Феномен отцовства роль отца в развитии ребенка

Феномен отцовства роль отца в развитии ребенка thumbnail

Феномен отцовства роль отца в развитии ребенка

Проблемы семьи как социального института и как социальной системы, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка и взрослого, выполнение социализирующей функции семьи становятся все более актуальными. 

Феномен отцовство, в отличие от феномена материнства, до сих пор является менее изученным в отечественной психологической науке. Материнство отдельно изучают в медицине, физиологии, философии, педагогике и других науках. Очевидная причина, которая заключается в значении роли матери для развития ребенка. С биологической точки зрения, материнство является более важным, чем отцовство, которому отводится лишь второстепенная «помогающая» роль. Однако, в процессе семейного воспитания, роль отца и решаемые им задачи выходят на основной, и даже главенствующий план.

Без сомнения, психофизиологически, мать более связана с ребенком. Во многом благодаря тому, что именно она вынашивает дитя в период беременности и родов; мать ближе к ребенку и духовно. В общеизвестном эксперименте французских психологов, 27 матерей различали на магнитофонной записи голос своего 3-10-дневного ребенка от других четырех младенцев. При этом более 80% матерей (22 матери) узнали голос своего младенца безошибочно.

В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования влияния принятия матерью ребенка и ее эмоционального отношения на развитие ребенка.

В работах отмечается значение материнства для развития ребёнка, и выделяют основной блок во взаимоотношениях в семье – это блок «мать-дитя». Однако, отсутствует блок «отец-дитя». Психологическая помощь семье также в большей степени оказывается матери и ребёнку, но не отцу с ребёнком. Зато широко известна, так называемая проблема «отцов и детей», с которой часто приходится работать специалистам. Этот стереотип, очень точно и лаконично отражает существующее отношение в сегодняшних семьях: «мать-дитя» блок конструктивный, блок «отец-дитя» – проблемный. Некоторые ученые сомневаются, что отцовство, равно как и материнство имеет социально и культурно обусловленный характер. Возникновение данного феномена связывают с культурно-исторической необходимостью в заботе о здоровье и благополучии ребенка.

Кто же такой отец? Отец – это главенствующее лицо; отец – вождь, лидер, защитник и сила семьи. В словаре русского языка «отцом называется мужчина по отношению к своим детям».

Исторически создателем семьи является мужчина – отец, который основывает или продолжает свой род, при необходимости передает в наследство детям свое имущество. Понятие наследования, также возникло в результате необходимости, поскольку ни ранними первобытными общинами, ни даже римским правом оно не признавалось в полной мере. Это означало, что любой, мог без опасений, завладеть имуществом покойного и ему ни что не угрожало. Жизнь в собственной семье, отдельно от остальных, давала преимущества: отцовство определено, жена определена, имущество определено. Таким образом, именно за отцом остается ключевое решение о том, как будут распределяться ресурсы семьи, как при его жизни, так и после смерти.

Отцовство – в наиболее традиционном понимании – это врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка или своих детей с сопереживающей ответственностью.

Существуют два подхода к роли отца — общепринятый и, согласно популярному в последнее время термину, «новое отцовство». Общепринятый подход, ограничиваясь рассмотрением чисто биологической роли отца, указывал на обособленность его от ребёнка, так как контакты с ребёнком были временными и отстранёнными по сравнению с материнскими. Желание мужчины быть отцом, создать и обеспечить семью исследователи объясняли тем, что мужчина, вступая в брак, реализует многие права и свой статус в обществе, которых лишены неженатые мужчины. Эти права подразумевали и наличие детей, исходя из того, что только женатым людям предоставлялось законное право иметь их. Дети рассматривались как имеющие ценность по определению, как приносящие эмоциональное удовлетворение и создающие чувство внутреннего равновесия; к бездетности относились негативно.

Являясь, так же, как и материнство, социокультурным феноменом, отцовство чётко определено в каждой культуре и имеет свой прообраз, закреплённый в сказаниях, былинах, песнях и национальных традициях. 

