Физическое развитие ребенка гигиена
ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки
Показатели физического развития
Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.
Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой – степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, т. е. имеет, как минимум, два значения. Исходя из этого под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.
Вместе с тем, подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Это позволяет рассматривать физическое развитие со времени изучения Ф. Ф. Эрисманом физического развития детей и рабочих подростков-текстильщиков Глуховской мануфактуры Московской губернии в 1878—1886 гг. как объективный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. Изучение физического развития ребенка начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на момент обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому с учетом меняющихся темпов развития возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»).
Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.
Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.
Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.
Для детей старше 7 лет – каждый год.
Именно поэтому при возрастной группировке было бы неправильным считать число полных прожитых лет, так как при этом к 8-летним детям, например, пришлось бы относить и тех, кому только исполнилось 8 лет, и тех, кому 8 лет и 6 месяцев от рождения, и даже тех, кому 8 лет 11 месяцев 20 дней. Поэтому применяют другой прием, по которому к 8-летним детям относят детей в возрасте от 7 лет и 6 месяцев до 8 лет и 5 месяцев 29 дней, к детям 9 лет – от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.
Далее в программу унифицированных антропометрических исследований входит определение из всего многообразия морфологических и функциональных признаков ряда основных. К ним относятся соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки.
Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.
Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.
Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.
Соматоскопия включает:
1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;
2) определение степени жироотложения;
3) оценку степени полового созревания;
4) оценку состояния кожных покровов;
5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;
6) осмотр зубов и составление зубной формулы.
Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.
В зависимости от возраста детей программа антропометрических исследований может и должна меняться. Характеристика физического развития детей раннего и дошкольного возрастов должна дополняться данными о развитии моторики речи, но исключать некоторые функциональные исследования (определение жизненной емкости легких, мышечной и становой сил). При изучении физического развития подростков целесообразно включать в программу обследования ряд функциональных проб для определения состояния основных систем организма.
В дальнейшем полученные данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки – стандарты физического развития, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития детей.
Для изучения, анализа и оценки физического развития больших групп детей или отдельных индивидуумов применяют 2 основных метода наблюдения (сбора антропометрического материала).
1. Генерализующий метод (метод поперечного сечения популяции) – основан на одномоментном обследовании физического развития больших групп детей различных возрастов. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Метод используется на большом числе наблюдений с целью получения возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории проживания детей. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, условиями жизни, питанием и т. д.
Антропометрические данные, собранные генерализующим методом, используются в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для дошкольных и общеобразовательных учреждений, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода.
2. Индивидуализирующий метод (продольный срез) основан на обследовании конкретного ребенка, однократном или в динамике лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального статуса с использованием соответствующих оценочных таблиц, давая возможность получить достаточную насыщенность каждой возрастно-половой группы по месяцам или годам жизни при сравнительно небольшом числе наблюдений. Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности.
Индивидуализирующий метод не противоречит генерализующему методу и является существенным дополнением к нему как в изучении процесса общего развития ребенка, так и в уточнении влияния средовых факторов в ходе этого развития.
Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых детей различных возрастно-половых групп. Полученные средние величины являются стандартами физического развития соответствующих групп детского населения. Чтобы полученные данные были приняты за стандарт, они должны отвечать определенным требованиям.
1. Стандарты физического развития должны быть региональными.
2. Статистическая совокупность должна быть репрезентативна, поэтому каждая возрастно-половая группа должна быть представлена не менее чем 100 детьми (единицами наблюдения).
3. Статистическая совокупность должна быть однородна по полу, возрасту (с учетом гетероморфности, гетерохронности и полового диморфизма физического развития), этнической принадлежности (так как в физическом развитии народностей и наций имеются значимые различия), месту проживания (из-за возможного влияния биогеохимических провинций на физическое развитие) и состоянию здоровья.
4. Из группы наблюдения должны быть исключены все случаи «неоднородности» по состоянию здоровья: дети, имеющие хронические заболевания, протекающие с интоксикацией (туберкулез, ревматизм и т. д.), серьезные нарушения в деятельности органов и систем организма (врожденные пороки сердца, последствия полиомиелита, костного туберкулеза, травм нервной системы и опорно-двигательного аппарата и т. д.), эндокринные заболевания. При разработке материалов обследования детей раннего возраста исключают детей с выраженным рахитом, гипотрофией, недоношенных, двойни.
