Физические показатели развития ребенка в 1 год

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех — окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» — улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц — пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц — самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев — может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.

Источник

физическое развитие ребенка в 1 годПоздравляем вас, у вашего малыша день рождения! Прошел полный забот и счастливых открытий год! За этот год ваш малыш приобрел множество навыков и умений и очень сильно изменился со дня своего появления на свет. Давайте обсудим результаты первого года жизни вашего малыша, чтобы понимать, чего вы достигли и в каком направлении двигаться дальше. Также в статье вы найдете несколько игр для физического развития вашего годовасика.

Если вы читали нашу статью о физическом развитии ребенка до года, то помните, что каждый малыш имеет право быть собой и не укладываться в жесткие рамки, которые определили ему взрослые, а также мы привели примерный список, что умеет ребёнок в 12 месяцев. Сейчас мы обсудим это подробнее.

Физическое развитие ребёнка в 1 год: достижения

Самостоятельная ходьба

Конечно, самое главное умение, которым овладевают малыши к 1 году, это самостоятельное хождение! Разбег времени обретения этого навыка у разных малышей колеблется от 9 месяцев до 1 года и 3-4 месяцев. Поэтому не нужно сильно волноваться, если ваш ребенок ещё не пошел самостоятельно в год, но если он не сделает этого в ближайшие три-четыре месяца, то вам стоит обратиться к специалистам, сделать ребенку курс массажа и пройти другие процедуры, которые врач.

Обратите внимание, что ребенок должен ходить, ступая ножками на всю ступню полностью, а не поднимаясь на носочки.

Необходимо с первых шагов приучать ребенка ходить в обуви. Дома вы можете на некоторое время надевать вашему малышу легкую обувь на хорошей гибкой подошве, чтобы малыш мог легко сгибать ступню. Обувь должна быть впору, иначе ребенок будет или запинаться, или ему будет жать пальцы, что может негативно сказаться как на процессе приучения к обуви, так и на формировании стопы.

Танцы до упаду

Гармоничное физическое развитие ребенка в 1 год в сочетании с уверенной ходьбой является прекрасной подготовкой малыша к удивительным танцевальным открытиям. Тело становиться более гибким и ловким, теперь, стоя на ногах, малыши с удовольствием осваивают новые «па». Вы будете вместе с вашим ребенком с удовольствием танцевать до упаду и радоваться его танцевальным успехам.

Читайте также:  Вязанные вещи на ребенка 1 год

Бег

Как только ребенок научится владеть своими ногами достаточно хорошо, он станет передвигаться «на своих двоих» быстрее, и скоро попробует бегать. Возможно, это уже будет получаться у него в год или немного позже.

В возрасте одного года у ребенка наступает первый возрастной кризис, и для этого периода характерна такая картина, когда малыш проявляет свое желание идти не в ту сторону, в которую идете вы. И потому ребенок разворачивается и быстро, насколько хватает его силенок, убегает от вас. Оберните эту ситуацию в игру и побегайте вместе с малышом.

Спортивная жизнь

Если в течение первого года жизни ребенок имел доступ к спортивному комплексу, то в год малыш вполне может успешно залезать на небольшую высоту на лестницу, при этом может уметь с нее самостоятельно спуститься. Влезть в горку и скатиться с неё — любимая забава годовасиков.

Если детского комплекса в доме не было, то ребенок к 1 году штурмует кровати, диваны, невысокие столики, небольшие ступеньки – умеет залезть и слезть, не ушибившись.

Если вы задумываетесь о том, что вашему малышу не хватает дома спортивных снарядов, то прочитайте нашу статью о том, как организовать домашний спортзал.

Ползание

Если физическое развитие ребенка в 1 год позволяет ему самостоятельно ходить, это не значит, что он перестанет ползать. Даже стоит продолжать поощрять ползание, потому что это лучшее упражнение для укрепления спины. В те моменты, когда крохе нужно быстро куда-то добраться, или ребеночек уже устал, вы сразу увидите его в позе на четвереньках. Ползание в этот период отличается искусными «марш-бросками» и виртуозным лавированием между игрушек и мебели.

Теперь давайте поговорим о том, как дальше влиять на физическое развитие малыша.

Физическое развитие ребенка в 1 год: игры

Догонялки

Игра в догонялки очень проста, доступна в любом месте, не требует специальной подготовки или материалов для проведения, развивает детей физически и способствует увеличению объема лёгких.

А сколько эта игра может доставить радости! Попробуйте поиграть в догонялки всей семьёй, вы непременно получите заряд бодрости и хорошего настроения! Обязательно догоняйте друг друга по очереди, чтобы ребенок мог побыть и в роли догоняющего, и в роли убегающего, поддавайтесь вашему малышу, пусть у него закрепляется положительный результат, и тогда он снова захочет поиграть в догонялки.

Экспедиция

Вы хорошо знаете возможности своего ребенка и представляете, какое расстояние он может осилить самостоятельно своими ножками. Придумайте маршрут, например, да ближайшего парка и обратно до дома, который ваш ребенок точно осилит без капризов.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Объясните малышу, что сегодня вы отправляетесь в экспедицию, как учёные-биологи. А в экспедицию идут без коляски и с рюкзачком. Цель вашей экспедиции:

  • изучить, какие деревья растут в парке
  • узнать, какие птицы там обитают
  • собрать интересные камушки или шишки для изготовления поделок

Постарайтесь не брать ребенка на руки, и в каждую экспедицию уходите всё дальше и дальше от дома. Очень полезно, привить ребенку положительный опыт самостоятельных прогулок.

