Естественное развитие ребенка это

Естественное развитие ребенка это thumbnail

КАК УМЕРЕННО И СВОЕВРЕМЕННО СПОСОБСТВОВАТЬ УМСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ малыша 0-3лет?
В этой статье первый аспект и самый сложный для нашего понимания:

1. УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Так много книг для малышей о рыбах морского океана, которые сама мама впервые видит… А ведь на самом деле ребенку нужно-то всего понимание того, что он видит и что его интересует в данный момент, что может потрогать, понаблюдать!

ОБЫЧНО РЕКОМЕНДУЮТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 0-1года: игрушки и книги про формы и цвет, овощи и фрукты и прочее. Хотя на самом деле, это тот самый возраст, когда все интересно изучать «ВЖИВУЮ»! Большое – пытаться обнять, маленькое – сжать в ладошке (говоря о сравнениях), овощи и фрукты – можно настоящие купить и дать ребенку, на крайний случай, если все тянет в рот – найти резиновые объемные фрукты и овощи! Формы можно вообще более менее понять только после 1 года и то не на рисунке, а при попытке протолкнуть в отверстие и просто ощупать… А насколько вообще это важная информация для первого года жизни, что про формы мы рассказываем чуть ли не в первую очередь!?

НА САМОМ ДЕЛЕ, МАЛЫШУ 0-1года ИНТЕРЕСНА та информация, которая идет одновременно с разных каналов сенсорного восприятия, а особенно от тактильных ощущений (руки и язык). Например, слова Колючий, Пушистый, Холодный, Теплый – вот то самое, что малыш поймет в первую очередь. Он хорошо запомнит и прочувствует слова Песок, Фасоль, Краски, если дать вдоволь наиграться с ними.

ДЛЯ МАЛЫША 1-2лет: Главный секрет умственного развития – подстраивать под интересы ребенка игровые предметы и обучающие темы. Например, увидел ребенок, как мусор вывозит большая машина, заинтересовался. А вы ему, раз, – книжку про технику или набор строительных машинок! Еще в этом возрасте всегда будут интересны малышу разные звери. А вот и еще один секрет – лучше знать трех зверей + как каждый говорит, как идет и что ест, чем знать всех зверей континента без понимания даже их соразмерности. Потом можно добавлять — где живет и как называется детеныш.
А про такие слова как Много и Мало, Короткий и Длинный вообще не нужно объяснять, он сам все это поймет благодаря своему опыту и великому чутью языка! Просто после 2х лет можно будет играючи проверить, как быстро ребенок ориентируется в этих понятиях и как быстро может сообразить что к чему.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЛОГИКЕ хотелось бы тоже сказать (подробно обо всем с примерами игрушек, книг и другого будет изложено в отдельных статьях-на разработке) . Тут пазлы, разные вкладыши и прочее – все это полезно, но тоже в меру. Не переусердствуйте. Если показали, а ребенок не понял и не повторил даже частично, уберите на месяц-другой. Не опережайте.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! В этом направлении развития, как ни в каком другом, лучше дать меньше, чем больше. По многочисленным исследованиям доказано, что до 2х лет в большей степени развивается правое полушарие, отвечающиее за творчество, воображение, абстрактное мышление («Пластичность мозга», Норман Дойдж). Дайте малышу любой предмет, и он с ходу продемонстрирует Вам 10 способов игры с ним: схватить, разглядеть, полизать, погрызть, понюхать, потрясти, попытаться смять-сжать, постучать слабо-потом посильнее, кинуть слабо — с силой… Представляете какой фантазией уже в этом возрасте надо обладать!

Источник

В погоне за нормами развития мы зачастую требуем от ребёнка того, чего он ещё не в силах сделать. И вместо того, чтобы предложить занятие по интересам малыша — окружаем его слишком сложными игрушками или водим на развивашки. В результате малыш скучает, капризничает, бросает новую игрушку и уже через минуту снова требует внимания мамы.

