Если родители не занимаются развитием ребенка

Если родители не занимаются развитием ребенка thumbnail

Если родители не занимаются развитием ребенка

Малыши обычно любопытны, однако нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. Будет или нет развивать себя ребенок, зависит в первую очередь от двух обстоятельств: от уровня окружающего его комфорта и от участия родителей в его развитии.

Лучше всего дети развиваются в комфортных условиях: свет, тепло, любящие родители, достаточное количество заботы и интересные задачи для проверки себя на прочность, умелость и способность преодолевать трудности жизни. Если все легко – это неинтересно, развития не будет, поскольку незачем. Если в жизни ребенка одни трудности – он может замереть, как спящая почка или, наоборот, начать бунтовать и отвоевывать себе желаемое. Дело родителей – подбрасывать ребенку задачки, усложняя их по мере взросления ребенка. А когда ребенок вырастет настолько, чтобы слушать родителей – рассказывать ему о тех сложностях и радостях, которые были у вас в его возрасте, расширяя его способности понимания.

С другой стороны, хуже всего дети развиваются, когда родители и другие взрослые ими не занимаются, а условия жизни детей максимально комфортны. Чем лучше ребенку в отсутствие родителей, чем уютнее и комфортнее для него его среда обитания, тем хуже он будет развиваться. Зачем? У ребенка есть еда, тепло, вода, свет и нет нужды двигаться — в этом случае ребенок, то есть практически животное тело ребенка, не имеет никаких стимулов себя куда-то и как-то двигать.

Именно участие родителей в развитии детей — главный фактор развития. Данные говорят о том, что дети развиваются ТОЛЬКО тогда, когда их развивают родители.

Цитата: «Так получилось, что всю весну и лето я ездила в Дом ребенка, все в том же милом провинциальном городке в 200 км от Москвы. Никаких очередей из усыновителей, осаждающих главврача с желанием немедленно забрать в семью «генофонд» я не заметила. Детей много. Учреждение процветает: отличный ремонт, горы игрушек, годовалые детки, одетые в дорогие костюмчики безжизненно висят в дорогущих ходунках. И это не инвалиды – вполне здоровые малыши. Просто они не хотят ходить, потому что их никто не держит за ручки, не зовет, не тетешкает, не целует за каждый крошечный шажок. Дети не играют в дорогие игрушки. Не играют, потому что не умеют. Для этого нужны мама и папа».

Интересное направление для развития ребенка — установление ими живых отношений с родителями или другими взрослыми людьми. Хотя бы — как с живыми игрушками. И что? В условиях госпитализма дети не проявляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2—3 лет жизни.

В первые годы Советской власти было много брошенных детей, которые были сданы в дома ребенка. Их кормили, но взрослые ими не занимались, и младенцы росли, как овощи на грядке. И превращались в овощей. Через некоторое время, когда к ним подходили взрослые, брали их на руки, им улыбались и пытались с ними разговаривать, младенцы в ответ на это выражали только свое недовольство: им вполне комфортно было существовать без этих внешних помех.

При этом, стоит педагогу наладить взаимодействие с ребенком с синдромом госпитализма, как в течение короткого времени детей удавалось далеко продвинуть по пути развития, сформировать у них активное отношение к людям и окружающему миру. Малыши захотят развиваться, если это желание в них разовьют взрослые. Если взрослые развивать это не будут, малыш останется только овощем.

​​​​​​​Да, уважаемый К. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала — только создать соответствующие условия. «Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком» — писал он. Как относиться к его тезису? Двояко. По факту, это миф. С другой стороны — миф полезный, педагогически целесообразный.

Итого: когда человек развиваться особенно не стремится, имеет смысл ему внушать, что в каждом человеке заложено стремление к саморазвитию. Если же мы воспитываем детей, то надеяться на это стремление к саморазвитию — наивно. Если вы его создадите и воспитаете — оно будет. Если не создадите ребенку желание себя развивать — получите ребенка с более простыми ценностями, получите то, что создаст ребенку окружающее его российское общество.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка по месяцам таблица

Источник

В моде раннее развитие. Не успеет малыш появиться на свет, как целеустремленные родители начинают развешивать над кроваткой карточки с буквами и цифрами. Учить буквы – полезно и нужно, но одна мама так увлеклась развитием годовалого сына, что прикрепила к мебели большие надписи: «Стул», «стол» и так далее. Ну, вдруг кто-нибудь забудет.

Развивать малыша – дело хорошее, полезное и стоящее. Но с этим главное не торопиться. Одни мои знакомые учили сына читать по «Истории французской революции». Чадо буквы складывало, но понимать – ни слова не понимало. Мозг-то в 4 года созрел только до «Репки». И неужели ребенку будет хорошо, если он научится читать в 2 года?

