Физическое развитие ребенка олигофрена

Физическое развитие ребенка олигофрена thumbnail

Ожидается изображения товара

Описание

Нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с нарушениями развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей-олигофренов двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адапта¬ции.
При проведении физического воспитания детей-олигофренов должны быть соблюдены следующие условия, позволя¬ющие осуществлять коррекцию недостатков двигательной сферы. Необходимо:
– учитывать тяжесть и характер двигательных наруше¬ний, особенности формирования двигательной сферы, возрастные и половые различия детей-олигофренов;
– следить за соответствием содержания и методов физического воспитания двигательным и функциональ¬ным возможностям детей-олигофренов;
– добиваться осмысления и выполнения детьми-олигофренами словесной инструкции;
– осуществлять физическое развитие с опорой на со¬хранные двигательные возможности;
– стремиться совершенствовать познавательную дея¬тельность детей-олигофренов средствами физической культуры;
– осуществлять системный подход к реализации коррекционных задач: сочетать коррекцию двигательных нарушений, формирование двигательной сферы, развитие средствами физической культуры высших психических процессов.
Характерные особенности развития двигательной сфе¬ры детей-олигофренов состоят в следующем:
– уровень сформированности двигательной сферы у детей-олигофренов находится в непосредственной зависимости от тяжести и характера конкретных двига¬тельных нарушений;
– отставание в развитии координаторных схем движения у детей-олигофренов от уровня учащихся массовых школ особенно явственно проявляется в младшем, количест¬венных показателей моторики – в старшем школьном возрасте;
– увеличение разницы абсолютных показателей двига¬тельных способностей учащихся вспомогательных и мас¬совых школ отмечено к 17 годам (за исключением показателей статической выносливости);
– наибольшее отставание детей-олигофренов 7-17 лет от сверстников из массовых школ наблюдается в пока¬зателях координации движений.
В физи¬ческом развитии, так же как и в умственном развитии, у большинства умственно отсталых детей наблюдается существенное отставание или отклонение от показателей развития нормального ребенка. Несомненно, что ранние нарушения в центральной нервной системе вызывают и нарушения в общем соматическом состоянии и развитии ребенка. Так, известно, что дети-олигофрены, как прави¬ло, научаются ходить с большим опозданием. В моторике у многих учащихся вспомогательной школы наблюда¬ются более или менее выраженные нарушения: в одних случаях нарушается формирование целенаправленных движений, в других – запаздывает автоматизация ря¬да движений.
У многих учащихся вспомогательной школы отмеча¬ются нарушения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нередки также случаи нарушений в системе пищеварения и обмена веществ.
Таким образом, можно считать, что для большинства умственно отсталых детей характерна общая или час¬тичная атипия физического развития.
Естественно, что состояние здоровья, общего физического развития учащихся яв¬ляется одним из решающих условий для решения вопроса о их будущей трудовой деятельности. Именно поэтому главной задачей физического воспитания во вспомога¬тельной школе является физическое оздоровле¬ние учащихся, создание условий для кор¬рекции недостатков физического разви¬тия и для закалки организма
Дети-олигофрены – основной контингент учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.
Урок физической культуры во вспомогательной школе состоит из следующих частей: вводной, подготовитель¬ной, основной и заключительной.
Вводная часть посвящена организации детей, подго¬товке их к занятиям. Во вспомогательной школе, особенно в младших классах, это часть занимает зна¬чительное время (до 10 мин), так как ученики еще не умеют самостоятельно переодеться для занятий физиче¬скими упражнениями и построиться.
Подготовительная часть имеет задачей подготовку двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы к выполнению тех двигательных заданий, которые будут предложены ученикам в основной части урока.
В третьей, основной части разрешаются главные задачи урока. Это могут быть коррекционно-оздорови¬тельные, общепедагогические и непосредственно задачи физического воспитания. Они реализуются с помощью упражнений основной гимнастики, ритмических, коррекционных, легкоатлетических упражнений и игр. Основная часть урока занимает 20-30 мин.
Занятия физкультурой должны быть правильно за¬вершены. Этому служит последняя, заключительная часть урок. В конце занятия снижается общая нагрузка на организм детей, подводятся итоги урока, оцениваются успехи. Это время используется для строевых упражне¬ний, упражнений на расслабление, общеразвивающих упражнений, легких по нагрузке, противоположных по воздействию тем, которые применялись в конце основной части урока, упражнений на внимание. Продолжитель¬ность заключительной части 3-5 мин.