5. После формирования однородной и репрезентативной статистической совокупности должна применяться единая методика обследования, измерения, обработки и анализа данных.
Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в разных климато-географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают разный уровень физического развития детского населения. Кроме того, учитывая изменения показателей физического развития в динамике лет (акселерация и децелерация физического развития), региональные стандарты должны уточняться каждые 5—10 лет.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
ЛЕКЦИЯ № 16
Ревматизм у детей и подростков. Клиника, диагностика, лечение
Ревматизм – это системное воспалительное заболевание соединительной ткани с характерным поражением сердца.Этиология, патогенез. Основной этиологический фактор при острых формах заболевания –
5. Понятие «Акселерация». Физическое и психическое развитие детей I полугодия
«Физическое развитие» динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. У детей раннего возраста формирование статистических и моторных функций, что в целом.От десятилетия к
6. Физическое и психическое развитие детей II полугодия
В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II
7. Физическое развитие детей от 2 лет до 15 лет
На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.Ориентировочно долженствующую массу тела можно
50. Методы оценки физического развития детей и подростков
Метод сигмальных отклоненийПоказатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях
51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение)
На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве
ЛЕКЦИЯ № 13. Состояние здоровья детей и подростков
Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз
Методы оценки физического развития детей и подростков
При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:1) гетероморфность и гетерохронность развития;2)
ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка
1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и
1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде
2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии
Вес тела доношенного новорожденного обычно составляет 3200–3500 г. За первые 3–4 дня вес тела уменьшается на 150–300 г, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль веса. Однако этот дефицит быстро
3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии
В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II
4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет
На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.Ориентировочно долженствующую массу тела можно
ЛЕКЦИЯ № 18. Ревматизм у детей и подростков
Ревматизм – это системное воспалительное заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением сердца.Этиология, патогенез. Основной этиологический фактор при острых формах заболевания – ?-гемолитический
ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития.Здоровье – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и
Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей
Воздействие на точку Тай-бай (рис. 2) тонизирующим или гармонизирующим методом в период с полудня до полуночи способствует развитию интеллекта,
Источник
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
ГОУ ВПО Новосибирский медицинский университет
Кафедра общей гигиены, гигиены детей и подростков
Гигиена детей и подростков
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Часть 1; для практических занятий)
Издание второе переработанное
Новосибирск – 2009 г.
Учебно-методическое пособие составлено профессорско-преподавательским коллективом кафедры общей гигиены, гигиены детей и подростков – доценты В.Н.Семенова, В.Г. Рябухин, В.М.Шаропуто, проф. Крашенинина Г.И., ст. преп. Мишина С.В., асс. Федянина Н.С. …….
Под редакцией доцента, кандидата медицинских наук Семеновой В.Н.
Рецензенты:
Рассмотрено и утверждено
Методическое пособие предназначено для студентов педиатрического факультета и составлено в соответствии с типовой и рабочей программами образовательного стандарта по специальности 060103 »педиатрия».
Данное пособие может быть использовано и в подготовке студентов других факультетов (лечебный, стоматологический, высшего сестринского образования) в объеме программ и учебных планов соответствующих специальностей.
Выражаем искреннюю признательность сотрудникам кафедры, принимавшим участие в разработке первого варианта пособия — доценту, канд.мед.наук М.Г.Михальченко, доценту,
Гигиена детей и подростков |
П Р Е Д И С Л О В И Е
Освоение методологии управления здоровьем на базе системного подхода к оценке как показателей здоровья, так и факторов, его формирующих, — важный элемент в системе подготовки будущих врачей, особенно педиатров. Это чрезвычайно необходимо в условиях многофакторного загрязнения объектов среды, которое обуславливает высокий риск неблагоприятных изменений в состоянии здоровья населения.