О значении роли отца в развитии ребенка писал еще Зигмунд Фрейд, который отмечал, что ребенок испытывает естественную потребность в отцовской защите. Таким образом, мужчина выполняет, ожидаемую от него, функцию надежного защитника интересов всех членов семьи. Именно такая защита дает основу, для формирования независимой личности в дальнейшем.

Если образ матери, для ребенка – это символ любви и безусловного принятия, то образ отца – символ контроля (переходящий от внешнего во внутренний план) за действиями, а в дальнейшем и за мыслями. Американский психотерапевт Хайм Джиннот писал, что одна из основных задача отца заключается в защите своей супруги, матери от нападений и оскорбления детей, а ребенка, в свою очередь, отец защищает от избыточной материнской опеки.

Джиннотом было замечено, что дети, растущие и воспитывающиеся с отцом или ориентирующиеся на его мнение, растут более рассудительными, по сравнению с детьми, которые воспитывались в так называемых «женских» семьях. Там же он отмечает, что «если материнская любовь показывает ребенку, что его любят, то уверенная любовь отца показывает ребенку, что он компетентен». В данном случае компетентность означает, что ребенок сможет рассуждать и учится полагаться на свое мнение, на свою взвешенную и обоснованную личную позицию.

Отметим, что семейное воспитание – это процесс формирования личностной позиции ребенка, через знакомство с семейными традициями, общей культурой и личным опытом родителей. Таким образом, семья выполняет воспитательную функцию в обществе, а родители транслируют, в первую очередь, эмоционально окрашенное отношение к разным аспектам жизни, на основе которого будут в дальнейшем формироваться знания, умения и навыки ребенка. Проще говоря, воспитание – это и есть передача своего отношения.

Среди воспитательных задач, выполняемых отцом, наиболее востребованной является развитие мужественности у мальчика. Понятие мужественность формируется в сознании человека в течение многих лет, под влиянием школы, семьи, сверстников и зависит от ряда факторов, среди которых наиболее важны следующие: ожидания тех, кто значим для этой личности, ценностные ориентации и полоролевые установки окружения.

Мальчиков с самого детства учат быть сильными и мужественными, не выставлять напоказ свои эмоции, быть сдержанными. Когда они становятся мужчинами, мужьями и отцами, то считают, что все время надо посвящать работе, а забота о детях – это дело их матери.

Читайте также:  Как провести диагностику развития ребенка

Таким образом, мы приходим к выводу, что отношение мужчин к роли отца, связано с исторически сложившейся ролью защитника семьи, которому не свойственно проявление заботы и нежности в отношении к членам своей семьи. Тем не менее, такое поведение, вызывает доверие к мужчине со стороны женщины и считается способным обеспечить безопасность и надёжность. Данные стереотипы установлены обществом и оказывают большое влияние на ожидания и представления людей.

Отличительной особенностью, спецификой отцовства в российском обществе, является разрушение исторических форм имиджа мужчины-отца. Этому способствовали многочисленные войны, в которых погибало много мужчин, и как следствие происходило возрастание роли женщины-матери в поддержании хозяйства. С развитием индустриального общества связывают изменение функций и ролей мужчины и женщины в семье. Появилась потребность в обоюдной заботе и о детях, и об уюте в доме, которую отныне несут на себе в равной степени супруги. Нельзя говорить, что мужчиной эта роль была принята негативно, напротив – в крупных мегаполисах развивающихся городах, а позже и в провинции, мужчины с готовностью и относительно скоро, в историческом плане, передали роль добытчика женщинам, матерям, научившись так же быстро выполнять их функции в семье. Таким образом, позиционная роль отца была дискредитирована и практически разрушена. А когда не работает институт отцовства – муж не является лидером в семье.

Позднее, когда стереотипы стали меняться, мужчины смогли более естественно проявлять свои чувства и эмоции, и никто больше не смотрел с непониманием на то, как мужчина показывает свои чувства по отношению к своим детям и близким ему людям. Вместе с тем, всё еще актуально мнение, что мужчина – глава семьи, контролирующий свои эмоции и действия, который не нуждается ни в чьей помощи и заботе. Под таким давлением стереотипов многие мужчины подавляют в себе отцовские чувства, полагая, что всю заботу и нежность, необходимую ребенку, даст его мать.

