåóäîáñòâ. Åñëè ó ìëàäåíöà ñîõðàíèòñÿ íåãàòèâíîå âïå÷àòëåíèå î ñîáñòâåííîì òåëå, òî â äàëüíåéøåì ýòî ìîæåò ïðèâåñòè ê ïñèõîñîìàòè÷åñêèì ïðîáëåìàì. Ïîýòîìó ðåáåíêó íåîáõîäèìî ïîìî÷ü ïîñòåïåííî îñîçíàâàòü ðåàëüíûå ôîðìû ñâîåãî òåëà, ÷òî, â ñâîþ î÷åðåäü, ïîìîæåò åìó îñâîèòü è óïðàâëåíèå ñîáñòâåííûì òåëîì.

    Ãèìíàñòèêà íîâîðîæäåííûõ áîëüøå ïîõîæà íà ðàçâëå÷åíèå è áàëîâñòâî, ÷åì íà ñåðüåçíûå çàíÿòèÿ. Ãëàâíàÿ îñîáåííîñòü ãèìíàñòèêè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îíà ñòðîãî ñëåäóåò âîçðàñòíîé ñêîðîñòè ðàçâèòèÿ ìîòîðíûõ íàâûêîâ ìëàäåíöà. Âñå çàíÿòèÿ ñ ãðóäíûì ìëàäåíöåì äîëæíû ñîïðîâîæäàòüñÿ ðå÷üþ ìàòåðè. Äåëàÿ ñ ìàëûøîì ãèìíàñòèêó, ìàìà êîììåíòèðóåò ñâîè äåéñòâèÿ, ïîáóæäàÿ åãî ê îáùåíèþ.

    Ïðèñòóïàòü ê çàìÿòèÿì ãèìíàñòèêîé ñëåäóåò íå ðàíåå, ÷åì ìëàäåíöó èñïîëíèòñÿ 6 íåäåëü. Ïðèìåðíî â ýòî âðåìÿ ðåáåíîê íà÷èíàåò ïðîÿâëÿòü èíòåðåñ ê îêðóæàþùåìó ìèðó, ñòðåìèòüñÿ ê îáùåíèþ è ñïîñîáåí áîëåå îñîçíàííî âîñïðèíèìàòü íàïðàâëåííûå íà íåãî äåéñòâèÿ ìàòåðè.

    3. Ìåòîäèêà ïðîâåäåíèÿ ìàññàæà è ãèìíàñòèêè ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà

    3.1 Îáùèå ïðèíöèïû ïîñòðîåíèÿ êîìïëåêñà óïðàæíåíèé äëÿ äåòåé

    ðàçâèòèå ìàññàæ ðåáåíîê ðàííèé âîçðàñò

    1.  êîìïëåêñ óïðàæíåíèé äîëæíû âõîäèòü óïðàæíåíèÿ äëÿ âñåõ ìûøå÷íûõ ãðóïï.

    2. Êîìïëåêñ ôîðìèðóåòñÿ ïëàâíûì ïåðåõîäîì îò ïðîñòûõ óïðàæíåíèé ê áîëåå ñëîæíûì.

    3. Ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà äîëæíà ïëàâíî óâåëè÷èâàòüñÿ. Ýòî ïðîâîäèòñÿ ïóòåì óâåëè÷åíèÿ ÷èñëà ïîâòîðåíèé òîãî èëè èíîãî äâèæåíèÿ.

    4.  íà÷àëå êóðñà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè ÷èñëî ïîâòîðåíèé óïðàæíåíèÿ íå äîëæíî ïðåâûøàòü 3 ðàç.

    5. Áëèæå ê êîíöó êóðñà ÷èñëî ïîâòîðåíèé êàæäîãî óïðàæíåíèÿ ìîæíî äîâåñòè äî 5 ðàç.

    6. Âðåìÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòè ñåàíñà ìàññàæà íåîáõîäèìî îáñóäèòü ñ ïåäèàòðîì.

    7. Ê êîíöó êóðñà ìàññàæà âðåìÿ ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàþò.

    8. Ñëåäóåò èçáåãàòü ïåðåóòîìëåíèÿ ìàëûøà âî âðåìÿ ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé.

    9. Ïðîöåäóðà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè äîëæíà áûòü äëÿ ìàëûøà çàáàâíîé èãðîé.

    3.2 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå îò 0,5 äî 3 ìåñÿöåâ

    Äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ ìîùíûì ôàêòîðîì ïðàâèëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ñîçäàíèå ôèçèîëîãè÷åñêè îáîñíîâàííûõ ìåòîäèê ïðîâåäåíèÿ ãèìíàñòèêè è ìàññàæà â ðàííåì âîçðàñòå îñíîâàíî íà çíàíèè ñîñòîÿíèÿ è ðàçâèòèÿ ñêåëåòíîé ìóñêóëàòóðû ó äåòåé.