Среди всех возрастных групп населения дети занимают особое место, так как организм находится в стадии роста и развития и наиболее чувствителен к любым воздействиям. Поэтому различные возрастно-половые группы детей и подростков становятся объектами изучения, наблюдения и анализа состояния здоровья во взаимосвязи со средой обитания. Неслучайно, изучение здоровья и физического развития детей и подростков входит в перечень показателей, анализируемых в системе социально-гигиенического мониторинга. Кроме того, значительная часть детей находится в образовательных учреждениях, что облегчает систему сбора и оценки данных.
Годы обучения и воспитания в разнообразных современных образовательных учреждениях вносят существенный вклад в здоровье детей. Многие попытки реформировать школьное образование чаще всего негативно отражаются на состоянии здоровья.
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу и озабоченность как медицинских работников, так и педагогов, организаторов образования, всех тех, кого волнует будущее России.
Гигиена детей и подростков _ профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на формирование и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.
Задача гигиены детей и подростков заключается в следующем: не нарушая естественного хода процессов развития ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.
Медицинское обслуживание детей и подростков, направленное на обеспечение оптимального физического и психического здоровья и развития, включает в себя активное динамическое медицинское наблюдение за развитием, контроль за организацией воспитательной, учебной работы, физического воспитания, закаливания, соблюдением режима в детских и подростковых учреждениях с медико-гигиенических позиций, организацию лечебно-профилактических мероприятий, распространение санитарных знаний среди персонала и родителей.
Методическое пособие посвящено этим актуальным вопросам и ориентировано на использование студентами как при подготовке к занятиям, так и для выполнения самостоятельных заданий на практических занятиях.
В 1 том сборника включены методические разработки по 10-ти темам практических занятий, предусмотренных учебными программами по циклу гигиены детей и подростков и квалификационными характеристиками по специальности «врач-педиатр» и «врач общей практики».
Тема 1 – Гигиеническая оценка физического развития детей и подростков.
Тема 2 – Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков.
Тема 3 — Оценка готовности детей для поступления в школу.
Тема 4 — Гигиена образовательной деятельности.
Тема 5 — Организация и гигиеническая оценка питания в детских учреждениях.
Тема 6 — Медицинский контроль за физическим воспитанием
Тема 7 — Организация закаливания детей и подростков.
Тема 8 – Медицинское обеспечение, вопросы профориентации и врачебно-профессиональной консультации подростков.
Тема 9 — Гигиеническая экспертиза проекта детской больницы.
Тема 10, 11— Анализ лечебно-профилактических, учебно-воспитательных и социально-бытовых факторов, определяющих уровень здоровья курируемых детей (учебно-исследовательская работа студента).
Тема 12 — Итоговое занятие по разделу «Гигиена детей и подростков».
Методические разработки по каждой теме предусматривают наличие следующих сведений:
Ø Наименование темы
Ø Цель занятия. Умения и навыки
Ø Основные положения темы
Ø Задание для практической деятельности. Работа, выполняемая на занятиях самостоятельно, должна быть отражена в рабочей тетради — протоколы результатов исследований, заключение, гигиенические рекомендации. При необходимости приводятся выписки из методических разработок, рисунки и схемы.
Ø Контролирующие материалы представлены вопросами для самоподготовки.
Ø Приложения
Ø Список основной, дополнительной и справочной литературы для всех тем приведен в конце пособия.
В первом томе сборника имеется ряд приложений:
Ø Система медико-санитарного обслуживания детей и подростков.
Ø Периоды и этапы профилактических осмотров детей и подростков.
Ø Организация противоэпидемической работы в детских учреждениях.
Ø Заболеваемость детей в Новосибирской области.
Ø Распределение детских учреждений по группам санэпидблагополучия.
Ø Перечень документов по гигиене и охране здоровья детей и подростков.
Ø Тестовые задания для контроля знаний по разделу «Гигиена детей и подростков».
Входные компетенции:
Для успешного усвоения курса гигиены детей и подростков необходим исходный уровень знаний, приобретенных в процессе изучения фундаментальных медико-биологических наук и основ клинических дисциплин.