Врачи прежупреждают, что раннее развитие может грозить проблемами. Если начать раньше времени и заставлять делать то, что трудно, можно отбить охоту развиваться в будущем. Заставляли сказать: «Крокодил» – попробовал сказать – не получилось – мама расстроилась – больше не хочу и пробовать не буду – замолчал! Вот такая схема может заработать. Лучше уж подождать, поиграть в то, что положено по возрасту, хвалить и видеть, какую радость такая игра принесет крохе!

Вот, что советует Елена Добробабенко, популярный психотерапевт, автор книги «Как воспитывать ребенка от 0 до 16»:

– Есть такая забавная история. В одной семье родители просили сына Ярослава произнести слово «Эфиопия». Друзья утверждали, что, если он научится выговаривать это слово, ему будет легче произносить другие сложные слова. Прошло время. И вот однажды, вставая с горшка и пытаясь самостоятельно натянуть штаны, ребенок философски изрек: – «Эфиопия» говорить научился, а штаны надеть не могу!!!

Родителям часто советуют побольше разговаривать с малышом, пораньше начинать учить его читать, тренировать память. Я же, наоборот, призываю не растить ребенка вундеркиндом. Почему? В чем опасность раннего развития?

Давайте определимся. Действительно, тренировка мышц речевого аппарата, разговоры с малышом, заучивание стихов имеют очень большое значение для предотвращения проблем с речью в более старшем возрасте.

В последнее время специалисты стали уделять пристальное внимание и развитию мелкой моторики пальцев. Всем этим необходимо регулярно заниматься, развивая речь ребенка и тренируя его память.

Но если родители торопят события, загружая мозг ребенка информацией, которую он не в состоянии воспринять и обработать, то последствия такой родительской поспешности могут оказаться не столь уж безобидными. Например, заикание чаще встречается у рано заговоривших детей. Причина – в неустойчивости нервной системы ребенка. Поэтому хороший логопед всегда порекомендует не перегружать память ребенка сложными стихами и хитрыми оборотами речи.

Ребенок должен делать только то, что может на данном этапе. Не ждите большего. Даже самый маленький всегда чувствует родительский настрой и будет остро переживать свое несоответствие ожиданиям. А результат таких переживаний – стресс и, возможно, вызванный им невроз.

Три простых правила общения с детьми

1. Не требуйте слишком многого от ребенка. Однако при этом не забывайте, что есть дети, которых обязательно нужно подтолкнуть. 2. Не перегружайте малыша, но и не забывайте помочь ему в развитии.

3. Любите ребенка таким, каков он есть, радуйтесь любым его маленьким достижениям.

Взрослые пытаются через своих детей реализовать собственные неосуществленные амбиции. Но раньше не было такого количества разнообразных методик, отвечающих этой родительской потребности.

Методики Монтессори, Никитина, Зайцева, бесспорно, интересны, полезны, способствуют развитию ребенка, но считать их истиной в последней инстанции нельзя.

Однажды мне пришлось долго успокаивать маму, испугавшуюся за умственные способности своего ребенка, после того как она услышала от подруги, что ее сын в 1 год и 8 месяцев знает почти все буквы алфавита. Так получилось, что я знала обе семьи и могла с уверенностью сказать, что девочка обеспокоенной мамы развивалась гораздо быстрее и лучше, чем знаток алфавита, вызубренного в ходе ежевечерних занятий.

Кстати о модных системах обучения. Приведу в пример прекрасный метод Г. Домана, заключающийся в том, что ребёнку постоянно демонстрируются и зачитываются карточки с буквами-слогами-словами. Я оцениваю эту методику очень и очень высоко. Она хорошо подходит для работы с отстающими в развитии детьми. Да и обычный ребенок благодаря ей может научиться читать к двум годам. Вроде бы все чудесно, если бы не одно очень большое “но”. Чтобы следовать указаниям авторов, а скрупулезно следовать им обязательно, иначе результата не добиться, вам потребуется дьявольское терпение и много свободного времени. Увы, это как раз те вещи, которыми редко обладает мама малыша. Изготовить трафарет и написать слова не так уж сложно, особенно если подключить к этому делу домашних. Но вот показывать карточки ребенку – по 5 наборов из 5 слов – изо дня в день по пять раз… Оцените сами свои силы!

Читайте также:  Задержка речевого развития у ребенка 3 лет признаки

Дорогие мамочки, как вы считаете, вредно ли раньше времени развивать малышей? Как вы помогали своим детям начать говорить, читать, писать?