Список использованной литературы

1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб, 2011
2. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М., 2010
3. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М., 2013
4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб., 2013
5. Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. – М., 2014
6. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. Текста Н.М. Назарова. – М., 2012

Источник

Дорогие читатели, сегодня поговорим о том, что собой представляет олигофрения у детей, симптомы данного состояния. Вы узнаете, что провоцирует развитие этого заболевания, какие его степени различают. Мы поговорим о методах лечения и способах профилактики.

Классификация

Фото ребенка с олигофренией

Различают три вида олигофрении.

  1. Дебильность. Является самой легкой степенью. Данное состояние удается диагностировать только после 10 лет. Наблюдается:
  • отсутствие восприятия сложных понятий и способа их изъяснения;
  • ребёнок не может мыслить абстрактно;
  • присутствует замкнутость, боязнь новой обстановки;
  • резкие перемены в характере;
  • малыш становится рассеянным;
  • наблюдается неадекватное поведение.
  1. Имбецильность. Является средней степенью. Характерна:
  • безынициативность;
  • мышление у ребенка примитивное;
  • малыш легко внушаем;
  • такой ребенок может понимать элементарную речь;
  • способен научиться считать, писать, а также читать;
  • ребенок воспроизводит короткие фразы;
  • они остро реагируют на похвалу и ругань.

Такие детки нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.

  1. Идиотия. Данное состояние является тяжелой формой олигофрении:
  • ребенок не в состоянии разговаривать;
  • эмоционально ограниченный;
  • не может освоить простые навыки;
  • продуктивная деятельность отсутствуют.

Таким малышам необходим беспрерывный уход.

На сегодняшний день данная классификация не пользуются спросом. Теперь заболевание разделяют по МКБ 10. В основу кладут интеллектуальный показатель, который является основным критерием определения стадии развития заболевания.

Олигофрению разделяют на:

  • дифференциальную — когда удается выяснить причину заболевания;
  • недифференциальную — когда этиология неясна.

В зависимости от прогрессирования недуга различают следующие виды:

  • легкая степень – от 50 до 70 баллов интеллекта;
  • умеренная степень – от 35 до 50;
  • тяжелая – от 25 до 30;
  • глубокая степень — интеллект ниже 20 баллов.

Существует классификация по Певзнеру. Выделяет следующие типы:

  • неосложненное;
  • присутствуют нарушения нейродинамики;
  • отклонения в работе анализаторов;
  • осложненное, с психопатической формой поведения;
  • умственная недостаточность.

Учитывая этиологию, различают олигофрению:

  • наследственный фактор;
  • последствия внутриутробного поражения ребенка;
  • родовые травмы;
  • отклонения в развитии.

Причины

Ребенок с синдромом Дауна у мамы на руках

Хромосомные нарушения чаще всего становятся причиной развития олигофрении

  1. Наследственность (70% всех случаев), хромосомные нарушения, генные аномалии: синдромы Патау, Вольфа-Хиршхорна, Дауна, фрагильной хромосомы, Прадера-Вилли, кошачьего крика, Альфи.

Для этих состояний характерны структурные повреждения мозга впоследствии хромосомных мутаций.

Также сюда относят:

  • наследственные нарушения обменных процессов в организме;
  • нарушение обмена фенилаланина;
  • неонатальный тиреотоксикоз, который развивается вследствие дефицита йода;
  • гипераргининемия.
  1. Антенатальные причины:
  • токсическое отравление фенолом или свинцом;
  • гипоксия во внутриутробном развитии;
  • инфекции во время беременности;
  • плацентарная недостаточность;
  • преждевременные роды;
  • алкоголизм;
  • прием антибиотиков и некоторых медикаментов, в частности аспирина, во время беременности;
  • влияние радиации;
  • преэклампсия.
  1. Постнатальные причины:
  • асфиксия в момент родов;
  • ЧМТ при родовой деятельности вследствие наложения щипцов;
  • иммунная несовместимость ребенка с матерью (резус-фактор);
  • опухоль в мозгу;
  • менингит при рождении или энцефалит;
  • травма черепа;
  • осложнение скарлатины или кори, перенесенной до трехлетнего возраста.

