Физ развитие ребенка в семье

Двигательные навыки, формирование основных физических качеств закладываются у детей в раннем детстве. В физических упражнениях есть весомая эмоциональная составляющая, лежащая в основе духовного воспитания. Она влияет на взаимоотношения детей и родителей, на гармоничное вливание ребенка в детский коллектив.

Продуманным физическим воспитанием в семье достигается несколько целей:

  • Укрепление здоровья малышей.
  • Физическое развитие, становление положительных черт характера.
  • Установление крепких эмоциональных связей во время совместной деятельности.

Без здоровой семьи нет здорового общества

О роли семьи в физическом воспитании ребенка сказано много. Несмотря на известность вечных постулатов, что здоровье закладывается еще в утробе матери, ребенка нужно начинать воспитывать в то время, когда он еще лежит «поперек лавки», наблюдается печальная картина.

Уже у младших школьников заметны искривления осанки, плохое зрение. Много детей болезненных, неуравновешенных, с избытком массы тела. Большинство подвижным играм со сверстниками предпочитают компьютер. Занятым родителям проще обойтись на ужин пиццей, чем задумываться о правильном питании, а выйти на воздух с собакой, мячом – подвиг, отложенный до воскресенья.

Самый передовой педагогический коллектив не исправит проблемы родом из раннего детства. Основа успешного воспитания – семейный уклад. Здесь зарождается интерес ребенка к спорту, активность будущего гражданина во всех сферах деятельности. На этом пути составляющими побед станут здоровый образ жизни, коллективные прогулки и занятия, игры. Глубокому восприятию воспитательных установок способствует только личный пример. Курящий и болтающийся на турнике папа воспитает примерно такого же сына. Если мама кормит по утрам бутербродами, а не кашей, детям дана установка не пачкаться и не шуметь – ждите болезней, проблем во взаимоотношениях.

Спортивные занятия как эффективное средство физического развития

Основная задача родителей — физическое совершенствование своих чад, чтобы к зрелому возрасту они оказались подготовленными к жизни, с крепким здоровьем, на всех этапах развития их физический уровень соответствовал возрасту. Личность формируется в тандеме физического воспитания с иными видами деятельности. Отсутствие двигательной активности проявляется в задержке роста, снижает уровень адаптации, рабочие способности организма.

В сфере родительских забот условия, соответствующие требованиям режима, гигиены. Во время занятий рисованием, моделированием, игрой на музыкальном инструменте нужно следить за правильным выполнением движений, постановкой корпуса малыша. Маме и папе необходимо иметь представление, каким должен быть комплекс утренней гимнастики, как должны выглядеть подвижные игры для того или иного возраста, пола.

У детей физическое развитие идет параллельно с формированием личности. Если взрослые не упрекают, а подбадривают, это благоприятствует правильному эмоциональному настрою, помогает справиться со страхом, неуверенностью. Малыши радуются моментам такого общения, между членами семьи налаживаются прочные связи.

Как дома организовать спортивные занятия

Занятия физкультурой проводят минимум дважды в неделю, работают коллективно, с обязательным участием взрослых. Мама и папа должны быть организаторами. Во время спортивных упражнений учитывают возраст, показатели здоровья, предварительную физическую подготовленность. Для поддержания интереса игры чередуют с прогулками, физкультминутками. Инвентарь готовят заранее, беспокоятся о безопасности мероприятий.

Чем раньше, тем лучше

Первые упражнения проводят с грудничком, когда он только появляется дома. Потягивания, массаж, хватание и удержание пальцев, подтягивание – все это уже элементы спорта. Сначала ребенок пытается доползти до яркой игрушки, через год-другой ловит мяч, перепрыгивает через препятствие, позднее побеждает в школьной эстафете с разнообразными упражнениями.

В каждой семье, и не только там, где воспитываются мальчики, желательно иметь спортивный уголок. В игре, соревнованиях друг с другом дети постепенно достигают гармоничного телосложения, учатся дружбе, усваивают азы взаимовыручки, ответственности.

Закаливание

Закаливание укрепляет устойчивость организма к окружающим вредным факторам. Оздоровительное действие оказывает одно только ежедневное пребывание ребенка на свежем воздухе. Дети и подростки должны гулять 2-4 часа в день.

В зимнее время ребят одевают тепло, но чтобы одежда не стесняла их, позволяла двигаться, не давала потеть. Летом пользуются возможностью походить босиком по траве, песку, камушкам у берега. Поначалу время прогулок кратковременно, позже их продлевают.

Комнату, где играют, спят дети нужно чаще проветривать. Желательно приучить молодежь спать с открытой форточкой, в помещении для подвижных игр температура не выше 17°C.