Почему ребёнку важно развиваться в собственном темпе

Представьте себе очень голодного человека: ему так сильно хочется есть, что все другие потребности отходят на второй план. Предположим, у него на кухне много полезной еды. Съев эту еду, организм человека получит наибольшую пользу — он восстановит силы, активность и жизнедеятельность.

Фото Ольги Горевой

Возможно, у человека на кухне другая ситуация — она заполнена какой-то нездоровой пищей, полуфабрикатами. При этом он, конечно, голоден, и съест всё, что имеется. Но его тело не получит необходимые питательные вещества и вряд ли он будет чувствовать себя хорошо — может возникнуть тяжесть в желудке, отрыжка или изжога.

А если еды нет вообще? Тогда человек будет испытывать и физические, и эмоциональные страдания. У разных людей это проявится по-разному: кто-то сможет достаточно долго терпеть голод, у кого-то появится агрессия, у кого-то отчаянье и т. п.

Теперь представьте другую картину. Человек очень хочет есть, перед ним есть еда, но он не может её получить. Он протягивает руку, но его шлёпают по руке и говорят: «Отойди, это брать нельзя!» И вместо того, чтобы дать поесть, предлагают посмотреть фильм или почитать книгу.

Подобная аналогия позволяет нам понять состояние ребёнка, когда у него есть какое-то внутреннее стремление, жажда деятельности, и при этом взрослый либо предоставляет ему возможность удовлетворить эту потребность, утолить голод, либо препятствует и направляет ребёнка на что-то другое.

В результате ребёнок теряет благоприятную возможность для освоения необходимого навыка, испытывает страх, агрессию и другие негативные эмоции.Например, когда трёхлетних детей пытаются научить читать и писать. Самый благоприятный период для этого начинается около 4 лет, когда ребёнок сможет выделять отдельные звуки в словах.

Читайте также:  Консультация роль семьи в развитии личности ребенка

А вот в 3 года происходит пик интереса к сенсорике, развития органов чувств — слуха, вкуса, осязания, восприятия формы, цвета и размера. И пока ребёнка пытаются обучить чтению, он теряет возможность уточнять восприятие и развивать органы чувств — то, что в дальнейшем он уже не сможет сделать так просто и с таким удовольствием.

Этот мультфильм можно рассматривать как метафору описанной ситуации. Гусеницы, которые следовали естественному процессу развития перевоплотились в бабочек. А вот гусенице, которая слишком торопилась, можно только посочувствовать.

Что говорят учёные

Нейробиологи обнаружили, что в работе головного мозга ребёнка существует ряд особенностей. В частности, на определённом временном отрезке у детей одни нейроны становятся более активными, нежели другие.

В моменты активности эти нейроны объединяются в нейронные ассамблеи, и эти ассамблеи отвечают за интерес и стремление ребёнка к определённым видам деятельности.

Через какое-то время происходит перегруппировка этих ассамблей, и часть нейронов как бы выключается. Остальные начинают образовывать новые нейронные связи, тем самым создавая новые ассамблеи. И у ребёнка возникает интерес к уже новым вещам. То, что его интересовало до этого, резко перестаёт ребёнка интересовать, и он переключается на какие-то новые виды деятельности.

В эти окна возможностей, в период особой активности данных групп нейронов, ребёнок способен освоить новые навыки очень легко и быстро. Конечно, если взрослый создаёт для этого условия. Если среда ограничивает ребёнка, то новые навыки формируются либо с искажениями, либо не формируются вовсе.

Мозг ребёнка подобен прожектору, который выхватывает из окружающей среды то, что ему необходимо для эффективного развития в данный момент. И если взрослый научится видеть эти благоприятные возможности, то сможет предложить именно те занятия, которые будут полезны для малыша.