Симптомы

Девочка с олигофренией на качели

Признаки олигофрении у детей могут различаться в разные возрастные периоды.

Самые яркие проявления наблюдаются в шестилетнем возрасте. Дело в том, что некоторые признаки можно наблюдать и в более раннем возрасте, однако родители могут их принять за особенности характера. Также стоит учитывать, что то, насколько сильно будет выражено заболевание, зависит от области поражения мозга. Поэтому признаки олигофрении могут возникать даже в первые месяцы жизни крохи.

  1. Для новорожденных характерны такие симптомы:
  • повышенная раздражительность;
  • склонность к судорогам;
  • мышечная слабость;
  • неправильные пропорции;
  • большой череп;
  • визуальные дефекты лица (например, заячья губа или приплюснутый нос).
  1. Для грудных детей характерно:
  • отсутствие любого интереса ко всему вокруг;
  • нет желания контактировать с ровесниками;
  • сложности в понимании разговора взрослых;
  • трудности с воспроизведением слов;
  • ребенок не способен повторить увиденное действие.
  1. Для малышей в дошкольном возрасте характерны:
  • сложности с выполнением простых задач, например, лепка;
  • наблюдаются однообразные действия.
  1. У школьников:
  • нарушенная способность распознавания предметов и их свойств;
  • дети имеют хаотичную активность;
  • искажается получаемая информация;
  • нарушаются речевые навыки;
  • снижается память;
  • возможно полное отсутствие образного мышления;
  • нет чувства сопереживания.

Диагностика

Аппарат для проведения МРТ

Чтоб с точностью установить наличие олигофрении, необходимо проведение специальных тестов (психологических). Врач оценит умственное и речевое развитие ребенка, словарный запас, отметит, как им воспринимаются окружающие, наличие абстрактного мышления. Важно, что данная методика подходит только деткам, начиная с 3 лет. Если заболевание подозревают у ребенка помладше, то используются следующие способы исследования:

  • МРТ головного мозга;
  • исследование кариотипа;
  • генетические тесты;
  • оценка памяти малыша;
  • скрининг крови на фенилкетонурию и гипотиреоз;
  • энцефалография;
  • пробы врожденных инфекций;
  • комплексное обследование.

Лечение

Упаковка таблеток Диазепам

Полностью избавить малыша от олигофрении не удается. Однако, родителям и врачам под силу сделать коррекцию этого состояния при своевременном выявлении недуга.

Большую роль играют занятия со специалистами:

  • дефектологом, логопедом;
  • психиатром;
  • невропатологом;
  • ортопедом;
  • физиотерапевтом;
  • работникам социальной службы.

Может быть назначена симптоматическая терапия:

  • транквилизаторы, седативные средства, в частности Диазепам или Феназепам;
  • нейролептики, препараты антипсихотического действия, например, Релатин или Ноотропил;
  • гормональные средства, например, Тиреоидин или Гипофизин;
  • прием препаратов для нормализации деятельности центральной нервной системы, например, Пирацетам или Фезам;
  • витаминотерапия, в частности группа В;
  • глутаминовая кислота, которую принимают курсом с целью снижения симптоматики умственной отсталости;
  • психотерапия, психокоррекция, занятия с логопедом;
  • лечебная физкультура и массаж;
  • психомоторная гимнастика.

Воспитание

Девочка с умственной отсталостью надувает пузыри. Рядом мама,, сестра и бабушка

Таким деткам необходим уход и забота

Особенности детей с олигофренией таковы, что возникает острая необходимость в постоянном уходе и заботе о них.