Закаливание будет иметь эффект лишь при условии систематичности, последовательности процедур. Начинают летом, используя солнце, воздух во время подвижных игр. Купают детей в открытых прогретых водоемах, дома применяют контрастное обливание. С подростками можно посещать парную.

Режим дня

Определенный распорядок пойдет на пользу здоровью и учебе. Нервная система детей до конца не сформирована, истощается от чрезмерных нагрузок. Внимание, работоспособность школьника падает. Родители должны помочь своему отпрыску усвоить, что правильные привычки, режим – его помощники.

Читайте также:  Графический диктант для дошкольного развития ребенка

Что значит организовать режим:

  • сон в строго отведенные часы с жестким контролем отбоя, подъема;
  • прием пищи в определенные часы;
  • установленное время на приготовление домашнего задания;
  • наличие в плане часов для прогулки на улице, занятий по интересам, общения со сверстниками.

Питание

Больше овощей, фруктов, уменьшить потребление рафинированных продуктов. Дети должны питаться разнообразно, свежей, доброкачественной пищей. Избыток сладостей, консервы не приносят пользы. Есть желательно 4-5 раз в сутки, в рационе должны присутствовать белки, жиры, углеводы, достаточное количество витаминов, минералов.

Блюда для детей лучше тушить, варить, готовить в пароварке. Жареное и сдобренное большим количеством специй жирное мясо – не лучшее меню даже для взрослого. Для ребенка полезны легкие мясные и рыбные блюда, кисломолочные продукты, побольше зелени, фрукты вместо сладостей, контроль за соблюдением питьевого режима.

Формы физического воспитания в семье

Методы и подходы к физическому воспитанию разнообразны, главный принцип – игровая форма занятий. Шутки, доброжелательная обстановка, участие взрослых всегда предпочтительны. Во время игр детям необходимо проявление эмоций, фантазии, тогда занятия пойдут на пользу, будут желанны.

С самыми маленькими игры носят больше имитационный характер. Малыши машут «крыльями» как воробышки, прыгают как зайчики, изображают цаплю и кошечку. На первых занятиях не обязательно безупречное выполнение упражнений. Малышам лучше не переутомляться, иначе они потеряют интерес к активным играм.

С ребятами постарше совершенствуют ходьбу, бег, прыжки, дают задания на улучшение координации, выносливости организма, развитие основных мышц. Подвижные игры также подбирают в соответствии с возрастом.

Какие виды спорта доступны детям в дошкольном возрасте

В физическом становлении детей дошкольный период наиболее важен. Для формирования сложных навыков движений полезно заниматься плаванием, учить ребят стоять на лыжах и коньках, держать равновесие на велосипеде. В детском саду сложно обеспечить каждому ребенку страховку и индивидуальную помощь, поэтому такие виды в основном практикуются в семье.

Плаванием можно заниматься буквально с рождения. Оно равномерно развивает все группы мышц, хорошо влияет на дыхательную систему, формирует выносливость, дает закалку. Особенно полезно для тех, кто часто простужается.

Лыжи способствуют силе и координации движений. Свежий морозный воздух обогащает кислородом, закаливает.

Художественная гимнастика, коньки формируют осанку, грацию, помогают сбросить вес, развивают чувство ритма.

Легкая атлетика также положительно влияет на гармоничное развитие, формирует красивую фигуру, гиперактивным детям помогает реализовать лишнюю энергию.

Боевыми искусствами можно заниматься с раннего возраста. Они дают азы философии, учат спокойствию, сдержанности, ловкости. Полезны детям, плохо справляющимся со стрессами, агрессивным.

Рекомендуем: Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.

Каким образом воспитывать привычку к здоровому образу жизни

В период, когда детям прививаются основные навыки физической культуры, нужно не отвратить их неумелыми действиями от занятий спортом. Родителям необходимо соблюдать принципиальные условия:

  • Дать малышу почувствовать свой успех. Испытав успех в малом, он будет стремиться к большему.
  • Проводить занятия в игровой форме, в процессе игры у детей не ослабеет интерес к упражнениям.
  • Соблюдать систематичность занятий. Когда занятия регулярны, они выработают постепенно привычку и потребность в активных действиях.

Переходят от простого к сложному только после закрепления материала. Испытав разочарование на непосильном задании, ребенок не захочет совершенствоваться.