Источник

Все родители хотят, чтобы их дети держались подальше от неприятностей, хорошо учились в школе и продолжали радовать их своими успехами, уже будучи взрослыми людьми. Но универсального рецепта, как воспитать из каждого конкретного ребёнка гения успеха, ещё никто не придумал. Впрочем, психологи всё же имеют некоторое представление о том, что объединяет родителей детей, которые добились успеха в жизни.

  • 1.Родители, которые приобщают детей к работе по дому.

«Если дети не моют посуду, это значит, что кто-то другой это делает за них. В итоге они не только не выполняют домашние обязанности, но и не получают знания о том, что член семьи должен внести свой вклад в общее дело», – отметила бывший декан первокурсников Стэнфордского университета Джулия Литкотт-Хаймс (Julie Lythcott-Haims) во время TED Talks Live.

Она считает, что дети, выполняющие работу по дому, становятся более самостоятельными и ответственными сотрудниками, которые хорошо взаимодействуют с коллегами. Этот же навык помогает им стать более чуткими людьми, поскольку они не понаслышке знают о том, что такое преодоление трудностей.

  • 2. Родители, которые учат детей социальным навыкам.

Исследователи из Университета Пенсильвании и Университета Дьюка следили за жизнью более 700 американских детей от 5 до 25 лет. В результате они обнаружилизначительную корреляцию между их социальными навыками в детском возрасте и дальнейшим успехом.

Оказалось, что дети, которые умели взаимодействовать со своими сверстниками без подсказок, помогать другим и самостоятельно решать проблемы, гораздо чаще получали диплом колледжа и работу к 25 годам. Такие выводы нельзя было сделать для тех, чьи социальные навыки были ограничены.

«Исследование показывает, что помощь детям в развитии социальных и эмоциональных навыков является одной из самых важных вещей, которые мы можем сделать, чтобы подготовить их к здоровому будущему», – отмечаетКристин Шуберт (Kristin Schubert) из Фонда Роберта Вуда Джонсона, который финансировал исследование.

  • 3. Родители с большими ожиданиями.

Профессор из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Нил Халфон (Neal Halfon) и его коллеги проанализировали данные национального исследования 6600 детей, рождённых в 2001 году. Специалисты пришли к выводу, что ожидания родителей относительно будущего подрастающего поколения оказывают огромное влияние на их последующие достижения.

«Родители, которые видели своего ребёнка учеником колледжа, казалось, вели его к этой цели независимо от своих доходов или других ресурсов», – заявилпрофессор.

Полученные данные подтверждаются и психологическим феноменом: эффектом Пигмалиона. Его смысл заключается в том, что ожидания одного человека относительно будущего другого могут служить провоцирующим фактором, своего рода пророчеством, которое ведёт к будущей самореализации человека, от которого ожидают тех или иных успехов.

  • 4. Родители имеют здоровые отношения друг с другом.

Дети, растущие в семьях, в которых постоянно возникают конфликты, живут хуже, чем те, чьи родители ладят между собой. Учёные из Иллинойсского университета подчеркнули, что при этом не имеет значения, разведены родители или нет.

Конфликты между мамой и папой, которые возникали до развода, также негативно сказываются на детях. А разногласия, появлявшиеся уже после расставания, оказывают негативное влияние на умение детей адаптироваться к новым условиям.

  • 5. Родители, которые начинают рано обучать своих детей математике.

Проведённый в 2007 году метаанализ, в который вошли данные о 35 тысячах дошкольников из США, Канады и Англии, показал, что раннее развитие математических навыков может помочь детям в будущем.

«Овладение математическими навыками в раннем возрасте положительно влияет не только на будущие достижения в математике, но и на будущее умение читать», – заявил соавтор работы Грег Дункан (Greg Duncan) из Северо-Западного университета.

  • 7. Родители, которые реже испытывают стресс.

Согласно недавним исследованиям, количество часов, которое мамы проводят со своими детьми в возрасте от 3 до 11 лет, не помогает спрогнозировать будущее поведение, благополучие или достижения ребёнка.

А вот стресс матерей, возникающий из-за постоянного жонглирования работой и домашними делами, может плохо сказаться на малышах, считает Кэй Номагути (Kei Nomaguchi), соавтор работы и социолог из Университета Боулинг Грин.

Понятие эмоционального заражения (когда психологическое состояние передаётся от одних людей другим), помогает объяснить этот феномен. Если родитель истощён или расстроен, то его настроение может перейти детям.

  • 8. Родители, которые являются авторитетом для своих детей, но не авторитарными тиранами или, наоборот, всеразрешающими.
Читайте также:  Мирилова эмоциональное развитие ребенка

Ещё в 60-х годах прошлого столетия Диана Баумринд (Diana Baumrind) из Калифорнийского университета в Беркли определила три основные стратегии воспитания.