Главное, играя в экспедицию, никуда не торопиться и не забегать в магазин. И конечно, разное оборудование для экспедиции (рюкзак, бинокль, термос, туристический коврик для отдыха) добавит интереса к этой игре.

Кстати, спрашивайте ребенка, помнит ли он обратную дорогу, так вы сможете его научить ориентироваться в трехмерном пространстве.

Перетягивание каната

Хорошо знакомая вам игра, перетягивание каната, прекрасно подойдет для того, чтобы укреплять мышцы рук и развивать координацию тела. Вместо каната подойдет любая крепкая ткань, полотенце или шарф.

Старайтесь свою сторону каната дергать не очень сильно, чтобы канат не вырывался у ребенка из рук и, конечно, иногда поддавайтесь, пусть малыш думает, что он тащит вас на себя. Такая игра обязательно укрепит эмоциональный контакт между игроками!

Катание на лошадке

Эта игра доступна в двух вариантах: катать ребенка на плечах или на спине. Так или иначе, вы:

  • способствуете физическому развитию вашего малыша
  • развиваете вестибулярный аппарат
  • тренируете чувство равновесия

Катая на плечах, сначала держите ребенка за ручки, по мере освоения игры малышом, держите его только за ноги, чтобы малыш сам держался за вас руками. Когда сможет ребенок, попробуйте покатать его на спине и не держать его совсем, пусть он полностью держится за вас сам.

Начните и вы поймете, как это весело!

Мой веселый звонкий мяч

Эта незатейливая игра прекрасно сказывается на физическом развитии детей. Чтобы было интересно, каждый раз немножко усложняйте игру с мячом, пусть ребенок, научившись чему-то, осваивает новые навыки.

Мячи выбирайте разные, чтобы бросать одной рукой – поменьше, для бросков двумя руками берите мяч побольше.

Вот такое одновременно простое, доступное и интересное может быть физическое развитие ребенка в 1 год!

Все игры просты, и вместе с тем легко и эффективно развивают ловкость, гибкость и координацию. У нас ещё есть много игр для всестороннего развития ребенка в 1 год.

Посмотрите видео  о годовасиках:

Автор: Екатерина Давыдова

Поделитесь, какие интересные и простые игры вы используете для физического развития вашего ребенка.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Физические показатели развития ребенка в 1 год

Автор: Клуб Увлеченных Мам

Все статьи автора

Под этим ником мы публикуем статьи приглашенных авторов и гостевые посты друзей «Клуба Увлеченных Мам».

Предыдущие записи рубрики

  • Во что поиграть, когда мама устала
  • Зимняя прогулка по сказке Сутеева «Ёлка»
  • Зимняя прогулка с медвежонком Умкой
  • 2 зимние прогулки по сказке «Колобок» для детей разного возраста
  • Весенние сенсорные коробки

Вам будет интересно:

Источник

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: как должно проходить развитие ребенка по неделям до 1 года?)

Возраст, месРост, смВес, кгОкружность головки, смОкружность груди, см
Новорожденный49,0 — 54,02,6 — 4,033,0 — 37,031,0 — 35,9
152,0 — 55,03,0 — 4,335,8 — 37,234,0 — 36,0
255,0 — 57,04,5 — 5,037,5 — 38,536,0 — 38,0
358,0 — 60,04,0 — 6,038,0 — 40,036,0 — 39,0
460,0 — 63,04,5 — 6,538,0 — 40,036,0 — 40,0
563,0 — 67,06,5 — 7,537,5 — 42,237,0 — 42,0
665,0 — 69,07,5 — 7,842,0 — 43,842,0 — 45,0
767,0 — 71,08,0 — 8,843,8 — 44,245,0 — 46,0
871,0 — 72,08,4 — 9,444,2 — 45,246,0 — 47,0
972,0 — 73,09,4 — 10,045,2 — 46,346,5 — 47,5
1073,0 — 74,09,6 — 10,546,0 — 47,047,0 — 48,0
1174,0 — 75,010,0 — 11,046,2 — 47,247,5 — 48,5
1275,0 — 76,010,5 — 11,547,0 — 47,548,0 — 49,0
Читайте также:  Ребенок 1 год спит на подушке

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев

НОВОРОЖДЕННЫЙ

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

1 МЕСЯЦ

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

2 МЕСЯЦА

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

3 МЕСЯЦА

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!

С трех месяцев начинается активная социализация малыша – он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

МесяцДвижения и навыкиЗрениеСлух
1Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову.Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»).Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней.Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно.Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват.Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз).Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
1К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» — реакция на близкого человека.Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы.Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками.В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации.Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества.Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу.Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

4 МЕСЯЦА

Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать погремушку?).

5 МЕСЯЦЕВ

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

6 МЕСЯЦЕВ

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.

В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

МесяцДвижения и навыкиЗрениеСлух
4Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать.Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин.Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки.Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин.Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками.Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы.Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

6-7 месяцев – время для первого прикорма

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
4По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания.Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги.Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5Хочет участвовать в общении — старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием.Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др.Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер.Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков.Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.
Читайте также:  Моторика 1 года ребенка

От полугода до 9 месяцев

7 МЕСЯЦЕВ

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

8 МЕСЯЦЕВ

Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: календарь скачков в процессе развития ребенка). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх – подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

9 МЕСЯЦЕВ

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности – коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.

В 9 месяцев малыш уже “совсем большой”, он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

Физические особенности

МесяцДвиженияНавыки
7Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность.Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает.Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает.Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
7Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками.Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др.Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет.Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др.Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность.В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.)Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

10 МЕСЯЦЕВ

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

11 МЕСЯЦЕВ

Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.

1 ГОД

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

МесяцДвиженияНавыки
10Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
11Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно.Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх.Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
10У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками.Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?».Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого.Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»).Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться).Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси».Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное вн