Так, качественная и количественная характеристика факторов окружающей среды невозможна без знания физики, химии, биологии и микробиологии. Необходимо знание основ структурного функционирования организма, основных закономерностей формирования ответных реакций, что требует знаний нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, пропедевтики. Гигиена детей и подростков – дисциплина, которая интегрирует гигиенические знания и опыт санитарно-эпидемиологической службы. Поэтому, естественно, необходимы знания других разделов гигиены (гигиены окружающей среды, гигиены труда, гигиены питания, экологии). Проблема охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения многопланова, в ее реализации участвуют разные специалисты и учреждения. Отсюда вытекает необходимость знания основ психологии, возрастной психологии, педагогики, социальной медицины, социологии медицины, организации здравоохранения.
Студент должен
Иметь представление о:
Ø основах взаимодействия организма с факторами окружающей среды
Знать:
Ø Свойства и методологию изучения и оценки факторов окружающей среды
Ø Основные механизмы формирования патологических изменений в организме
Ø Основные направления профилактики.
Уметь:
Ø Составить анамнез
Ø Анализировать данные разнообразных исследований (микробиологических, клинико-биохимических, физиологических, гигиенических и т. п. )
Ø Работать с литературой
После изучения курса гигиены детей и подростков будущий педиатр должен:
Иметь представление о: |
ü сложности механизмов взаимодействия организма с факторами окружающей среды; ü современных тенденциях формирования здоровья различных детских контингентов, ü разнообразии форм, методов и средств профилактики заболеваний неинфекционной и инфекционной природы. |
Знать: |
ü Гигиенические аспекты работы врача-педиатра в различных детских образовательных и медицинских учреждениях. ü Роль факторов среды обитания в формировании здоровья подрастающего поколения. ü Методы изучения и оценки физического развития, состояния здоровья и заболеваемости детей и подростков. ü Гигиенические требования к детским дошкольным и школьным учреждениям, режиму дня, учебно-воспитательному процессу, оборудованию и мебели. ü Организацию медицинского контроля за физическим и трудовым воспитанием, закаливанием, питанием. ü Организацию и проведение профессиональной ориентации и врачебно-профессиональной консультации ü Гигиенические требования, предъявляемые к детской одежде, обуви, школьно-письменным принадлежностям ü Гигиенические основы здорового образа жизни. ü Систему и методы организации медицинского обслуживания детей и подростков. |
Уметь: |
ü Определить возрастную группу ребенка, основные соматометрические, соматоскопические и физиометрические показатели. ü Оценить физическое развитие индивидуума и коллективов. ü Обосновать группу здоровья. ü Оценить готовность ребенка к обучению в школе. ü Оценить условия пребывания в образовательных учреждениях дошкольного типа. ü Оценить режим и условия обучения школьников. ü Составить обоснованные гигиенические рекомендации по сохранению и укреплению здоровья. ü Определить группу для занятий физическим воспитанием, провести гигиеническую оценку организации различных форм физвоспитания. ü Проводить врачебно-профессиональную консультацию, решать вопросы профпригодности и профотбора. ü Оценить степень закаленности, разработать рекомендации по проведению закаливающих процедур для детей разного возраста и состояния здоровья. ü Использовать знания об анатомо-физиологических особенностях при организации питания, физического и трудового воспитания, закаливания. Владеть: ü Методами оценки физического развития и биологической зрелости детей и подростков. ü Методами оценки функциональной готовности детей к поступлению в школу. ü Методами определения групп здоровья, физического воспитания и закаливания. |
Тема 1. Гигиеническая оценка физического развития детей и подростков
Цель занятия:
Ø Показать роль факторов среды для обеспечения процессов роста и развития.
Ø Закрепить теоретические знания студентов о значимости и показателях физического развития детей и подростков
Ø Освоить технологию оценки физического развития индивидуумов
Ø Освоить методики оценки физического развития коллективов
Ø
Умения и навыки:
Уметь
Ø определить возраст детей,
Ø провести измерения основных антропометрических показателей,
Ø оценить различными методами уровень и гармоничность физического развития ребенка,
Ø разработать гигиенические рекомендации для обеспечения гармоничного развития.
Основные положения темы
Источник