Про 7 признаков, по которым мы можем определить благоприятные возможности для освоения того или иного навыка расскажем в следующей статье. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить.Статья подготовлена про материалам курса «Сензитивные периоды развития ребёнка до 3 лет» Веры Николаевны Могилёвой — кандидата психологических наук, Монтессори-педагога, автора учебников для ВУЗов и школ

Источник

Что мы можем сделать для своих детей, чтобы неестественность современного мира не помешала им вырасти здоровыми и счастливыми? Как мы можем выбрать естественность в отношении к своему ребенку?

Содержание статьи

  1. 1. Потребность иметь родителей

  2. 2. Сенсорное наполнение

  3. 3. Потребность в движении

  4. 4. Потребность в физиологическом стрессе.

  5. 5. Потребность в кормлении грудью

Естественный уход за малышом основан на подходе, отталкивающемся от его естественных потребностей, и является необходимой предпосылкой формирования экологического мышления и гармоничного взаимодействия с миром:

1. Потребность иметь родителей

Причем не только формально, поскольку ребенок чаще всего

все-таки

имеет отца и мать, а именно в смысле внутренних ощущений, которые они должны ему давать.

Первый год жизни — это период сенсорно-моторного развития. В это время развиваются наиболее древние в эволюционном отношении нижние отделы мозга. Развитие идет поэтапно, и нужно стараться максимально реализовывать условия, необходимые для прохождения каждого этапа.

Прежде всего, это чувство любви. Подобно тому, как жизни взрослого человека любовь придает некоторый совершенно особый смысл, так же и для малыша чувство любви, исходящее от родителей, дает ему жизненный импульс, что-то вроде установки «жить стоит».

Дети, наполненные маминой любовью, лучше растут и развиваются. Для нормального развития ребенка необходимо как можно чаще обнимать, целовать, поглаживать, с любовью и нежностью смотреть в глаза, играть с ним. До 2 лет ребенок и мама должны быть всегда вместе, чтобы не прерывался поток любви. Мамина любовь должна быть безусловна, независимо от того, здоров ребенок или болен, послушен или нет.

2. Сенсорное наполнение

Первый год жизни — это период сенсорно-моторного развития. В это время развиваются наиболее древние в эволюционном отношении нижние отделы мозга. Развитие идет поэтапно, и нужно стараться максимально реализовывать условия, необходимые для прохождения каждого этапа.

Лучшее средство обеспечить ребёнку сенсорную развивающую среду — это чаще бывать с ним на природе с первых недель его жизни.

В домашних условиях ребенка следует больше знакомить с различными предметами и материалами. В первую очередь с натуральными. Давать ему подержать деревянную палочку, камень, различные ткани. Мягкое, твердое, гладкое, шершавое, тупое, острое — со всем этим нужно познакомиться. Развешивание картин в мягких тонах вокруг кровати малыша и их смена будет создавать необходимые зрительные стимулы. Нужно разговаривать с ребенком, давая ему желаемый образец общения. Петь ему песни и заводить музыку.

Знакомство с природными факторами: вода, солнечные лучи, снег, воздух теплый и прохладный — происходит при закаливании.

Необходимо помнить о чрезвычайной важности кожно-мышечной стимуляции, доставляющей в мозг большое количество импульсов, обеспечивая тем самым его развитие. Следует с первых же дней как можно больше носить ребенка на руках и в различных положениях. При этом малыш усваивает много положений тела, хорошо развивается физически, рано начинает держать головку, сидеть, ползать. Если ребенок все время голенький, он получает естественный массаж. Специальный же массаж следует рассматривать больше как восстановительное и лечебное средство. Кормить грудью его также лучше голеньким, причем в контакте кожа-к-коже с матерью.

3. Потребность в движении

В первый год особенно явно проявляется принцип, согласно которому ведущей системой у ребенка является опорно-двигательная, от должного развития этой системы зависит нормальное развитие всех остальных систем, в том числе и психическое развитие ребенка.