В настоящее время все больше происходит принятие равных «партнерских» ролей супругами. Мужчины, чувствуя свою значимость в семье, осознавая необходимость более тщательной подготовки к родительству, чаще обращаются к специалистам (психологам, педагогам, врачам) за информационной и психологической поддержкой.

В Швеции были опрошены 30 семей по поводу их отношения к семейной жизни. В результате исследования оказалось, что полученные данные не соответствуют общепринятым стереотипам понимания отношения мужчины к семье.  Один из вопросов интервью касался жизненных планов обоих супругов. Ответы были схожи в том, что мужчины и женщины говорили, что они не мыслят своей жизни без семьи, что единственное и самое главное их стремление в жизни — это семья, дети, их дом, машины. И мужчины, и женщины говорили о семье, подразумевая под этим понятием детей.

Самым распространенным мнением среди мужчин было то, что они спешат пораньше домой после работы, чтобы побыть с детьми, уделить им больше времени. Главное, по мнению мужчин, в их жизни – это не работа: «Я вынужден делать это, чтобы кормить семью, моих детей».

Значит ли это, что традиционные взгляды общества не отражают то, о чем действительно сегодня думают и какие цели преследуют мужчины? Скорее всего, это действительно так.

Отец, так же, как и мать, стремится подарить ребенку заботу и доброту, обеспечивая при этом семью материально. В результате исследований российских психологов было показано, что для развития интеллекта необходимо наличие контроля и эмоциональной поддержки. Эти функции в семье могут выполнять как отец, так и мать.

Ученые выделили и экспериментально подтвердили три этапа формирования отцовства:

1) стереотипное представление об отцовстве до беременности супруги (партнерши);

2) изменение стереотипов в течение беременности;

3) собственное формирование чувства отцовства после рождения ребенка.

Таким образом, осознанное восприятие себя в роли отца, у мужчин происходит уже после рождения ребенка.

Разница в отцовском и материнском подходах к воспитанию детей также значительная. Американский президент Гарри Трумэн так выразил свои представления об отцовском подходе: «Вот вам идеальный совет по воспитанию детей: найдите, что им нравится больше всего — и посоветуйте делать это». В этой фразе выражена вся простота и «стройность» отцовского взгляда.

Роль отца в процессе развития ребенка не менее важна, чем роль матери, однако, она имеет ряд специфических особенностей, выполнение которых возлагается на мужчину.

Сегодня, к психологу обращаются отцы по различным запросам: от воспитания ребенка до проблем с преодолением различных жизненных кризисов (бытовых, материальных и др.). Решить все эти проблемы не просто, но можно. И важно знать о том, что помощь и поддержка существует.

Источник

         Психология отцовства — одна из наименее исследованных областей психологии. Феномен отцовства как самостоятельный предмет исследования в трудах отечественных психологов появился относительно недавно.

         В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности  ребенка. Вопрос о роли отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации, различные аспекты этой роли  мало изучены, хотя являются актуальными и практически значимыми.

         Понятие «отцовство» вошло в научный оборот только в конце 80-х годов  ХХ века. Первоначальная тематика работ в основном была связана с проблемами семьи, материнства, родительства и понятие отцовства включалось в данные исследования лишь фрагментарно. Большинство же исследований  проводилось в рамках детской психологии.

         Для большинства мужчин желание иметь детей является чем-то само собой разумеющимся. Они могут относиться к детям как источнику радости, удовольствия, видеть в них  в будущем продолжение себя.  Рождение ребенка —  это действительно событие огромной важности. И дети для мужчин часто являются  естественной  ступенью, следующей после женитьбы. Молодым папам очень хочется именно своего ребенка, который реализует их потребность в продолжение своего рода, но вместе с тем, они плохо представляют себя в роли отца.