Если обстановка будет неблагоприятной, то состояние ребенка будет только ухудшаться, причем довольно быстрыми темпами. Могут возникнуть агрессивность, ненависть к окружающему миру, и даже при наличии реабилитации — ее эффективность значительно снизится.

Родители, имеющие такого ребенка должны знать ряд правил и строго их соблюдать:

  • постоянный присмотр за малышом;
  • доброжелательное отношение к крохе;
  • оказание психологической помощи;
  • обучение элементарным навыкам;
  • наличие позитивной мотивации;
  • посещение профильных учреждений;
  • занятия со специалистами;
  • соблюдением всех рекомендаций.

Прогноз

Парень с олигофренией работает за ноутбуком

При правильной и своевременной терапии ребенка может ждать практически нормальное будущее

О благоприятном прогнозе можно говорить только при ранней диагностики олигофрении и своевременной терапии. Также это касается легкой степени заболевания. У таких детей можно купировать заболевание, у них появиться возможность освоить некоторые профессии.

Неблагоприятный прогноз будет при запущенном состоянии или тяжелой степени заболевания:

  • инвалидность;
  • неполноценный интеллект;
  • психические расстройства.

Профилактика

Беременная женщина ходит по берегу моря

Профилактика олигофрении у ребенка направлена на соблюдение всех правил будущей мамочкой

Меры предосторожности должны быть направлены на беременную женщину, когда она вынашивает своего ребенка.

  1. Своевременное постановление на учет.
  2. Регулярное посещение женской консультации.
  3. Выполнение всех необходимых анализов.
  4. Ежедневные прогулки не менее двух часов.
  5. Правильный дневной распорядок.
  6. Здоровый сон.
  7. Отказ от вредных привычек и пищи.
  8. Сбалансированное питание.
  9. Во время родов недопустимо использование щипцов.

Диагноз олигофрения действительно звучит очень страшно. Родители должны понимать, что своевременно отмеченные изменения в организме ребенка, позволят вовремя диагностировать заболевание и начать его лечение. Конечно, полностью избавиться от этого состояния вам не удастся. Однако, вы сможете значительно облегчить жизнь своему ребенку.

Источник

Слабое развитие психики, вызванное врожденным или приобретенным в детстве заболеванием головного мозга, называется олигофренией. В переводе с древне-греческого это слово означает «малый ум».

Олигофрения у детей (слабоумие) проявляется отклонением в интеллекте ребенка, эмоциях, речи, моторике, цельности личности. Детям с данной патологией трудно адаптироваться во внешней среде.

Причины

Дети-олигофрены: их нужно понять и принять

Среди множественных причин возникновения олигофрении у детей существует несколько факторов, влияющих на возникновение и развитие болезни:

  1. эндогенный (внутренний) фактор;
  2. экзогенный (внешний) фактор;
  3. сочетание обоих факторов.

Эндогенные причины носят генетический характер, то есть обусловлены наследственными патологиями – нарушением строения родительских клеток и врожденным сбоем в обмене веществ.

Характерными примерами внутреннего фактора наличия олигофрении в детском возрасте являются синдром Дауна (с содержанием в каждой клетке организма 47 хромосом вместо 46) и врожденная микроцефалия, при которой наблюдается заметно уменьшенный череп головы в связи с малым объемом мозга.

Экзогенные причины олигофрении связаны с внешними воздействиями на ребенка. К ним можно отнести такие внутриутробные факторы, как инфекции, применение алкоголя во время беременности, иммуноконфликт матери и плода, родовые травмы.

Внешние факторы умственной отсталости могут оказать влияние на ребенка не только до рождения, но и в раннем детстве. Это болезни головного мозга (в том числе травмы, опухоли) и тяжелые инфекции в виде кори, скарлатины, перенесенные до 3-летнего возраста.

Смешанные причины состоят из сочетания эндогенных и экзогенных факторов проявления олигофрении. Соотношение обоих факторов в каждом случае сугубо индивидуально.