Источник

Роль семьи в физическом воспитании ребенка

      Роль семьи в физическом развитии детей бесспорна, т.к. именно в семье закладываются физические качества людей, основы их здоровья. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе-то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др. При этом, совместные занятия физическими упражнениями родителей с ребенком являются источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни. Следовательно, родителям необходимо систематически заниматься физической культурой с детьми, помогать им приобрести двигательный опыт, развивают ловкость, быстроту, динамическую силу, вырабатывают смелость.

В то же время, несмотря на наличие значительного количества литературы по физическому воспитанию детей в семье, состояние этой проблемы вызывает вполне обоснованную тревогу, т.к. физическим воспитанием своих детей родители либо вовсе не занимаются, либо занимаются эпизодически и очень часто — неправильно. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга является важным средством не только воспитания ребенка, но и как средство укрепления здоровья семьи.

Читайте также:  Частные центры развития ребенка

Воспитательная роль семьи велика. На родителей возлагается исключительная ответственность в связи с возрастными требованиями к формированию личности ребенка. Родители должны находить время для занятия с детьми, вникать в их интересы, помогать им советом.

Большое значение для семьи имеет физическое воспитание. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждение успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению родителей, семейному укладу. Поэтому главные составляющие успеха физического воспитания в семье — личный пример родителей, здоровый образ жизни, совместные физкультурные занятия, совместные прогулки на лыжах, катание на коньках, санках, различные игры. Родители показывают, объясняют, как нужно выполнять упражнение, оказывают помощь и облегчают освоение знаний, двигательных умений и навыков, наблюдают за самочувствием детей.

Цель физического воспитания детей в семье — последовательное физическое совершенствование с тем, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Это значит, что необходимо добиваться, чтобы дети обладали хорошим здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития. При этом, необходимо соблюдать — оздоровительную направленность, всестороннее развитие личности и связь физического воспитания с другими видами деятельности. Оздоровительная направленность, прежде всего, выражается в соответствии средств и методов физического воспитания различных периодов детства. Двигательная активность в границах ниже и выше допустимой способствует задержке роста и развития, а также снижает рабочие и адаптивные возможности развивающегося организма. Поэтому долг родителей — укрепить здоровье ребенка и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем.

Для нормального развития и укрепления здоровья необходимо создать оптимальные условия: режим, который отвечал бы требованиям гигиены, воспитательная работа по развитию движений.

В первую очередь, задача родителей заключается в том, чтобы в соответствии с правилами гигиены постоянно обеспечивать благоприятные условия для роста и развития неокрепшего еще организма ребенка. Родители должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода). Необходимо обращать внимание на чистоту мест, где отдыхают, занимаются, спят дети. В комнате, где находится ребенок должно быть чисто, светло, комнату обязательно надо проветривать. При этом всегда следует всегда помнить, что личный пример один из сильнейших способов воспитания.

Особого внимания требует осанка детей. Надо следить за тем, чтобы ребенок привыкал правильно сидеть за столом, спать в свободной позе, больше играть с мячом, обручем, скакалкой. Ребенок с хорошей осанкой стоит и ходит свободно, без лишнего напряжения.

Говоря о физическом развитии детей, нельзя не упомянуть о питании. Пища должна быть здоровой и разнообразной.

Необходимо следить, чтобы дети занимались доступными видами физического труда, правильно выполняли движения, применяемые в повседневной жизни и входящие в различные виды деятельности (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах и т.д.).

Родители должны иметь представление о комплексах утренней гимнастики, необходимым дополнением к занятиям по физкультуре в домашнем быту являются упражнения и подвижные игры. Достаточный двигательный режим должен удовлетворять естественную потребность детей в движениях. Ежедневные упражнения улучшают состояние здоровья, физическое развитие. При этом, в организме вырабатывается способность адаптироваться к разнообразным требованиям меняющейся обстановки, поэтому необходимо тренировать у ребенка не какие-то определенные способности, а упражнять различные группы мышц и соответствующие им нервные центры.

Виды физических упражнений разнообразны. При этом следует создавать эмоциональное настроение у детей, оно способствует улучшению самочувствия, помогает побороть страх, неуверенность в себе. Так, если ребенок боится перейти канавку по проложенной доске, мама подбадривает его, улыбается, протягивает ему руку помощи и ребенок решительно делает шаг.

Однако нельзя допускать, чтобы дети переутомлялись. Правильная физическая подготовка обеспечит своевременное овладение двигательными умениями, навыками необходимыми для повседневной практической деятельности, будет способствовать развитию у детей ловкости, быстроты, силы, гибкости. Решение задач физического воспитания сочетается с формированием личности ребенка в целом, с его умственным развитием, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием.