    Читайте также:  Фазы кризисов развития ребенка

    Ïîñêîëüêó ó äåòåé ýòîãî âîçðàñòà ðåçêî âûðàæåí ãèïåðòîíóñ ñãèáàòåëåé êîíå÷íîñòåé, óñèëèÿ ìàññàæèñòà äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà ðàññëàáëåíèå ýòèõ ìûøö.

    Èç âðîæäåííûõ ðåôëåêñîâ íåîáõîäèìî îáðàòèòü âíèìàíèå íà ðàçãèáàíèå, èçáåãàÿ äâèæåíèé ìûøö-ñãèáàòåëåé. Ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà íåîáõîäèìî óäåëÿòü âíèìàíèå ðàññëàáëåíèþ ñãèáàòåëåé, èñïîëüçóÿ ïîãëàæèâàíèå.

    3.3 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå îò 3 äî 4 ìåñÿöåâ

    Ïðè íîðìàëüíîì ðàçâèòèè ó ðåáåíêà ýòîãî âîçðàñòà èñ÷åçàåò ôèçèîëîãè÷åñêèé ãèïåðòîíóñ ñãèáàòåëåé ðóê, íî åùå ìîãóò îñòàòüñÿ ÿâëåíèÿ ãèïåðòîíóñà ìûøè íîã.  ýòîì âîçðàñòå ìîæíî íà÷èíàòü ïðîâîäèòü ïàññèâíûå äâèæåíèÿ äëÿ ðóê.

     âîçðàñòå 3 — 4 ìåñ. â ñâÿçè ñ óêðåïëåíèåì øåéíûõ ìûøö ïðîÿâëÿþòñÿ âðîæäåííûå ðåôëåêñû ïîëîæåíèÿ. Íà íèæíèõ êîíå÷íîñòÿõ ïðèìåíÿþò ïîãëàæèâàíèå äëÿ ðàññëàáëåíèÿ ñãèáàòåëåé, ãäå èìååòñÿ ãèïåðòîíóñ. Åñëè ó ðåáåíêà ïîÿâëÿþòñÿ ïåðâûå ïîïûòêè ê èçìåíåíèþ ïîëîæåíèÿ òåëà — ïåðåâîðà÷èâàåòñÿ ñî ñïèíû íà æèâîò, òî åìó ñëåäóåò ïîìîãàòü.

    Ê 3 ìåñÿöàì èñ÷åçàåò ôåíîìåí ïîëçàíèÿ, è òîãäà ìîæíî ïðèìåíÿòü óïðàæíåíèÿ äëÿ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé.

     ýòîò ïåðèîä íåîáõîäèìî ñîäåéñòâîâàòü ïîëíîìó óðàâíîâåøèâàíèþ ñãèáàòåëåé è ðàçãèáàòåëåé êîíå÷íîñòåé, ïåðâûì íàâûêàì ïî èçìåíåíèþ ïîëîæåíèÿ òåëà, îáåñïå÷èòü óñëîâèÿ äëÿ ðàçâèòèÿ ðó÷íîé óìåëîñòè, ïîäâåøèâàÿ íà âûñîòå âûòÿíóòûõ ðóê ðàçëè÷íûå èãðóøêè.

    3.4 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå 4-6 ìåñÿöåâ

     âîçðàñòå 4 — 5 ìåñÿöåâ ó ðåáåíêà ïðîèñõîäèò óðàâíîâåøèâàíèå ñãèáàòåëåé è ðàçãèáàòåëåé íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, ïîýòîìó íåîáõîäèìî ââîäèòü ïàññèâíûå äâèæåíèÿ äëÿ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé. Óêðåïëåíèå ïåðåäíèõ øåéíûõ ìûøö ê 4 ìåñÿöàì ïðîèñõîäèò áëàãîäàðÿ óïðàæíåíèÿì íà îñíîâå ïèùåâîãî ðåôëåêñà ñ ïîâîðîòàìè è ïîäíèìàíèåì ãîëîâû ðåáåíêà.  ýòîì âîçðàñòå ìîæíî ââîäèòü àêòèâíûå óïðàæíåíèÿ íà èçìåíåíèå ïîëîæåíèÿ òåëà ñ ïîääåðæêîé çà ðóêè.

    Âûïîëíÿÿ óïðàæíåíèÿ, íåîáõîäèìî ïîääåðæèâàòü ðèòìè÷íîñòü äâèæåíèé íà ñ÷åò âñëóõ (ðàç, äâà, òðè, ÷åòûðå).

    Îáÿçàòåëüíîå ìåðîïðèÿòèå — ìàññàæ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé, ñïèíû, æèâîòà, ñòîï, ìàññàæ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé.