Наиважнейшее требование для обеспечения ребенку двигательной активности — категорический отказ от пеленания. Если ребенка не пеленают, то он в среднем меньше времени проводит во сне, раньше начинает выполнять сложные манипуляции с предметами, улыбаться и произносить первые осмысленные звуки. Более полно потребность в движении реализуется гимнастикой и плаванием.

Читайте также:  Развитие ребенка и его переодизация

4. Потребность в физиологическом стрессе.

Мы привыкли понимать под стрессом нечто опасное, вредное для здоровья. Часто родители, занимающиеся с детьми динамической гимнастикой и обливающие их холодной водой, обвиняются в том, что их дети испытывают стресс! Ребенок действительно подвергается стрессовым нагрузкам, ноэтот стресс ни в коем случае нельзя рассматривать как отрицательный фактор.

Представление о том, что ребенок «не должен подвергаться стрессу», приводит к созданию ему «тепличных» условий существования, недостаточной сенсорной стимуляции и обеднению среды.

Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили границы физиологического стресса, приобретая тем самым характер патологических стрессов.

5. Потребность в кормлении грудью

Кормление грудью (не просто материнским молоком) — необходимая составная часть естественного взращивания малыша. И кормление грудью также должно быть естественным. Это, прежде всего, акт, совершаемый между двумя любящими друг друга существами. Всегда следует исходить из естественных потребностей ребенка, а не подчинять его (и себя) насильственно наукообразным умозрительным правилам.

Таковы основные потребности малыша, необходимые для его развития. Удовлетворяются они достаточно просто при условии, что родители также стремятся в своей жизни к простоте и естественности. Образ жизни ребенка всегда зависит от образа жизни родителей, поэтому в первую очередь нужно приобрести свой собственный опыт. Ребенок не может быть сам по себе, он усваивает образ жизни своего ближайшего социального окружения. Поэтому естественное взращивание малыша — это, прежде всего, работа родителей над своим образом жизни и над своими отношениями друг с другом, с миром и с детьми.

Автор: Иммунолог Смирнова Елена Георгиевна.

Чтобы помочь родителям удовлетворить основные потребности малыша, мы разработали спортивно-игровые уголки KIDWOOD. Они наполнят ваш дом звонким детским смехом, дадут ребенку возможность соприкоснуться с природой, не выходя из дома.

Деревянные спортуголки KIDWOOD придуманы любящими мамами, которые заботятся о здоровом развитии своих детей и предпочитают натуральные природные материалы для детских комнат. Дерево подарит вашим детям незаменимое природное тепло и будет превосходно выглядеть в любом интерьере.

https://www.kidwood.ru

8 800 775-21-92

Источник

Готовность ребенка к школе — один из самых волнующих вопросов для современных родителей. Большинство из них хочет дать детям хорошее образование! Для этого предлагается осознанное и системное развитие ребенка порой не с рождения, а с момента планирования беременности. Неужели все так серьезно?

Раннее развитие ребенка: необходимость или миф?

В наше время всё чаще встречается мнение, что ребёнку необходимо раннее развитие.  О его важности в СМИ существует масса  публикаций педагогов и психологов, авторитетных в глазах родителей. Их главная мысль: ранее развитие ребенка жизненно необходимо! Естественно, что любящие взрослые готовы на всё.

Спрос рождает предложение. И мы видим в каждом городе,  районе центры развития маленьких гениев. В детских магазинах нам предлагается несметное количество пособий по раннему развитию на любой вкус и кошелёк. Заботливые мамы с воодушевлением cкупают их, чтобы ежедневно заниматься с малышами или закреплять знания, полученные в школах для малышей.

Что же предлагается  заботливым родителям в большинстве случаев под «соусом» раннего развития? Обучение счёту, чтению и письму, а также энциклопедические данные по всем направлениям, начиная от сотворения вселенной и заканчивая нанотехнологиями. Всё это преподносится с пометкой «0+».развитие ребенка

Если мы придём на занятия по подготовке детей к школе, то увидим, что дошкольников учат считать, писать, читать и сидеть красиво за партой. Если ребёнок посещает детский сад, то с каждым годом в его расписании добавляется столько занятий, что в подготовительной группе почти не остаётся времени на прогулки и игры.