Народная поговорка гласит: «В здоровом теле — здоровый дух». Ребенок со слабым здоровьем плохо запоминает стихи, рассказы, мало интересуется окружающим миром. Физическое воспитание помогает умственному развитию детей, повышает работоспособность. Посредством физических упражнений, игр дети знакомятся с многообразием мира, познают свойства предметов, их значение. Так на просьбу: как птицы машут крыльями, дети охотно подражают, или, поиграем как мяч — дети стараются подпрыгнуть выше. А в игре «Наседка и цыплята» дети узнают, что цыплят маленьких водит мама — курица.

Читайте также:  Нейрологопедический центр развития ребенка выше радуги

Неотъемлемую часть физического воспитания составляют прогулки, экскурсии. Это не простое гуляние по саду или площадке, а выход за пределы двора, дети любят гулять с родителями, они радуются. Сообщают, что и где видели. Прогулки хорошо проводить вблизи стадионов, спортивных площадок. Необходимо чтобы даже небольшая прогулка была содержательной, чему-нибудь научила ребенка, в чем-то оказала свое воспитывающее действие.

Родителям следует использовать склонности детей к самым различным видам движений. Устойчивый преимущественный интерес к избираемому, любимому виду спорта формируется путем знакомства с физическими упражнениями, близкими по технике и условиям применения к различным видам спорта: футбола, гимнастике, баскетбола, все это закладывается в раннем возрасте. Дети должны убедиться в том, что их интерес к спорту поддерживается, что родители вникают во все мелочи их занятий.

Физическое воспитание в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Формы организации физического воспитания в семье включают в себя воспитательно — образовательный комплекс разнообразной двигательной деятельности.

 К формам организации физического воспитания в семье относятся:

  • физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, физкультминутка во время занятий рисованием, лепкой, чтением и т.п., закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями);
  • прогулки, подвижные игры, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений;
  • специально организованные занятия физической культурой.

Основной формой систематического обучения физическим упражнениям являются физкультурные занятия, которые в условиях семьи могут проводиться от 2 до 6 раз в неделю. Если в семье несколько детей, то хорошо организовать коллективные занятия, поэтому родителям необходимо быть и организаторами, и участниками занятий.

Физическая культура в раннем и дошкольном возрасте

Первые годы — от рождения и до поступления ребенка в школу — наиболее ответственный период развития организма и формирования личности. Для нормально развивающегося ребенка характерно стремление к движениям. Под их воздействием укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Поэтому важно как можно раньше обеспечить физическое развитие ребенка. Только в этом случае физическое воспитание будет служить общей подготовке детей, содействовать гармоничному развитию всех функций и систем растущего организма.

Дошкольный возраст отличается с одной стороны интенсивным ростом и развитием детского организма (за первый год жизни рост ребенка увеличивается на 50%, а к 7 годам почти втрое), а с другой стороны низкой сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям внешней среды. Поэтому большое практическое значение в построение системы физического воспитания имеет возрастная периодизация детей — определение конкретных задач, форм, средств, методов использования физической культуры.

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях едины, поэтому они должны решаться общими усилиями родителей и работников ДОУ. Кроме того, в семье можно формировать умения и навыки в сложных видах движений, такие как лыжи, коньки, велосипед, плавание и др., с более раннего возраста. Эти виды физических упражнений требуют непосредственной индивидуальной помощи и обеспечения страховки каждому ребенку. Организовать обучение этим видам движения в детском саду и обеспечить высокие результаты значительно труднее, чем в семье.

Для правильного осуществления физического воспитания в семье родителям необходимо знать, какими физическими упражнениями ребенок занимается в детском саду, а также в детской спортивной школе и какую физическую нагрузку в течение дня и всей недели он получает. С учетом всей нагрузки и следует планировать занятия физическими упражнениями после возвращения ребенка из детского сада, а также в выходные дни.

Физические упражнения в семье проводятся в различных формах: зарядка, занятия (индивидуальные, коллективные), подвижные игры, закаливающие процедуры, физкультминутки, прогулки в лес, вечера досуга, праздники и т.д. Чтобы правильно организовать физическое воспитание ребенка в семье, целесообразно наметить конкретные задачи с учетом возраста ребенка, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, подобрать физические упражнения и распределить их на весь год. Заранее нужно подготовить физкультурный инвентарь для занятий (велосипед, лыжи, коньки, санки, самокаты, спортроллеры, роликовые коньки, — бадминтон, настольный теннис, городки, мячи, скакалки и др.), одежду, обувь, привлечь к этому детей.

Таким образом, осуществляя задачи физического воспитания дошкольников в семье, можно достигнуть отличных результатов в укреплении их здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей.

Источник