         Формирование отцовской родительской позиции — процесс во многих отношениях переломный, кризисный, в значительной мере предопределяющий судьбу развития детей в семье, характер детско-родительских отношений и развитие личности самого родителя.   Период рождения детей в молодой семье — это период  самоопределения в качестве родителей, переоценки ценностей, сохранения личных границ и создания новых, освоения ролей отца, сохранения гармонии в супружеских отношениях, перестройки взаимоотношений в семье.

Читайте также:  Ребенок на первом месяце жизни развитие

         Нередко  отцовство воспринимается не как особое психологическое явление, а как лишь дополнение к материнству. Биологически же и мужчины, и женщины становятся отцами и  матерями с момента появления на свет их ребенка. Но психологическое становление родительства не связано автоматически с рождением детей.  Мать — состояние естественно, отцовство же — состояние приобретенное.

         Замечено, что позиция отца в своем формировании по времени несколько отстает по сравнению с материнской. Наибольшее значение для ее становления имеет отношение к жене — любовь, уважение, нежность, разделенность чувств. Соучастие будущего отца традиционно связывается с созданием для женщины ощущения счастья, радости, безопасности, надежности. Поэтому на пробуждение отцовских чувств наряду с индивидуальными чертами характера мужчины, его готовностью быть отцом влияют  межличностные отношения в семье.

          Успешное отцовство возможно только при очень мудрой позиции женщины. Здесь важно адекватное восприятие молодой женой возможностей своего мужа — еще неопытного отца. Не следует требовать всего и сразу.   У молодого мужчины появляется множество новых обязанностей и функций, происходят изменения в отношениях с женой (ведь она становится матерью его детей), появляются новые, не испытанные им раньше чувства и эмоции. То есть отцовство — это абсолютно новый уровень на его жизненном пути, новый виток в развитии и личности мужчины, и в развитии семьи в целом. Восприятие отцовства часто сопровождается изменением образа жизни на такой, который более соответствует роли и званию отца.

          С рождением ребенка мужчина приобретает много новых обязанностей, материальных, бытовых, родительских. Отцовство предполагает достижение нового уровня самореализации. Это возможно только потому, что мужчина больше  вживается в роль отца, то есть претерпевает значительные, качественные изменения  в своей личности.

          Из всего вышеизложенного можно сделать выводы, что

— для большинства мужчин желание иметь детей является естественной потребностью;

— отцовство необходимо рассматривать как важный элемент  семейной системы;

— психологическое становление родительства  процесс длительный  и не всегда  автоматически связан с рождением детей;

— наибольшее значение для его становления имеют любовь и  уважение  к жене;

— с рождением ребенка мужчина приобретает много новых обязанностей

— отцовство предполагает  дальнейшее развитие личности и  достижение нового уровня самореализации.Отцовство как психологический феномен

Источник

В психологической науке можно найти три главных подхода к пониманию роли отца в развитии личности детей в семье.

Г. Олпорт считает отца, прежде всего, наказующей и дисциплинирующей инстанцией, предполагая, что страх ребенка перед могущественным отцом, в конце концов, внедряет в его душу моральные и общественные нормы, которые делают его «человеком среди людей». Страх отца, с точки зрения этих психологов, заставляет ребенка подражать отцу — для того, чтобы убедить себя, что он и сам такой же сильный. В таком подражании и происходит передача социальных ценностей из поколения в поколение [24.С.90].

А.В. Мудрик утверждает, напротив, что подражание ребенка (чаще всего — мальчика) отцу является основным феноменом, который не требует дальнейшего объяснения. Просто дети так устроены, что сын подражает отцу, дочь — матери. С этой точки зрения, сын подражает не для того, чтобы «защититься» от отца, а просто потому, что так удобнее учиться мужскому поведению. А для дочери отец воплощает в себе набор мужских качеств, на которые она будет ориентироваться потом, в своей дальнейшей жизни [20.С.10].

А.Адлер полагает, что место отца — не внутри семьи, а как бы на границе между семьей и обществом. Отец представляет общество в семье и семью в обществе, его обязанность — взяв ребенка за руку, вывести его в большой социальный мир из маленького мира семьи. Отец — посредник между семьей и миром [1.С.48].