Почему же, несмотря на обилие школ и методических пособий, на усилия родителей и педагогов, вопрос о снижении уровня образованности современных школьников обсуждается не только у учительских, но и стенах министерства образования.  Неужели новое поколение неспособно усваивать потоки полезной информации?

Дело в том, что «РАННЕГО» развития детей не существует в принципе. Есть понятие естественного развития человека. Мы с рождения наделены желанием познавать новое. Это стремление к помогает формированию навыков, которые необходимы для достижения желаемого. А новые знания становятся базой для дальнейшего развития ребенка. И так всю жизнь.  Меняется только ведущая (главная) для конкретного возраста деятельность.

Как происходит развитие ребенка

В психологии есть понятие «литический период». Это время, когда интенсивно развивается определённая психическая функция (способность нашего головного мозга). По его окончании данную функцию развить практически не возможно. И если развитие было недостаточным, то другая психическая функция, зависящая от неё, тоже пострадает в своем развитии. И в этом как раз кроется секрет хорошей успеваемости ребёнка в школе. Но чтобы этот секрет раскрыть, давайте посмотрим, какие требования необходимы для успешного обучения.развитие ребенка

Готовность к школе: что должен уметь ребенок

Чтобы ребёнок мог успешно учиться, у него должны быть  развиты:

  • воображение, чтобы ясно представить изучаемый материал, запомнить его, выполнять творческие задания, проекты и т.п., найти способ, как получить новые знания самостоятельно;
  • произвольность, чтобы удерживать внимание во время занятий, преодолевать препятствия и трудности;
  • умение общаться с одноклассниками и учителями;
  • самооценка, необходимая для осознания своих возможностей и постановки новых учебных целей и задач.

Когда ребёнок шагнёт во взрослую жизнь, для успеха в различных сферах ему будут крайне необходимы:

  • креативность, которая формируется на основе воображения;
  • воля, появившаяся от произвольности;
  • коммуникабельность, в основе которой лежит умение общаться;
  • рефлексия – производная самооценки.
Читайте также:  Аномальное развитие ребенка виды и причины

Как видите, про буквы и цифры здесь ни слова.

Игра — ключ к гармоничному развитию ребенка

Чтобы развить в необходимой степени вышеперечисленные способности, нужно позволить ребёнку пройти все этапы естественного развития. Для этого необходимо создать благоприятные условия в каждом литическом периоде. Главным, единственным, незаменимым и естественным условием развития ребёнка становиться, чтобы вы думали? Игра.

Не обучение в игровой форме, а настоящая игра. Связано это с ведущей деятельностью дошкольника. В среднем до 7 лет именно игровая деятельность ведущая. В зависимости от возраста она меняет свою форму и содержание. Давайте посмотрим, как именно игры формируют нужные для успешного обучения качества личности.развитие ребенка

Воображение

Чтобы научиться придумывать, фантазировать нужно уметь оказываться в выдуманном мире, в окружении реальных и нереальных героев, с которыми могут произойти всевозможные события.

Произвольность

Она  развивается, когда дети учатся соблюдать определённые правила, сдерживают личные желания, чувства, учитывают общие интересы, действуя в паре или команде.

Умение общаться

Для этого навыка игра предоставляет  все условия, где требуется умение договориться, обсудить, аргументировать свои действия, выразить свои желания, приниять  точку зрения партнёра.

Самооценка

В адекватной самооценке, важно уметь смотреть на себя со стороны, узнать свои способности и интересы, понять то, как видят тебя со стороны партнёры по игре.

Игры, которые развивают: сюжетно-ролевая

Всё это с успехом развивается в ходе сюжетно-ролевых игр. Такие игры позволяют детям придумывать реальные и нереальные сюжеты: от строительства дома, покупок в магазине, до покорения замка грозного дракона и путешествия в прошлое. Дети устанавливают правила, изменяют их, корректируют, учатся совместно действовать, чтобы игра была интересной и динамично развивалась.развитие ребенка

Но для такой сложной деятельности необходимо дорасти.