    3.5 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå 6-10 ìåñÿöåâ

     äàííîì ïåðèîäå ìîæíî ââîäèòü óïðàæíåíèÿ êàê äëÿ ìåëêèõ ìûøö êèñòè, òàê è äëÿ êðóïíûõ ìûøö êîíå÷íîñòåé, áîëåå ñëîæíûå ïî êîîðäèíàöèè äâèæåíèÿ. Ðåáåíîê ñïîñîáåí áîëåå äëèòåëüíî óäåðæèâàòü òåëî â îïðåäåëåííûõ ïîçàõ, ñèäåòü áåç îïîðû, ñòîÿòü ñ îïîðîé, ïîëçàòü.

    Ñëåäóåò øèðîêî èñïîëüçîâàòü óñëîâíûå ñèãíàëû, ðå÷åâûå èíñòðóêöèè (ñÿäü, ïîäàé, âîçüìè, äàé, äåðæè êðåïêî), âñå ñèãíàëû ïðîâîäèòü íà áàçå áåçóñëîâíûõ ðåôëåêñîâ.

     ýòîò ïåðèîä íåîáõîäèìî ñòèìóëèðîâàòü ðåáåíêà ê ïîëçàíèþ, ñòðåìèòüñÿ óêðåïëÿòü ìûøöû äëÿ ñèäåíèÿ è ñòîÿíèÿ, âîñïèòûâàòü óñëîâíûå äâèãàòåëüíûå ðåôëåêñû ñ ïîíèìàíèåì ðå÷è è êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé. Ìàññàæ äîëæåí ïðåäøåñòâîâàòü óïðàæíåíèþ.

    3.6 Ìåòîäèêà ìàññàæà è ãèìíàñòèêè â âîçðàñòå 10-12 ìåñÿöåâ

     ýòîì ïåðèîäå îôîðìëÿåòñÿ ñòîÿíèå áåç îïîðû è ðàçâèâàåòñÿ õîäüáà. Ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå ýëåìåíòû ìîòîðèêè (íàïðèìåð, ñèäåíèå íà êîðòî÷êàõ), ïîýòîìó ðåêîìåíäóåòñÿ áîëüøå óïðàæíåíèé â ïðèñåäàíèè. Âîçíèêàåò ñâÿçü ñ äåéñòâèÿìè è ïðåäìåòàìè, èõ íàçâàíèÿìè, êîòîðûå èìåþò îòíîøåíèå ê ãèìíàñòèêå. Ñëåäóåò ââîäèòü áîëüøå ðå÷åâûõ èíñòðóêöèé.

    Îñíîâíàÿ çàäà÷à — ñòèìóëèðîâàòü óïðàæíåíèÿ ïî ðå÷åâîé èíñòðóêöèè. Ïðèìåíÿòü ðàçëè÷íûå ïðåäìåòû — êîëüöà, ïàëî÷êè, èãðóøêè. Äàâàòü ðåáåíêó âîçìîæíîñòü óïðàæíÿòüñÿ â íàâûêàõ ïî âëåçàíèþ, õîäüáå, íî, ó÷èòûâàÿ èíäèâèäóàëüíûå âîçìîæíîñòè ðåáåíêà, íîâûå äâèæåíèÿ íà÷èíàòü èç ïîëîæåíèÿ ëåæà, à çàòåì (óñëîæíÿÿ) — ñèäÿ, ñòîÿ. Ìàññàæ ÿâëÿåòñÿ îòäûõîì ïîñëå ïðîâåäåííûõ ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ïîýòîìó åãî ñëåäóåò ïðîâîäèòü ñðàçó ïîñëå íèõ.

    Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

    1. Àðêèí Å.À. Äîøêîëüíûé âîçðàñò. — Ì., 1968.

    2.Âàñè÷êèí Â.È. Áîëüøîé ñïðàâî÷íèê ïî ìàññàæó. — ÑÏá.: Íåâñêàÿ êíèãà, Ì.: Ýêñìî, 2004. — 448ñ.

    3. Ââåäåíèå â ôèçè÷åñêóþ êóëüòóðó. — Ì., 1983.

    4. Êåíåìàí À.Â., Õóõëàåâà Ä.Â. òåîðèÿ è ìåòîäèêà ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòàþ — Ì., 1978.

    5. Êèñòÿêîâñêàÿ Ì.Þ. è äð. Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. — Ì., 1978.

    6. Êèñòÿãîâñêàÿ Ì.Þ. Ðàçâèòèå äâèæåíèé ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè. — Ì., 1970.

    7. Ìàçóðèí À.Â., Çàïðóäíîâ A.M., Ãðèãîðüåâ Ê.È. Îáùèé óõîä çà äåòüìè. —Ì.: Ìåäèöèíà, 1998. —296 ñ.

    8. Îñîêèíà Ò.È. Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà â äåòñêîì ñàäó. — Ì., 1978.

    9. Ñòåïàíåíêîâà Ý.ß. Òåîðèÿ è ìåòîäèêà ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ è ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. — Ì., 2006.

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник