Если у ребенка в 3 года нарушена слоговая структура

Екатерина Филимонова
Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста

В соответствии с принципами психолого- педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с такими нарушениями, как общее недоразвитие речи (ОНР) при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушены все ее компоненты: фонетико- фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушена слоговая структура слова. Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, через ряд сменяющихся фраз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания. При нарушенном речевом развитии искажение слогового состава слова существует достаточно длительное время, что свидетельствует о стойкости дефекта, о невозможности самостоятельного его устранения, о необходимости своевременного выявления оказания логопедической помощи.

Наиболее характерными являются следующие нарушения слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов.

— сокращение (пропуск слога) «маток – молоток»

— опускание слогообразующей гласной «пинино – пианино»

— увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных «команата – комната»

2. Нарушение последовательности слогов в слове.

— перестановка слогов «деворе – дерево»

-перестановка звуков соседних слогов «гебемот – бегемот»

3. Искажение структуры отдельного слога.

— сокращение стечений согласных «тул – стул»

— вставки согласных в слог «лимонт – лимон»

4. Уподобление слогов «кококосы – абрикосы»

5. Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение «били били били текарь – библиотекарь»

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими)

7. Контаминации (смешение элементов слов) «в долодильнице – в холодильнике и хлебнице».

Нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова степень знакомства с ним.

Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.

Проанализировав данные научно- методической литературы, посвященные нарушению и коррекции слоговой структуры у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что проблема является малоизученной и недостаточно описанной. О важности данной проблемы говорит тот факт, своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности мотивационной сферы ребенка, а по данным последних исследование –от особенностей неречевых процессов: оптико- пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно- последовательной обработке информации (Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина).

Работа над слоговым составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизацией пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также психических функций. В основу работы над слоговой структурой слова положен принцип системного подода в коррекции речевых нарушений и классификации.

Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности и характер нарушения слоговой структуры слова. Необходимо тщательно и последовательно отработать каждый тип слоговой структуры. Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.

Можно предложить следующие направления в работе над слоговым составом слова:

1. формирование предпосылок развития слоговой структуры слова.

1.1 Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Например: Взрослый называет действие предмета или только предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко (высоко-низко).

1.2 Упражнения на развитие ориентации в пространстве (на листе бумаги).

Например: от ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перекинутых в пространстве. Ребенок должен продолжить ряд.

1.3 Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

Например: удержание динамических программ. Это артикуляционные упражнения, упражнения для рук, для тела. Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым (отстукивание, отхлопывание, притопывание).

2. работа над гласными и слогами.

2.1 Работа над гласными.

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных предупреждает замещение гласных и переустановку слогов.

Упражнение 1. Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков. А-И А-И-О У-А-И-О

Упражнение 2. Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.

Ребенок произносит ряд гласных:

-на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

— громко, тише, совсем тихо;

— со сменой высоты голоса;

— быстро (либо медленно).

2.2 Работа над слогами.

Упражнение 1. Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов. Берутся слоги:

— с общим согласным Ма-Мо-Му-Мы

— с общим гласным Бу-Ву-Ку

— закрытые слоги МАК-МОК-МУК-МЫК

— прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими согласными

БА-БЯ АП-АПЬ ВА-ВИ УФ-УФЬ

Упражнение 2. Работа над слогами со стечением согласных.

— открытые и закрытые КНА- АКН

слоги со сменой позиции согласного МНА – НМА

— цепочки слогов МНА-МНО-МНУ-МНЫ

3. Работа над словами.

Упражнение 1. На различение длинных и коротких слов.

Читайте также:  Ребенок 3 года отказывается идти в садик

Упражнение 2. На отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа. После того как учитель назовет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряжено. БЫ…СЫ, НЕ…БО, ЛЮ…ДИ

Упражнение 3. Звуковой анализ и синтез.

— подсчет слогов, называние одного, двух и т. д. слогов подряд, либо вразнобой.

— выбор подходящей схемы слова.

— анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).

Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечением согласных.

Упражнение 4. На повторение рядов слов,близких по звуковому составу:

— отличающихся гласными звуками: СУК – СОК МЯЧ – МЕЧ МЕХ – МОХ

— отличающихся согласными звуками: СУК-СУП НОС-НОЖ

— отличающихся согласным звуком и местом ударения: ВОДА-СОДА ЛУНА-ЛУПА КОЖА-КОЗА

Упражнение 5. С прерстановкой слогов:

ЖИ-ЛЫ ЛЫ-ЖИ КИ-ПЯТ ПЯТ-КИ

4. Отработка грамматических форм слов и включение их во фразу.

4.1. Упражнение на образование словосочетаний;

— образование Р. п. и мн. ч. С использованием слова –много-:

Дыня…. много дынь

Сова…. много сов

4.2. Упражнение на составление коротких предложений с изученными словами.

— предлагается подобрать к названиям редмета подходящее действие (стоит, спит)и составить предложение: Чайник…чайник стоит, Медведь…медведь спит.

-предлагается поставить слова в правильном порядке и назвать предложение: В, помидоры, теплице… В теплице помидоры.

Одним из видов заданий при работе над слоговым составом слова может быть работа со скороговорками. Скороговорки могут состоять из одного предложения. А могут иметь форму короткого стихотворения. Скороговорки сначала читают и обязательно объясняют их значение по мере их усвоения темп произнесения становится средним и ускоренным, но не очень быстрым. При этом ритм обязательно отхлопывается.

В процессе логопедической работы над слоговой структуры слова могут использоваться различные виды игр и упражнений. Однако, работа с детьми, имеющими различные варианты отклоняющегося речевого развития, должна начинаться с младшей группы, что позволит избежать появления тяжелых проявлений искажения слогового состава слова.

Источник

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.

Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся  звукопроизношением может сказать «малялеть»  — самолет.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи.  Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе,  и как следствие — становление полноценной личности.

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:

элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий,  капуста – пута»);

итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава — тарава»);

антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);

сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);

искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон — мигифон», папоротник — папиик)

Маленькие дети могут переставлять,  пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Предлагаю вам оказаться  в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово  можно отхлопать. Например, слово кошка   (хлопок на каждый слог). Мы его произносим  по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога).  Молодцы, у вас все получилось.

Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко».  Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов  сделали? Как вы думаете,  это короткое слово или длинное? Верно – короткое.  Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово.  Сколько шагов у вас получилось?  (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Игра «Сколько слогов в слове»

Мы  слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части.  Эти части называются слогами. Каждое слово  состоит из какого-то количества слогов.  Например, из 1 слога (1 хлопок — дом), из 2 слогов (2 хлопка — кукла), из 3 слогов (3 хлопка — бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка — карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных,  столько и слогов (хлопков, шагов)

Читайте также:  Антигистаминные ребенку 3 года

Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

 «Разложи игрушки» (мелкие игрушки из кинде-сюрприз)

Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку.  В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога.  Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

«Найди картинку».

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших  домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях.  Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.

Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся  звукопроизношением может сказать «малялеть»  — самолет.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи.  Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе,  и как следствие — становление полноценной личности.

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:

элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий,  капуста – пута»);

итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава — тарава»);

антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);

сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);

искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон — мигифон», папоротник — папиик)

Маленькие дети могут переставлять,  пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Предлагаю вам оказаться  в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово  можно отхлопать. Например, слово кошка   (хлопок на каждый слог). Мы его произносим  по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога).  Молодцы, у вас все получилось.

Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко».  Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов  сделали? Как вы думаете,  это короткое слово или длинное? Верно – короткое.  Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово.  Сколько шагов у вас получилось?  (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Игра «Сколько слогов в слове»

Мы  слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части.  Эти части называются слогами. Каждое слово  состоит из какого-то количества слогов.  Например, из 1 слога (1 хлопок — дом), из 2 слогов (2 хлопка — кукла), из 3 слогов (3 хлопка — бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка — карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных,  столько и слогов (хлопков, шагов)

Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

 «Разложи игрушки» (мелкие игрушки из кинде-сюрприз)

Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку.  В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога.  Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

Читайте также:  Как дать циклоферон ребенку 3 года

«Найди картинку».

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших  домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях.  Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.

Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.

В норме, дети уже в 3 года обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения. В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся  звукопроизношением может сказать «малялеть»  — самолет.

В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда.

Самостоятельно такие нарушения не проходят.

Слоговая структура является необходимым элементом для формирования грамматического строя речи.  Правильная речь имеет большое значение для ребенка при овладении грамотой и дальнейшего его успешного обучения в школе,  и как следствие — становление полноценной личности.

При нарушении слоговой структуры у детей отмечаются типичные нарушения:

элизии (сокращения, пропуск слогов) («апельсин – писин, телевизор – тизий,  капуста – пута»);

итерации (увеличение числа слогов за счет добавления слогообразуемой гласной) («чемодан – чиманадан, трава — тарава»);

антиципации (уподобление одного слога другому) («автомат – татамат), отдельные перестановки слогов и звуков («малоток – маталок, тамалок»);

сокращение стечений согласных звуков («шкаф – каф, бант – бат»);

искажения многосложного слогового состава незнакомого слова («магнитофон — мигифон», папоротник — папиик)

Маленькие дети могут переставлять,  пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.

Предлагаю вам оказаться  в роли детей, у которых нарушена слоговая структура слова. Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой структуры слова.

Игра «Отхлопай слово»

Оказывается любое слово  можно отхлопать. Например, слово кошка   (хлопок на каждый слог). Мы его произносим  по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога).  Молодцы, у вас все получилось.

Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко».  Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов  сделали? Как вы думаете,  это короткое слово или длинное? Верно – короткое.  Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово.  Сколько шагов у вас получилось?  (3 шага). Это длинное слово или короткое?

Игра «Сколько слогов в слове»

Мы  слова отхлопывали, прошагивали, то есть делили слова на части.  Эти части называются слогами. Каждое слово  состоит из какого-то количества слогов.  Например, из 1 слога (1 хлопок — дом), из 2 слогов (2 хлопка — кукла), из 3 слогов (3 хлопка — бегемот), бывают даже из 4 слогов (4 хлопка — карандаши) и 5 слогов (5 хлопков – велосипедист) это очень длинные слова. Запомните правило – сколько в слове гласных,  столько и слогов (хлопков, шагов)

Я подскажу маленькую хитрость, как себя можно проверить. Надо подложить ладошку под подбородок и сказать слово. Сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов в слове.

 «Разложи игрушки» (мелкие игрушки из кинде-сюрприз)

Разложить игрушки по количеству слогов в коробочку.  В первую ячейку мы положим игрушки, в названии которых 1 слог, во вторую – 2 слога, в третью – 3 слога.  Как проверить? Прохлопать, прошагать, проверить ладонью.

«Найди картинку».

Для закрепления умения делить слова на слоги можно использовать детские настольные игры, типа «Лото», «Зоопарк», картинки в детских книгах и журналах.

Сегодня я познакомила вас с конкретными приемами коррекции и развития слоговой структуры слова, которыми вы можете воспользоваться в ваших  домашних занятиях с ребенком. Какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с логопедом, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Мама очень многое может сделать для своего малыша в домашних условиях.  Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!

Источник