Созревание обычно происходит условно годам к 5. До этого дети осваивают умение организовать игру, быть её режиссером с различными предметами. Поэтому игра в возрасте 3-4 лет называется режиссёрско-предметной.

Игры, которые развивают: режиссёрско-предметные

В ходе такой игры для малыша не важно, что в руках у него просто палочка или кубик. Воображение помогает превратить их в слоника, богатыря или Дюймовочку, которым ребёнок в своём воображении создаёт подходящие миры, приводит к ним «друзей», из предметов, которые понравились. Действие игры разворачивается на столе, потом может переместиться на пол, затем на подоконник и на диван. Это позволяет ребёнку познавать и постигать ещё и пространство. В подобной деятельности ребёнок выступает и в роли режиссера, и в роли актёра, и в роли зрителя. А последняя роль становится основой развития его самооценки.

Но чтобы передать своим фигуркам качества героев, ребёнку необходимо иметь представления о них: он предварительно должен их «пропустить через себя». Для этого малыш проходит этап режиссёрско-образной игры.

Игры, которые развивают: режиссёрско-образные

Этот этап обычно протекает в возрасте 2,5 лет, когда ребёнок «примеряет» на себя различные образы. Можно сказать, что он играет в театре одного актёра. Мы видим, как кроха превратился в киску, также двигается, мяукает и просит молочка. А через некоторое время вместо киски пред вами воин, отважно сражающийся с врагами. Ещё пару минут, и воин «идёт» в школу или на работу.

Игры, которые развивают: предметные

Как видите, здесь без воображения не обойтись. Но и оно формируется не сразу после рождения. Это умение создавать в своей голове образы, а как их создашь, не познакомившись с источниками образов в реальности. Поэтому дети до трёх лет создают «банк образов». И задача взрослых обеспечить «приток капиталов», то есть позволить детям заниматься предметно-манипулятивной деятельностью, которая в глазах взрослых выглядит как игра.раннее развитие ребенка

Это весьма важный процесс. Когда ребёнок трогает, стукает, пробует, разбирает, экспериментирует, взаимодействует с предметами. Он не только знакомится и с ними. В его сознании формируется и образ предмета, и образ самого себя. Это фундамент для формирования самооценки и вообще рождения новой личности. Поэтому очень важно позволять ребёнку играть с предметами вместо заучивания букв и цифр.

Залог успешного развития ребенка

Правда, без одного очень важного условия малыш не станет познавать окружающий мир. Развитие ребенка и познание мира происходят из точки спокойствия. Обязательно нужно доверять миру. Это базовое доверие формируется как раз с момента рождения. Здесь главнейшим источником естественно развития является эмоциональное общение крохи с человеком, который о нём заботится. Обычно это мама.  Поэтому лучше заменить развешивание карточек с цифрами и фигурами проявлением ласки, нежности к ребёнку. Пестование, поцелуи, улыбки и игра в «ку-ку» принесут гораздо больше пользы для успешного развития, чем приобретение абонемента в детский развивающий центр.

Теперь  вы  знаете секрет успешного обучения и развития. Развитие ребенка — это игра. Но не просто игра, а по правилам возраста и в соответствии с периодом развития ребёнка. Пусть наши дети играют и естественно развиваются на радость нам и для собственного счастья.

AJcF7V28nakЕвгения Битова

  • Дипломированный педагог, психолог, мотивационный тренер
  • Мама четверых мальчишек
  • Автор проекта: «Мамино время. Родительство в радость»
  • Сайт Евгении https://happyparent.ru/
  • Группа ВК https://vk.com/time_4_mom

Спасибо Евгении за столь подробный и содержательный рассказ о мифах и правде в развитии детей!

Источник