Пред­ставителями психоаналитического направления в основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребен­ка. Отец, таким образом, является важнейшей фигурой в жизни ребен­ка до четырех лет. 3. Фрейд выделял следующие важнейшие аспекты взаимоотношений отца и ребенка:

1) отец — воплощение силы, как объект восхищения и любви;

2) отец как объект реализации потребно­сти в безопасности и защите;

3) отец как авторитет, который наказывает за проступки и таким образом регулирует поведение, а в дальнейшем моральные установки человека [28.С.152].

Любовь матери — безусловная любовь принятие и теплота — обеспечивает чувство безопасности, удовлетворяет потребность в принятии создает базу для развития. Ребенок может исследовать мир только тогда, когда уверен что в любой момент может вернуться к матери. Отец же несет социализирующую функцию, кроме удовлетворения потребности безопасности, стабильности и надежности существования. Его любовь условна и таким образом дает ребенку возможность социализироваться, отец передает социально-культурные нормы, традиции и следит за их соблюдением. Быть отцом — это быть носителем истины, нормы в семье. Так как мать безоценочна, за социализацию отвечает отец. Отец — носитель нормы, с ним связано чувство опоры, надежности; и уверенности у других членов семьи [22.С.35].

Д.Б. Эльконин рассматривает отца как единственного взрослого в жизни ребенка, который может организовать жизнь ребенка, дифференцировать и интегрировать его в общество. Отношения с отцом даже на развитии совсем маленького ребенка сказываются положительно. Отец, являясь транслятором социальных норм, становится для ребенка фигурой, обеспечивающей связь поколений [29.С.74].

Результаты современных психологических исследований В.Н. Соколовой говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, являющихся как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий [27.С.31].

Читайте также:  Международный центр развития ребенка школа приоритет олимпиады

У детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии. Кроме того установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Отцы через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.

Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются:

1) страх потери любви родителей;

2) идентификация с родителем;

3) развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий.

Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. Именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей , и отец в этом случае особенно необходим мальчику. Роль отца в этом процессе огромна и в формировании дочерей и в формировании сыновей. При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей. Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большое значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости. Взаимоотношения с отцом влияют на формирование половой идентичности.

Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих отношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери – семейная жизнь или ориентация на карьеру. Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его дочь «умница и красавица» отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как средство привлечения внимания. У ребенка на примере взаимоотношений с отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Они узнают как относя мужчины к женщинам, невольно учатся понимать природу мужчин и женщин [21.С.78].

Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипермаскулинным или агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лит жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я».

Доказано также влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка. А.М. Прихожан выяснили, что одним из важнейших факторов, определяющих развитие эмпатии в детстве, является отцовское внимание. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми. Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных» отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, лучше справляются с фрустрацией, с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми, более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше [26.С.84].

Было установлено, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных» отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем другие дети. Мальчики, чрезмерно привязанные к матери могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.

При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на когнитивные характеристики детей, тогда как авторитарность матери — отрицательное. По-сравнению с матерью интеллектуальные характеристики отца более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола. Обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии. Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения отца в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях. Установки отцов, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности [11.С.13].

Таким образом, отцовство оказывает значительное влияние на многие сферы развития личности детей в семье. Являясь дисциплинирующим звеном в семье, он передает определенные социальные ценности детям, является объектом подражания в поведении и отношении ребенка к миру и самому себе, является посредником между миром и ребенком в его развитии. Оценочное отношение отца к ребенку носит социализирующую функцию, передает ему принятые в обществе нормы поведения, обеспечивает связь поколений. В целом существует согласие в том, что отцовство является важным условием развития ребенка и личности самого отца. Отец влияет на следующие сферы развития детей: полоролевую идентификацию ребенка, интеллектуальное развитие, усвоение моральных норм, эмоционально-личностную сферу ребенка, характерологические особенности.

Источник