Классификация

В соответствии с действующей Международной классификацией болезней умственная отсталость подразделяется на 4 категории:

  • легкая с коэффициентом интеллекта IQ 50-69 (дебильность);
  • умеренная с IQ 35-49 (имбецильность);
  • тяжелая с IQ 20-34 (имбецильность);
  • глубокая с IQ <20 (идиотия).

Как видно из классификации, степени олигофрении зависят от коэффициента интеллекта. При легкой степени умственной отсталости – дебильности – способности детей ограничены хорошей разговорной речью, простейшему счету и письму. Им не свойственны логичность, рассуждения, мышление, аргументированность.

На видео показаны примеры развития логического мышления у детей с речевыми нарушениями:

Имбецилы имеют скудный словарный запас, из-за этого выражают желания через эмоциональные оттенки одних и тех же слов. Ограничены в самообслуживании. Этот вид болезни официально подразделяется на умеренную и тяжелую степени в зависимости от IQ.

Глубокая степень олигофрении – это идиотия. У детей с таким диагнозом речь не развивается, они произносят только нечленораздельные звуки и слова. Не способны к элементарному самообслуживанию, не могут узнавать людей.

Симптомы

Клиническая картина умственной отсталости ребенка взаимосвязана с его психическими расстройствами. В качестве симптомов детской олигофрении в медицине зафиксированы нарушения:

  • сознательной деятельности;
  • познания и обобщения;
  • речи;
  • эмоций.

Проявления олигофрении у детей с ДЦП становятся заметными в 2-3 года и выражаются в торможении интеллектуального развития, слаборазвитых побуждающих рефлексах, расстройствах моторики.

Характерными симптомами олигофрении у новорожденных детей считаются:

  1. отклонения от нормы в строении головы, лица и тела;
  2. нарушения в строении внутренних органов;
  3. признаки фенилкетонурии (генетического заболевания, связанного с нарушением обмена аминокислоты – фенилаланина):
    •  кислый запах мочи и кожи,
    •  очень бледные кожные покровы,
    •  неестественно светлые голубые глаза,
    •  вялость, отсутствие реакции,
    •  судороги,
    •  мышечная слабость.

У маленьких детей внешние признаки олигофрении проявляются в задержке развития таких основных функций, как держание головы, предречевой лепет, умение сидеть, вставать.

Проявление некоторых наследственных факторов олигофрении можно диагностировать в процессе беременности.

Диагностика умственной отсталости у детей первого года жизни проводится по состоянию рефлекторных функций, отклонениям в поведении и физическом развитии. На втором году жизни можно установить степень диагноза.

Лечение

При выявлении у ребенка олигофрении нужно не опускать руки, а стремиться к поддержанию детского здоровья вне зависимости от степени заболевания. Некоторая коррекция умственной отсталости возможна при болезнях наследственного характера, связанных с нарушением обмена веществ.

В большинстве случаев данного диагноза показано симптоматическое лечение – способы терапии, заглушающие признаки болезни, но не устраняющие ее причины.

Профилактика

novorojdenie-olegofrenia

Предупреждением заболевания олигофренией нужно заниматься до начала беременности. Для этого супругам следует сдать анализ на возможные инфекции и вылечить их. На начальной стадии беременности женщине необходимо пройти тест на генетические патологии, а в течение всего периода вынашивания плода – оберегать свой организм от вирусных заболеваний. Снижение риска возникновения олигофрении также связано с благополучным протеканием родов.

Взаимодействие с окружающим миром

Учеными доказано, что у детей-олигофренов социальный уровень несколько выше интеллектуального. Из этого следует, что степень адаптации ребенка в окружающем мире зависит от среды и в большей степени – от воспитания. При правильном подходе к малышу он начинает проявлять доступный ему интерес к игрушкам, сверстникам, осваивает простейшие навыки самообслуживания.

Родителям полезно помнить, что диагноз – не приговор и не клеймо, а сигнал к действию. Главное – не отрицать болезнь и не упустить время. Проявляя грамотную активность в борьбе за здоровье ребенка, окружая его заботой и любовью, родные помогут своему чаду раскрыть индивидуальный потенциал.

Источник

Читайте также:  Фазы пренатального развития ребенка