Первая – авторитетная – подразумевает обучение с помощью личного примера. Вторая называется авторитарной, когда родитель отвергает ребёнка или отличается низким уровнем эмоционального принятия ребёнка и высокой степенью контроля. Третья стратегия в некоторых источниках значится как либеральная. Она характеризуется эмоциональным принятием и низким уровнем контроля в форме вседозволенности и всепрощения.

Наилучшим методом воспитания является первый. Именно в таких условиях малыш учится уважать авторитет родителя (и не только), и при этом не чувствует себя ущемлённым в правах.

  • 9. Родители, которые применяют поведенческий, а не психологический контроль.

Согласно данным исследования специалистов из Университетского колледжа Лондона, психологический контроль родителей над своими детьми играет значительную роль в их удовлетворённости жизнью и психическом благополучии.

Яркий пример психологического контроля – это постоянное принятие решений за ребёнка и подавление его мнения и проявлений. Такое отношение воспитывает зависимость от чужого мнения и неумение делать собственные шаги.

Поведенческий же контроль подразумевает под собой диалог и определение границ дозволенного. При этом в выставленных рамках ребёнок чувствует себя спокойно.

Дети, чьи родители проявляли заботу вместо психологического контроля, становились счастливыми и более удовлетворёнными взрослыми.

  • 10. Родители, которые спокойно воспринимают детские неудачи.

Одна из новейших тенденций в воспитании детей – изоляция их от всех возможных неудач и трудностей. В погоне за идеальным миром для своего чада родители порой не замечают, как берут на себя все повседневные заботы о жизни ребёнка.

Согласно опросу изданий The New York Times и Morning Consult, сегодня три четверти родителей уже взрослых детей в возрасте от 18 до 28 лет записывают их на приём к врачу и стрижку.

По мнению специалистов, такой метод воспитания подрастающего (и откровенно выросшего) поколения является противоестественным, поскольку родители должны подготовить ребёнка к жизни, а не жизнь к ребёнку.

  • 11. Родители, которые не разрешают детям слишком много смотреть телевизор.

Согласно исследованию учёных из Университета Огайо, проведённому в 2011 году, частый просмотр телевизора в юном возрасте, мешает развить коммуникативные навыки.

Более того, телевидение (а теперь уже, вероятно, и гаджеты) уменьшает количество времени, которое можно было бы потратить на общение между родителями и детьми.

К слову, недавно Всемирная организация здравоохранения посоветовалаограничить использование гаджетов для маленьких детей, так как это начинает всё больше сказываться на здоровье подрастающего поколения.

  • 12. Родители, которые учат детей самоконтролю.

Хороший навык самоконтроля у ребёнка помогает ему вырасти здоровым, богатым и даже способствует безопасности.

Согласно долгосрочному исследованию, опубликованному в издании PNAS, родители, следившие за тем, чтобы их дети контролировали свои желания, воспитывали более здоровых детей.

Будучи повзрослевшими, они продолжали контролировать своё состояние, зарабатывали больше денег, не становились преступниками и не употребляли наркотические вещества.

  • 13. Родители, которые уделяют внимание своим детям.

Согласно исследованию 2014 года, люди, рождённые в бедности, с большей вероятностью становились успешными, если их родители поддерживали с ними эмоциональную связь. Иными словами – обращали внимание на их нужды и выслушивали их в случае необходимости.

Более того, малыши, которые были окружены вниманием мам и пап, лучше справлялись со школьными тестами, имели более здоровые отношения со взрослыми и больше шансов получить высшее образование.

  • 14. Мамы и папы, которые берут отпуск по рождению ребёнка.

Первые месяцы после рождения являются решающим временем формирования прочной связи родителей и детей.

Исследование учёных из Университета Северной Каролины показало, что отпуск по уходу за ребёнком может существенно снизить уровень младенческой смертности и улучшить общее состояние здоровья малыша.

Дети, чьи матери брали декретный отпуск, имели более высокий уровень интеллекта, были образованней и впоследствии зарабатывали больше денег. Обратная ситуация наблюдалась у тех, чьи родители не сумели взять отпуск в их первые месяцы жизни.

Данная закономерность была особенно очевидна в семьях с низким уровнем образования.

Добавим, что ранее авторы проекта «Вести.Наука» (nauka.vesti.ru) также писали о том, как воспитать гения, и о мнении учёных относительно популярного метода воспитания кнута и пряника.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен! Еще больше интересного: https://zen.yandex.ru/vesti.ru

Источник